Борздых Наталья
Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики»

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений , сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) . Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь .

Развитие фонематического слуха (различение (анализ и синтез) звуков (фонем ) частей речи) у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы , что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика , сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек» , которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике .

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что :

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Гласные звуки.

Звук «А» .

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.» , они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

Звук «О» .

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» , они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…» , дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э» .

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…» , дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И» .

И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…» , дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину» ).

Звук «Ы» . произносится сердито.

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

Использованная литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва




Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.


Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (25 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.


Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.


Занятие по фонетической ритмике проводит учитель- дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.




1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». 2. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». 3. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».


Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.): Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.











ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па. б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па


Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та б)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то в)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту


Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое. а)шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) б)затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу в)потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи


РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­ лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­ динацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх в стороны, вверх на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.


Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.


Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.


Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.


СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале Счет от 1 до 10. Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д. ** * Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д. ** * Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март... и т. д.


ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Дети стоят по кругу. 1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений: пришла зима Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з. падает снег Плавное движение рукой вниз. тихо падает снег На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз. тихо падает белый снег Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед. тихо падает белый пушистый снег На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх. 2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.


РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__А__А по__О__О пу__У__У Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па тихое, ПА среднее, ПА громкое и т. д. 2. Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот: па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у


Дети стоят по кругу друг за другом. У учителя барабан. 1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па; учитель размеренно, но громко стучит в барабан, ученики идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам); учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям); учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям); учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики останавливаются: СТОП! Повторить упражнение, вместо слогов произнося числительные. То же упражнение выполняется в условиях, когда учитель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки опущены. 1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА___ в высокой тесситуре. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре




Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой). * * * ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. татаТА́та ТА__ТОН В переулке ходит слон. ТА__та ТА__та татаТОН Старый, серый, сонный слон. ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. И.Токмакова


УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма__ ма__ ма__ ма__ мо__ мо__ мо__ мо__ му__ му__ му__ му__ ми__ ми__ ми__ ми__ Дети стоят по кругу. Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне груди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситуры, последний высокой. Рука при произнесении этого слога «подбрасывается» вверх. ** * Была зима был холод, снег.низко Ушла зима и снегу нет.высоко Дети стоят по кругу. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет). Повторить упражнение с движениями, затем без движений, изменяя голос по высоте.


РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.


Ритм: па па па по па па па пу Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполня­ются по подражанию учителю. Примечание. Здесь и далее, если нет специального указания, все движения учащиеся выполняют по подражанию учителю. Далее для удобства изложения речевой материал, произносимый одновременно с прыжком или другим движением, указывается после описания движения, выполняемого детьми. Речь детей выделяется шрифтом. 1.Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па па па. Прыжок двумя ногами вправо: по. 2.Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами влево: по. 3. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами вперед: пу


Ритм: та-тата-па то-тото-по ту-туту-пу ти-тити-пи тэ-тэтэ-пэ 1.Дети идут по кругу друг за другом. На каждый шаг рука со сжатым кулаком делает движение, соответствующее движению при произнесении того или иного гласного звука. 2.Дети продолжают идти по кругу. Движения однотипны с движениями пункта 1: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети размеренно прыгают по кругу, чередуя прыжки на правую и левую ноги, руки за спиной: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети стоят по кругу. Проговаривают слоги, сопровождая проговаривание указательным движением пальца то влево, то вправо: та-па то-по ту-пу ти-пи тэ-пэ


Работа над текстом Ритм: та́таМама та́тапапа та́та та́ты и я та́та тата́вместе семья. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают текст, выделяя ударные слоги. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений: мама Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны. папа Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны). ты и я Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя. вместе Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны. семья Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.


Прохлопывание ритмов ́, ́ с одновременным проговариванием: слоговслов предложений та́та тата́но́ги нōга́ ма́ма пришла́ па́па папа́ру́ки рука́ ма́ма ушла́ п́апо папо́го́ры гōра́ па́па пришел па́пу папу́ко́зы кōза́ па́па ушел па́пи папи́со́вы сōва́ па́пэ папэ́


РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют формирование умения: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.


СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та тазамедленный та-та-тасредний та, та, та...быстрый тататата...очень быстрый Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.


Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1.Резкий удар правой рукой вправо: па. Резкий удар левой рукой влево: па. Резкий удар правой рукой вправо вниз: та. Резкий удар левой рукой влево вниз: та. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2.Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быс­тром темпе: па-па та-та папа папа тата тата па, па та, та папа, папа тата, тата


СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-нака-ли-ва-ла ка-ма-та-муха-фа-ма-на су-та-си-тота-ва-ти-ва Дети стоят в кругу. Проговаривание слогов начинается с замедленного темпа с переходом на средний, а затем на быстрый: па та ма на. Проговаривание слогов каждой скороговорки сопровож­дается движением указательным пальцем вверх-вниз (дири­жируя в такт проговариванию). * * * па та ка па то ко та ка ха та ко хо та́ка та́ка ха-ха-ха та́ко та́ко хо-хо-хо та́ка та́ка хоп-хоп стоп!


СЧИТАЛКИ Папа тут,Мама тут,Папа тут, папа там,мама там,мама там, папа, папамама, мамапапа, мама тут и там.тут и там.тут и там. Дети сидят по кругу («по-турецки»). Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение слово). Слово тут выделяется указательным движением пальца перед собой, там указательное движение пальцем в правую сторону. Проговаривание начинается с замедленного темпа с последующим убыстрением до возможно быстрого




Падай, падай, снег, снег. Радуй, радуй всех, всех. Дети стоят по кругу. 1. Проговаривание текста с движениями. Темп проговаривания варьирует от медленного до быстрого: падай, падай Руки на уровне груди, плавно опустить вниз правую, затем левую руку. снег, снег Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз. радуй, радуй Резко выбросить вверх в сторону правую, затем левую руку всех, всех Широким жестом слева направо перед собой описать полукруг правой рукой, затем справа налево левой рукой. Проговаривание текста с хлопками (хлопок слово), постепенно убыстряя темп до быстрого.


Учитель-дефектолог:

Томова Анна Сергеевна

Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха.

Сообщение из опыта работы.

План:

  1. Из истории возникновения фонетической ритмики.
  2. Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.
  3. Фонетическая ритмика как средство обучения произношению детей с нарушениями слуха.
  4. Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики.

Из истории возникновения фонетической ритмики

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами, риторическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже 19-20 веков в разных в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н. А. Римского-Корсакова, Э-Жака-Далькроза, Д. М. Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день-ночь, зима-лето).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 г, когда Жак –Далькроз, профессор в Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. Формирующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала появляться лечебная ритмика. В дальнейшем, поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимало слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

Благодаря существенному вкладу Г. А, Волковой в 80-х годах XX в. логопедическая ритмика выделилась как наука. Волкова Т. А. расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, афазия, нарушение голоса.

Фонетическая ритмика из истории обучения лиц с нарушением слуха

В 1950 г профессор Петар Губерина развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами коммуникации. Лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Фонетическая ритмика являлась отдельной технологией его верботонального метода.

Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерин проводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, формируя речь.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий ребенок. Ребенок учится слышать всем телом. Для этого используется верботональная доска, сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом, через органы чувств, через вестибулярный аппарат. Особое место в верботональном методе уделяется развитию моторики тела - фонетической ритмике, музыкальной, и др. занятиях. Дети на данных занятиях работают в наушниках, с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по другим частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе .

Работая с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – равномерное созревание и развитие психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.

Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе 3 компонента: эмоциональный, двигательный речевой- и использующая механизмы их функционального единства.

Развитие речи и двигательной активности взаимосвязаны. В книге М. М, Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми детьми в возрасте 1г. 2 мес. Малышей разделили на 2 группы. В одной дети свободно передвигались 20 минут каждый день, в другой были все время в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражания, логопеды показывали слушателям, как «говорит» корова, собачка. Интересно, что дети, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, а к 20-му дню малыши уже точно воспроизводили все звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14 день, но не стали четкими.

Дело в том, что микро-движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствует определенным макро-движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще очень двигательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.

Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление, являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.

Фонетическая ритмика как средство как средство обучения произношению дошкольников с нарушениями слуха

В систематической целеноправленной работе по обучению произношению основными формами работы являются, как известно, фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформировавшихся на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям, как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется в ДОУ для детей с нарушениями слуха фонетическая ритмика. Для детей ясельной и младшей групп особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости ля общения. Одной из форм организации работы по обучению произношения являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.

Власова Т. М. и А. Н. Пфафенродт в своих методических разработках по фонетической ритмике (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. – М., 1997 г.) разработали специальные серии занятий по фонетической ритмике по годам обучения. Разработки рассчитаны на проведение урока по фонетической ритмике в школе в течение 40 минут. В детском саду они такие занятия рекомендуют проводить по 30 минут. Систематические занятия по произношению, в том числе и по фонетической ритмике, авторы предлагают начинать со 2 года пребывания ребенка в детском саду и продолжать 4 года – в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Элементы речевого материала 2 года обучения могут быть использованы, по рекомендациям авторов и в преддошкольной группе.

Особый акцент авторы делают на диафрагмальном дыхании, так как для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, которые еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Начинать тренировку по развитию диафрагмального дыхания авторы рекомендуют еще с детского сада. С выработки статистического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении лежа, сидя, стоя. Вначале двигательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они в дальнейшем сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох ртом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные двигательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего произнести спокойно:о___х___ или а___х____, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звуки с остановкой и без: с_с_с_. с____________. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: кс__, ф__с__ш__. По мере закрепления навыков фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование.. С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в тоже время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения.

Педагогам, ведущим занятия по фонетической ритмике, необходимо еще помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышщ. У детей с недостатками слуха слуха и речи мышцы тела очень напряжены.

Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слов, словосочетаний со сменой ритма и темпа.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения и должны быть обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также должен быть различен- от плавных и медленных, до отрывных, резких.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений. Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляется ученикам слухозрительно. Наряду с этим используется и только слуховое восприятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с учителем. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальные занятия. Авторы (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н.) предлагают специальные разработки занятий по фонетической ритмике, а также методические рекомендации к ним.

Также имеются разработки занятий по фонетической ритмике в «Методических рекомендациях для педагогов специальных детских садов, изданных центром реабилитации детей с нарушениями слуха. (Екатеринбург, 1993 г.)

Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики

Далее остановимся на таком вопросе, как обучение детей преддошкольного возраста произношению с помощью фонетической ритмики. Первая младшая группа включает в себя 8 детей. Основная масса детей пришли в дошкольное учреждение впервые и обучались по программе 1 года обучения (Данил, Дима, Полина, Вера, Макар). Валера и Аня пришли в дошкольное учреждение весной 2015 года, и с сентября 2016 года начали также обучение по программе 1 года обучения Валера старший из детей. Ребенок пришел в дошкольное учреждение поздно, не имея элементарных навыков общения в коллективе.

Возраст детей группы на данный момент:

Данил- 3 г.9 мес

Артем- 3г 9 мес

Анна- 2г.7 мес

Валера- 5лет

Вера- 3 года

Макар- 2г.4 мес

Полина- 3 год

Фактически группа является разновозрастной. И сразу хочется сказать, что как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях с детьми, мы учитывали как возраст каждого ребенка, так и индивидуальные физические. Речевые и слуховые возможности.

Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. И здесь я хочу отметить, с каким уровнем развития по состоянию общей моторики пришли в группу дети на начало обучения. Почти у всех детей группы нами было отмечено слабое развитие общей моторики. На момент диагностического обследования в таких заданиях, как «Повтори движение за мной», «Хлопай», «топай», «Хлопай: ты мне, я – тебе», «Покажи и спрячь флажок» было выявлено, что не все дети психологически, эмоционально, моторно, готовы к выполнению подражательных, сопряженных, отраженных выполнений движений за педагогом. Так, Данил Т., неохотно подражал движениям, часто отказывался от выполнения упражнений. Вера К. эмоционально очень закрытый ребенок, избегала любого прямого контакта, не подражала движениям ни в упражнениях по фонетической ритмике, ни в других игровых моментах. Макар пришел к нам импульсивный, с хаотическими движениями, неусидчивый, не умел действовать с игрушками. Движениям подражал, но внимание ребенка удержать больше чем на несколько секунд было невозможно. Валера – самый сложный ребенок в группе. Действия и поведения отмечались беспокойностью, хаотичностью, временами – агрессивностью. Отмечались гримасничанья. Долгое время часто отказывался принимать участие как во фронтальных, так и индивидуальных занятиях, отказывался подражать как общей, так и артикуляционной моторике.

У большинства детей группы отсутствовало звукоподражание, некоторые дети не могли произносить даже гласные звуки сопряженно с педагогом (Данил, Макар, Вера). В группе есть дети, в речи которых имелся как неотнесенный, так и отнесенных лепет (Аня, Полина, Артем) некоторые элементарные слова отраженно за педагогом (Валера, Дима).

После проведения диагностики мы в первую очередь начали работу по развитию общей моторики детей; развитию умения выполнять действия по подражанию; по принятию и понимаю цели задания в игровых ситуациях («Сделай заборчик», «Спрячь мышку от кошки»: развитию положительных эмоций у детей.

Учили младших дошкольников подражать крупных и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать и опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами. Подражать движениям губ языка. Например, проводились такие упражнения с детьми:

«Покажи и спрячь флажок»

« Покажи и маши ленточками. Спрячь ленточки»

«Покажи, как кошка моет лапки, умывается»

«Покажи кошке язычок. Спрячь язычок от кошки» и др.

Упражнения включались в игровые действия с куклами и игрушками, что делало их выполнение детьми более мотивированно. В дальнейшем подражание различным движениям начали сочетать с произнесением звуков, а в дальнейшем слогов и слов.

Необходимо отметить очень важную работу, необходимую для более успешного вызывания и автоматизации звуков на фонетической ритмике – это работа по развитию дыхания и голоса.

Когда дети пришли в дошкольное учреждение, у них было отмечено очень слабое дыхание, слабый выдох. Для развития дыхания нами проводились следующие упражнения:

« Сдуй бабочек с цветочков»

«Сдуй яблочки с ёжиков»

«Сдуй тучку с солнышка»

«Сдуй снежинки, перышко, снег с грузовика» и т.д..

Фонетическую ритмику мы проводили в форме фонетической зарядки во время фронтальных занятий, а также отдельные её элементы – на индивидуальных занятиях. Речевой материал на протяжении учебного года усложнялся постепенно. Детям предлагались различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков: А – О – У – Э, а затем согласных в обратных и затем прямых слогах. Это такие согласный звуки, как П, М, Т, Ф, Л, и другие – в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, которые учитывались, как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. На данный момент хотим отметить следующие результаты:

Если в начале учебного года дети неохотно, и с трудом подражали движениям общей и артикуляционной моторики, в речи у определенной группы детей отсутствовало подражание звукам, лепету, то сейчас, можно сказать, что у каждого ребенка отмечен большой сдвиг в развитии:

  1. Все дети группы произносят следующие гласные звуки с движениями фонетической ритмики: А, О, У, Э (Дима, Валера, Артем – звук «И»). Дети соотносят звук с буквой. Произносят слоги в обратных и некоторых прямых слогах с помощью фонетической ритмики: АФ, ОФ, ФА, ФО, ПА, ПО, АП, и др. (Для обучения детей соотнесения звука с буквой мы очень успешно использовали метод рисования по манке, а также пластилиновых букв)
  2. Дети с помощью фонетической ритмики, а также без неё произносят лепетные слова: «аф», «мяу», «му», прр. Многие дети группы (Дима, Валера. Артем, Аня, Данил произносят сопряженно, а некоторые дети и отраженно простые слова с элементами фонетической ритмики: «мама», «папа», «дом», «лопата» и др.

Валера стал более спокоен, организован, стал проявлять интерес как к фронтальным, так и индивидуальным занятия. Владеет глобальным чтением. Стал сопряженно, а также отраженно произносить полные слова с помощью фонетической ритмики. Читает слова по табличкам с элементами аналитического чтения, используя фонетическую ритмику.

Хоть и с большим трудом, но раскрывается и эмоционально Вера, чаще – на индивидуальных занятиях. Стала подражать простым движениям, произносит тихо, почти беззвучно звуки «А», «О», по настроению, но стала подражать движениям фонетической ритмики.

Данил, который на момент начала обучения в детском саду не произносил ни одного звука, с трудом удерживал внимание на занятии, сейчас знает гласные звуки А, О, У, произносит их с помощью фонетической ритмики. С помощью фонетической ритмики произносит лепетные слова. Некоторые полные слова сопряженно с педагогом, такие, как «мама», «папа», «дом», «там». Соотносит звуки с буквами.

Макар, самый маленький воспитанник (2 г. 4 мес), произносит гласные звуки с фонетической ритмикой «А». «О», «М» Пытается подражать артикуляции при произнесении других звуков. Понимает слухозрительно лепетные слова. Стал подражать движениям.

Дима – ребенок с хорошими остатками слуха. На начало обучения он уже подражал лепетным словам отраженно за педагогом. Но ребенок был неуверенный в себе. Отмечалась слабая артикуляционная и общая моторики. Сейчас ребенок уверенно произносит слоги, а также слова с элементами фонетической ритмики сопряженно, а иногда и отраженно за педагогом. Соотносит изучаемые звуки с буквами.

Также по данному вопросу была проведена работа с родителями. Родителям наших воспитанников была проведена консультация на тему « Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха», а также на родительском собрании с родителями был проведен тренинг, на котором родителям было предложено совместно с педагогом провести занятие по обучению фонетической ритмики. Родителям было предложено выйти в круг и выполнить вместе с учителем примерный набор упражнений по вызыванию и автоматизации звуков с помощью фонетической ритмики. Каждому родителю был предложен практический материал, состоящий из выборки основных упражнений для занятий с ребенком дома. Родителям данная форма работы очень понравилась. Они сообщили, что слышали о фонетической ритмике впервые, что эта форма работы и её цель им понятна, и они с удовольствием будут закреплять усвоенные умения ребенка в ДОУ по фонетической ритмике.

Подводя итоги мы можем сказать о том, что фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи младших дошкольников с нарушением слуха, способствует нормализации всех видов дыхания у ребенка, а также, в конечном итоге, приводит к овладению ребенком фонетически правильно оформленной речи без движений.

Таким образом, мы знаем, что речь рождается из движения. Первые речевые упражнения ребенка являются двигательными еще в раннем возрасте. Фонетическая, логопедическая ритмика имеет свои глубокие корни, основанные на законах развития как здорового, так и ребенка с проблемами развития. Логопедическую, фонетическую ритмику широко используют не только с детьми, имеющими нарушения слуха, а также с детьми, имеющие различные речевые расстройства. Очень важной работой в этом направлении является также работа с родителями: организация с ними различных консультаций, тренингов и семинаров по этой теме.

Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.