Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство . В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции .

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии . Отмечается состояние эмоциональной напряженности , занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей . Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях , которые возникают у детей , то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития .

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций , помочь пережить определенные эмоциональные состояния , объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший» , как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится - мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны :

Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей . Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций , развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоционально устойчивыми и психически здоровыми нужно :

Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

Быть доброжелательными и терпимыми;

Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

Одобрять даже самые незначительные успехи детей .

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей . Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей .

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ , СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ , РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ .

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель : игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры : Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель : развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры : Детям предлагается поведать остальным о своем настроении : его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель : научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры : Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель : соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры : Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) :

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель : развитие эмпатии , умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику) .

Ход игры : Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить) . Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

«Эмоции героев »

Цель : способствовать развитию эмпатии , умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры : Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний . В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы .

«Интересный разговор»

Цель : снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение .

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста :

Лягушонок : «Квак-квак!»

А утенок : «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра общей и прикладной психологии

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

Специальность: 050400 - Психология и социальная педагогика

На тему: «Особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

Выполнил: студент группы № 7451

Печерская Светлана Викторовна

Проверил: старший преподаватель кафедры

Сидорова Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург 2016

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности
    • 1.1 Понятие и виды эмоций
    • 1.2 Фундаментальные эмоции и их комплексы
    • 2.2 Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
    • 2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

эмоция психологический дошкольник

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но значение этого, казалось бы, совсем небольшого отрезка жизни очень велико. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Совсем беспомощный, ничего не умеющий ребенок становится относительно самостоятельной, активной личностью. Каждая сторона психики ребенка получает определенное развитие, таким образом тем закладывается фундамент для дальнейшего роста и изменений в личности.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Развитая эмоциональная сфера способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. С другой стороны, нарушения в эмоциональной сфере вносят дисбаланс и в личностное развитие, особенно в дошкольном возрасте, когда личность ребенка активно формируется. Поэтому крайне важно обеспечить нормальное, естественное развитие эмоциональной сферы, изучить факторы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на нее, чтобы можно было во время обнаруживать и устранять негативные влияния, создавая благоприятную среду для развития эмоциональной сферы, а, следовательно, и психики ребенка в целом.

Целью курсовой работы является выявление особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования - эмоциональная сфера личности, предмет - развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте.

1. Исследовать научную литературу по теме развития эмоциональной сферы личности;

2. Изучить особенности психики детей дошкольного возраста;

3. Изучить особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности

1.1 Понятие и виды эмоций

Под эмоциями понимаются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. С помощью эмоций отражаются разные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

При изучении эмоционального процесса важно отметить наличие в нем следующих основных компонентов:

Компонент 1 - эмоциональное возбуждение, с помощью которого определяются мобилизационные сдвиги в организме. В любом случае, когда происходит значимое для личности событие, и оно является источником какой-либо эмоции, в организме человека начинает нарастать возбудимость, скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Иногда возникает противоположная реакция, и возбудимость может уменьшиться, но такие ситуации встречаются гораздо реже.

Компонент 2 - знак эмоции. Различают положительные и отрицательные эмоции. Первые возникают при оценке позитивного события, второе же напротив, - негативного. Каждая из этих эмоций побуждает соответствующие действия, связанные с событием: для положительных эмоций это действия, поддерживающие события, а для отрицательных - это действия, направленные на устранение контакта с событием.

Компонент 3 - степень контроля эмоции. В психологической литературе различается два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты и крайние возбуждения. К аффектам относятся состояния, при которых человек способен сохранять контроль и ориентацию (гнев, радость, страх). При крайних же возбуждениях контроль и ориентация практически невозможны (ужас, бешенство, паника, отчаяние).

В случаях, когда есть сильная тенденция к определенным действиям, эмоциональное возбуждение может стать эмоциональным напряжением. Например, при возникновении страха, человек хочет убежать. Но часто эта тенденция оказывается заблокированной (человек хочет убежать, но замирает на месте не в силах пошевелиться). Отрицательные эмоции направлены на приостановку деятельности, приводящей к их возникновению. В то же время отрицательные эмоции становятся источниками действий, направленных на снижение эффекта вредного воздействия. Например, если человек обжег руку, что вызвало у него боль и, соответственно, отрицательные эмоции, то он сначала убирает руку от горячей поверхности (то есть останавливает деятельность, из-за которой возникли эмоции, а затем прикладывает что-то холодное к руке, чтобы уменьшить боль и тем самым снизить негативное воздействие).

Особенности сигнального раздражителя, который вызывает эмоциональный процесс, определяют непосредственно форму эмоции. Специфическую адресацию имеют все сигналы, которые связаны с конкретными потребностями (дыхание, питание и т.д.). Чем сильнее уровень воздействия раздражителя, тем сильнее будет эмоция, вплоть до самых крайних возбуждений - боли, отвращения, пресыщения.

Еще один источник эмоционального процесса называется предвосхищением. Например, человек получает сигналы о возможном неудовлетворении потребности, из-за чего у него возникает чувство гнева. Либо при длительном негативном психическом состоянии и чувстве боли у человека возникает чувство страха. При удовлетворении потребностей человек получает соответствующие сигналы, из-за которых появляется надежда. Если личность получает сигналы, которые предвосхищают какое-то неопределенное новое событие в жизни, то появляется любопытство.

Многие сигналы могут вызывать разные эмоции. Это зависит от того, имеется ли у личности возможность соответственно отреагировать на сигнал или такая возможность у нее отсутствует.

Характер протекания процессов выполнения деятельности и регуляции является еще одним источником эмоций. Если человек эффективно, беспрепятственно решает задачи, выполняет какие-либо действия, тогда у него возникают положительные эмоции, чувства удовольствия и удовлетворения. Напротив, срывы в работе, помехи в деятельности, которые мешают достигнуть поставленной цели (данное явление носит название фрустрации), являются источниками неудовлетворения, гнева, раздражительности, озлобленности.

По своей продолжительности эмоции могут быть различными: кратковременными состояниями и продолжительными (устойчивыми) настроениями.

Изучение эмоциональной сферы личности невозможно без классифицирования эмоций. Оптимальной классификацией считается разделение по ценности возникающих переживаний для каждого субъекта. Согласно данной классификации выделяют следующие виды эмоций:

1. Альтруистические. Под ними понимаются переживания, возникшие на основе потребности помогать или покровительствовать другим людям. Сюда можно отнести желание приносить другим радость и счастье, беспокойство за чью-либо судьбу, забота о ком-то. Также к альтруистическим эмоциям относят соучастие в чье-то жизни (радоваться чьим-то успехам, переживать чье-то горе).

3. Глористические. Это эмоции, которые формируются как следствие потребности человека в самоутверждении, в получении славы. Сюда можно отнести чувство превосходства, уязвленного самолюбия, стремление завоевать признание.

4. Практические. Сюда относятся эмоции, которые вызваны непосредственно деятельностью, ее изменениями, ее результатами (успех, неудача), трудностями в работе. Практическими эмоциями является удовлетворение, восхищение результатами своей работы, ее продуктами.

5. Пугнические. Данная группа эмоций происходит от потребности преодолевать опасности. Например, желание получить острые ощущения, наслаждение риском, спортивный азарт, злость, волевое напряжение.

6. Романтические. Эти эмоции возникают из-за стремления человека к необыкновенным, неизведанным и таинственным явлениям. Например, чувство особой значимости происходящего, чувство таинственного, зловещего, ожидание какого-то чуда, чего-то очень хорошего.

7. Гностические. В данную группу входят эмоции, происхождение которых связано с потребностью в познании нового: чувство удивления, стремление понять сущность процесса или явления, чувство догадки, радость при открытии истины.

8. Эстетические. Данная группа эмоций связана с лирическими переживаниями человека. Например, чувство грациозного, возвышенного, изящного, жажда красоты, чувство драматизма, растроганности.

9. Гедонистические. Эти эмоции возникают при удовлетворении потребности в комфорте, как телесном, так и душевном. Например, наслаждение вкусной пищей, теплом, приятными ощущениями от массажа, чувство безмятежности, беззаботности.

10. Акизитивные. Данный вид эмоций появляется у людей, склонных к коллекционированию или накоплению каких-либо вещей.

Например, радость при увеличении своих накоплений, приятное чувство при разглядывании и перебирании своих коллекций, стремление что-то искать и приобретать.

1 .2 Фундаментальные эмоции и их комплексы

Эмоции, имеющие специфически внутренне детерминированную нервную основу, выраженные внешне особыми нервно-мышечными или мимическими средствами, а также обладающие особыми субъективными переживаниями (феноменологическое качество), называются фундаментальными.

Именно фундаментальные эмоции являются одними из самых важных в жизни человека. Но сами по себе, без связи с другими эмоциями, они могут существовать лишь короткие периоды времени, до процесса активации других, более сложных эмоций.

Для более полного понимания эмоциональной сферы человека необходимо рассмотреть фундаментальные эмоции, причинных их возникновения и значение в жизни людей.

Первая фундаментальная эмоция, которая мотивирует человека обучаться, развивать свои навыки и умения, а также творческие стремления. Эта эмоция называется интерес-волнение. Благодаря этой эмоции человек становится более любознательным, у него повышается внимание, он может увлечься объектом интереса. Благодаря интересу, вызванному окружающими, жизнь человека может облегчиться, а эмоциональные межличностные отношения могут начать развиваться в лучшую сторону.

Второй фундаментальной и в то же время максимально желаемой эмоцией является радость. Нельзя говорить об этой эмоции как о результате прямого стремления получить ее, она скорее является побочным продуктом условий и событий.

Из-за резкого повышения нервной стимуляции вследствие какого-то внезапного события возникает третья фундаментальная эмоция - удивление. Благодаря этой эмоции все познавательные процессы личности направляются на объект, ставший причиной удивления.

Горе или страдание являются четвертой фундаментальной эмоцией. Она испытывается тогда, когда человек чувствует одиночество, мало контактирует с людьми, испытывает жалость к себе, падает духом.

Следующая фундаментальная эмоция - это гнев. При проявлении этой эмоции меняется и физическое состояние человека (мышечное напряжение, прилив сил, кровь приливает к лицу), и духовное (возникает чувство храбрости, уверенности в себе и своей правоте).

Вместе с предыдущей фундаментальной эмоцией часто возникает еще одна - отвращение. Несмотря на это, отвращение возникает по иным причинам и переживается не так, как гнев.

Седьмая фундаментальная эмоция - это презрение. Оно возникает из-за желания превосходить в чем-то других людей. Человек, на которого направляется презрение, часто деперсонализируется в глазах личности. Поэтому данная эмоция является «холодной».

Фундаментальная эмоция, испытанная каждым человеком хотя бы раз в жизни, - это страх. Он образуется из-за реальной опасности или из-за того, что человек воображает себе какую-то опасность. По причине сильного страха люди могут ощущать неуверенность в себе и испытывать дурные предчувствия.

Другая фундаментальная эмоция является мотиватором для желаний спрятаться и исчезнуть. Эта эмоция называется стыдом. Из-за этого чувства человек может ощущать себя бездарным, если оно сохраняется длительное время, то это препятствует развитию человека. С другой стороны, чувство стыда помогает человеку находиться в зоне комфорта, способствует тому, что люди стараются не нарушать установленных норм поведения, а это, в свою очередь, помогает сохранить самоуважение личности.

Со стыдом часто связана такая эмоция, как вина. Но если стыд появляется при любой ошибке, то вина связана с нарушением норм морали и этики, и только в ситуациях, где личность чувствует собственную ответственность.

Как правило, у каждого человека более или менее стабильно и часто проявляется несколько фундаментальных эмоций в комплексе, что обуславливает его эмоциональные черты. Их развитие зависит не только от особенностей жизни личности, но и от генетических предпосылок. Различают следующие эмоциональные черты:

1. Тревожность. Она основывается на такой фундаментальной эмоции, как страх. Также к нему примешиваются такие чувства, как гнев, стыд, горе, вина. Крайне редко еще может встречаться интерес-наблюдение.

2. Депрессия. Данную эмоциональную черту составляет следующий комплекс эмоций: отвращение, презрение, горе, гнев, страх, вина, робость. При этом отвращение, презрение и гнев могут относиться и к самому себе и к окружающим. Депрессия часто проявляется не только в эмоциональном плане, но и в физическом: ухудшается самочувствие человека, он становится более утомляемым. Эти факторы образуют «замкнутый круг», они являются мотивацией для развития депрессии.

3. Любовь. Этот комплекс эмоций находится на особом месте в жизни людей, благодаря ему у людей возникает чувство радости, а жизнь начинает играть новыми красками. Различают множество видов любви, у каждого из которых есть свои признаки и свой комплекс факторов. Общим среди них является то, что всякая любовь создает связь между людьми, а эта связь имеет не только личностное, но и биологическое, и социокультурное значение.

4. Комплекс эмоций, являющийся объединением таких фундаментальных эмоций, как гнев, отвращение и презрение, называется враждебностью. Иногда она приводит к возникновению агрессии. В зависимости от того, какими знаниями обладает личность об объекте, на который враждебность направлена, она может перерасти в ненависть.

Таким образом, эмоции и чувства человека являются отражением его переживаний относительно предметов и явлений, происходящих в его жизни. Все виды деятельности и поведение любого человека, как взрослого, так и ребенка, сопровождаются чувствами. Но если взрослый человек часто может контролировать свои эмоции, то ребенок становится их пленником, потому что управлять ими он еще не может. Поэтому главным направлением развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста является именно возникновение способности к управлению собственными эмоциями, то есть к произвольности поведения. С возрастом чувства рационализируются, начинают подчиняться мышлению. Ребенок начинает усваивать нормы этики и морали, начинает сопоставлять с ними свои поступки.

Фундаментальные эмоции со временем начинают развиваться, меняется их содержание и динамика. Они становятся устойчивее, глубже. На их основе с возрастом формируются высшие чувства - познавательные, моральные, эстетические.

Ребенок сначала учится понимать свои чувства, а по мере взросления и чувства других людей. По внешнему проявлению в позе, мимике, жестах, голосу дети учатся различать эмоциональное состояние других людей.

Конечно, самыми понятными для детей являются базовые эмоции (гнев, радость, печаль). Ребенок переживает вместе с героем сказки, радуется вместе с ним, боится за него. Также и в играх дети могут передать простые базовые эмоции. Развитие чувств и у ребенка, и у взрослого человека проходит под воздействием множества факторов, в числе которых вся его деятельность и общение с окружающими.

Глава 2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника

2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольным возрастом называется этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

1. младший дошкольный возраст -- от 3 до 4 лет;

2. средний дошкольный возраст -- от 4 до 5 лет;

3. старший дошкольный возраст -- от 5 до 7 лет.

В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность на данном этапе -- сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

· Развитие мотивационно-потребностной сферы -- освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

· Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

· Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

· Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Психические новообразования

Центральное новообразование дошкольного возраста -- формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания -- память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

· Негативизм;

· Упрямство;

· Строптивость;

· Своеволие;

· Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;

· Деспотизм;

· Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

· Потеря непосредственности;

· Появление «скрытности» в отношении своих чувств;

· Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребенка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

2.2 Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

освоение социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку. В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести:

К односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

К ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

К страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях:

При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался. Кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости. При этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мимического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешным оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упрощенности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый. Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом снижению уровня выполнения деятельности; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Эмоциональная синтония как эмоциональное заражение начинает терять свое значение, так как ребенок становится вполне независимым от непосредственного воздействия конкретной ситуации и эмоциональное состояние даже близких людей уже не "заражает" дошкольника как прежде, а затрагивает только в случае его активного участия в ситуации появления данного состояния, при знакомстве с причинами, вызвавшими эту эмоцию. Возникает эмоциональная децентрация как механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме.

Появляются такие новые формы социальных эмоций, к которым можно отнести сопереживание, сочувствие, соучастие другим людям, являющиеся различными формами протекания эмпатии. В младшем и среднем дошкольном возрасте специфика эмпатических переживаний преобразуется под влиянием дифференциации (отделения) себя и другого человека как отдельных субъектов общения и эмоционального переживания. У дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками постепенно возникает способность предвосхищения последствий определенных ситуаций и возможность эмоционального оценивания себя и других, т.е. начинает формироваться механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Возникновение эмоционально-когнитивной децентрации способствует развитию более сложных форм эмпатии, таких как сочувствие, сопереживание и соучастие. Старший дошкольный возраст отличается специфической формой протекания эмпатийного реагирования, что обусловлено преобразованием эмоциональной сферы дошкольников от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной моральными нормами и отношениями эмпатии. Развитие эмпатийных переживаний у дошкольников происходит под влиянием различных психологических, социальных и физиологических факторов (рис. 1).

В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции:

* эмоциональное предвосхищение - психологический механизм, позволяющий ребенку эмоционально оценить (предчувствовать) возможные последствия до осуществления им каких-либо действий;

* произвольность эмоциональных процессов - способность регулировать свои непосредственные желания и соотносить их с сознательно поставленными целями; * вербальное обозначение эмоциональных состояний; * эмоциональная коррекция - психологический механизм регуляции поведения старшего дошкольника, основанный на его внутренней детерминации мотивами.

Рис. 1 Факторы развития эмпатийных переживаний в дошкольном возрасте

В процессе усложнения деятельности дошкольников и отдаления ее начальных этапов от результатов происходит изменение места эмоциональных переживаний во временномй структуре деятельности, заключающееся в том, что эмоции начинают предвосхищать ход выполнения будущих действий. Переход эмоций с конечного этана деятельности к ее начальному этапу происходит постепенно и предполагает значительные преобразования в составе и структуре эмоциональных процессов. Сначала определенные эмоциональные переживания появляются у дошкольника только в случае, если неадекватные действия уже вызвали отрицательные последствия и привели к отрицательной оценке со стороны взрослого и сверстников. Па первоначальном этапе образования новых социальных мотивов эмоциональная коррекция является несовершенной и отличается запаздывающим характером, она возникает тогда при условиях существенного отклонения поведения от необходимых параметров, а его отрицательные результаты уже привели к получению негативной социальной санкции.

Постепенно, наряду с возрастанием побудительной силы складывающихся у дошкольников социальных мотивов поведения, осуществляется переход от относительно элементарной, запаздывающей, к более сложной, опережающей эмоциональной коррекции деятельности. Эмоциональные реакции начинают возникать до начала выполнения действия в виде эмоционального предвосхищения его будущих результатов и той воображаемой ситуации, которая может возникнуть при завершении действия.

Эмоциональное предвосхищение появляется примерно на четвертом году жизни и выполняет важнейшую регулирующую функцию в более сложных по структуре и мотивационных механизмах игровой и продуктивной деятельности, которые начинают формироваться у дошкольников и для реализации которых требуется не только предварительно вообразить будущие результаты действия, но и заранее пережить ту значимость, которую они будут представлять для самого ребенка и для окружающих его взрослых. Эмоциональное предвосхищение появляется как результат особой ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста во внутреннем плане, которая возникает на основе его практического взаимодействия с окружающим миром. В такой деятельности формируется специфическая функциональная система, в которой органически взаимосвязаны как собственно эмоциональные, так и когнитивные процессы. В процессе развития данной системы эмоции приобретают интеллектуальный характер, обобщаются, становятся предвосхищающими. В свою очередь, когнитивные функции в данной системе начинают приобретать эмоциональный характер и реализуют смыслоразличение и смыслообразование.

В ходе такой эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты взаимоотношений с окружающими и таким образом получает возможность не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и для других людей. Эта деятельность первоначально складывается как внешняя, развернутая и предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь затем и лишь на этой основе подобная деятельность может приобрести внутренний характер и осуществляться в идеальном плане, в плане эмоционального воображения.

В дошкольном детстве формируется также язык эмоций как система словесных обозначений эмоциональных состояний и других свойств эмоциональной экспрессии (мимика, пантомимика, жесты, интонация, физиологические изменения), а также причин и результатов переживаемых эмоциональных состояний. Общая возрастная динамика развития языка эмоций у дошкольников характеризуется переходом от словесного неструктурированного обозначения эмоциональных явлений, которая типична для младшего дошкольного возраста к словесному структурированному обозначению посредством обобщенных понятий, что присуще для старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте эмоциональная лабильность, которая выражается в легкости и быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы, постепенно трансформируется в пластичность эмоций, которая характеризуется гибкостью смены эмоциональных переживаний, опосредованной нейтральными формами эмоциональных состояний. То есть удерживается полный цикл входа в эмоциональное состояние и выхода из него без наложения их друг на друга. Кроме того, смена различных ситуаций для дошкольника не определяет изменения содержания его эмоционального состояния по причине устойчивого эмоционального отношения к различным объектам и увеличения времени протекания эмоционального реагирования. В старшем дошкольном возрасте выход из эмоционального состояния может быть осуществлен произвольно самим ребенком в соответствии с социальной установкой или игровыми требованиями.

В случае сохранения к старшему дошкольному возрасту эмоциональной лабильности с выраженной неустойчивостью общего эмоционального фона и его высокой зависимостью от незначительных изменений ситуации констатируют отклонения эмоциональной сферы ребенка. Неадекватная возрасту эмоциональная лабильность характеризуется также резкими переходами от повышенно-благодушного настроения (эйфория) к злобно-тоскливому (дисфория).

Таким образом, на протяжении дошкольного детства осуществляются важные преобразования в эмоциональной сфере ребенка (рис. 2). В целом для дошкольного возраста характерно значительное разнообразие эмоциональных состояний и чувств, их углубление и повышение уровня их устойчивости, продолжительности, интенсивности и четкости проявления, постепенное совершенствование произвольной эмоциональной саморегуляции.

Заключение

В ходе изучения особенностей развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста было установлено, что на нее влияют внутренние и внешние факторы.

Также было установлено, что в развитии эмоциональной сферы дошкольника выделяются следующие основные направления:

Усложнение содержания эмоциональной сферы, появление и развитие импрессивной стороны эмоций и чувств;

Формирование общего эмоционального фона психической жизни ребенка.

Становление экспрессивной сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

Воля ребенка дошкольного возраста развивается в тесной взаимосвязи с развитием мотивов поведения, формированием взаимоподчинения мотивов. Такое продвижение мотивов на первый план и появление определенного направления приводит к тому, что ребенок начинает осознанно добиваться поставленных перед собой целей, не поддается воздействию менее значительных и не связанных с целью побуждений.

Развитие волевых действий ребенка дошкольного возраста включает в себя три связанных между собой стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, часто - ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами деятельности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребёнка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Подобные документы

    Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2007

    Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Эмоции: сущность понятия; развитие эмоциональной сферы дошкольников 5-7 лет в различных видах деятельности: педагогические условия, методы и приемы. Структура занятий, взаимодействие специалистов и родителей по развитию высших нравственных чувств ребенка.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и проведение эмпирического исследования эмоциональной сферы подростков. Значение эмоций в жизни ребенка.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Общая характеристика психологического развития детей. Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста. Влияние стиля взаимодействия с ребёнком в семье, наличие или отсутствие у него братьев и сестёр на развитие его эмоциональной сферы.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2012

    Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Проблема эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в отечественной литературе. Анализ психологической литературы по изучению проблемы компьютерных игр. Организация исследования влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2014

    Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Психологические особенности социальной депривации таких детей. Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии. Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата. Психологические особенности женщин зрелого возраста. Условия развития личности в зрелом возрасте.

Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности чело­века. Содержание чувств составляют устойчивые отношения лич­ности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему раду­ется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его ин­дивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глу­бокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависи­мости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних - чувство неудов­летворенности собой, активности, бодрости, боевого возбужде­ния, у других - чувство беспомощности и досады, уныния, апа­тии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные чувства развиваются по мере приобретения личнос­тью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людь­ми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морально­го поведения в коллективе, испытывает чувство морального удов­летворения от выполнения этических норм.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художествен­ных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой. Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состоя­ние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой дея­тельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют меж­личностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе - все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близ­ких.

В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становят­ся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напря­женности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи пред­лагают следующие методы: различные техники нервно-мышеч­ной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (тех­ники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др.

Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, при­меняя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоциональ­но яркой, оптимально использовать энергию эмоций для дости­жения своих целей.

Эмоциональная сфера личности - сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

Эмоциональная сфера может занимать разное место в структуре личности разных людей. В зависимости от природных характеристик - темперамента, эмоциональной устойчивости, возбудимости, сензитивности - а также от структуры потребностей и мотивов эмоции будут играть разную роль в поведении и жизни человека.

Эмоция - это личностно значимое отношение к чему-либо.

Эмоциональное переживание связано с глубинным Я человека. Эмоции никогда не лгут, все значимые аспекты жизни отражаются в эмоциональных переживаниях личности, а потому по эмоциональным реакциям можно понять сущность человека.

В структуре эмоциональной сферы личности по параметрам силы, длительности, глубины, форме выражения эмоциональных переживаний выделяют разные ее компоненты. Это собственно эмоции, аффекты, чувства, страсти и др.

Собственно эмоции , или эмоции в узком смысле слова, характеризуются меньшей устойчивостью и длительностью в сравнении с чувствами. Они проявляются скорее ситуативно и могут иметь разный уровень интенсивности. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, возникающие в критических условиях, называют аффектами. Аффективный взрыв плохо управляем и может сопровождаться резко выраженными двигательными и висцеральными реакциями, нарушением саморегуляции, потерей контроля за действиями, повышенной моторной активностью.

Наиболее устойчивые эмоциональные состояния называют чувствами. Чувства могут оставаться неизменными на протяжении длительных периодов жизни человека (месяцы, годы), возможно, даже всю жизнь. Чувства характеризуют отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Чувства человека выявляют его направленность, жизненные стремления и установки. В зависимости от сферы деятельности, предметов, объектов, на которые направлены чувства, их подразделяют на разные виды. Среди них выделяют:

  • 1) моральные (нравственные ) чувства , характеризующие отношение человека к себе и другому;
  • 2) интеллектуальные чувства - отношение человека к новому, любознательность, интерес к разным областям знаний и т.д.;
  • 3) эстетические чувства - отношение к прекрасному и безобразному, природе, искусству, ощущение красоты, ритма, гармонии.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти.

Страсть - эго чрезвычайно глубокое и сильное чувство, захватывающее человека целиком, подчиняющее себе его поведение, овладевающее его мыслями и поступками.

Относительно длительное невысокой интенсивности общее состояние, фон, окрашивающий чувства - это настроение. Настроение - это общее состояние, оно не предметно, а личностно. И в этом его отличие от других видов эмоций.

Наряду с отмеченными составляющими эмоциональной сферы личности выделяют также эмоциональные состояния. Одним из видов эмоциональных состояний является эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс - особая форма переживания чувств, в какой-то степени она близка к аффекту (по силе, глубине воздействия), а по длительности приближается к настроению. В качестве составляющих компонентов эмоционального стресса называют: тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др.

Наряду со стрессовым состоянием некоторые авторы выделяют состояние монотонии (скуки); эмоциональное выгорание - как состояние истощения, эмоционального перенапряжения, опустошенности; отвращение - как реакция отторжения чего-то крайне неприятного и др.

Единая общепринятая классификация эмоций в современной психологии отсутствует, да, наверно, ее и невозможно создать. Количество эмоций огромно. Не всегда возможно определить, является ли та или иная эмоция самостоятельным образованием, или просто альтернативным обозначением другой эмоции. Перечислить их все довольно трудно. Разные исследователи предлагают разные классификационные схемы, используя различные критерии. Так, по критерию оценки, можно разделить эмоции на положительные и отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствующие мобилизации сил) и астенические (расслабляющие, характеризующиеся пассивностью, угнетающие) эмоции.

Одна из наиболее известных классификаций эмоций - классификация К. Изарда . Он выделяет фундаментальные эмоции, каждая из которых описываегся целым спектром более частных психологических характеристик и внешних проявлений, а также их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Б. И. Додонов 1 выстраивает классификацию эмоций на основе их связей с основными потребностями. Он выделяет 10 эмоций, куда включает: альтруистические (на основе потребности в помощи), коммуникативные (на основе потребности в общении), глорические (на основе потребности в самоутверждении), практические (возникающие в связи с осуществлением деятельности), романтические (на основе стремления к таинственному), пугнические (на основе потребности в борьбе), гностические (на основе стремления к получению новой информации), эстетические (на основе потребности в наслаждении красотой), гедонистические (на основе потребности в комфорте) и акизи- тивные (на основе потребности накопления) эмоции.

Среди эмоциональных характеристик человека выделяют также и эмоционально-личностные качества или свойства , которые формируются в процессе взросления под воздействием внешних условий и генетических предпосылок. В отличие от эмоций и эмоциональных состояний, эмоционально-личностные свойства обладают высокой устойчивостью и могут проявляться на протяжении длительных периодов жизни человека или даже на протяжении всей жизни в целом. К ним относятся такие, как эмоциональная устойчивость, обидчивость, агрессивность, экспрессивность и др.

  • Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) «Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Надо ли, на Ваш взгляд, помогать своим родителям? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Да, по возможности материально 11,5 13 - Не надо, пусть сами справляются 0,5 0 - Надо, только в исключительной ситуации 2,5 1,5 - Всегда и всем, что им понадобится 40 54 - Не надо, родители должны заботится и помогать детям всю жизнь 0,5 0 - Вниманием, заботой, помощью в домашних делах 44 31 -Трудно сказать 1 0,5

5 слайд

Описание слайда:

Как, на Ваш взгляд, поступать с неизлечимо больными новорожденными? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Трудно сказать 25 37,5 - Воспитывать дома как полноправного члена семьи 32,5 28,5 - Отдавать на воспитание в специализированное учреждение 3,5 4 - Лучшевсего сразу не давать им возможности жить, чтобы они не мучились и не мучали близких 17 12 - Воспитывать дома, периодически помещая их в медицинские учреждения 16 12,5 - Определить в специализированное учреждение, периодически забирая домой 5,5 4 - Не забирать из роддома 0,5 1,5

6 слайд

Описание слайда:

Как, на Ваш взгляд, целесообразно поступать с больными стариками? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Оставлять их в семьях, оказывая всевозможную помощь и терпеть все неудобства 45 64 - Отправлятьих в благоустроенные дома для престарелых, чтобы им оказывалась медицинская помощь и как можно чаще навещать их 29 13 - Облегчить им старость и страдания медицинскими средствами (эвтаназия) 3 1,5 - Оставлять дома и не обращать на нихвнимания 1 0 - По возможности нанять человека, который бы помогалухаживать за ними 14 16 - Возложить заботу о них на государство 1 0,5 -Не знаю 7 5

7 слайд

Описание слайда:

Возможно ли нарушение супружеской верности для находящихся в браке? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Возможно и даже полезно 6 3 - Возможно, если в супружеских отношениях нетни любви, ни понимания 41 25 - Безусловно, невозможно 11,5 22 - Невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем 2,5 3 - Невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга 15 28 - Можно увлечься и изменить, но не разрушать семью 16 11 -Трудно сказать 8 8

8 слайд

Описание слайда:

Ты нашел кошелек, в котором деньги и паспорт. Как ты поступишь? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте 20,5 7,5 - Буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу 6,5 1,5 - Не знаю 10,5 13,5 - Верну и деньги,и паспорт 33,5 55 - Верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение 11 5,5 - Деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп 3 1 -Не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна 15 16

9 слайд

Описание слайда:

Разворачиваясь на своей машине, Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Если нет хозяина, поскорее уеду 22,5 10 - Уеду, но если меня разыщут, оплачу ремонт без разговора 35 12 - Если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт 1,5 0 - Найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет 5 4 - Не знаю 12 32,5 - Дождусь хозяина и,если он потребует, отремонтирую машину 12,5 26,5 - Уеду, но оставлю номер своего телефона 11,5 15

10 слайд

Описание слайда:

Вас попросили передать письмо знакомому человеку, конверт не заклеен. Как Вы поступите? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми 5 3 - Разписьмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту 5 5 - Еслиписьмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать 40 57 - Если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану 36,5 20 - Читать не буду – от греха подальше 3,5 7 - Не знаю 4,5 5 - Прочитаю, почему бы и нет 5,5 3

11 слайд

Описание слайда:

Вы узнали, что в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось несчастье. Какая линия поведения Вам ближе? Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, % -Порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею 13 1 - Наверное порадуюсь:это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно 1,5 1 - Выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги 32,5 40 - Предложу своюпомощь – может быть, она будет хорошо оплачена 3 1 - Не знаю 4,5 5 - Выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» 3,5 1 - Искренне посочувствую им:в горе нет ни богатых, ни бедных 42 51

12 слайд

Описание слайда:

«Наша истинная вина перед детьми – в полудуховном, в бездуховном отношении к ним.» С.Л. Соловейчик

13 слайд

Описание слайда:

Имей дух и умей взрастить его! Имей дух и умей передать его ребенку!