Профессия дефектолог
Дефектолог - специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В зависимости от широты направленности деятельности специалиста, выделяются два их типа. Первый занимается изучением, обучением, воспитанием детей с отклонениями в развитии, а также их социальной адаптацией. Второй - собственно коррекционный педагог.
Специальность дефектолога родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации - достижение совсем недавнего прошлого.…
Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностям. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.
Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой. Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в государственных школах-интернатах, специальных коррекционных школах, реабилитационных центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются частные детские сады и школы. Дошкольные образовательные учреждения также нуждаются в услугах данного специалиста для диагностики способностей и уровня развития детей.
Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большими эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Дефектолог должен регулярно знакомиться с новейшими открытиями в сфере его деятельности. Для этого проводятся курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, которые дают возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.
Профессию дефектолога можно приобрести в педагогических вузах. В настоящее время существует ряд дефектологических специальностей: сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха разной степени тяжести, тифлопедагог, работающий со слабовидящими детьми, олигофренопедагог, обучающий детей с недостатками умственного развития, логопед - специалист по речевым нарушениям, и дошкольный педагог-дефектолог.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №312 «ЖЕМЧУЖИНКА»
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
(ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ)
Эссе на тему:
Николаева Ирина Игоревна
Учитель-дефектолог
Новосибирск, 2018г
«Моя педагогическая философия».
Любите детство: поощряйте его игры,
его забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте,
когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Ж.-Ж.Руссо
«Почему, именно воспитатель, ПЕДАГОГ?» - спрашивали меня близкие люди.
П - Прежде всего, потому, что я очень люблю детей. Действительно, без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: робких и смелых, медлительных и бойких, разговорчивых и застенчивых, находит в каждом свою изюминку, каждому отдает частичку своего сердца.
Е - «Если не любить, то не имеешь права воспитывать», сказал великий педагог Г. Песталоцци. Живя в профессии педагога уже шестнадцать лет, начинаю понимать, что в этой жизни ничего случайного нет. Не человек выбирает эту профессию, а профессия выбирает его. Еще в детстве, посещая детский сад, я мечтала, что стану воспитателем. Так и вышло – окончив школу, я твердо решила, что дальше пойду дорогой педагога.
Д – Дорога педагога непростая, но очень интересная. В работе с детьми проявляется все то, что заложено в педагоге, все его способности. Кто-то очень хотел быть певцом, но голос не тот, мечтал быть актером, но не решался, думал о славе художника, но способности не те.…
А – А педагог может воплотить всё в реальность – и петь, и танцевать, и рисовать. И это здорово, это окрыляет, и каждый раз хочется покорять вершины и удивлять! Удивлять не только детишек, но и саму себя, открывая в себе свои таланты. Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Особенно осознаешь значимость профессии педагога, когда видишь распахнутые навстречу глаза ребят. Глядя в эти «ясные роднички», понимаешь, что ты нужен им, что ты для них – целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями и поступками поставить задачу перед любым взрослым.
Г - Где грамотный воспитатель, там и дети хорошие! Всегда надо начинать с себя. Я не могу изменить весь мир, но могу изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг. В моих силах сделать окружающую меня действительность прекрасной. Детей учит то, что их окружает! Детей учат те, кто их ведёт по дороге жизни!
О – « Обучать - значит вдвойне учиться», говорил Ж. Жубер. От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя – не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в смысл жизни.
Г – Гордость! Я всегда благодарю свою судьбу за то, что она дала мне возможность стать педагогом. Я горжусь своей профессией! Горжусь тем, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми я расту, развиваюсь, заново проживаю самые счастливые годы. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Впечатления этой замечательной поры оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. И если оно окажется счастливым, то и всю свою жизнь человек будет помнить это.
ПЕДАГОГ. Профессия педагога многогранна! Каждый день я стремлюсь передать ребенку свои любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Как говорил В.А.Сухомлинский: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни». Я не жду от судьбы ни почестей, ни наград. Работать для «галочки» не могу, не умею, да и не хочу.
«Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!» - вот мой девиз.
Хочется не просто быть значимым и востребованным педагогом, но и окунуться в мир детства, найти с детьми общие точки соприкосновения, понять и заново почувствовать вкус открытий и радости ребёнка.
Я горжусь тем, что я – ПЕДАГОГ – ДОШКОЛЬНИК, и тем, что причастна к созданию будущего нашей страны!
Возлюби Ребёнка.
Возлюби его сильнее, чем самого себя.
Уверуй, что Ребёнок чище, лучше,
честнее, талантливее тебя.
Всего себя отдавай детям
и только тогда сможешь именоваться
Учителем.
В. А. Сухомлинский
Маленький ребёнок, приходя в этот мир, заявляет о своём появлении громким криком, говоря всем вокруг: «Вот я! Я пришёл, чтобы дарить радость, счастье, любовь и нести свет в этот мир, делая его лучше и прекраснее!» И приходит он таким, каким его создала природа. И никто не знает будущего этого маленького создания. Эта тайна за семью печатями, которая раскрывается в процессе жизни человека.
Развитие каждого ребёнка идет по определённым закономерностям и с участием различных психических процессов. Но иногда случается так, что в этот процесс вторгается фактор, который мешает развитию гармонично развитой личности, он нарушает работу психических функций, а следовательно, и всего организма в целом: это может быть фактор состояния окружающей среды, экономического положения в обществе, наследственности и здоровья родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении и ряд других факторов. В результате нарушается здоровье, в том числе, психическое, в ряде случаев следствием такого нарушения может являться умственная отсталость.
Но умственная отсталость – это не приговор. Да, в большинстве случаев от таких детей отказываются родители, нормально развивающиеся сверстники смотрят им в след с усмешкой и не признают их, общество ограждается от них огромной стеной непонимания и сожаления, не вникая во всю суть существующей проблемы, не видя их потенциальных возможностей.
Специалистами не раз доказано, что дети с умственной отсталостью способны к обучению. У них можно сформировать жизненно значимые компетенции, что в дальнейшем поможет им добиться успеха в работе, где не требуется высоких интеллектуальных навыков. Ведь особенность этих детей заключается в том, что в таком ребёнке одновременно соединяется и сложность структуры дефекта, и непохожесть на других детей, и талантливость. Да, мы не ошибаемся, говоря о талантливости этих детей: у многих из них огромный творческий потенциал, который просто нужно увидеть и помочь раскрыть.
Возникает вопрос, как же помочь этому особенному человеку войти в наш мир, как сделать так, чтобы этот процесс проходил безболезненно?
На помощь таким детям приходят замечательные люди, с огромным жизненным потенциалом, великодушием, милосердием и профессионализмом: учителя - дефектологи.
И снова возникает вопрос, какой он учитель - дефектолог XXI века, века современности, научных технологий, прогресса и новейшей системы образования? Попробуем сегодня порассуждать на эту тему и выяснить, какой же он, олигофренопедагог нового времени? Что это за человек, который сделал свой выбор в пользу такой нелёгкой профессии? Человек, решивший идти самой трудной дорогой, не жалея себя, своих сил, решивший отдавать своё сердце и душу детям, особым детям, которым так необходима наша поддержка, забота и любовь.
Современный учитель - дефектолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для правильной организации учебно- воспитательного процесса должен не только обладать определённой совокупностью знаний и умений, чтобы научить детей необходимым знаниям, но и целым рядом особых качеств, без которых невозможно понять и принять мир маленького человека, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Вся учебно - воспитательная работа с детьми, «её методы, приёмы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и поэтому – эффективными»,- утверждает педагог и психолог Ш.А. Амонашвили . Таким образом, современный учитель - дефектолог, должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:
1. Чёткое знание и понимание особенностей процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
2. Построение своей работы с опорой на общедидактические принципы, сочетающиеся с актуальной новизной в структуре учебно -воспитательного процесса с обязательным учётом индивидуальности и познавательных возможностей каждого ребёнка.
3. Учитель - дефектолог должен понимать важность того пути, по которому идёт, и то, что этот путь будет проходить не в одиночку, а с каждым своим учеником, идя шаг в шаг, ведя его за собой, и показывая важность этого пути для всех участников образовательного процесса.
4. Современный учитель - дефектолог должен опираться на опыт других учителей - дефектологов, при этом не останавливаться в своем развитии, идти вперёд, идти в ногу с научно-техническим прогрессом, внося современные технологии в организацию своей деятельности, используя и создавая всё новые и новые нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.
5. Учитель - дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребёнка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития. Мало того, учитель должен сам расти и развиваться вместе со своими учениками, ведь он является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром. Учитель - это источник познания, через которого маленький человек, а в особенности ребёнок с ОВЗ, ищет связующую нить для гармоничного воссоединения с этим прекрасным, но таким не простым миром.
6. Современный учитель - дефектолог должен уметь опережать время, опережать развитие, необходимо видеть на шаг, а то и на два шага вперёд, учитывая зону ближайшего развития ребенка, определять его перспективы.
7. Немаловажную роль в деятельности учителя - дефектолога играет самодостаточность. Такой учитель должен иметь высокий потенциал для самореализации, для самосовершенствования, для самообразования. Он должен быть сам полноценно развитой личностью. «Только личность способна воспитать личность»,- эта формула принадлежит К.Д. Ушинскому . Трудно не согласиться с великим учителем. Эта формула жива и актуальна и по сей день. Учитель - дефектолог должен обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний, иметь интерес к изучению самого себя, потому что, научившись понимать свой внутренний мир, и жить в гармонии самим с собой, он научится понимать и принимать мир каждого своего ученика. А у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренний мир может быть очень богат и красив. Но не каждого они пускают в свой маленький мир, не каждому открывают своё сердце, а только лишь тому, кто готов понять их и принять такими, какие они есть. Задача учителя – дефектолога состоит в том, чтобы найти и подобрать ключик, который откроет главное - путь к знаниям, жизненно значимым умениям, социализации.
8. Дефектолог должен ставить перед собой и перед своими учащимися всё новые и новые задачи, цели, которых они будут достигать вместе, потому что учитель - это наставник, друг, проводник в новый для них мир.
9. Учитель - дефектолог должен иметь такое мировоззрение, которое будет нацелено на оптимизм. Наделить этой уверенностью не только себя, но и своих учеников. Поселить в них веру в то, что они не ущербные дети. Да, у них есть отклонения в развитии, специфические и определённые особенности, но они пришли в этот мир, вот такими, какие они есть, значит, этот мир и для них тоже. Они имеют право на получение того, чем пользуется обычный человек. Они имеют право быть полноправными гражданами нашего общества. И вот эта вера, а также жизненные компетенции, которые в них поселит и сформирует учитель – дефектолог, и будут мощнейшим двигателем жизни.
10. Учитель - дефектолог должен иметь способность к анализу, как самого себя, так и своей деятельности, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Он должен видеть все свои ошибки, недочёты, взлёты и падения и при этом не опускать руки, и не давать этого делать своим ученикам. Вселять в себя и в детей веру, что вместе они сила, они едины, и у них всё получится, они всё преодолеют. И ещё один важный момент в работе учителя - дефектолога, это каждое утро обязательно начинать с улыбки и заканчивать этот день улыбкой, научиться улыбаться глазами, счастливыми глазами каждому ребенку, вселяя в детей искорки счастья, любви, добра и успеха. И тогда в ответ он увидит искреннюю и настоящую улыбку маленького создания. Ведь улыбка ребёнка – это большое счастье, а ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – безграничное счастье и награда педагогу за его нелёгкий труд, терпение и великодушие.
Следование перечисленным принципам будет способствовать не только правильному построению учебно - воспитательного процесса, эффективной организации деятельности педагога и учащихся, приведет к совместному успеху, но также поможет с гордостью нести звание учителя, специального учителя современности.
Список литературы:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ.: Издательство "Питер", 2011. - 459 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - M.: Педагогика, 1987. - 544 с.
В студенчестве из курса по философии я узнала теорию, что каждый человек приходит на эту землю, чтобы выполнить два своих предназначения это продолжить свой генотип и стать счастливым. Тогда я задумалась, почему именно эти два разных понятия ставят во главу угла и в одну плоскость? Наверное, в этом, есть какой – то смысл…
Родить ребенка — с этим все понятно, человечество существует только потому, что продолжает свой род, а вот со счастьем все обстоит гораздо сложнее, ведь счастье категория абстрактная и субъективная…
Тогда я понимала, что мне предстоит работать с детьми и частично закладывать в них некую «матрицу жизни». Естественно у меня возникло несколько вопросов: А нужно ли счастье в этой «матрице жизни»? Может ли сделать человека счастливым несчастный человек? От чего зависит счастье? И вообще что же такое счастье?
Несмотря на разные понимания, существует единое определение счастья. Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности и условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия)
Именно тогда, ко мне пришло понимание того, что счастье просто необходимо. Это как воздух для человека, несчастный человек, просто зачахнет и погибнет от своей неудовлетворенности и нереализованности. Ведь «найти смысл жизни – это счастье, найти счастье в жизни — это смысл».
Именно в этом заключается моя педагогическая философия – помогать детям, реализовывать свое предназначение в жизни – стать счастливым. Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми (О.Уайльд)
Но могу ли я обычный человек, взять на себя такую миссию? Наверное, я сама, прежде всего, должна быть счастливой. В чем же заключается мое счастье? В жизни есть одно счастье – любить и быть любимым (Ж.Санд)
Прежде всего, конечно это моя любимая семья: муж и сын, которые поддерживают меня, дарят мне свою теплоту и заботу. Во – вторых, Исключительное счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле (В.И. Немирович – Данченко). То есть счастье для меня, это моя любимая работа. Я получаю удовольствие, когда работаю с детьми, когда могу их чему – то научить и научиться чему – то у них.
Как приятно, когда дети задают десятки вопросов и получая ответ на свой вопрос, в их глазах появляется удовлетворение, но проходит несколько минут и они опять бегут, чтобы узнать что – то новое.
Счастье — когда детки обнимают меня и говорят: «Лана Сергеевна, вы самая любимая воспитательница!» Когда понимаешь, что ты находишься на «своем месте» — это счастье! Счастье – это когда встречаешься со своими коллегами и тебе есть о чем с ними поговорить, когда они не безразличны к изменениям в твоей судьбе, когда ощущаешь их поддержку и взаимопомощь. Счастье – жить в согласии с самим собой и быть нужным людям (Л. Толстой)
Название: Эссе «Моя педагогическая философия»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Эссе
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №16 «Золотинка»
Месторасположение: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
«ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДОРОГОЮ ДОБРА …»
Морозова Людмила Геннадьевна,
Учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 181»
г. Чебоксары
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, вот, у нас работа.
Родился ребенок. Новая жизнь, судьба – целая вселенная появилась в мире. Но вместо радости и восторга в глазах матери притаились слезы … Почему? Страшные и малопонятные, а от того еще более пугающие слова врача: «Это детский церебральный паралич, а следствие – трудности в развитии основных движений, системные речевые расстройства, инвалидность». А дальше больше – слова – приговоры, словно нацеленные камни, летят в итак уже разбитое материнское сердце.
А малыш лежит, удивленно хлопая глазками, впервые увидевшими этот мир, и никак не может понять, почему каждый раз, когда его берет на руки его самая лучшая, самая сильная и волшебная мама, соленая капелька скатывается с ее щеки...
Протянуть руку помощи, не остаться в стороне, помочь понять болезнь, чтобы стать счастливее - главные принципы моей работы. А если выражаться точнее – не просто работы, а всей моей деятельности в целом и всего моего существования. Потому что невозможно провести четкую грань между работой и личной жизнью, когда дело касается детей….
Дети - это наше будущее, за которое мы – взрослые в ответе. Детство – особый период в жизни человека, время открытий, время закладки фундамента будущей гармонично развивающейся личности. Отрадно, что общество признает огромную ответственность, которую несет учитель на своих плечах.
Все педагоги разные, но схожи в одном: среди нас нет ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам и воспитанникам. Особенно, если речь идет о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая женщина, каждая мама и каждый педагог, общаясь с такими детьми, болеет душой за безгрешные детские души, принимая ребенка как своего родного… Иначе невозможно, просто не получается, когда осознаешь, что маленький человек « смотрит на тебя глазами, полными надежды, кладет свою ладошку в твою руку и готов идти за тобой… ». Как хочется наполнить жизнь таких детей светом любви, заботы, поддержки и понимания, чтобы вырастить подрастающее поколение здоровым и счастливым!
Максимально приблизить миры здорового и больного ребенка, в которых каждый имеет право на счастливое детство. Помочь детям и их семьям выйти из – под гипноза диагноза, сделать все возможное, чтобы хотя бы на несколько шагов приблизить ребенка пусть не к общепринятым нормам развития, а к своей индивидуальной норме и, конечно же, поверить в своих «особенных» детей, принять их такими, какие они есть, научить детей верить в себя, справляясь с жизненными барьерами – важнейшие задачи в работе педагога с данной категорией детей.
И я счастлива осознавать свою причастность к этому благородному и светлейшему делу. Счастлива творить, потому что просто люблю детей, точно так же как моих самых родных и драгоценных сына и дочку любят и воспитывают кто – то… Огромное им за это спасибо!
Именно поэтому я выбрала профессию учителя – дефектолога. Стремление помочь и не оставить наедине со своими трудностями и проблемами нуждающегося, привело меня в мир «особого педагогического труда».
Когда начинаешь говорить о своей профессии, вновь и вновь понимаешь насколько сложному, важному и нужному делу посвящаешь себя вот уже в течение 8 лет. Некоторый период времени я работала учителем – логопедом, помогая детям преодолеть различные речевые расстройства, вселяя уверенность в собственных силах, повышая уровень их социализации.
Вот уже 3 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Здесь учитель – дефектолог - информационно-энергетический центр галактики «Здоровье и Детство». Для родителей – луч света, надежды и поддержки. Для педагогов - координатор, направляющий, советник. Для детей - неиссякаемый источник знаний, добрый волшебник, первый учитель и помощник в жизни.
Работаю я не одна, а в дружной команде. Мне помогают и другие специалисты нашего детского сада и, конечно же, родители воспитанников. Только в «единой дружной семье» сплоченной общей целью – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в мир нормально развивающихся сверстников, под мастерским и профессиональным руководством педагогов – новаторов, можно добиться видимых и социально значимых результатов.
Чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у педагога профессионала должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом, твердо верить в результат своего труда и, конечно же, любить детей всей душой.
Мне нравится работать с особыми детьми, творить, искать, вселять в них умения и надежду, радоваться их малейшим успехам и достижениям. А дети, в свою очередь, являются для меня учителями доброты, доверия и открытости к людям.
Замечая результаты своего труда, я убеждаюсь, что оставляю часть своей души, ее лучшую частичку, в чем- то светлом, вечном и нескончаемом. В нашем светлом будущем!...
И я благодарна своей судьбе, что мой профессиональный путь – это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего.
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!