Элиста – это российский город, расположенный в 1250 км к юго-востоку от Москвы, в Южном федеральном округе, столица и самый крупный город республики Калмыкия, её экономический, политический и культурный центр. Он стоит на возвышенности Егрени посреди бескрайней степи. Если вам интересно, где находится Элиста, посмотрите на карту – город будет расположен в южной части России между Чёрным и Каспийским морями.

Особенности столицы Калмыкии

Элиста известна своим количеством буддийских статуй, пагод и молельных ступ, из-за чего получил звание буддийской столицы России и даже Европы. С 90-х годов прошлого века в городе появилось два хурула – калмыцких храма, Элисту неоднократно посещал Далай-лама.

Помимо этого, Элиста славится шахматными традициями , привитыми ей первым президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, и возведённым в ней Шахматным городом с памятником Остапу Бендеру.

Ещё одна особенность города – огромное количество городских скульптур , из-за чего столица Калмыкии занимает едва ли не первое место по их концентрации. Это как небольшие уличные статуи, так и огромные памятники, настолько красивые и интересные, что не поддаются описанию. При этом администрация города постоянно заботится об их сохранности, устанавливает новые скульптуры, сочетая буддийские и европейские традиции, благодаря чему архитектурный облик города совершенно не повторим. Национальный колорит городу придают жёлто-красные буддийские ротонды, столбы уличных фонарей обычно выкрашены в жёлтый цвет – цвет святости и богатства у калмыков.

В часовом поясе, в котором находится Элиста, время такое же, что и в Москве. Площадь города Элиста свыше 93 кв. км. Население составляет более 100 тыс. человек, основные национальности, проживающие в городе, калмыки и русские, самая распространённая религия – буддизм.

Климат в этой местности резко континентальный, степной, с малым количеством осадков Среднегодовая температура довольно высока – 8 С°. Воздух сухой, влажность может достигать всего 20%, а летом ветер суховей приносит из закаспийских пустынь ещё более сухой воздух. Лето долгое, очень жаркое. Осенью часты дожди, тогда степь, выгоревшая под палящим летним солнцем, снова оживает. Зимой в Элисте ветрено, ветер постоянно меняет своё направление. Зима не стоит долго, весна наступает рано, снег быстро тает. В это время степь покрывается цветущими тюльпанами.

История Элисты

Название города происходит от калмыцкого слова «элст», что значит «песок». Появился он в XIX веке по воле императора Николая I, который издал указ об облесении калмыцкой степи. Балка Элиста попала в места, где предполагалось строительство посёлков для рабочих, которые будут сажать леса. В этой балке долгое время существовали стоянки калмыков, поэтому название осталось за посёлком. Дата основания Элисты – 1865 год, к тому времени в поселении уже было 15 дворов. Село быстро стало популярным местом, где устраивались самые крупные в Калмыкии ярмарки скота.

В 1920 году, после установления советской власти, была образована Калмыцкая автономная область с административным центром в Астрахани, но уже через пять лет центр перенесли в Элисту. В 1927 году был утверждён проект нового города с тем же названием, село Элиста вошло в его состав. В качестве города, Элиста на карте России появилась в 1930 году.

Во время Великой Отечественной войны Элиста была оккупирована немецкими войсками в течение августа – декабря 1942 года. Когда фашисты оставили город, они его полностью сожгли. Из довоенной постройки осталось всего несколько зданий, в том числе Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1897 году, и Красная школа, возведённая в 1907 году, сегодня это самые старые здания города.

В 1944 году Калмыцкую автономию упразднили, город переименовали в Степной, назначив центром Степновского района Ставропольского края. Калмыцкое население ждала депортация в Сибирь и на Дальний Восток. Восстанавливать город было некому. И только в 1957 году, когда Калмыцкую автономную республику создали вновь, Элисту восстановили из руин, она вновь стала развиваться как в промышленном, так и в культурном плане.

В 60–80-х годах XX века были построены железнодорожная ветка до Дивного, аэропорт, университет, национальная библиотека, театры.

С 1988 года было разрешено регистрировать буддийские общины, стали открываться храмы, монастыри, буддийские школы, начался период духовного возрождения города и республики. Более подробную информацию об Элисте можно найти на различных сайтах, посвящённых Республике Калмыкии, в том числе в Википедии.

Достопримечательности города

Все достопримечательности Элисты можно условно разделить на три группы:

  • буддийские и другие религиозные,
  • шахматные,
  • остальные.

Самые известные достопримечательности Элисты, связанные с буддизмом, это:

  • хурульный (хурул – калмыцкий храм) комплекс «Золотая обитель Будды Шакьямуни»,
  • пагода Семи дней.

Золотая обитель Будды Шакьямуни – это основной и самый первый буддийский храм Калмыкии и самый большой буддийский храм в России и Европе. Возведение «Золотой обители» началось в 2005 году, при закладке первого камня хурула присутствовал Далай-лама. Это большое здание в тибетском стиле стоит на холме, его трудно не заметить. К нему ведёт высокая лестница. Внутри хурула находится одиннадцатиметровая статуя Будды. На склонах холма возведены пагоды для молитвенных барабанов.

Пагода Семи дней получила своё название от семи Будд, которые приходили в наш мир. В пагоде установлен молитвенный барабан, который был подарен Калмыкии ламами индийского монастыря Гьюмед на 70-летие Далай-ламы. Высота барабана составляет 2 метра, на него золотом нанесено 75 миллионов мантр на нескольких языках. Пагоду венчает острый шпиль, символизирующий выход из сансары и достижение нирваны.

Что касается достопримечательностей, связанных с шахматами, то в первую очередь нужно говорить о Сити-Чесс, Шахматном городе , который был создан по инициативе Кирсана Илюмжинова. Президент Международной шахматной федерации был в тот момент главой Калмыкии и, естественно, захотел построить в городе район, который посвящён этой игре. В 1998 году здесь проводилась Всемирная шахматная олимпиада. Сити-Чесс – основная достопримечательность города Элиста, Википедия называет Шахматный город визитной карточкой столицы Калмыкии, аналогов которому нет в России и мире.

В районе были выстроены двухэтажные коттеджи, Дворец шахмат для шахматных турниров, украсили район скульптуры на шахматную тематику, в том числе памятник Великому комбинатору, известному своей незабываемой партией в шахматы и идеей создать шахматную столицу мира. Поначалу район считался элитным, взъезд в него осуществлялся через охрану и шлагбаум. Сейчас он практически не отличается от других районов города.

В Элисте множество и других памятников, скульптур и интересных мест. Один из популярных памятников посвящён депортации калмыков в 1943-1957 годах и их возвращению в родные края – «Исход и Возвращение» . Он создан скульптором Эрнстом Неизвестным. Комплекс расположен у подножия холма и на его вершине. На проложенных под холмом рельсах стоит вагон-теплушка, в каких увозили сосланное население, рядом с ними – плиты с выгравированными на них годами репрессий. На холме стоит скульптура, к которой по склону ведёт Дорога скорби. В скульптуре представлены символы и образы, отражающие трагическую страницу истории калмыцкого народа.

На северном въезде в Элисту на кургане установлен памятник освободителям города – танкистам 6-й Гвардейской танковой бригады. Героям, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны, посвящён мемориальный комплекс в парке «Дружба».

В парке «Дружба» находится родник Бортха – место, вокруг которого с 1862 года начали строить первые подворья поселения. Над родником установлен памятник, рядом с ним – ротонда в буддийском стиле. Бортха, вытекая из парка, протекает по «Дубовой роще» - природному памятнику регионального значения. Рощу стали высаживать за 12 лет до появления Элисты – согласно императорскому указу об облесении здешних мест.

В городе огромное количество архитектурных памятников, необычных скульптур, любопытных мест, которые сосредоточены в основном в центральной части Элисты и представляют интерес как для жителей города, так и для приезжих. Полный список и фото достопримечательностей можно найти, например, на сайте администрации города, где есть карта города.




Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Административный центр

Население

210,45 кв.км

Если смотреть на карту России, то город Элиста расположена на расстоянии 1250 км. юго-восточнее Москвы в Южном федеральном округе между Чёрным и Каспийским морем. Это самый крупный город в Калмыцкой республике, который по совместительству также является ее столицей, а также экономическим, политическим и культурным центром.

Особенности Элисты

Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.

Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.

Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.

Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.

В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.

История столицы Калмыкии

Город берет свое название от слова «элст», которое переводится с калмыцкого языка как песок. В 19 веке император Николай I издает новый указ. Он подразумевал под собой облесение калмыцкой степи, зачем люди и стали переезжать в подобную местность. На территории будущей Элисты стали возводится поселки. В них должны были жить рабочие, задание которых было сажать лес. Официальной датой основания Элисты является 1865 год. В этом время здесь находилось 15 дворов. Село стало быстро набирать популярность и через короткий промежуток времени тут уже проходили самые большие ярмарки.


После того как установилась советская власть в 1920 году образовывается Калмыцкая автономная область. Ее административным центром сначала стала Астрахань. Но спустя 5 лет было принято решение перенести его в Элисту. С 1927 года стали разрабатывать новый план города. В него также вошло одноименное село, которое здесь располагалось изначально. В 1930 году на карте России официально появился город Элиста.

Великая Отечественная война оставил мрачный след в истории города. Немецкие войска с августа по декабрь 1942 оккупировали территорию. После того как фашисты покинули город, от него осталось всего несколько построек. Практически вся Элиста сгорела, от жилых домов, скверов, предприятий и других зданий не осталось ничего. Из уцелевших и значимых для истории построек остались:

  • Крестовоздвиженская церковь, год построения дотируется 1897;
  • Красная школа. Здание было возведёно в 1907 году.

Они обе дошли до наших дней и представляют собой 2 самые старые постройки в столице Калмыкии.


В 1944 году Элисту переименовывают в Степной. С этого дня большего не существовало Калмыцкой автономии. В это время город Степной стал центром Степновского района, который территориально принадлежал к Ставропольскому краю. Все выжившее население Калмыкии ожидало своей печальной участи. Часть людей должны были уехать в Сибирь, остальные – переселиться на территорию дальнего Востока. Город пришел в упадок и восстанавливать его было просто некому.

Такое положение дел продлилось вплоть до 1957 года. В этот период республика Калмыкия празднует свое повторное создание. Город Элиста стал восстанавливать из руин. В скором времени он начал активно развиваться в промышленном и культурном направлении.

За 20 лет, начиная с 1960 года 20 века, здесь создается железнодорожная ветка, которая соединила город с селом Дивное. В этом временном промежутке город построил такие важные объекты, как:

  • аэропорт;
  • университет;
  • национальная библиотека;
  • театр.


Город стал не только развивать свою инфраструктуру и преуспевать в строительстве, но и наполнятся духовно. Начиная с 1988 года в Элисте регистрируются буддийские общины. Это стало благоприятным материалом для того, чтобы в городе стали появляться храмы, монастыри, буддийские школы. Период можно смело охарактеризовать как духовное возрождение Элисты и Калмыцкой республики.

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова калмыкия

калмыкия в словаре кроссвордиста

калмыкия

Энциклопедический словарь, 1998 г.

калмыкия

КАЛМЫКИЯ (Республика Калмыкия - Хальмг Тангч) в Российской Федерации. 76,1 тыс. км2. Население 322 тыс. человек (1993), городское 46%. Основное население - калмыки (св. 146 тыс. человек; перепись, 1989), русские (122 тыс. человек) и др. 3 города, 6 поселков городского типа (1991). Столица - Элиста. Расположена в западной части Прикаспийской низм. На юго-востоке омывается Каспийским м. Средние температуры января от?5 до?8°С, июля 23-26°С. Осадков 170-400 мм в год. Территория Калмыкии заселена калмыками в 17 в., со 2-й пол. 17 в. до 1771 Калмыцкое ханство. В 17-18 вв. все улусы вошли в Российскую империю. Советская власть установлена в феврале - марте 1918. 4.11.1920 образована Калмыцкая АО (до 1927 центр - Астрахань). 20.10.1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В годы Великой Отечественной войны подвергалась немецко-фашистской оккупации (декабрь 1942 - январь 1943). В 1943 ликвидирована автономия калмыков, население насильственно выселено. 9.1.1957 автономия калмыков восстановлена (до 29 июля 1958 Калмыцкая АО). В октябре 1990 ВС республики принял Декларацию о государственном суверенитете Калмыкии. В сентябре 1991 в республике введен пост президента. С февраля 1992 новое название - Республика Калмыкия, Хальмг Тангч. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (мясо-молочная, консервная, рыбная), легкая. Машиностроение и металлообработка; производство стройматериалов. Добыча природного газа, нефти. Тонкорунное овцеводство и мясное скотоводство. Посевы пшеницы, ячменя, кормовых культур. Развивается орошаемое земледелие.

Калмыкия

Респу́блика Калмы́кия - республика, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица и крупнейший город республики - Элиста. Граничит на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Ростовской областью, на северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью.

Калмыкия (значения)

Калмы́кия:

  • Калмыкия - республика в составе Российской Федерации.
  • Калмыкия - малая планета (2287 Kalmykia).
  • Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика
  • «Калмыкия» - Малый противолодочный корабль проекта 1331М

Калмыкия (телерадиокомпания)

ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия» - филиал Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании, вещающий в Республике Калмыкия и за её пределами.

Примеры употребления слова калмыкия в литературе.

Будь ближайшее окружение Илюмжинова чуть поумнее, Калмыкия гремела бы в стране совсем по-другому.

Не стало одного из братьев-близнецов, сражавшихся в Брестской крепости, - Николая Исполатова - ленинградского педагога, брестского старшины Михаила Игнатюка, Соса Нуриджаняна из Еревана, Андрея Кастрюлина из Азербайджана, Николая Санжиева из Калмыкии и некоторых других.

Татарии, Башкирии, Осетии, Чечни, Калининградской области, Тувы, Бурятии, Калмыкии и других.

Он много ездил по Калмыкии , и ни разу у него не возникло злого чувства к калмыкам, лишь живой интерес к их быту и обычаям.

Прикаспийских, Приаральских, Черноморских степей, Черной земли в Калмыкии , Семиречья и других районов постоянного кочевания степняков.

На западе - с Ростовской областью .

Столица

Численность популяции сайгака колеблется от 270 тыс. до 400 тыс. голов

Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

История Калмыкии

После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России 4 ноября , была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября в АССР.

В декабре 1943 года калмыки были подвергнуты репрессиям высланы в районы Сибири: Алтайский , Красноярский края, Томскую , Омскую области. Во время репрессий погибло более трети народа.

После ликвидации калмыцкой автономии и высылки всего калмыцкого народа в районы Сибири в 1943 году , на исследования калмыцкой истории был наложен негласный запрет. Упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественных книг. А в академических кругах был «изобретён» новый народ - ойраты. История калмыков была искусственно разделена на историю ойратов и историю калмыков. Хотя оба этих названия - «калмыки» и «ойраты» являются названиями одного и того же народа, первое название - тюркского, а второе - монгольского происхождения.

Автономная республика была упразднена, а после реабилитации народа в частично воссоздана сначала 9 января как автономная область, а затем 29 июля как АССР. В была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Принятое в «Степное Уложение», названое так в память «конституции» Джунгарского ханства, признало республику субъектом и неотъемлемой частью Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность по линии Джунгарское ханство - Республика Калмыкия.

Население

  • Численность населения: 285,5 тыс. человек ()

Населённые пункты

Название Административное значение Численность
Элиста Столица республики 109,3
Лагань Районный центр Лаганского района 14,1
Троицкое Районный центр Целинного района 10,3
Городовиковск Районный центр Городовиковского района 9,8
Яшкуль Районный центр Яшкульского района 7,4(2003)
Садовое Районный центр Сарпинского района 5,9(2003)
Малые Дербеты Районный центр Малодербетовского района 5,8(2003)
Цаган-Аман Районный центр Юстинского района 5,9(2003)
Большой Царын Районный центр Октябрьского района 5,1(2003)
Приютное Районный центр Приютнинского района 5,8(2003)
Яшалта Районный центр Яшалтинского района 4,85

Административное деление

В составе республики 13 административных районов и 102 сельсовета, 4 города. В Википедии представлены 13 незавершенных статей о районах Калмыкии