Если бы нужно было выбрать только одну пару брюк на всю жизнь, большинство из нас инстинктивно выбрали бы джинсы. Их проще всего носить и комбинировать. Зачастую это любимая одежда для уикенда, которой мы с сожалением лишаем себя в другие дни. «Вовсе не лишаем, - возразят представители "свободных" профессий. - “Мы можем ходить на работу даже в рваных джинсах. Никто не запрещает. Лишь бы был результат"». И тут начинается идеологический спор между теми, кто считает, что джинсы несолидно «выгуливать» на работу, и теми, кто уверен, что они дают комфорт, которого в офисе порой так не хватает. Давайте вникать. Джинсы - вечная тема, которая каждый год обсуждается во всех модных журналах. Нам рассказывают, как их носить, с чем и какие фасоны в этом году наиболее актуальны. История джинсов началась еще во времена золотоискателей, то есть почти два века назад. Сейчас эту самую демократичную одежду носит весь мир. В джинсах ходят с 1 января по 31 декабря. Они не знают возрастных ограничений. Мало какой предмет одежды может похвастаться столь долгой успешной историей. А раз так, то вполне объяснимо, почему джинсы проникли и в офисы всего мира. Но почему тогда этот факт смущает многих работодателей и сотрудников? Может, дело в эмоциях, которые мы стремимся испытывать на работе. Или в том, что мы хотим видеть «правильное» отношение к делу на рабочих местах? О чем я? Замечали ли вы, что разная одежда приводит нас в разное состояние: как с точки зрения чувств, так и с точки зрения поведения. В вечернем платье и шляпке сразу выпрямляется спина, взгляд становится аристократичным, жесты - более плавными, шаги - медленными. Будто дух времен кринолина диктует нам, как себя вести. В шортах и кедах походка и настроение уже другие. Точно так же с костюмом-двойкой и джинсами. Стиль - это жест! Именно его считывают наши собеседники. Не много ли свободы и бунтарства в джинсах для офиса? Помогают ли нам джинсы чувствовать себя в офисе налегке, но при этом оставаться в тонусе и достигать результата?

Тем, кто не готов отказаться от ношения джинсов в офис, я бы рекомендовала выбирать джинсы из максимально необработанной ткани (темно-синие, без каких-либо потертостей и «украшательств»). Это поможет сгладить контраст между классикой и «бунтарством». Издалека такие джинсы легко спутать с черными классическими брюками. К ним можно подобрать светлую сорочку, заправленную внутрь, строгий ремень, пиджак или блейзер для дам (их всегда можно снять, если жарко, а рукава сорочки подвернуть), туфли и для завершения образа аксессуары - простые и солидные.

Дело не в том, что именно надеть: джинсы или деловой костюм, а в том, зачем. Одеваться нужно осознанно. Это значит - понимать, почему чаще всего вы делаете выбор в пользу, например, синего цвета, а не зеленого. Или выбирать на деловую встречу кардиган, а не пиджак, осознавая, что этот выбор говорит о вас собеседнику. Знать, почему вам нравится красная помада и не нравится френч. Надевать модные брюки, понимая, что это рассказывает о вас другим. Знать, почему в вашем гардеробе днем с огнем не сыскать вещей с глубоким декольте или ярких галстуков. Отдавать себе отчет в том, почему в офисе только джинсы помогают избежать скованности. Это вопрос фокуса, интереса и желания. Если вам пока сложно об этом размышлять или вы просто об этом никогда не задумывались, не переживайте, «мышца стиля» накачивается.


Какие правила поведения нужно соблюдать на работе? Как пользоваться мобильным телефоном в офисе? Как выбрать духи для офиса?

Как часто, приходя в офис, мы даже не задумываемся о том, что здесь необходимо соблюдать определенные правила поведения. Перебор с духами, громкие личные разговоры по мобильному, раздирающий душу и слух рингтон на телефоне – перечислять можно долго. Многие скажут, нет, это не про нас. А вы присмотритесь. Если у вас происходит что-то подобное и вы с этим почти смирились, знайте, что есть способы переломить ситуацию, сделать атмосферу комфортнее, офис уютнее, а персонал культурнее. А главный секрет здесь – начать с себя.

Негласные правила поведения в офисе

В большинстве компаний есть правила, прописанные в корпоративном кодексе, которые устанавливают приемлемые нормы поведения. Обычно они регулируют взаимодействие с клиентами, внешний облик сотрудников, время начала и окончания рабочего дня, взаимоотношения с вышестоящим руководством. Однако сложно представить, что в корпоративном кодексе пропишут, что нужно убирать за собой на общей кухне, не разогревать в микроволновке сильнопахнущую пищу и т. п. Это подразумевается по умолчанию. Но, к сожалению, именно эти, как многие говорят, мелочи забываются и чаще всего не соблюдаются. Вот почему так важно деликатно донести до сотрудников негласные правила, которых должны придерживаться все без исключения.

Итак, что же в первую очередь нужно выделить среди негласных правил поведения? Во-первых, всегда приветствуйте коллег. Очень многие этим пренебрегают. Здесь нужно не забывать, что первым здоровается всегда подчиненный, исключение – когда руководитель заходит в помещение, где работают подчиненные. Мужчина первый приветствует женщину, младший по возрасту – старшего. Во-вторых, соблюдайте правила посещения коллег, трудящихся в других кабинетах. В комнату можно заходить без стука, также можно занять место, не дожидаясь приглашения, но только после того, как человек, к которому вы пришли, сел. В-третьих, содержите свой рабочий стол в порядке. Допускается фотография семьи или любимого человека, другие приятные мелочи или сувениры. Но не стоит впадать в крайности. И еще важная деталь: никогда ничего не берите со стола коллег, не спросив на то разрешения!

Далее предлагаю рассмотреть более подробно, как правильно пользоваться мобильным телефоном в офисе, о чем нужно помнить, беря в руки перед выходом на работу любимый флакон духов, как сделать комплимент, чтобы он имел максимальный эффект и в то же время не обидел, а также как пошутить, чтобы не задеть чувства коллег.

Мобильный этикет

Мобильные телефоны плотно вошли в нашу жизнь, и недооценивать удобство этого вида связи сложно. Но многие не подозревают, что, пользуясь мобильным телефоном, необходимо также соблюдать правила этикета. Итак, что касается офиса. Первое и самое важное правило и, кстати, довольно простое – зайдя в офис, выключайте звук телефона (вы можете оставить только вибросигнал). Коллеги не обязаны слушать ваш чудесный рингтон в течение нескольких минут, пока вы, например, отошли куда-то. То же самое касается и звука клавиатуры на телефоне. Его также необходимо выключить. Набор текста, сопровождающийся звуковыми сигналами, негативно сказывается на нервной системе находящихся рядом коллег и, соответственно, на их отношении к вам.

Помните, что личные беседы по телефону на рабочем месте неуместны. Для обсуждения личных вопросов всегда выходите из кабинета. Если вы слышите, что звонит телефон коллеги, а он вышел, не берите трубку. Также не пытайтесь посмотреть, кто звонит. Когда человек вернется, сообщите, что он пропустил звонок. Взять чужой телефон, чтобы сбросить звонок или отключить звук, можно лишь в том случае, если он действительно беспокоит других людей.

Обедая с коллегами, не стоит все время поглядывать на телефон, а также переписываться с кем-то. Если телефон зазвонил, то возьмите трубку и скажите, что перезвоните позже. Если вы никак не можете проигнорировать звонок, то говорите тихо и коротко, чтобы не беспокоить коллег.

Духи и офис – небольшие советы для дам и не только

В офисе духи перестают быть деталью индивидуального образа – они создают атмосферу, в которой сотрудникам, допустим, отдела предстоит работать весь день. Поэтому, беря в руки любимый флакон духов, подумайте, уместен ли будет аромат в офисе, нет ли у кого аллергии на этот запах. Напомню, что на работе не стоит пользоваться парфюмом, в котором преобладают ноты мускуса, сандалового дерева, пачули и сладкие цветочные. Для работы лучше остановиться на нейтральных, свежих, травяных, фруктовых, цитрусовых ароматах.

Рекомендую не наносить как можно больше любимых для вас духов, собираясь на работу. Во-первых, утром следует душиться меньше, так как в начале дня человек чувствительнее к раздражителям, чем в конце. Во-вторых, вы, привыкнув к собственному запаху, перестанете его ощущать, а для коллег ярко выраженный аромат может стать предметом постоянного раздражения.

Сезон года тоже имеет значение для выбора аромата. Например, весной и летом лучше выбирать духи с более легким и свежим ароматом. Кроме того, в эти времена года повышается общий тонус нервной системы, обостряется обоняние, поэтому душиться нужно слабее, а в жару и вовсе отказаться от парфюма.

Кстати, собираясь на обед, не стоит освежать духи. Обоняние и вкус между собой тесно взаимосвязаны, и сильный аромат первых нот может изменить ваши вкусовые ощущения и тем самым испортит удовольствие от любимых блюд.

Комплименты коллегам: как не попасть впросак

Говорить комплименты – это настоящее искусство. Необходимо помнить о двух важных моментах. Комплимент должен быть искренним и корректным. Прежде чем произнести слова, представьте, каким тоном вы будете это делать. Согласитесь, комплимент, сказанный сквозь зубы, звучит весьма сомнительно. Также стоит обратить внимание на выражение лица, то есть оно должно соответствовать произносимым словам.

Для того чтобы комплимент имел максимальный эффект, рекомендую говорить, что нравится, и пояснять почему. Если вы хотите усилить слова, то сначала обратитесь к человеку по имени. Например, «Ольга, вы всегда так мастерски подбираете аксессуары. Каждый ваш образ отличается оригинальностью!».

Если вы хотите о чем-то попросить коллегу, но не знаете, как это лучше сделать, начните с комплимента-похвалы, а только потом озвучивайте просьбу. И комплимент будет правильный, и просьба – ненавязчивой. Например, «У тебя так хорошо получается анализировать резюме кандидатов. Объясни мне, пожалуйста, ключевые моменты».

Если вы хотите сделать кому-то комплимент за работу, следите за тем, чтобы в похвале не было указаний на ошибки и недочеты. Похвала в сочетании с критикой может иметь обратный эффект. Например, «Все молодцы, что провели анализ конкурентов. Только нам это не пригодилось», «Статистика отличная! Но она, увы, вся неправильная».

Как правильно шутить на работе

С шутками в офисе нужно быть предельно осторожными. Не стоит забывать, что чувство юмора у всех разное, не говоря уже о самоиронии. То, что один расценит как забавную шутку, другой – как оскорбление. Поэтому не стоит допускать едкого юмора и фривольностей, даже если это неотъемлемая черта вашего обычного разговора и вы любитель острить. Не осмеивайте личность человека, лучше пошутить над отдельной чертой характера, конкретным поступком, высказыванием. Не смейтесь над фамилиями коллег, их болезнями, комплекцией, физической слабостью. Не допускайте пошлости и грубости, бестактность люди воспринимают болезненно. Не иронизируйте над непроизвольным промахом кого-то из коллег, такие шутки могут больно ранить, вызвать конфликт.

Кстати очень многие любят иронизировать и едко подкалывать других сотрудников, но пресекают любые шутки в свой адрес. Это неверно. Будьте готовы, что они будут делать то же самое в отношении вас. Уметь смеяться над собой – это тоже искусство, которым по настоящему могут овладеть только сильные духом личности.

Выводы

Выключайте звук мобильного телефона, приходя в офис. Личные разговоры по телефону проводите в коридоре, а не в общей комнате, чтобы коллеги не были свидетелями ваших проблем и бурных обсуждений.

На работе не пользуйтесь духами, в которых преобладают ноты мускуса, сандалового дерева, пачули и сладкие цветочные. Для работы лучше остановиться на нейтральных, свежих, травяных, фруктовых, цитрусовых ароматах.

Помните, что комплимент должен быть искренним и корректным. А чтобы он имел максимальный эффект, говорите человеку, что нравится, и поясняйте почему.

Как одеваться, приходя в офис, россияне худо-бедно уяснили. Но правила поведения на работе не ограничиваются дресс-кодом. Нужно ли стучаться, заходя в кабинет, как правильно использовать парфюм, чтобы это не раздражало ваших коллег, кто первым должен положить трубку во время телефонных разговоров. Об этих и других тонкостях АиФ.ru рассказала педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева .

1. Войдя в помещение, следует сразу поприветствовать всех сотрудников . Конечно, не громовым голосом, но таким, чтобы вас услышали. Не совсем правильно употреблять слово «здравствуйте», поскольку это всё же некая отсылка к здоровью. Лучше используйте международный стандарт — «добрый день».

Безусловно, в такой ситуации лучше ответить вошедшему человеку хотя бы кивком (в том случае, если вы очень заняты и не можете оторваться от дел). Но идеальный вариант — поприветствовать коллегу глаза в глаза.

2. Этот пункт больше относится к женщинам: дорогие дамы, приводить себя в порядок нужно в туалетной комнате, а не на рабочем месте . Там же следует пользоваться духами, но делайте это очень аккуратно. Избегайте пряных, «тяжёлых» ароматов, которые больше подходят для вечера. Отдавайте предпочтение лёгким, цветочным запахам и не парфюму, а туалетной воде. От вас не должно пахнуть за пределами 40 сантиметров, аромат может оставаться только в вашей интимной зоне (20-40 сантиметров), которую не принято нарушать в деловой среде.

3. Находясь в офисе, приветствуйте всех, даже если лично с кем-то не знакомы — кивок, улыбка, доброжелательный взгляд. Ничего страшного, если вы несколько раз поприветствуете одного и того же человека, каждый может запутаться, лишним подобное проявление внимания точно не будет.

4. Когда вы заходите в служебное помещение, стучать в дверь не нужно . Таким образом вы даёте человеку понять, что не подозреваете его в том, что он занимается на своём рабочем месте какими-то личными делами. Но это не значит, что мы можем входить вообще без разрешения. Посетитель должен полностью зайти в помещение (не надо изображать говорящую голову, неловко выглядывающую из-за двери) и спросить: «Можно войти?». Если вам отвечают утвердительно — проходите. В ситуации, когда руководитель, например, говорит по телефону, но всё же показывает вам, что вы можете войти, необходимо закрыть дверь, сделать пару шагов вперёд и ожидать, когда начальник повесит трубку. Конечно, когда у руководителя есть секретарь, мы спрашиваем разрешения войти именно у него.

5. В ситуации, когда вам на мобильный телефон звонит кто-то из домашних, не всегда нужно выходить из помещения . Особенно, если беседа занимает буквально пару минут. Выходить следует, когда вам предстоит длинный, серьёзный разговор. При этом надо заранее поставить своим родным определённые рамки, чтобы они не названивали с утра до вечера по каким-то малозначимым вопросам.

6. Очень многие работники любят сушить свои зонты в открытом виде . Позволить себе такую роскошь вы можете только в том случае, если он никому не мешает. Займите какой-нибудь укромный уголок, куда никто не заходит. Не надо расставлять зонт посреди офиса, вынуждая коллег обходить препятствие. Если его нужно просушить, то проще всего повесить данный аксессуар на вешалку, предварительно позаботившись о том, чтобы вы не закапали чью-то обувь или одежду, или убрать его в пакет. Это хороший выход из положения, тем более что зонт лучше сушить не в расправленном виде, а именно в закрытом.

7. Наше рабочее место должно как бы говорить окружающим, что за этим столом сидит профессионал, а не гламурная домохозяйка, неряха и т. д . Конечно, любая женщина имеет право держать полный ящик запасных колготок, косметики и т. д. (у мужчин свой набор). Но всё это лучше скрыть от посторонних глаз.

Не надо никаких кактусов, плюшевых зоопарков и тому подобных вещей, это вредит вашему имиджу. Единственная личная вещь, которая может стоять на столе, — семейное фото в лаконичной рамке, 1-2 максимум, а не 250 штук. Разверните их так, чтобы посетители тоже могли увидеть, что на них изображено. Это делается не для того, чтобы вы могли похвалиться, а чтобы не вызывать у людей рефлекторного желания взглянуть на то, что отвёрнуто от их глаз.

8. Беседовать по громкой связи можно только с согласия собеседника . Конечно, иногда можно закрыться в своём кабинете и спокойно решать рабочие вопросы, но человек на другом конце провода должен быть в курсе того, каким образом вы общаетесь. Кстати, за конфиденциальность данной беседы отвечаете именно вы.

9. Если вы невольно стали свидетелем какого-то неприятного телефонного разговора своего коллеги, вы можете тактично поинтересоваться, всё ли в порядке, можете ли вы помочь, случилось ли что-то и т. д . Дальше посмотрите, захочет человек с вами делиться какими-то переживаниями или нет, и действуйте по ситуации.

10. Приходя на работу, переключайте телефон на виброзвонок и не оставляйте устройство включённым на столе (в сумке) . В то же самое время, если кто-то из коллег всё же оставил свой сотовый и он вдруг начинает звонить, лучше не отключать аппарат. Потерпите и, когда коллега вернётся, попросите его больше так не делать. Если вы принципиально не хотите использовать виброзвонок, тогда максимально убирайте звук телефона и ставьте на звонок какую-то спокойную мелодию, никакого индюшачьего клокотания или визга детей точно быть не должно.

11. Рукопожатие — вещь необязательная, но принятая в деловом сообществе . Это единственный допустимый тактильный контакт. Инициировать его может руководитель, старший по должности человек. Нет никакой разницы, кто это — мужчина или женщина. Когда речь идёт о деловом этике, забудьте, к какому полу вы принадлежите и сколько вам лет. Главное — лишь то, чего вы добились и какую должность занимаете.

Если вы приходите в гости к кому-то в офис, то не имеете права инициировать рукопожатие. Это прерогатива хозяина. Но даже если человек по незнанию совершает эту или другую ошибку, важно, чтобы его рука не повисла в воздухе. Отказ от рукопожатия — наказание, применять его нужно осознанно.

12. Заканчивает переписку тот, кто её начал, т. е. последнее письмо должно исходить от того, кто написал первым . Например, вы просите в письме своего коллегу решить определённый вопрос. Он отвечает, что займётся этим в ближайшее время. Ваша задача — написать ему благодарность (подтверждение получения).

13. В телефонных разговорах действует правило — если вы звоните начальнику, то первым трубку кладёт именно он . Но если разговаривают два равных по статусу человека, то первым кладёт трубку тот, кто позвонил.

14. Не надо есть в офисе еду с резкими запахами, при всей своей любви к селёдке, квашеной капусте, чесноку и котлеткам старайтесь обходиться на работе без них . В обязательном порядке, когда вы едите, нужно перекрыть доступ к вам посторонним (внешним) людям. Между собой вы ещё можете как-то договориться, а клиенты, партнёры и т. д. не должны быть свидетелями того, как вы обедаете или завтракаете. Если уж вы поели на рабочем месте, обязательно сразу же уберите крошки со стола, помойте посуду и проветрите помещение.

15. Если на рабочем месте вы пьёте только чай и кофе, не ставьте чашку на документы , поскольку на бумаге может остаться след, который явно будет говорить не в вашу пользу.

16. Вы, безусловно, имеете право пить различные напитки в течение дня, но кружка при этом должна выглядеть опрятно — никаких многократно заваренных пакетиков чая, следов от губной помады с внешней стороны и подобных вещей быть не должно. Идеальный вариант — выпить напиток и сразу же убрать чашку со стола. Фразу «Я помою это завтра» лучше забыть раз и навсегда. Также не надо приносить в офис кружку со странными надписями, например «Я люблю тёщу». Посуда должна быть простой.

17. На работу мы приходим работать, а не угощать своих коллег чаем . Вы можете предложить напиток посетителю, да и это не обязательно, если только гостю не пришлось вас ждать по какой-то причине. Сейчас во многих местах фраза «Может быть, чай или кофе?» произносится чаще, чем это действительно нужно. Конечно, это проявление законов гостеприимства, но лучше всего такие законы работают дома. Если у вас многочасовая встреча, можно прерваться и предложить собеседнику что-нибудь выпить, но в ситуации, когда гость зашёл к вам ненадолго, это будет лишним. Секретарь должен предлагать чай/кофе только в той ситуации, когда посетитель вынужден ожидать в приёмной.

18. Когда вы обсуждаете какие-то рабочие моменты по телефону, собеседник должен вас слышать . Если вы мешаете своим коллегам, то, конечно, надо постараться, чтобы разговор был короче, но не в ущерб делу. Кроме того, всегда есть возможность созвониться по мобильному телефону и выйти для более обстоятельной беседы в коридор.

19. По рабочему телефону, конечно, лучше обсуждать только дела . Но иногда с кем-то из партнёров у нас складываются более близкие отношения. Это допустимо, но надо чётко понимать, что подобные беседы не должны быть пустой болтовнёй о чём-то своём. Это скорее возможность наладить хорошие человеческие отношения, ведь без них — никуда. Согласитесь, что намного лучше и легче взаимодействовать с людьми, которые приятны нам лично. Если коллега из другой фирмы начнёт рассказывать вам о своём новом бойфренде, подобные вещи лучше всё же обсудить за пределами офиса.

20. Воспитанные люди не проходят в верхней одежде на своё рабочее место, не вешают её на спинку стула и, тем более, не кладут на стол . Для этого есть гардероб. Единственное исключение — когда вы забежали в офис буквально на 5-10 минут и потом опять куда-то уйдёте. Такой вариант позволителен.

Так уж получилось, что у меня на работе все десктопы под Fedora/Ubuntu/Debian и недавно к нам нагрянула проверка. Так что рассказ из первых рук. Ни одного компа с Windows в тот момент в офисе не оказалось. Было забавно и, в целом, очень хорошо.

Дело было после обеда. Постучались и вошли два человека. Спросили директора. Я сказал, что его нет. Спросили кто его замещает. Я сказал, что я зам. директора. Мне показали удостоверение и письмо, спросили чем занимается наша компания. Суть письма была в том, что некая компания, на М. кажется, не запомнил, подозревает нас в использовании нелицензионного софта и просит провести проверку. На письме были печати кажется прокуратуры, много печатей и подписей. Я пригласил парней пройти, раздеться и дать мне откопировать письмо. Копировать не разрешили, сказали, что составят протокол и дадут копию, я не стал настаивать. Вообще надо было хоть записать что за организация на нас письма такие пишет, растерялся немного и забыл название записать.

Дальше попросили дать специалисту осмотреть все компьютеры, ничего на них не трогать пока идет осмотр чтобы не поудалять программы. Ещё попросили показать документы на софт. Я сказал, что документы на некоторый софт где-то есть, надо звонить директору и пригласил специалиста пока смотреть компьютеры.

Первым был десктоп с Fedora 12 под Gnome за которым я в тот момент сидел. Специалист сел за него достаточно уверенно, открыл каталоги документов и закачек и посмотрел что там. Потом попросил помочь открыть список установленных программ. Я открыл в гноме Добавить/Удалить программы и сказал что весь софт из дистрибутива Linux. Потом он стал смотреть список ярлычков в меню, и я обратил внимание на TeamViewer, сказал что эта программа платная и документы у нас есть. Он сказал, что на неё документы им не нужны, так как соглашения или договора с правообладателем у них нет:)

Следом стал смотреть соседний десктоп с Fedora 14 и KDE 4 без локализации. Там только документы и закачки смотрел, сказал что система Linux тупая -- тут даже перевода на русский нет:))))

Потом был ноутбук и еще пару десктопов. Осматривая ноутбук под Fedora, специалист спросил где у нас WinRar, я попытался найти команду unrar и, не обнаружив её, сказал что такое мы не используем, используем zip, как более универсальный формат.

Сервер и шлюз с чёрной консолью CentOS остались без внимания.

Потом подошёл Роман (директор), специалист закончил смотреть и с ним пошла довольно дружелюбная беседа. Он спросил чем пользуемся вместо The Bat. Роман показал ему Gmail. Увидев желтую коробку на полке, спросил про 1С. Мы обяснили что теперь бухгалтерия у нас на аутсорсинге и в офисе не ведётся, а раньше покупали 1С, но теперь не пользуемся. Мы рассказали про нашу работу с сайтами и поддержкой компьютеров и серверов, про то, что в ней Линукс подходит больше, как более приспособленная и безопасная система. Он посетовал на то, что большинство проверяемых покупают софт по 100 рублей (Автокад, серверная 1С) и пользуются. Спросил, если у наших клиентов, которых мы обслуживаем по поддержке компьютеров, обнаружат нелицензионный софт, кто несет ответственность. Роман объяснил, что по договору ответственность несёт клиент. Беря клиента на поддержку, мы делаем аудит софта и предоставляем клиенту список что надо закупить, помогаем подобрать бесплатные аналоги, вроде 7zip вместо WinRAR или Thunderbird вместо The Bat.

В это время второй сотрудник, который показывал удостоверение, попросив копии учредительных документов, оформлял протокол. Спросил у специалиста, что писать, и тот сказал написать, что на всех компьютерах используется бесплатные операционная система линукс и опенофис, документов на них не требуется. Слово Линукс пришлось диктовать по буквам на русском.

Когда мы спросили, много ли организаций используют Linux, они ответили что никто, а потом вспомнили -- один раз было.

Собрав подписи на протоколе с присутствующих сотрудников, ребята ушли. Вся проверка заняла чуть более часа. Никаких маски-шоу, достаточно вежливо, никаких требований документов на Linux, нотариально заверенного перевода GPL и прочих глупостей.

Р. S. В выходные выйдет релиз Debian 6 Squeeze. Все запаслись пивом? :)

«Пойду пройдусь», «У меня перерыв», «Засиделся, надо размяться», «Пойду воздухом подышу», «Прогуляемся до соседнего отдела» — всем сотрудникам нужны перерывы в работе. Трудятся ли они в офисе или в цехе, за компьютером или у станка, с людьми или документами — режим труда и отдыха всегда имеет место. Какое количество времени можно и нужно отводить на чаепития, обеды, «прогулки»? Как часто можно устраивать «перекуры»? Как эффективно контролировать время на отдых для работников?

Представляем очередной пост из серии HR о правильной регламентации перерывов для офисных сотрудников.

Что насчет закона?

Правильно — это, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс РФ гласит следующее. По статье 108 «Перерывы для отдыха и питания» главы 18 раздела V, «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем».

То есть, если в вашей организации, как и в большинстве других, сотрудники офиса работают с 9 до 18 (с 10 до 19), то перерыв на обед у них обычно составляет 1 час. Его можно увеличить до 2 часов (если, например, столовая находится достаточно далеко от офиса или сотрудники предпочитают ездить на обед домой в другой конец города) или сократить до 30 минут. Соответственно, нужно увеличивать или сокращать время пребывания на рабочем месте. Не забываем, что рабочий день — это 8 часов времени. Обычно перерыв для отдыха и питания предоставляется работникам примерно спустя четыре часа после начала работы. Кстати нужно отметить, что этот перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается, а значит, может использоваться работником исключительно по своему усмотрению. Он может пообедать, сходить в магазин или по другим личным делам.

С основным приемом пищи — обедом — все более или менее понятно. Гораздо больше вопросов на практике вызывают «перекуры», «прогулки» по коридорам и чаепития. Давайте разбираться. Работа офисного сотрудника так или иначе связана с использованием компьютера, и именно этим условием обычно обусловлено наличие небольших перерывов, «пятиминуток» в течение рабочего дня. Опять же, по закону, для предупреждения преждевременной утомляемости работников — пользователей ПК — рекомендуется организовывать рабочее время путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов, просмотр информации, ввод данных) с напряжением внимания и сосредоточенностью, то рекомендуется организовывать перерывы на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы. Нужно подчеркнуть, что такие перерывы включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ. Они нужны для снижения нервно-эмоционального напряжения и устранения влияния гиподинамии (недостаточной мышечной активности). Кто-то из сотрудников может прогуляться по коридору или выйти на улицу, сделать зарядку или посидеть в кресле в комнате отдыха. Да что говорить, иногда простая возможность встать, подойти к окну или налить чашку чая действует хорошо: и через 5 минут с новыми силами человек возвращается за работу.

Вернемся в реальный мир

Все было бы совсем отлично, если бы все сотрудники работали с одинаковой отдачей и отдыхали ровно столько, сколько нужно их организму для восстановления работоспособности. На деле, любой руководитель сталкивался с ситуациями неконтролируемых перерывов и «перекуров»: по одному или группами, своим отделом или цепляя чужие, работники выходят в «курилку» или офисную кухню: «У нас законный перерыв». В итоге, этот перерыв затягивается на больший срок, чем положено, работа останавливается, а дисциплина стремительно падает. О пользе разговоров между сотрудниками в перерывах, о плюсах неформального общения говорить не приходится, поскольку мы рассматриваем случаи, когда такие затяжные «перекуры» существенно влияют на качество и результаты труда.

По отношению к свободному времени на рабочем месте всех сотрудников можно разделить на два типа. Первые, закончив выполнять свою работу в рамках функционала, решив минимальное количество задач в день, сидят в соцсетях, каждые десять минут выходят пообщаться с коллегами, звонят по личным вопросам. Словом, используют рабочее время непродуктивно — получаются сплошные перерывы.

Второй тип сотрудников, выполнив обычный объем работы в день, начинают активно искать другие занятия самостоятельно (ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности, видят проблемы, ставят и решают задачи помимо непосредственных обязанностей) или через обращение к своему руководителю («А что еще мне сделать?», «А давайте я вот этим займусь?», «Есть еще какие-нибудь задачи для меня?»). В случае со вторым типом о нецелесообразном использовании перерывов и речи быть не может. Ведь, как мы помним, это сотрудники категории А; они, как правило, инициативные, организованные трудоголики — в плане дисциплины с ними проще.

Вернемся к перерывам. Общая их продолжительность для всех сотрудников при работе за ПК может составлять от 50 до 90 минут при обычном «офисном» рабочем дне в 8 часов. Эти перерывы необходимо регламентировать с помощью внутренних локальных нормативных актов; обычно режим труда и отдыха описывается в Правилах внутреннего трудового распорядка, также это могут быть приказы и распоряжения руководителя. С такими документами обязательно нужно знакомить под роспись всех новых сотрудников и весь коллектив в случае принятия нового документа. Невыполнение принятых правил является поводом для вынесения дисциплинарного взыскания со всеми вытекающими последствиями (вплоть до увольнения при систематическом нарушении).

Перерывы можно прописывать, строго привязывая их ко времени, например «каждые два часа по 10 минут в начале часа», или делая «плавающими». Как отслеживать время отсутствия сотрудника на рабочем месте? Для этого существуют различные сервисы учета рабочего времени, можно установить специальные программы на ПК, в корпоративных информационных системах часто есть функция такого учета. Совсем простой вариант — сотрудник, уходя на перерыв и возвращаясь с него, оставляет записку руководителю с указанием времени перерыва.

Отдельно нужно сказать о курении во время работы. Относить ли перерывы на курение к основным перерывам или нет — вопрос неоднозначный. Часто курящие сотрудники не меньше остальных ходят по коридорам, пьют чай и общаются по телефону не по рабочим делам. Поэтому их рабочий день сокращается еще больше. Как бороться с частыми «перекурами»? Здесь мы, конечно, говорим не о вреде курения, а о том, как можно регламентировать такое нерабочее времяпрепровождение.

Есть много разных идей. В пример можно привести работодателей, которые в борьбе за здоровье персонала совсем запрещают курение на территории предприятия, однако здесь появляется вероятность того, что сотрудники будут «бегать за угол», опаздывать утром на работу. Снижать зарплату за курение неправомерно, а вот доплачивать некурящим можно, такая практика тоже есть. Неплохо в компаниях работает и такой вариант — курящим сотрудникам попросту увеличивают продолжительность рабочего дня. Скажем, занимают у него «перекуры» 30 минут в день — значит, и рабочий день увеличивается на полчаса.

Вместо заключения

Перечислим несколько простых правил, которые помогут эффективно регламентировать перерывы в работе офисных сотрудников.

  • Режим труда и отдыха должен быть одинаковым для всех работников.
  • Разрабатывая этот режим, нужно учесть характер работы (офис, производство, наличие ПК и прочее), продолжительность рабочего дня, чередование рабочих и выходных дней.
  • Всех сотрудников надо ознакомить под роспись с документами, регламентирующими перерывы.
  • Необходимо разработать и внедрить систему контроля использования перерывов сотрудниками.
  • Эта система должна быть простой и понятной всем сотрудникам.

И еще — не стоит забывать о том, что перерывы действительно нужны. Работник, полностью погруженный в работу в течение 8 часов, «привязанный» к рабочему месту в прямом смысле слова — это не только незаконно, но и не эффективно. Известно, что самые большие достижения и успехи в работе мы часто делаем именно после перерыва (будь то отпуск или чашка чая у окна).

Поэтому важно подобрать для своей компании именно ту индивидуальную схему, которая будет работать, найти баланс между рабочим временем, трудом и отдыхом на каждом рабочем месте.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
руководитель HR-отдела LPgenerator