Данный комплекс работ проводится согласно требованиям в соответствии с Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (постановления Правительства Москвы № 450-ПП от 17.06.03 г., № 666-ПП от 28.09.04, № 219-ПП от 28.03.06 г.) . В городских водоемах за счет постоянного техногенного воздействия образуется мощный загрязненный иловый осадок, состояние которого не отвечает требованиям Роспотребнадзора и является вторичным источником загрязнения.

Проводимые мероприятия по реабилитации и благоустройству прудов, рек, ручьев приводят водные объекты в состояние экологического равновесия, что положительно отражается на флоре и фауне водоемов и прибрежных территорий.

Экологическая реабилитация водоемов включает в себя:

    осуществление проектно-изыскательских работ

    очистка ложа водоема от загрязненных отложений;

    проект гидроизоляции прудов, дноукрепление;

    аккумуляция и очистка дренажных и ливневых вод, подпитывающих водоёмы

    рекультивация водосборных территорий;

    проект берегоукрепления, противооползневые и противоэрозионные мероприятия

    заселение водоемов гидробионтами, высадка водной растительности;

    экологическую реабилитацию и благоустройство пойменных территорий;

    благоустройство, озеленение, ландшафтный дизайн прибрежных и рекреационных зон.

Проект экологической реабилитации включает в себя:

  • описание объекта: полевые обследований прилегающих территорий, картографирование, составление отчета;
  • лабораторные исследования:отбор и анализ проб;
  • рекомендации по техническому и биологическому этапам реабилитации водоемов;

Экологическая реабилитация состоит из нескольких этапов:

1.Этап подготовительных работ;

Проводится изучение гидрогеологических характеристик водоема, его морфологических параметров (глубины, рельефа дна), отбор проб воды и иловых отложений для лабораторного анализа на предмет химического загрязнения.

2.Этап технической реабилитации водоема;

В зависимости от размеров водоема, наличия гидротехнических сооружений, гидрогеологических характеристик местности и ряда других обстоятельств, определяется необходимость в механической очистке ложа водоема от иловых отложений.

3. Этап биологической реабилитации;

Природный водоем представляет собой сбалансированную экосистему, в которой действуют механизмы самоочищения.

Заселение воды живыми организмами-гидробионтами выполняется по результатам биотестирования водоема. Подбирается для заселения видовое сообщество таких микроорганизмов, беспозвоночных, моллюсков, которое позволяет восстановить гидроэкосистему водоема.

4. Создание (восстановление) береговой экосистемы;

Правильно расположенные и сформированные зоны береговой во многом определяют в дальнейшем качественный состав воды. Помогают сформировать природный ландшафт обеспечить кормовой базой биоту водоема. Восстановление в береговой зоне определенного вида зеленых насаждений и различных живых организмов благоприятно сказываются на экосистеме водоемов.

5. комплексное благоустройство прилегающей территории;

От окружающей территории во многом зависит и качественный состав воды в пруде. При экологической реабилитации необходимыми условием является правильная планировка территории, обеспечивающая удобные подходы к воде, смотровые площадки, распределение рекреационной нагрузки. Исключение попадание сточных вод в акваторию.

В основу проектирования так же заложен системный социально-экологический подход, учитывающий, что водные объекты это сложные механизмы, функционирующие по законам природы, но расположенные в условиях города, для которых характерны постоянные негативные экологические процессы.

Обязательными условиями при экологической реабилитации водоемов являются - инженерно-экологические , инженерно-геологические изыскания.

Для разработки проекта Исполнителю необходимо получить от Заказчика следующие

· осуществление проектно-изыскательских работ (описание объекта: полевые обследований прилегающих территорий, картографирование, составление отчета; лабораторные исследования:отбор и анализ проб; рекомендации по техническому и биологическому этапам реабилитации водоемов)

  • очистка ложа водоема от загрязненных отложений;
  • проект гидроизоляции прудов, дноукрепление;
  • аккумуляция и очистка дренажных и ливневых вод, подпитывающих водоёмы
  • рекультивация водосборных территорий;
  • проект берегоукрепления, противооползневые и противоэрозионные мероприятия
  • заселение водоемов гидробионтами, высадка водной растительности;
  • экологическую реабилитацию и благоустройство пойменных территорий;
  • благоустройство, озеленение, ландшафтный дизайн прибрежных и рекреационных зон.
  • Экологическая реабилитация состоит из нескольких этапов:

    1.Этап подготовительных работ;

    Проводится изучение гидрогеологических характеристик водоема, его морфологических параметров (глубины, рельефа дна), отбор проб воды и иловых отложений для лабораторного анализа на предмет химического загрязнения.

    2.Этап технической реабилитации водоема;

    В зависимости от размеров водоема, наличия гидротехнических сооружений, гидрогеологических характеристик местности и ряда других обстоятельств, определяется необходимость в механической очистке ложа водоема от иловых отложений.

    3. Этап биологической реабилитации;

    Природный водоем представляет собой сбалансированную экосистему, в которой действуют механизмы самоочищения.

    Заселение воды живыми организмами-гидробионтами выполняется по результатам биотестирования водоема. Подбирается для заселения видовое сообщество таких микроорганизмов, беспозвоночных, моллюсков, которое позволяет восстановить гидроэкосистему водоема.

    4. Создание (восстановление) береговой экосистемы;

    Правильно расположенные и сформированные зоны береговой во многом определяют в дальнейшем качественный состав воды. Помогают сформировать природный ландшафт обеспечить кормовой базой биоту водоема. Восстановление в береговой зоне определенного вида зеленых насаждений и различных живых организмов благоприятно сказываются на экосистеме водоемов.

    5. комплексное благоустройство прилегающей территории;

    От окружающей территории во многом зависит и качественный состав воды в пруде. При экологической реабилитации необходимыми условием является правильная планировка территории, обеспечивающая удобные подходы к воде, смотровые площадки, распределение рекреационной нагрузки. Исключение попадание сточных вод в акваторию.

    К рекультивационным мероприятиям также относится искусственное разведение и последующий выпуск в среду обитания мальков в первую очередь тех видов рыб, которым был причинен наибольший ущерб и популяции которых либо уже достигли, либо стоят на границе того количества при котором ее самовосстановление становится невозможным.

    Следующий вид рассматриваемых мероприятий – это хозяйственные мероприятия, одним из которых является рациональное природопользование. Природопользование в любой отрасли строится на следующих принципах: принцип системного подхода, принцип оптимизации природопользования, принцип опережения, принцип гармонизации отношений природы и производства, принцип комплексного использования.

    Кратко рассмотрим эти принципы.

    Принцип системного подхода предусматривает комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций. К примеру, рациональное использование орошения повышает плодородие почвы, в то же время приводит к истощению водных ресурсов. Сбросы загрязнителей в водоемы оцениваются не только воздействием на биоту, но и определяют жизненный цикл водных объектов.

    Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии целесообразных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. Разработка ископаемых имеет преимущество перед шахтной добычей по степени использования сырья, но приводит к утрате плодородия почв. Оптимальным при этом является сочетание открытых разработок с рекультивацией и восстановлением земель.

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - комплекс мероприятий, искусственных мер, направленных на получение природных ресурсов в ранее естественно наблюдавшемся количестве.[ ...]

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - комплекс мероприятий, направленных на получение природных ресурсов в относительно прежнем количестве. Достигается с помощью искусственных мер после полного или частичного истощения этих ресурсов (например, реинтродукция растений, реакклиматизация животных, восстановление лесов и т. п.).[ ...]

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - доведение запасов тех или иных видов природных ресурсов до уровня, предшествовавшего их истощению в результате хозяйственной деятельности человека.[ ...]

    Сохранение и восстановление природной среды ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.[ ...]

    Так как характер восстановления природных объектов обусловлен реальным процессом развития антропогенных изменений, то организационнотехнические принципы восстановления ПТГ должны бытЕ обоснованы с точки зрения обеспечения и поддержания экологической безопасности на требуемом уровне (рис. 10.3, а).[ ...]

    Острота проблемы восстановления природной системы на Севере связана с особенностями строения БГЦ, одновременным разрушением при сильных механических воздействиях растительности и почвы. При естественном возобновлении растительность проходит сукцессию, начиная нередко с пионерной стадии, постепенно воссоздавая адекватную почву, также преобразуемую по мере прохождения сукцессии. Это занимает довольно продолжительный период. Для его ускорения необходимо сократить число стадий естественного самовосстановления, что достигается применением ряда сельскохозяйственных приемов.[ ...]

    Естественные процессы восстановления природных систем после нефтяного загрязнения весьма продолжительны но времени, а главными агентами их самоочищения являются естественные деструкторы - углеводородокисляющие микроорганизмы , растения и ряд насекомых.[ ...]

    Высокотемпературное каталитическое восстановление осуществляют в присутствии газов восстановителей: водорода, оксида углерода, углеводородов (пары керосина, нефтяной ип-риродный газ). Для начала реакции газы должны быть нагреты в зависимости от природы катализатора и восстановителя до 200 - 480°С. Нижний предел соответствует восстановлению NOx водородом при использовании в качестве катализатора платины на носителе. Температура 480°С необходима при восстановлении природным газом . Оксиды азота восстанавливаются до N2. Другими продуктами реакции могут быть вода и диоксид углерода.[ ...]

    Свою деятельность фирма «КОНЭКО» не ограничивает восстановлением природного ландшафта и нормативного уровня окружающей среды. Ее деятельность также направлена на разработку и организацию производства биопрепаратов для диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека и животных, вызванных нарушениями экологии. Фирма инвестирует средства в разработку новых биопрепаратов для выявления бактериальных загрязнений, экспресс-диагностики, профилактики и лечения дисбактериозов и иммунодефицитов. Начаты исследования по разработке новых биопрепаратов для выявления бактериальных загрязнений в продуктах питания и технологической воде.[ ...]

    В деятельности, направленной на рациональное использование, сохранение и восстановление природных богатств, можно различать два направления, которые мы предложили называть - дифференцированная и интегрированная охрана природы (Л. Шапошников, 1971).[ ...]

    Конструктивное воздействие - человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д.[ ...]

    В перечень необходимых мероприятий входят измерение и оценка эффективности работ по восстановлению природной среды, мер по ослаблению отрицательных воздействий, а также ведение документации - журналов, отчетов, фотоматериалов, карт.[ ...]

    Развивая высказанную мысль, можно сформулировать сущность понятия «охрана окружающей природной среды». Это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.[ ...]

    Заказники - территории, создаваемые на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др.[ ...]

    Страхование является инструментом дополнительного внебюджетного финансирования мероприятий по сохранению качества природной среды и природных ресурсов. Задача страхования в области природопользования состоит в аккумулировании средств предприятий для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов, возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования, а также для проведения превентивных мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.[ ...]

    Разведка и разработка нефтяных месторождений сопряжена с непреднамеренным негативным воздействием на компоненты окружающей природной среды (ОПС). В связи с этим проблема предотвращения загрязнения и возможной деградации экосистем является весьма актуальной. Одним из непременных условий предоставления горного отвода для разработки месторождений углеводородного сырья является обеспечение ведения горно-экологического мониторинга . Согласно Федеральному закону производственный экологический мониторинг (ПЭМ) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе разработки месторождений мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством, для оценки изменения в динамике состояния экосистем и прогноза их качества на перспективный период. Анализ результатов исследований, приводимых в научно-технической литературе, показывает, что, в большинстве случаев, ПЭМ ограничивается установлением состава и концентрации загрязнителей, а также динамикой их накопления за определенный период наблюдений.[ ...]

    Госкомэкология РФ совместно с другими министерствами и ведомствами готовит ежегодно Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Он является официальным документом и направлен на обеспечение государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Доклад содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов. Доклад должен служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также экологических программ. Структура гос-доклада отражает комплексный характер информации об. окружающей природной среде.[ ...]

    Спуск загрязненных промышленных сточных вод в водоемы вызывает в них ряд последовательных реакций, которые в своей совокупности приводят к восстановлению природных качеств водоемов. Эти процессы называются самоочшцающей способностью водоема.[ ...]

    При строительстве скважин в таких зонах необходимо повсеместно соблюдать весь комплекс природоохранных мероприятий и мер, направленных на восстановление природной среды после окончания ведения буровых работ.[ ...]

    При потере одного или группы видов в результате их уничтожения (антропогенное исчезновение местообитаний, реже вымирание) достижение климакса не является полным восстановлением природной обстановки. Фактически это новая экосистема, потому что в ней возникли новые связи, утеряны многие старые, сложилась иная «притер-тость» видов. В старое состояние экосистема вернуться не может, так как утерянный вид восстановить невозможно.[ ...]

    Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения», устанавливающий его цели, задачи и структуру. Данная система ГОСТов состоит из комплексов и групп взаимосвязанных стандартов, направленных на регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, сохранение и восстановление природных ресурсов и определяет организационные, технические, методические и другие требования по охране окружающей среды (табл.1).[ ...]

    Переход государственной политики на рыночные отношения не является панацеей от экологических разрушений, поскольку каждый хозяйствующий субъект заинтересован в низких затратах и высокой прибыли, а издержки на восстановление природной среды сдерживают рост прибыли. Поэтому независимо от уровня развития рыночных отношений каждое государство в лице своих институтов должно прогнозировать стратегию долгосрочного устойчивого развития, заботясь о разумном сдерживании экономического роста, сопровождающегося неэффективным использованием природных ресурсов.[ ...]

    Если следовать предположению, что срок обработки нефтегазовых месторождений Тимано-Печорского региона составляет 30-50 лет и добавить к этому сроку время предварительной подготовки к освоению месторождений и время восстановления природных комплексов после окончания нефтегазовых разработок, то общее время для подсчета “ущербов” составит 100-150 лет.[ ...]

    ОХРАНА ПРИРОДЫ - 1. Совокупность международных, государственных, региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий, направленных на региональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах существующих и будущих поколений людей. 2. Комплексная дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения и восстановления природных ресурсов. Включает как главные разделы охрану земель (почв), вод, атмосферы и живой природы.[ ...]

    Запасы залегающих на западе США угольных пластов оцениваются в 188 млрд. т. Примерно 14% этих запасов могут разрабатываться открытым способом, и к тому же уголь этих месторождений содержит незначительное количество серы. Главной проблемой при разработке этих ресурсов является охрана и восстановление природного ландшафта. Монтане, например, добыча 1 млн. т угля приводит к нарушению естественного ландшафта на площади 18,5 га.[ ...]

    Наиболее перспективным и часто единственно возможным способом является применение биологических технологий, основанных на использовании микробных биопрепаратов. Биотехнологии отличает экологическая чистота и, как следствие, экономичность, так как при их использовании отпадает необходимость в восстановлении природных экосистем, неизбежном при механическом, пирогенном и других подходах.[ ...]

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимает «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».[ ...]

    Попытки учесть экологические аспекты в экономике не привели к коренному перелому в решении проблемы сбалансированного взаимодействия общества и природы: разрушение элементов биосферы продолжается. Природоохранная деятельность не стала органической частью природопользования и постоянно отстает от социально-экономического развития общества, а разрыв между разрушением и восстановлением природной среды увеличивается.[ ...]

    Однако прогнозы состояния сложных систем, таких как суперсистема биосфера-человечество, нужны прежде всего для практических целей. Мало с помощью моделей выбрать оптимальный сценарий будущего развития. Необходимо разрабатывать программы управления такими компонентами суперсистемы, как тип экономики, численность людей в целом и по регионам, затраты на очистку среды, здравоохранение, охрану и восстановление природных экосистем и множество других. Ясно, что глобальные модели могут дать для таких программ только ориентировочные показатели, достижение которых желательно. Такие программы в принципе не могут быть четкими планами действий, поэтому в процессе их реализации необходим постоянный контроль за результатами тех или иных действий, их своевременная корректировка.[ ...]

    Природоохранные затраты - это расходы на природоохранные мероприятия (снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и земель; мелиорация и рекультивация земель; рациональное ведение лесного хозяйства и т. п.). Одной из главных особенностей оценки экономической эффективности мероприятий по охране ОС является то, что ее (эффективность) недопустимо определять на основании анализа деятельности только в базовом году, ибо восстановление природной среды - процесс длительный. Поэтому различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от проведения средозащитных мероприятий.[ ...]

    Эффективность законов снижается, если в них не проработаны правила поведения субъектов юридического права. Например, законы, регулирующие возмещение ущерба, оставляют природу на произвол судьбы, если в них нет предписаний относительно способов использования взыскиваемых с ответчика компенсационных сумм. В работе описывается случай, когда истец (Саратовский областной комитет по охране природы), получив с ответчика крупную сумму в порядке возмещения ущерба, не посчитал нужным организовать работы по воспроизводству нарушенной природной среды (ликвидация последствий аварии на трубопроводе). Автор работы , анализируя данный случай, высказывает следующее предложение - закрепить в Законе специальное положение о том, что в подобных аварийных ситуациях суд удовлетворяет исковое требование при условии, что истец принимает на себя документально оформленное обязательство произвести в определенный срок работы по восстановлению природной среды, используя для этого полученные деньги. В противном случае они должны быть перечислены тому, кто возьмет на себя труд провести такие работы.

    Представляют собой совокупность мер и мероприятий, которые направлены на снижение и устранение негативного воздействия человеческой жизнедеятельности на окружающую природу. Основными направлениями данных комплексов является защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных водных ресурсов, меры по охране почвенных покровов, а также защита лесных массивов.

    Все мероприятия по охране окружающей среды можно разделить на несколько категорий:

    1. Экономические.

    2. Естественнонаучные.

    3. Административно-правовые.

    4. Технико-производственные.

    В зависимости от области воздействия, мероприятия по охране окружающей среды можно классифицировать как региональные, общегосударственные и международные. Подобные комплексы позволяют различным организациям осуществлять мониторинг природы, принимать надлежащие решения и эффективно воплощать их. Результатом данных мер становится сокращение опасности исчезновения жизни на Земле, правовое регулирование целесообразного и эффективного использования различных природных ресурсов, защита редких представителей флоры и фауны.

    Перечень мероприятий по охране окружающей среды, направленных на защиту атмосферного воздуха:

    1. Использование топлива, материалов и сырья, позволяющих сократить выброс вредных веществ, разработка методов применения экологически чистых возобновляемых источников энергии.

    2. Приобретение нового оборудования, отвечающего заданным стандартам. Внедрение технологий по более эффективной переработке и использованию добытых материалов, веществ и топливных ресурсов.

    3. Внедрение установок для рециркуляции отработанных и дымовых газов как промышленного, так и индивидуального характера.

    4. Разработка систем очистки и нейтрализации а также систем по измерению и контролю содержания вредных веществ в них.

    5. Улучшение условий для рассеивания выбросов, удаление неорганизованных и сокращение организованных источников выбросов.

    Мероприятия по охране окружающей среды, направленные на защиту водных ресурсов планеты:

    1. Строительство новых и модернизация старых комплексов по сбору, очистке, транспортировке и выпуску сточных вод.

    2. Разработка скважин водоснабжения.

    3. Создание и поддержание требуемого режима по содержанию а также обеспечение надлежащих санитарных норм в местах водозаборов.

    4. Устранение загрязнений подземных и поверхностных вод сточными водами и продуктами жизнедеятельности животных и человека.

    5. Очистка, нейтрализация сточных вод.

    Мероприятия по охране окружающей среды, которые направлены на предотвращение и снижение вредного воздействия отходов:

    1. Разработка и внедрение инновационных технологий, цель которых - обезвреживание продуктов жизнедеятельности.

    2. Строительство и модернизация объектов, предназначенных для хранения и нейтрализации отходов, а также выбор специальных зон для их захоронения.

    3. Широкое распространение емкостей и контейнеров для сбора специализированных типов отходов и продуктов жизнедеятельности.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов
    города Москвы и первоочередных мероприятиях по реализации Концепции
    на период 2003-2005 годов


    Документ с изменениями, внесенными:
    постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 768-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 58, 25.10.2006).
    ____________________________________________________________________

    В целях совершенствования системы управления водными объектами на территории города Москвы, проведения комплекса мероприятий по очистке, реабилитации и благоустройству малых рек города Правительством Москвы принят и реализуется ряд постановлений по охране и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий ( , от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 года" , от 25.02.2003 N 102-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы" .

    Для координации работ по управлению водными ресурсами и осуществления контроля за состоянием водных объектов Правительство Москвы

    постановляет:

    1. Утвердить:

    1.1. Концепцию по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы (далее - Концепция), согласно приложению 1.

    1.2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 768-ПП ..

    2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработать Программу по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и представить в IV квартале 2003 года в Правительство Москвы в установленном порядке.

    3. Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы функции заказчика по разработке Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года. Провести в срок до 30 июля 2003 года тендер на определение исполнителя-разработчика программы.

    4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обеспечить в 2003 году финансирование разработки Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года из средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда.

    5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в рамках Городской программы развития науки и технологий на 2003-2004 годы обеспечить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (приложение 2) в пределах лимитов, выделенных по разделу "Охрана окружающей среды".

    6. Установить, что финансирование работ по благоустройству долин малых рек (п.12 приложения 2) осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье расходов "Содержание объектов внешнего благоустройства".

    7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке инвестора Управления городского заказа города Москвы предусматривать в инвестиционных программах города на 2004 и последующие годы лимит капитальных вложений на проектирование и выполнение работ, носящих капитальный характер, по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы, выявленных в ходе их обследования.

    8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

    8.1. Обеспечить жесткий контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства на водосборных площадях малых рек и водоемов города Москвы.

    8.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в III квартале 2003 года сформировать Городской координационный совет по контролю за разработкой Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и последующей ее реализацией.

    9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

    О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2003 года.

    Мэр Москвы
    Ю.М.Лужков

    Приложение 1. Концепция по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы

    1. Общие положения

    Целью Концепции восстановления и реабилитации малых рек г.Москвы является определение основных экологических и экономических принципов городского развития, направленных на реабилитацию малых рек, сочетание рационального использования природных ресурсов, социально-экономических и эколого-градостроительных приоритетов развития городских территорий, прилегающих к водным объектам, а также формирование программы первоочередных мероприятий по реабилитации малых рек.

    Основными принципами Концепции являются:

    Обеспечение охраны, экологической реабилитации и научно обоснованного, сбалансированного, рационального использования природных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градостроительных и рекреационных целях;

    Использование природных ресурсов малых рек на основе сочетания и повышения эффективности правовых, экономических и административных методов управления водопользованием;

    Обеспечение экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных и инженерных решений по восстановлению и реабилитации водных объектов;

    Закрепление на законодательной основе ответственных за содержание водных объектов и их прибрежных территорий.

    Результатом реализации программы по восстановлению и реабилитации малых рек является:

    Комплексное градостроительное использование водных объектов и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации;

    Сохранение открытых русел малых рек и прекращение практики заключения их в коллекторы; частичное восстановление открытых русел рек на отдельных участках;

    Обеспечение нормативного качества воды путем комплекса научно обоснованных инженерных и инженерно-биологических мероприятий на малых реках;

    Реализация бассейнового подхода к разработке схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прилегающих территорий;

    Максимальное стимулирование естественных процессов самоочищения в водных объектах;

    Охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем;

    Строительство очистных сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйственной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий;

    Благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйственных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных сточных вод;

    Исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть;

    Реабилитация прибрежных территорий и долин малых рек с определением их функционального назначения, балансодержателя и с учетом сохранности территорий, относящихся к памятникам природы;

    Вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов.

    2. Анализ существующего положения

    Водные объекты

    На территории г.Москвы существует более 140 рек и ручьев. Наиболее крупными из них являются реки Яуза (48 км), Сходня (47 км) и Сетунь (38 км), которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р.Москвы.

    39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, в том числе 16 (наиболее крупные) имеют протяженность более 2 км. Они представляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную ценность. 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы.

    На территории Москвы расположены более 360 водоемов естественного и искусственного происхождения; из которых 170 являются русловыми. Общая площадь водного зеркала прудов составляет более 900 га.

    Общая протяженность открытых русел составляет порядка 310 км. Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустроена набережными и, следовательно, лишена элементов природного долинного комплекса.

    Основная часть открытых русел малых рек (более 249 км) и водоемов находится на обслуживании ГУП "Мосводосток".

    Система водных объектов г.Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стока.

    Водные объекты, расположенные в г.Москве, в настоящее время представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока, которая в результате деформирования техническими средствами образует коллекторно-речную сеть.

    Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет поверхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод.

    В целом питание водных объектов в г.Москве превышает естественный уровень как в поверхностном стоке вследствие высокого коэффициента стока с территории города и сбросов сточных вод, так и в подземном стоке за счет утечек из водопроводно-канализационных сетей.

    Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г.Москвы в целом. Преобразование рек в речные коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:

    Нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль "экологических коридоров";

    Создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая производственные (условно - чистые), от абонентов городской водосточной сети;

    Проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с естественными берегами русел рек;

    Происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке. По степени техногенной трансформации малые реки г.Москвы могут быть классифицированы:

    1 класс - сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяженности;

    2 класс - умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности;

    3 класс - сильно трансформированные, открытые на 49-10% протяженности;

    4 класс - полностью утраченные, закрытые на 90% протяженности.

    Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы - 27 (3 класс), умеренно трансформированы - 28 (2 класс); сохранившиеся - 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляется неоправданной.

    В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике.

    Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свидетельствует, что по большинству показателей вода соответствует требованиям культурно-бытового водопользования, однако на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. При этом водные объекты Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, что входит в противоречие с критериями оценки качества воды в водных объектах и установлением предельно допустимых сбросов на уровне требований к водоемам рыбохозяйственного назначения.

    В городе Москве водные объекты используются для нужд промышленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользования и рекреации, а также для отведения поверхностных сточных вод. До настоящего времени не утверждены в установленном порядке виды водопользования для водных объектов города. Данная проблема требует взаимодействия Москвы и Московской области на уровне правовых, экономических, хозяйственных и управленческих решений.

    В соответствии с существующей системой водоотведения в г.Москве основная часть сточных вод и загрязняющих веществ поступает в водные объекты города через выпуски сетей городской канализации и городского водостока. Большинство предприятий города являются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", их водоохранная деятельность регулируется договорами абонирования городских сетей.

    Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.

    В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате поступления в них загрязненных поверхностных и частично производственных сточных вод. В черте города основной объем сточных вод и загрязняющих веществ сбрасывается в малые реки через городскую водосточную сеть ГУП "Мосводосток" и по бассейнам ряда рек (например Яуза, Сетунь) составляет более 90% от общего объема сброса. При этом от абонентов поступает в среднем около 35%, остальные стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее время никем не оплачиваются. Степень оснащения застроенных территорий (выпуски городских сетей и территории предприятий) очистными сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных сточных вод составляет около 50% от общего объема сброса. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции.

    По сравнению с 1999 годом количество очистных сооружений на городских водосточных сетях увеличилось до 149 штук. В основном это увеличение шло за счет введения в эксплуатацию новых очистных сооружений на транспортных магистралях МКАД и участках 3-го транспортного кольца, в также в новостройках Северного и Южного Бутова, Митино, Марьинского парка. В соответствии с Генеральной схемой отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 года, основные положения которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП , для полного охвата территории города необходимо построить дополнительно 74 очистных сооружений на городских водосточных сетях. В то же время строительство очистных сооружений не является единственным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния территории города. Поэтому проблема очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, своевременная уборка территорий рынков и других мест торговли является чрезвычайно актуальной.

    Общий объем поступления сточных вод в водные объекты г.Москвы от предприятий-спецводопользователей, осуществляющих сбросы сточных вод непосредственно в водные объекты, составляет 2754,7 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории), в том числе:

    Через сети МГП "Мосводоканал" сбрасывается 1966,8 млн.куб.м в год (за исключением Курьяновской станции аэрации - сбросы осуществляются за пределами МКАД);

    От абонентов ГУП "Мосводосток" - 179,4 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории). Общий объем сброса через городскую водосточную сеть составляет 581 млн.куб.м в год;

    От предприятий-водопользователей - 607,5 млн.куб.м в год, при этом основной объем сбросов приходится на долю объектов энергетики (93%) и АМО "ЗИЛ" (5%).

    Резервы улучшения качества вод в водных объектах г.Москвы и рациональное использование водных ресурсов в значительной степени связаны с сокращением сбросов путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исключением сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрением эффективных методов очистки поверхностных сточных вод.

    Состояние прибрежных территорий

    Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилитации малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по благоустройству территорий, прилегающих к водным объектам, которые формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт городской среды, обеспечивают рекреационный и природный потенциал города.

    Экологическая роль долин малых рек в условиях города не только не уменьшилась, но и в некоторых случаях возросла по сравнению с "дикой" природой, осуществляя компенсационную функцию.

    Существующая система пойменных и прибрежных территорий представляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно размещенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и мусором.

    Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям как к "бесхозным неудобьям", не представляющим градостроительного интереса или требующим более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного законодательства, ограничивающего возможность осуществления на них хозяйственной деятельности.

    На различных участках долины рек наблюдается различная степень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропогенной дегрессии пойменных территорий.

    В то же время пойменные территории, благодаря пересеченному рельефу и разнообразной растительности, привлекательны как места отдыха. Градостроительная политика должна сводиться к минимизации площадей с техногенным ландшафтом в сторону восстановления естественных или культурных ландшафтов в зависимости от состояния долины и ее места в градостроительных планах развития округов.

    При правильной организации культурный ландшафт как часть системы озеленения прибрежных территорий способствует восстановлению и оздоровлению среды обитания человека и биосферы в целом. Проведен анализ общей структуры планируемого функционального использования площадей водоохранных зон водных объектов в г.Москве, по результатам которого установлено следующее:

    75% от общей площади водоохранных зон предлагается для развития природных территорий;

    10% - под территории природно-общественного назначения;

    3% - под территории жилого назначения;

    1% - под территории общественно-жилого назначения;

    2% - под территории природно-общественного и жилого назначения;

    - 2% - под территории природно-общественного и производственного назначения;

    2% - под производственное назначение. Доли других территорий различного назначения составляют менее 1%.

    В настоящее время на большинстве этих территорий отсутствует система регулирования и управления хозяйственной и природоохранной деятельностью. Для них характерно отсутствие благоустройства, они превращены в участки отчуждения и не выполняют средозащитных и градоформирующих функций.

    Анализ природных условий долин на участке утраченной речной сети позволяет выявить природный потенциал территории и сформулировать предпосылки и приемы для их реабилитации.

    Архитектурно-ландшафтные:

    Формирование открытых озелененных пространств, сухих русел, искусственного ландшафта;

    Создание искусственных водных поверхностей и сооружений (каналов, фонтонов, каскадов и др.);

    Прямое восстановление участков открытого русла и утраченного ландшафта.

    Инженерно-технические:

    Проведение гидротехнических и мелиоративных работ, направленных на стабилизацию инженерно-геологических процессов и улучшение характеристик естественного стока;

    Вертикальная планировка территории с учетом конфигурации и размеров исторических долин (восстановление утраченного ландшафта или создание нового), благоустройство и озеленение.

    При комплексном подходе к реабилитации долин малых рек, заключенных в коллекторы, можно выделить три типа мероприятий:

    Консервация - мероприятия по сохранению и поддержанию существующего состояния долины;

    Реконструкция - комплекс мероприятий, направленных на восстановление природного потенциала долины;

    Реорганизация - мероприятия по использованию долины или ее участков в новой планировке и застройке с формированием рекреационных зон.

    Исходя из изложенного, можно выделить четыре основных условия существования речной сети как экологической инфраструктуры города, при нарушении которых она утрачивает свое значение:

    Максимальное сохранение речных долин, которые обеспечивают саморегуляцию природного комплекса. Спрямление русел, подсыпка берегов, бетонирование склонов, хозяйственное освоение пойм нарушают условия саморегуляции системы;

    Непрерывность речной сети, забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса;

    Сохранение видового разнообразия растений и животных, которые являются индикаторами качества условий обитания и рекреационно привлекательны;

    Обеспечение связи пойменных и прибрежных территорий с крупноплощадочными объектами Природного комплекса города и создание на базе гидросети города единой системы устойчивого озеленения городских территорий.

    Существующая система управления и контроля за состоянием водных объектов

    В настоящее время в городе действует ряд организаций, осуществляющих управление водными ресурсами и контроль за состоянием рек:

    Федеральные органы (Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по г.Москве, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление, ФГУ "Мосрыбвод" Госкомрыболовства, Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве);

    Государственные органы города Москвы (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов, управы районов).

    Однако отсутствует координирующий орган в области охраны водных ресурсов, что приводит к несогласованности решений, дублированию функций, отсутствию единого системного подхода в требованиях по охране водных объектов.

    В последние годы по охране и восстановлению территорий рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий принят и реализуется ряд постановлений Правительства Москвы:

    - от 29.10.96 N 873 "О мерах по упорядочению содержания сооружений и территорий в границах земель водного фонда г.Москвы" ;

    - от 10.02.98 N 101 "О комплексе мер по охране и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий" ;

    - от 24.11.98 N 911 "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием р. Москвы и ее притоков" с внесением в него изменений в соответствии с постановлением от 20.11.2001 N 1043-ПП;

    - от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года" ;

    - от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы" на период до 2010 года ;

    - от 11.09.2001 N 833-ПП "О первоочередных мероприятиях по приведению в порядок русла р.Яузы" .

    В целях упорядочения работ в области охраны водных ресурсов необходимо объединить все водоохранные мероприятия в городе в единой программе восстановления малых рек города Москвы. Реабилитацию рек необходимо рассматривать в комплексе с реабилитацией их долин, с учетом их экологической, ландшафтной и градообразующей значимости.

    Выбор направления реабилитации рек и функционального использования пойменных территорий или их участков должен проводиться на основе оценки состояния водного объекта, степени антропогенной дегрессии природного комплекса на прибрежной территории, установления режима градостроительного использования, определяющего регламент хозяйственной деятельности на данной территории.

    Для полной реализации мероприятий по охране и восстановлению водных объектов в г.Москве необходимы комплексный бассейновый подход к реабилитации водных объектов, совершенствование нормативно-правовой документации по водопользованию и разработка организационных и экономических методов, стимулирующих предприятия и организации проводить водоохранные мероприятия.

    3. Основные направления реализации Концепции восстановления и реабилитации малых рек города Москвы

    Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов в городе Москве

    Создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г.Москве. Вариантом такого органа может стать городской Координирующий совет на примере Координационного совета по вопросам реализации генерального плана развития города Москвы. Основной функцией совета должна стать реализация программы по экологической реабилитации малых рек.

    Подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области водных ресурсов между органами государственной власти Российской Федерации и г.Москвы.

    Разработка регламента взаимодействия и разделения полномочий между всеми органами в области управления и охраны водных ресурсов в г.Москве.

    Определение и утверждение в установленном порядке перечня водных объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собственности города Москвы.

    Разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г.Москвы с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прибрежных защитных полос.

    Разработка и утверждение нормативного документа об организации управления, содержания и использования природных территорий долин малых рек.

    Создание единого информационно-аналитического центра в г.Москве по всем водопользователям для обобщения баз данных всех контролирующих организаций по охране водных ресурсов с целью анализа информации и принятия управленческих решений.

    Совершенствование нормативно-законодательной базы в области охраны водных ресурсов

    Разработка и принятие Закона города Москвы "Об охране водных ресурсов на территории г.Москвы", учитывающего специфику существующей коллекторно-речной сети и централизованных систем водоснабжения, канализации и водостока в г.Москве.

    Определение (обоснование) и утверждение в установленном порядке видов водопользования на водных объектах или их участках, расположенных на территории города Москвы, с учетом функционального назначения водного объекта и прилегающей территории. Определение требований к качеству водных объектов на территории города Москвы. Данная проблема требует взаимодействия Правительства Москвы с федеральными органами на уровне правовых, экономических и управленческих решений.

    Разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории города Москвы и вынос границ в натуру.

    Разработка и утверждение методики нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами городской водосточной сети, предусматривающей нормирование всего сброса в водные объекты города и выделение сброса от абонентов ГУП "Мосводосток".

    Разработка и утверждение перечня нормируемых показателей качества поверхностных сточных вод по отраслям промышленности и категориям объектов хозяйственной деятельности при сбросе в водные объекты и в городскую водосточную сеть. Включение биотестирования в перечень нормируемых показателей.

    Разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории города.

    Разработка водохозяйственного баланса г.Москвы.

    Мероприятия по восстановлению и реабилитации малых рек

    Разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прибрежных территорий. Разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения.

    Строительство очистных сооружений с внедрением современных эффективных технологий для очистки поверхностного стока с территорий предприятий, организаций и других объектов хозяйственной деятельности, а также с городских территорий.

    Исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть.

    Максимальная стимуляция естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.д.

    Инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий, включающая мероприятия по организации рельефа, мелиорацию, берегоукрепление, противоэрозионные, противооползневые и оврагоукрепительные работы, рекультивацию загрязненных участков, организацию сбора, отвода и очистки поверхностного стока.

    Санитарная очистка акватории водных объектов и прилегающих территорий.

    Своевременное восстановление коллекторов и сооружений на речной сети во избежание аварийных ситуаций.

    Охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем.

    Определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние.

    Разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы, благоустройство) с учетом их функционального назначения.

    Санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек.

    Разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов.

    Введение запрета на размещение осадков сточных вод на территории, с которой возможно их попадание с дождевыми или подземными водами в водный объект.

    Санитарно-экологическая реабилитация водных объектов, используемых для купания, путем дополнительной защиты от загрязнений на период купального сезона.

    Совершенствование экономического механизма регулирования водопользования

    Создание эффективного механизма финансирования работ по восстановлению водных объектов с привлечением инвестиционных вложений.

    Создание благоприятных условий (налогообложение, кредитование, ссуды и т.д.), способствующих привлечению инвестиций к комплексной реабилитации водных объектов и прибрежных территорий.

    Разработка и принятие законодательного документа о платежах за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты и на рельеф водосборной площади. Введение платежей за сброс токсичных сточных вод.

    Разработка системы повышающих коэффициентов к платежам за землепользование и водопользование для объектов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов.

    Разработка и утверждение порядка обязательного внесения платежей за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностными сточными водами с территорий, не оборудованных внутренними сетями ливневой канализации.

    Корректировка порядка исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения г.Москвы в целях стимулирования абонентов и владельцев городских коммунальных сетей к проведению природоохранных мероприятий.

    Разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих водосберегающие и водоохранные технологии.

    Разработка и утверждение методики расчета ущерба, причиненного в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока.

    Мониторинг водных объектов и водопользования

    Организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов. Информация в систему должна поступать от всех организаций, участвующих в управлении водными объектами города и осуществляющих водопользование в городе Москве.

    Обобщение и анализ всей информации с целью подготовки информационных бюллетеней и принятия управленческих решений по улучшению состояния водных объектов.

    Информация мониторинга водных объектов должна быть доступной для всех заинтересованных лиц и организаций, принимающих участие в проведении мероприятий по реабилитации малых рек:

    Техническое обеспечение систем экологического мониторинга водных объектов и источников их загрязнения;

    Оборудование 3 автоматических постов контроля за загрязнением воды в р.Москве в черте города;

    Оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета количества и качества сбрасываемых сточных вод;

    Разработка модели расчета и прогнозов загрязнения поверхностных водных объектов г.Москвы;

    Разработка схемы размещения постов сети мониторинга водных объектов на период до 2020 года.

    Приложение 2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы на период 2003-2005 годов

    ____________________________________________________________________
    Утратили силу на основании
    постановления Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 768-ПП . -
    См. предыдущую редакцию .
    ____________________________________________________________________



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений
    подготовлена юридическим
    бюро "КОДЕКС"