Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

«Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ОБЩЕСТВЕ?

Общеизвестным является тот факт, что человек не способен длительное время находиться в одиночестве. Поэтому для того чтобы раз и навсегда забыть о том, что кроется под словом «одиночество», люди просто обязаны научиться правильному общению друг с другом.

Не каждому человеку повезло в детстве получить хорошее воспитание и усвоить правила поведения, которые прививаются в семье и продолжают дополняться и совершенствоваться в детском саду, в школе, да и на протяжении всей жизни. Правила поведения принятые в обществе помогут вам непринужденно общаться с людьми и быть приятным собеседником.

У мужчины и женщины разные жизненные функции и, следовательно, разные правила поведения в обществе. Общепризнанным является то мнение, что мужчина должен быть добытчиком и защитником, то есть находчивым и смелым. Женщины физически более слабые, они хранительницы домашнего очага, нуждаются в защите. Исходя из этого и правила поведения мужчин и женщин соответствующие.

Однако, есть правила равно справедливые как для мужчин, так и для женщин, вот их мы и рассмотрим сегодня. Так каким должен быть вежливый человек?

ЭТИКЕТ — ЧТО ЭТО?

Для того, чтобы научиться быть вежливым человеком, потребуется немало усилий, упорство и много работы над собой, и первое что нужно сделать – дать объективную оценку своего поведения на данный момент. Очень помогает в такой ситуации взгляд со стороны. Это поможет понять и проанализировать все ошибки, имеющиеся вредные привычки, совершенные неправильные поступки и свое поведение вообще. После чего можно смело браться за «работу над ошибками».

Этикет — это общечеловеческие нормы морали, совокупность правил поведения в обществе: обращения, приветствия, манеры, одежда. Манеры — формы поведения человека. Сущность этикета заключается в уважении к другим людям.

Когда-то давно правила хорошего тона в общении или правила этикета, являлись одним из предметов образовательной программы в школе. Детей этой науке учили и строго контролировали, насколько хорошо она была ими усвоена, ответственным за воспитание детей были гувернеры. В настоящее время нет ни гувернеров, ни соответствующих предметов в школьной программе, а потребность в обучении элементарной вежливости все так же высока.

Попробуем разобраться, что относится к правилам хорошего тона и будем неукоснительно им следовать.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — ЛЮБЕЗНОСТЬ

Одним из основных правил хорошего тона в обычной, повседневной жизни является любезность в отношениях, умение здороваться с людьми без излишних демонстраций, способность поздравить с праздником, выразить сочувствие или пожелать доброго здоровья, а также умение поблагодарить за оказанную Вам услугу.

Кроме этого, понятие любезность предполагает, что входящий пропускает выходящего, а тот в свою очередь при необходимости придерживает дверь, мужчина, идущий рядом с девушкой, всегда пропускает ее вперед, за исключением схождения по трапу, выхода из лифта и общественного транспорта.

Несмотря на то, что некоторые чопорные манеры давно себя изжили, например, закрывание дверцы автомобиля за девушкой, прежде чем сесть за руль, помощь дамам при выходе из автомобиля все же не помешает.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ — ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Правильное обращение к другому человеку, знакомому или не очень, является важной частью правил поведения. Так, правила поведения, принятые в обществе гласят что на «ты» можно обращаться только к детям младше 18 лет, близким друзьям и родственникам. Ко всем остальным незнакомым людям, даже если они младше вас или являются вашими ровесниками, следует обращаться только на «вы».

Кроме этого, переходить на «вы» принято при появлении посторонних людей и называть по имени-отчеству родственника или друга, в том числе, когда неуместно демонстрировать в обществе фамильярные или родственные отношения. Переход с «вы» на «ты» должен быть уместным и тактичным, его инициатором, как правило, бывает женщина, человек старший по возрасту или положению.

Если в разговоре упоминаются отсутствующие люди, о них нельзя говорить в третьем лице – «они» или «она», даже если это близкие родственники необходимо называть их по имени или по имени и отчеству.

Существует три вида обращения, которые используются в разных ситуациях:

  • официальное – гражданин, господин, мадам, а также используются титулы и звания представляемых людей;
  • неофициальное – по имени, на «ты», брат, дорогой друг, подруга;
  • безличное – используется в тех случаях, когда нужно обратиться к незнакомому человеку. В этих случаях пользуются фразами «извините», «позвольте», «прошу прощения» «подскажите» и так далее.

Недопустимым является обращение к человеку по половому признаку, роду занятий или возрасту: женщина, мужчина, сантехник, продавец, ребенок и прочее.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ — СОБЛЮДАЕМ ДИСТАНЦИЮ

Правила поведения человека в обществе предполагают соблюдение правильного расстояния между собеседниками. Существуют следующие общепринятые дистанции в общении:

  • публичная дистанция – при общении с большими группами людей, составляет более 3,5 метров;
  • социальная дистанция – при общении между незнакомыми людьми, между людьми с различными социальными статусами, на приемах, банкетах и пр. от 3,6 до 1,2 метра;
  • персональная или личная дистанция – для повседневного общения между знакомыми людьми, составляет от 1,2 до 0,5 метра;
  • интимная или сенсорная дистанция – для общения очень близких людей, вход в эту зону разрешен только избранным, она составляет менее 0,5 метра.

При этом важно, чтобы у каждого из собеседников всегда была возможность свободного выхода из разговора, удерживать человека за руку или лацкан пиджака, а также загораживать проход во время беседы считается недопустимым.

Кроме этого, важно выбирать подходящие темы для беседы, они должны быть интересны и приятны обоим собеседникам и не должны затрагивать личные дела. Недопустимым считается перебивание собеседника, исправление его речи и высказывание замечаний. Также неприлично долго наблюдать и пристально разглядывать собеседника, особенно если он ест.

Предлагаю Вашему вниманию видео о правилах поведения человека в обществе:

БУДЬТЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ!

Этикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций. Обзорная статья на тему "Правила этикета" даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

  • Содержание:

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета


На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях


Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.


Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.

Все люди индивидуальны. Их различия обусловлены рядом факторов, наиболее значимые среди которых - этническая принадлежность, национальность, внешние данные, характер, мышление, мировоззрение, цели, привычки, интересы и т.д. Даже среди семимиллиардного населения Земли не найдется двух абсолютно одинаковых персон.

Но, несмотря на это, всех людей объединяет одно - их полноценная жизнь возможна лишь внутри социальной ячейки. Именно общество является наиболее комфортной средой обитания для человека, независимо от личностных факторов.

общие понятия

Нормы поведения человека в обществе - это довольно многогранное понятие, отражающее формы взаимодействия личности с окружающим ее миром.


Человек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны - общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени.

К примеру, представьте, что вы встретились с давними друзьями, с которыми дружите долгие годы. Вы можете позволить себе держаться свободно, надевать то, что вы считаете нужным, не стесняться выражений с содержанием ненормативной лексики, развязных жестов и вредных привычек. Друзья привыкли к вам и воспринимают все ваши действия как норму. А теперь представьте, что вы пришли на работу в крупную корпорацию и планируете добиться здесь немалого карьерного успеха. Ваш образ, действия и жесты в этой ситуации будут кардинально отличаться от предыдущей ситуации: внешний вид соответствует дресс-коду, речь приобретает деловой окраску, вредные привычки максимально вуалируются. Но спустя год-два вы отправляетесь со своими сотрудниками на давно запланированную корпоративную вечеринку. В этой ситуации вы можете позволить себе проявить частичку своего настоящего «я». Ведь, несмотря на то, что состав общества не поменялся, изменилась ситуация, и слишком сдержанное поведение может быть воспринято окружающими как недоверие или неприязнь с вашей стороны.


Если нормы поведения могут быть мобильными, то основополагающие принципы, определяющие поведенческие манеры и взгляды на жизнь, должны иметь более четкие границы.

Составляющие социальных норм

Образ жизни и поведение диктуются совокупностью внешних и внутренних факторов, на которые оказали влияние как окружающее общество, так и сам человек.
Система норм поведения включает в себя следующие понятия:

1. Социальные нормы - указывают на необходимую модель поведения в том или ином обществе.

2. Привычки - это набор личностных поведенческих моделей для той или иной ситуации, закрепленных в результате многократного повторения.

Различают положительные, нейтральные и вредные привычки. Положительные привычки с одобрением воспринимаются обществом (приветствие при встрече, употребление вежливых слов), нейтральные привычки зачастую не вызывают никаких реакций (употребление чая без сахара, ведение дневника), вредные привычки говорят о плохих манерах и характеризуют человека с отрицательной стороны (курение, чавканье, разговор с полным ртом, громкая отрыжка).

3. Манеры - формы поведения, основанные на привычках. Они характеризуют воспитание человека и его принадлежность к определенному социальному слою. Воспитанный человек умеет элегантно одеваться, знает четко формулирует свои мысли и высказывает их в понятной для собеседника форме.

4. Этикет - совокупность норм поведения (вежливость, тактичность, толерантность), актуальная для высших социальных слоев.

5. Общественные ценности - это эталон представлений, одобряемых большинством социальных единиц: добро, справедливость, патриотизм.

6. Принципы - это особо важные и непоколебимые убеждения, который человек создает сам для себя. Это своего рода границы, устанавливаемые для самоконтроля. К примеру, для одного человека семья - высшая ценность, и он никогда не позволит себе измену. Для другого же верность не входит в список принципов, он может повторять измену неоднократно без угрызений совести.

Религия как рычаг управления поведением человека

Несмотря на достижения науки, прогрессивное мышление и современные взгляды на жизнь, религия по-прежнему остается одним из важных факторов в формировании норм поведения личности.

Приоритетное значение религии для человека обусловлено несколькими факторами:

1. Помощь свыше. Каждого человека рано или поздно подстерегают неприятности, которые становятся настоящим испытанием для его воли. Банкротство, потеря имущества, развод, тяжелая болезнь или смерть близкого… Именно в таких ситуациях люди чаще всего вспоминают о наличие на небе невидимой силы. Их вера может быть непостоянна, но в такие моменты им нужен кто-то, на кого можно переложить часть ответственности, от кого можно ждать помощи, пусть и иллюзорной.

2. Настройка принципов. Именно религия зачастую становится догматическим путеводителем, указывающим на поведения. Библейские заповеди гласят о том, что нельзя убивать, грабить и прелюбодействовать, и некоторые люди воспринимают эти принципы как личностные.

3. Поиск смысла жизни. Еще одна причина обращения к религии - поиск ответов на вечные вопросы.

Модели поведения

Каждое действие, совершаемое человеком, обусловлено соответствующим мотивом, который, в свою очередь, диктует порядок воспроизводимых деяний.

Все действия делятся на две категории:

1. Автоматические - это действия, в основе которых заложены врожденные и приобретенные рефлексы и навыки, не требующие мысленного осознания и выполняемые инерционно. К ним относятся умение жевать, дышать, ходить вертикально, читать, говорить на родном языке.

2. Сознательные - это более сложные действия или их совокупность, требующие использования интеллектуальных возможностей человека. Данная модель поведения основана на выборе того или иного шаблона действий в незнакомой ситуации.

К примеру, вы злитесь на человека и желаете высказать ему свое негодование, оскорбить и унизить. Но вы понимаете, что ваше желание временно и связано не только с этим человеком, а и с вашим плохим настроением и общими неудачами. Если вы поддадитесь агрессии, то, скорее всего, навсегда утратите контакт с человеком. Именно сознание решает, что предпринять в этой ситуации, оценивая все «за» и «против». Кроме того, не последнюю роль играет преобладание логической или эмоциональной составляющей в характере.

Поведение молодежи

Молодежь - перспектива нации. Поэтому очень важно, как именно будет воспитываться подрастающее поколение.

Нормы поведения человека в обществе призывают молодых людей:

Являться активными участниками социума;
- ставить перед собой жизненные цели и стремиться к их достижению;
- разносторонне развивать свою личность;
- заниматься спортом;
- получить достойное образование;
- вести здоровый образ жизни без курения и употребления спиртных напитков;
- не использовать в разговоре ненормативную лексику и грубые выражения;
- уважительно относиться к старшему поколению;
- создать для себя систему ценностей и придерживаться ее;
- знать и соблюдать правила этикета.

Но в современном мире поведение молодежи в обществе нередко отличается от установленных норм и имеет девиантный характер.

Так, некоторые молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет считают, что курение и прием алкоголя - это модно, а посещение лекций в институте - занятие для зубрил. Они предпочитают дискотеки книгам, грубы в высказываниях и имеют беспорядочные половые связи.

Такое поведение чаще всего сформировано под влиянием компании и требует немедленного вмешательства со стороны родителей.

Взаимодействие молодежи со старшим поколением

Проблема взаимодействия разных поколений будет всегда актуальной. на которой воспитана одна возрастная группа, к моменту взросления другой частично теряет свою актуальность. Следовательно, возникают непонимание и разногласия.

Среди основных причин конфликтов выделяют несовместимость интересов, различное , аморальное поведение одной из сторон, отсутствие культуры общения, борьбу за превосходство, нежелание уступать.

Тем не менее ценности и нормы поведения, привитые нам с детства, гласят, что молодое поколение должно уступать старшим в любой ситуации, даже если такое решение кажется несправедливым. Кроме того, необходимо придерживаться определенной модели поведения. В общении нужно использовать уважительную форму обращения - «вы», а также избегать сленга. Не допускается высмеивание и подшучивание над старшими. А отказ в помощи считается дурным тоном.

Нормы поведения между супругами

Чтобы построить устойчивый дом, необходимо заложить надежный фундамент и по кирпичикам выстраивать стены. Так и в семейных отношениях - любовь является фундаментом, поведения - кирпичиками.

Супружеская жизнь - это не только радостные моменты, это и разочарование, раздражение и обиды. Чтобы достойно пройти через все неприятные моменты и сохранить целостность брака, необходимо соблюдать несколько несложных правил:

Относиться к партнеру, как к равному;
- ценить его личностные качества;
- поддерживать в любых начинаниях и не высмеивать неудачи;
- обговаривать важные моменты и принимать решения вместе;
- не переходить на оскорбления и обиды;
- не позволять себе рукоприкладство;
- быть верным супругу.

Деловой этикет

Если общие нормы поведения человека в обществе могут варьироваться в зависимости от ситуации, то деловой этикет - это набор поведенческих моделей, которые имеют наиболее очерченную грань.

В бизнес-мире существует 5 правил этикета:

1. Пунктуальность . Приходите на все важные встречи вовремя, этим вы покажете свою организованность.

2. Компетентность . Будьте подкованы в том, о чем говорите. Иногда лучше смолчать, чем дать ложную информацию.

3. Речь . Учитесь говорить грамотно и понятно. Даже самая успешная идея, презентованная на корявом и неуверенном языке, обречена на провал.

4. Внешний вид говорит о вашем вкусе и статусе, поэтому в вашем гардеробе, кроме джинсов и маек, обязательно должен быть костюм для важной встречи.

5. Взаимодействие . Прислушивайтесь к мнению других и не доверяйте свою идею первому встречному.

Соблюдение этих правил играет очень важную роль, так как отображает уровень профессионализма и серьезность подхода к делу.

Девиантное поведение: отклонение от нормы

Правила и нормы поведения людей не всегда могут выражаться по регламентированным стандартам. Некоторые модели поведения могут иметь существенное отклонение от нормы. Такая манера определяется как девиантная. Она может иметь как положительные черты, так и отрицательные.

Ярким примером противоположных девиантов служат террористы и национальные герои. Действия и тех, и других отклонены от поведения «средних масс», но воспринимаются обществом по-разному.

Таким образом, общие нормы поведения можно разместить на одной оси, а девиантные отклонения на разных полюсах.

Формы аномального поведения в обществе

Нормы поведения человека в обществе, выраженные как девиантные, имеют четыре ярко выраженные формы:

  • Преступность. В последние годы этот показатель вырос на 17%. Во многом преступность обусловлена переходом на рыночные отношения и высоким уровнем конкуренции, безработицей и низким уровнем жизни, а также психологическими отклонениями. Кроме того, немаловажное значение имеет коррупция в правовой и судебно-исполнительной отраслях, которая позволяет при наличии достатка избежать ответственности за нарушение права.
  • Алкоголизм. Алкоголь - это неотъемлемая часть праздничных застолий и обычных дружеских встреч. Его употребляют, чтобы что-то отпраздновать, утолить боль или просто снять стресс. Люди привыкли, что алкоголь стал частью их жизни, и не отдают себе отчет в его пагубном влиянии на личность и на общество в целом. По статистике, 70% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, и более чем в 20% смертельных ДТП виноваты нетрезвые водители.

  • Наркомания. Зависимость от психотропного вещества, которая истощает организм и приводит к его деградации. К сожалению, несмотря на официальный запрет наркотических средств, каждый десятый подросток пробовал один или несколько видов наркотиков.
  • Суицид. Самоубийство - это намеренное желание лишить себя жизни из-за проблем, которые кажутся неразрешимыми. По данным мировой статистики, суицид наиболее характерен для высокоразвитых стран, где присутствует высокая конкурентность как в бизнес-сфере, так и на личностном фронте. Возрастная группа, наиболее подверженная риску, это подростки от 14 до 18 лет и люди пенсионного возраста.

Санкции за несоблюдение норм

Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.

Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.

К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.