Нет сомнений в том, что Аристотель является самым известным философом на планете. Несмотря на то что он жил в далеком прошлом, его до сих пор чтут, читают его изречения и труды, размышляют над его теориями, которые не утратили своей актуальности и в XXI веке. Наверняка Аристотель, цитаты и афоризмы которого очень популярны среди народа, был человеком со сложным характером (его недоброжелатели говорили, что он любил яркие одежды, имел подстриженную бороду, лицо его всегда выражало насмешку, а сам он был болтлив до неприличия), но нас это не должно разочаровывать - все гении со странностями. Тем более что за достоверность информации никто ответственности сегодня не несет, и вполне возможно, что этот древнегреческий философ был совсем не таким, каким его описывали те, кто его недолюбливал - попросту враги. Потому отнесемся к их высказываниям о нем с долей разумного скептицизма.

Аристотель - мудрец и философ

Тысячелетия прошли с тех пор, как Аристотель выражал свои мысли вслух, и можно предположить, что его изречения, миллионы раз переписанные и перепечатанные, имели в своем первоначальном виде несколько иное содержание. Вероятно также, что часть из них была высказана совсем иными людьми, а затем уже им было приписано авторство Аристотеля. Тем не менее в большинстве своем цитаты Аристотеля, которые сегодня читает современный пользователь интернета, имеют его стилистику и манеру преподнесения, что дает возможность предположить, что их изрек когда-то именно этот гений Древней Греции.

Великий учитель и легендарный ученик

Конечно, Аристотель был неординарным человеком. Человеком с большой буквы. Слава о нем разошлась по всему свету еще во времена его жизни. Его по достоинству оценил отец Александра Македонского, потому и нанял его в качестве наставника для своего отпрыска, ставшего позже легендарным полководцем и царем. Думается, что Александр и стал Великим во многом благодаря знаниям, полученным от своего учителя. Давайте и мы станем на время учениками Аристотеля и попытаемся понять изречения легендарного мыслителя. Наверняка во многих из них заложены зерна истины, которые могут помочь в жизни, если грамотно к ним отнестись.

Цитаты Аристотеля о жизни

Вот одна из его цитат: «Жизнь требует движения». Аристотель много путешествовал, постоянно переезжал из города в город. И если говорить применительно к его жизни, то она уж точно не стояла на месте. Философ был весьма деятельным человеком, он не любил спать подолгу и, ради того чтобы пораньше проснуться, всегда ложился на ночь, держа в руке медный шар, который падал на медную же пластину и создавал чудовищный грохот. Вот такой интересный, хоть и примитивный, будильник придумал Аристотель, прозванный за свои нетривиальные изобретения некоторыми его современниками чудаком.

Любая цитата Аристотеля ясна и понятна каждому человеку. К примеру, вот это высказывание: «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования». С ним очень трудно не согласиться. Неизвестно, был ли счастлив сам философ, однако наверняка стремился к этому всей своей душой. Вероятно, на пути к счастью он не единожды разочаровывался, но своего мнения, думается, насчет смысла жизни не поменял и будучи на смертном одре.

Еще одна цитата Аристотеля показывают его отношение к разным слоям общества. «Жить - значит делать вещи, а не приобретать их». И тут все очень доходчиво Аристотель объяснил всем нам. Наверняка и в его время ценились ремесленники и крестьяне, которые тяжким трудом создавали вещи и продукты, приобретаемые богачами. Нетрудно предположить, на чьей стороне были симпатии прославленного мыслителя.

Цитата Аристотеля о человеке и о его главном отличии, доказывающем его исключительность в сравнении с другими представителями флоры и фауны, - «Из всех живых существ только человеку свойственен смех». Вновь Аристотель высказал истину, которую подтвердит сегодня каждый школьник. Видимо, он ценил юмор, любил и сам пошутить и любил тех, кто умел это делать. Можно еще добавить, что человеку свойственны еще и насмешки, но это уже совсем про другое.

Аристотель: емко о любви

Высказывался также Аристотель о любви. Цитаты его и про нее заслуживают пристального внимания. Например, вот эта: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». Философ о любви знал не понаслышке, был дважды женат. Первая его жена была не совсем приятной по характеру женщиной, сообщают его современники, однако думается, что Аристотель любил ее со всеми недостатками, потому и многое ей прощал. Наверняка следовал своему же правилу, потому и желал добра даже тем, кто не соответствовал стандартам хорошего человека.

«Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать». Что подразумевается под этим? Думается, Аристотель в этом случае высказывается о необходимости постоянного проявления своих чувств при помощи своих поступков. Что же, и это верно, ведь даже дерево зачахнет, если к нему не отнестись с должным вниманием, что уж тут говорить о людях, которые обделены любовью со стороны близких и друзей.

«Не любит тот, кто не любит всегда». Аристотель, видимо, указывает на тех, кто не способен на чувства - людей черствых и эгоистичных. Понятие «любовь» очень широкое, и для тех, кого волнует лишь собственная судьба и ничья более (то есть для людей, узко видящих мир), оно абсолютно недоступно.

С Аристотелем по жизни

Цитата Аристотеля - это руководство к жизни. Многое из сказанного этим величайшим философом нужно выучить наизусть и попытаться выстроить свою жизнь по принципам, обозначенным в этих изречениях.

знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность быстро стареет.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Из двух зол выбирай меньшее.

Познание начинается с удивления.

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость - это самая точная из наук.

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда - это сон наяву.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.

Аристотель - одно из самых влиятельных имен в философии. Ученик Платона, отошедший от учения своего преподавателя и создавший собственную школу, Аристотель был главным учителем Александра Великого, и его идеи повлияли на политическую деятельность Македонского. Начало нескольким современным наукам, таким как политология и социология, положил именно Аристотель, цитаты и афоризмы которого актуальны до сих пор.

Биография

Будущий великий философ родился в 384 году до н. э. Его отец, Никомах (в честь которого Аристотель назвал сына и, вероятно, том своей этики), работал царским лекарем при македонском дворе. Должность отца определила раннее знакомство Аристотеля с Филиппом II Македонским, отцом Александра. Филипп стоял у основ расцвета Македонского государства, который пришелся как раз на детство и юношество Аристотеля.

В ранней юности Аристотель остался без отца, но при этом получил богатое наследство, позволившее молодому человеку не прерывать своего образования. Через два года Аристотель переехал в Афины и присоединился к Платоновской школе. Он был учеником, соратником и другом Платона на протяжении двадцати лет, несмотря на то что во многом не соглашался со своим учителем.

После смерти Платона Аристотель уехал из Афин, женился и стал учителем Александра Македонского до его 18-летия. Несмотря на заслуги перед полисом и создание собственной философской школы, Аристотель оставался гражданином Македонии и вынужден был покинуть греческий полис после смерти Александра. Сам философ умер через год после своего знаменитого ученика.

Философия Аристотеля

Кроме того, что Аристотель развил этику и стал основателем создав актуальный по сей день, он также стал единственным философом классического периода, создавшим философскую систему. Все сферы человеческой жизни — онтологию, политику, физику, логику и даже затронул в своей деятельности Аристотель. Цитаты о жизни, взятые из его собраний или воспоминаний его учеников и соратников, отражают его мудрость и глубокие познания в различных сферах.

Аристотель выделял науки теоретические - те, которые дают только знания. В их число входят физика, метафизика, теология и математика. Этика и политика — практические науки; знания, полученные от их изучения, можно применить в деятельности. Особое влияние на оказали идеи Аристотеля о государстве. Фактически он стал прародителем социологии и политологии.

Идеи и цитаты Аристотеля о государстве

Аристотель был индивидуалистом и рьяно противился идеям Платона об идеальном устройстве государства. Идеальное устройство полиса, согласно Платону, было «коммунальным». Предполагалась общность всего — от материальных благ до жен и детей. Аристотель же говорил, что коммунизм и полигамия разрушают государство. На почве разногласий появилась знаменитая цитата Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», которая в оригинале звучала немного сложнее.

Аристотель был приверженцем частной собственности, рабства и моногамии, при этом он считал социальное положение некоторых слоев государства ниже, например, рабов, бедняков и женщин. Желанием человека жить в обществе и обоснованно создание сначала семьи, затем общины, а позднее и государства. Однако быть гражданином означает ставить государство превыше семьи и общины.

Происхождение и природа государства

Аристотель придерживался исторической теории создания государства. Согласно его идеям, началом государственного устройства явилась природа человека - социального существа, требующего общения. Желание человека жить не просто комфортно, а счастливо обуславливает его стремление к социализации. По Аристотелю, человек, не нуждающийся в общении, — это либо животное, либо божество.

Для достижения основных потребностей, которых невозможно достичь в одиночку, люди - мужчины и женщины - объединились в семьи. Семьи стали жить ближе друг к другу, образуя общины. Появилось разделение труда, система обмена и рабство. Впоследствии эти общины разрослись и эволюционировали в государство. Цитата Аристотеля об общественной природе человека звучит следующим образом: «Человек, неспособный либо нежелающий жить в обществе - либо зверь, либо Бог, ибо ему достаточно себя одного».

Аристотель сравнивает государство с человеческим организмом, в котором каждая часть тела, каждый орган выполняет свою индивидуальную функцию: голова, руки, сердце и т. д. Отсюда цитата Аристотеля об управлении: «У человека одна голова, так и у государства должен быть один правитель». Идея единого организма заставляет философа верить в необходимость определенных свобод и прав индивида, а также разделения власти на ветви. О неприятии тирании говорит цитата Аристотеля о том, что большинство тиранов являются демагогами, и они не способны ни на что иное, кроме как загубить собственное государство слишком строгими законами и непрестанным контролем.