Во все времена война считалась уделом мужчин. А уж что касается боевых действий в небе - тем более. И в наши дни на военных истребителях можно встретить исключительно представителей сильной половины человечества. Перегрузки здесь для человека буквально запредельные. И реакция у этих профессионалов должна быть практически молниеносной, ведь время, отведенное на принятие решения, порой отмеряется долями секунд. К тому же пилот должен досконально изучить все технические характеристики своей машины, чтобы знать, на что она способна в критических ситуациях.

Именно поэтому представить себе, что за штурвалом скоростного истребителя сидит милая, хрупкая белокурая девушка, довольно сложно. Но тем не менее, учитывая опыт ведения боев в Великой Отечественной войне, это возможно. В период той суровой поры не удивительными были любые исключения. Одно из них - летчик-истребитель Лидия Литвяк. О ней и пойдет речь в этой статье.

Героическая девушка

Рассматривая черно-белые снимки военных лет с Лидией Литвяк, мы видим на них миниатюрную светловолосую красавицу. Девушке с такой внешностью несложно было бы стать популярной актрисой. И тогда ее судьба сложилась бы совершенно по-другому. Ее бы ждали светские рауты, бокалы с холодным шампанским, хрустящие корзинки с икрой и фотографы, которым она позировала бы в меховых боа и увешанная бриллиантами. И это было бы вполне возможно, ведь Лидия Литвяк внешне походила на Валентину Серову, которую считали «третьей великой блондинкой» советского государства после Любови Орловой и Марины Ладыниной.

Однако судьба нашей героини сложилась совершенно иначе. У нее был свой список побед, но только не на театральных подмостках или на киноэкране. Лидия Владимировна Литвяк в течение 8 месяцев своей героической службы в советской авиации совершила 168 боевых вылетов. При этом она 89 раз сражалась с вражескими истребителями, сбила 11 немецких самолетов и один аэростат-корректировщик. Вот таким внушительным является список побед самой обаятельной и женственной летчицы СССР, которая защищала страну в период Великой Отечественной войны. И это тогда, когда многие мужчины, находясь за штурвалом своих истребителей, за все время боевых испытаний не смогли сбить ни одного вражеского самолета или в лучшем случае всего один или два.

Летчица-асс из СССР Лида Литвяк добилась нескольких групповых и дюжины личных побед. Юная девушка, которая с виду казалась хрупкой студенткой, обладала эффектным и агрессивным стилем ведения воздушного боя. Это и позволило ей войти в списки элиты боевой авиации, находящейся в составе антигитлеровской коалиции.

Биография

Лидия Владимировна Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 г. Впоследствии она невероятно гордилась тем, что день ее рождения совпадает с Всесоюзным днем авиации. Почему-то ее имя девушке не нравилось. Именно поэтому все домашние, а также близкие друзья называли ее Лилей или Лилией. Под этим именем она впоследствии и вошла в историю.

Лидия (Лилия) Литвяк была безумно влюблена в самолеты и в небо. Однако в те годы это ни у кого не вызывало удивления. Напротив, то, что простая советская девушка мечтала не о карьере кинозвезды, а об ОСОАВИАХИМЕ, было вполне естественным. Ведь привлекать молодежь в авиацию стремились партия и правительство СССР.

Лидия Литвяк шла в ногу со своей эпохой. Она с легкостью и совершенно сознательно променяла игру в куклы на летный кружок, а платья и туфли на каблуках - на летный шлем и комбинезон. Девушка не только увлекалась небом. Она стремилась освоить Именно поэтому в свои 14 лет она стала членом Центрального аэроклуба им. Чкалова. Поначалу родители ничего не знали об этом. Но скрывать бурную заинтересованность столь необычной для женщины профессией в течение долгого времени было невозможно. Спустя год в свои 15 лет девушка впервые самостоятельно поднялась в небо.

Окончив школу, Лидия Литвяк поступила на курсы геологов, после которых ее направили на Крайний Север, а затем на юг. Здесь она вернулась к полетам.

Лидия (Лилия) Литвяк стала курсантом Херсонского летного училища. Это учебное заведение она окончила успешно. После этого стала летчиком-инструктором и в период до начала войны с фашистами успела подготовить 45 курсантов. Сослуживцы говорили, что она обладала умением видеть воздух.

Семья

Откуда родом родители Лидии Литвяк, так до конца и неизвестно. После гражданской войны они переехали из деревни в Москву. Мать девушки звали Анной Васильевной, но о том, кем и где она работала, история также умалчивает. Известно только, что женщина была то ли портнихой, то ли трудилась в магазине. Об отце летчицы Лидии Литвяк кратко говорится во всех источниках, как и о матери. Есть только данные, что звали его Владимиром Леонтьевичем, а местом его работы была железная дорога. В 1937 г. отца Лидии Литвяк по ложному доносу арестовали, а после расстреляли. Разумеется, об этом девушка никому не говорила. В те годы статус дочери врага народа мог коренным образом изменить ее судьбу. А этого вовсе не хотелось 15-летней девчонке, буквально бредившей авиацией.

Судьбоносное решение

Биография летчицы Лидии Литвяк сложилась так, что ей пришлось принимать участие в боевых действиях. Ведь на ее Родину напал враг. Однако на фронт она попала не сразу. Советские власти не желали допускать молодых девушек-комсомолок в ряды регулярных войск. Там они могли находиться только в качестве медсестер. Однако жизнь внесла свои коррективы.

Многие девушки мечтали попасть на передовую. Для этого необходимо было решение самого Главнокомандующего. Его и добилась Эта летчица была одной из первых трех женщин, награжденных званием Героя Советского Союза. Раскова совершала полеты в экстремальных условиях и ставила рекорды в небе. Квалификация, опыт и энергия принесли ей авторитет в военно-воздушных силах. Благодаря этому знаменитая летчица смогла лично попросить у Сталина разрешение сформировать женские боевые части. Сопротивляться отважным девушкам было бесполезно. К тому же советская армия несла огромные потери не только на земле, но и в воздухе. Именно поэтому в октябре 1941 г. началось формирование сразу трех женских авиаполков. Уже с первых дней войны летчица Лидия Литвяк (фото ее размещено ниже) пыталась попасть на фронт.

После того как ей стало известно, что Марина Раскова начала формировать женские авиаполки, она сразу же добилась своего. Однако при этом девушке пришлось схитрить. К своему летному времени она приписала 100 часов, благодаря чему и была зачислена в истребительный полк под номером 586, который возглавила сама Марина Раскова.

Боевой характер

В советской авиации появился инициативный и энергичный летчик. Лидия Литвяк при этом отличалась несколько своенравным характером. Впервые ее склонность идти на риск была замечена во время обучения, когда женский авиаполк базировался недалеко от г. Энгельса. Здесь один из самолетов потерпел аварию. Для того чтобы подняться в воздух, ему был необходим запасной винт. Однако доставить эту деталь было невозможно. В это время полеты были запрещены из-за разгулявшейся метели. Но Лидию это не остановило. Она самовольно, не получив на то разрешения, полетела к месту аварии. За это получила выговор от руководителя авиашколы. А вот Раскова заявила, что гордится тем, что у нее такая отважная ученица. Скорее всего, опытная летчица увидела в Литвяк черты собственного характера.

Но проблемы с дисциплиной у Лиды проявлялись порой и совершенно в другой сфере. Так, однажды она сделала к своему комбинезону модный воротничок. Для этого ей пришлось срезать мех с унтов. В этом случае снисхождения Расковой она не дождалась. Лидии пришлось перешить мех обратно.

Тем не менее любовь к различным аксессуарам девушка не растеряла даже на фронте. Она кроила шарфики, используя парашютный шелк, и перешивала подшлемники, которые в ее умелых руках становились более изящными и удобными. Даже находясь под огнем, Лида была не только отличным истребителем, но и смогла оставаться привлекательной девушкой.

А вот что касается уровня пилотажа, то никаких претензий к Литвяк не было. Вместе с остальными девушками она прекрасно выдерживала ускоренный темп обучения, включавший в себя ежедневные двенадцатичасовые тренировки. Жесткость подготовки объяснялась довольно просто. Летчицы вскоре должны были вступать в бой с противником, который был умен и не прощал ошибок. По окончании обучения Лидия Литвяк на отлично сдала пилотирование «ястребка» (самолет Як), что и позволило ей попасть на войну.

Начало боевой биографии

Находясь в составе 586-го авиаполка, Лидия Литвяк (фото представлено ниже) впервые поднялась в небо весной 1942 г. В это время советские войска вели бои в Саратове. В задачу нашей авиации входила защита Волги от немецких бомбардировщиков.

В 1942 г. летчик Лидия Литвяк в период с 15 апреля по 10 сентября совершила 35 вылетов, во время которых производила патрулирование и сопровождала транспортные самолеты, перевозящие важные грузы.

Сталинградская битва

Авиационный полк, в составе которого находилась летчик-истребитель Лидия Литвяк, 10 сентября 1942 г. был переброшен под Сталинград. За короткий промежуток времени отважная девушка 10 раз поднялась в небо. Во время своего второго боевого полета, который состоялся 13 сентября, она смогла открыть личный боевой счет. Вначале ею был сбит бомбардировщик Ju-88. После этого девушка бросилась на выручку своей подруге Рае Беляевой, у которой закончились боеприпасы. Лидия Литвяк заняла ее место в бою и в результате упорного поединка уничтожила Me-109. Летчиком в этом самолете был немецкий барон. К тому времени он уже одержал 30 побед в небе и являлся кавалером Рыцарского креста. Будучи плененным и находясь на допросе, он пожелал увидеть того, кто победил его в небе. На встречу пришла голубоглазая, хрупкая, нежная белокурая девушка. Немец посчитал, что русские издеваются над ним. Но после того как Лидия с помощью жестов показала детали боя, известные только им двоим, барон снял со своей руки золотые часы и протянул их девушке, свергнувшей его с небес.

27 сентября отважная летчица, находясь всего в тридцати метрах от Ю-88, смогла поразить вражескую машину.

И даже участвуя в боевых операциях, летчица позволяла себе хулиганить. Совершив успешный боевой вылет, при наличии топлива в баке она, прежде чем приземлиться на родной аэродром, крутила над ним фигуры высшего пилотажа. Подобные шутки являлись одной из ее визитных карточек. За подобные развлечения командир полка ее не наказывал, ведь девушка успешно выполняла боевые задачи, показывая хороший напор, цепкость ума и прекрасное тактическое мышление. После Сталинградских боев она стала опытным пилотом-истребителем, получив закалку огнем. Помимо этого, 22 декабря 1942 г. девушка была награждена правительственной наградой. Ею стала медаль «За оборону Сталинграда».

Белая лилия

Биография Лидии Литвяк описана во многих книгах. В этих же источниках можно найти и интересные рассказы об отважной летчице. Так, согласно некоторым утверждениям, после того как она победила немецкого аса, на ее капоте была нарисована большая белая лилия. Говорят и о том, что некоторые вражеские летчики, завидев этот цветок, уклонялись от боя. Рассказывают также, что Лидия Литвяк после каждого боя, в котором ей удавалось сбить вражескую машину, рисовала на фюзеляже своего «Яка» по одной белой лилии. Название любимого ею цветка стало позывным летчицы. Помимо этого, многие называли Лидию Владимировну Литвяк Белой лилией Сталинграда.

Чудесное спасение

Впервые самолет Лидии Литвяк немцам удалось подбить вскоре после окончания Сталинградской битвы. Девушка чуть не погибла, совершив вынужденную посадку. К ней тут же устремились вражеские солдаты. Лидия выскочила из кабины и начала отстреливаться от немцев. Однако расстояние между ней и врагами неуклонно сокращалось. У Литвяк в стволе оставался последний патрон, когда над ней пронеслись советские штурмовики, с которыми она была на задании. «Илы» прижали немцев своим огнем, а один из них спланировал недалеко от девушки и, выпустив шасси, приземлился. Лидия быстро влезла в кабину к пилоту, и они благополучно ушли от погони.

Новое назначение

Летчик-истребитель Лидия Литвяк - Белая лилия Сталинграда - в конце сентября 1942 г. была переведена в 437-й авиационный истребительный полк. Однако женское звено, входящее в его состав, просуществовало совсем недолго. Его командира, старшего лейтенанта Р. Беляеву, вскоре сбили немцы, и ей пришлось долго лечиться после прыжка с парашютом. После этого в связи с болезнью из строя выбыла М. Кузнецова. В полку оставалось только две летчицы. Это Л. Литвяк, а также Е. Буданова. Они и смогли достичь высших результатов в проведенных боях. И уже вскоре Белая лилия Сталинграда Лидия Литвяк сбила очередной вражеский самолет. Им оказался «Юнкерс».

Начиная с 10 октября летчицы перешли в оперативное подчинение 9-го Гвардейского полка истребительной авиации. На счету у Лидии Литвяк уже было три уничтоженных самолета противника. Один из них был сбит лично ею с того периода, когда она поступила в полк советских летчиков-асов.

В этот период девушкам необходимо было прикрывать стратегически важный прифронтовой центр - город Житвур, а также сопровождать транспортные самолеты. При выполнении этой задачи Лидия совершила 58 боевых вылетов. За смелость и отличное выполнение приказов командования девушку зачислили в группу «свободных охотников», которые следили за самолетами врага. Находясь на передовом аэродроме, Литвяк пять раз поднималась в небо и провела столько же воздушных боев. В 9-м Гвардейском ИАП девушки значительно повысили свое мастерство.

Новые победы

8 января 1943 г. девушка была переведена в 296-й авиационный истребительный полк. Уже в этом же месяце Лидия 16 раз сопровождала наши штурмовики и прикрывала наземные войска Советской армии. 5 февраля 1943 г. сержанта Л. В. Литвяк командование представило к ордену Красной Звезды.

Новая победа ждала Лидию 11 февраля. В этот день подполковник Н. Баранов повел в бой четверку истребителей. Литвяк отличилась тем, что лично сбила бомбардировщика Ju-88, а затем в составе группы ей удалось выйти победителем в сражении с истребителем FW-190.

Ранение

Весна 1943 г. была отмечена затишьем практически на всей линии фронта. Однако летчики продолжали совершать боевые вылеты, перехватывая немецкие самолеты и прикрывая советские бомбардировщики и штурмовики.

В апреле 1943 г. Лидия была серьезно ранена. Произошло это во время ведения довольно трудного боя. 22 апреля отважная летчица, находясь в составе группы советских самолетов, проводила перехват 12 вражеских Ju-88, один из которых ей удалось сбить. Здесь, в небе над Ростовом, она была атакована немцами. Врагам удалось повредить самолет девушки и ранить ее в ногу. После боя Лидия с трудом долетела до родного аэродрома, где отрапортовала об успешно выполненном задании. После этого девушка потеряла сознание, упав от кровопотери и боли.

Однако в госпитале Лидия находилась недолго. Немного оправившись после ранения, она написала расписку, что поедет домой в Москву, где и будет продолжать лечиться. Однако родные так и не дождались девушку. Уже спустя неделю Лидия вновь прибыла в свой полк.

5 мая, до конца не успев оправиться после ранения, Литвяк совершила очередной боевой вылет. В ее задачу входило сопровождение бомбардировщиков, направлявшихся в район Сталино. Наши самолеты были замечены истребителями противника и атакованы ими. Завязался бой, в котором Лидия смогла сбить истребитель Ме-109.

Единственная любовь

Весной 1943 г. в биографии летчицы Лидии Литвяк была написана новая страница. В этот период судьба свела девушку с Алексеем Соломатиным. Он также был великолепным летчиком-истребителем. На войне нередко завязывались романы. Знакомства были быстрыми, а чувства бурными. Однако большинство таких романов по понятным причинам были недолгими и имели несчастливый конец.

Весной 1943 г. в боевых действиях наступил небольшой перерыв. Это было затишье перед схваткой под Курском. И в эти несколько недель покоя к Лидии и пришло обычное человеческое счастье. Соломатин и Литвяк прекрасно сошлись характерами. Однополчане отмечали, что они были прекрасной парой. Старший лейтенант Соломатин вначале был наставником девушки, а после стал ее супругом. Однако счастье молодых оказалось недолгим. 21 мая 1943 г. Алексей погиб. Он, будучи смертельно раненным в бою, не сумел посадить свой самолет и погиб на глазах у любимой и всех, кто находился на аэродроме. На похоронах мужа Лидия дала клятву отомстить за его смерть.

Вскоре погибла и лучшая подруга Литвяк - Екатерина Буданова. У девушки, потерявшей всего за несколько недель двух своих самых близких людей, остались лишь навыки ведения боя, самолет и желание мстить.

Продолжение военных действий

После некоторого затишья бои были возобновлены. И девушка-ас, которой был всего 21 год, продолжала активно участвовать в них.

В конце мая на том участке фронта, где действовал ее полк, немцами весьма эффективно использовался аэростат-корректировщик. Эта «колбаса» прикрывалась истребителями и зенитным огнем, которые отражали все попытки уничтожить ее. Лидии удалось решить эту задачу. Девушка поднялась в воздух 31 мая и, пройдя вдоль линии фронта, углубилась на территорию, занятую противником. Аэростат она атаковала с тыла врага, зайдя на него со стороны солнца. Атака Литвяк длилась менее минуты. Блестящая победа летчицы была отмечена благодарностью Командующего 44-й армией.

Летние бои

16 июля 1943 г. Лидия Литвяк была на очередном боевом задании. В небе находилась шестерка советских «Яков». Они ввязались в бой с 30 «Юнкерсами» и 6 «Мессершмиттами», которые пытались нанести удар по расположению наших войск. Но советские летчики-истребители сорвали замысел врага. В этом бою Лидия Литвяк сбила Ju-88. Ею также был подбит истребитель Ме-109. Однако немцы подбили и «Як» Лидии. Бесстрашная девушка, преследуемая врагом, сумела посадить самолет на землю. Оторваться от немецких летчиков ей помогли советские пехотинцы, наблюдавшие за боем. Лидия была легко ранена в плечо и в ногу, но от госпитализации отказалась категорически.

20 июля 1943 г. командование представило младшего лейтенанта Л. В. Литвяк к очередной награде. Героическая девушка получила орден Красного Знамени. К этому моменту в ее послужном списке было указано о 140 боевых вылетах и 9 сбитых самолетах, 5 из которых она уничтожила лично, а 4 - в составе группы. Тут же был упомянут и аэростат наблюдения.

Последний бой

Летом 1943 г. советские войска пытались прорвать оборону врага, закрепившегося на берегах реки Миус. Это было необходимо для освобождения Донбасса. Особенно тяжелые бои велись в период с конца июля по начало августа. В них были задействованы как наземные, так и воздушные войска.

1 августа Лидия Литвяк 4 раза поднималась в небо. В ходе этих боевых вылетов она сбила 3 самолета противника, причем два лично, а один - находясь в составе группы. Три раза она возвращалась на родной аэродром. Из четвертого своего боевого вылета девушка не вернулась.

Вполне возможно, что свою лепту в случившееся внесло эмоциональное напряжение тяжелого дня или физическая усталость. А может, просто отказало оружие? Но как бы там ни было, летчики уже возвращались на свой родной аэродром, когда на них напала восьмерка немецких истребителей. Завязался бой, в ходе которого наши летчики потеряли друг друга из виду, оказавшись в облаках. Как потом вспоминал один из них, все произошло внезапно. Из белой пелены облака вынырнул «Мессер» и дал очередь по нашему «Яку» с бортовым номером «22». Самолет тут же словно бы провалился. Судя по всему, у самой земли Лидия попыталась выровнять его.

Никаких вспышек ни в небе, ни на земле наши истребители не видели. Именно это и родило у них надежду, что девушка осталась жива.

В этот же день пропал без вести и немецкий летчик-истребитель Ханс-Йорг Меркле. При этом не было никаких сведений о том, кто сбил этого аса. Существует вероятность того, что его смерть была прощальным ударом Лидии Литвяк.

Оба самолета пропали под Шахтерском, недалеко от деревни Дмитровка. Существует версия о том, что Лидия пошла в атаку целенаправленно, горя желанием отомстить за смерть мужа и подруги. Как все было на самом деле, доподлинно неизвестно. Однако подобный поступок вполне был в духе этой девушки.

Спустя две недели Лидии Литвяк исполнилось бы 22 года. После родные говорили о том, что в одном из своих писем она поведала им о сне, в котором ее звал муж, стоявший на противоположном берегу быстрой реки. Это говорило о том, что девушка предвидела свою гибель.

Но однополчане, не терявшие надежды увидеть летчицу живой, сразу же организовали ее поиск. Однако найти Лидию они так и не смогли. А после того как в одном из боев был убит сержант Евдокимов, единственный, кто знал сектор падения ее «Яка», официальный поиск был прекращен. Тогда-то командование полка посмертно представило к званию Героя Советского Союза летчика-истребителя Лидию Литвяк. Однако посмертного награждения не случилось. Дело в том, что вскоре с территории, занятой вражескими войсками, вернулся ранее сбитый летчик. По его утверждениям, местные жители рассказали ему, что видели, как недалеко от села Мариновка сел советский истребитель. Из него вышла небольшого роста белокурая девушка и села в подъехавшую к самолету машину с немецкими офицерами. Однако авиаторы такому рассказу не поверили, продолжая выяснять судьбу Лидии. Тем не менее слухи об измене девушки достигли вышестоящего штаба. И здесь командование проявило осторожность. Оно не стало утверждать представление Литвяк к высшему званию страны, а ограничилось орденом Отечественной войны 1-й степени.

Однако Лидию продолжали искать. Летом 1946 г. Иван Запрягаев, будучи командиром 73-го ИАП, послал несколько человек к селу Мариновка. Однако однополчанам девушки так и не удалось ничего узнать о ее судьбе.

В 1971 г. поиск отважной летчицы возобновили юные следопыты из г. Красный Луч. И только в 1979 г. они наконец нашли следы Лидии Литвяк. Жители хутора Кожевня рассказали ребятам о том, что летом 1943 г. недалеко от него упал наш истребитель. Пилот, которым была женщина, был убит выстрелом в голову. Ее похоронили в братской могиле. Этим пилотом и оказалась Лидия Литвяк. Это было подтверждено в ходе дальнейшего расследования. Могила Лидии Литвяк находится в Шахтерском районе, в селе Дмитровка. Здесь отважная летчица захоронена вместе с другими неизвестными бойцами.

В 1988 г. в этом месте был установлен памятник Лидии Литвяк. Ветераны полка, в котором служила отважная летчица, обратились с просьбой возобновить ходатайство о присвоении ей посмертно звания Героя Советского Союза. Спустя годы справедливость восторжествовала. В мае 1990 г. Президент СССР подписал Указ, согласно которому стала Лидия Литвяк Героем Советского Союза.

Память

Имя Лидии Литвяк можно встретить в Книге рекордов Гиннеса. Сюда она была занесена как женщина-пилот, которая одержала самое большое количество побед в проведенных ею воздушных боях. Помимо этого в центральном сквере города Красный Луч был установлен памятник отважной летчице. Находится он напротив гимназии № 1, носящей ее имя.

Можно встретить фамилию Лидии Литвяк в «Штурмовых ведьмах». Это аниме, рассказывающее зрителю о борьбе с машинами-роботами, которые пытаются захватить нашу планету. Такого противника уничтожить довольно сложно. Ведь против роботов бессильно любое смертельное оружие, быстрые ракеты и даже инновационные технологии. Это и позволяет бесчувственным и коварным машинам одерживать победу за победой. Сражаться с ними могут только девушки, наделенные волшебными способностями и использующие транспортное средство, которое является неким гибридом боевого самолета и ведьминой ступы. Одной из таких девушек выступает Сани Литвяк.

Тому, кто желает ознакомиться с биографией героической летчицы, рекомендуется просмотреть о ней документальный фильм. Он называется «Дорогами памяти» и снят режиссером Е. Андриканисом. Помимо этого отважной летчице посвящен фильм «Лиля». Он явился первым в документальной серии «Прекрасный полк». Снял его в 2014 г. режиссер А. Капков.

В 2013 г. зрителям был представлен сериал «Истребители». Это работа режиссера А. Мурадова. Одной из героинь фильма является Лидия Литовченко. Образ, который представлен актрисой Е. Вилковой, является собирательным. Примером для него послужила Лидия Литвяк. Фильм получился просто замечательным.

Девушки, воевавшие в Великую Отечественную, - тема общеизвестная. Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Снайперши РККА стали всемирно известным феноменом, санинструкторы тысячами погибали на поле боя, но вынесли на себе колоссальное количество раненых, известны девушки, воевавшие даже в танковых войсках. Своего рода "брэндом" советской авиации стали "ночные ведьмы" - женские бомбардировочные подразделения. Однако девушки служили не только в ударной авиации.

Мечта о небе

Среди советских лётчиков-истребителей выделяется один совершенно необычный персонаж. Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это - воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста, бравшая букетики в кабину самолёта, странно смотрится среди суровых лиц ветеранов воздушных боёв. Однако она не просто побывала за штурвалом Яка. В то время как подавляющее большинство лётчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолёта или сбить 1–2, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.

Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила.

Девушка осваивала воздух стремительно: в 15 она уже пилотировала кукурузник У-2 самостоятельно, а затем окончила школу лётчиков-инструкторов в Херсоне. Ещё старшеклассница, но уже полноценная авиатрисса: Литвяк не только летает сама, но и учит других. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. На карьере Литвяк не сказалась даже типичная трагедия эпохи: в 1937 году её отец попал под каток репрессий и погиб в тюрьме, однако на судьбе самой Лидии эта история не отразилась.

До лета 1941 года Литвяк подготовила четыре десятка лётчиков. Затем началась война, и она сразу же попросилась на фронт в боевые части. Поначалу энтузиазм двадцатилетней девушки вызвал кислую реакцию у командования. Использование женщин в боевой авиации ещё не планировалось. Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой.

Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного.

Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.

Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем.

А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.

Всё, что в воздухе, - враг

В сентябре 1942 года на земле шла самая грандиозная и жестокая битва в истории человечества - Сталинградская. Ставки были как никогда высоки, а выражение "любой ценой" никто не воспринимал как простую риторику. Люфтваффе начали эту битву грандиозной воздушной бомбардировкой Сталинграда, погубившей сразу десятки тысяч жителей. Бомбардировщики жестоко трепали идущие в Сталинград подкрепления и переправлявшиеся через реку суда с беженцами и ранеными. Именно в этом сражении Лидия Литвяк стала не просто девушкой на истребителе, а бойцом с грозной репутацией. Она с несколькими подругами воевала в мужском 437-м авиаполку наравне со всеми.

И воевала блестяще. В первом же своём воздушном бою Лида уничтожила бомбардировщик, а затем срубила истребитель, нацелившийся на её напарницу Раису Беляеву. Самолёт возвращается на базу с победой…

…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем.

Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.

Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса.

Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.

Этой бурной весной Литвяк познакомилась с другим асом - Алексеем Соломатиным. Военные романы часто завязывались быстро, оказывались бурными - и по понятным причинам несчастливыми. Но риск воспринимался как часть профессии, а в боях наступил перерыв в преддверии схватки под Курском, и Лидия могла урвать себе несколько недель покоя и простецкого человеческого счастья. Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.

Военно-полевой роман продлился недолго: 21 мая 1943 года Соломатин погиб на глазах наземного персонала и любимой - смертельно раненный в бою, он не сумел посадить повреждённый самолёт. На похоронах Лидия кричала: "Я отомщу!" Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.

1 августа 1943 года Лидия пропала без вести во время боёв над Миус-фронтом в Донбассе. Она возвращалась с воздушного боя вместе с напарником.

Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся…

Я с ними держала связь. Они говорят:

- Все тут, всё благополучно! Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой.

- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку!

Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.

Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом.

- Пошла!

И всё. Она не вернулась…

По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу. На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском. Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.

Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.

Лидия Литвяк прожила 21 год и за время войны сбила 11 самолётов и аэростат. Это делает её лучшей женщиной-истребителем всех времён и народов. Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву.

Война – прерогатива мужчин. Военная авиация – тем более. Но, как показывает опыт Второй мировой войны, и здесь были свои исключения из правил. Этот рассказ об одной из самых выдающихся женщин-пилотов – Лидии Литвяк.

Имя этой отважной летчицы, Героя Советского Союза, занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Лидия Литвяк – самая результативная советская женщина-летчик Второй мировой войны. Она сбила 14 самолетов и аэростат-корректировщик. При этом воевала Лидия Литвяк всего восемь месяцев. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боев. В неполные 22 года она погибла в бою

Девушка и небо

Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве, 18 августа – во Всесоюзный день авиации. Увлеченная с детства самолетами, девушка невероятно гордилась этим фактом. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, а уже через год совершила первый самостоятельный полет. Затем она окончила Херсонское летное училище, стала летчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов.

А в 1937 году отец Лидии был арестован как «враг народа» и расстрелян.

Летчик-истребитель

С началом Великой Отечественной войны 19-летняя, влюбленная в небо Лидия записалась в летчики-добровольцы. Но только спустя год, в сентябре 1942 года, девушка совершила свой первый боевой вылет в составе 586-го истребительного авиационного полка. Это был один из трех женских авиационных полков под руководством летчицы Марины Расковой, которые были сформированы по приказу Сталина из-за больших потерь кадровых летчиков.

Летчицы 586-го истребительного авиаполка.

Уже меньше чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград – орден Красной Звезды. К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали восемь ярко-красных звезд (символ восьми воздушных побед) и белоснежная лилия – особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» – особый вид боевых действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, а летает, выслеживая вражеские самолеты и «охотясь» на них.

Воздушный ас

В одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Лидии удалось сбить два вражеских самолета – бомбардировщик Ju-88 и истребитель Bf-109. Летчиком Bf-109 оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед. Немец был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стала стремительно падать. Летчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил. Увидев двадцатилетнюю девушку, немецкий ас пришел в ярость: «Вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Тогда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, пилоту, который его победил…

Именно там Лидия Литвяк получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда», и «Лилия» стала ее радиопозывным.

«Разные люди»

Сослуживцы говорили, что небо буквально преображало Литвяк: штурвал в руках изменял ее до неузнаваемости и будто бы делил на двух совершенно разных людей.

«Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурыми волосами, косичками и голубыми глазами. Она любила читать книги и изящно одеваться: носила необычные вещи – белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, воротник для летной формы из меха, срезанного с унтов, – и ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг. При этом белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан, и, что особенно импонировало летчикам, она никому не отдавала предпочтения.

«Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием и выносливостью: она «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским, восхищались мастерством и поражались ее отчаянной смелости.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк (1921-1943) после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1Б.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. И тут Лидия заметила в небе летящие мессершмитты. Увидев шестерку Bf-109, девушка вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить поставленную перед ними задачу. В ходе боя Лидия была тяжело ранена в ногу, но сумела привести поврежденный самолет на аэродром. Доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, девушка потеряла сознание. По словам сослуживцев, ее самолет напоминал дуршлаг.

Летчице приписывали необычайное везение. Однажды в ходе боя самолет Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять девушку в плен, один из летчиков-штурмовиков пришел к ней на помощь: огнем из пулеметов он заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

Любовь и дружба

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину (ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый – прикрывать его). Спустя несколько месяцев совместных полетов, в апреле того же года, буквально в перерыве между сражениями пара расписалась.

Все это время девушка дружила и воевала с летчицей Катей Будановой, с которой судьба свела ее еще в начале боевого пути – в женском авиаполку Расковой – и уже не разлучала. С тех пор они всегда служили вместе и были лучшими подругами.

Роковой год

21 мая 1943 года в авиакатастрофе, произошедшей прямо на глазах у товарищей и у самой Лидии, погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин.

А меньше чем через месяц получила множество ранений и скончалась, не приходя в сознание, лучшая подруга Лидии Катя Буданова. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых лично сбила два самолета противника и еще один в группе. Из четвертого вылета она не вернулась. Шестерка «Яков» вступила в бой с группой из 30 бомбардировщиков Ju-88 и 12 истребителей Bf-109, завязалась смертельная круговерть. Самолет Лидии был подбит немецким истребителем… Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни летчицы, ни ее самолета найти не удалось. Лидия Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года написала о ней как о бесстрашном соколе, летчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Злая шутка судьбы

Однако вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее пилотов. Он доложил, что слышал, как местные жители говорили, будто однажды на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком оказалась белокурая девушка. К самолету подъехала автомашина с немецкими солдатами, и девушка уехала с ними.

Большинство авиаторов слуху не поверили, но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Все что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет ее честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Бороться, искать, найти и не сдаваться

Но Лидию искали, искали долго и упорно. Неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд РВС (разведчиков военной славы). Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненным в голову, была девушка. Ее похоронили в селе Дмитриевка Шахтерского района в братской могиле. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Девушку опознали по двум белым косичкам.

Так через 45 лет после гибели летчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания». А в 1990 году Лидии было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной женщиной-пилотом времён Великой Отечественной войны. Всего за год участия в воздушных боях она осуществила 186 вылетов, одержав 12 личных побед и четыре - в составе группы. Литвяк, известная как Белая Лилия Сталинграда, долгое время считалась пропавшей без вести. Точное место её гибели было установлено лишь спустя несколько десятилетий, а звание Героя Советского Союза посмертно лётчице присвоили только в 1990 году. О боевом пути Белой Лилии Сталинграда - в материале RT.

  • Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя
  • РИА Новости

Рождённая летать

Связать свою жизнь с небом Лидии Литвяк было суждено буквально с рождения. Она появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. О самолётах девочка мечтала с детства. В 14 лет она записалась в аэроклуб и уже через год впервые самостоятельно подняла в небо крылатую машину. Образование продолжила в Херсонской авиационной школе Осоавиахима СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Но Лидия стала стремиться на фронт. Чтобы попасть в ряды военных лётчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налёта.

  • Самолёты У-2 Калининского аэроклуба. Лето 1935 года © Wikimedia Commons

В 1942 году Лидия Литвяк была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Освоив истребитель Як-1, Лидия занималась патрулированием воздушного пространства в районе Саратова и сопровождением транспортных самолётов. Но в начале августа она попала на фронт и открыла свой личный боевой счёт под Сталинградом, сбив бомбардировщик Ju 88. 13 сентября в ходе своего второго боевого вылета Литвяк лично сбила ещё один бомбардировщик, а работая в паре — истребитель Ме-109. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк.

  • Як-1 © Wikimedia Commons

«Як-1 был далеко не самой удачной машиной. И то, что Лидия Литвяк сразу же начала на нём весьма результативно воевать, свидетельствовало о редком сочетании умения и везения», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Белая Лилия Сталинграда

На фюзеляже своего самолёта Лидия попросила нарисовать белую лилию. Вскоре за ней закрепились прозвище Белая Лилия Сталинграда и позывной Лилия-44. Одержав ещё ряд воздушных побед, Лидия Литвяк была на некоторое время переведена в оперативное подчинение 9-го гвардейского истребительного полка.

«Это было везение и признание заслуг. В 9-м полку служили лучшие лётчики-истребители, некоторые из них дважды стали Героями Советского Союза. Там можно было многому научиться», — рассказал Хазанов.

По информации биографов Лидии, лётчик одного из сбитых ею истребителей успел эвакуироваться с парашютом и попал в плен к советским войскам. Им оказался немецкий барон, одержавший до этого, по его словам, около 30 воздушных побед. Он не мог поверить, что его сбила девушка, и был шокирован, когда Белая Лилия жестами показала ему некоторые детали боя, известные только пилотам.

В конце 1942 года Лидию Литвяк перевели служить в 296-й истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года она снова сбила в ходе одного вылета два самолёта: лично — Ju 88, а в составе группы — истребитель FW 190. Однажды в ходе боёв самолёт Литвяк был подбит и приземлился на занятой врагом территории. Но сослуживцы помогли ей вернуться к своим. 23 февраля 1943 года сержант Лидия Литвяк была награждена орденом Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила немецкий бомбардировщик, а затем, прикрывая товарищей, вступила в бой сразу с шестью истребителями противника.

«Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», — отметил в беседе с RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

В 1943 году Белой Лилии было присвоено звание младшего лейтенанта.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

  • Алексей Соломатин © Wikimedia Commons

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично...

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

«Лидия Литвяк была отважной лётчицей, прекрасно стреляющей в воздухе, что дано очень немногим», — подчеркнул эксперт.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.



Родилась 18 августа 1921 года в Москве. Окончила среднюю школу. В 1935 году поступила в Кировский аэроклуб. По окончании Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. К началу Великой Отечественной войны подготовила 45 пилотов.

10 октября 1941 года добровольно вступила в ряды Красной Армии. С 15 апреля 1942 года вела боевую работу в системе ПВО города Саратова (144-я истребительная авиационная дивизия, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО). Совершила 35 вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов. С 10 сентября 1942 года - лётчик 586-го истребительного авиационного полка, в том же месяце зачислена командиром звена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт).

10 октября 1942 года направлена в состав 9-го Гвардейского Одесского истребительного авиационного полка (к тому времени имела на счету 1 личную и 2 групповые победы). 8 января 1943 года переведена в 296-й истребительный авиационный полк (21 марта 1943 года преобразован в 73-й Гвардейский ИАП). В феврале одержала ещё одну личную победу и вскоре награждена орденом Красной Звезды.

22 марта 1943 года участвовала в перехвате группы бомбардировщиков Ю-88 и сбила один "Юнкерс". В этом же бою получила осколочное ранение в ногу. После лечения вернулась полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. В завязавшемся воздушном бою сбила истребитель Ме-109. 31 мая уничтожила аэростат-корректировщик артиллерийского огня. За эту победу (и 4 лично сбитых самолёта противника) награждена орденом Красного Знамени. 16 июля снова ранена осколками в ногу и плечо. К концу июля 1943 года одержала ещё 2 победы (1 лично и 1 в группе).

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская Донская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания. К тому времени она совершила 138 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника, уничтожила 1 аэростат-корректировщик (по материалам последнего наградного листа - выполнила 150 боевых вылетов, сбила 6 самолётов лично и 6 в группе, ещё 2 подбила; оперативными документами это всё не подтверждается).

За свои подвиги была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Поскольку точных данных о её гибели ещё не было (ходили слухи, что она находится в плену), командование дивизии не утвердило это представление, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Могила Л. В. Литвяк была найдена лишь летом 1979 года в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области (похоронена в братской могиле). После этого, ветераны полка возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами: Ленина (05.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943); медалью "За оборону Сталинграда" (1943).


* * *

Список известных воздушных побед Л. В. Литвяк:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
13.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/4) западнее Гумрак Як-1
27.09.1942 1 Ю-88 СТЗ (Сталинград)
1 Ме-109 (в паре)
11.02.1943 1 Ме-109 Весёлый
22.03.1943 1 Ю-88 Чалтырь - Синявка
05.05.1943 1 Ме-109 южнее Сталино *
31.05.1943 1 аэростат Кондаковка
19.07.1943 1 Ме-109 Первомайское
31.07.1943 1 Ме-109 (в гр. 1/3) западнее Петровский

Всего сбитых самолётов - 5 + 3 (ещё 1 аэростат); боевых вылетов - 138.

* Победа включена в список только на основании наградного материала. В оперативных и отчётных документах не упомянается.

Из фотоматериалов разных лет:






Из материалов прессы разных лет: