ПРИЖИЗНЕННОЕ ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ. ОРИС.

ПРИЖИЗНЕННОЕ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ. ОРИС

О, Любовь, - так часто и так неправильно применяемый нами синоним Высшего Божества! О, Любовь - непонятое и неразгаданное человечеством слово космического всемогущества! Во что только превратили это высшее понятие люди, изуверски извратив и унизив его. Под прикрытием этого слова мы терроризируем ревностью своих родных и близких, удовлетворяем свои самые низменные прихоти, этим же словом мы заталкиваем целые народы в единообразные культурные схемы, подавляем и уничтожаем нации, унижаем своих детей...

Плоды такой нашей "любви" говорят сами за себя. Высочайшие вибрации Любви принадлежат к категории самых насущнейших потребностей человека. Любить другого человека - это не значит стремиться делать другому Жизнь удобной и гладкой; любить - значит дать свободу, дать человеку возможность быть самим собой, таким, какой есть на данный момент своей Эволюции. Не только мы, но и весь Космос живёт высококачественными колебаниями энергетического обмена.

Тот, кто отделяется от этих вибраций, становится нежизнеспособным и особо восприимчивым к воздействию негативных импульсов. Поэтому вопрос воспитания Любви - это ещё и один из главных вопросов обеспечения безопасности Души. Согласно неотвратимого Закона Мира, в котором мы живём, все количества Сил Природы неизменно переходят в качество.

Если сегодня одно только качество, - то ли доброе, то ли злое, - в Сердце человека дошло до определённого, высокого предела, то завтра это же качество может разлиться целым морем и захватить в себя сердца всех людей, общающихся с этим человеком. Если сегодня вы способны распространять свою однобокую любовь только лишь на своих близких, то завтра ваше Сознание может, в силу определённых причин, расшириться и ваша любовь распространится уже и на других людей, возможно вам и не знакомых.

Если вы пренебрежёте своими, изначально заложенными в вас, способностями к Божественной Любви, то постепенно, из Жизни в Жизнь, вибрации вашей Души будут всё ухудшаться и ухудшаться, становиться всё грубее и плотнее, пока, наконец, потеряют способность выражаться в Материи Тонкого Плана. Этим вы сами себя заключите в клетку и поставите свою Душу на такую ступень обучения, которая заставит её начать всё с самого начала, снизу, и опять многие миллионы лет подниматься к высшим формам вибраций Божественной Любви.

Сознательно отделяя себя от Любви, человек создаёт в самом себе водовороты Энергий, действующих в противоположном направлении сопротивления. Вспомните о бывшем светоносном Архангеле Люцифере, который происходит из того же энергетического уровня, что и Христос, и который захотел подняться выше своего Творца, чтобы получить возможность изменять Законы Вселенной по своему желанию. Его поддержали многие миллионы ангельских Существ. Но, к счастью, не все из них примкнули к прежнему светоносцу.

Те же, кто последовал за ним и добровольно отказались от Божественной Любви, всё больше теряли в силе и тонкой Энергии, пока, наконец, не застыли в Материи Физического и Астрального Планов Земли. Когда же они осознали, куда попали и чего они добились своим сопротивлением, они отчаялись и попытались вновь с покаянием вернуться в высшее состояние Энергии Христа.

Но возвращение обратно стало уже невозможным, потому что из-за произошедших в них изменениях, эти бывшие высшие Сущности больше уже не могли существовать в Энергиях такого высокого качества. Поэтому они должны были ожидать результатов эволюционного развития Материи, длящегося миллионы лет, в течение которых эти бывшие Ангелы (то есть, мы с вами) вынуждены были видеть себя заключёнными лишь в собственные Сознания своего отделения от Божественной Любви.

И лишь только тогда, когда Эволюция Земли продвинулась так далеко, что представила подходящую материальную форму, которая могла быть одушевлена Разумом, мы - падшие Ангелы - снова получили возможность развиваться в высокую Энергию своего Божественного происхождения. Очень многие из нас, к сожалению, ещё не вышли из стадии двуногих животных, но тот, кто уже ЗНАЕТ, тот ПОНИМАЕТ, что нет на Земле вообще ни "своих", которых следует любить, ни "чужих", к которым следует относиться с максимальной настороженностью, - везде такие же люди (или станут когда-то такими же), как и он сам.

По этому поводу в Индии говорят: "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе - учитель". Даже у самого злого и плохого человека, питающего к вам исключительную ненависть, можно, если только попытаться захотеть этого, научиться Любви к ближнему. Стремясь к высокой цели, нельзя жить получувствами и полумыслями, постоянно находясь во власти сомнений, подозрений и всё время идя на компромиссы со своей Совестью.

Лишь когда вы почувствуете, что Сердце ваше пусто для личного и эгоистичного, - только тогда вы сольётесь в один аккорд с окружающими вас людьми и со ВСЕМ, что есть Бог. Но если вы постоянно будете заставлять себя думать о том, что ваше Сердце ДОЛЖНО звучать любовью для других, - тогда это будет не песнь Любви, не торжество Духа над "эго", а обыкновенный стон. Нельзя в духовной Жизни исходить от Ума; духовное Творчество - это естественная Гармония полноты Сердца и чистоты Мысли.

Корни человеческих страданий и несчастий очень глубоки и небезопасны для других, поэтому нельзя судить людей по своему разумению, как не стоит и расстраиваться из-за их недостатков. Каждому - своё. Старайтесь только нести людям Любовь и бодрость, и, в силу своих возможностей, пресекать зло, ставя преграды для него там, где люди слабы, чтобы уберечь прежде всего их самих от их собственного зла.

Но пока вы сами не созрели, - не стремитесь помогать им практическими советами, как можно ещё, кроме культивирования в себе Любви, избавиться от зла, потому что это очень опасно. Если вы не знаете всех тонкостей Законов Мироздания и не можете при любых обстоятельствах действовать с полным самообладанием, вы не только не сможете помочь другим, но и увеличите силу их зла, внеся ещё больше диссонанса и раздражения в Жизнь тех, кому захотели помочь.

К тому же стрела вашего неумелого и потому мнимого "добра", опрометчиво посланная вами для поражения зла, может развернуться и очень зло ударить вас же самих. Не следует ждать пощады, если не умеете щадить других. Любовь признаёт один закон: закон творческой отдачи. И всё, что вы отдаёте людям, любя их, снисходя к ним, подобно бурным горным ручьям возвращается вам Жизнью. Тот же закон возвратит обратно и посланное вами злое "добро".

Любовь со всей, присущей ей эмоциональной тонкостью и силою, является одной из основных причин, почему человеческие Души воплощаются на Землю. Для любви характерно отсутствие страха. Душа существует ради Любви и благодаря Любви же растёт, эволюционирует, реализуя свою Божественную Природу. Любовь можно принять только свободно и держать её только в открытом Сердце, чтобы и отдавать её другой Душе тоже свободно, ничего не ожидая взамен.

Только окружив всего себя бескорыстной Любовью, можно надеяться на её рост и постепенное расширение с одного человека - на большую часть человечества. Вам каждый день приходится сталкиваться с многообразными проявлениями как величия, так и безграничной низости и ужаса путей человеческих. Все мы имеем возможность лично убедиться в том, что каждый человек, идя свои путём, может постичь истинное Знание только тогда, когда Любовь стала уже не просто одним из его качеств, но основной осью всего его Существа, самой его Сутью, на базе которой строится и развивается духовное творчество человека.

Научитесь бесстрастно различать для себя пути других людей и тогда вы воочию убедитесь в справедливости приведенной выше пословицы, что никто другому ни друг, никто другому ни враг, а каждый человек сам себе - Учитель. Многие из людей, имея тягу к программно-механическому или так называемому прагматическому типу мышления, не уделяют должного внимания гармоничному развитию в себе триединства главных Сил Жизни: Силы Духа, Силы Разума и Силы Любви.

Множество людей, так или иначе развивая в себе в процессе индивидуальной Эволюции это триединство, часто не понимают всей важности Космического Закона "Взаимозависимости, Взаимопроникаемости и Пересекаемости", действующего и в отношении развития этих трёх Сил. К чему это может привести (и уже привело) человечество?

Концентрируя своё Сознание на необходимости развития какой-либо одной из этих Сил, вы совершенствуете в себе только то, что, по вашему мнению, может больше всего пригодиться вам в Жизни, не обращая внимания на развитие остальных своих качеств. Таким образом, производится замена в Сознании понятия "гармоничного триединства Духа, Разума и Любви" на ложное понятие "совокупности трёх этих Сил, как независимых друг от друга компонентов".

Кто-то развивает в себе, скажем, только Силу Духа и Силу Разума, в то же время игнорируя развитие Силы Любви, как лишней эмоции, вызывающей, по их мнению, лишь несдержанность эмоций и только мешающей их "духовному" и "интеллектуальному" росту. Самое страшное, что такое их прагматическое отношение к своему развитию эти люди автоматически программируют и в Сознаниях своих детей и внуков.

Такое нарушение Космических Законов не может пагубно не сказаться на развитии и самосовершенствовании всей нынешней человеческой цивилизации. Они не знают, что Сила Любви - это животворящие корни, питающие Дух и Разум, но не наоборот. Лишь Любовь даёт Силе Духа стойкость в испытаниях, а Силе Разума - огонь фантазии. Без Любви в Сердце человек становится духовно слепым и нравственно глухим.

Только в гармоничном развитии в себе каждым человеком триединства главных Сил Жизни проявляется Пятый Универсальный Закон Космоса: "Сохраняя, развивай", - Закон, предупреждающий каждую личность и каждую мыслящую цивилизацию о необходимости сохранения своей индивидуальности, так как невозможно развивать и совершенствовать то, что разрушено или уничтожено.

Запомните: Только сознательное развитие Силы Любви - в себе ко всем и от себя к каждому - способствует развитию в вас сверхчувственного восприятия.

Только Любовь может объединить Материю Мысли всех людей в единый энергетический заряд для творческого созидания будущего, когда в каждом из нас произойдёт переосмысление универсальных Законов Космоса и понимание необходимости единства всех людей в своём стремлении к духовному совершенствованию.

Относитесь с уважением и пониманием к любым проявлениям Любви. Настоящая Любовь щедра, чиста помыслами, свободна от зависти, ревности и злобы. Человек никогда не должен знать - одаривает он кого-то в долг будущего, или возвращает свои долги прошлой Жизни. Как мы уже сказали, без Любви человек глух и слеп. Встретившись в Жизни с чёрной силой, мешающей вам жить, не спешите скорее физически искоренить её, а найдите в себе мужество посмотреть на себя её глазами.

И тогда вы, словно в кривом зеркале, найдёте в себе то, что привлекло это зло к вам, за что оно может цепко ухватиться и чем может удерживать вас в своей власти. Скажите себе:

"Сила Разума помогла мне найти в себе грязь и уродство;
Сила Духа поможет мне преодолеть и исправить себя;
Сила Любви не даст прорасти во мне злобе, ненависти, мстительности и суеверию".

Легендарный и глубоко мною уважаемый китайский философ Лао-Цзы так писал о чудовищной метаморфозе положительных человеческих качеств в негативные, если только лишить их Любви:

"Долг без любви делает недовольным.
Ответственность без любви делает беспощадным.
Справедливость без любви делает жестоким.
Правдивость без любви делает неодобрительным.
Ум без любви делает лживым".

Нельзя жить так, как нам только хочется, великая Матерь Жизнь - вот наш поводырь. Мы приходим на Землю и уходим с неё, будучи уже связанными сотнями невидимых нитей, из которых сплели для нас паутину Судьбы наши же любовь и ненависть. Зло, существующее само по себе, в отрыве от больного человеческого Сознания, не способно было бы в такой степени заполонить всю нашу Жизнь, если бы мы сами, эгоистичным "творчеством" наших ожесточённых сердец не призвали бы его к себе, не взлелеяли бы его в своих неразвитых ещё Душах.

Закон Вселенной, Закон, которому подчинены все духовные и материальные Сферы на Земле гласит: мир Сердца, как сила притяжения Земли, определяет место человека во Вселенной. Духовная сила человека - это та светящаяся Энергия, что соткана миром его Сердца, продуцирующего в окружающее Пространство эманации его Души. Эта Энергия, как огненный шар Света, окружает человека, сильного Духом.

Экспериментатор (E) требовал от «учителя» (T) давать «ученику» (L) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. Экспериме́нт Сте́нли Ми́лгрэма (англ. Stanley Milgram), также известный как тест Эйхмана - классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование»

Введение

В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Предыстория

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, - говорил Милгрэм, - что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке. Подробный отчёт об этих экспериментах опубликован в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, & Raaijmakers Q. A. W. (1986). «Administrative obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative violence». «European Journal of Social Psychology», 16,311-324).

Описание эксперимента

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») - проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал «демонстрационный» удар напряжением 45 В. «Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Генератор представлял собой ящик, на лицевой панели которого были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. Нажатый переключатель остаётся в нижнем положении, чтобы «учитель» не забывал, какой выключатель был уже нажат, а какой нет. Над каждым переключателем написано соответствующее ему напряжение, кроме того, группы выключателей подписаны поясняющими фразами: «Слабый удар» (англ. Slight Shock), «Умеренный удар» (англ. Moderate Shock), «Сильный удар» (англ. Strong Shock), «Очень сильный удар» (англ. Very Strong Shock), «Интенсивный удар» (англ. Intense Shock), «Крайне интенсивный удар» (англ. Extreme Intensity Shock), «Опасно: труднопереносимый удар» (англ. Danger: Severe Shock). Последние два переключателя графически обособлены и помечены «X X X». Панель прибора изготовлена в высоком качестве, имеются надписи о назначении (генератор 15-450 В) и производителе (Type ZLB, Dyson Instrument Company, Waltham, Mass.), на панели имеется стрелочный вольтметр. Нажатие переключателей сопровождалось загоранием соответствующих лампочек, а также жужжанием и щелчками реле. Иными словами, прибор производил серьёзное впечатление реального, не давая повода сомневаться в подлинности эксперимента. После инструктажа начинался эксперимент, и «учитель» зачитывал «ученику» список ассоциативных пар слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем «учитель» зачитывал первое слово из пары и четыре варианта ответа. «Ученик» должен был выбрать правильный вариант и нажать соответствующую ему одну из четырёх кнопок, находящихся у него под рукой. Ответ ученика отображался на световом табло перед учителем. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, сообщал, удар каким напряжением получит «ученик», нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока и затем сообщал правильный ответ. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. На самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары, ответы ученика были стандартизованы и подбирались таким образом, чтобы в среднем на каждый верный ответ было три ошибочных. Таким образом, когда «учитель» дочитывал вопросы до конца первого листа, ученику назначался удар в 105 В, после этого «учитель» брал второй лист, а экспериментатор просил начинать снова с 15 В, и, достигнув конца листа, начинать читать вопросы сначала, пока ученик не выучит все пары. Этим самым «учителю» давалась возможность освоиться и привыкнуть к своим обязанностям, кроме того явно показывалось, что эксперимент не прекратится при достижении конца перечня вопросов. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение с шагом в 15 В вплоть до 450 В. При достижении 450 В экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель (450 В). После трёхкратного использования последнего переключателя эксперимент прекращался. Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределённых фраз:

«Пожалуйста, продолжайте» (англ. Please continue/Please go on);

«Эксперимент требует, чтобы вы продолжили» (англ. Experiment requires that you continue);

«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» (англ. It is absolutely essential that you continue);

«У вас нет другого выбора, вы должны продолжать» (англ. You have no other choice, you must go on).

Эти фразы произносились по порядку, начиная с первой, когда «учитель» отказывался продолжать эксперимент. Если «учитель» продолжал отказываться, произносилась следующая фраза из списка. Если «учитель» отказывался после 4-й фразы, эксперимент прерывался. Кроме того, были две специальные фразы. На случай, если испытуемый спрашивал, не получит ли ученик повреждений, экспериментатор отвечал: «Несмотря на то что удары током могут быть болезненны, они не приведут к долговременным повреждениям тканей» (англ. «Although the shock may be painful, there is no permanent tissue damage»). Если испытуемый обращал внимание на то, что ученик отказывается продолжать, экспериментатор отвечал: «Нравится ли ученику это, или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит правильно все пары слов» (англ.«Whether the learner likes it or not, you must go on until he has learned all the word pairs correctly»). По ходу эксперимента в фильме Милгрэма видно, что экспериментатор при необходимости использовал и иные фразы, например, заверял, что он сам несёт ответственность, если с учеником что-либо случится. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям». Участники получали денежное вознаграждение в размере 4,5 доллара за участие в эксперименте, однако перед началом экспериментатор предупреждал, что деньги выплачиваются за приход в лабораторию, и они останутся у испытуемых вне зависимости от того, что произойдёт дальше. Однако проведённые исследования на 43 субъектах, участвовавших без вознаграждения, но являющихся студентами того же Йельского университета, показали схожие результаты.

К., 2010

Впервые один из величайших экспериментов в истории психологической науки был описан Стэнли Милграмом в 1963 г. в статье «Подчинение: исследование поведения». В общих чертах он известен многим студентам и, как правило, его охотно комментируют преподаватели социальных наук в контексте методологических проблем социальных исследований, этических вопросов или когда речь идет о подчинении людей общественному давлению.Проведение исследования стало результатом размышлений Милграма, почему люди способны действовать жестоко по отношению к другим, почему возможны акты жестокости и преступления против человечества. Он пришел к выводу, что способность к подчиненности - глубоко определяющая тенденция человеческого поведения, ее действие может свести на нет способность действовать в соответствии с моральными нормами и нивелировать сочувствие к другим людям.В своем эксперименте Милграм задался целью выяснить: какая мера «послушания» присуща человеку, когда на нее влияют авторитетные лица и приказывают действовать вопреки собственным моральным принципам, сколько страданий готовы причинить одни люди другим, совершенно невинным, когда такие действия относятся к их обязанностям, и до какой степени подчинения обычно склоняются люди под давлением авторитетного лица.Талант Милграма как экспериментатора заключался в том, что он смог создать соответствующий научный подход к изучению такой сложной теме социального поведения. В условиях лаборатории он заставлял одного человека наносить вред другому, но на самом деле никакого вреда не было причинено.Милграм также создал модель лабораторной ситуации, в которой довольно точно были задействованы факторы, гипотетически, как считал исследователь, влияющие на проявление подчиненности.Участник должен был выполнять в исследовании роль ассистента экспериментатора, который давал распоряжения, противоречащие элементарным моральным установкам человека. Исследуемый мог выполнять приказ экспериментатора, или отказаться это делать.Главное теоретическое положение, сформулированное Милграмом: человеку свойственна склонность подчинять свое поведение другому человеку, которого он воспринимает авторитетнее себя, к тому же согласно этой тенденции человек может нарушить нормы морали. Милграм считал, что действие тенденции к подчиненности авторитетному лицу заставляет человека причинить боль другому человека (чего раньше она никогда не делал), если получит приказ от того, кого считает авторитетом.В эксперименте были созданы условия для определения степени подчиненности одного человека другому.Милграм сконструировал генератор электрического тока достаточно ужасного вида с тридцатью рычагами-переключателями. Каждый рычаг был обозначен ярлыком (от 30 до 450 вольт), а переключатели - надписями: «слабый электрический удар», «удар средней силы», «опасно: мощный удар».Участниками эксперимента были 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, среди них 15 человек (как квалифицированных, так и неквалифицированных). 16 коммерсантов и бизнесменов, 9 специалистов различных профессий. Все они были приглашены к участию в оплачиваемом исследовании через объявление в газете или по почте (для исследований Йельського университета по проблеме памяти и обучения). За участие в эксперименте каждому платили по 4,5 доллара. Участникам сообщали, что они получат оплату независимо от того, каким будет их поведение в эксперименте. В исследовании также принимали участие актеры. Один из них исполнял роль экспериментатора, был одет в серый лабораторный халат и выглядел довольно официально. Другой актер исполнял роль испытуемого, ему было 47 лет. Оба актера находились в сговоре с экспериментатором.Итак, настоящему участнику, когда тот попадал в лабораторию социального взаимодействия, сообщали «легенду»: он участвует в исследовании влияния наказания на процесс обучения. Потом ему и участнику-актеру предоставляли возможность жеребьевкой определить свою роль в исследовании («ученик» или «учитель»). Конечно, настоящий исследуемый всегда становился «учителем», а «подсадной» - «учеником». «Ученика» в другой комнате привязывали ремнями к стулу и подсоединяли к электродам, присоединенных к генератору тока в соседней комнате. При этом объясняли, что используется специальная паста, которая проводит электрический ток и позволяет избежать ожогов и волдырей на коже. Все действия выполнялись на глазах настоящего автора.Руки «ученика» были зафиксированы таким образом, чтобы он мог достать до четырех кнопок, маркированных как abed, отвечая на вопрос «учителя».«Учитель» должен зачитать список слов и проверить, как их запомнил «ученик». Экспериментатор давал «учителю» инструкцию: он должен наказать «ученика» каждый раз, когда тот будет отвечать неправильно, добавляя при каждом следующем неправильном ответе еще один уровень напряжения тока на генераторе. Эксперимент был так достоверно организован, что участники не могли догадаться, что никаких «наказаний» на самом деле никто не получает.Ответы «ученика» (подсадного) были спланированы заранее с чередованием правильных и неправильных в одинаковой последовательности во всех исследуемых. С увеличением неправильных ответов напряжение нарастало, «ученик» начинал кричать, что ему плохо (фразы были записаны на пленку накануне), жаловался на боль в сердце. Когда напряжение достигало 300 вольт, «ученик» начинал бить ногами в стенку и требовал отпустить его, потом замолкал и больше не отвечал на вопросы. «Учитель» объясняли, что молчание оценивается как неправильный ответ и нужно действовать по инструкции. Большинство участников на определенном этапе обращались к экспериментатору, следует ли продолжать, повышая дальше напряжение. Исследователь приказывал продолжать, давал серию команд, проявляя все большую строгость, заставляя при необходимости действовать настойчивее.Степенью подчинения считался уровень напряжения, при котором участник отказывался продолжать эксперимент. Поскольку на генераторе было 30 переключателей, каждый исследуемый мог получить от 1 до 30 баллов. Участников, которые доходили до самого высокого уровня напряжения, считали «покорными» (obedient). Тех, которые отказались выполнять команды экспериментатора на нижних уровнях напряжения, - «непокорными» (defiant).Исследуемый наблюдал страдания «невинной жертвы», понимал реальную опасность для жизни «ученика», однако подавляющее большинство участников выполняли распоряжения исследователя и не решились остановить эксперимент.Милграм предложил своим коллегам, а также выпускникам Йельского университета, которые специализировались по психологии, спрогнозировать возможные результаты. Их оценки имели значения от 1 к 3%, среднее значение - 1,2%. И психологи начинающие, и профессионалы с опытом считали, что тех, кто нанесет максимальный удар, не может быть более 3%.39 психиатров, к которым обратился Милграм, дали еще менее точный прогноз. Они считали, что только один человек из тысячи повысит напряжение до предельного значения, а до половины, т.е. до 225 вольт, - не более половины испытуемых. Поэтому никто из психологов не смог предвидеть те результаты, которые были получены. В реальном эксперименте большинство исследуемых выполняли команды экспериментатора и наказывали «ученика» даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.Таблица. Результаты эксперимента С. Милграма Выполняя команды экспериментатора, все исследуемые повышали наказания и дошли до отметки 300 вольт (когда «ученик» бил в стену, умолял его отпустить, а потом замолкал и не давал никакого ответа). Конечно, самым неожиданным и шокирующим было то, что значительное количество исследуемых прошла всю шкалу до максимума. Только 14 участников отказались выполнять приказы. 26 исследуемых (65%) завершили эксперимент на отметке 450 вольт. Они были в состоянии сильного стресса, волновались за состояние человека, проявляли неприязнь к экспериментаторам, но все же подчинялись. В последней части эксперимента, когда ученик умолкал, исследуемые были чрезвычайно взволнованы. Чтобы снять это состояние дискомфорта, облегчить состояние участников исследования, их после окончания эксперимента проинформировали обо всех тонкостях, общий замысел исследования и их роль. Участников спрашивали об их мысли и чувства во время эксперимента, также появлялся «ученик» и дружески мирился с каждым испытуемым.Эксперимент показал, что испытуемые не оказывали сопротивления «главному» - исследователю, который был одет в белый халат и требовал причинить страдания другому участнику. В целом исследование продемонстрировало такое свойство поведения, как подчиненность авторитету, и ее глубокую укорененность в человеческой природе. Участники выполняли приказы экспериментатора, хотя переживали дискомфорт и моральный внутренний конфликт.Эксперимент был повторен в 21 серии лично Милграмом.Тот факт, что примерно две трети исследуемых наносили своей жертве удары электрическим током, произвел сильное впечатление на всех, причастных к проведению этого исследования. При интерпретации результатов были сформулированы следующие гипотетические толкования.

  1. Участники находились под влиянием авторитетности Йельского университета.
  2. Они были мужчинами, поэтому проявили свойственную этому полу тенденцию к агрессивным действиям.
  3. Испытуемые не осознавали того вреда и боли, которые вызывают удары электрическим током.
  4. Участники были склонны к садизму, поэтому были довольны тем, что могут наносить страдания другим.
Милграм тщательно проверил эти гипотезы в дополнительных исследованиях и выяснил, что все эти объяснения не соответствуют реальному положению вещей.Дополнительные эксперименты.
  1. Милграм провел исследование вне стен Йельского университета, снимая очень убогое помещение в Бриджпорт (штат Коннектикут), украшенное вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». При этом ученый не ссылался на Йельский университет. Исследовательская ассоциация Бриджпорта была представлена как коммерческая организация. Результаты проведенного в таких условиях эксперимента были достаточно близкими к основному исследованию: пройти всю шкалу наказаний согласились 48% испытуемых.
  2. В другой исследовательской серии Милграм показал, что женщины-«учителя» вели себя так же, как и мужчины в первом эксперименте. Результаты свидетельствовали, что представительницы слабого пола не были более сердечными и сострадательны.
  3. Для того, чтобы определить, осознают участники физический вред и степень болевого шока, которые испытывает жертва, перед началом исследования была введена такая деталь: «ученик» заявлял, что у него больное сердце и он не сможет выдержать боли от электрических ударов. В ходе исследования «ученик» жаловался на боли в сердце, умолял остановить процесс. Однако такие изменения не внесли особых корректив в полученные результаты: 65% «учителей» выполняли свои обязанности и доводили напряжение до максимума.
  4. В результате дополнительного исследования было доказано, что гипотеза об определенных психических отклонениях участников не имела под собой никаких оснований. Все участники, которые откликнулись на объявление Милграма с приглашением принять участие в исследовании влияния наказания на память, по своим данным, образовательным уровнем, профессии были обычными людьми, их ответы на вопросы специальных тестов личностных свойств свидетельствовали, что это вполне нормальные и уравновешены лица. Характеризуя своих испытуемых, Милграм сказал, что они были довольно обычными людьми, по которым можно сказать, что «они и есть мы с вами».
  5. В ситуации, когда экспериментатор выходил и оставлял своего «ассистента», лишь 20% участников соглашались продолжить эксперимент. Поэтому нельзя считать, что экспериментальная возможность наказать «жертву» приносила исследуемым удовольствие. Когда участники сами имели возможность определить меру наказания, 95% останавливались в пределах 150 вольт.
Итак, отметим еще раз, все высказанные гипотезы были опровергнуты.На результаты исследования не влиял авторитет университета.Пол исследуемого лица не влияла на полученные результаты.Исследуемые хорошо осознавали опасность электрических ударов для участников эксперимента.Исследуемые были нормальными обычными людьми и не имели склонностей патологического характера, по крайней мере, они точно не были садистами.Когда указания по ходу эксперимента предоставлялись по телефону, «послушание» становилась меньше (она была свойственна лишь 20% участников). В такой ситуации исследуемые только делали вид, что продолжают эксперимент.Если участник попадал в ситуацию с двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении, то он отказывался дальше участвовать в эксперименте.Милграм также исследовал роль других факторов, которые могли усиливать или ослаблять тенденцию к подчинению. Было установлено, что эмоциональная дистанция между «учителем» и «учеником» изменяет уровень подчинения. Наивысшего уровня подчинения было достигнуто тогда, когда «ученик» находился в другой комнате и его нельзя было ни видеть, ни слышать. Уровень подчинения в такой ситуации был 93%, столько исследуемых доходили до максимального уровня наказания. Если же оба участники находились в одной комнате и исследуемом приходилось самому прижимать руки «ученика» к электродам, уровень подчинения падал до 30%.Ученый изучал также, как влияет дистанция между авторитетным лицом и исследуемым на уровень подчиненности. Когда экспериментатор находился за пределами комнаты и давал исследуемом команды по телефону, уровень подчинения снизился до 21%.Особым вариантом была ситуация, когда испытуемым позволили по собственному усмотрению выбирать соответствующий уровень наказания - ни один из участников не поставил переключатель выше 45 вольт.Милграм, начиная исследования, хотел выяснить, почему немецкие граждане участвовали в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. Он хотел провести эксперимент в Германии, когда определился с методикой исследования. Он считал, что жители этой страны в большей степени склонны к послушанию (подчиненности). Однако, проведя первый эксперимент, он заявил: «Я нашел столько повиновения здесь, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».Томас Бласс, исследователь из Мэрилендским университета, в 2002 г. в журнале Psychology Today «рассмотрел результаты всех повторений эксперимента Милграма, которые были проведены в США и других странах. Было выяснено, что до конца шкалы доходят от 60 до 66% исследуемых лиц, и данные не зависят от времени и места исследования.Что же заставляет обычных людей вести себя таким образом?Милграм так объяснял результаты своего исследования: в сознании человека глубоко укоренилась необходимость подчиняться авторитетам. Определяющую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (исследователю), который предписывал выполнять задачи, несмотря на сильную боль, нанесенную «ученику». Милграм говорил, что очевидно, что если бы исследователь позволил остановить эксперимент, то участники это сразу же выполнили бы. Они не стремились выполнять задачи, видели страдания жертвы и были обескуражены. Они просили экспериментатора остановить исследование, но когда не получали разрешения, то продолжали нажимать на кнопку. Исследуемые выражали протест, потели, просили освободить жертву, хватались за голову, сжимали кулаки так, что ногти отражались на ладонях, кусали губы, некоторые нервно смеялись.За прозрачным стеклом с зеркальным эффектом находились психологи, коллеги Милграма, которые наблюдали за ходом эксперимента. Милграм приводит свидетельство одного из очевидцев: «Я видел, как в начале в лабораторию вошел солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут работы с переключателями напряжения он уже выглядел совершенно по-другому, неудачник, то ворчал, был на грани нервного срыва... Он дрожал, заикался, постоянно дергал за мочку уха и заламывал руки. В какой-то момент схватился за голову и тихо прошептал: «О Боже! Останови это!». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безотказно слушал его (повиновался ему) к концу эксперимента».В 1965 г. исследования С. Милграма были награждены ежегодной социопсихологической премией Американской ассоциации развития науки.Полученным данным давалось немало объяснений:
  1. Причиной поведения является значительное нормативное давление. Экспериментатор совершает довольно значительное давление, заставляя исследуемого выполнять его распоряжения.
  2. Тенденция к разделению ответственности: ответственными за поведение в кризисных или неоднозначных ситуациях участники склонны считать других.
  3. Конфликтность социальных норм. Когда испытуемый впервые бьет жертву, он заставляет сам себя к исполнению приказа, оказывает на себя давление.
Милграм в своем эксперименте отметил такие существенные моменты.Прежде всего, чрезвычайно сильную тенденцию к покорности. В исследовании принимали участие обычные люди, не склонные к жестокости. Милграм указывал, что люди вели себя так покорно, нарушая усвоенные с детства нормы, что нельзя причинить боль другому человеку, потому что были под влиянием авторитета экспериментатора. Однако надо определить, в чем же заключался этот авторитет, ведь сам экспериментатор не делал особо серьезного давления на испытуемых, не использовал никаких особых действий, чтобы заставить участников подчиняться. Они были совершенно свободны в том, чтобы проигнорировать все просьбы и приказы, действовать по своему усмотрению им никто не запрещал. Главной силой принуждения была сама ситуация, которая запускала привычное поведение.Участники исследования, выполняя команды экспериментатора, переживали сильное волнение и напряжение. Поскольку дискомфорт и волнение были достаточно сильными и заметными при наблюдении, то возникали ожидания, что в конце концов исследуемые откажутся выполнять команды.Сам Милграм определил следующие причины послушания - с точки зрения испытуемых:
  1. Эксперимент проводится в Йельском университете, работают профессионалы и я не имею права сомневаться в таком серьезном учреждении.
  2. Эксперимент направлен на достижение важных задач, и когда я уже согласился в нем участвовать, то должен выполнить свою задачу.
  3. Я взял на себя обязательства по участию в исследовании, поэтому должен их выполнить.
  4. Обстоятельства сложились таким образом, что я «учитель», а он - «ученик». Так выпало, это случайность. В следующий раз, возможно, будет по-другому.
  5. Мне платят за работу, поэтому необходимо ее выполнять как следует.
  6. Я не знаю всех правил в поведении психологов и исследуемых, поэтому я вынужден соглашаться с их точкой зрения.
  7. Исследователи сказали нам обоим, что электрический ток не болезненный и безопасный.
Эксперимент Милграма, пожалуй, последний психологический эксперимент, который так существенно повлиял на психологию и общественное мнение. Прошло уже более 30 лет, однако он все еще представляет интерес и производит большое впечатление на тех, кто знакомится с ним впервые.Критика эксперимента. Милграм достаточно остро поставил проблему этических норм при проведении исследования с людьми. Критики этого эксперимента высказывали свою позицию в довольно резкой форме, отмечая, что такие исследования недопустимы, поскольку создали для участников недопустимый уровень стресса (Д. Баумринд, 1964, А. Миллер, 1986). Также говорилось о том, что исследование может иметь для его участников отдаленные последствия, ведь, узнав об истинной цели и последствия эксперимента, они могли исполниться недоверия к психологам или другим лицам, облеченным властью.Психологи также выразили сомнения относительно обоснованности выводов Милграма. Исследуемые приходили в лабораторию, они брали на себя обязательства и чувствовали себя зависимыми от экспериментатора. К тому же лаборатория для них - это необычная обстановка, поэтому их подчиненность и послушание в этой ситуации не будут такими же, как в реальной жизни.Поэтому результаты исследования оценивались как необоснованные, абсолютно не сопоставимы с реальным поведением людей, а мера опасного стресса для испытуемых - как чрезмерная и неоправданна.Отстаивая проведенную работу, Милграм провел дополнительное исследование, чтобы изучить реакции участников. 85% были довольны, что работали с психологом, и только 1% из принявших участие в эксперименте жалели. Все 40 участников также прошли обследование у психиатра, который дал заключение, что никто не пострадал и не имеет оснований ожидать каких-то негативных отдаленных последствий в будущем.Милграм отвечал своим критикам: «Люди, которые пришли в лабораторию для участия в эксперименте, - только взрослые, активные, способные принимать или отвергать рекомендованные им действия».Эксперимент Милграма активно обсуждали и оценивали психологи. Полемика развернулась вокруг двух проблем: насколько соответствуют реальному поведению людей выводы исследования и какие принципы важно учитывать в психологических исследованиях вообще. Американский психолог Блас, молодой коллега Милграма, провел тщательный обзор всех исследований, в которых изучались проблемы подчинения и связанных с ранними экспериментами Милграма. Блас говорит, что выводы Милграма справедливые, также универсальные, аналогичные эксперименты, проведенные другими исследователями за 40 лет, свидетельствуют, что уровень подчинения с тех пор не изменился. Этот вывод не подтверждает надежды психологов и демократических общественных институтов, что современные люди уже не так подвластны авторитетам и могут действовать автономно и протестовать, не соглашаясь выполнять приказы власти. В частности, в своем обзоре Блас также по результатам исследований выяснил, что нет никакой разницы между подчинением мужчин и женщин.Важным вопросом в дискуссиях вокруг исследования Милграма, которое снова и снова привлекает внимание исследователей, является то, можно ли избежать обмана, который так часто и охотно практикуют исследователи. Почему психологи так легко выбирают обман, насколько они правдивы, утверждая, что делают это ради науки, почему они не выбирают для себя реально более этическую стратегию поведения? Как защитить людей от практики безответственного обмана исследователя, ведь открытость исследования, как правило, ведет к невозможности получения действительно важных данных.Отдельные психологи считают, что по крайней мере следует информировать участников, что они не смогут знать всю правду об исследовании, и позволить им самим после этого принимать решение, согласны ли они участвовать на таких условиях («согласие со знанием дела») (Д. Вендлер, 1996). Конечно, психологам следует более вдумчиво подходить к тому, что в исследованиях без серьезной необходимости практикуется обман, поскольку неуважение к участникам ничем не оправдано. Психологи должны искать такие экспериментальные стратегии, которые бы обеспечили им уважение к участникам исследования и качественный научный результат.В заключение отметим, что, по нашему мнению, исследования Милграма не является универсальным, как утверждает Блас. Окончательно не доказано, что давление ситуации заставляет подчиняться, а личностные факторы при этом не действуют. В эксперименте Милграма 14 исследуемых не подчинились экспериментатору. Блас и сам указывал, что личностные факторы (черты, убеждения) являются более определяющими, чем тенденция к подчинению авторитету.