Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи.


В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.


Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания. Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.


При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы:При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы: 1.Рассматривание картинок, иллюстраций; 2.Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; 3.Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинке к отдельным фрагментам текста; 4.Выделение из текста фраз к каждой картинке; 5.Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); 6.Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; 7.Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.


Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: Стало светить яркое тёплое солнце. Стало светить яркое тёплое солнце. Началась весенняя капель. Побежали весёлы ручейки. Побежали весёлы ручейки. Детям нравится пускать кораблики.


Мнемотаблица ВЕСНА Весна Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.


Творческий рассказ «ВЕСНА» Весна Настала тёплая весна. Ярко светит лучистое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели голубые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. Верба развесила пушистые серёжки. Птицы звонко поют и вьют гнёзда. Ребята любят гулять на улице и пускать кораблики в лужах. Весной отмечают Мамин праздник. Я очень люблю маму. Поэтому дарю ей в этот день букет мимозы и свои рисунки.



1. предмет (кто это?, что это?) – яблоко 2. признак предмета (какой?, какая?, какое?) – красное, круглое, сладкое 3. действие предмета (что делает?, что сделает?) – растёт, наливается, падает 4. составление предложения – Спелое яблоко висит на ветке. Яблоко Яблоко растёт на яблоне. Оно красное и круглое. Осенью яблоки созревают. Из них варят яблочное варенье. Я люблю есть сочные яблоки. Составление небольшого рассказа по предметной картинке


Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида.


Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей». Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей».

из опыта работы
Верещагиной Е. В. учителя-логопеда
первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №18
комбинированного вида» г. Бузулука
Оренбургской области

В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми логопедами используются инновационные технологии. Одним из приёмов новейшей технологии является мнемотехника.

Мнемотехника это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает в развитии:

связанной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы потешек.

Учимся одеваться по мнемотаблице

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Колобок ((л), (л,))

Две руки ((р),(р,))

Нравится статья? Расскажи друзьям!

В МДОУ имеются коррекционно-логопедические группы. У детей с речевой патологией существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов детского сада применяется компьютерная программа «Учимся говорить правильно» с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.


На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

По результатам логопедического мониторинга групп нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Методическая копилка

Мнемотехника или мнемоника [греч. mnemonika искусство запоминания] - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, определенный текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком.

Рекомендации по использованию мнемотаблиц в работе с дошкольниками

"Учим детей загадывать загадки"

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Предлагая детям отгадать и заучить загадку, мы активизируем мышление ребенка, его память, воображение и, конечно, стимулируем речевое развитие. В пособии представлены загадки и мнетаблицы к ним.

Мнемотаблицы для пересказа

Елочка

Кончилось лето. Деревья нарядились в осенние наряды. У белой березы зеленые листья стали желтыми. Клен украсил себя желтыми и красными листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только елочка не поменяла своих зеленых иголок.

- Мой наряд еще не готов, - говорила елочка. Он будет готов только к Новому году.

Л.Н. Ефименкова


Испугалась

Маша летом жила у бабушки в доме. Однажды она пошла в лес за грибами. Вдруг из-за дерева выглянул серый волк. «Ой!» - закричала Маша и собралась плакать. Но вдруг серый волк залаял и замахал хвостом. «Да это же наша собака - Шарик!» - обрадовалась Маша.

Л.Н. Ефименкова

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо и увидели желтый блестящий круг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. Испугались щенки.

- Давай будем лаять, - говорит один щенок

- Давай, - согласился другой щенок.

Залаяли щенки. А круг поднимается все выше и выше.

- Испугался! - радуется первый щенок.

- Убегает! - говорит другой щенок.

Весело лают щенки

по М. Петрову


Спор животных

Корова, лошадь, собака заспорили между собой, кого из них больше хозяин любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. -Я ему дрова из леса вожу. Сам на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня,- говорит корова. -Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, -ворчит собака. -Я его дом стерегу.

Услыхал это хозяин и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны и каждый хорош на своем месте.


Бимка

В одном большом, красивом доме жил-был щенок Бимка. Однажды он пролез под забором и оказался в лесу. Здесь ему встретился ежик. Тронул его Бимка лапой - колется! Вдруг Бимка увидел бабочку - пеструю, воздушную - и побежал за ней. Бежал, бежал и заблудился. Смотрит Бимка - вокруг темный лес и дома не видно. Вдруг слышит: «Бимка! Бимка!» Это бежал и кричал Димочка, его хозяин. Мальчик погладил щенка, взял его на руки и отнес домой.

Т.А. Ткаченко


Актуальность: Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы нашего детского сада также выявило ряд сложностей в развитии связной речи: Недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Все вышесказанное привело меня к мысли использовать в своей работе по обучению детей связной речи мнемотехнику.


Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; развитие зрительно – пространственных функций; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие связной речи


Подготовительная работа: Изучение тематики годового плана старшей группы. Составление плана работы на год по мнемотехнике. Подбор и соотнесение картинок и информации с заданной темой. Основная работа: Составление мнемотаблиц и конспектов. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем во время работы с мнемотехникой в НОД. Использование воспитателями мнемотаблиц без участия логопеда. Заключительная работа: Подведение итогов работы, планирование на следующий год.


К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят: мнемотаблицы и коллажи, сенсорно-графические схемы предметно-схематические модели, блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация




Этапы работы над мнемотаблицами 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включается в процесс создания схемы. Вначале совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми(после ознакомления детей с информацией или произведениями, которые следует закодировать).





2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В старших группах – дети должны это делать самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого. По мере усвоения детьми данной техники, следует, постепенно убирать часть информации из мнемотаблицы оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти. 4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы детьми (после минимального освоения первых трех этапов работы). 5 этап: Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки по ней.


Результаты нашей работы: Использование в работе с детьми старшей группы мнемотехники привело нас к следующим результатам: Сократились временные рамки по усвоению детьми таких абстрактных понятий, как звук, гласный, согласный, мягкий, твёрдый; Активизировался словарный запас; Закрепилось понятие о логике построения рассказа (начало, середина и конец); Уменьшилось количество грамматических ошибок при построении распространенного предложения; Дети с желанием составляли и пересказывали литературные произведения на предложенную тему; Развитие связной речи; Помимо поставленных целей, дети преодолели робость и застенчивость.