Факультет очного и очно-заочного обучения

Студенты вузов – экономическому прогрессу

Конкурсная работа

«Разработка автоматизированной системы расчета учебной нагрузки кафедр МБИ»

Выполнили, прикладная информатика в экономике, студентка 5 курса
, прикладная информатика в экономике, студент 5 курса

Научный руководитель, к. т.н., доцент, профессор кафедры прикладной информатики

Санкт-Петербург

Введение. 4

Анализ процесса расчета учебной нагрузки кафедр МБИ.. 4

Структура Web-системы.. 6

Интерфейс администратора. 10

Интерфейс деканата. 11

Интерфейс кафедры.. 13

Выводы.. 15

Введение

Расчет учебной нагрузки кафедр и всего института является обязательным элементом любого высшего учебного заведения. В МБИ этот процесс состоит из нескольких этапов, к ним относятся:

· работа по подготовки рабочих учебных планов и сведений о студентах;

· работы, связанные с расчетом нагрузки и подготовкой необходимых документов;

· обработка и обобщение информации в учебно-аналитическом центре.

Анализ рынка программных продуктов показал, что существующие на данный момент системы не способны решать эту узкоспециализированные задачу, и те вузы, которые столкнулись с проблемой расчета учебной нагрузки кафедр, либо оставляют все как есть, либо сами разрабатывают системы под себя своими силами.

Поэтому целью данной работы стало создание информационной Web-системы, которая бы решала вопросы формирования плана учебной нагрузки кафедр МБИ. Эта система должна включать в себя ряд простых, интуитивно понятных пользовательских интерфейсов, которые необходимы для занесения, редактирования и удаления информации, участвующей в процессах подготовки учебных планов и сведениях о студентах, расчета нагрузки кафедр и формирования архива. При создании системы большое внимание было уделено автоматизации ее работы.

Каждый модуль имеет визуальное представление в качестве интерфейса в Web-браузере. Для того, чтобы это реализовать, были использованы стандартные Web-технологии, основанные на бесплатных, широко распространенных средствах: язык программирования php, Web-сервер Apache и система управления базами данных MySQL.

Анализ процесса расчета учебной нагрузки кафедр МБИ

В МБИ процесс расчета учебной нагрузки определяется следующими документами:

· Стандарт организации в системе менеджмента качества «Управление учебно-организационной деятельностью».

· Положение о порядке и сроках формирования плана нагрузки кафедр МБИ на учебный год.

· Положение об оплате труда ППС МБИ.

Первоначальным документом, с которого начитается процесс, является пакет учебных планов по всем специальностям. Он разрабатывается в строгом соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по специальности (направлению).

Учебные планы разрабатываются выпускающими кафедрами. Руководят разработкой деканы факультетов.

Утвержденный учебный план является основанием для издания приказа ректора о закреплении за кафедрами учебных дисциплин .

На основании учебных планов по специальности, деканы факультетов формируют рабочие учебные планы для каждого набора по специальностям.

· закрепленные учебные дисциплины;

· сведения о численности студентов в группах и потоках.

За каждую закрепленную за кафедрой учебную дисциплину заведующий кафедрой назначает ответственного из числа профессорско-преподавательского состава и организует работу по:

· расчету объема учебной работы кафедры на учебный год по дисциплинам;

· распределению преподавателей по группам и потокам;

· расчету учебной нагрузки ППС кафедры на учебный год;

· осуществлению проверки данных;

· анализу педагогической нагрузки на учебный год (выравнивание нагрузки по преподавателям).

После всей выполненной работы кафедра должна предоставить следующие документы:

· план распределения преподавателей кафедры по потокам и группам;

Рис. 3. Концептуальная модель данных разрабатываемой системы

В общем виде функциональная структура разрабатываемой Web-системы представлена на рис. 4. Она содержит хранилище данных (в базе данных БД UAC) и систему управления контентом (англ. Content management system, CMS) в виде совокупности программных модулей, формирующих пользовательские интерфейсы.

https://pandia.ru/text/78/159/images/image007_79.jpg" width="618" height="342">

Рис. 5. Административный интерфейс

Таким образом, администратор заполняет таблицы-справочники, что позволяет работать пользователям других интерфейсов с уже введенной и одобренной информацией, что позволяет избежать ошибок, неточностей и повторения данных.

Интерфейс деканата

Деканат - организационный центр по управлению работой факультета, возглавляемый деканом. Деканат выполняет функции координации и административного обеспечения учебного процесса, ведения делопроизводства. Деканат контролирует работу преподавателей и студентов на предмет ее соответствия учебному плану, осуществляет общее руководство учебной работой студентов.

В системе на сотрудников деканата возложена задача выполнять работу по добавлению, изменению и удалению вносимой информации, такой как:

· специальности;

· дисциплины учебного плана;

· учебные группы;

· лекционные потоки;

При определении функциональности интерфейса деканата были учтены и реализованы следующие подпроцессы:

· автоматическое формирование рабочих учебных планов для каждого нового набора студентов из учебного плана подготовки по специальности с возможностью их редактирования;

· автоматическое назначение учебных групп и лекционных потоков на учебные дисциплины рабочих учебных планов с возможностью ручного редактирования результатов.

· автоматическое формирование учебной нагрузки кафедрам на оба семестра планируемого учебного года по закрепленным учебным дисциплинам с указанием лекционных потоков, учебных групп, объема всех видов учебной деятельности (аудиторных часов и всех видов эксперно-консультационной работы).

Интерфейс деканата служит для внесения основной информации, которая в дальнейшем сформирует рабочие учебные планы и нагрузку для кафедр, закрепленных за факультетом (рис. 6).

Рис. 6. Интерфейс деканата

Для удобства просмотра информации в интерфейсе предусмотрена фильтрация вывода данных на экран. Для дисциплин это фильтрация по форме обучения, специальности и семестру, для учебных планов добавляется фильтрация по курсам и так далее.

Так как часто информация выводится в больших таблицах, с помощью функции, написанной на языке программирования javascript, предусмотрено сохранение фокуса последней редактируемой записи.

Эти возможности представлены на рис. 7.

Триггер" href="/text/category/trigger/" rel="bookmark">триггерное обновление редактируемых таблиц. Таким образом, когда пользователь добавляет новую дисциплину, для этой дисциплины автоматически формируется рабочий учебный план и распределение преподавателей, что также отображается и в интерфейсе кафедр, к которым относится эта дисциплина. Такие же изменения происходят и при изменении, и при удалении дисциплины. Это экономит время пользователя, позволяет избежать ошибок и всегда поддерживает базу данных в актуальном состоянии.

Интерфейс кафедры

Кафедра - это подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специальности или специализации.

При определении функциональности интерфейсов кафедр были учтены и реализованы следующие подпроцессы:

· автоматизированное распределение учебной нагрузки между преподавателями кафедры;

· автоматический расчет всех видов распределенной между преподавателями учебной нагрузки кафедры по дисциплинам, сгруппированные по факультетам и целиком за кафедру;

· автоматическая проверка распределения учебных часов и обучаемых между преподавателями кафедры на соответствие рабочим учебным планам и численности учебных групп с выдачей предупреждающих сообщений;

· автоматический расчет бюджета кафедры на учебную работу, детализованный по преподавателям, учебным дисциплинам и факультетам (с учетом ставок и норм оплаты различных видов работ ППС).

В интерфейсах кафедр имеется возможность блокировки доступности ставок ППС и результатов расчета бюджета кафедры для всех сотрудников кафедры, кроме заведующего кафедрой.

На рис. 8 представлен интерфейс кафедры в режиме автоматизированного распределения учебной нагрузки между преподавателями.

https://pandia.ru/text/78/159/images/image011_49.jpg" width="623" height="315 src=">

Рис. 9. Сводная нагрузка и бюджет кафедры на учебный год

В интерфейсе учебно-аналитического центра доступны результаты расчетов учебной нагрузки и бюджетов всех кафедр МБИ и имеется возможность получать обобщенные сведения за весь вуз.

Система в составе почти всех интерфейсов, кроме интерфейса учебно-аналитического центра, прошла тестовые испытания на примере расчета учебной нагрузки и бюджетов кафедр МБИ на 2009-10 уч. год и подтвердила свою эффективность. Недостатки и пожелания пользователей, выявленные в результате испытаний, легли в основу дальнейшего совершенствования системы.

Выводы

1. Была разработана информационная Web-система, которая включает рабочие интерфейсы созданных модулей, таких как деканат, кафедра, административный модуль и авторизация.

2. Для реализации был выбран самый эффективный, распространенный и бесплатный вариант. Это использование open-source систем: язык программирования php, Web-сервер Apach и сервер баз данных MySQL.

3. Результатом всех действий стала реализация всех интерфейсов в коде, и запуск системы на сервере.

С 10 марта действует новый порядок подсчета и оплаты рабочих часов для педагогов. В частности, установлен верхний предел их учебной нагрузки*. Проанализируем новации.

* Кроме того, введение в действие профстандарта для педагогов отложили на 1 января 2017 года (письмо Минобрнауки России от 2 марта 2015 г. № 08-237).

О.А. Примакова, эксперт журнала «Учет в сфере образования»

Где прописать учебную нагрузку

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников и продолжительность их рабочего времени утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее - приказ № 1601). А ранее действовавший приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» 10 марта утратил силу. Нагрузка преподавателя зависит от его должности и специальности. Объем учебной нагрузки устанавливают в начале учебного года и закрепляют в трудовом договоре. Объем нагрузки всех педагогических работников указывают в локальном нормативном акте образовательной организации.
В приказе № 1601 прописаны правила определения учебной нагрузки педагогов, причины ее изменения и ограничение верхнего предела количества часов преподавательской работы.
Кроме того, в нем уточнена норма рабочего времени педагога-библиотекаря, которая теперь составляет 36 часов в неделю.

Каким образом посчитать учебную нагрузку

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) у педагогов составляет не более 36 часов в неделю. Учебную нагрузку рассчитывают в зависимости от квалификации, специализации и занимаемой должности работника. При этом также имеет значение, по каким образовательным программам работает образовательное учреждение.
В целом преподавательская нагрузка может быть от 18 часов в неделю до 720 часов в год.
Нормы часов педагогической работы устанавливают в астрономических часах, включая перемены и динамические паузы.
По норме часов педагогической работы делают расчет для определения работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы в неделю (в год).
В ситуации, когда работник выполняет преподавательскую работу сверх нормы либо ниже ее, она должна быть оплачена по фактически отработанному объему часов.
Исключение - случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу № 1601 .

Локальные нормативные акты образовательного учреждения по назначению или изменению учебной нагрузки педагогов нужно принимать с учетом мнения представительного органа работников (п. 1.9 приложения № 2 к приказу № 1601).

Когда нагрузку можно снизить

Учебную нагрузку педагогов (кроме работников профессорско-преподавательского состава), установленную на начало учебного года, нельзя снизить в текущем учебном году по инициативе работодателя.
Однако и из этого правила существует исключение. Нагрузку разрешено уменьшить в связи с сокращением количества часов по учебным планам или снижением числа обучающихся. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения № 2 к приказу № 1601 .
Кроме того, администрация не может снизить объем часов, определенный работнику в текущем учебном году на следующий учебный год. Опять же за исключением случаев изменения учебных планов или сокращения численности обучающихся. При этом следует помнить, что если поменять учебную нагрузку, согласованную с сотрудником при заключении трудового договора, все же необходимо, то это можно сделать только по соглашению сторон и обязательно в письменной форме.
Руководитель должен предупредить работника не позднее чем за два месяца о возможном изменении нагрузки, сообщив причины такого решения.

Если нагрузка педагога 18 часов в неделю

Определена норма часов для преподавателей организаций, ведущих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта. Она составляет 18 часов в неделю.
Помимо этого скорректирован порядок подсчета и изменения такой нагрузки применительно ко всем педагогам.
При расчете учебной нагрузки преподавателей, работающих по норме 18 часов в неделю, важно установить:

  • количество часов по учебным планам;
  • рабочие программы учебных предметов;
  • кадровое обеспечение учреждения.

Выплата полной ставки заработной платы гарантирована учителям 1-4 классов при передаче уроков учителям-специалистам (при условии догрузки другой педагогической работой).
Также при условии догрузки полную ставку получают учителя отдельных дисциплин в образовательных организациях, расположенных в специализированных поселках и сельских населенных пунктах. Об этом сказано в пункте 2.2 приложения № 2 к приказу № 1601 .
Учебную нагрузку на новый учебный год в первую очередь сохраняют педагогам, работающим в учреждении постоянно, по основному месту работы.
Учителям выпускных классов предлагают учебные часы в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями учебных предметов.
Таким образом, администрация обеспечивает преемственность преподавания учебных дисциплин и сохраняет объем нагрузки педагогических работников учреждения.
Если учебные часы уменьшены, после истечения срока уведомления об их снижении учителям до конца учебного года и в период каникул выплачивают заработную плату:

  • за фактически оставшееся количество часов, если оно выше нормы часов за ставку;
  • определенную до уменьшения учебной нагрузки, если оставшаяся нагрузка ниже или равна норме часов учебной работы за ставку (в том в случае, если их невозможно догрузить другой педагогической работой).

Учителям, обучающим на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, эти часы преподавания включают в учебную нагрузку.
Время каникул для учеников, в том числе занимающихся дома, не основание для уменьшения учебной нагрузки и заработной платы педагогов.

Объем, порядок и срок оплаты педагогической нагрузки, выполняемой по совмещению, прописывают в дополнительном соглашении к трудовому договору (п. 5.4 приложения № 2 к приказу № 1601).

Учебная нагрузка в порядке замещения других преподавателей должна быть оплачена дополнительно. Это условие содержится в пункте 2.7 приложения № 2 к приказу № 1601 .

Если рабочее время 720 часов в год

Новым документом преподавателям организаций среднего профессионального образования определена нагрузка 720 часов в год на 10 учебных месяцев.
Когда такая норма не может быть выполнена в связи с отпуском или больничным педагога, ее уменьшают на 1/10 часть за каждый полный месяц и из расчета пропущенных дней за неполный (п. 4.4 приложения № 2 к приказу № 1601). При этом выплачивают среднемесячную зарплату независимо от объема отработанной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул учащихся. Нагрузка может быть снижена в течение учебного года по сравнению с его началом по причинам, не зависящим от педагога. Тогда ему начисляют заработную плату в размере, установленном на начало года.

Норма нагрузки профессорско-преподавательского состава

Для того чтобы рассчитать объем учебных часов профессорско-преподавательского состава на начало учебного года, нужно определить средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние границы в соответствии с должностями. Эти показатели устанавливают локальным нормативным актом образовательной организации.
Как уже было сказано, учебную нагрузку каждого педагога рассчитывают в зависимости от его должности и квалификации.
Нормы времени по видам учебной деятельности включают в нагрузку преподавателя в соответствии с программами высшего образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данные нормы организация принимает самостоятельно.
Локальным актом учебного заведения также определяют соотношение учебной нагрузки, установленной на учебный год, и других должностных обязанностей сотрудника в пределах рабочего времени.

За единицу времени принимают академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы.

Каковы ограничения верхнего предела нагрузки

В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников может быть ограничена верхним пределом. При этом объем учебной нагрузки при работе по совместительству не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, установленной по должностям профессорско-преподавательского состава.
Перечислим случаи ограничений.
1. В организациях среднего профобразования при норме 720 часов в год верхний предел не превышает 1440 часов в год.
2. В организациях высшего образования по профессорско-преподавательскому составу верхний предел учебной нагрузки равен 900 часов в год.
3. В организациях дополнительного профессионального образования по должностям профессорско-преподавательского состава верхний предел нагрузки не превышает 800 часов в год.

Нормы времени по видам учебной деятельности при подготовке кадров в интересах обороны и безопасности государства также устанавливают локальным актом организации. Однако они должны быть согласованы с соответствующим федеральным государственным органом.

I. Общие положения

1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1

1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.

1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

II. Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения

2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:

1 - 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

1 - 4 классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;

иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

2.3. При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2.4. Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

2.5. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

2.6. Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

2.7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

III. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, основания ее изменения

3.1. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, а также ее изменение осуществляются с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки в соответствии с пунктами 2.1 , 2.2 , 2.4 - 2.6 настоящего Порядка.

IV. Определение учебной нагрузки преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения

4.1. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев.

Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

4.2. Преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка.

4.3. Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется на количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

4.4. В случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.

4.5. В случае фактического выполнения преподавателем учебной (преподавательской) работы в день выдачи листка нетрудоспособности, в день отъезда в служебную командировку и день возращения# из служебной командировки уменьшение учебной нагрузки не производится.

4.6. Средняя месячная заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском.

4.7. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, либо уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года.

V. Особенности определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором

5.1. Определение учебной нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, осуществляется в соответствии с главами I - IV настоящего Порядка соответственно, и распределяется на указанный период между другими педагогическими работниками.

5.2. Определение учебной нагрузки педагогических работников на определенный срок осуществляется для выполнения учебной нагрузки на период замещения временно отсутствующих педагогических работников, а также на период временного замещения вакантной должности до приема на работу постоянного работника.

5.3. Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в соответствии с главами I - IV и настоящего Порядка.

5.4. Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

VI. Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения

6.1. Для определения учебной нагрузки педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава (далее - педагогические работники), ежегодно на начало учебного года по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее в данной главе - организация), с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки локальным нормативным актом организации устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава.

6.2. Учебная нагрузка каждого педагогического работника определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать верхних пределов, устанавливаемых по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

6.3. Учебная нагрузка педагогических работников включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31402) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1367), пунктом 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1258 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31136) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1258), пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1259 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31137) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1259), пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

6.4. Нормы времени по видам учебной деятельности, предусмотренным пунктом 6.3 настоящего Порядка, включаемых в учебную нагрузку педагогических работников, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку педагогических работников при реализации образовательных программ в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" , устанавливаются локальным нормативным актом организации по согласованию с соответствующим федеральным государственным органом.

За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации образовательных программ, в соответствии с пунктом 28 Порядка, утвержденного приказом N 1367, пунктом 17 Порядка, утвержденного приказом N 1258, пунктом 18 Порядка, утвержденного приказом N 1259.

6.5. Соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.

VII. Установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников

7.1. В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом в следующих случаях:

7.1.1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;

7.1.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;

7.1.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.

7.2. Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.

Помогите разобраться в ситуации, работодатель в лице директора образовательного учреждения по причине недобора студентов вынужден принять решение о снижении педагогической нагрузки по ряду дисциплин. Одному из работников (преподавателю) было предложено в связи с уменьшением нагрузки на 2014-2015 учебный год подписать доп. соглашение к труд. договору об уменьшении тарифной ставки до 0,5. Работник подписал данное соглашение. В 2015-2016 учебном году педагогическая нагрузка выросла. Обязан ли в данном случае работодатель по причине увеличения педагогической нагрузки предложить работнику заключить дополнительное соглашение об увеличении тарифной ставки до 1, учитывая, что уменьшение носило временный характер, т.е. на 2014-2015 учебный год? При ответе прошу ссылки на нормативные акты.

Ответ

Ответ на вопрос:

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

При этом если уменьшение нагрузки было временным (что было зафиксировано в доп. соглашении с работником), то по окончанию срока данного соглашения нагрузка становится прежней автоматически. Никаких дополнительных документов делать не нужно. То есть если в доп. соглашении прямо был установлен определенный срок его действия, то по окончанию данного срока работодатель и работник должны соблюдать прежние условия договора.

Если в доп. соглашении срока указано не было, то оно является бессрочным, и работодатель не обязан предлагать сотруднику увеличение его нагрузки и оплаты труда, но при необходимости может это сделать. При согласии сотрудника оформляется доп. соглашение об увеличении нагрузки и оплаты труда.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

В заключении хотим обратить внимание, что в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, эксперты готовят ответы на вопросы пользователей, если эти вопросы касаются деятельности (кадрового учета и трудового права) самого пользователя, а не третьих лиц, в чьих интересах задается вопрос. Если будет выявлено, что вопрос задается в интересах третьих лиц, эксперт имеет право отказать в ответе на заданный вопрос.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как установить режим работы педагогическому работнику

Законодательное регулирование рабочего времени

Какими документами регулируется продолжительность рабочего времени педагогических работников

Так, учителям-дефектологам и учителям-логопедам устанавливается 20-часовая рабочая неделя. Норма, равная 18 часам в неделю, определяется для учителей образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные ( приложения 1 к ). Указанная норма часов определена в астрономических часах и короткие перерывы (перемены) между ними, а также динамическая пауза ( примечания к к ).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:

  • учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
  • индивидуальную работу с обучающимися;
  • научную, творческую и исследовательскую деятельность;
  • другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;
  • методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;
  • работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников больше или меньше установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится оплата пропорционально фактически определенному объему педагогической или преподавательской работы.

Это предусмотрено в пунктах и примечания к к .

Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Особенности режима рабочего времени

Какие существуют особенности режима рабочего времени педагогических работников

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. По общему правилу количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке (например, утвержденные ).

Выполнение преподавательской работы регулируется непосредственно расписанием учебных занятий ( Положения, утвержденного ).

Другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, регламентируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Дни недели или иные периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям в качестве так называемых методических дней и т. п.

Период каникул или время отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

Режим рабочего времени педагогических работников образовательных организаций определяется с учетом режима деятельности этих организаций (круглосуточное пребывание обучающихся (воспитанников), пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и т. п.).

Режим работы педагогических работников устанавливается Правилами трудового распорядка образовательной организации, графиками работы и расписанием занятий, коллективным договором, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством ( , Положения, утвержденного ).

Внимание: работник должен быть ознакомлен под подпись с Правилами трудового распорядка, коллективным договором, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха ().

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.