На сегодняшний день в мире стало очень популярно коллекционирование оловянных солдатиков, которые давно перестали быть игрушками, а превратились в настоящие произведения искусства. В последнее время в обиход вошли такие понятия как военно - историческая миниатюра, оловянная миниатюра, Большая миниатюра, Малая миниатюра, Шахматы.
Оловянные солдатики воплатили в себе многовековую военную историю человечества, и поэтому изготовление военно-исторической миниатюры требует от художника не только невероятного мастерства, но и глубоких исторических знаний.
Тематика военно-исторической миниатюры столь разнообразна, что среди оловянных фигурок вы можете найти воинов всех времен и народов, включая самых экзотических.
Родиной оловянных солдатиков считается Германия, но постепенно их производством занялись все ведущие страны, в том числе и Россия. После революции, в советский период, искусство производства оловянных солдатиков было забыто на долгие годы и возрождение началось только с приходом перестройки. Появилась возможность встретить оловянных солдатиков в Петербурге, тогда ещё Ленинграде, на Невском проспекте, на раскладных столиках вместе с картинами, матрёшками, шкатулками и другими изделиями художественных промыслов. В это же время начинает свое восхождение Студия Андрея Арсеньева, которая занялась изготовлением оловянных солдатиков и военно-исторических миниатюр. Сегодня самыми успешными производителями оловянных солдатиков, оловянных миниатюр, военно-исторических миниатюр по праву считаются Петербургские мастера
Историческая оловянная миниатюра. Студия Андрея Арсеньева «Русский Витязь»

Император Троян на триумфальной колеснице
Рим; II век
Скульптор: Наталья Алексеева
Художник:Виталий Пузенко

Течёт златая колесница
По расцветающим полям
Седящий, правящий возница,
По конским натянув хребтам
Блестящи вожжи, держит стройно,
Искусством сравнивая их,
И, в дальнем поприще спокойн
Осаживая скок одних,
Других же к бегу побуждая,
Прилежно взорами блюдёт;
К одной мете их направляя,
Грозит бичём, иль им их бьёт.



Индийский принц на колеснице
Битва на реке Гидасп, 326 год до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Ольга Блохина


Рамзес второй в битве при Кадеше
Египет, 1299 год до н.э.
Скульптор: Валерий Бызов
Художник: Мария Павлова

Персидская колесница

Индийская колесница с быками, IV век до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Ионова

Боевая колесница, Китай, IV век до н.э.
Скульптор:Валерий Бызов
Художник: Мария Павлова

Боевая колесница, Ассирия X век до н.э.
Скульптор:Михаил Польский
Художник: Нина Владимирская


Царская колесница, Ассирия, Х век до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Хлимендик

Боевой слон эпохи Птолемеев

Спартанцы
Гибель царя спарты Леонида в битве при Фермопилах, 480 год до н.э.
Скульптор:Виктор Грачёв
Художник: Галина Сычева

Гладиатор, Римская империя, II век

Юлий Цезарь, Древний Рим, 46 до н.э.
Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Галина Сычева

Марк Крысобой Римский центурион, 33 год Империя Тамерлана, XIV
Скульптор: Виктор Грачёв Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Климентик

Олег Вещий, Русский великий князь, 912 год.
Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Евгения Филимонова

Рыцарь в парадном доспехе Сулейман Великолепный
Италия. XV - XVI век
Скульптор: Валерий Бызов Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Мария Павлова Художник: Юлия Мошура

Не знаю как сейчас, но во времена моего уже далёкого счастливого советского детства все мои знакомые мальчишки были страстно увлечены самыми разнообразными военными играми. До самозабвения мы часами играли тогда в танчики, самолётики и кораблики, но самой любимой была игра в солдатики . И хотя не наблюдалось тогда в нашей стране большого разнообразия игрушек, в том числе и этих маленьких фигурок, сражались мы и рыцарями и индейцами, греческими гоплитами и суворовскими чудо-богатырями, петровскими фузелерами и римскими легионерами. Просто мы сами делали для себя солдатиков – лепили из пластилина, тех воинов, которые были нам нужны, а позднее научились отливать их из свинцово-оловянного сплава. Конечно же, не мы первые придумали делать оловянных солдатиков , миниатюрные фигурки , изображающие воинов, были всегда, по крайней мере, известны такие скульптуры со времён Древнего Египта. Обаянию военной миниатюрной фигурки покорялись во все времена сердца не только мальчишек всех стран и народов, но и древнеегипетских фараонов, римских легионеров, китайских императоров, средневековых рыцарей, европейских королей и русских царей, а также и величайших полководцев современности: Фридриха II-го, Александра Суворова и Наполеона Бонапарта.

Изготавливались фигурки воинов в древности из самых разных материалов: дерева, кости, бронзы и свинца. Не все они предназначались для игры, выполняя зачастую сакральные функции. Лишь со временем, когда стала совершенствоваться технология изготовления, миниатюрные воины получили широкое распространение среди самых разных слоёв населения многих государств. В 17 веке, когда в Европе был бум оловянного производства, началось массовое изготовление фигурок предназначенных в первую очередь для детской игры. Законодателем моды стал тогда немецкий город Нюренберг, мастера которого придумали способ изготовления дешёвых плоских фигурок, отличавшихся в то же время высоким качеством и художественной выразительностью.

И в последующие столетия в европейских странах традиция производства миниатюрных солдатиков сохранялась и развивалась. Помимо игровых фигурок всё чаще многие мастера стали изготавливать настоящие произведения ювелирного искусства и скульптуры. Отметился в этом жанре даже знаменитый Карл Фаберже, мастерская которого изготавливала фигурки солдат русской армии из полудрагоценных и драгоценных камней и металлов.

И сегодня в мире продолжают существовать параллельно эти два направления: игровое и высокохудожественное, в изготовлении военно-исторической миниатюры, так теперь принято называть этот жанр современного искусства. А то, что лучшие миниатюрные фигурки являются настоящими произведениями искусства, не подлежит никакому сомнению.

Искусство военно-исторической миниатюры – очень трудоёмкое и кропотливое дело, требующее от мастера скрупулёзной точности не только в процессе лепки, формовки и отливки фигуры, но и, что самое главное, при её раскрашивании. Многослойная роспись, занимает не то что дни, а целые недели, и едва ли не месяцы кропотливого труда «на затаённом дыхании», пока, наконец, художником не будет подобрана для каждой фигурки реалистическая и исторически достоверная цветовая гамма мундира, кожи амуниции, человеческого лица и рук, и даже земли и травы.

Кроме того, что каждый мастер стремится добиться наибольшей художественной выразительности своей работы, он ещё обязан с максимально возможной точностью отобразить на фигурке мельчайшие детали обмундирования, вооружения и амуниции, в точности соответствующие реальным образцам, которые имели настоящие солдаты, настоящих армий самых разных стран и эпох. Поэтому, мастеру военно-исторической миниатюры, чтобы добиться исторической достоверности своих фигурок, приходится быть ещё и настоящим военным историком. Только тщательно изучив мундиры, награды, оружие, воинские уставы, тактику, традиции, и многие другие самые разные аспекты военной истории можно пытаться создавать реалистичную миниатюру.

В настоящее время почти во всём цивилизованном мире искусство исторической миниатюры переживает небывалый расцвет. Десятки и даже сотни выставок проводятся ежегодно, европейские и мировые конкурсы собирают тысячи участников, многие музеи основывают свои экспозиции исключительно на коллекциях исторических фигурок. Печатаются книги, выпускаются специализированные журналы десятков наименований, каталоги многочисленных фирм и фирмочек, тиражирующих тысячами фигурки самых лучших мастеров мира, работающих в бесконечно разнообразных жанрах этого искусства.

Всё это есть у них за рубежом, у нас же на Родине искусство военно-исторической миниатюры ещё живо только благодаря стараниям немногочисленных любителей-одиночек. Хотя приобщиться к этому творчеству сейчас может практически каждый, достаточно приобрести растиражированную промышленным образом фигурку, взять в руку кисть, обмакнуть её в краску, и … попытаться сотворить, в меру своей фантазии и терпения, что-нибудь ни на что не похожее.

Увлекаются собиранием солдатиков тысячи людей во всём мире, умеют их высокохудожественно расписывать уже только сотни, а создавать миниатюрные скульптуры, т.е. лепить в строгом соответствии с законами изобразительного искусства и военной истории, дано лишь единицам. Наши российские мастера по праву занимают далеко не последние места в этой мировой иерархии.

Нам остаётся только надеяться, что военно-историческая миниатюра , как жанр искусства, сочетающего в себе эстетическую и историческую значимость, возродится у нас по-настоящему, благодаря общим усилиям всех неравнодушных к истории и культуре своего Отечества.

Всё начинается с детства. Любовь к солдатикам тоже. Но они это всего лишь одна из составных частей более глобального увлечения человека историей своей Родины. Для кого-то солдатики всего лишь просто миниатюрные фигурки , облачённые в яркие мундиры , а для других – ещё и средство для более глубокого погружения в историю. Ведь создавая фигурки солдат далёких минувших эпох можно не только реконструировать материальную сторону их жизни, но и попытаться заглянуть во внутренний мир защитников Отечества.

Наверняка почти всех нас в детстве привлекали добротные наборы оловянных солдатиков, которые можно было или купить в магазинах, или увидеть в частной коллекции родственника или друга. Но встретить у кого-то такой интересный предмет, как качественная оловянная военно-историческая миниатюра , можно было довольно редко. Ведь часто профессионально раскрашенные фигурки стоили гораздо дороже, чем простые оловянные солдатики, и позволить себе покупку таких предметов могли не все. Поэтому и сегодня коллекция таких миниатюр вызывает настоящий восторг, ведь мастерски изготовленные фигурки повторяют внешность воинов разных эпох до мельчайших подробностей. Если человеку интересна история, и он хочет иметь дома коллекцию из эксклюзивных предметов, то собирание военно-исторических миниатюр из олова может стать для него любимейшим хобби.

Какие миниатюры стоит приобретать для коллекции?

Чтобы составить действительно стоящую коллекцию, начинающему коллекционеру стоит помнить некоторые советы относительно того, как выбрать качественную фигурку:

  • Не стоит покупать миниатюры на рынке или в мелких, никому не известных сувенирных магазинчиках. Как правило, продающиеся в таких местах фигурки изготовлены из некачественного сплава и имеют очень плохую и неприглядную раскраску. Помните, что настоящей коллекционной ценностью будет обладать только миниатюра, отлитая и раскрашенная талантливыми мастерами (частными или теми, которые работают в специализированных студиях).
  • Не стоит также покупать фигурки с рук (только если речь не идет о ценном антиквариате). Так вы рискуете получить поврежденные предметы с облупившейся краской, которые до того могли храниться в ненадлежащих условиях.
  • Помните, что мастерски сделанная миниатюра по определению не может стоить дешево, ведь затраты времени и труда на изготовление одного такого предмета довольно существенны. Да и качество материалов, из которых профессионалы делают фигурки, всегда высокое.

Решив коллекционировать оловянные миниатюры, всегда очень тщательно выбирайте каждый предмет для своей коллекции. В противном случае вы просто соберете набор игрушек, которые точно не будут высоко оценены опытными коллекционерами.

Оловянные фигурки в диораме

Сами по себе оловянные военно-исторические миниатюры смотрятся очень эффектно, однако коллекция может заиграть новыми красками, если использовать её для создания диорамы. Работу над диорамой ввиду её сложности доверьте специалисту, а вот фигурки для неё подберите и расставьте сами. Поскольку миниатюры очень реалистично воссоздают внешность воинов, то и вся диорама будет динамичной и будет выглядеть очень эффектно. Она послужит очень необычным и стильным украшением для гостиной или кабинета коллекционера.

Оловянная миниатюра- это, попросту говоря, оловянные солдатики. Точнее, сегодня уже далекие потомки персонажа сказки Андерсена, порой совсем непохожие на своего пращура. Думаю, всякий кто видел хрупкую миниатюрную фигурку, словно сошедшую с полотна батального жанра, в гравированных доспехах, запыленном мундире или узорчатом японском кимоно, в видимой до мельчайшей пряжки и заклепки амуниции, с почти настоящим острым стальным оружием, вероятно в последнюю очередь решится отдать ее для детских игр.


РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ XVI века

Совсем не игрушечную роль подобные замершие во всеоружии на вечном посту воины исполняли и в глубокой древности. Иногда такие же небольшие, а порой и в человеческий рост, эти изображения то охраняли гробницы властителей, то иллюстрировали могущество их армий перед послами и посетителями дворцов (вспомним погребенную глиняную армию Цинь Ши- Хуанди, шествие гвардии Бессмертных на стенах дворцов Ахеменидов, колонны войск, колесницами и осадными машинами на ассирийских рельефах, бронзовые фигурки этрусских, римских, карфагенских воинов).


РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век

Позже, уже в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях, коллекции миниатюрных воинов часто пополняли сокровищницы королей и императоров. Порой они были исполнены из золота и драгоценных камней, как, например, двор и армия Великих Моголов, из коллекции курфюрста Саксонского Августа. Император Петр III уделял командованию своей оловянной армией почти не меньше времени, чем управлению реальной Империей…


ВИТЯЗЬ

Примерно в то же время начинается история оловянных солдатиков, как детских игрушек. В первую очередь это были полурельефные «нюренбергские» фигурки, выливавшиеся в гравированных формах. Исполнялись они довольно тщательно, и были обычно весьма недешевы…


ВАСИЛИЙ III

Сегодня оловянная миниатюра делится, в основном, на игровую (не путать с игрушечной!), сувенирную и коллекционную. Первая служит для воспроизведения реальных (или же фантастических, в играх Мира Вархармера) сражений любителями военной истории и тактических игр. Коллекционная миниатюра отличается от сувенирной (производство которой поставлено на поток) предельной исторической достоверностью и эксклюзивным исполнением.


БОРИС ГОДУНОВ

Процесс создания каждой новой фигурки долгий, многоэтапный, требующий привлечения многих высококлассных специалистов. В фирмах, занимающихся оловянной миниатюрой, ему обычно предшествуют долгие консультации с экспертами по военной истории, изучения литературы, посещения музейных и архивных фондов, а иногда и исторических мест, где проходили сражения, которые предстоит воспроизвести… Главный художник определяет общую композицию, и затем начинается работа скульптора миниатюриста, который создает полноценную скульптуру, выразительную и динамичную. Далее над ней работают модельщики и формовщики (часто сложная фигурка формуется и отливается по частям, причем оружие иногда вытачивается из более твердых металлов). Сборщики обрабатывают и подгоняют друг к другу детали (а их для коллекционной фигурки может быть несколько десятков!), после чего фигурка снова возвращается к главному художнику.


ИВАН ГРОЗНЫЙ

Начинается долгий и трудоемкий процесс покраски образца, сравнимый только с работой скульптора. Фигурка покрывается грунтом и раскрашивается темперными и акриловыми красками. По существу, это ничем не отличается от обычной живописи, с той лишь разницей, что краска ложится не на холст, а на объемную поверхность: та же передача объема, светотени, портретная прорисовка лица (а размер миниатюры обычно не превышает 54- 60 мм!).


ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Конечно, тут есть свои нюансы и секреты, которые лишь со временем осваивает даже опытный художник, не работавший прежде в этом жанре. Особая задача художника-имитация фактуры каждого материала в одежде и амуниции: кожа должна выглядеть кожей, а дерево деревом, парча должна отличаться от шелка, а шерсть от холстины, сапоги могут быть потертыми, а латы начищенными до зеркального блеска…
И все это вместе должно заставить зрителя совершенно забыть о том материале, из которого отлит исторический персонаж, обретающий свою неповторимую индивидуальность!


АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

В зависимости от сложности, на роспись миниатюры уходит от нескольких дней, или недель, а то даже месяцев!.. Если фигура расписывалась по частям, то в конце работы они аккуратно склеиваются, а на подставке воспроизводится ландшафт окружающей среды или поля битвы. Бывают одиночные фигурки, но иногда делаются композиции, макеты и диорамы, воспроизводящие целые сцены, вписанные в пейзаж или исторический интерьер.


ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Роспись коллекционной миниатюры часто бывает индивидуальна и неповторима. Именно она определяет ценность фигурки, будет ли оловянная отливка дешевым сувениром, или неповторимой авторской работой, произведением декоративного искусства. И именно так_ сегодня во многих странах историческая миниатюра достигает столь высокого мастерства, сочетая ювелирное исполнение и реализм, что становится уже самостоятельным жанром искусства, сочетая в себе скульптуру, живопись, графику и дизайн…


КНЯЗЬ ИВАН III

Но сама роспись это лишь вершина айсберга. Прежде чем приступить к ней, художник должен изучить культуру и быт, искусство и орнамент, геральдику и антропологический тип народа, к которому принадлежит персонаж, причем именно в его эпоху. Такая работа- прикосновение к истории цивилизаций, постоянное расширение кругозора, приобщение к культуре разных народов, всякий раз выходящее далеко за рамки необходимой для конкретной работы информации.


ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

Историческая миниатюра становится все более популярной в мире, не только среди коллекционеров. В разных странах выпускаются посвященные ей журналы и каталоги, проводятся регулярные международные выставки. Как предмет коллекционирования, она сейчас по-прежнему престижна и элитарна. Не столько даже из-за высокой стоимости миниатюры. Ведь всерьез увлекаться ей может не любой собиратель дорогих вещей, а лишь человек глубоко знающий и любящий историю, и одновременно ценитель искусства. Весьма перспективно это направление и для экспозиций исторических музеев макет или диорама не требуют большой площади для экспонирования, но где еще можно более наглядно и детально изучить бережно воссозданный облик людей далеких эпох!


ИМПЕРАТОР КАРЛ V


КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ


КИТАЙСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ НА БОЕВОМ СЛОНЕ


БАРАБАНЩИК НА ВЕРБЛЮДЕ


КОННЫЙ СТРЕЛЕЦ (ЖИЛЕЦ)


КОРОЛЬ АНГЛИИ ГЕНРИХ VIII


КОРОЛЬ АНГЛИИ РИЧАРД I, 1190г


КОРОЛЬ ИСПАНИИ ФИЛИПП II, 1570г


КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИК XIV


КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ФРАНЦИСК I


НАПОЛЕОН БОНАПАРТ


БОРОДИНО 1812


ВИЗИРЬ


ОФИЦЕР


ПЕШИЙ ВОИН

Перекошенное, полное ярости лицо занесшего топор германца не предвещало ничего хорошего. Быть сбитым с ног в такой ситуации означало неминуемую смерть, и растерянно-испуганная поза легионера, пытающегося инстинктивно отползти назад, выражала безвыходность сложившейся ситуации. Слева и справа валялись бездыханные тела погибших товарищей – их яркие отполированные лорики сегментаты обагрились кровью.

Воюющие в Тевтобургском лесу германцы и римляне не были одиноки. По правому флангу, распугивая всех грозными медвежьими шапками, на них шла в штыковую Старая гвардия Наполеона. Левее нарезала круги татарская конница, готовясь попотчевать и тех, и других бурным градом стрел. С тыла окружение довершали пехотинцы РККА, сноровисто заряжавшие пулемет «Максим», а единственный оставшийся путь к отступлению отрезал обрыв гигантских размеров, отделенный, впрочем, слоем миллиметрового стекла.

Полка была забита донельзя – вздохнув, я поплелся к организаторам с запросом открыть еще какую-нибудь витрину, чтобы поставить бюст британского летчика, покраска которого завершилась только вчера. Подготовка к открытию выставки военно-исторической миниатюры была в самом разгаре.

Предпосылки к исторической миниатюре стали зарождаться очень давно. У нас есть все основания полагать, что объемные изделия, изображающие воинов (используемые в игровых, ритуальных или декоративных целях) возникли как минимум с появлением первых известных нам цивилизаций, однако самые древние находки (обнаруженные в Египте) датируются примерно 2000 годом до нашей эры.

Начиная с этой отметки, материальная культура древних обществ регулярно поставляет нам миниатюрные фигуры воинов, этих «протосолдатиков» давно забытых времен. Некоторые находки (воистину грандиозные по своим масштабам), правда, не соответствуют правилу «миниатюрности», но менее интересными от этого не становятся. Широко известна «Терракотовая армия», обнаруженная в 1974 году. Она представляет собой грандиозное захоронение более чем из восьми тысяч керамических фигур ростом по 190-195 сантиметров.

Изделие из глины, найдено на Кипре, дата изготовления – около VIII века до н.э., ныне обитает в Лувре

Курган Лишань, в котором покоились статуи, является захоронением Цинь Шихуанди, первого императора Цинь. Здание основанной им империи оказалось недолговечным и рухнуло уже через четыре года после смерти легендарного властителя. Сам Шихуанди, судя по всему, не испытывал иллюзий относительно прочности созданного им государства, в пользу чего говорит тот факт, что он отказался от популярного тогда обычая хоронить с собой тысячи лучших солдат. Подобное могло спровоцировать никому не нужные бунты, и император повелел изготовить их копии.

Терракотовые воины изготавливались в мастерских по всему Китаю. Каждая из найденных статуй обладает собственными чертами лица. Мало того, физиогномические характеристики соответствуют различным народностям, населявшим китайские земли. Имела ли каждая фигура конкретного «живого» прототипа из настоящих воинов, неизвестно, но подобное представляется вполне возможным. Что же до высокого до избыточности роста фигур, то он, судя по всему, продиктован мыслью, что хуже от этого точно не будет.


Откопанные и приведенные в порядок археологами воины «Терракотовой армии»

Вернемся к миниатюре. Единичные фигурки солдатиков находились и в эллинском мире, и в Римской империи. Не стали исключением и средние века. Судя по атрибутике находок, детям для игры или взрослым для обучения или церемониальных целей хватало единичных экземпляров. Первые сведения о появлении коллекций датируются только XIV веком. Хорошие солдатики были делом весьма дорогим, что предопределяло дворянский или королевский характер увлечения. Широко известны коллекции императора Священной Римской империи Максимилиана I и дофина Луи (будущего короля Франции Людовика XIII), насчитывающие сотни фигур. Но уже через сотню лет это количество выглядело смехотворным – коллекционирование развивалось, набирало силу и глубину.

Конная статуэтка, найденная в Тибре. Изготовлено в I-III веках н.э., ныне хранится в Британском музее. Скорее всего, в композиции присутствовала еще одна лошадь, но мы ее уже никогда не увидим

Не обошло модное веяние и двор Романовых. Кафтаны менялись на иностранное платье, меховые шапки на треуголки и плюмажи. Не могли остаться без внимания и солдатики – увлечение стремительно шествовало по аристократическим жилищам, успешно завоевывая популярность.

Все знают случай с показательной казнью крысы при Петре III – негодница покусилась на коллекцию фигурок из сахарной ваты. Свои коллекции имели и прославленные военачальники, в число которых входил, например, фельдмаршал Суворов.

Популярность солдатиков среди аристократов росла из основной деятельности дворянства (по крайней мере, пока оно не начало загнивать) – военной деятельности. Фигурки были важнейшим визуализирующим элементом в обучении и воспитании будущего офицерства и генералитета. Расставленные нужным образом солдатики могли доходчиво показать преимущества того или иного построения, ими можно было воспроизводить классические сражения вроде Канн или Марафона. Но, что намного важнее, фигуры вооруженных людей с малых лет прививали любовь к военному делу, интерес к орудиям, кавалерии и пехоте, к лихим атакам и мушкетным залпам. Опрокидывающийся во время игры «убитый» солдатик был первой ступенькой психологической подготовки к зрелищу массовой гибели людей, к оторванным ядрами конечностям и стонам смертельно раненых.

Петр III за игрой в солдатики, Санкт-Петербургский Музей Восковых Фигур

Рост популярности солдатиков совпал и с эпохой появления регулярных армий. Это была неизбежная реакция предметов материальной культуры на структурно-организационные изменения. Теперь ряды ярко окрашенных в один и тот же цвет фигур олицетворяли новые порядки. В них воплощалась чеканная поступь пехотных батальонов, единообразие формы и пугающая, но неизбежная эффективность войны нового типа.

Великая французская революция начала новую эпоху. Армии теперь стали не только регулярными, но и массовыми – их численность стабильно росла. Отгремели наполеоновские войны, непосредственно познакомившие с войной значительный процент населения. Не отставали и солдатики – количество производителей росло с каждым годом, а качество все улучшалось.

Соверменная Нюрнбергская миниатюра фирмы Berliner Zinnfiguren

Символом этого времени стала Нюрнбергская миниатюра, традиции которой не умерли и поныне. Она родилась еще в 1770-х годах, когда Иоганн Хильперт сумел наладить массовое производство качественных солдатиков за относительно небольшие деньги. Секретом успеха была технология оловянного литья и большие (по тем временам) тиражи, быстро приведшие новинку к популярности. Миниатюры были плоскими (около 1 миллиметра), но довольно проработанными – мастер мог вложить в скульптуру массу времени и энергии, а литье размножало продукт до тех пор, пока терпела форма.

Сама идея плоской оловянной игрушки была не нова и восходила еще к XVI веку, но тут она вошла в контакт с энергией Хильперта и сопутствующими обстоятельствами (расцветом регулярных армий), и начался «миниатюрный бум», быстро перекинувшийся за пределы Нюрнберга. На рубеже XVIII и XIX веков Германия представляла собой лоскутное одеяло из сотен княжеств и королевств. Широко ходила поговорка, что она является крупнейшим поставщиком востребованного колониального товара – немцев.

Это соответствовало действительности – гессенцы воевали с американскими колонистами, прусские крестьяне переезжали в Поволжье в погоне за выгодными условиями, предоставленными им Екатериной II. Но был еще один товар: может, не такой важный, но от этого не менее узнаваемый – оловянные солдатики.

Плоская миниатюра фирмы «Хайнрихсен»

К середине XIX века большая часть миниатюр, продаваемых в Европе и США, была немецкого производства. Глядя на такой успех, повсюду поднимали голову и местные производители. Они не могли мгновенно догнать вырвавшегося вперед сумрачного тевтонского гения, но закладывали основы для собственных традиций производства оловянных солдатиков.

«Плоская» миниатюра не была одинока – примерно в то же время, в конце XVIII века, недалеко от нее расправляла крылья и объемная. Придумали ее, правда, французы, да и популярность она набирала медленнее, но в глобальном итоге 3D-фигурки все же вытеснили нюрнбергское детище, и, что характерно, вновь руками немцев.

Победоносное наступление «объемной» миниатюры началось в Дрездене благодаря предпринимателю Густаву Хэйде, чья фирма была основана в 1870 году. Судя по всему, Хэйде использовал удачную обстановку Франко-прусской войны – момент для производства милитаристских игрушек был идеальный. Самые продвинутые модели предполагали возможность смены голов, изменения поз и снятия амуниции.

Набор фирмы Густава Хейде

К 20-м годам XX века действующий ассортимент фирмы переваливал за тысячу наборов. К сожалению, завод с литьевыми формами, документацией и немалым числом продукции был полностью уничтожен во время Второй мировой – свободнопадающие бомбы не умели отличать фабрики игрушек от военных целей. Да и сам город следовало разрушить как можно сильнее, дабы предотвратить его использование в качестве узла транспортной системы.

После Второй мировой утверждается масштаб «54 миллиметра» (расстояние от подошвы до середины глаз фигурки), он же 1/32, являющийся одним из наиболее популярных и на сегодняшний день. В то время он являлся золотой серединой – позволял достаточно подробно и богато изображать мелкие, ажурные детали вроде наград, кокард и аксельбантов и в то же время не являлся «дорогим». Для разрушенной войной Европы это было важно. Сегодня «54-й масштаб» жив и постоянно пополняется, но потихоньку уступает место более крупным.

Масштаб «54 миллиметра». Линейка иностранная, в дюймах

Связано это, скорее всего, с двумя вещами. Во-первых, дело в европейской экономике – у нее могут встречаться определенные проблемы, но речь идет далеко не о скромных 50-х. Рост масштаба фигурок (а, значит, и уровня проработки) есть процесс отмирания традиций, который не может быть мгновенным – коллекционеры, на которых базируется львиная доля рынка, – среда консервативная.

Сегодня мы видим, как этот рост преодолевает старые привычки и пробивает дорогу масштабам покрупнее, таким, как «75 мм», «120 мм» и так далее.

Что же до второго фактора – те любители, что предпочитают собственноручно браться за кисть, отвергая фабричную работу (которая почти никогда не блещет качеством) и нанимать художников, просто стареют. У них портится зрение, и им удобнее работать с «тем, что покрупнее». К сожалению, после недавнего ухудшения экономической обстановки все, что сказано выше, относится лишь к зарубежному рынку – в СНГ по-прежнему правят бал масштабы поменьше, и «54-й» и не думает сдавать позиции.

Виньетка на Англо-зулусскую войну, вылеплена и расписана миниатюристом Jose Hidalgo

К счастью, в России существует достаточно большое количество местных фирм, и отечественный потребитель имеет возможность покупать военно-историческую миниатюру по адекватным ценам. Последние, конечно, растут, ведь смола (являющаяся материалом для литья) хорошего качества дорожает вместе с падением рубля, но пока что рост цен продукции отечественных фирм держится на вполне приемлемом уровне.

Принцип изготовления «тиражной» миниатюры мало изменился – все те же стадии «скульптура, формовка, литье» и роспись в конце. Изменился уровень. Скульпторы получили доступ к лучшим материалам для лепки, технологии литья претерпела позитивные изменения. Результатом стал резкий скачок качества: ажурных мелочей стало больше, возросла и «живость» поз, лиц и прочего – это связано с развитием самой индустрии военно-исторической миниатюры.

Форма с готовыми отливками. Фотография Михаила Шора

Красиво и реалистично лепить люди умели еще в античности, а вот чтобы это умение проявилось и в фигурках (причем массовых), нужен был рост рынка. Когда вырос рынок, стали приходить и профессиональные скульпторы. Они подняли планку, и вывели миниатюру на новый уровень. Теперь это был не обычный солдатик, застывший в скучной и схематичной позе, а нечто на грани ремесла и искусства.

Преодолеть эту грань миниатюре помогает роспись. Придавая фигурке цвет, художник возводит ее на новый визуальный уровень. Неудачной покраской можно легко испортить идеальную скульптуру, а удачной – сильно улучшить среднюю.

Существуют разные техники покраски миниатюры (маслом, темперой и пр.), но наибольшую популярность в последнее время приобрел водный акрил. Его ценят за быстрое высыхание и яркость цветов (которую, впрочем, можно легко приглушить, если в этом возникнет нужда). За это приходится платить слабой устойчивостью к механическому воздействию – трогать расписанную художником коллекционную фигурку руками нельзя. Но учитывая, что военно-историческая миниатюра для игр не предназначена, подобное является лишь досадной мелочью.

Ведьмы от испанской фирмы El Viejo Dragon

Наиболее распространенными материалами для тиражирования фигурки являются эпоксидная смола и «белый металл» – сплав, напоминающий олово. Любопытно различие предпочтений. Художники больше любят смолу. С нее хуже слезает краска, она позволяет выполнять более ажурное литье и обладает существенно меньшим весом – держать металлическую отливку во время долгой и кропотливой росписи рука устанет.

Коллекционеры же, как правило, славятся любовью к металлу – они не сталкиваются со всем вышеперечисленным, зато ощущать «приятную тяжесть» им нравится. Существуют, конечно, люди, совмещающие в себе качества художника и коллекционера (и их, кстати, большинство), но их можно смело отнести к группе художников – мировоззренческая пропасть между этими двумя категориями настолько глубока, что про это можно было бы написать отдельную статью.

Работа студии «Русский Витязь»

Что же до росписи, то в мире существуют самые разнообразные школы. Приятно знать, что одна из них создана (и прочно пребывает) в России, а именно, в Санкт-Петербурге. В народе она так и называется – «Питерская школа», основательницей которой является знаменитая студия «Русский витязь». Ее отличительной особенностью являются узоры. Как можно большее количество витиеватых узоров!

Подобный подход имеет несколько вытекающих друг из друга последствий. Кардинально увеличивается время работы над фигуркой – «питерские художники» могут корпеть над одной работой месяцами. К тому же, многие из работ подобных студий являют собой единичные эксклюзивы, а не «тиражные» фигурки. Это приводит к резкому удорожанию стоимости «питерской» миниатюры, что и определяет ее потребителя. Коллекционирует такие миниатюры, как правило, небольшое количество сверхбогатых людей. Тем не менее, «Питерская школа» известна на весь мир и регулярно берет призы на престижных зарубежных конкурсах.

Посвященные же знают, что в Кремле, в темной маленькой комнатке стоят рядочками такие оловянные бюсты. И каждый из них уникален. Думаете, почему «в одном экземпляре»?
Потому что в каждый бюстик, в самую сердцевину, запаяна капелька крови того, с кого бюст делался. Капелька со всем тщанием переносится к тиглю с кипящим оловом, и сосудик, украшенный енохианскими печатями, опрокидывается над раскаленным металлом. Кровь маленьким рубином сверкает в отбликах свеч и с шипением падает в серебристый металл. По олову проходит дрожь, узы подобия невидимыми нитями связывают мертвое олово и живую плоть. И с этого момент Игорь Иванович Сечин уже не принадлежит себе.
(с) Журналист и переводчик Григорий Николаев

Выглядят работы «питерцев» чрезвычайно эффектно, хотя и не лишены недостатков. Мания покрытия узорами очень часто идет в ущерб всему остальному (например, проработке кожи и выражению лиц), а иногда идет и поперек здравого смысла. Пока речь идет об исторических эпизодах, подразумевающих любимые «Питерской школой» узоры, все отлично. Этот стиль как будто создан для фигурок каких-нибудь турок, персов, московитов XVII века. Но подчас можно встретить, например, расписанного узорчиками и вензелями тевтонца, что выглядит совершенно дико.

Большинство же художников старается работать в ярком, контрастном и не пресыщенном страстью делать узоры ради узоров стиле. Его часто называют «Испанской школой». Выполненные таким образом работы составляют костяк любой серьезной выставки военно-исторической миниатюры.

Скромная работа автора статьи. Производитель фигурки – фирма Chronos Miniatures

Кстати, о выставках – их календарь в европейской части России составлен так, что почти каждые 2-3 месяца проводится минимум одно мероприятие численностью более 200 участников. Некоторые из них демонстрируют весьма хороший уровень работ, но посвящены либо стендовому моделизму в целом, либо миниатюре в ее широком понимании. Профильная крупная выставка у военно-исторической миниатюры только одна – «Армия на ладони», которая стабильно проходит в Москве каждый сентябрь. Любой желающий может совершенно бесплатно прийти туда и своими глазами узреть работы лучших художников по военно-исторической миниатюре в стране – быть может, это станет началом большого и крайне интересного увлечения.

Список ссылок для желающих погрузиться в мир миниатюры:

http://www.modelsculpt.org/ – главный русскоязычный форум по теме. Есть разделы по росписи, скульптуре, обсуждению техник и ветки, посвященные вопросам исторической достоверности. Проводятся конкурсы, многие из крупных художников СНГ на регулярной основе размещают там свои работы. Есть раздел по фирмам-производителям с обсуждением новинок.

http://chronos-miniatures.com/ – отечественный производитель военно-исторической миниатюры. Лучший (на мой взгляд) подбор прототипов солдатиков – от древних вавилонян до 1945 года. Ценен тем, что делает наиболее интересных персонажей, разбавляя ряды попсовых фигурок чем-то интересным. Старается при каждом удобном случае «обвесить» солдатика как можно сильнее – ранец, лопата, луки, мечи, топоры – в зависимости от исторического периода. Главное, чтобы смотрелся как можно более навьюченным. Это хорошо, хотя такая фигурка и будет сложнее в росписи.

http://ekcastings.com/rus/ – отечественный производитель из Екатеринбурга. Идеальный вариант для новичков – стоит дешево, сами фигурки рельефные, прототипы интересные, в случае неудачи – не жалко.

http://www.clubtm.ru/ – крупнейший магазин в СНГ, находится в Москве. Обычно имеется в наличии полный спектр инструментария и расходных материалов. Ассортимент миниатюры тоже велик, регулярно возят новинки.

http://magazin-soldatikov.ru/ – главный магазин в Петербурге. «Заточен» конкретно под военно-историческую миниатюру, поэтому цены там гуманнее, ассортимент – интереснее. Вообще, Москва (в СНГ), вне всякого сомнения, является столицей стендового (модели танков, самолетов, и пр.) моделизма, а Петербург – столицей миниатюры. Поэтому, существенно уступая вышеозначенному магазину в Москве в плане масштабов, питерский значительно обгоняет его в вопросах редкости и интересности продаваемой продукции.

http://www.puttyandpaint.com/ – англоязычная галерея работ. Так как там публикуются лучшие художники со всего мира, уровень гораздо выше, чем даже на лучших выставках в СНГ. Публикуются в том числе и лучшие из русскоговорящих художников, смотрятся молодцом.

Если вы хотите начать собирать собственную коллекцию, а браться за кисть мешает отсутствие желания или времени, можете написать автору статьи и обсудить роспись на заказ –