Исследовательская технология обучения

Тема занятия: «Экспериментальная лаборатория".

Задачи.

1.Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначение детской лаборатории, о культуре поведения в детской лаборатории.

2.Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Материалы.

Магниты, коробка с магнетическими и немагнетическими предметами; письмо, портреты ученых и их открытия, иголка, железные опилки, фольга, шпатель, шляпы, алгоритмы, музыка Бах И. С. ‘’Allegro’’, материал для игры «Органы чувств».

Предварительная работа.

Чтение глав из книги Н.Носова ‘’Приключения Незнайки и его друзей’’, игры с магнитами, беседы о великих ученых Попов А. С., Менделеев Д. И. , Ломоносов М. В..

Словарная работа.

Магнит, магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, эксперимент.

Ход занятия.

1 часть.

Дети стоят полукругом возле доски. На ней прикреплены портреты ученых; Попов Александр Степанович и Менделеев Дмитрий Иванович, а так же их открытия.

Весит табличка ‘’Экспериментальная лаборатория’’.

В-ль.: - Дети! Мы сегодня с вами находимся в экспериментальной лаборатории. Посмотрите, я на доске повесила портреты русских ученых, как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой).

А что такое наука? (Это изучение предметов, явлений)

Что могут изучать ученые?

Действительно ученые – это люди, которые изучают наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а потом пытаются ответить на них.

Может, быть кто-нибудь вспомнит, как зовут ученых и какие открытия они совершили? (Дети вспоминают информацию из предварительной беседы).

Как вы думаете, как ученые находят ответы на свои вопросы? (Они наблюдают за происходящим). Тогда что такое наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». На столе приготовлены предметы для игры (кусочек яблока, долька апельсина, дудочка, барабан, цветущая герань, зерна кофе, картинки с изображением животных, чудесный мешочек с предметами). Каждый ребенок объясняет свой выбор. Совместно делаем вывод:-Для того, чтоб познавать мир мы активно используем органы чувств. Молодцы, мы отлично свами поиграли.

2 часть.

В-ль.: - А сейчас, ребята, давайте подойдем к портрету самого великого первого русского ученого, естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика – Михайло Васильевича Ломоносова.

Может, Вы вспомните его некоторые открытия? (Информация из предварительной беседы). Молодцы.

Давайте мы с вами сейчас перенесемся на машине времени в прошлое.

Дети встают в круг на коврике и закрывают глаза.

Звучит музыка И. С. Баха. «Allegro».

В-ль. одевает на головы детям шляпы с кисточками. Дети открывают глаза и рассматривают друг друга.

В-ль.: - Вот сейчас мы проведем настоящий эксперимент.

Дети подходят к столу и садятся за него.

Посмотрите, у меня на столе лежат предметы, как они называются? (магнит, 4 скрепки, фольга, шпатель). Проведем эксперимент.

Опыт: положить скрепки на стол и накрыть фольгой, а сверху положить магнит. Приподнять магнит и посмотреть сдвинулись скрепки или нет. Тоже со шпателем.

Сделать вывод: магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет. Молодцы.

А теперь проведем второй эксперимент.

Опыт 2: возьмем иголку и прикоснемся ей к магниту. Положим иголку на железные опилки.

Что мы видим? (Крупинки железа сразу же прилипли к ней. Иголка сама стала магнитом – намагнитилась).

Обратите внимание, что у середине иголки крупинок прилипло немного, а концы облеплены, так что получились «ежики».

Делаем вывод, концы притягивают намного сильней, чем в середине. То место, где магнит притягивает сильнее, называется полюсом.

Сколько таких мест? (Два). Значит, и полюса два. Показ алгоритма.

Дети, мы с вами проводили сейчас эксперимент с иголкой.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, ведь иголка – это опасный предмет. Давайте нарисуем их. Рисуем знаки.

3 часть.

В-ль.: - Ребята, мы с вами в группе читали про великих экспериментаторов. Кто догадался про кого? Правильно – это малыши-каратыши из Цветочного города.

Так вот вам пришло письмо и посылка от Винтика и Шпунтика. Зачитываем письмо.

«Дорогие ребята! К нам в мастерскую пришел Незнайка, который перепутал нам все детали к нашей супер-машине. Помогите нам определить, какие детали сделаны из железа. Отправляем Вам посылку. Очень ждем Вашего ответа. Винтик и Шпунтик.»

Давайте им поможем? Постойте, а как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Использовать магнит).

А я буду записывать результаты в таблицу как в настоящей лаборатории.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория»

Цель : развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; познакомить с понятием эксперимент, его структурой; научить проводить эксперимент самостоятельно; расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

Определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;

задавать вопросы и отвечать на них;

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

II. Актуализация знаний.

А кто такой исследователь? (ответы детей)

Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре : « Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперимент ы самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III . Практическая работа.

1-ая лаборатория - Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

    Найдите ошибки художника.

    Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?

    Найди спрятавшиеся предметы

    Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах . Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.

Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.

Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

Каков результат эксперимента?

ВЫВОД : не все металлические предметы притягиваются магнитом.

Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная

Внимание, на экран. (слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

Интересно самовар и в этой, и в другой коробке? Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. (Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования? (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!

Есть у него шестёрка слуг, проворных, удалых,

И всё, что видит он вокруг,- всё знает он от них.

Они по знаку по его являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего.

В моей маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

Мир вокруг ребенка разнообразен и у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. Детское экспериментирование позволяет получить ответы на поставленные вопросы, имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментальная лаборатория (как комната для экспериментов) в том начальном виде, в котором она сейчас существует, появилась в нашем детском саду благодаря спонсорской помощи родителей в рамках задуманного проекта детского сада. Пока это мини - лаборатория, но мы думаем над возможностями её расширения.

Цель проекта – оснащение предметно – развивающей среды детского сада для развития детей дошкольного возраста, позволяющее проводить опытно – экспериментальную, поисковую деятельность.

Задачи :

Создать условия для практического внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности (оборудование комнаты, уголков экспериментирования в группах)

Наполнить мини – лаборатории (а в последствии пополнять) новыми материалами, пособиями, необходимой литературой для проведения опытов и наблюдений

По содержанию все опыты, проводимые с детьми, разделяем на 3 группы:

Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).

Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук».

Мир материалов. Знакомство детей с металлами, с некоторыми свойствами бумаги, ткани и др.

    На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить саиостоятельно.

    На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск).

    На высшем, третьем, уровне постановки проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Педагог помогает детям искать ответы на интересующие их вопросы. В лаборатории имеется возможность подбора некоторых экспериментов из имеющегося оборудования, но самое главное- интересных и привлекательных для детей, а также соответствующих их возрасту.

Для работы педагогами отбираются наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на три группы:

1. Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решения логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. всё что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Общение носит доверительный, доброжелательный характер. Ребята учатся самостоятельно выдвигать гипотезу, искать пути её доказательства, проводить опыты и эксперименты, наблюдать и делать выводы.

Слова американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» как нельзя лучше подтверждаются словами известного китайского мудреца Конфуция:

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю.

анна щербинина

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человек. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.




Это только начало создания моей лаборатории .

В процессе экспериментирования развивается познавательный интерес ребенка. Обобщается знание детей о назначении предметов и веществ в нашей жизни. развивается любознательность и логическое мышление. Расширяется и активизируется словарный запас. Формируются партнерские отношения у детей в процессе экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных.

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель – Лапшина Л. Е. Цель: формирование у детей познавательной активности,.

Открытое занятие «Экспериментальная лаборатория» в старшей группе. Видео Мое открытое занятие по теме:"Детское экспериментирование". Старшая группа. Проведено на базе МКДОУ детского сада №4 р. п. Таловая. Конкурс.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный магнит» Предметное направлении: физика. Старшая возрастная группа. Краткое описание работы: Мотив выбора темы: Камешек, принесенный одним ребенком.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжает работу наш семейный клуб «Цветик – семицветик».Тема очередного заседания «Опытно-экспериментальная.

alexdoomer2009 wrote in April 14th, 2014

Я думаю, большинство из нас знает, что такое гормоны и зачем они нужны. Но мало кто знает, как именно происходят исследования в области гормональных взаимодействий в человеческом организме. По понятным причинам и сложностям многие эксперименты и опыты не могут быть проведены над людьми. В связи с этим, во второй половине века в мире в большинстве стран мира были созданы специальные научно-исследовательские институты, где занимались исследованиями в области этого вопроса. И как вы уже, наверное, догадались, большинство необходимых экспериментов проводилось (и проводится) на животных - крысах, кроликах и приматах. Именно последний случай и будет рассмотрен в данном репортаже. Нам удалось побывать в заброшенном филиале крупнейшего в СССР научно-исследовательского института в области изучения влияния различных факторов на приматах. Именно НИИЭПиТ в советский период был всемирно известным приматологическим центром, в котором проводились важнейшие научные исследования - аппробация различных прививок и лекарственных препаратов, изучение влияния радиации на организм животных и подготовка обезьян к полетам в космос. А еще именно про это место ходит много слухов о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат (!?).

Разумеется, почти все слышали с детских времён про известнейший обезьяний питомник, расположенный в столице Абхазии - Сухуме. Множество людей бывали тут или в советское время, или 2000-ые. Безусловно, сходить на отдыхе с детьми на территорию к обезьянкам - это большое удовольствие и развлечение. Однако после известных событий абхазо-грузинской войны 92-93 годов, деятельность НИИ фактически приостановилась, ведутся только небольшие исследования, а условия содержания животных лишь недавно начали улучшаться. Работы тут невпроворот, нужно финансирование, вливание огромных средств, создание рабочих мест, обновление материальной базы, модернизация клеток, вольеров и т.д. Но сейчас речь пойдет о другом. К сожалению, далеко не каждый посетитель питомника задумывается о судьбе животных, которые заточены в клетках на территории. И если сейчас главной проблемой для них является отсутствие нормального питания и хороших условий содержания, то раньше в советское время, здесь активно проводились множественные исследования, эксперименты и опыты. Так что питомник - это всего-лишь следствие, и об этом не стоит забывать. Разумеется, можно бесконечно рассуждать и спорить на тему двух тезисов: 1). Людей надо лечить, людей надо защищать, опыты проводить над людьми нельзя, приматы сильно похожи на людей, поэтому из двух зол выбираем меньшее. 2). Несмотря ни на что, животные - братья наши меньшие, и проводить бесчеловечные опыты на них кощунственно, проведение опасных исследований на территории курортной зоны неблагоразумно, поэтому институт закрыть. Данный вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку именно исследования этого НИИ, такие как изучение полиомиелита, желтой лихорадки, сыпного тифа, клещевого энцефалита, оспы и гепатита, дали советским ученым столько знаний об этих болезнях. И это только небольшой список...

"Лаборатория экспериментальной эндокринологии (руководители в разные годы д.м.н., профессор Н.П.Гончаров, д.м.н. Г.В.Кация, к.м.н. В.Ю. Бутнев) освоила и разработала методы определения гормонов в малых порциях крови у обезьян, изучила стероидогенез у обезьян разного вида, возраста и пола, в норме и при эмоциональном стрессе, при ряде патологических состояний. По договорам с учреждениями Всемирной организации здравоохранения была проведена огромная работа по репродуктивной физиологии, изучены половые циклы и состояние беременности у обезьян. Лабораторией радиобиологии (открыта в начале 60-х гг.) накоплены данные о различных формах радиационного поражения, что позволило сделать основополагающий вывод о сходстве течения лучевой болезни у обезьян и человека. Лабораторией разрабатывались вопросы лекарственной профилактики лучевой болезни. Такие соединения как мексамин, цистамин и др. впервые обследованы на модели лучевой болезни обезьян. Большое внимание лаборатория уделяла изучению отдаленных последствий радиации, а также хроническому действию малых доз радиации, чем моделировалось облучение людей в Чернобыле. Творческое участие в работе лаборатории радиобиологии принимали такие ученые как д.м.н., профессор Л.Ф.Семенов, Е.А.Диковенко, Л.А.Яковлева, Р.Б.Стрелков, Б.А.Федоров, В.С.Баркая, Л.П.Косиченко, Ж.В.Елистратова и др. " (с)

Поэтому этот вопрос я оставлю вам на размышление. Сейчас перед нами - один из филиалов НИИЭПиТ, в котором расположились экспериментальные эндокринологическая и радиобиологическая лаборатории, а также бывший вивариум. Вообще, сложно определить, что в них было, потому что я не ученый, и общая картина для меня - это кабинеты и лаборатории. Сейчас здание заброшено и укрыто в зелени тропических деревьев. Хочется заметить, что сохранность данного комплекса, в отличие от других заброшенных зданий в Абхазии просто отличная. Десятки кабинетов и лабораторий, сотни химических реактивов, образцов гормонов, большая библиотека книг и журналов по тематике, операционная - все сохранилось фактически в том же виде, как они и были покинуты в 92 годы во время обороны города.

Поскольку здание является филиалом НИИ, да еще и такого комплесного и экспериментального, следовательно, в помещениях могло быть что угодно, находиться здесь без должной защиты долго и вообще - опасно для здоровья. Разумеется, перед тем, как собраться сюда, я детально изучил подробный фотоотчет моей подруги и запасся дозиметром, респиратором и перчатками (не спорю, защита только поверхностная, но лучше это, чем ничего). Носился по комнатам довольно быстро, но основные вещи заснять успел. Вообще, место довольно любопытное, напомнило больше всего мне заброшенный НИИ специального назначения .Учитывая этот факт и всякие разные слухи, а вполне вероятно - и не просто слухи (!) о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат, было интересно побывать если не хотя бы в самом институте, то хотя бы филиале.

Итак, продираемся через небольшие заросли плюща и лиан и залезаем в приоткрытое окно лаборатории. Сразу складывается впечатление, что мы отмотали лет 30 назад и вернулись в типичный советский НИИ или "почтовый ящик". Так оно, по факту, и есть. Ведь с тех пор, как здание было брошено в 92 году, сюда приходили разве что мародеры, да и то не очень часто.

1. Первым делом мы заходим в большое помещение лаборатории. Перед нами - старые добрые советские плакаты по Гражданской обороне, хорошо известные нам. На них подробно расписано, как и что делать в случае тотальной угрозы, про средства защиты, пункты эвакуации и прочие вещи. В принципе, это реально полезные сведения (о которых современный офисный планктон не парится вообще), но на деле взрослое поколение метко опишет все изложенное в них, как "в случае ядерного взрыва - заворачиваться в простыню и позти на кладбище".

2. Отвлечемся от прочтения и посмотрим на убранство лаборатории. Несмотря на небольшой хаос и бедлам, многие вещи на своих местах. Большое количество стеклянной посуды и химических реактивов, инструментов - ими забиты все полки.

3. Пройдем в следующую комнату. Это бывшая операционная. А может, и не операционная, но кресло явно использовалось не для массажа:(Лично у меня сразу предстают перед глазами кадры из фильмов в духе "Восстание обезьян" или игр в духе "System Shock 2", кто смотрел или играл - тот знает. Верещащие мартышки, и докторы в белых халатах. Я конечно, несколько приустрашаю, но на самом деле именно так и было. А вы как думали?

4. Следующая комната мало отличается от предыдущей. Разве что здесь расположены специальные лабораторные столы, разбросаны медицинские инструменты и журналы из подшивки "Химия и жизнь". В правой части кадра можно заметить торзионные весы.

5. Очень тоскливо смотрелся выцветший календарь 90-го года. Когда-то яркий и цветной, он стали иссине-синим. Из-за ненатуральных цветов я решил привести его в черно-белом варианте. Кошка Багира и клуб любителей кошек.

6. Идем дальше по темным коридорам. Здание стоит в тени деревьев, освещение очень тусклое, особенно между кабинетами. Но вскоре мы попадаем в более светлое и чистое помещение. Здесь можно обнаружить еще один склад реактивов и старую советскую ЭВМ-калькулятор со встроенным кассетным проигрывателем. Кто знает марку и назначение, просьба написать в комментариях)

7. Реактивы и лекарства на полках можно смотреть бесконечно, но долго торчать не стоит, поэтому делаем кадр и идем дальше, а дома уже подробно изучаем назначение. Итак, например, "Ваготил" - средство, применяемое в том числе при эрозии шейки матки, обладающее противопротозойным и антибактериальным действием. Это еще раз доказывает, что здесь занимались и репродуктивными вопросами, а также вопросами испытаний новых лекарств.

8. На окне в коробочке находим визитки из прошлого. Из поисков в интернете можно найти, что эта женщина, кандидат медицинских наук, занималась вопросами эндокринологии и гормональными исследованиями.

9. Порой в шкафах попадались такие вещи, назначение которых так и осталось для меня невыясненным.

10. Как видно, множество реактивов поставлялось из-за границы. Например, эта банка из Швейцарии с tartaric acid - виннокаменной кислотой.

11. Большинство докладов и диссертаций писалось на печатной машинке. Поэтому в кабинетах они встречались довольно часто, разных модификаций.

12. А вот и пример одной из таких напечатанных работ института, возможно, будет кому-то будет интересно.

13. В разных комнатах, а картина одинаковая - полки, забитые реактивами и стеклом, всякими банками и склянками.

14. Однако некоторые комнаты выглядят по состоянию гораздо хуже, чем другие. И к такому состоянию привело даже не воздействие людей, а природа и южный климат. Очень сыро, выросло много плесени, с потолка капает вода, шкафы и столы вздулись и искривились. Но подождите, а что это за желтые этикетки сыпятся из падающего шкафа?

15. Присмотримся поближе. Так и есть - этикетки для препаратов со значком радиации. Встречаются такие названия, как 3H-тестостерон (мужской половой гормон), 3H-прогестерон (гормон яичников), 3H-кортикостерон (гормон коры надпочечников) и другие. Что же это такое? Как позже выяснислось эти этикетки были предназначены для специальных баночек с различными гормональными растворами, а значок радиации обозначал, что это не просто гормоны, а радиоактивные изотопы. То есть короче говоря - каждый раствор был помечен свеобразным маркером для отслеживания по дальнейшему воздействию на организм. В общем, все это догадки, но факт остаётся фактом.

16. Заходим в следующую лабораторию. Здесь довольно пустовато, но на столе можно обнаружить импортную лабораторную мешалку.

17. Вообще лучше ничего не трогать руками, повсюду встречаются разные пробирки и ампулы.

18. Но из лабораторий мы переходим в небольшую библиотеку. Здесь хранится множество научно-технических и медицинских журналов, а также книг-энциклопедий.

19. "До и после". Одна из советских ЭВМ-калькуляторов типа той, что на фотографии 6, оказалась распотрошена мародерами. Слева стоит такая же целая, но под большим слоем побелки.

20. В углу одной из лабораторий обнаружился большой импортный прибор. Судя по всему, он как-то связан с помывкой и температурными режимами.

21. Одинокий забытый эмалированный чайник. Здесь после лабораторных работ отмывали руки и пили чай.

22. На некоторых шкафах приклеены довольно настораживающие таблички, однако дозиметр во всех помещениях показывает нормальный фон. Зная тот факт, что пыль или частицы могут быть где угодно, лучше тут долго не торчать.

24. Внимание привлек старый советский календарь, раскрытый на годе моего рождения, а число - неделей позже. Поверхность покрылась большим слоем пыли.

25. В другой части здания состояние помещений значительно лучше и начинает даже казаться, что тут не заброшено. Однако - это всего лишь иллюзия и консервация.

26. Сохранилась и фотолаборатория с фотоувеличителем "Беларусь" - классика жанра.

27. В одной из комнат была расположена большая установка. Решил сфотографировать приборную панель.

28. И снова помещения в плохом состоянии, печатная машинка уже другого типа.

29. В шкафу вивария обнаружились клетки для кроликов, а также бутылки с силикогелем и другие реактивы.

30. В одной из комнат встретился подобный экспонат. Жаль, в совсем погибающем состоянии(Радиола "Серенада" с проигрывателем пластинок. Вещь !

31. Но времени уже много, меня заждалась девушка снаружи, поэтому двигаемся в обратную сторону. По пути еще раз фотографируем операционный стол.

32. Повсюду разбросаны разные лекарства, например, "Profasi". Показания к приёму: бесплодие, обусловленное ановуляцией.

33. Много и пустых пузырьков для лекарств.

34. Ещё раз пробежимся по помещениям и отправимся на волю, мы итак долго тут торчали.

Такое вот необычное и грустное место. Из подобного в Московской области стоит отметить НИИБМ неподалёку от Шереметьево, правда рабочее. Стоит взять на заметку особенно тем, кто собирается приобретать квартиры в новом ЖК между промзонами у Ленинградки "Солнечная система".

И напоследок хотелось бы ещё раз напомнить о братьях наших меньших. Хотя в природе и побеждает сильнейший, но все-таки стоит задуматься. Когда вы выпиваете какое-то лекарство или делаете прививку, помните, каким образом все это испытывалось и тестировалось.

P.S. Этого отчёта не было бы, если мне с организацией вылазки не помогла бы Юля. Также в отчёте представлено 5 фотографий ее авторства, а именно - 12, 15, 22, 26 и 30. Выражаю огромную благодарность этой прекрасной девушке)

P.S.2 Ходить в место без защиты крайне опасно для здоровья.

А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram ;)

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить ;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

До новых встреч! В следующий раз скорее всего будет отчёт из Брюсселя!