А быть посредственным почти проклятье.
Но если вы думаете, что каждый человек обязательно талантлив в чем-то, надо только найти в чем – это не правда. Многие из нас никогда не будут выдающимися специалистами в своей области, не станут известными и знаменитыми, как бы не старались. И это не плохо, потому что иногда иметь прочные отношения, семью и друзей куда ценнее, чем изобретать адронный коллайдер или писать бестселлеры, отдавая своему делу всего себя без остатка.

Но все же каждый человек имеет определенные склонности и способности, которые можно неплохо развить и стоит это сделать, уже ради того, чтобы работа была не трудовой повинностью, а приносила удовольствие.

Таким образом, любовь к какому-то одному занятию и совершенствование в этом занятии открывают путь к профессиональному мастерству.

Часто мастерство – это сочетание нескольких суб-талантов, которые делают вас мастером в чем-то одном.

– Перечислите все, что вы любили делать в возрасте от шести до восемнадцати лет, прежде чем вашей жизнью стали управлять университет, отношения, временные подработки, обязанности, дети, отвращение к себе и т.д.

– Найдите тему, по которой вы бы захотели прочесть 500 книг. Если вам не терпится прочесть все 500 книг по вязанию, то увы, вероятно, в вас горит страсть к вязанию.

Даже если вы считаете, что ваше увлечение незначительное, даже смехотворное с точки зрения других людей, то забудьте о них. Если вам нравится этим заниматься, значит это стоит того.

Я думаю, что четыре часа вполне достаточно, но – каждый день без исключений.

Например, Анатолий Карпов, бывший чемпион мира по шахматам говорил, что он тратил на изучение и совершенствование игры в шахматы три часа в сутки. Оставшуюся часть дня он посвящал физическим упражнениям, изучению языков, и некоторым другим вещам, чтобы сбалансировать свою жизнь.

Мы должны стремится к , а для этого не стоит забыть о ее духовной, умственной, физической и психической составляющих.

Что вас может ждать

На вашем пути к овладению мастерством вас ждут много подводных камней: вы можете разочароваться в деле, которым занимаетесь, в своих способностях, решить, что не справитесь. Вас будут критиковать и в какой-то момент вы почувствуете, что больше не можете, и уже ненавидите то, чем занимались. Известный теннисист Андре Агасси говорил, что ненавидит теннис. Так же вы можете неожиданно понять, что слишком посвятили себя делу и захотите вернуться к привычной жизни, друзьям, семье.

Поможет преодолеть подобные кризисы:

– Честолюбие. Убеждение, что вы можете быть лучшим, даже если существует сотня всевозможных рациональных доводов против этого. Именно честолюбие даст вам силы выступить против всех, кто вас критикует и стать победителем.

– Безвыходность ситуации. Многие люди, достигшие успеха в каком-то деле, но затем оказавшихся на самом дне, и сумевшие снова подняться, говорили: «Что еще я мог сделать со своей жизнью? Я должен был продолжать идти!»

– Стойкость. Стойкость создает удачу. Стойкость преодолевает неудачи. Стойкость дает вам опыт. Потому что независимо от того, где вы находитесь, есть вы, который делает то, что всегда делал, не позволяя своей временной слабости одолеть себя.

Когда будет заметен результат?

Специалисты утверждают, что при регулярных занятиях вы достигнете первых существенных успехов уже через три месяца, а полностью овладеете своим делом через три года.

Но – вы не должны делать ничего из вышеперечисленного. Возможно, у вас есть свои ценности, которые выше карьеры, достижений и вы не честолюбивы. Мы все разные и поэтому то, что составляет счастье одних, вызывает непонимание у других.

Больших успехов, истинного мастерства в своем деле добились очень немногие люди. И почти каждый из них испытал немало трудностей и боли на этом пути. И будут продолжать испытывать.
Выбирайте, что для вас важнее, то, в чем вы будете счастливы.

04.09.2018 18:08

Мотивация человека крутится вокруг трех вещей: навыки, деньги и статус (разработка Игоря Михайловича Литвака и Бориса Михайловича Литвака).

Для профессионалов экстра-класса и будущих профессионалов экстра-класса основная мотивация ― это приобретение навыков. Она обеспечивает личностный рост, навыков становится все больше. Может быть, не так быстро, но потом приходят и деньги, и статус. Поэтому лучше воздержаться от приема на работу человека, интересующегося социальным пакетом и материальными льготами. Благо, в условиях кризиса, когда рабочих мест меньше, чем претендентов, это нетрудно.

Правда, и сейчас работники экстра-класса работы не ищут. Их работа ищет. Но сейчас их можно найти в свободном плавании.

Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы ― общество любителей. У нас тяжело найти профессионала в любой отрасли. Каждый из вас может сказать, как его подводили слесари, портные, повара, маляры, штукатуры. Кто из вас не покупал изделия, которые не соответствовали качествам, о которых говорила реклама? Вот почему, отчаявшись найти профессионалов, многие люди (я имею в виду даже состоятельных людей) сами готовят, ремонтируют сантехнику, клеят обои, да и лечатся. Но наука здесь ни при чем. Она очень высоко развита во всех областях. Все специальности находятся на очень высоком уровне развития и продолжают бурно развиваться.

Дело в том, что у нас очень мало профессионалов даже среди тех, кто может что-то делать толковое. К сожалению, бывает трудно судить о профессионализме по диплому человека, научным степеням, категориям и прочему. И если вы столкнулись с плохим специалистом, то не охаивайте его. Старайтесь от него избавиться.

Практически все учебники и руководства, рисуя облик профессионала, приводят ряд требований, кроме требования владеть набором навыков в своей области. Они предполагают и ряд личностных качеств, которые, возможно, необязательны для лиц средней квалификации, но крайне необходимы для профессионала экстра-класса. В качестве примера приведу перечень признаков, которые должны входить в облик современного профессионала.

Профессионал должен быть одновременно и гражданином, и общественным деятелем . За примерами ходить недолго: врач Рошаль, актриса Пугачева, писатель Солженицын, хоккеист Фетисов другие. Кроме того, у него должно быть широкое образование (я бы сказал, большое общее образование), высоконравственная основа побуждений . Профессионал обычно авторитетен, обладает личным обаянием, скромен, оптимистичен, правдив, справедлив, честен, самоотвержен, гуманен, владеет словом.

Из учебника в учебник переходят цитаты Антона Павловича Чехова о том, что «специалист должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Я бы к этому еще добавил, что профессионал должен быть сам благополучным и счастливым человеком. Можно оценить, как владеет профессионал тем или иным методом в своей специальности, но как измерить честность, гражданственность, высоконравственную основу побуждений, правдивость и прочее? Вот почему разделение качеств профессионала экстра-класса на профессиональные и личностные весьма условно.

Поэтому вначале я хочу поговорить о профессионализме вообще.

Я бы отнес профессионализм к личностным качествам. Профессиональные навыки набираются иногда довольно медленно, а профессионализм можно выработать гораздо быстрее. Профессионалом я называю того, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетентности. Поэтому в жизни можно встретить как профессионала ― начинающего специалиста, так и дилетанта-профессора. Я знаю одного очень неплохого психиатра, занимающего видное положение. Все было бы хорошо, если б он еще не корчил из себя невропатолога. В глаза ему это не говорили, а за глаза смеялись и выражали сомнения в его психиатрических знаниях.

Я полушутя-полусерьезно говорю, что я профессионал, причем во всех областях человеческих знаний: я профессиональный водитель, профессиональный нейрохирург, профессиональный певец (список могу продолжать до бесконечности) и профессиональный психотерапевт. A вот мои доказательства. Я не совершил ни одной аварии, но я ни разу и не садился за руль. Я не напортачил ни разу во время нейрохирургических операций, но я ни разу и не пытался их делать. Я профессиональный певец, потому что я ни разу не пустил петуха со сцены, но я ни разу не пел со сцены. Вот с психотерапией и психологией у меня получается похуже: иногда бывают и неудачи. Или переоценю свои возможности, или переоценю возможности клиента. Но каждый неудачный случай для меня — это повод для глубокого анализа. В конце концов или нарабатываю новые методы, или передаю своего подопечного более квалифицированному специалисту. Последнее, честно говоря, делаю с болью в сердце. Но ведь интересы клиента дороже и для меня лично. А чтобы сердце не болело, иду учиться у коллеги. Ну и, конечно, оттачиваю конкретные техники.

Таким образом, профессионалов можно разделить на две категории:

  • профессионал экстра-класса;
  • растущий профессионал.

Разница между ними непринципиальная, ибо растущий профессионал обязательно станет профессионалом экстра-класса ― дело только в количестве навыков. Но цена на них существенно отличается. Конечно, хорошо увидеть профессионала в работе, но и на светских тусовках и ритуалах его тоже можно вычислить. Постарайтесь разговорить его на профессиональную тему. Он охотно на это пойдет. Если он не хочет или избегает говорить на профессиональные темы, задумайтесь, а профессионал ли он, ибо профессионал живет своей профессией и ему всегда интересно о ней говорить, тем более что он в ней разбирается. Слушая его, хочется бросить свою профессию, если вы сам не профессионал, и заняться его профессией.

Некоторые признаки профессионала экстра-класса с этой точки зрения:

1. Профессионал всегда уважительно относится к своему коллеге и никогда не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят, но никогда не откажет в помощи, если просьбы поступят.

2. Профессионал своевременно и охотно прибегает к помощи своих коллег и легко говорит о своей некомпетентности в тех вопросах, где он некомпетентен.

3. Профессионал никогда не обещает 100%-ю гарантию успеха, а только гарантирует, что приложит все усилия. Ведь исход дела зависит не только от профессионала, но и от усилий партнеров. Профессионал в своей области старается как можно более специализироваться. У него есть «фишка». Что-то он умеет делать такое, что никто делать не умеет. Когда я занимался медициной, две болезни я мог лечить так, как никто в округе. Не называю, ибо не собираюсь возвращаться к лечебной деятельности.

4. Профессионал постоянно учится. Учеба — это фактически обновление. Ведь когда мы в блюдо добавим новый, пусть и в небольшом количестве, ингредиент, изменяется вкус всего блюда.

5. Профессионал знает коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него.

6. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь или кто-то сделает это лучше, чем он. Вот и я написал совместно с Валентиной Савельевной Коваленко монографию «Эпилепсия». Но подбор медикаментов при эпилепсии она делает лучше. И если мне попадался такой больной, то я его переправлял к ней. А она направляла ко мне пациентов с эпилепсией, которые ещё нуждаются и в психотерапевтическом воздействии.

Дорогой мой читатель, это я все рассказываю для вас. Вам достаточно найти одного профессионала. Он найдет вам необходимых остальных. Профессионалы знают друг друга. Кадровые агентства тоже знают, где водятся профессионалы. То же характерно и для остальных отраслей. Найдите одного квалифицированного каменщика, и он приведёт вам квалифицированных маляров, плиточников, сантехников и прочих.

7. Профессионал уже во время первой беседы предупреждает клиента, что тот имеет право отказаться от его услуг, если перестанет ему доверять.

8. Профессионал в качестве предоплаты берет только средства на текущие расходы. Он уверен в своей работе и разбирается в людях.

9. Профессионал физически здоров, материально достаточно обеспечен и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень профессионализма, тем легче человек выполняет свою работу, тем лучше результаты, тем больше положительных эмоций, тем лучше здоровье. Многие видные профессионалы с ростом своей профессиональной квалификации улучшали свое здоровье и прожили длинную плодотворную жизнь.

10. Профессионал — это тот, кто не только сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого. Это качество необходимо для того, чтобы не бояться остаться одному. Если уж так случится, то помощников можно себе подготовить самому. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него ученики. Как правило, профессионал нарабатывает свои собственные методики и обычно излагает их в брошюрах или книгах. Или хотя бы узнайте, у кого он учился, и прочтите работы его учителя. А если сказать все это короче: профессионал знает самого себя.

11. Профессионал имеет широкое общее образование. Как-то слышал, не помню где, одну реплику. Женщину спросили, почему она такая умная. Она ответила, что это из-за того, что кроме высшего образования есть ещё и среднее.

С профессионалом легко общаться, ибо он сложно устроен и может подстроиться под любого клиента. У него нет ярко выраженного хобби. Его профессия — это и есть его хобби. В связи с большим общим образованием он великолепно чувствует себя в любом обществе и в любой жизненной ситуации находит что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Сложный в общении человек устроен крайне примитивно, подстроиться к нему трудно. Если есть возможность избежать общения с ним, то это лучше сделать побыстрее.

12. В работе движения у профессионала плавные. Создается даже впечатление некоторой медлительности. Но из-за отсутствия лишних движений работает он быстро. В теле нет излишнего напряжения, голос низкий, прослушиваются бархатные базовые нотки. Темп речи, скорее всего, зависит от темперамента. Но если профессионал даже и говорит быстро в связи с холерическим темпераментом, то нет ощущения торопливости и суеты.

Эти положения полезно знать не только руководителям, но и молодым специалистам. Тогда они охотно будут прибегать к помощи своих более опытных коллег, не будут браться за то, что пока не умеют делать, будут учиться тому, чего не умеют, и, в конечном итоге, уже в первые годы своей профессиональной деятельности будут, с точки зрения пользы делу, профессионалами высокого класса. Если бы все молодые специалисты придерживались этих правил, у нас было бы гораздо меньше неоконченных, запущенных дел. Тогда они быстро станут профессионалами, которые со временем превратятся в профессионалов экстра-класса.

Вообще-то еще раз хочу повторить, что профессионал — это не специальность, а образ жизни. И если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дела. И если человек непрофессионал или не хочет стать профессионалом, то его и человеком, по большому счету, считать нельзя.

Выбор специалиста ― дело сложное, особенно если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться:

Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дела. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста.

А вот если специалист вызывает y вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать.

Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны.

Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дела. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, профессионалу будет обидно, однако обижаться он будет на себя, а за вас будет рад.

Если специалист утверждает, что только он владеет данным методом и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем ― шарлатан.

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу.

В общем, если процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. Это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже если вы скатываетесь, то скатываетесь вперёд ― то есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть.

Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже опускаетесь вниз и откатываетесь назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность ― сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» ― говорили древние. Святая обязанность профессионала ― сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки, по которым вы будете узнавать прогресс, и время, когда дело будет, сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и можешь придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.

Теперь еще несколько слов работодателям.

Работники бывают грубияны, садисты-исследователи, стяжатели, невежды и ангелы. О первых четырех мы поговорим ниже. А вот ангелов бояться нужно больше всего. Ведь ангелов не бывает. Постарайтесь найти в нем что-то человеческое, какие-то недостатки. И если это вам не удастся, то перестаньте с ним общаться. Значит, поведение его неестественное. В будущем вас ждёт глубокое разочарование.

Если на первых встречах профессионал вас раздражает, со многим вы не согласны, временами он кажется то стяжателем, то невеждою, то садистом, то грубияном, но он будит вашу мысль, заставляет вас возражать ему, и вам с ним интересно ― задержитесь возле него немного. Потом вы увидите его достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Выяснится, что это не стяжательство, а необходимые требования, связанные с технологией производства. Кажущийся садизм и грубость связаны с нежеланием тратить лишнее время. А то, что вам представляется невежеством, связано с гиперсосредоточенностью на своей специальности. Вспомните Шерлока Холмса, который был почти полным невеждою в вопросах, не касавшихся его специальности. Более того, вскоре вы их просто не будете замечать. Но если есть только эти недостатки, то от таких работников лучше избавляться или не принимать на работу.

Они знают, чем владеют и чего не умеют, и постоянно стараются повышать свой уровень и двигаться вперед и вверх. Не расспрашивайте о претензиях на рост тех, кого нанимаете на работу. У нормального сотрудника есть одна мечта ― занять ваше место. Этот человек будет хорошо работать. Но если вы нормальный руководитель, то это вас не будет огорчать. В конце концов, и вас ведь ждет повышение, вы же тоже будете расти, и вы, уходя с прежнего места работы, захотите передать ваше учреждение в хорошие руки. А молодой профессионал за несколько лет овладеет навыками управления и сможет вас заменить, когда пойдете на повышение.

Вопрос только в том, как найти растущего профессионала. Искать его лучше всего еще тогда, когда он учится в институте на втором курсе (с первого курса часто уходят). Поручить подбор его нужно преподавателям вуза, где учится студент. Там его учат не просто избранной специальности, например электротехнике, но учат работать именно на вашем предприятии. За несколько лет целенаправленной учебы он превращается в полноценного профессионала и после окончания вуза уже не нуждается в предпродажной подготовке, как многие выпускники наших институтов. Когда он выходит на работу, то получает должность, достойную зарплату и жилье. Затраты окупаются. И я не фантазирую. Лично знаком с руководителем такого предприятия в Санкт-Петербурге.

Растущих профессионалов очень мало. Но они есть. Хочу описать их признаки:

Внешне они незаметны, в студенческих тусовках не участвуют, на дискотеки и в ночные клубы не ходят. Но зато посещают студенческие кружки, где в меру своих сил занимаются научной работой. Некоторые успевают подготовить диссертационную работу, частью которой является их дипломное исследование. Они заранее знают, где они хотят работать, и где будут работать после окончания вуза. Более того, стараются работать там во время каникул и в свободное от учебы время. Обычно на будущей работе их уже ждут. Недостающие навыки быстро набирают по ходу работы. И опять вам не сказки рассказываю, а реальные факты. Не очень часто, но так было и во время моей работы в Ростовском медицинском университете, что студенты у нас к концу обучения овладевали и практическими навыками. Но поскольку по закону они не могли быть оформлены на постоянную работу, они, формально учась у нас в ординатуре или интернатуре, фактически работали уже в лечебном учреждении как бы на практике, а у нас только числились. В аспирантуре они не нуждались.


Профессионал - человек, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетенции.

Таким образом профессионалом может быть любой человек, кто добился определенных успехов в своем деле, четко понимает, что он может сделать, а что нет, и не пытается брать на себя больше, чем он способен сделать.

Из этого следует два простых вывода:

1. Профессионалом может быть любой студент, который применил свои знания на практике, получил определенные результаты и не пытающийся быть «круче», чем он есть.

2. Профессионалом не является профессор, который прочитал уйму книг и может с умным видом философствовать на различные темы, но сам не применивший и половины этих знаний на практике.

Как определить профессионала, как выделить его среди других людей.

Все просто. Для этого есть три простых признака:

* Профессионал живет свои делом и посвящает ему большую часть своего времени, зачастую даже в ущерб личному.

* Профессионалу всегда интересно говорить на свою «тему».

* И самое главное, слушая профессионала, хочется бросить все и заняться его профессией.

Знакомство с профессионалами у человека начинается со школы. Думаю ваши любимые школьные предметы в основном зависели от того, кто их преподает. И наверняка у вас были ситуации, когда вам предмет не нравился, но приходил новый учитель и ваше отношение резко менялось. Либо наоборот, уходил старый, а новый так и не смог вас заинтересовать своим отношением к делу.

Существуют два вида профессионалов:

* Профессионал экстра-класса

* Развивающийся профессионал

Разница между ними заключается лишь в количестве знаний и навыков. То есть и тот и другой любят свое дело, знают свои компетенции и не выходят за их рамки, но один может сделать больше. И растущий профессионал всегда становится профессионалом экстра-класса.

Признаки профессионала, которые более полно раскроют ответ на вопрос – Кто такой профессионал?

* Он постоянно учится и развивает свои навыки и способности. Профессионал осознает, что нет пределов совершенству и поэтому постоянно повышает свою квалификацию.

* Он легко пользуется помощью коллег, которые более компетентны в каких-то вопросах и не пытается скрыть свой непрофессионализм в тех вопросах, где он еще не так силен.

* Он осознает, что 100 % гарантию он дать не может. Ведь в любом деле есть факторы, которые могут снизить вероятность успеха. Но он прикладывает максимум усилий для реализации необходимого события.

* Профессионал знает тех людей, чей уровень компетенции в некоторых вопросах выше его и в случае необходимости использует их опыт и знания.

* Профессионал откажется от дела, если знает, что другой человек способен показать лучшие результаты, либо он лично не может помочь человеку.

* Профессионал физически здоров, имеет материальный достаток и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень мастерства, тем выше удовольствие от получаемой работы. А значит тем легче человек выполняет свою работу и показывает лучшие результаты. Многие известные профессионалы прожили долгую, счастливую и плодотворную жизнь именно благодаря своей деятельности.

* Профессионал может научить другого человека тому, что умеет сам.

* В работе профессионал не суетится. Ему спешить некуда и выпячивать себя круче, чем он есть на самом деле, ему тоже не надо. Он не делает лишних движений, но от этого его работа только ускоряется.

* Его профессия – хобби, его жизнь, его талант, его душа и призвание.

Итак, уверен теперь вы получили полное представление о том, кто такой профессионал и как им стать. Именно профессионалы нужны работодателю.

То есть те люди, которые могут что-то сделать, постоянно развивают себя и свой потенциал, не говорят лишних слов и не суетятся, пытаясь быть тем, кем они не является.

Поэтому и я желаю вам встать на путь профессионализма. Это самый короткий путь к работе своей мечты и к той ситуации, когда работа сама будет искать вас.

Записываю мысль по следам недавней консультации. Так оно часто бывает, когда приходит человек со своим вопросом, и прямо в процессе обсуждения формулируется интересная идея - не обязательно такая уж оригинальная, просто не высказанная до этого момента в четкой и ясной форме. Сегодня речь о профессионалах, профессионализме и ответственности в производственных отношениях.

Когда я первый раз устраивался на работу, у меня не было никакого особенного понимания психологии отношений между начальником и подчиненным и не было никакой красивой теории о том, как нужно «правильно» вести себя на работе. С другой стороны, отношение к работе, как потом позже оказалось, у меня было специфическим. Не знаю уж, откуда оно такое взялось, но до поры до времени я искренне считал, что никак иначе к работе относиться и нельзя.

При этом я никогда не был великим специалистом в том, что делал. Увлеченным и неплохо соображающим работником был, профессионалом не был. То есть, с работой своей справлялся нормально, но никогда не чувствовал себя расслаблено - все время присутствовало ощущение, что знаний не хватает, и поэтому постоянно приходилось стоять на цыпочках, тянуться вверх.

В принципе, у меня было ощущение, что начальник, приняв меня на работу, делает мне одолжение, и я теперь должен сильно постараться, чтобы оправдать ожидания. Но потом оказалось, что эта зависимая позиция не при чем. Такое положение дел, конечно же, заставляет стараться сильнее, но, в сущности, ничего не может изменить в вопросе ответственного отношения к работе - оно либо есть, либо нет.

Важный момент. Я вовсе не был таким уж маньяком на работе. Все задания, в конечном счете, выполнял, но частенько тянул до последнего момента и не всегда делал работу так качественно, как сам бы того хотел - от своей ленивой натуры не убежишь. Но я никогда не подводил начальника и весь коллектив. Если что-то должно было быть сделано - оно было сделано, даже если для этого требовалось задержаться на работе или выйти за рамки своих непосредственных обязанностей.

Работа должна быть сделана, все жалобы и нытье - потом. Как в армии - приказы обсуждаются только после их исполнения. Но было здесь еще и свое собственное ощущение, что работа действительно «должна быть сделана» - не потому, что начальник приказал, а из своего собственного понимания задач, стоящих перед коллективом и всей конторой в целом. Можно сказать, что это было ощущение личной ответственности за общее дело. И это даже при том, что я работал на младшей должности во вспомогательной службе, которая была на побегушках у тех, кто выполнял настоящую работу. То есть, мой личный вклад в «общее дело» был минимальным, и в случае чего, никто бы не заметил потери бойца. Но это ничуть не меняло понимания того, что и от меня тоже зависит успех всего предприятия.

В этом всем не было какого-то самоотверженного героизма или особенной психологической мудрости - наоборот, мне казалось, что это естественное отношение к работе, и что все остальные мои коллеги не только более ответственны, но еще и более образованны и профессиональны. В общем, чувствовал себя ребенком среди взрослых и поэтому просто старался быть «на уровне».

Первый намек на то, что я отношусь к работе каким-то особенным образом, случился через год, перед моим увольнением и переводом на более перспективную и высокооплачиваемую должность. Начальник, подписывая заявление, выразил свое сожаление по поводу моего ухода и сказал, что со мной было очень приятно работать, потому что, цитирую, мне «можно дать поручение и забыть - все будет сделано» . В тот момент это показалось сомнительным комплиментом, примерно, как если бы начальник был до глубины души тронут тем, что его сотрудник весь год приходил на работу одетым. Разве могло быть как-то иначе?

В двух других конторах, где потом довелось работать, ситуация повторялась. С одной стороны, я никогда не чувствовал себя на вершине горы - мне всегда не хватало знаний, я всегда знал, что работу можно было сделать лучше и быстрее, я много разгильдяйничал и откладывал поручения на потом - чувствовал себя любителем среди профессионалов. С другой стороны, если мое понимание общего дела говорило, что от выполнения какой-то задачи зависит весь коллектив и, в конечном счете, вся контора, здесь никаких отговорок быть не могло - работа должна быть сделана.

Но опыт работы в других коллективах показал, что к своим обязанностям можно относиться иначе, и что далеко не все сотрудники придерживаются чувства ответственности за общее дело. Для очень многих ситуация вывернута наизнанку - они живут и работают с позиции, что это контора во главе с начальником ответственна за их жизнь и благополучие, а они - так и быть - готовы за это поработать. Это те самые люди, которые во всех своих несчастьях винят коллег, начальника, правительство и лично Путина. Им действительно кажется, что не они должны заботиться о своей конторе, а контора должна заботиться о них. Привет Кеннеди.

В общем, эта старая песня об ответственном отношении к работе, которая, надеюсь, хорошо всем известна и без меня. Новый куплет будет чуть ниже, потерпите.

Так вот, все «знают», что к своей работе нужно относиться ответственно, но далеко не все понимают, что это значит на практике, буквально. И не все понимают, что не может быть никакой ответственности из-под палки. Если потребовалась палка, значит, это уже безответственность - заставлять себя быть ответственным, значит, расписаться в безответственности. Никакая самодисциплина никакой ответственности не добавит, поскольку она приходит не в результате насилия, а в результате осознанной необходимости . Там где необходимость осознана , заставлять себя уже больше не приходится, как не приходится заставлять себя одеваться и чистить зубы - никому, кроме нас самих это не нужно, поэтому тут нет никакого внешнего или само- насилия. Если же необходимость не осознана и не признана таковой, то нечего мучиться и пытаться наставить себя на путь истинный. Это все понятно?

С точки зрения молодого специалиста, не прошедшего еще через все тяготы и лишения профессиональной карьеры, ответ обычно в том, что начальник ждет от сотрудника знаний, умения работать в коллективе, способности учиться, ответственности и так далее. Обычные клише из газетных вакансий. Проще говоря, сотрудник должен быть способен выполнить возложенные на него обязанности и ужиться с остальным коллективом.

В каком-то смысле так оно и есть, но это далеко не вся правда о мотивации руководителя и даже не главная ее часть. В большинстве случаев, работу, о которой идет речь, выполнить могут очень многие, и очень многие из них вполне способны ужиться в коллективе. Но почему тогда все начальники жалуются, что так трудно найти хорошего работника ? Очевидно, потому что настоящий критерий - это не дипломы, не знания и умения, не социальные навыки и не то «ответственное отношение к работе», которым все разбрасываются направо и налево.

Ирония в том, что начальники сами толком не понимают, чего ищут, поскольку им некогда серьезно задумываться над такими вопросами - они просто ориентируются по своим ощущениям и выбирают того, кто им понравится . И даже если спросить об истинных критериях выбора прямо, вряд ли многие из них смогли бы внятно ответить.

О чем говорят на всех тренингах профессионального и личностного роста? О том, что нужно повзрослеть, набраться мужества и перестать перекладывать ответственность за свою жизнь и свои дела на чужие плечи. Неспособность нести ответственность и склонность перекладывать свои проблемы и заботы на других людей - это один из самых очевидных признаков инфантильности, от которых положено избавиться всякому человеку, претендующему на карьерный рост и обычное человеческое счастье. Знакомая теория?

Так вот, начальник ищет не просто ответственности, он ищет гиперответственности - человека, который возьмет на себя часть его руководительских забот и позволит ему, начальнику, расслабиться и снять с себя ответственность. Повторяю: начальник ищет того, на кого можно будет свалить ответственность . Вопреки умным психологическим теориям о том, что нельзя перекладывать ответственность на чужие плечи, всякий начальник хочет именно этого - снять ответственность с себя и повесить ее на подчиненного.

Речь о том самом психологическом мотиве, от которого нам рекомендовали избавиться на тренинге, но хохма в том, что избавиться от него нельзя. Ответственность, какой бы осознанной она ни была, - это всегда напряжение, а психика всегда будет стремиться от этого напряжения избавиться. Даже самый взрослый и ответственный человек с удовольствием и при первой же возможности избавится от груза своей ответственности. Взрослость вовсе не в том, чтобы взять на себя всю-всю ответственность и никогда ее больше не снимать. Это вообще не критерий. Главная ответственность в осознанном соблюдении баланса между своими потребностями и возможностями.

Это не значит, что начальник ждет, что сотрудник будет в буквальном смысле выполнять его работу. Мы ведь говорим о хорошем начальнике - о том, который действительно болеет за свое дело и потому переживает и несет ответственность за каждый мельчайший аспект работы, выполняемой в фирме, конторе или просто маленьком отделе. Хороший начальник - сам в прошлом гиперответственный работник. А теперь он заведомо находится в ситуации, когда не может сделать всю работу собственноручно и не может вынести всю-всю ответственность на своих плечах. Поэтому в своих сотрудниках он всегда будет искать возможности сбросить с себя часть груза - переложить ответственность на чужие плечи.

Хороший работник, на нехватку которых так сетуют начальники, это тот, на кого можно переложить ответственность, тот кто может избавить начальника от психологического напряжения! И это гораздо важнее, чем знания и умения. Начальник хочет решить свои проблемы за счет подчиненных, и главная его проблема - это не работа, которая должна быть сделана, а беспокойство о том, что она должна быть сделана . Сделать работу могут многие, а избавить от беспокойства только единицы - люди железобетонной надежности, которые не просто тихо и исправно сидят на своем месте, а готовы занять в отношении своего начальника позицию равного или даже старшего… но не в смысле своей правоты или зарплаты, а в смысле разделения ответственности за общее дело.

С этой точки зрения, профессионал - это не в тот, кто профессионально выполнят свою работу, а в тот, кто профессионально к ней относится. Почувствуйте разницу! Смысл настоящего профессионализма не в том, чтобы все знать и уметь, не в том, чтобы все успевать, и не в том, чтобы не совершать ошибок. Все это не более чем пожелания , а требование совсем другое - относиться к своей работе так, чтобы начальник мог поставить задачу и больше по этому поводу не беспокоиться, и она безо всякого надзора и контроля либо будет выполнена, либо, если возникнут какие-то проблемы, то о них станет известно до того, как будет слишком поздно. А еще лучше, если сотрудник идет на несколько шагов впереди - сам ставит себе задачу и сам ее выполняет еще до того, как начальник осознал таковую необходимость, - вот это профессионализм.

Профессионализм - это глубокая озабоченность общим успехом. Хорошему работнику до всего есть дело - его личное чувство ответственности не застревает на уровне должностных обязанностей, а распространяется на обязанности всех тех, от кого зависит выполнение его собственных обязанностей. Все остальные, кто пальцем о палец не ударит, если за это не платят, - разгильдяи и любители.

И если речь не о той конторе, где все держится на кумовстве и личных связях, то по карьерной лестнице продвигаются именно такие профессионалы, потому что они изначально относятся к своей работе, как к СВОЕЙ работе, и знают не только свое дело, но и дело своих коллег уровнем выше и ниже. Именно их назначают начальниками - потому что они видят общую картину и несут внутреннюю ответственность за общее дело, а не за то, чтобы получить больше, работая меньше.

Если вы свою ответственность видите шире, чем ее видит ваш руководитель, рано или поздно вы займете его место. Если же начальник для вас - это родитель с ремнем в руках, заставляющий вас работать, вы так и останетесь всю жизнь на побегушках. Ответственность не возлагается , она берется по своей воле и инициативе. Сначала человек становится начальником «де факто» - в плане ответственности, а не власти - и только потом это оформляется юридически. Надежды на то, что кто-то окажет вам доверие и вручит бразды правления в ваши руки, абсурдны. Сначала добровольная (гипер)ответственность за общее дело без зарплаты и признания - только потом ключи от личного кабинета.

На практическом уровне все это можно свести к ряду простых принципов, которые следует осознанно практиковать: сказали сделать - сделай; сам видишь, что надо сделать, - сделай; не хватает знаний - учись; не получается - обратись за помощью; совершил ошибку - признайся и исправь. Элементарно! Работа должна быть сделана, и никаких детских отговорок здесь быть не может, а если уж что-то не получается, не подводи начальника - сообщи об этом и дай ему возможность исправить ситуацию до того, как станет поздно. Не можешь ТАК относиться к работе - увольняйся… или смирись со своим непрофессионализмом и всеми выводами, которые отсюда следуют.

Не бывает тех, кто все знает, не бывает тех, кто все умеет, не бывает тех, кто не ошибается, есть те, кто искренне болеет за общее дело и на кого можно положиться.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

Наверно, многих посещали мысли, что нужно бы освоить ту или иную (потому что там больше платят или потому что без знаний в этой сфере по жизни придется туго). К тому же, быть профессионалом в чем-то значит всегда быть востребованным!

Но как же стать профессионалом в выбранной сфере? Без сомнения, необходимо много обучаться, впитывать новые знания, словно губка. Но одних знаний будет недостаточно.

All you need is love

Казалось бы, любовь (может, даже страсть) – не самая нужная вещь для развития профессионализма. Но вы не сможете в доскональности освоить деятельность, если не будете ею гореть. Невозможно стать профессионалом, если не любите то, чем занимаетесь.

И, как бы вы ни старались стать, к примеру, если засыпаете от одного взгляда на компьютер, а языки программирования вызывают отвращение, то и профессионал из вас не получится. Максимум – больше не нужно будет обращаться к профи, чтобы что-то сделать в своем компьютере. Но и это вы будете делать с такой неохотой!..

Поэтому в выборе деятельности руководствуйтесь, в первую очередь, своими предпочтениями, а не тем, где больше платят. Если к чему-то душа не лежит, то маловероятно, что вы добьетесь успеха в этом направлении. Зато можно развиваться в том, что вам интересно, и (со временем и ростом профессионализма) это может принести большие плоды.

Теория – хорошо, практика – ВСЕ!

Метод проб и ошибок. Существует множество методик и инструкций к одному и тому же виду деятельности. Что хорошо для одних, может быть пагубно для других. Поэтому все навыки, приобретаемые во время обучения (или самообучения), должны проходить полевые испытания.

Быть может, какой-то метод был опробован десятками людей и показал отличные результаты, но при этом именно вам он абсолютно не подходит. Пробуйте что-то другое. Изобретайте свое! Далеко не все открытия уже совершены в этом мире.

От ошибок никто не застрахован. И, если только вы не сапер, не стоит их бояться! Чтобы понять, какие методы , а какие – полная лажа, придется опробовать все.

Правило десяти тысяч часов. Согласно Малкольму Гладуэллу (журналист и поп-социолог), именно столько времени потребуется, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле.

Ну, не знаю-не знаю! Не могу утверждать, что это правило 100% действует. Нужно проверять! А значит, делу, в котором вы хотите стать профи, необходимо уделять по восемь часов в день с понедельника по пятницу на протяжении пяти лет или по три часа в день в течение десяти лет. При этом требуется не просто систематическое повторение одних и тех же действий, но также анализ выполненной работы и исправление ошибок.

Не бойтесь критики и неудач!

Как я уже говорила, не стоит бояться ошибок. Ошибки – те трудности, которые неминуемо приходится преодолевать всем профессионалам своего дела. Ведь вы не думаете, что все профи с рождения идеально ориентируются в своих сферах и застрахованы от ошибок и неудач?!

Именно ошибки и критика (конструктивная!) – те движущие силы, которые помогают понять, что мы делаем правильно, а в чем еще нужно совершенствоваться.

Как отличить профессионала от непрофессионала?

Профессионалы знают себе цену! Они любят свою работу, но это не означает, что они готовы выполнять ее бесплатно. Они четко знают, сколько стоят их услуги и сколько времени займет выполнение работы.

Профессионалы инициативны. То есть – не боятся вносить дельные предложения, которые смогут оптимизировать работу всего коллектива.

Профессионалы не останавливаются на достигнутом. Всегда есть куда расти! Профессионалы сами стараются обучаться новому и при этом стремятся передать знания другим.

Как понять, стали ли вы уже профессионалом? Выделяют три основные составляющие профессионализма: опыт, знания, скорость. Профессионал не только обладает огромным количеством знаний в своей сфере, но и умеет быстро и качественно применить их на практике.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .