<1916>

Примечания

Это стихотворение, вместе с четырьмя другими, Есенин в середине октября 1916 г. передал И. И. Ясинскому для публикации в «Биржевые ведомости», а 30 ноября 1916 г. обратился к другому сотруднику редакции, А. Л. Волынскому, с просьбой «задержать» два из них («О товарищах веселых...» и «О красном вечере задумалась дорога...») (см. прим. к стихотворению «Осень»).

В рецензии на «Голубень» (1918) Д. Н. Семеновский писал: «За последние годы в русской поэзии появилась целая школа так называемых „поэтов-народников“, ничего общего с народом, однако, не имеющих. Их творчество от подлинно народного творчества отличается так же резко, как опереточный мужичок в шелковой рубахе и плисовых шароварах отличается от настоящего мужика в рваной сермяге и с изуродованными работой руками. Их стихи - утрированный лубок, пряник в сусальном золоте». К числу таких поэтов рецензент относил Есенина. В качестве примера неудачных стихов он цитировал данное стихотворение, выделяя, в частности, выражение «мякиш тишины» (газета «Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 1918, 20 июля, № 110). Иначе оценил этот сборник рецензент журнала «Сирена»: «Среди поэтов, вылезших из самой гущи деревенской Руси, Сергей Есенин занимает одно из первых мест. И по праву: ибо крепкой пуповиной связан он с чадородной, земляной - то равнинной, то озерной, то перелесной - матерью. Связь эта настолько прочна, что порой не знаешь, где поэт сам-то: он растворился в запахах трущоб и пашни, сгинул за облаком-выменем неба, пропал, нет его, а есть только живая, явственно бьющаяся под пальцами, сияющая радостью в очи, густо дышущая травами, пото́м туманом, солнцем и всем тем, чем можно дышать, природа, душа которой питается апокрифической религиозностью, мистикой, превращенной в реальность. Таков Сергей Есенин, этот мужик от корявой сохи, над головой которого лежит пасхальный нимб». И затем, показывая, как отразились в сборнике различные облики Руси («полевой», «животной», «Руси - большой дороги» и т.д.), рецензент цитировал данное стихотворение (журнал «Сирена», Воронеж, 1918, № 1, с. 67-69; подпись Н.- скорее всего, В. И. Нарбут). «Силу и смелость» образов Есенина, в том числе заключенных в данном стихотворении (в частности, и строки с упоминавшимся «мякишем тишины») подчеркивал Р. В. Иванов-Разумник, сопоставляя творчество поэтов деревни (Н. А. Клюева, Есенина) и поэтов города (прежде всего, В.В.Маяковского) (сб. «Искусство старое и новое», Пб., 1921, с. 71). Позже критически оценил строфу, где использован этот образ, Р. Б. Гуль: «Порой от переобремененности образом строфа мякнет, теряет металл, не звучит»,- писал он (журнал «Новая русская книга», Берлин, 1923, № 2, февраль, с. 14).

Типичный пример особенностей образной системы Есенина видел в стихотворении Н. М. Тарабукин (журнал «Горн», М., 1923, № 8, с. 224 - см. с. 466-467 наст. тома). В 1924 г. стихотворение использовалось как объект специального анализа в учебном процессе (см. Плотников И.П. «Революционная литература (Из опыта применения дальтон-плана)», Л., 1924, с. 37-40).

Поэзия и природа у С. Есенина - как два взаимоотражающихся зеркала, два опрокинутых друг в друга мира. Всё, что живёт, дышит, цветёт - это живая душа, способная дать человеку покой и внутреннюю гармонию. Образы природы у поэта воплощают его мировосприятие, настроение, самочувствие.
Анализ стихотворения « О красном вечере задумалась дорога...» позволит нам проникнуть в поэтический мир Есенина, столь цветной и разнообразный. В первых строках этого лирического произведения обращает на себя внимание одухотворенность мира. Основной художественный приём, который использует поэт, - персонификация как совокупность различных олицетворений. В стихотворении оживлено всё живое, овеществлено всё абстрактное. Природа здесь живёт, она находится в движении.
Такое восприятие окружающего мира, одушевлённого, преображающегося, движущегося, поэт почерпнул в народных сказках и поверьях:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Вся система образов стихотворения зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в мире, на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле. Однако в стихотворении есть «кто-то», кого уже нет в этой гармонии чувств. Кажется, будто поэт говорит о человеке, покинувшем яркий самобытный мир русской деревни и природы, но слившемся с ней.
Сколько красоты и богатства таится в глубоко человечном стихотворении! Удивительна способность поэта раскрывать читателю одну страницу жизни природы за другой, заряжать его искренним чувством любви к родине. Постепенно, не торопясь автор разворачивает перед нами один образ за другим, и они складываются в нашем сознании в единый образ родной земли: рябина, изба-старуха, осенний холод, желтоволосый отрок, «зелёная зола из розовой печи»... Как талантливый художник, пишет поэт один пейзажный набросок за другим. Только для картины он берёт не краски, а художественное слово:
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Будто случайно разбросаны разноцветные пятна на ткани стихотворного полотна. Слово обозначено определённым цветом и соответственно эмоциональным оттенком. Произведение рисует красный вечер, «синь стекла», белую дорогу. Цвет у Есенина изменяется - течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения.
Первая строфа стихотворения красная, горяще-красная. Огненный цвет заката, который подразумевается под словосочетанием «красный вечер», в первой строке произведения переходит в следующей строке в ярко-красные «кусты рябины».
Тональность во второй строфе несколько меняется, и вслед за ней движется цвет. Теперь он жёлтый. Вечер как будто медленно погасает, мглою «крадётся» осенний холод. Но свет до конца ещё не исчез:
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Третья строфа - это третья «фаза» заката: свет заходящего солнца уже так слаб, что освещённая им печь всего лишь розовая. Но Есенин и её заставляет гореть- «сверкать», написав золу «зелёной» краской. Однако это уже последнее цветовое усилие, в следующей строфе «золото травы» гасится тусклостью «щерблёного листа». В последних строках хмарь становится настолько густой, что цвет, прочертив, перед тем, как погаснуть, узор белой дороги по дну скользкого рва, уступает своё «коренное» место звуку. Внезапно наступившая темнота делает нас на какой-то момент времени слепыми, настолько изощряет звук, что в «тягучем вздохе» совы мы слышим ещё и призвук «тощего звона».
Необычным является то, что поэт на протяжении всего стихотворения пользуется основным, изначально выбранным художественным тропом - метафорой. Каждый образ представлен метафорически:
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору...
Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок, он ещё и «пахнущ» и «звучащ». Запахи и звуки в стихотворении так же вещественны, как и краски:
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Многогранность осеннего вечера раскрывается поэтом необычайно лирично и выразительно. Словно волшебная чарующая сказка, предстаёт перед нами это стихотворение. В центре поэтического пространства произведения - изба с незамысловатыми крестьянскими атрибутами: с порогом, «овсяным двором», поветью, хлевом. В образе «избы-старухи», изображённом на фоне догорающего вечера, чувствуется тихая грусть. Поэт, покинувший родной дом, теперь со стороны смотрит на него. Ощущение старости, жизненного заката таится в каждой строке стихотворения:
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Природа и дом хранят в себе воспоминания о человеке, покинувшем их. С того времени прошло немало лет. Теперь для поэта родина соединена ещё с одним образом, лишь одним штрихом обозначенным в стихотворении, - образом дороги:
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров...
Образ пути, возникший в произведении, важен для восприятия творчества Есенина в целом. Этот образ многозначен: деревенская дорога, уводящая поэта всё дальше и дальше от родной земли, жизненный путь человека, страны. Чувством скорого расставания поэта с миром близким, дорогим сердцу, ощущением потери чего- то драгоценного и важного проникнуто стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина

Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.

Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.

Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.

Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.

В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.

Лингвистический анализ художественного текста (стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»)

Цель: выявление языковой специфики художественного произведения, тех речевых средств, которые помогают понять идейно-художественное содержание текста, позволяют интерпретировать его адекватно авторскому замыслу, а в целом – рассмотреть как феномен словесного искусства; способствовать развитию научно-исследовательских способностей учащихся.

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

1.О красном вечере задумалась дорога ,
2. Кусты рябин туманней глубины.
3. Изба-старуха челюстью порога
4. Жует пахучий мякиш тишины.

5. Осенний холод ласково и кротко
6. Крадется мглой к овсяному двору;
7. Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
8. Лучит глаза на галочью игру.

9. Обняв трубу, сверкает по повети
10. Зола зеленая из розовой печи.
11. Кого-то нет, и тонкогубый ветер
12. О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

13. Кому-то пятками уже не мять по рощам
14. Щербленый лист и золото травы.
15. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
16. Целует клюв нахохленной совы.

17. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
18. Дорога белая узорит скользкий ров...
19. И нежно охает ячменная солома,
20. Свисая с губ кивающих коров.

(С.А. Есенин)

(ЛАХТ учит наблюдать и думать, правильно классифицировать речевые явления, терминологически верно, логично, точно, аргументированно излагать свою точку зрения на предмет исследования, гармонично сочетать анализ и синтез. Способствует более адекватному восприятию произведения, глубокому проникновению в авторский замысел и помогает осознавать литературное произведение как феномен словесного искусства. Он является ключом читательской культуры в основе которой лежит осмысление художественного текста как познавательно-эстетической деятельности.

Одним из ярких произведений Сергея Есенина является стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».

Стихотворение построено на основе контраста6 прошлое и настоящее изображается автором.

1.Жанр близок к идиллии. (Идилия-1) поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы. 2) Мирное, счастливое существование.

2. Тема. Тема Родины и неразрывного с нею детства. Как источник жизненных сил. Автор говорил об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от неё. Говорил об идеальной человеческой жизни в родно краю. Звучит вечная тема жизни и смерти: смерть неизбежна; жизнь мимолетна, переходяща и прекрасна; природа гармонична; человек одинок; на смену одному поколению приходит другое.

2.а) Идея. Любовь, тоска по прошлому, ностальгия по Родине, невозможность вернуться в прошлое. Центральным образом в стихотворении является образ Родины.

3. Основную эмоциональную тональность стихотворения определяют грусть, тоска, боль. (Звучит в стихотворении боль, тоска, грусть. Такое стихотворение называется ЭЛЕГИЕЙ). Элегия – лирическое стихотворение проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.

4. Изобразительно – выразительные средства.

а) ярким фонетическим средством художественной выразительности являются ассонансы. (Ассонанс – повтор гласного или группы гласных) (5-я, 6-я строка – осенний холод ласково и коротко

крадется мглой к овсяному двору.

Наблюдается ассонанс на «о»,

Подчеркивает ощущение надвигающегося холода, чувство тревоги, напряжения, тоски, печаль.

18-я строка – Дорога белая узорит скользкий ров

Наблюдается ассонанс на «о»

Что подчеркивается словом ров? Ров – это длинное углубление, вырытое в земле, т.е. это опасность

Что означает слово дорога? Дорога – это жизнь

Говорится о том, что жизнь полна всего

Следовательно, «о» - волевой эффект данного стихотворения.

Особую эмоционально-смысловую нагрузку несут на себе многочисленные аллитерации.

Что такое аллитерация?

Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, усиливающий звуковую выразительность художественной речи.

4-я строка. Жуёт пахучий мякиш тишины.

Наблюдается аллитерация на звуки ш, ч.

Подчеркивается тишина. Настоящее и прошлое.

Из настоящего происходит прорыв в прошлое.

10-я строка – Зола зеленая из розовой печи

Аллитерация на звук з

Задает радостную, светлую тональность.

11-я строка. Кого-то нет. И тонкогубый ветер

Аллитерация на звук т, н, к.

Очень напряженно звучит утрата – утрата прошлого, утрата детства, утрата лучшего. Эта строка является ролевым центром стихотворения

12-я строка – О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи

Аллитерация на звук – ш

Подчеркивается неизвестность, настоящее туманно, темно. Оно пронизано болью.

Б) Морфемные и словообразовательные особенности.

Пахучий (пахнущий)

Постоянно подчеркивается

Укажите слова, образованные сложением двух основ

Желтоволосый (Слово ассоциируется с хлебом, солнцем, жизнью)

Тонкогубый (Слово означает – злой, сердитый)

Укажите глаголы, образованные от существительных.

Лучит и узорит – образованы от существительных луч и узор (это слова с живой, внутренней формой). Он лучит глаза, как бы излучает свет.

Укажите прилагательное в сравнительной степени.

Туманней – сравнительная степень прилагательного. (В языке запрещено, возможно в речи). Усиление подчеркивается

Способствует опредмечиванию прилагательного (неизвестность показана).

Определяет прошлое. Делает грань между настоящим.

В) Лексический уровень.

Основной лексический пласт стихотворения составляют слова сематической группы.

Осень

(осенний холод, золото травы, солома)

Вечер

(красный вечер, крадется мглой, в ночи, совы, хмарь)

Крестьянский быт

(изба-старуха, поры, овсяный двор, стекла повесть, зола, печь, труба, хлев, ров, солома, корова)

Живая природа

(кусты рябин, старуха, отрок, галочью-галки, сова, корова, рощи)

Человек – часть природы. Природа всегда гармонична.

Старуха – настоящее, отрок – прошлое.

Слова, подчеркивающие физиологические особенности и человека, и животных.

(Старуха, челюсть, отрок, глаза, пятки, тонкогубый, клюв, губы)

(Т.е., все на равных, у всех есть право на жизнь).

Зрительные ощущения

(Туманней, старуха, мглой, лучит глаза, сверкает, гуще хмарь)

Слуховые ощущения

(Тишины, галочью игру, шепчет, тягучий вздох, звоном тощий, покой, охает)

Обонятельные ощущения

(пахучий)

Осязательные ощущения

(мякиш, холод, скользкий)

Есть ли конкретный лирический герой в стихотворении?

Нет конкретного лирического героя: кто-то кого-то. Этот кто-то проникает в душу. Возникает эффект сопереживания.

Световая лексика

(туманней, мглой, лучит, сверкает, золото, гущ, хмарь)

Цветовая лексика

(красный вечер (закат), синь стекла (небо, символ чистоты, невинности))

Желтоволосый мальчик (образ славянского мальчика). Зола зеленая (несбывшиеся мечты). Розовая печь (огонь, отцветы, тепло). Золото (указывает на цвет). Дорога белая - мотив неизвестности, неизвестно что впереди.

Стихотворение (начинается с дорогой (1-я строка, заканчивается тоже с дорогой 18 строка)).

Устаревшие слова

(отрок –архаизм (явление осталось, но получило новое название)). Отрок – мальчик – подросток в возрасте между ребенком и юношей, а новое название – отрочество.

Детство и прошлое идеализируются.

Диалектизм (слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта т.е., местное наречие. Хмарь – мгла – пелена тумана)

Синонимы

мгла – хмарь

гуща – туманней

Тишина – покой, дрёма

Ласково – нежно

(Эти слова являются синонимами, но оттенки значений разные).

Тропы

Эпитеты (красный вечер, пахучий мякиш, зола зеленая, розовая печь, тягучий вздох, тощий звон. Эти слова образно характеризуют предмет)

Метафоры

(мякиш тишины, золото травы, тягучий вздох, звоном тощим)

Олицетворения

(Задумалась дорога, холод крадется, тонкогубый ветер шепчет, обняв трубу, вздох целует, охает солома)

Все вокруг живое

Сравнения

(изба – старуха, холод крадется мглой)

Синекдоха (СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОБОРОТ, СТОСТОЯЩИЙ В УПОТРЕБЛЕНИИ НАЗВАНИЯ БОЛЬШЕГО В ЗНАЧЕНИИ МЕНЬШЕГО, ЦЕЛОГО В ЗНАЧЕНИИ ЧАСТИ И НАОБРОТ)

(Щербленый лист) – для создания обобщенного образа

Для чего используют тропы?

Для того, чтобы в образно форме передать идейно-тематическое и эмоциональное содержание текста. Тропы передают особую выразительность.

Г) морфологические особенности. С морфологической точки зрения стихотворение С. Есенина интересно тем, что в нем широко употребляются имена существительные.

Больше существительных, потому что возникает конкретный образ – образ Родины.

Преобладают конкретные имена существительные (дорога, изба, кусты рябины…)

Отвлеченные (глубина, тишина, покой, дрема). Они использованы для создания грустного настроения.

Прилагательные – качественные, относительные (ячменный, овсяный). Показывают опредмечивание.

Глаголы (задумалась сов. в.. А все остальные глаголы несов. Вида наст. Времени) это позволяет автору подчеркнуть жизненность, вечность, насущность поиска смысла бытия, раздумий о смене поколений, смерти и бессмертии.

Несовершенный вид указывает на длительность, безрезультативность. Описание настоящего и прошлого. Настоящее время указывает на корни жизни. На то, что дает жизнь.

Местоимения (неопределенные местоимения (кого-то, кому-то). Они указывают на автора, на лирического героя)

Д. Синтаксические особенности.

Обращают на себя внимание синтаксические особенности стихотворения.

По цели высказывания какие предложения использовал автор?

С. Есенин преимущественно использовал повествовательные предложения.

Тип речи – описание.

Чем осложнены предложения? Предложения осложнены деепричастными оборотами, однородными членами предложения, причастным оборотом.

Какую функцию выполняют однородные члены предложения в данном тексте?

Однородные члены предложения разнопланово показывают предмет.

Что показывают причастные и деепричастные обороты?

Причастные и деепричастные обороты показывают дополнительные действия.

Что показывают сложные предложения?

Бессоюзные сложные предложения указывают на одновременность события, действия. Сложные предложения позволяют рассмотреть одновременность в рамках большого полотна.

6. –Что показывает композиционный центр стихотворения?

Боль. Это болевой центр.

Существует фигура умолчания. Фигура умолчания вводит в художественное произведение что-то недосказанное, скрытое, т.е. умолчание. Фигура умолчания вводит нас в будущее. У читателя возникает классическая мысль: нет настоящего, нет будущего.

7. Образ автора (с лингвистической точки зрения). – это эстетически организованная система словесно-речевых средств и художественных образов, выражающая авторское представление о мире, идею художественного произведения.

Специфической особенностью художественного текста является функция эстетического воздействия.

Авторское представление темы о Родине и связанном с нею детстве как источнике жизненных сил; об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от нее. Об идеальной человеческой жизни в родном краю.

Выводы:

Сергей Есенин в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» показал, что в центре произведения изображается внутренний мир лирического героя, его чувства и переживания и возлелеянный им образ далекой, но горячо любимой Родины, с которой неразрывно связано светлое детство. С помощью разнообразных языковых средств, находящихся друг с другом в неразрывном единстве передается грустное, тягостное ощущение какой-то ошибки, чувства ностальгии по прошлому и вечной связи с родной землей. Большая любовь к малой родине и верность ей.

Сегодняшний наш урок мне хочется заершить словами великого русского писателя А.П.Чехова «Понимать по-своему не грех, надо чтобы автор не обиделся.»

Сергей Есенин

"О красном вечере задумалась дорога..."

* * *
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.