Экзистенциальная психотерапия – один из видов психотерапии, которая является специфической областью психологической поддержки, основанной на философских убеждениях о том, что внутренний конфликт человека возникает только на основании его собственного отношения к возникшей проблемной ситуации.

Основу терапии составляют четыре представления – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. По мнению психологов экзистенциалистов, эти явления представляют фундаментальную сущность мышления человека, которое направлено на осознание негативного отношения к окружающей среде.

Основоположником экзистенциальной терапии, как и философского направления экзистенциализма, считается датский мыслитель Серен Кьеркегор, который считал, что решением любой проблемы может быть искусственно созданная трудность, которая по важности и тяжести должна перекрыть настоящие беды.

Объективно экзистенциальная психотерапия предполагает изучение деятельности конкретного человека, пациента, индивида, фокусируя направление на его личном отношении к сущему, обуславливая, тем самым, особенность этого вида психотерапии. Что для одного человека может быть огромной проблемой, другим воспринимается как легкое раздражение или вообще проходит мимо незамеченным, без расстановки соответствующих акцентов.

Экзистенциальный анализ

В области индивидуальной психотерапии различают такое понятие, как – экзистенциальный анализ, который представляет из себя несколько различных подходов к изучению проблемных ситуаций, возникающих у индивида с течением времени. Поэтому экзистенциальное направление относят к гуманистической психотерапии.

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Медарда Босса.
  • Альфрида Лэнгле.
  • Логотерапия Виктора Франкла.
  • Получившие широкое распространение в российской психотерапии экзистенциальный анализ Джона Бьюдженталя и И. Ялома.

Как можно увидеть из довольно объемистого списка авторов различных подходов экзистенциального направления психотерапии, такое направление – довольно перспективная область изучения, доступная практически каждому психологу или философу, который осознает основную суть методов.

В процессе своей жизнедеятельности, человек обязательно сталкивается с ситуациями, которые начинают вызывать, разного уровня, эмоциональное напряжение, дискомфорт, и более яркие расстройства психики – раздражительность, депрессивные комплексы, страхи, апатию и даже – суицидные направления мысли. Любой индивид, подвергаясь воздействию неблагоприятных стрессовых ситуаций, в первую очередь пытается исключить их из своей жизни. Особенно это касается условий, которые оказывают негативное воздействие на психику в течение определенного времени. Уход от реальности всегда сопровождается перекрытием собственного эго, индивидуального мышления, другой, выдуманной ситуацией или растворением в личности другого человека, который, в такие моменты присутствует где-то рядом. Таким образом, формируется отречение от собственной индивидуальности, что создает ложный комфорт, который, при дальнейшем осознании, переходит в еще более тяжелое психическое состояние.

Основной целью экзистенциальной терапии является сохранение индивидуального мировосприятия, заложенного у человека, по мере его прошлого житейского опыта – индивидуальная психотерапия. Делается упор на то, что возникшие проблемные ситуации – явления временные и, при условии изменения к ним собственного отношения, велика вероятность скорейшего исключения негативного воздействия. Кроме того, индивидуальная психотерапия помогает воспринимать окружающие обстоятельства на фоне полноценного осознания мира, который во всех красках присутствует вокруг, а не перешел в серые тона, загнав человека в условия, которые могут напоминать наручники в затхлой, глухой, узкой камере без окон и дверей. Выход есть всегда, и для решения проблемы всегда достаточно собственного, личного мыслительного опыта и эмоционального запаса.

Гуманистическая психотерапия отодвигает на последний план причинность, которая поспособствовала возникшим бедам, собственно, как и окружающие обстоятельства, социальные взаимоотношения и тому подобные явления. Во главе методов всегда стоит индивидуальный подход, который абсолютно не принимает прошлое – нужно сконцентрироваться, на том, что – время и динамика не имеют смысла. Только личное, сугубо индивидуальное отношение человека в конкретной ситуации может помочь на фоне полного отречения от временной зависимости. Словом, не нужно копаться в причинах, нужно просто изменить свое отношение и понять, что как бы ни было сложно, всегда может быть еще сложнее.

Еще одной характерной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию личности человека и личного отношения к существующему дисбалансу. Но, ни в коем случае, не рассматривать ситуацию через призму общепринятых канонов, которые якобы диктуют норму отношения к чему-либо и, тем самым, дезориентирую человека в принятии правильного решения, заставляют терять его индивидуальность.

Экзистенциальная психотерапия заставляет задуматься человека о нем самом, об основах его существования, помогает понять себя. Но самое главное – помогает найти ответы на многие вопросы. Ведь человек делает сам себя. И только сам, никто не в силах его нравоучать и, тем более – вынуждать к чему-либо. Навязывать чужие мысли и направления. Задача психотерапии – лишь научить тем методам, которые помогут реализовать такую задачу.

Окружающий мир, это – искусная, написанная всеми красками картина. Умение жить – обладать художественным талантом, добавлять в эту картину свои мазки, именно такие, которые нужны человеку, именно на том жизненном этапе и в тот временной период, который переживается сейчас.

Для того, чтобы реализовать себя и обладать окружающим миром, чтобы открыть в себе эти самые художественные таланты, необходимо действовать. Статическое состояние не изменит ничего, в таком случае окружающий негатив возобладает над ситуацией и будет продолжать вносить свои коррективы.

Одним из самых мощных и глубоких инструментов практической психологии является экзистенциальная психотерапия. Понятие экзистенции ввел в обиход в середине XIX века датский теолог и философ Серен Кьеркегор. Этот термин можно понимать как бытие человека в его уникальности и неповторимости. Долгое время понятием экзистенции оперировали исключительно философы. Психологи же вплоть до второй половины XX века предпочитали находить общие для всех людей закономерности, и работать с психикой как с неким подобием очень сложного, но подлежащего описанию аппарата. И только с появлением гуманистической психологии понятие экзистенции получило новые смыслы и широкое применение в психологической практике. Первым объединил идеи экзистенциальной философии с психотерапией швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер в работе "Основные формы и познание человеческого существования" в 1942 году. Далее в разное время в развитие экзистенциальной психотерапии внесли свой вклад М. Босс, В. Франкл, А. Лэнгле, и другие исследователи.

Что такое экзистенциальная психотерапия?

Это искусство применять философию как средство для исцеления души и обретения гармонии бытия. Медард Босс подчеркивает необходимость вернуть непосредственное и неискаженное восприятие мира, подтолкнуть к повторному открытию в себе восприятия, характерного для ребенка. Большое значение придается открытости и непосредственности, выводящей за рамки жестких и наперед продуманных реакций невротика. Виктор Франкл на первое место ставит смысл существования, обретя который, можно сделать жизнь цельной, осознанной и счастливой. Пройдя нацистский концлагерь, он понял важнейшую истину: кто имеет цель и смысл, тот способен выжить даже в самых невыносимых условиях. Все психологи-экзистенциалисты расставляют акценты по-своему. Для кого-то важнее всего осознанность и ответственность, для кого-то ключевым будет безоговорочное принятие себя и мира, а иные не считают смерть концом бытия и мыслят масштабами бесконечности. Главное, чтобы психолог сам пропустил через себя, пережил и осмыслил то, о чем он говорит. Ведь чтобы помочь обрести смысл другому человеку, надо прежде всего обрести его самому...

Как работают экзистенциальные психотерапевты?

На этот, казалось бы, простой вопрос ответить крайне сложно даже тому, кто имеет многолетний опыт плодотворной работы в означенном направлении. Потому что в данной области как минимум столько же подходов, сколько психотерапевтов, а как максимум - столько же, сколько клиентов. С точки зрения экзистенциальной психотерапии каждый человек уникален, а значит уникален и каждый случай взаимодействия психолога с клиентом.

В или есть определенные приемы, применение которых дает ожидаемый результат. В существуют наборы определенных заданий, которые предлагается выполнить для достижения цели. В экзистенциальной психотерапии ничего похожего нет. Стороннему наблюдателю сеанс экзистенциальной психотерапии может показаться похожим на обычный разговор. Только вот результаты такого "обычного разговора" совсем не обычны - от него загадочным образом исчезает тревожность, забываются страхи, проходят панические атаки и фобии, а в жизнь возвращаются казалось навсегда ушедшие краски. О чем же этот волшебный "разговор"?

Прежде всего о том, что беспокоит человека. Именно о том, что его беспокоит на самом глубоком уровне, а не о том, на что он жалуется. Если источник глубинной тревоги определен правильно, то сама по себе беседа уже даст эффект. Далее разговор заходит о решении проблемы. Но, опять же, из множества способов выхода из ситуации озвучивается именно тот, который уже фактически выбран человеком, но выбор этот пока не осознан. Эффективно ни в коем случае не навязывание, а лишь озвучивание того, к чему клиент уже готов прийти самостоятельно. Виртуозность заключается в точном проникновении в суть в процессе одной лишь беседы, не прибегая к изнурительному тестированию и многодневному анализу. Для применения такого подхода требуется эмпатия, интуиция и огромный жизненный и профессиональный опыт.

Однако, в арсенале экзистенциальной психотерапии кроме беседы есть и другие методы. Главным образом, это практики, разрушающие болезненные, неадекватные и непродуктивные схемы восприятия себя, окружающих, и мира в целом. К ним относятся медитация, холотропное дыхание, высшие ступени аутотренинга и другие, еще более экзотические занятия. Человек, чье сознание не засорено многочисленными сложными и зачастую противоречащими друг другу умственными построениями, способен на максимально адекватное восприятие и быструю реакцию. Его действия эффективны, но главное - он не страдает под тяжестью мрачной и запутанной философии. Он счастлив.

Экзистенциальная терапия преследует следующие цели: 1) стать честным по отношению к себе; 2) расширить свое видение личных перспектив и окружающего мира в целом и 3) прояснить, что придает смысл настоящей и будущей жизни. Ключевыми понятиями терапии служат: самосознание, самоопределение и ответственность, одиночество и взаимосвязь с другими, поиск аутентичности и смысла, экзистенциальная тревога, смерть и небытие.

Основными задачами экзистенциальной группы являются:
- расширение границ сознания и самопонимания;
- принятие ответственности за свою жизнь;
- развитие способности любить других и разрешать себе быть любимым;
- развитие способности радоваться жизни без чувства вины;
- развитие способности свободно выбирать и рисковать, принимая неизбежность переживания тревоги и вины;
- развитие чувства бытия;
- увеличение осмысленности жизни»
- развитие способности ориентироваться в реальном времени жизни (Кочюнас, 2000).

Групповая динамика направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими, заставляет других испытывать определенные чувства, создает у других мнение о нем и влияет на их мнение о самих себе. Пациент может выбирать:
- расширять свое сознание или ограничить свое видение себя;
- создавать и искать смысл своей жизни либо вести пустое и бессмысленное существование;
- самому определять течение своей жизни или позволять другим людям или обстоятельствам определять его вместо него;
- отправиться на поиски своей самобытности или позволить ей раствориться в приспособленчестве;
- использовать свой потенциал или бездействовать;
- устанавливать значимые отношения с другими, либо изолироваться;
- принять на себя определенный риск и переживать тревогу, которая сопровождает изменения, или выбрать безопасность зависимости;
- принять неизбежность своей смерти или отгородиться от этого знания, поскольку оно порождает тревогу (Кори, 2003).

При установлении показаний к терапии следует учитывать следующие ограничения:
- Она не подходит для пациентов, которые не заинтересованы в исследовании глубинных основ своего существования.
- Она не подходит тем пациентам, которые ищут конкретный способ избавиться от своих симптомов или разрешить свои проблемы и не видят ценности экзистенциального подхода.
- Экзистенциальный терапевт предлагает пациенту поддержку для встречи с истинными основаниями его жизни. Он не может помочь тому, кто видит в нем руководителя или строго родителя.
- Экзистенциальный терапевт должен быть зрелым человеком, стремящимся к
полноте жизненных переживаний, прошедшим интенсивную супервизию и
тренинги. Специалист со смутным представлением об этом подходе обманывает себя и своих пациентов и может представлять для них опасность (Кори, 2003).

Терапевт должен помочь пациентам раскрыть и использовать свободу выбора и принять ответственность за осуществляемый выбор. Его основная роль заключается в полноценном присутствии и доступности для членов группы, а также в понимании своего субъективного бытия в мире. От него требуется создать личностные отношения, раскрыть себя и осторожно конфронтировать с группой.

Ведущий группы должен:
- быть в группе реальным человеком, а не пытаться играть роль терапевта;
- помнить о принципе здесь и теперь», задавая себе и участника вопрос: «Что сейчас происходит? Что чувствуем? О чем думаем? Что с этим делаем?»;
- избегать использования психологических терминов;
- замечать и обращать внимание участников на занимаемые ими противоречивые, парадоксальные позиции в жизни группы;
- делиться с участниками своими сомнениями. неуверенностью, тревогой, изменениями настроения;
- находить место для юмора в сложных ситуациях, не соскальзывая при этом на поверхностный уровень.

Р. Кочюнас (2002) выделяет следующие функции руководителя экзистенциальной группы:
- Структурирование жизни группы – фиксация начала и конца занятия, под-
держка продуктивных и блокирование непродуктивных действий участников,
ограждение их от деструктивных взаимных нападок.
- Рефлексия групповых процессов – фокусирование внимания участников на
том, что происходит в группе, на противоречиях между словами и действиями, на «ямах» в жизни группы и пр.
- Направление групповой работы – помощь в переходе от поверхностных высказываний к глубоким переживаниям, от безличных, абстрактных вопросов к обсуждению личных проблем, от разговоров к действиям.
- Моделирование – терапевт должен служить примером подлинной жизни в
группе.
- Связывание отдельных частей жизни в группе с тем, чтобы приводить возникшие ситуации к завершению.

Терапевт может структурировать группу на основе одной из экзистенциальных тем – например, тревоги или вины, свободы или ответственности. При этом он делится с группой чувствами, возникающими здесь и теперь. Полезными могут быть такие вопросы:
- Нравится ли вам, как течет ваша жизнь?
- Если нет, что вы делаете с этим?
- Какие стороны вашей жизни удовлетворяют вас больше всего?
- Что мешает вам осуществить то, что вы хотите?

Формирование ответственности происходит в групповой форме и включает принятие следующих убеждений.
- Осознание того, что жизнь иногда устроена нечестно и несправедливо.
- Осознание того, что в конечном счете не избежать какой-то части жизненных страданий и смерти.
- Осознание того, что какова бы ни была близость с другими людьми, все равно я должен справиться с жизнью в одиночку. Встреча с базовыми вопросами моей жизни и смерти, благодаря которой я могу теперь проживать свою жизнь более честно и меньше вовлекаться в тривиальности.
- Осознание того, что я несу конечную ответственность за то, как я проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки и руководства получаю от других (Ялом 2000).

Эффективность терапии оценивается прежде всего по конкретным фактам из жизни пациентов; учитывается оценка положительных изменений их ближайшим окружением. Терапевтические изменения в группе происходят по следующим направлениям:
- предпочтение начинает отдаваться тревоге самостоятельного выбора, а не чувству безопасности (нередко – в состоянии зависимости от других);
- появляется стремление самому определять себя, а не быть отражением чужих ожиданий;
- возникает понимание, что, хотя в жизни можно изменить далеко не все, всегда есть возможность изменить свое отношение к неизменному;
- принимаются собственные ограничения без того, чтобы страдало чувство собственной ценности, что находит выражение в формуле: для того, чтобы быть ценным, необязательно быть совершенным;
- приходит новое осознание «помех» для жизни в настоящем: увязание в прошлом, чрезмерное планирование будущего, желание одновременно сделать многое.

А.Е Алексейчик (1990, 2008) разработал методику интенсивной терапевтичекой жизни, сочетающей экзистенциальную ориентацию и приемами гештальт-терапии и психодрамы. Для данной методики характерна директивность, тщательная предварительная проработка сценария занятий, интенсификация и драматизация включения участников в работу группы. Основные принципы методики:
- Реалистичность – реализация правил «принятия судьбы» и «платы за все».
- Синтетичность – поуровневая проработка пиковых переживаний участников с опорой на различные репрезентативные системы с использованием широкого арсенала приемов.
- Интенсификация переживаний – идентификация прорабатываемых переживаний и «выгорание лишнего».
- Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
- Драматизация – приемы «зависания над бездной», повторные переключения
полярных переживаний участников, драматическая детализация и формирова-
ние ассоциативных связей создаваемой психотерапевтической ситуации с реальными проблемами и взаимоотношениями участников.
- Истинность информации, достигаемая приемами «материализации» и редуцированного «измерения» переживаний.
- Четкое определение терапевтических целей: динамическая, открытая самооценка в баллах терапевтического эффекта.

Групповая терапия для пациентов с суицидальными тенденциями проводится в кризисных группах. Разработанная нами (Старшенбаум, 2005) групповая кризисная терапия (ГКТ) является высоко специфической формой кризисной терапии, которая удовлетворяет повышенную потребность кризисного индивида в психологической поддержке и практической помощи со стороны окружающих. В отличие от других форм групповой терапии ГКТ направлена на разрешение актуальной ситуации, обладающей для пациента жизненной значимостью, что обусловливает краткосрочность, интенсивность и проблемную ориентацию ГКТ. В фокусе занятий кризисной группы нахо-
дятся, как правило, высокозначимые для пациентов взаимоотношения в их реальной жизни, а не взаимодействия, происходящие между членами группы «здесь и теперь». Групповая кризисная терапия имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной. Группа дает возможность пациенту преодолеть иждивенческие ожидания, центрированные на психотерапевте. Попытки повысить самопринятие и самооценку кризисного индивида с помощью индивидуальных бесед, как правило, оказываются малоэффективными, так как доводы психотерапевта нередко воспринимаются как обусловленные выполнением им своего профессионального долга. Высказывания же «товарищей по несчастью», эмоционально окрашенные и подкрепленные отношениями взаимопомощи, оказываются более действенными. Группа отражает неосознаваемые пациентом негативные особенности общения, не всегда проявляемые им в индивидуальном общении с психотерапевтом, обеспечивает конфронтацию неприемлемому поведению. Наконец, группа предоставляет пациенту возможность оказывать помощь другим участникам, переживая при этом чувства компетентности и нужности, крайне полезные для преодоления кризиса.

В качестве показаний для проведения ГКТ выделяются следующие:
1) наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении кризисной ситуации;
2) выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, установлении высокозначимых отношений взамен утраченных, необходимость создания терапевтической и жизненной оптимистической перспективы, разработки и опробования новых способов адаптации;
3) готовность обсуждать свои проблемы в группе, рассматривать и воспринимать мнение участников группы с целью терапевтической перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактике его рецидива в будущем.

Окончательные показания для ГКТ устанавливаются на основании наблюдения за поведением пациента на первом групповом занятии и знакомства с его субъективными переживаниями, связанными с его участием в группе. Недостаточный учет данного положения может привести к отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению суицидальных переживаний. Более того, в кризисной группе суицидальное поведение одного из участников сравнительно легко может актуализировать аналогичные тенденции у остальных членов группы. В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается, что его первое участие в занятиях группы является пробным, и обсуждение вопроса о методах его дальнейшего лечения состоится после этого занятия.

Некоторые пациенты рассматривают свое участие в группе лишь как возможность на
время отвлечься от психотравмирующей ситуации, «восстановить силы», чтобы затем
продолжать попытки прежними, уже показавшими свою неэффективность способами.

Подобные нереалистические лечебные установки часто становятся темой группового обсуждения при включении в группу новых участников. С целью выработки оптимистической терапевтической перспективы пациента знакомят с книгой отзывов бывших участников группы, в которой они описывают ход разрешения своей кризисной ситуации с помощью терапевтической группы. После окончательного установления показаний к проведению ГКТ с пациентом проводится беседа, в ходе которой обсуждаются возможности использования им помощи кризисной группы.

Состав группы. Размеры кризисной группы ограничиваются 10-ю участниками. В группу обычно включаются два пациента с высоким суицидальным риском, поскольку взаимная идентификация способствует публичному самораскрытию и обсуждению ими своих суицидальных переживаний. Однако более двух таких пациентов создают трудно разрешимую проблему для группы, требуя слишком много времени и внимания в ущерб остальным членам группы, создавая тягостную пессимистическую атмосферу, чреватую актуализацией суицидальных переживаний у других пациентов.

Низкая групповая активность кризисных пациентов преодолевается тем, что в группу в качестве сублидера – проводника эмоционального влияния психотерапевта включается больной психопатией аффективного или истерического типа с нерезко выраженной ситуационной декомпенсацией. Учитывается, что двое таких больных могут вступать в соперничество между собой, подавляя активность остальных и дезорганизуя работу группы.

Состав группы разнороден по возрасту и полу, что снимает представление о возрастной и половой уникальности собственных кризисных проблем, расширяет возможность взаимодействий. Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины подкрепляют взаимную потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом выявляются и корригируются неадаптивные полоролевые установки. Неотложность кризисных проблем, охваченность ими позволяют максимально интенсифицировать психотерапевтические воздействия. Групповые занятия проводятся до пяти раз в неделю и длятся 1,5–2 часа. С учетом того, что обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4–6 недель, курс ГКТ равен в среднем одному месяцу. За такой срок оказывается возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем.

Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличается от ее роли в межличностно-ориентированной группе, где она используется для тренинга эмпатии и возникает в процессе этого тренинга. В кризисной группе сплочение участников развивается в ходе взаимной поддержки и используется для разрешения их кризисных ситуаций.

В связи с этим поощряется общение участников группы вне занятий, в отличие от аналитической группы, где оно запрещается.

Группа является открыто-конечной, то есть из нее еженедельно выбывают в связи с окончанием срока терапии один-два пациента («конечность») и соответственно она пополняется новыми участниками («открытость»). Открытость группы, создавая определенные трудности для ее сплочения, позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач. Так, лица, находящиеся на более поздних этапах выхода из кризиса, своим успешным примером ободряют вновь поступивших на лечение, способствуют созданию у них оптимистической лечебной перспективы. Кроме того, в открытой кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации. В открыто-конечной группе более опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемов выхода из кризиса.

ГКТ осуществляется поэтапно в отношении каждого участника группы: кризисная поддержка, кризисное вмешательство, тренинг навыков адаптации. В то же время в ходе одного занятия в зависимости от состояния пациентов обычно используются методы, соответствующие различным этапам кризисной терапии. На этапе кризисной поддержки важную роль играет эмоциональное включение пациента в группу, что обеспечивает ему эмпатическую поддержку членов группы, способствует ликвидации у него чувства безнадежности и отчаяния, а также представления об уникальности и непереносимости собственных страданий. Для одиноких беспомощных людей, испытывающих в кризисном состоянии исключительно высокую потребность в психологической поддержке и практической помощи, в том числе вне групповых занятий, кризисная группа становится последним шансом для выживания.

На первых занятиях осуществляется раскрытие и сочувственное разделение суицидальных переживаний пациента членами группы, имеющих или недавно имевших подобные переживания. В результате существенно облегчается отреагирование указанных переживаний, что приводит к снижению аффективной напряженности. С целью мобилизации личностной защиты актуализируются антисуицидальные факторы. Среди участников группы часто встречаются пациенты, у которых возникновение кризиса в значительной мере обусловлено чрезмерной чувствительностью и ранимостью в сочетании с завышенными требованиями к себе. В таких случаях темой обсуждения становится суицидогенная установка на обвинение себя во всех неприятностях, а также переживания собственной вины и несостоятельности. У данных пациентов ключевым для преодоления кризиса является достижения «принятия себя», что облегчается при использовании взаимной поддержки членов группы.

В процессе первого этапа ГКТ пациент получает столь необходимую ему психологическую поддержку и практическую помощь со стороны других участников группы, которые заполняют опустевший мир кризисного индивида. Своими достижениями в терапии они наглядно показывают ему возможность преодоления кризиса. В результате облегчается локализация и формулирование кризисной проблемы, после чего начинается переход ко второму этапу ГКТ.

Этап кризисного вмешательства посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса. Следует отметить, что благодаря обмену жизненным опытом, происходящему между членами группы, репертуар навыков адаптации пациентов при ГКТ обогащается более существенно, чем при индивидуальном взаимодействии. В группе пациент лучше примет советы партнеров по лечению и, поддержанный ими, смелее опробует новые способы адаптации. В процессе проблемных дискуссий достигается распознание пациентом у себя неадаптивной установки, препятствующей использованию им необходимых способов разрешения кризисной ситуации. Одной из наиболее частых тем, обсуждающихся в кризисной группе, является установка на сохранение «во что бы то ни стало» семейных или любовных отношений, ставших психотравмирующими или даже суицидогенными. Достижению пациентами этой жизненной цели препятствуют сформировавшиеся у них в детстве нереалистические идеалы спутника жизни - например, как опекающего и одновременно послушного.

Этап тренинга навыков адаптации начинается после того, как пациент принял определенное решение об изменении своей позиции в конфликте и нуждается в расширении своих адаптационных возможностей. На данном этапе осуществляется опробование и закрепление новых способов решения проблемы и коррекция ряда неадаптивных личностных черт, таких, как потребность в чрезвычайно тесных эмоциональных взаимоотношениях, доминирование любовных отношений в системе ценностей, недостаточная роль профессиональной сферы, низкая способность компенсации в ситуациях фрустрации и т. д.

Поскольку опробование новых способов адаптации проводится на заключительном этапе ГКТ, когда суицидальный риск сведен к минимуму, снижение самооценки во время возможных неудач не приводит к усилению чувства личностной несостоятельности, а лишь способствует реалистической оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу навыков адаптации. Основными методами терапии на данном этапе являются коммуникативный тренинг с использованием проблемных дискуссий, ролевого тренинга, психодрамы и аутогенной тренировки. Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения партнера и, исходя из этого, строить отношения с ним. Тренировка в лучшем исполнении собственной роли способствует изменению стиля общения пациента на более адаптивный. В процессе ролевого тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения, подкрепляется представление о собственной половой привлекательности.

Проблемная ориентация ГКТ требует фокусирования занятия на кризисной ситуации, поэтому позиция психотерапевта в известной мере является директивной. Психотерапевт в кризисной группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлагает темы дискуссий и способы решения проблем, а при актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет непосредственное руководство его поведением.

Следует отметить, что, создавая ряд ценных возможностей для купирования кризиса и профилактики суицидоопасных тенденций в будущем, ГКТ одновременно значительно усложняет работу психотерапевта. Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке, суммируясь при объединении их в группу, может приводить к эмоциональной перегрузке психотерапевта. К тому же ему необходимо одновременно фокусировать индивидуальные кризисные ситуации членов группы в условиях их частой смены, учитывать возможность незаметного добавления к собственным проблемам пациента кризисных проблем других членов группы, предупреждать распространение в группе депрессивных и аутоагрессивных тенденций. С целью уменьшения перечисленных трудностей практикуется совместное ведение кризисной группы с котерапевтом, функции которого заключаются в следующем. На первом этапе ГКТ котерапевт совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациентов. На втором этапе ГКТ котерапевт обеспечивает включение участников группы в дискуссию, контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи при ухудшении состояния. На третьем этапе ГКТ котерапевт в процессе ролевых игр выполняет функции ассистента режиссера и комментатора, проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего окружения, а также проводит занятия аутогенной тренировкой, направленные на улучшение эмоционального самоконтроля.

Во все времена люди сталкивались с психологическими проявлениями, такими как разочарование, усталость от жизни, неуверенность в себе, переходящими в депрессию. Проблемы в разные эпохи были тоже разные, но чувства и переживания людей похожи. Сегодня все чаще человек страдает от утраты смысла жизни и внутренней опустошенности, причиной которых становятся какие-то жизненные неурядицы. Помочь таким людям призвана экзистенциальная психотерапия.

Понятие экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия - это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней. Сам термин произошел от латинского existentia - «существование». и психотерапия тесно перекликаются с философией. В двадцатом веке возникло такое направление, как «философия существования», которое близко по своей сути экзистенциальной психотерапии.

Экзистенциальное направление в психотерапии зародилось благодаря Основополагающим стало его учение, над которым он работал в 1830-х годах. Его основные постулаты говорили о том, что человек неотделим от внешнего мира, общественной жизни. Главные составляющие человеческого бытия - совесть, любовь, страх, забота, решимость. Человек начинает осознавать свою сущность в экстремальных ситуациях, коими выступают смерть, борьба, страдание. Переоценивая былое, человек становится свободным. Кьеркегор ввел понятие экзистенции, неповторимой и единственной в своем роде человеческой жизни, отдельной для каждого индивида. Он обнаружил связь с переломными моментами в судьбе и осознанием себя, другим взглядом на себя и на жизнь после пережитого потрясения.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь - президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

  • Человек - это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
  • Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями. Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
  • Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
  • Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа. Получаемый опыт он создает сам.
  • В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента. Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели. Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель - путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка - относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия - это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

Психотерапия и философия

Теперь становится понятно, почему экзистенциальная традиция в психотерапии произошла от философии, и почему она тесно с ней взаимосвязана. Это единственное психотерапевтическое учение, принципы которого обоснованы с помощью философии. Основоположником экзистенциального учения можно назвать датского мыслителя Серена Кьеркегора. Другие западные философы, которые внесли большой вклад в развитие экзистенциальной школы: немецкий философ, классик экзистенциональной философии М. Хайдеггер, а также М. Бубер, П. Тиллих, К. Ясперс, французский философ Сартр и многие другие. Со времнем широкое распространение получила экзистенциальная психотерапия. Представители русской философии также не остались в стороне и вложили не меньше сил и знаний в экзистенциальное учение. Это В. Розанов, С. Франк, С. Трубецкой, Л. Шестов, Н. Бердяев.

Впервые объединить философию и психотерапию решил швейцарский психоаналитик Л. Бинсвангер. Такую попытку он предпринял в 30-х годах двадцатого века, предложив экзистенциальный подход в психотерапии. Парадокс в том, что он не занимался на практике данным направлением, но смог определить основные принципы внутреннего мира человека, его поведения и реакции на окружающую действительность, заложить основы терапии. Его можно назвать основоположником экзистенциальной психотерапии. Медард Босс, швейцарский психиатр, предложил свою концепцию, первую в своем роде. Это случилось в 50-х годах двадцатого века. За основу он взял учения немецкого философа Хайдеггера и трансформировал их для применения в психотерапии. Он считается основателем одного из направлений экзистенциональной терапии - дазайн-анализа, который содержит в себе модель понимания человека. В 60-х Босс организовал программу подготовки для психоаналитиков и психотерапевтов по своей собственной методике. Множество течений имеет сейчас экзистенциальная психотерапия, техники ее различаются, но цель преследуют одну - сделать жизнь человека комфортной и качественной.

Психотерапия Франкла

Одним из самых типичных представителей экзистенциальной психотерапии можно назвать Виктора Франкла. Это австрийский психолог, психотерапевт и невролог. Экзистенциальная психотерапия, методы которой основаны на учениях Франкла, получила название логотерапии. Основная его мысль состоит в том, что главное для человека - найти смысл бытия и понять свою жизнь, к этому он должен стремиться. Если человек не видит смысла, жизнь его превращается в пустоту. Экзистенциальная психотерапия Франкла основана на понимании, что само существование ставит вопросы перед человеком о смысле бытия, а не наоборот, и человеку нужно отвечать на них поступками. Экзистенциалисты считают, что обрести смысл может каждый из нас, независимо от пола, возраста, национальности или религии, социального статуса.

Путь к смыслу индивидуален для любого человека, и если он не может сам его найти, приходит на помощь терапия. Но экзистенциалисты уверены, что человек и сам в состоянии это сделать, главным направляющим они называют совесть, которую Франкл считал «органом смысла», а возможность его находить назвал самотрансценденцией. Выйти из состояния опустошенности индивид может, только взаимодействуя с окружающей реальностью; замкнувшись в себе и заострив внимание на своих внутренних переживаниях, это сделать невозможно. Франкл утверждал, что 90 % наркоманов и алкоголиков стали такими из-за утраты смысла жизни и потери пути к нему. Другой вариант - рефлексия, когда человек концентрирует внимание на себе, пытаясь найти в этом счастье; это тоже ложный путь. Разработанная основана на противодействии рефлексии - дерефлексии, а также парадоксальной интенции.

Методы логотерапии. Дерефлексия

Дерефлексия предусматривает полную самоотдачу вовне, прекращение копания в собственных переживаниях. Этот метод применяют при наличии неврозов навязчивых состояний. Примером таких нарушений часто бывают проблемы в сексуальной жизни, связанные с боязнью импотенции, фригидности. Франкл считал, что сексуального характера связаны с желанием получить удовольствие и боязнью его отсутствия. Пытаясь найти счастье, постоянно концентрируя на этом внимание, человек не находит его. Он уходит в рефлексию, наблюдая за собой как бы со стороны, анализируя свои ощущения и не получая в конечном итоге никакого удовлетворения от происходящего. Решением проблемы Франкл видит избавление от рефлексии, самозабвение. В качестве примера успешного применения метода дерефлексии в практике Франкла можно выделить случай молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В юности она подверглась насилию и постоянно боялась, что этот факт наложит отпечаток на ее сексуальную жизнь и возможность получать от нее удовольствие. И вот именно эта нацеленность на себя, свои ощущения и эмоции, копание в себе спровоцировали отклонение, но не сам факт насилия. Когда же девушка смогла переключить внимание с себя на партнера, ситуация поменялась в пользу для нее. Она смогла получать удовольствие от половых отношений, проблема исчезла. Спектр применения метода дерефлексии широк и может быть полезен при решении многих психологических проблем.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция - понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что какого-то события, переходящая в постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им. Термин «интенция» происходит от латинского intentio - «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха. Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост - перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.

"Я-реальное" стремится к "Я-идеальному". Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от "Я-идеального". Основной принцип клиент-центрированного метода - тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Техники клиент-центрированного метода

Экзистенциальный подход в психотерапии по методу Карла Роджерса выделяет семь этапов развития, осознания и принятия себя:

  1. Наблюдается отстраненность от проблем, отсутствие желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  2. Человек начинает проявлять свои чувства, самовыражаться, приоткрывать свои проблемы.
  3. Развитие самовыражения, принятие себя со всей сложностью ситуации, своих проблем.
  4. Появляется потребность к самобытности, желание быть собой.
  5. Поведение становится органичным, спонтанным, легким. Появляется внутренняя свобода.
  6. Человек открывается себе и миру. Занятия с психологом можно отменять.
  7. Появление реалистичного баланса между Я-реальным и Я-идеальным.

Выделяют основные компоненты метода:

  • отражение эмоций,
  • вербализация,
  • установление конгруэнтности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Отражение эмоций. Во время беседы психолог называет вслух те эмоции, которые испытывал клиент в той или иной ситуации, опираясь на его рассказ.

Вербализация. Психолог пересказывает своими словами сообщения клиента, но не искажает смысл рассказанного. Этот принцип создан для выделения самого существенного из повествования клиента, наиболее тревожащих его моментов.

Установление конгруэнтности. Здоровый баланс между реальным и идеальным Я. Процесс реабилитации можно считать успешным, если состояние клиента меняется в следующем направлении:

  • воспринимает себя адекватно, открыт для других людей и нового опыта, уровень самооценки приходит в норму;
  • повышается эффективность деятельности;
  • реалистичный взгляд на проблемы;
  • уменьшается ранимость, увеличивается приспосабливаемость к ситуации;
  • снижение тревожности;
  • изменение в поведении в положительную сторону.

Техника Роджерса довольно успешно применяется в школе с подростками, в конфликтологии. Есть у нее и противопоказание - применение ее нежелательно, если у человека реально нет возможности расти и развиваться.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья - не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.

    1. Введение
    2. Экзистенциальная психотерапия (энциклопедическая справка)
    3. Пять основополагающих постулатов экзистенциальной психотерапии
    4. Цель экзистенциальной терапии
    5. Теория и терапия неврозов

Введение

У каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия.Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому мы и говорим об экзистенциальном вакууме.

Экзистенциальная психотерапия

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии философией существования, возникшей в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора феноменология философия жизни. Центральное понятие учения экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности. В узком смысле термин экзистенциальная психотерапия обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла. В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (кстати, многие экзистенциальные терапевты избегают использовать понятие «личность»). Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.Именно по этой причине экзистенциальная психотерапия изначально взаимосвязана с философией. Похоже, что она является единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно чёткое философское обоснование. Среди западных философов, имеющих исключительное значение для экзистенциальной психотерапевтической практики можно выделить основоположника экзистенциальной философии, датского мыслителя С.Кьеркегора, классика современной экзистенциальной философии, немецкого философа М.Хайдеггера, немецких философов М.Бубера, К.Ясперса, П.Тиллиха, французского философа Ж.-П.Сартра, хотя это и не исчерпывающий список имён. Среди русских философов, работы которых важны для экзистенциальной терапии, можно назвать в первую очередь В.Розанова, С. Трубецкого, С.Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философского словаря экзистенция, бытие-в-мире (Dasein), чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п.Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте. Дазайнанализ как одно из направлений экзистенциальной психотерапии продолжает своё развитие и в наши дни.Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования.Для развития экзистенциальной терапии очень важна её американская ветвь, хотя в США экзистенциальная терапия не пользуется большой популярностью. В первую очередь следует упомянуть известного американского психолога, одного из отцов движения гуманистической психологии Ролло Мейя. Он первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии (он отрицал существование экзистенциальной терапии как самостоятельного направления в психотерапии). Близко связанной с его концепцией является гуманистическая-экзистенциальная психотерапия Джеймса Бьюджентала, в которой он пытается соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (хотя они нередко противоречат друг другу).Современные представления об экзистенциальной терапии развивает так называемая английская школа, самыми яркими представителями которой являются Эмми ван Дойрцен и Эрнесто Спинеллию.Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром. Выделяются 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.Другой фундаментальной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека. Нами выделяется 7 таких универсальных характеристик человека:
  1. чувство бытия;
  2. свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
  3. конечность человека или смерть;
  4. экзистенциальная тревога;
  5. экзистенциальная вина;
  6. жизнь во времени;
  7. смысл и бессмысленность.
В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсальным обстоятельствам жизни, в которых и скрыты корни наших психологических трудностей и проблем.Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.В экзистенциальной терапии терапевтические изменения связываются, прежде всего, с расширением сознания клиента, с появлением нового понимания своей жизни и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоявившимся пониманием дело и ответственность самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии должны проявляться не только во внутренних изменениях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия должны быть обдуманными, учитывая их возможные негативные последствия, скорее сознательными, чем спонтанными.Иногда экзистенциальной терапии предъявляется упрёк в чрезмерном пессимизме, проявляющемся в подчёркивании не столько неограниченных возможностей человека, сколько границ этих возможностей, в том числе и в терапевтических изменениях. Но это является скорее проявлением реализма, а не пессимизма. Экзистенциальная терапия выступает за реалистичный взгляд на жизнь и принятие многих обстоятельств как заданных, неизбежных.Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.Задача традиционной психотерапии проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования. Поскольку быть человеком это быть осознающим и ответственным, экзистенциальный анализ это психотерапия, основанная на принципе осознания ответственности.В явном или неявном виде этот вопрос присущ сам ой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. Но невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного существования, сомневаясь, таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: «Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?». Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем. Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство («структурированное» пространство, по Л.Бинсвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению.

Теория и терапия неврозов

Прежде чем начать говорить о том, что, собственно, такое логотерапия, стоит сказать, чем она не является: она не панацея. Выбор метода в конкретном случае можно свести к уравнению с двумя неизвестными, где первая переменная своеобразие и уникальность личности пациента, а вторая переменная не менее своеобразная и уникальная личность терапевта. Другими словами, как не может любой метод применяться в разных случаях с одинаковой надеждой на успех, так и не может любой терапевт пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью. И то, что верно для психотерапии вообще, справедливо, в частности, и для логотерапии.«Логотерапия это не терапия, конкурирующая с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает.» Что может образовывать этот дополнительный фактор, раскрывает нам Н.Петрилович, высказавший мнение, что противоположность логотерапии всем остальным системам психотерапии проявляется не на уровне неврозов, а при выходе за его пределы, в пространство специфически человеческих проявлений. Например, психоанализ, в сущности, видит в неврозе результат психодинамических процессов и в соответствии с этим пытается лечить его, приводя в действие новые психодинамические процессы, например перенос. Поведенческая терапия, связанная с теорией научения, видит в неврозе продукт процессов научения или обусловливания и в соответствии с этим пытается воздействовать на невроз, организуя своего рода переучивание, переобусловливание. В противоположность им логотерапия выходит в человеческое измерение, включая в свой инструментарий те специфически человеческие проявления, с которыми она там сталкивается. Конкретно речь идет о двух фундаментально-антропологических характеристиках человеческого существования, а именно: во-первых, о его самотрансценденции, во-вторых, о столь же характерной для человеческого бытия способности к самоотстранению. Тем самым должно быть ясно, что только психотерапия, которая отваживается выйти за рамки психодинамики и поведенческих исследований и проникнуть в измерение специфически человеческих проявлений короче говоря, специфически человеческих проявлений короче говоря, только регуманизированная психотерапия, - будет в состоянии понимать приметы времени и отвечать на запросы времени. Другими словами, должно быть ясно, что даже для того, чтобы поставить диагноз «экзистенциальная фрустрация» или, тем паче, «ноогенный невроз», мы должны рассматривать человека как существо, постоянно находящееся благодаря самотрансценденции в поисках смысла. Что же касается уже не диагноза, а собственно терапии, в частности терапии не ноогенных, а психогенных неврозов, мы должны, дабы исчерпать все возможности, обратиться к столь же характерной для человека способности к самоотстранению, не последним из проявлений которой выступает способность к юмору. Таким образом, гуманная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия возможна, если мы будем учитывать самотрансценденцию и использовать самоотстранение. Однако ни то, ни другое невозможно, если мы будем видеть в человеке животное. Животное не озабочено смыслом жизни, и животное не может смеяться. Мы не хотим этим сказать, что человек это только лишь человек и не является одновременно животным. Человеческое измерение является высшим по отношению к животному измерению, и это означает, что оно включает в себя и это низшее измерение. Констатация наличия у человека специфически человеческих проявлений и одновременно признание существования у него субчеловеческих проявлений ничуть не противоречат друг другу, ведь человеческое и субчеловеческое находятся друг к другу в отношении, так сказать, иерархической включенности, а отнюдь не взаимного исключения.Мобилизация способности к самоотстранению в контексте лечения психогенных неврозов достигается с помощью логотерапевтической техники парадоксальной интенции, а второй фундаментально-антропологический факт феномен самотрансценденции лежит в основе другой логотерапевтической техники техники дерефлексии. Для понимания этих двух терапевтических методов необходимо начать с логотерапевтической теории неврозов.В этой теории мы различает три патогенных паттерна реагирования. Первый можно описать следующим образом:ВызываетПодкрепляетСимптом фобияУсиливаетНекий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться вновь, и вместе с этим возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, что лишь усиливает изначальные опасения пациента. При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего пациент боится. Наши пациенты сами спонтанно говорили нам «о боязни страха». Как же мотивируют они этот страх? Как правило, они боятся обмороков, инфаркта или апоплексического удара. А как реагируют они на свой страх перед страхом? Бегством. Например, они стараются не выходить из дома. По сути, агорафобия является примером этого первого невротического паттерна реагирования по типу фобии.В чем, однако, «патогенность» этого паттерна реагирования? В докладе, сделанном в Нью-Йорке 26 февраля 1960 года по приглашению Американской ассоциации развития психотерапии, мы сформулировали это следующим образом: «Фобии и неврозы навязчивых состояний вызываются, в частности, стремлением избежать ситуаций, порождающих тревогу». Это наше положение о том, что бегство от собственного страха путем избегания вызывающей страх ситуации играет решающую роль в фиксации невротического паттерна реагирования по типу фобии, постоянно находит вместе с тем подтверждение и со стороны поведенческой психотерапии. Вообще нельзя не признать, что логотерапия предвосхитила многое, что было позднее поставлено поведенческой терапией на солидную экспериментальную основу. Ведь еще в 1947 году мы отстаивали следующую точку зрения: «Как известно, в определенном смысле и с некоторым правом механизм невроза можно рассматривать как условно-рефлекторный. Все преимущественно аналитически ориентированные психотерапевтические методы направлены главным образом на то, чтобы прояснить в сознании первичные условия возникновения условного рефлекса, а именно внешнюю и внутреннюю ситуацию при первом появлении невротического симптома. Мы, однако, придерживается мнения, что невроз как таковой явный, фиксированный невроз порождается не только первичными условиями, но и (вторичным) закреплением. Закрепляется же условный рефлекс, в качестве которого мы рассматриваем здесь невротический симптом, через посредство страха ожидания! Ну а если мы хотим, так сказать, «разомкнуть» закрепившийся рефлекс, важно прежде всего устранить страх ожидания способом, основанным на принципе парадоксальной интенции.Второй патогенный паттерн реагирования наблюдается не при фобиях, а в случаях неврозов навязчивых состояний. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытаясь их подавить.ВызываетДавление ПротиводействиеУсиливаетОн старается противодействовать им. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Круг опять замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга. В отличие от фобии, однако, невроз навязчивых состояний характеризуется не бегством, а борьбой, борьбой с навязчивыми представлениями. И здесь нельзя обойти вопрос, что движет пациентом, побуждает к этой борьбе. Как выясняется, пациент либо боится, что навязчивые представления не ограничатся неврозом, что они сигнализируют о психозе, либо же он боится, что навязчивые представления криминального содержания заставят его в самом деле причинить кому-либо зло кому-то или самому себе. Так или иначе, пациент, страдающий от невроза навязчивых состояний, испытывает не страх перед самим страхом, а страх перед самим собой.Задача парадоксальной интенции взломать, разорвать, вывернуть наизнанку оба эти круговых механизма. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения пациента. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной неврозом навязчивых состояний боится также того, что может натворить он сам. Мы учтем и то, и другое, определив парадоксальную интенцию следующим образом: от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.Как мы видим, парадоксальная интенция представляет собой инверсию той интенции, которая характеризует оба патогенных паттерна реагирования, а именно избегание страха и принуждения путем бегства от первого и борьбы с последним.Первая попытка экспериментально доказать действенность парадоксальной интенции была предпринята в русле поведенческой терапии. Профессора психиатрической клиники Университета Мак-Гилла Л.Сольом, Б.Л.Ледвидж отбирали из числа больных с неврозом навязчивых представлений пары с одинаково выраженными симптомами и одного из них подвергали лечению методом парадоксальной интенции, а другого оставляли без лечения в качестве контрольного случая. Было действительно обнаружено, что симптомы исчезли только у больных, подвергшихся лечению, причем это произошло в течение нескольких недель. При этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.Парадоксальное намерение должно быть сформулировано в насколько возможно юмористической форме. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям; он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Мобилизация этой сущностной человеческой способности к дистанцированию и является, собственно, нашей целью в тех случаях, когда мы применяем парадоксальную интенцию. Поскольку это связано с юмором, можно считать устаревшим предостережение Конрада Лоренца о том, что «мы еще недостаточно принимаем юмор всерьез».Литература
  1. Психотерапевтическая энциклопедия; Под общей редакцией Б.Д.Карвасарского. С-Пб, 1990
  2. Экзистенциальная психотерапия; Ялом И.Д. Москва, 1999
  3. Человек в поисках смысла; Франкл Ю, Москва, 1990