Введение

Риторика - теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Это наука об искусстве построения речи, правилах её произнесения с целью оказания желаемого воздействия на слушателя. Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске, они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как нейтральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище).

Языковые средства контакта - это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. Посредством них устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т. п.).

Образные средства русского языка играют важнейшую роль в ораторском выступлении, в своей работе я постараюсь подробно изучить основные их элементы.

Фонетические средства

Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию речи.

Благозвучие речи. Речь должна быть благозвучной, т. е. удобопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.

Музыкальными звуками считаются гласные, сонорные и большинство звонких согласных. Немузыкальными звуками являются шумные глухие, особенно шипящие [ш], [ч] и свистящие [с], [с"], а также звонкие шипящие и свистящие [ж], [з], [з"].

Употребление музыкальных звуков, которые по отношению к немузыкальным шумным глухим составляют 74,5 %, придает речи напевность, красоту звучания. Так, в есенинской строке Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона легко произносятся сочетания звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация мелодичная, плавная. Все это создает благозвучие, или эвфонию.

Благозвучие может достигаться и сочетанием нескольких согласных. В русском языке такие сочетания чаще состоят из двух, иногда трех согласных, например: брод, драка, взрослый, строка. Такое сочетание согласных не противоречит законам эвфонии. Но сочетание четырех и более согласных на стыке двух слов нарушает благозвучие речи, например: Министр встретился с учащимися; сердечность встреч.

Обычно сочетания из двух согласных находятся в начале или в середине слова, например: снимок, стекло, бодрый. Такое расположение звуков не нарушает благозвучия. Но скопление согласных звуков в конце слова затрудняет артикуляцию. Это встречается в кратких прилагательных и в форме родительного падежа множественного числа существительных, например: добр, затхл, кругл, черств; братств. Благозвучие восстанавливается, если между согласными появляется беглый гласный, например: блесна -- блесен, прекрасный -- прекрасен (ср.: блесн, прекрасен).

В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные по закону восходящей звучности -- шумный + сонорный: гр, др, кл, пл, см, зн, зл, тл. Такие сочетания чаще встречаются в начале и в середине слова, например: гром, погром, друг, подруга, клад, заклад, плод, наплодить, знать, познать, злоба, козлы, метла. Все это создает благозвучие. Такие сочетания в конце слова появляются редко, например: жезл, смотр, просмотр.

Для русского языка сочетания типа нд, мб нехарактерны, поскольку в них сонорные предшествуют шумным, например: крендель, пломбир.

В русской речи благозвучие поддерживается и другими способами. Так, в целях благозвучия

Не произносится один из согласных звуков, например: честно, поздно, здравствуй;

Используются предлоги со звуком о, например: ко мне, во всех, надо мною, обо мне, подо мною, со мною;

Произносятся слоговые сонорные, например: министер, вопель, болезень;

Используются фонетические изменения в иноязычных словах, например: бивуак -- бивак (стоянка войск под открытым небом для ночлега или отдыха), Иоан -- Иван, Феодор -- Федор.

Итак, благозвучие поддерживается правомерным соотношением гласных и согласных в тексте. Неблагозвучие речи может появиться:

При стечении гласных на грани слов (так называемое внешнее зияние), например: И у Ни и у ее Иоанна (И.Сельвинский.);

При скоплении в предложении одинаковых (или подобных) согласных, а также при навязчивом повторении одних и тех же согласных, например: Пролеска -- лесное растение, образующее летом фон в травянистом ярусе леса; Зина, с детства знала здешние заливы;

При использовании в речи только коротких или только длинных слов, например: Дед был стар, сед, слаб, дряхл; По окончании расследования составляется обвинительное заключение -- в первом случае предложение производит впечатление каких-то ударов, а во втором случае предложение представляет речь монотонную, вялую;

При повторении одних и тех же или однокоренных слов, например: следует отметить следующие недостатки... (тавтология);

При употреблении одинаковых грамматических форм, например: Лечение больных гриппом новым препаратом;

При использовании неблагозвучных аббревиатур, например: ЛИПКХ Ленинградский институт повышения квалификации хозяйственников;

При употреблении неудачных неологизмов, например: бракераж, этикетаж.

Звукопись. В художественной речи используется звукопись, т. е. соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению.

Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание.

Среди звуковых повторов выделяется:

Аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К.Бальмонт.) -- [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша;

Ассонанс -- повторение одинаковых гласных, например: Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) -- повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) -- [а], [о] звучат открыто и радостно;

Анафора -- повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам! (А. Пушкин.);

Эпифора -- повторение конечных звуков в словах, например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.);

Стык -- повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).

Звукоподражанием называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений -- шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п., например: В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы (Л. Толстой.) -- звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки; Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) -- повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса.

Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, т. е. слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы. Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудахтать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста).

Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать -- произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега -- произносятся мягко; тише, слышишь -- произношение напоминает шелест. Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает звукообразы.

Так, в стихотворении С. А. Есенина «Береза» художественный образ березы усиливается средствами звукописи -- повторением звуков [б] -- [р] в словах близкого звучания.

Звуковой выразительности речи помогают словесное ударение и интонация. Ударение, т. е. выделение большей силой и большей длительностью голоса одного из слогов неодносложного слова, -- это очень важный элемент звучащей речи. Средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски служат мелодика (повышение и понижение голоса), ритм (чередование ударных и неударных, долгих и кратких слогов), интенсивность (сила и слабость произнесения), темп (скорость или медленность), тембр (звуковая окраска) речи, фразовое и логическое ударение (выделение речевых отрезков или отдельных слов во фразе), например: Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа, со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда (С. Есенин.).

Фонетической выразительности поэтической речи способствует рифма повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк, например: И стала мне молодость сниться, и ты, как живая, и ты... И стал я мечтой уноситься от ветра, дождя, темноты (А. Блок.).

Фонетические средства выразительности.

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли .

Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.

ассона́нс(франц. assonance - созвучие), приём звукописи ; повтор ударного гласного в разных словах одного речевого отрезка. Поэты применяют его в силлаботонических и тонических стихах для подчёркивания ритма: «Счастли в, кто посети л сей ми р…» (Ф. И. Тютчев, «Цицерон), «В соседнем до ме о кна жо лты…» (А. А. Блок, «Фабрика»).аллитера́ция(лат. alliteratio - созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков - и начальные, и опорные - рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина : Нев а вздув алась и рев ела,Котл ом кл окоча и кл убясь…К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ним ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)

ТЕМА УРОКА:

ФОНЕТИКА.

Фонетические средства художественной выразительности

Цели урока:

познавательные:

  1. формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
  2. чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  3. приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;

развивающие:

  1. развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
  2. формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
  3. формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;

воспитывающие:

  1. воспитание внимания к слову;
  2. развитие любви к творчеству русских поэтов;
  3. формирование культуры речи;
  4. развитие эстетического вкуса

Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.

Форма урока – урок – исследование

ПЛАН урока

  1. Организационный этап;
  2. Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
  3. Заключительный этап. Выводы.
  4. Задание на дом. Подведение итогов.

Ход урока

Поэзия есть внутренняя Музыка,

внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, Стих - волшебство.

Музыка, правящая Миром и нашей

Душой, есть Стих.

(Бальмонт)

В природе существует звук,

который неслышим,

также существует цвет,

который невидим,

но который может быть услышан.


Е. П. Блаватская

1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.

Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.

Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.

На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.

Наши цели –

  1. повторить фонетические средства языковой выразительности,
  2. продолжить работу по их распознаванию,
  3. выявить их роль в организации художественного текста
  4. продолжить работу по анализу художественного текста.

Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(Бальмонт)

Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Терминологический диктант.

Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.

(у доски работает студент)

А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)

Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);

В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);

Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);

Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);

Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)

Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)

Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)

Курс поделен (заранее) на 3 группы

  1. Работа по группам.

Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)

1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)

3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)

Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?

Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)

У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».

На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;

Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.

2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».

(текст стихотворения лежит на партах)

Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .

2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)

Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)

2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):

  1. истома - чувство приятной расслабленности;
  2. томный - исполненный истомы, устало – нежный
  3. изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
  4. кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
  5. пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
  6. увядать – вянуть
  7. стыдливый – застенчивый, стеснительный
  8. с традание – физическая или нравственная боль, мучение

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?

2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)

Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )

Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.

Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.

Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:

«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )

«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?

Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)

Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)

Существо разумное - подберите синоним (это человек)

Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)

Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)

Божественный - подберите синоним (духовный,)

Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?

(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)

Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)

2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).

Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.

Есть в светлости осенних вечеров

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)

Ответ - [Э, Э, Э, О ].

Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота

Порывистый, холодный ветр порою ,

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)

Ответ - [ Ы, О, Э, О]

Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.

Соотносим с темой стихотворения .

Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?

2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).

Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?

Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?

Работа по группам: высказывают свое мнение.

ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.

Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.

(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)

6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)

6 строк с мужской рифмой)

Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?

(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)

2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:

«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))

Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.

А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.

Стихотворение читает подготовленный студент.

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;

тайну их скажу я в свой черед,

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.

Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.

ЗВУКОБУКВЫ

ЦВЕТ

А, Я

Красный, ярко – красный, густо - красный

Светло – желтый. белый, пурпурный

Е,Ё

Зеленый, желто – зеленый

И,Й

Синий, небесно – голубой, синеватый

Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый

Голубоватый

Мрачный, темно –коричневый, черный


РАБОТА ПО ГРУППАМ

  1. Е.Ё, У в стихотворении
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О

Сделайте вывод по каждому цвету.

Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу

звукобуква

количество

Цветовая гамма

цитата

Е, Ё

Желто - зеленый

Пестрота деревьев

А Я

красный

Багряные листья

Небесно - голубой

Туманная и тихая лазурь

Светло - желтый

Светлость осенних вечеров

серый

Порывистый холодный ветр

черный

Грустно – сиротеющей землею

3.0. Заключительный этап.

Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.

Выводы:

«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?

(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)

4.0.Подведение итогов.

Домашнее задание:

Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

звуки

ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки

И, Э

Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному,

Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна

Б, П

Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел.

Н, М

Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление

Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость.

Ощущение плавности, текучести, танец

Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.

Ы, Ш

широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.

З, Ц,Ч

Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость

устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.

Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность

напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,.

К,Х

сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман

В. П, Ф

влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.

резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"):

Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта


К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов.

Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

1. Понятие языковой нормы. Типы языковых норм.

Языковые нормы - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

Соответствие структуре языка;

Массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

Общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность;

общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Типы норм

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

Лексические нормы;

Грамматические нормы;

Стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

Нормы орфографии;

Нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

Нормы произношения;

Нормы ударения;

Интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов):

Неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике);

Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека);

Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

Неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Основные фонетические средства русского языка.:

  1. 13. Основные фонетические законы современного русского языка.
  2. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ (XII-XVI вв.)
  3. 2. Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального и международного общения.
  4. 24. Функциональные стили современного русского литературного языка. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры).

 Что изучает фонетика? Звук – это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа-рампа, дом – сом, вол – вёл.  Как называлась данная роль звуков в русском языке?  На какие группы делятся звуки речи? Гласные звуки образуются воздушной струей, которая проходит через рот и не встречает при этом никаких препятствий. Они состоят из тона. В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением, это – [а о и ы у э]. Согласные звуки образуются в том случае, когда для воздушной струи в ротовой полости нет свободного прохода. Язык может прикасаться к зубам или небу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Их в русском языке довольно много: они бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, некоторые из них образуют пары.  Возможно ли при помощи использования звуков в какой-либо фразе придать ей выразительность? Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Приведем пример со звуком [р], который входит в слова «гром, греметь, гроза, раскаты, грохот.» Перечисленные слова с давних пор используются художниками слова для передачи соответствующих им явлений природы. Так, поэт Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые… На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. Г. Линдман-Орлова  Как называется прием использования в речи повторяющихся звуков? В художественной речи используется звукопись, т. е. соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению. Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание. аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши (К.Бальмонт.) [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша;  ассонанс - повторение одинаковых гласных, например: Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) - повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) - [а], [о] звучат открыто и радостно; анафора - повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам! (А. Пушкин.); Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. (С. Есенин.);  эпифора - повторение конечных звуков в словах, например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.);  стык - повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).  называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений - шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п., например:  В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы. (Л. Толстой.) - звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки;   Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) - повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса. Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, т. е. слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы.  Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудахтать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста).   Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать - произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега - произносятся мягко; тише, слышишь - произношение напоминает шелест.  Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них разные виды звуковых повторов и звукоподражания. Область рифм моя стихия И легко пишу стихи я. Без раздумья без отсрочки Я бегу к строке от строчки Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Минаев.) Кажется шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу Скучно склоняться до самой земли Тучные зерна купая в пыли! (Н. Некрасов.)  Город грабил греб грабастал...  ...Где он, бронзы звон или гранита грань?.. (В. Маяковский.)  Теория  309 (з.1) или 309 (з.2) – всё на А4 с иллюстрацией или оформлением  http://do.gendocs.ru/  http://images.yandex.ru/