Эссе

«Я – учитель»

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

Многие из нас еще в детстве задумываются о выборе профессии. Нам нравятся известные люди, и мы хотим быть похожими на них. Мы представляем себя доктором или известным журналистом, юристом или популярным артистом, иногда даже мечтаем быть президентом. Нередко хотим быть похожими на маму или папу. С возрастом наши взгляды меняются: не все профессии, о которых мы мечтали, нас устраивают. Мы более реально смотрим на мир и понимаем, что от того, какую профессию выберем, зависит наше будущее.

Выбор профессии - один из самых ответственных моментов в нашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя. Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их педагогические судьбы... Кто-то с детства видит в профессии учителя свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно...

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Бычкова Лидия Владимировна. Она пришла к нам в школу совсем молодым педагогом, но зато с какой любовью и пониманием относилась к каждому из нас! Класс у нас, хотя и был небольшой, но все равно, нужно было каждого научить и читать, и писать, а самое главное - самостоятельно добывать знания, стремиться добиваться успеха, находить интересные пути решения и не бояться проблем.

А так же, на выбор моей будущей профессии повлияло то, что моя мама работала в детском саду, младшим воспитателем. Я очень часто, после занятий в школе, бежала к ней в сад и там проводила свои детские уроки для ребят. Готовила им карточки с заданиями, рисовала картинки, учила считать конфеты. Еще тогда, в детстве, решила для себя - хочу быть учителем!

После окончания школы устроилась работать продавцом в наш сельский магазин. Работа была интересная, нравилась, но детская мечта об учительстве меня не оставляла. Поступила учиться на заочное отделение в НГПУ, будучи в декретном отпуске, в 2011 году получила диплом об окончании университета.

В 2012 году директор школы пригласила меня в школу, появилась вакансия учителя. Сегодня я работаю в школе, в которой училась сама, поэтому всем сердцем и всей душой люблю ее. В школе сложился сплоченный коллектив, объединенный одной общей идеей. Работать в таком коллективе - одно удовольствие.

Кто же он – современный учитель?

На мой взгляд, это человек, увлеченный своей любимой работой, старающийся быть важным, необходимым для того, кто нуждается в его внимании, заботе, и самое главное - в знаниях. В профессии учителя много привлекательных сторон: она представляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. А сколько радости приносит работа с детьми.

Для меня современный учитель - это новатор, проявляющий готовность к испытаниям, полностью отдающий себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, всегда стремится к развитию и совершенству.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, ещё интереснее рассказывать детям о такой замечательной науке, как биология. Многообразие растений и животных, проблемы экологии, строение человека, генетика - разве это не интересно?

Какой я учитель? Спросите вы у меня. Иногда я бываю требовательной, строгой; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Я считаю, что важно не просто учить предмету, а необходимо формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Самыми главными и необходимыми профессиональными ценностями учителя считаю интерес к инновациям, новым методам преподавания и совершенствования качества образования, оригинальности и креативности мышления, неординарности в поиске решений нестандартных задач и проблем, которые помогают в организации исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной работе. Конечно, очень важно прекрасное знание своего предмета, осведомленность и желание изучать новейшие аспекты развития предмета как науки, способность решать сложные и нестандартные задачи, которые возникают в нашей профессии.

В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками.

Школа – это мой второй дом. Ей я отдаю свое время и силы.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…


учителя биологии и химии

Матусевич Татьяны Валентиновны

МОУ Таганской СОШ им.

«С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал» В. Сухомлинский

Каждый из нас после окончания школы задает себе вопрос: « Кто я? Где мое место в обществе? На что я способен?» Ведь далеко не у каждого к этому времени сложился ясный ответ на такие жизненно важные вопросы. Быть учителем я мечтала с детства. Вместе с подружками играли в школу, ставили друг другу отметки, но в этих играх именно я была учителем. Поэтому вопрос о выборе профессии так остро для меня не стоял. И я им стала! Стала учителем биологии! Детство и юность мое прошло в красивейшем месте, на берегу озера Чаны и это определило мой выбор. Оказалось, в работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя (наблюдать, исследовать - живой мир природы), теперь стало не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Лучше учить, лучше воспитывать - настоятельное требование времени. Эффективность моей работы зависит от того, насколько я осознала свои возможности и нашла пути и средства воспитания ученика. А активность, инициатива, творческий поиск учителя - необходимое условие в деле успешного воспитания детей. «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмёт инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» - совсем недавно я перечитала эти слова, как они современны сейчас. Я постоянно повышаю свое педагогическое мастерство: на курсах повышения квалификации, занятия в мастер - классах: по естествознанию и ботаническим исследованиям при международной лаборатории инновационных образовательных технологий. Обучение позволило осознать по-новому использование проектной и исследовательской деятельности учащихся. В школе для этого созданы все условия, имеются 10 компьютеров с выходом в Интернет.

Я часто вспоминаю своих выпускников, кажется, что помню всех. Неправда, что у учителя нет любимых учеников, они есть, и в сердце они занимают определенный уголок и учитель в этом никогда не признаётся. У меня тоже они есть, и с ними до сих пор мы - большие друзья. Для моих учеников и для меня школа это второй дом, куда бывшие выпускники стремятся при первой возможности. Успех учителя – это успешность его учеников. И мои выпускники - это врачи, учителя, технологи. Многие связали свою жизнь с сельским хозяйством . Я горжусь своими учениками: Васильевой Мариной – врачом-стоматологом, Мельниковой Оксаной – врачом-акушером, Соловьевым Евгением - ветврачом, Пашук Анной - учителем биологии, Франц Ольгой - учителем биологии. Студентами ВУЗов, для которых биология и химия стали предметами, которые определили будущую профессию: Неверовой Анастасией, Волхонской Дарьей и многими другими. Школа воспитала их добрыми, честными, благородными и порядочными людьми. Победы и ошибки, удачи и промахи, поиски новых путей во взаимодействии учителя и учеников приводят к тому, что мои выпускники вырастают хорошими, талантливыми людьми. А это главный совместный результат. Дети дали мне понять, что педагогика – это мое призвание.

Учитель всегда и во все времена должен любить учеников и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит понимать и уважать его.

Поэтому для себя я вывела формулу успешной работы:

педагог призван развивать творческие способности учащихся, а это может получиться лишь тогда, когда создан творческий, доброжелательный климат на уроке, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учителя внимание к каждому ребенку поощрение даже малейшего успеха, тогда на уроке ребенку будет интересно и радостно а это тоже не маловажное условие результативности обучения.

За годы работы я поняла, что и сейчас актуальны слова Г. Гегеля:

« Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. » Сотрудничество равных людей - вот образец современных взаимоотношений учителя и ученика, идущих рука об руку и смотрящих в будущее радостными глазами.
Учитель! Землю осветить,

Как солнце, твой способен разум.

Ты и поэтом должен быть,

И оптимистом быть обязан!

Эссе «Я учитель ХХI века»

Новонежинская СШ. им. Б. Кенжетаева

Учитель биологии Сушко Марина Владимировна

В обществе бытует мнение, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять «разумное, доброе, вечное»...

В каждой школе есть примеры потомственных учителей, целых династий педагогов, но это случай не из моей биографии…

Выросла я в семье обычных рабочих людей. Росла любознательным ребенком, с постоянным вопросом «почему?», дома с головой уходила в чтение книг о животных и растениях, в этот огромный всепоглощающий мир флоры и фауны. Зачитывалась допоздна, не замечая вокруг себя суеты, громкого разговора и других проявлений жизни. Со временем определился стойкий интерес к биологическим наукам.

Этот интерес к биологии продолжился и в старших классах, что повлияло на выбор моей будущей профессии. В 1999 году после окончания школы, я поступила в Кустанайский Государственный Университет им. Ахмета Байтурсынова на биолого-химический факультет.

После окончания университета я пришла в родную Новонежинскую школу, где могла себя реализовать в качестве учителя биологии. Однако в связи с переменой места жительства, мне пришлось прервать свою карьерную деятельность.

Спустя 9 лет я вышла в «свободное плавание по волнам таинственного и полного загадок мира педагогики», испытывая чувство волнения и даже некоторой неуверенности в своих силах. В связи с долгим перерывом в работе взгляды общества на систему образования кардинально изменились. Но рядом со мною шли мои замечательные учителя, а теперь уже и коллеги, помогая мне, молодой и неопытной, овладевать педагогическим мастерством.

С каждым уроком приходила ко мне уверенность в своих силах.Первой наградой стали заинтересованные взгляды детей, их неподдельный интерес к тому, о чем я им рассказывала. И для себя я сделала вывод учитель по-прежнему остается одной из самых востребованных профессий. Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И мы, учителя, конечно же, должны хорошо ориентироваться во всем их многообразии.

ХХI век, новое десятилетие педагогической деятельности, требует эволюции профессиональных взглядов: события сменяют друг друга как кадры кинохроники, лавина информации, книги и учебники как источник информации не выдерживают конкуренции, и в школы активно внедряются современные средства обучения. Огромным подспорьем учителю и ученику в настоящий момент оказывает интенсивное внедрение современных средств обучения.

Сегодня я с удовольствием применяю информационные технологии на уроках и во внеурочной работе, готовлю презентации, открытые уроки. Мною выбрана методическая тема: «Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии». Цель моей работы умелое применение информационных технологий, компьютерных программ и программных продуктов для повышения качества образования за счет доступности образовательных ресурсов и снижения учебной нагрузки учеников. Наверное, единственным недостатком в моей работе с интерактивной доской является … ее отсутствие в кабинете биологии.

При подготовке открытого урока, классного часа или семинара – интерактивная доска становится незаменимым помощником учителя.

Я думаю, продуманный до мелочей флипчарт, возможность учащихся продемонстрировать свои навыки и умения в работе с доской, применение богатого арсенала интерактивных средств и методов станет гарантией успешного проведения задуманного мероприятия.

В работе стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом.

Для своих учеников стараюсь быть и другом, и хорошим собеседником, и строгим, но справедливым наставником. Очень важно, то, что ребята с желанием, а не под «давлением» изучают мой предмет. Считаю, что учителю необходимо, кроме отличного владения своим предметом, педагогической подкованности, хорошо знать психологию и возрастные особенности детей.

С 2011- 2013 года занимаюсь научно-исследовательской работой с учениками. В 2012 году учащийся 11 класса КоскадамовТемирлан выступил на районном конкурсе научных проектов с научной работой на тему: «Альгофлора озер поселка Новонежинка». Призером районной олимпиады по биологии 2012-2013гг.стала учащаяся 11 класса Шиндавлетова Жанара.

Нельзя не сказать и о подготовке к ЕНТ в 11 классе, которая начинается для меня уже с 6 класса. Что бы не говорили о ЕНТ, на данный момент тестирование является главным критерием успешности не только одного конкретного учителя, но и всей школы, всего коллектива учителей. Еще большее значение итоговый результат ЕНТ имеет для выпускников школы: от этого зависит их будущее, выбор профессии.

У каждого учителя в этом направлении выработан свой алгоритм работы. Я при подготовке к ЕНТ успешно применяю тематические тесты, разнообразные приемы индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Наряду с этим огромную роль играет психологический настрой учащегося, очень важно его настроить, мотивировать на конечный результат.

Мною разработана программа углубленного изучения биологии для 6- 7 классов. Основной целью обучения углубленного курса биологии является подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у ребят интерес к многоотраслевым наукам, чтобы они сумели найти себя в жизни и применить всё то, что было заложено в них школой. Поэтому стараюсь создать в классе такие условия, такой климат, в которых могла бы формироваться творческая индивидуальность, разносторонне развитая личность ребенка.

По моему мнению, лучший способ научить - личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний.

Компетентность будущего выпускника в современных условиях должна определяться не просто багажом предметных знаний в отдельных областях, приобретенных во время обучения, но и способностью к продолжению самообразования уже в условиях профессиональной деятельности.

В последнее время я стала с тревогой наблюдать за неутихающим шквалом «революционных идей», «новейших методик и технологий» в образовании, за которыми просто не успеваешь. Имеются опасения, что в погоне за тем, чтобы дети сами могли извлекать и применять полученные знания, мы скоро не услышим «живого голоса» учителя.

В ХХI веке учителю сложно соответствовать бегу времени, выдерживать постоянную проверку на прочность, быть в курсе огромного количества новейших методик и технологий.

А может быть это и правильно? Когда нет одной господствующей идеи, непререкаемых догматов, сковывающих общество, мешающих его развитию, как это было в советские времена.

Я, считаю, что во всем важна «золотая середина», нет смысла отказываться от «благ цивилизации», но и наработанный десятилетиями педагогический опыт не заслуживает того, чтобы о нем забывали.

Меня волнует и содержание образования, методы и приемы работы, новые технологии и их внедрение в учебно-воспитательный процесс школы.

Поэтому я активно включаюсь в конкурсы, осваиваю новые информационные технологии.

Вообще, на мой взгляд, не очень то и важно: учитель ты ХХ или ХХI века, главное, чтобы это было твоим призванием, чтобы работа педагога приносила пользу обществу.

Наверное, важнее соответствовать званию «современный учитель» или «любимый учитель».

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.

И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.

И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.

Эссе «Я - учитель»

Школа - это клад знаний. Искатели этого сокровища - детское королевство, а ее путеводители - учителя.

Учитель, педагог… Профессия учителя всегда была уважаемой в обществе. И учитель, который полюбил и выбрал эту профессию, думаю, уже не может представить себя на другой работе, с другим коллективом. Слово учитель звучит гордо и красиво, тепло и душевно.

Учитель - творец личности. Может быть благодаря тому, что мои родители работали учителями, уже в раннем детстве твердо решил - я буду только учителем. Благодарю я свою судьбу за то, что я обучался у чутких и внимательных, знающих свое дело учителей.

Выбирая профессию учителя, я не знал, что работа учителя так трудоемка и очень сложна, ведь мне казалось, что он знает все и может ответить на все вопросы мира.

Учитель - человек влюбленный в свою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Да, конечно, профессия является сложной и многогранной: есть свои трудности, но есть и радости - и они на протяжении всего времени.

Вспоминаю свои первые уроки… На меня смотрят дюжина детских глаз, я готов более чем на 100%, но за урок я реализовал не более 20% от подготовленного. Был не доволен собой, но учащиеся не уходят, они ждут... С ними я понял, как необъятен мир ребенка - открытые, наивные, пустые, но в то же время готовые пополнять неизведанное, неизвестное, непонятное…

«Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», сказал мудрец. Учитель не ограничивается только уроком и учебной программой. Он ведь, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая у учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью.

Считаю, что только искренне любящий детей человек сможет работать в школе. Особенно в наше время, когда современное общество потребовало людей умственного труда. Почему так произошло? Да, раньше мы жили в индустриальном обществе - где требовались работники физического труда. А сейчас, сами того не осознавая мы переходим, а скорее всего уже живем в информационном обществе, где требуется и ценится инновационное мышление, умение учиться всю жизнь и самосовершенствование.

Я ни о чём не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужен я и которые нужны мне.

Работа в школе позволяет постоянно идти вперед, развиваться, учиться, познавать непознаваемое, преодолевать трудности, совершенствоваться и помогать открывать в детях их таланты, учить учиться, давать им знания.

Сегодня, я могу точно сказать, что я удачно выбрал профессию учителя и вложил в него свою душу, так как состояние постоянного счастья, стало неотъемлемой частью моей жизни!