Цель: показать взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствующих успешному усвоению программного материала через формирование УУД.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

· профилактика речевых нарушений;

· логопедическая диагностика;

· коррекция речевых дефектов;

· формирование всех сторон (компонентов) речи;

· развитие невербальных психических функций;

· развитие эмоционально - волевой сферы;

· формирование нравственных установок ребёнка.

Формирование УУД проходит на этапе диагностики и коррекционно-развивающем этапе.

Диагностический этап предполагает обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

В первых классах логопедом проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Важным моментом этого этапа является установление контакта с ребенком. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение уровня сформированности языковых средств. Диагностический этап дает материал для дальнейшей коррекционной работы, поэтому необходимо выяснить уровни речевой деятельности ребенка. Какие ребенок имеет навыки сотрудничества, как он умеет воспринимать информацию и передавать ее, насколько точно он выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение им монологической и диалогической речью, как управляет своей деятельностью, насколько дает самостоятельные ответы.

универсальное учебное действие логопедический

Коррекционно-развивающий этап является основным и продолжается весь учебный год. В этот период на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи учитель-логопед наряду со специфическими логопедическими задачами решает задачи по формированию метапредметных УУД. Для этого на логопедических занятиях подобрана система заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.

Одно из направлений коррекционно-развивающего этапа - индивидуальная работа по постановке звуков предполагает формирование регулятивных действий (контроль и коррекцию собственной речи), коммуникативных, предполагающую активную речевую деятельность на всех этапах: на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и введение звука в активную речь с построением свободного высказывания, как итог работы над звуком. Формирование познавательных действий, которые заключаются в умении формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении логических операций.

На этапе формирования фонематических процессов и слухового восприятия ведется работа со звуком, слогом и словом. Детям предлагаются задания связанные с выделением, сравнением, дифференциацией, восстановлением фонем. Таким образом развитие фонематических процессов и слухового восприятия направлено на развитие аналитико - синтетических операций на речевом материале. Следовательно, мы можем вести речь о формировании познавательных действий (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов) и регулятивных учебных действиях (коррекция, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результатов, управление своей деятельностью).

Следующее направление логопедической работы формирование лексико-грамматического строя речи. Это очень сложный и ответственный этап в становлении речи ребенка. Большое количество детей из-за ряда объективных причин имеют ограниченный словарный запас. И не владеют элементарными формами словообразования и словоизменения. Логопед ставит перед собой задачи расширять и обогащать словарный запас параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, сформировать представления о словообразовании и устранить речевые аграмматизмы, научить правильно, устанавливать грамматические связи слов в предложении, закреплять учебную терминологию, отрабатывать морфемный анализ. На этом этапе формируются все метапредметные действия на основе предметных.

Необходимо сказать, что на всех этапах коррекционной работы формируются личностные УУД.

Таким образом, можно сделать вывод, о формировании УУД на логопедических занятиях. Так:


Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда гармонично сочетается с деятельностью учителя - предметника в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.

Литература

1. Азова Т.В. Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии // "Школьный логопед". - 2010. - №1. - С.39-57.

2. Банкрашкова И.В. Современное речевое развитие по преодолению лексико-грамматического недоразвития в контексте формирования универсальных учебных действий // Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: Методические рекомендации к 2010-2011учебному году / Авт. - сост. И.В. Банкрашкова, И.Н. Рязанова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010. - 27 с.

3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 126 с.

4. Грибова О.Е. Основные направления работы на логопедических занятиях // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: АПК и ПРО, 2008. - 56 с.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред.А.М. Кондакова, А.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с.

6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.Б. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.

7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

Формирование УУД у младших школьников на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС.

О.В.Зайцева

В статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий младших школьников на коррекционных логопедических занятиях. Статья адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, реализующим в своей работе задачи внедрения ФГОС.

Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии и состояние речи таких детей, несомненно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений письменной речи учитель-логопед создает фундамент для всего последующего образования. Составной частью ФГОС является концепция развития у учащихся универсальных учебных действий. Разработчики стандарта в качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Учащиеся, которые в первую очередь зачисляются в школьный логопункт, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий. Например, в речи ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя. Отклонения в развитии речи нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, влияют на эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, коррекционная логопедическая работа в зависимости от её содержания и способов организации раскрывает свои собственные специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Как же можно формировать УУД на коррекционных логопедических занятиях? Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:

1. Логопедическое занятие должно быть построено, как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Дети не принимают знание в готовом виде, а работа на занятиях организована так, что требует от учащихся усилий, размышлений, поиска.

2. Любые действия ребенка должны быть осмысленными.

3. На логопедических занятиях учитель-логопед учит детей ставить цели, искать пути их достижения, совместно составлять план действий.

4. Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

5. Большое внимание на коррекционных занятиях уделяется взаимопроверке и самопроверке детей, за ошибки не упрекают, объясняя, что, все учатся на ошибках.

6. Учитель-логопед отмечает достижения ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в своих силах и способностях.

7. Логопед помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Рассмотрим возможности формирования личностных УУД на логопедических занятиях.

Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ребенок должен научиться соотносить свои действия с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. В настоящее время многие родители ориентированы исключительно на умственное развитие своего ребенка. Настораживает то, что во многих семьях духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию не уделяется достаточное внимание. Как следствие этого процесса – неумение находить общий язык со сверстниками, конфликтность, потеря интереса к учению. Одна из основных целей учителя-логопеда - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге ребенок захотел стать не просто высокообразованной личностью, но и пожелал победить в себе всё негативное и развить позитивное. Личностные УУД на логопедических занятиях можно формировать, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся друг с другом. При этом формируются и коммуникативные навыки. На традиционных логопедических занятиях, как и на уроках в классе, дети должны были подчиняться общим правилам: "думай сам", "не подсказывай", "не списывай", "не разговаривай с соседом", "отвечай только сам за себя". Дети работали рядом, но не вместе. В современных условиях, дети должны учиться сотрудничать друг с другом, выстраивая доброжелательные отношения, учиться соотносить свои действия и поступки с принятыми этическими принципами, усваивать моральные нормы. Для этого необходимо вводить новые правила: - на логопедических занятиях можно в полголоса разговаривать друг с другом, но только по теме; - помогай другу, если он тебя об этом просит; - никогда не смейся над чужими ошибками, помни: на ошибках мы учимся; - не гордись тем, что ты оказал помощь другу; - не выставляй напоказ свои добрые поступки и успехи; - не бойся переспросить учителя-логопеда, если что-то не понятно; - учись терпеливо выслушивать собеседника, не перебивай его; - доказывай свою точку зрения вежливо, не злись, если тебя не понимают.

Для того, чтобы эти правила действовали, психологический климат в группе должен быть теплым. Позитивный настрой, уместная шутка, положительные эмоции - все это побуждает детей к сотрудничеству. Занятия должны быть добрыми. Обеспечить эмоциональный комфорт и чувство личной безопасности поможет введение традиций: В начале занятия: - посмотрите друг на друга, улыбнитесь товарищу от души, пожмите друг другу руку, от всего сердца пожелайте другу удачи. В конце занятия: - поблагодарите друг друга за помощь и сотрудничество, отметьте положительное в работе своих друзей. В подобной обстановке даже самые застенчивые и замкнутые дети со временем смогут почувствовать себя свободно, а это в свою очередь будет способствовать развитию у них коммуникативных навыков. Одним из видов личностных УУД является смыслообразование. Как показывает практика, большинство детей, посещающих коррекционные логопедические занятия, достаточно критичны к своим речевым дефектам. Таким образом, смыслообразование, как разновидность личностных УУД, можно успешно формировать и на индивидуальных, и на групповых занятиях. Уже на первых занятиях, устанавливая контакт с ребенком, учитель-логопед помогает ему уяснить, ради чего осуществляется коррекция и какое значение для самого ребенка имеет эта работа. На индивидуальных занятиях по постановке звуков настроить ребенка на работу помогут следующие вопросы:

Нравится ли тебе самому, как ты говоришь? - Чувствуешь ли ты, что твоя речь отличается от речи окружающих? - Как ты думаешь, тебя понимают все, или только самые близкие люди? - Хочешь ли ты научиться правильно произносить звуки? Зачем тебе это нужно? - Как ты думаешь, нужно ли для достижения твоей цели прилагать усилия? - Ты способен заставить себя трудиться? - Готов ли ты к дальнейшей работе? Далее на каждом конкретном занятии ребенок в сотрудничестве с логопедом ставит более узкие задачи .

Обеспечить учащимся организацию их учебной деятельности призваны регулятивные действия . Например, на занятии по постановке звука Р, после того, как ребенок с помощью логопеда разобрался, как должны работать органы артикуляции, он вполне способен осознать, что он уже умеет, а чему ещё предстоит научиться. С помощью логопеда ребенок намечает задачи, которые ему предстоит решить, чтобы достигнуть главной цели. Недостаточная речевая активность детей, несомненно, создает определенные трудности формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения цели; контролирование собственной деятельности. Поэтому учитель-логопед помогает сформулировать и записать намеченные задачи, чтобы впоследствии отмечать, какая из них уже решена. Задачи при постановке звука Р могут быть следующие:

Я должен научиться делать гимнастику для языка, чтобы мой язык стал сильным и подвижным.

Я должен научиться делать массаж для языка, чтобы он стал "послушным".

Я должен научиться широко открывать рот и удерживать его в этом положении.

Я должен научиться удерживать широкий язык за верхними зубами.

Я должен научиться следить за тем, чтобы края языка плотно прилегали к верхним коренным зубам.

Я должен научиться сильно дуть на язык, чтобы получилось упражнение "Мотор".

Безусловно, логопеды используют различные способы постановки звука и, если не подходит один, то применяется другой. В процессе работы одни задачи могут отпадать сами собой, другие - появляться, главное, чтобы ребенок знал, для чего используется то или иное упражнение и осознавал, что решение каждой очередной задачи - это его маленькая победа.

Что касается отслеживания индивидуально-личностного роста ребенка, то здесь можно использовать "Лестницу достижений" или "Личную карту успехов".

Формирование коммуникативных навыков у учащихся - одно из основных направлений логопедической работы. Для этого привлекать детей к работе в парах. Работать в парах первоклассникам непросто: они часто отвлекаются, спорят, некоторые пытаются показать свое превосходство, могут оскорбить, унизить собеседника, другие наоборот зажимаются, боятся, что партнер обнаружит ошибку и при всех об этом скажет.

Поэтому лучше заранее вместе с ребятами составить "Правила дружной работы":

Старайся чаще называть своего собеседника по имени;

Проявляй доброжелательность;

Найди в собеседнике хорошие качества;

Учись терпеливо выслушивать друга, старайся понять его;

На ошибки указывай вежливо, помни, каждый имеет право на ошибку;

Если возник спор, не злись и не жалуйся, старайся договориться и сохранить дружеские отношения;

Похвали партнера, если он выполнил задание без ошибок;

Если тебе понравилось работать в паре, обязательно скажи партнеру об этом.

На групповом занятии по дифференциации звуков Р, Р и Л,Л можно организовать работу в парах таким образом:

Сейчас мы будем работать парами. Не забудьте «Правила дружной работы». Во время общения используйте фразы-помощники: «я думаю», «мне кажется», «как ты считаешь?», «хорошо, что ты заметил», «спасибо за помощь», «не переживай, у тебя все получится», «какой ты молодец!», «мне было приятно с тобой работать»

Задание для 1-й пары:

Ваша пара будет собирать букеты. Перед вами цветы (картинки). Один из вас собирает цветы, в названии которых «спрятались» звуки Р, Р " . Другой – цветы, в названии которых «спрятались» звуки Л, Л " .

Картинки: гладиолус, астра, ландыш, ромашка, фиалка, хризантема, тюльпан, георгин, ""

Задание для 2-й пары:

Ваша пара будет собирать в кормушку птиц. Перед вами птицы (картинки). Один из вас собирает в свою кормушку птиц, в названии которых «спрятались» звуки Р, Р " . Другой – птиц, в названии которых «спрятались» звуки Л, Л " .

Картинки: ласточка, ястреб, лебедь, ворона, сокол, воробей, голубь, сорока, соловей, скворец.

Дети сами договариваются между собой, кто, какой букет или кормушку собирает. После того, как ребята выполнили задание, осуществляется проверка.

Слушаем 1-ю пару.

Что вам нужно было сделать? (дети объясняют свое задание)

Ребята называют цветы из своих букетов. Остальные внимательно слушают.

А теперь посмотрим, кто внимательно слушал.

Кто запомнил, какие цветы были у Кати в букете? А у Даши?

Ребята называют, а Катя и Даша запоминают, кто из ребят более активный, чтобы в конце занятия отметить лучших.

Слушаем 2-ю пару. Ребята кормили птиц. (Дети объясняют, как выполнили свое задание)

На этом же этапе работы можно создать проблемную ситуацию, тем самым привлекая детей к совместному обсуждению спорного вопроса.

Посмотрите, прилетела еще одна маленькая птичка. Она называется КОЛИБРИ. В какую кормушку мы её посадим? (дети высказывают своё мнение)

Таким образом, для развития коммуникативных УУД на каждом занятии необходимо создавать такие условия, при которых учащиеся сотрудничают друг с другом, чтобы решить поставленную задачу. Дети совместно выявляют проблемы, определяют цели, планируют свою деятельность, распределяют роли, разрешают спорные ситуации, учатся оценивать свои действия. Следовательно, мы можем вести речь и о формировании регулятивных учебных действий.

Ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности», а ее мотивацию (жизненные цели) Поэтому, задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него. Уверенность в своих силах, желание работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа логопеда в школе должна быть направлена не только на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Ли тература:

1. . Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред.– М.: Просвещение, 2010.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

О.В.Зайцева

The forming oppotunities are observed in universal educational actions (UEA) of junior pupils on the correctional logopedical classes. The article is adressed to the teacher - logopeds of general educational schools, teachers of elementary schools, who realise the introducing tasks in Federal governmenal educational standards (FGES).

Разделы: Логопедия

С 1 сентября 2011 года ученики 1х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной школы в период до 2014 года.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в несформированности учебно-познавательных мотивов, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ); 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рамки статьи не позволяют дать полную характеристику УУД, их функций. Подробно с ними можно познакомиться, изучая соответствующую литературу .

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД .

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей (Приложение 1 )

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (см. Приложение 1 , пункт I.1). А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить бОльшее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД .

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.


Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» <Рисунок 1 >

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. « Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова <Рисунок 2 >.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка (Приложение 2 ). Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Я на занятии

Старался писать без ошибок
Проверял свою работу
Следил за осанкой и правильной посадкой
Работал внимательно
Писал аккуратно, разборчиво
Соблюдал чистоту и порядок в тетради
Соблюдал дисциплину
Работал активно, поднимал руку

3. « Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке <Рисунок 3 >. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
  3. Ястребова А.В
  4. . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

16.01.2017

Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное

Коррекция нарушений звукопроизношения, 1 класс. Технологическая карта логопедического занятия

Тип занятия: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Автоматизировать навык правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях;

Формировать усвоение форм словоизменения существительных (творительный падеж с предлогом «С»);

Закреплять умения в составлении словосочетаний и предложений, установлении связи слов в предложении;

Коррекционные:

Совершенствовать функцию фонематического анализа и фонематического восприятия;

Активизировать словарный запас;

Развивать речевое дыхание через выполнение специальных упражнений; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

Развивать словесно-логическое мышление;

Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

Мотивировать к занятию путем вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять цель деятельности;

Закреплять навык самоконтроля за выполнением поставленных задач, как в целом, так и пошагово;

Формировать умение оценивать результат своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД:

Формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Формировать умение извлекать информацию из схем;

Формировать умения для решения проблем поискового характера;

Формировать умение классифицировать, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

Планировать свою деятельность совместно с учителем;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Осознанно строить речевое высказывание, давать оценку своим действиям;

Договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

Учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

Формировать положительную учебную мотивацию.

Форма работы:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

Речевой материал (слова, словосочетания, предложения для автоматизации звука [р]);

Раздаточный материал: игра «Собери картинку» (Приложение 1), игра «Пицца» (Приложение 3), зеркала, слова скороговорки (Приложение 5), карандаши, тетради, клей;

Демонстрационный материал: схема для характеристики звука [р] (Приложение 2), файл (формат *.pptx) «Назови цвет» (приложение 4);

Персональный компьютер учителя-логопеда, проектор, доска.


Этап

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация деятельности обучающихся

Подготовка обучающихся к учебно-речевой деятельности. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии по развитию правильного звукопроизношения.

Включение детей в деловой ритм.

Личностные: умение позитивно настраиваться на работу.

Для чего нужно правильно произносить звуки?

Отвечают.

2.Формулирование темы занятия. Целеполагание и мотивация.

Определение темы, постановка задач.

Развитие навыков фонематического восприятия.

Закрепление произношения звука в словах.

Нацеливает детей на формулировку темы, цели и задач урока.


Личностные : самоопределение;познавательные:

анализ с целью выделения признаков; регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативные умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, умение договариваться.

Откройте конверты №1. (приложение 1). Соберите разрезные картинки, работая в паре с соседом.

Собирают разрезные картинки.

Назовите картинки правильно.

Называют картинки.

1 пара: рак, рабочий, ранец,

радуга, робот, рыжик,

ракета, роза, ручка, руль, рыба;

2 пара: забор, мухомор, комар, повар, топор,

сыр, костер, светофор, помидор, самовар, свитер, клевер

Назовите общий звук во всех словах.

Называют общий звук [р].

Сформулируйте цель нашего занятия.

Формулируют цель занятия.


Перед вами план сегодняшнего занятия:

1. Рассказ о звуке.

2. Гимнастика для языка.

3. Дыхательные упражнения.

4. Звук [р] в словах.

5. Звук [р] в словосочетаниях.

6. Гимнастика для глаз. Физкультминутка.

7. Звук [р] в предложениях.

8. Составление скороговорки.


Прочитайте план занятия.

Озвучивают план занятия.

3. Актуализация знаний.

Уточнение артикуляции.

Закрепление знаний о звуке, букве, соотнесение звука и буквы.

Назовите первый пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации из схем; регулятивные : пошаговый контроль.

Произнесите звук. Расскажите по схеме, что делают губы, зубы, язычок. (Приложение 2)

Дают характеристику органов артикуляции с опорой на схему-алгоритм.

Охарактеризуйте воздушную струю.

Дают характеристику воздушной струи.

Дайте характеристику звука [р].

Дают характеристику звука.

Какой буквой обозначается?

Называют букву.

Нарисуйте невидимую букву Р в воздухе.

Прорисовывают букву в воздухе.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие навыков произвольной артикуляции

Назовите второй пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Выполняют гимнастику перед зеркалами.

Упражнения:

«Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик».

Дыхательная гимнастика.

Развитие речевого дыхания через выполнение специальных упражнений.

Назовите третий пункт плана

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция, самооценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.


Выполняем дыхательную гимнастику.

Представьте, что перед вами свеча. Нужно легко и долго дуть на «пламя», чтобы «пламя» было послушным, ложилось, но не гасло. Я буду считать до 10.

Все справились с заданием?

Выполняют упражнение «Свеча» 5 раз.


Выполняем упражнение «Егорки».

Вместе со мной повторяйте: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…». Вдыхаем воздух через нос и на одном выдохе считаем: «Раз, Егорка, два …»

Выполняют упражнение «Егорки».

У кого сколько «Егорок»? Отвечаем полным предложением.

Отвечают.

4. Подготовка к усвоению нового опыта произношения звука.

Закрепление произношения звука в словах. Развитие фонематического анализа.

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном падеже с предлогом «С».

Активизация словаря.

Прошу вас назвать четвёртый пункт плана.

Называют.

Познавательные

анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные: умение сохранять учебную задачу, контроль, оценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли.

Откройте конверты № 2.

Объясняю правила игры «Пицца». (Приложение 3)

Игровым пособием служит картонный круг (у каждого ребенка 3 шт.), который разделен на восемь секторов - это пицца, а также множество картинок в виде «долек» пиццы с изображениями предметов.

Соберите одну пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в начале слова. «Дольки» прикрепите прищепками к основанию пиццы.

Затем соберите вторую пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в середине слова.

Соберите третью пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.

Собирают «Пиццу».

Расскажите, с чем у вас пицца?

Дети отвечают: «У меня пицца с ракушкой, с рогаткой, с рукавицей…

Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы, отвечает на вопросы детей.

5. Усвоение нового опыта произношения.

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях. Упражнение в согласовании существительного с прилагательным.

Развитие зрительного восприятия.

Назовите пятый пункт плана.

Называют.

Познавательные: выделение признаков;

регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: ; умение слушать;

умение строить речевое высказывание.

Игра «Назови предмет» (Приложение 4). Посмотрите на доску. Назовите цвета.

Называют цвета: красный, черный, серый, оранжевый.

Назовите предметы, изображенные на слайде.

Называют предметы.

Подумайте, какие предметы могут быть серого цвета.

«Назови предмет»: серый…

Красный…

Оранжевый…

Составляют словосочетания и произносят их правильно.

Составьте предложение с любым словосочетанием

Составляют предложения.

Зрительная гимнастика.

Развитие прослеживающей функции глаз.

Прочитайте шестой пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция.

Выполняем зрительную гимнастику.

Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

Выполняют зрительную гимнастику.

Физкультминутка

Развитие телесно-пространственной ориентировки.

Встаньте парами.

«Пишем» слоги со звуком [р] друг другу на спине, узнаем и называем слоги.

Выполняют упражнение физкультминутки.

Коммуникативные : умение договариваться при работе в паре

6. Закрепление нового опыта произношения.

Развитие навыка словоизменения, согласования, расширение и активизация словарного запаса; развитие словесно-логического мышления.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Назовите седьмой пункт плана.

Называют.

Познавательные : поиск и выделение информации,

классификация причинно-следственных связей; регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка.

Послушайте предложение: Мурка удирает от мышки». Представьте такую картину. Так бывает? Исправьте предложение так, чтобы в нем появился смысл.

Исправьте предложения:

Куртка стирает красного Рому.

В помидорах вырос огород.

Трухлявым деревом острый Рома рубит топор.

Ранней травой сверкает на заре утро.

Борозда ходит по черным грачам.

Исправляют предложения.

Произносят новое предложение, чётко проговаривая звук [р].

Придумайте самостоятельно такие неправильные предложения. Используйте слова со звуком [р].

Придумывают предложения.

Проверяет результаты выполнения. Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы.

Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

Разучивание скороговорки.

Закрепление произношения звука в предложениях.

Развитие словесно-логического мышления.

Закрепление навыка согласования связи слов в предложении.

Прошу вас назвать восьмой пункт плана.

Называют

Познавательные : поиск и выделение информации; осуществление синтеза как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные : самоконтроль, коррекция, оценка;

Предлагаю разучить скороговорку со звуком [р]. Слова скороговорки написаны на отдельных листках. Откройте конверты №3 (приложение 5). Прочитайте слова.

Дети читают:

Парамошка

Что случилось со скороговоркой?

Отвечают.

Соберите скороговорку из слов. Прочитайте, что у вас получилось.

Составляют скороговорку из слов. Читают.

Скороговорка-это предложение? Как оформляется предложение?

Что нужно сделать, чтобы и у нас получилось предложение?

Дети отвечают.

Приклейте слова на листочках в тетрадь.

Поставьте точку в конце предложения.

Выполняют.

Проверьте друг друга

Взаимопроверка

Проговорим скороговорку 3 раза: сначала тихо, затем спокойным голосом, третий раз громко.

Проговариваем, увеличивая темп.

Проговаривают сначала тихо, затем спокойным голосом, громко.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на наш план.

Все пункты плана выполнены?

Вспомните цель нашего занятия.

Она выполнена?

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым веселым?

Вспоминают виды деятельности. Вспоминают цель занятия.

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать;

регулятивные : осознание качества и уровня усвоения; личностные : способность к самооценке.

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

8. Выбор домашнего задания.


Предлагаю вам выбрать задание для закрепления правильного произношения звука [Р] дома.

Выбирают домашнее задание.


Вложенный архив содержит приложения к занятию (zip,7MB)

В новом Стандарте большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Логопедическое занятие

личностные

Жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную),

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

Формулирование личных, языковых проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера,

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для апробации я выбрала фронтальное занятие с учащимися 1 класса по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Занятие проведено в игровой форме с целью познакомить учеников с разными способами проверки безударных гласных в корне слова. В ходе занятия были выполнены следующие задачи: Способствовать развитию умения различать особенности в написании слов с безударными гласными; развивать логические и мыслительные процессы у школьников; формировать у учеников доказательство своей точки зрения, а также контролировать и подвергать критике свои и чужие действия и поступки.

Изучив литературу и материалы в интернете по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий», сделала следующие выводы:

Необходимо менять отношение детей к изучению материала, делать его более серьезным и осмысленным;

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации;

Грамотный подход к формированию и развитию универсальных учебных действий способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности на уроках, формированию информационно - коммуникационной компетенции.

Список литературы.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Коррекция устной и письменной речи у детей 6 - 8 лет: речевой материал, задания, упражнения.А.Ф. Рыбина. - М.: ВАКО, 2009.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года)
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС.