Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что значит эгоцентричный человек. Вам станет известно, как нужно себя вести с такими людьми. Вы узнаете, по каким причинам проявляется подобная черта характера. Вам станет известно, что делать, если выявили в себе проявления эгоцентризма.

Что это такое

Первоначально данное понятие было введено, как характеристика черты личности детей. Данное состояние считалось нормальным в детском возрасте. Оно должно было отражать определенный уровень развития малыша в познавательной сфере. с возрастной категорией от восьми до десяти лет, которые подтверждали наличие эгоцентризма. По их результатам было выявлено, что дети неспособны ставить себя на место другого человека. Они не могут оценивать себя, как приложение к кому-то, видят только, как центральную фигуру. Дело в том, что практически все родители, у которых появляется маленький ребенок, кардинально меняют свою жизнь, свои интересы, забывают о потребностях и мечтах ради малыша.

Благодаря эгоцентризму карапуз имеет возможность познать себя, свои желания, возможности, учится следить за собой, и выполнять определенные действия. По мере того, как будет происходить взросление, придет осознание того, что он не единственный, что есть и другие дети со своими мнениями, увидит, что и родители не всегда с ним соглашаются. Но дело в том, что не всем детям удается это осознать. Так вырастают взрослые люди, имеющие такую черту характера, как эгоцентризм.

Дети — эгоцентристы

Малыш от двух до пяти лет только учится контактировать с окружающим его миром. Чтобы суметь договориться со сверстниками, он должен понимать и их желания и потребности. Однако, помехой этому становится детский эгоцентризм, из-за которого часто возникают конфликты. Например, малыш не захочет делиться игрушками со своими одногодками, но с радостью заберет чужие у других детей. Эгоцентризм малыша будет проявляться и в то время, когда его будут ругать или осуждать.

Ошибочным является мнение о том, что подобное поведение является проявлением эгоизма. Однако, это не так, карапуз еще не способен манипулировать кем-то. Ребенок еще не может осознать, что есть какое-то различие между реалиями его жизни и желаниями других людей. Малышу крайне сложно отличить субъективное от окружающего мира до определенного возраста. Первоначально он отождествляет свои представления с предметами, которые находятся в объективном окружении, со временем начинает их различать, тогда эгоцентризм слабнет. Карапуз начинает понимать, что его взгляды могут отличаться от взглядов других людей.

Эгоцентризм может возникать и в подростковом периоде. Малыш, который преодолел детские проявления, может снова стать эгоцентристом в силу определенных факторов. Такой эгоцентризм представляет собой личностно эффективный элемент, который связан с развитием индивидуального мышления, формируется под влиянием социальных факторов, стиля воспитания, круга общения, социального статуса. Эгоцентризм в подростковом возрасте — самый яркий и наиболее выраженный. Подросток полностью сосредотачивается на своей персоне, верит в уникальность собственной персоны. Часто такая черта характера в этом возрасте проходит самостоятельно в то время, когда гормональный фон приходит в норму. При наличии определенных факторов она может укореняться.

Причины

Эгоцентризм берет свои истоки в детстве.

  1. Родители ребенка в свое время имели серьезные трудности, жизненные проблемы, сейчас пытаются оградить свое чадо от этого всего. С одной стороны, можно понять их поступок. Они и правда хотят лучшей судьбы своему малышу. Однако, с другой стороны, повзрослевший карапуз будет не приспособлен к жизненным проблемам, не сможет выходить из сложных ситуаций. Он будет считать, что всего можно достичь, не прикладывая каких-либо усилий. Повзрослевший малыш будет воспринимать других людей, как препятствие к своим целям, будет во всем искать выгоду для себя. Такой человек психологически неустойчив.
  2. Родители воспитывают малыша, потакая ему во всем, удовлетворяют каждую его потребность. Повзрослев, человек не понимает, почему никто не хочет ему уступать, не желает выполнять его требования и просьбы.
  3. Родители, порой неосознанно, выставляют свое чадо напоказ, указывая знакомым, друзьям и соседям на то, что их малыш самый лучший и талантливый. Ребенок с детства приучается к своей исключительности.

Характерные проявления

  1. Неадекватная самооценка. Он всегда ищет оправдания собственному бездействию или винит самого себя во всех проблемах и неприятностях, что происходят. Если у такого человека низкая самооценка, то он испытывает сложности в самовыражении и самореализации. Он не способен высказать свои чувства, рассказать о том, что действительно его волнует. Если , такой человек пытается убедить всех вокруг, что он достоин самого лучшего, ведет себя высокомерно, порой заносчиво, тем самым отпугивает всех вокруг. Люди начинают относиться к нему с предупреждениями.
  2. Повышенная склонность к частым фантазиям. Такой человек погружен в собственный мир. Его мечты и фантазии становятся как-бы убежищем от жизненных разочарований. Он прячется в своем мирке от проблем реальности, от действительности.
  3. Эгоцентричный человек – это личность, которая постоянно себя сравнивает с другими людьми, имеющими большие достижения, чем он. Когда эгоцентрик видит, что у других коллег или друзей что-то получается лучше, чем у него, то опускает руки, прекращает верить в свои силы, перестает развиваться, больше не совершенствует свои способности и таланты. Он не способен проявлять свою индивидуальность, потому как постоянно на кого-то смотрит. Человек не способен радоваться своим победам, достижением, он все время ищет подтверждение собственной интересности и нужности.
  4. Ему непонятно эмоциональное состояние других людей. Он не понимает чувств кого-либо, кроме себя самого.
  5. Характерно преувеличение своих достижений, способностей с целью получить признание. Также с легкостью начнет унижать других людей, указывая на отсутствие определенных способностей. Ему важно показать свое превосходство над другими.
  6. Он ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание других людей к своей персоне, ему важно быть в центре внимания.
  7. Может наблюдаться преждевременная критика. Эгоцентрист начнет критиковать всех вокруг, так как не хочет признавать таланты других людей.
  8. Он слишком чувствителен и раним, очень переживает свои провалы. Со временем формируется свой способ мышления и целый комплекс привычек, которые будут усиливать одна другую.

Можно ли изменить эгоцентриста

Дети по мере взросления избавляются от этого качества, если взрослые, которые присутствуют при его воспитании, ведут себя правильным образом, дают понять, что он не является центром Вселенной, что у всех детей разные точки зрения и интересы, жизненные позиции. Если же родители будут навязывать свои точки зрения ребенку, внушать, что все должно быть по их мнению, то эгоцентризм задержится еще на долгое время.

Если говорить о взрослых, то их можно избавить от такой черты, но придется пройти нелегкий путь.

  1. Вряд ли получится кого-то исправить, если он не проявит свое желание. Важно, чтоб человек понял, что подобное поведение мешает ему общаться с окружающими людьми. Когда приходит осознание своей проблемы, то можно попытаться с ней справиться, либо самостоятельно, либо обратиться за помощью к психологу, который сможет определить причины возникновения такой черты характера и поможет измениться.
  2. Должно прийти осознание того, что эгоцентризму больше подвержены дети, а не люди за 20. Близким, друзьям и родственникам эксцентрика нужно вести себя соответствующим образом, не потакать, не спешить выполнить все его просьбы по первому требованию. Не будет лишним спросить эгоцентриста, знает ли он о том, что чувствуете Вы по поводу той или иной ситуации. Пусть человек задумается, поймет, что есть и другие люди со своими мнениями и потребностями.

Если человек не начнет бороться со своими эгоцентризмом, то со временем жизнь преподнесет ему серьезный урок.

Общение с таким человеком

Нет ничего плохого в том, чтобы человек любил себя самого, но когда это переходит в патологический процесс, он зачастую остается в одиночестве. Эгоцентрист считает, что его потребности самые важные, его проблемы должны решаться в первую очередь. Как же быть родным и близким, возлюбленным, которые оказались рядом с эгоцентристом?

  1. Важно определить, какие причины повлияли на возникновение такой черты характера.
  2. Не нужно слишком явно протестовать против уникальности эгоцентриста, но и не стоит превозносить его.
  3. Можно напрямую сказать о том, какие неприятные ощущения у Вас вызывает его поведение. Предложите осознать свои действия и начать меняться.
  4. Побеседуйте с ним, научитесь находить компромиссы, точки соприкосновения.
  5. Не нужно стараться его переделать. Со временем человек сам придет к этому пониманию.

Как самому измениться

  1. Важно научиться чувствовать потребности и эмоции других людей, особенно тех, которые находятся рядом.
  2. Нужно перестать воспринимать реальность с детской точки зрения. Важно научиться быть ответственным за свои поступки.
  3. Ставьте перед собой только реальные цели. Человек должен добиваться того, к чему стремится. Тогда Вам не придется зацикливаться на неудачах. Важно, чтоб цели, к которым Вы стремитесь, были продиктованы собственными потребностями и мечтами, а не сформированными под воздействием чужого мнения.
  4. Не нужно думать, что являетесь исключительным человеком, отличным от других людей, что Ваши проблемы самые важные. Пора осознать, что и у других могут случаться трудности. А у кого-то они куда серьезнее, чем у Вас. Нужно научиться сочувствовать, освоить умение переживать за других людей, а не только за себя.
  5. Не нужно раздавать всем свои советы. Пора осознать, что у каждого есть собственное мнение, свой взгляд на жизнь.
  6. Воспитайте в себе привычку интересоваться возможностями других людей, не вваливаться к ним в любой минуту, когда Вам этого хочется, заранее предупреждать и договариваться.
  7. Если хотите кого-то о чем-то попросить, учтите его возможности, и не нужно сразу выставлять свое требование. Поговорите, узнайте о самочувствии и проблемах собеседника, и только потом озвучивайте свою просьбу.
  8. Если супруги замечают со стороны друг друга присутствие эгоцентризма, то должны мысленно ставить себя на место партнера, пытаться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволит улучшить взаимопонимание, избавит от частых конфликтов. Не нужно свои убеждения навязчиво высказывать, требуя от партнера, чтобы он признал Вашу точку зрения. Научитесь идти на компромиссы, уважайте свою вторую половинку.

Теперь Вы знаете, эгоцентричность — это (в психологии) проявление черты характера, которое в большей степени свойственно детям и является вполне нормальным в этом возрастном периоде. Если замечаете у себя или у знакомых, коллег, родственников проявления эгоцентризма, находите правильный способ общения с такими людьми и меняйтесь самостоятельно.

Человека всегда интересовали ученых и являлись предметом многочисленных исследований. Один из сильных факторов, влияющих на личность человека и его отношения с окружающими, - эгоцентризм. Что это за особенность, какое воздействие она оказывает, как её преодолеть? Ответы на эти вопросы будут любопытны всем, кто интересуется психологией и собственной личностью.

Эгоцентризмом считается особенность психики человека, при которой он не может и не хочет воспринять чужую точку зрения и поставить себя на место оппонента. Эгоцентрист отказывается принимать тот факт, что другие люди имеют право на собственное мнение, и считает, что прав только он. Эгоцентризм детского мышления - явление естественное для малышей 5-10 лет. Многочисленные эксперименты, проводимые с детьми этого возраста, доказывают их неспособность посмотреть на мир с другой стороны, представить, как выглядит предмет с этой противоположной стороны. Но чаще всего эта особенность остаётся и в более зрелом возрасте. Во многих семьях и в отношениях между людьми нормальным явлением становится эгоцентризм. Что это значит? Человек сосредоточен на себе, нечувствителен к окружающим и все воспринимает через призму собственного мнения.

Люди, страдающие эгоцентризмом, ощущают себя как бы в центре этого мира, они считают, что все вращается вокруг них и их интересов. Чаще всего причиной этого является воспитание и потакание всем капризам человека с детства. С младенчества ребенок привыкает к повышенному вниманию со стороны взрослых и особенно родителей. Постепенно он понимает, что есть определенные способы, которыми можно повлиять на взрослых и заставить их выполнять все желания. С возрастом эта особенность не проходит, а становится еще сильнее. Потребность во внимании выходит за рамки дома и родительской любви. Ребенок хочет быть в центре внимания в детском саду или школе, во дворе и в компании. Постепенно эти потребности перерастают в своеобразную форму самоутверждения, при которой даже любовь подразумевает собственничество, полное завладение человеком. Так и рождается эгоцентризм. Что это означает для будущей жизни человека? Отсутствие духовного развития и жестокость по отношению к другим людям, невозможность установить искренние отношения, основанные на взаимопонимании и любви.

Преодоление эгоцентризма начинается с осознания человеком наличия проблемы и желания её победить. Способность понять, что все люди разные, каждый имеет свою точку зрения и право на отстаивание собственных интересов, даётся нелегко. Но это шаг в правильном направлении. Многие семьи, пары и партнеры сохраняли таким образом свои отношения, которые шли к неизбежному краху из-за отсутствия понимания и желания посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Правильное воспитание ребенка способно предотвратить эгоцентризм. Что это значит в разрезе современного взгляда на воспитание детей? В мире огромных возможностей и вседозволенности родителям важно донести до ребенка ценность доверительных отношений между людьми, основанных на щедрости и понимании.

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных переживаниях, интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

эго + лат. centrum - центр). 1. Личностные особенности, характеризующиеся выдвижением на первый план мотивов собственной психической жизни, своих взглядов, интересов при игнорировании интересов и суждений окружающих. Наблюдается у больных эпилепсией, психопатических личностей. 2. Бредовой Э. наблюдается в процессе бредообразования, когда больной, по K. Conrad , не может совершить "коперниковский поворот", то есть когда он находится в плену собственного "Я" - все происходящее вокруг, по представлениям больного, имеет к нему непосредственное отношение.

См. также Феномен присвоения.

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить как выглядят горы для ребенка, наблюдающего их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованием более знакомых ситуаций (например, в задаче о полицейском и непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (или ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ)

Как можно предположить по значению корня этого термина, направление, при котором человек сосредоточен на себе и относительно нечувствителен к другим. Когда употребляется по отношению к взрослым, подразумевается поглощенность самим собой и сосредоточение на себе. Когда используется в отношении детей, особенно в контексте теории Пиаже, это относится к речи и мыслям, подчиненным внутреннему самопознанию ребенка.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эгоцентризм

в психологии развития) [лат. ego - я + centrum - центр] - характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин «Э.» не несет моральной нагрузки. Понятие Э. разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и в школе генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Эгоцентризм проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т.п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно независимо друг от друга. Оно осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации и «проницаемости опыту». Как отмечал М. Вертхаймер, проблемы для эгоцентрического мышления остаются неразрешимыми, пока субъект сосредоточен на своих желаниях и потребностях; эти проблемы становятся разрешимыми только в том случае, если желание рассматривается как часть ситуации и осознается как объективная структурная составляющая задачи. По Пиаже, путь детского развития представляет собой движение от Э. к более объективной позиции в познании мира. Пиаже различает три основных уровня Э.: 1) отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет; 2) недостаточное различение своей и другой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника как синкретизм, анимизм, артифициализм; 3) вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и свою способность преобразовать окружающий мир (llz-14 лет). К. Н. Поливанова

Эгоцентризм

психологический механизм преувеличения попытки личностью усилить значимость своего «Я» путем постоянных стремлений обратить внимание окружающих, подчеркивая при этом свою значимость и ценность. Этот механизм направлен на повышение низкого, чувства самоуважения, но является примитивным, тривиальным и даже вредным.

Эгоцентризм

сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности, причастности к ней.

Всеобщее поклонение развило в ней эгоизм, естественный у избалованных детей, которые, подобно августейшим особам, смотрят на всех и все как на забаву (О. Бальзак, Загородный дом).

Серебряков. Странное дело, заговорит Иван Петрович… – и все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, – но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание людей? (А. Чехов, Дядя Ваня).

Ср.: Разве ты не знаешь, что каждый из нас притязает на то, что он страдал больше других? (О. Бальзак, Шагреневая кожа).

Ср. эгоизм.

Эгоцентризм

1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других точек зрения, в том числе общеприянятых или определяющимися внеличностными, фундаментальными ценностями. Преодоление эгоцентризма является серьезной проблемой не только для обывателя, но и ученых людей, склонных рассматривать процессы и явления окружающего мира с той позиции, с которой они себя прочно отождествили. Так, признание того, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, многим людям далось с большим трудом и не всем даже по настоящее время, хотя в сугубо интеллектуальном плане эта умственная операция не представляет какой-либо сложности даже для ребенка. Не рекомендуется эгоцентризм отождествлять с эгоизмом, со стремлением обращать на себя всеобщее внимание, с нарциссизмом; 2. в психопатологии – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди является лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

Эгоцентризм

Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние десятилетия Э. характеризуют как неспособность субъекта, сосредоточенного на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, т. зр. др. людей и координировать их со своими собственными. Сначала психологи использовали термин Э. вслед за Ж. Пиаже для характеристики эгоцентризма детского мышления и детской речи. Под эгоцентрической речью понималась речь ни к кому не обращенная либо речь со своей т. зр. Л. С. Выготский, подтвердивший существование эгоцентрической речи, в рамках знаменитого спора с Ж. Пиаже, считал ее предшественницей внутр. речи у детей, выполняющей регулирующую функцию внеш. деятельности. В 1970-1980-е гг. термин Э. применяется для характеристики свойств личности и ее позиции в О. и взаимодействии, а с 1990-х гг. он используется чаще для описания поведения человека, характеристики его О. и особенностей отношений к др. людям. При этом явление Э. соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психол. исследования. Одним из первых коммуникативный Э. у взрослых выделил сам Ж. Пиаже. Он описал 2 эгоцентрических феномена, к-рые проявляются как: разговор человека с самим собой и речь, непонятная др. людям. Ж. Пиаже заметил, что очень многие люди имеют привычку наедине произносить вслух монологи. Причем индивидуум, говорящий сам для себя, испытывает от этого удовольствие и возбуждение, к-рое как раз и отвлекает его от потребности сообщить свои мысли другим. Разговор с самим собой, осуществляемый вслух, - это разновидность монологической речи, к-рая действительно в ряде случаев может классифицироваться как эгоцентрическая. Сходный феномен был установлен Х. Шредером у больных шизофренией. Для них характерна речь без учета находящегося рядом партнера и речь, к партнеру не обращенная. В рамках психотерапевтических и патопсихол. исследований Р. Ассоджиоли, К. Леонгардом и А. Личко и было установлено, что акцентуации и черты характера, к-рые можно назвать эгоцентрическими, имеют свой тип эгоцентрического проявления у человека в коммуникации. У акцентуированных личностей существует большое разнообразие коммуникативного Э. По форме все разнообразие коммуникативного Э. личности можно разделить на 2 типа: экстравертированный и инровертированный. Э. экстравертированной формы отличает стремление человека рассказывать о себе или отстаивать свое мнение, позицию, т. зр. без принятия в расчет интересов, возможностей и намерений партнеров. Э. интровертированной формы, напротив, является способом умалчивания своего мнения, это стремление сохранить, оставить неизменным свое мнение, намерение и т. п. Коммуникативные проблемы появляются при чрезмерном Э. Мера Э. может определяться количественно, с помощью ряда показателей, т. е. эмпирических референтов Э. В структуре коммуникативного акта различают Э. говорящего, т. е. коммуникатора, и Э. слушающего, т. е. реципиента. Э. как говорящего, так и слушающего создает проблемы понимания и негативно сказывается на согласовании мнений, принятии совместных решений и координации действий. У коммуникатора важно определять наличие эгоцентричности в подаче сообщения. Эгоцентрической подачей сообщения следует считать текст, к-рый предъявляется без учета возможностей его понимания реципиентом. У реципиента эгоцентризм проявляется в эгоцентрической интерпретации сообщений. Феномен Э. у реципиента связан с тем, что он считает, что понял сообщение, хотя на самом деле он внес в него иной смысл, нежели тот, к-рый пытался сообщить коммуникатор. Опр. мера Э. в О. выполняет функции самопрезентации и осуществляется в виде эготизма и ретрофлексии. Эготизм это стремление рассказывать о себе, своем окружении, подчеркивая связь др. людей со своей персоной. Ретрофлексия - это тоже рассказ о себе, но дополненный рефлексией или самоанализом. Однако чрезмерный эготизм и ретрофлексия мешают О. и отвлекают участников от его предмета. Коммуникативный Э. неодинаков на разных ступенях онтогенеза. Э. у дошкольников, младших школьников, подростков и юношей проявляется в О. не только в разной степени, но и по-разному. Э. 3-летнего ребенка и дошкольника связан с потребностью добиться желаемого, действовать по-своему. У младшеклассников Э. определяется недостатком коммуникативного опыта со сверстниками. При этом в О. со взрослыми младшеклассники менее эгоцентричны, чем со сверстниками. У подростков Э. в О. вызывается прежде всего озабоченностью своей персоной (см. Эгоцентризм подростковый). На уровне структуры личности Э. проявляется у индивида в его восприятии, мышлении, мировоззрении, установках и задается самооценкой, уровнем притязаний, позицией, от к-рой зависит формирование эгоцентрических отношений. Э. в О. зависит от индивидуальных особенностей социального восприятия и в ходе коммуникации может выполнять функции самоутверждения. Выделяют познавательный, коммуникативный и моральный Э. 1) Познавательный Э. обнаруживается в восприятии и мышлении как неспособность или нежелание менять исходную познавательную позицию к нек-рому объекту восприятия, оценке, мнению или представлению. 2) Коммуникативный Э. наблюдается у человека в ходе О. при передаче и приеме информации. Его признаки: неучет тезаурусов и смыслового наполнения понятий, искажение смысла сообщаемого. 3) Моральный Э. связан с неспособностью или нежеланием личности воспринимать моральные действия и поступки др. людей и свои собственные. Он ведет к эгоизму, т. е. использованию др. людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, и к прагматизму как стремлению связывать все, с чем человек встречается в жизни, только со своей пользой. Эгоцентрические феномены в О. вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от Я к Другому начинают носить односторонний характер. Отсутствие обратной связи легко порождает эгоцентрические интерпретации текстов сообщений, как это имеет место в условиях массовой коммуникации. Повышенное стремление личности к самосохранению или самоутверждению усиливает Э. Т. о., Э. по-разному проявляется в О., и это зависит от многих причин, связанных с состоянием и развитием личности и от условий О. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград, 2001; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Т. И. Пашукова

На некоторых людей смотришь и диву даешься, почему они так уверены, что мир крутится вокруг них. Попытки переубедить их или каким-то способом повлиять на их восприятие действительности обычно не приводят к позитивным результатам, да они только больше показывают свое безразличное отношение ко всему, кроме своей далеко не скромной персоны. Нужно понять, что такие люди не специально ведут себя так, просто они обладают одной чертой, вообще-то присущей детям. Черта эта носит название эгоцентризм. Означает она нежелание и неспособность человека воспринимать другую точку зрения, отличную от своей, сосредоточенность исключительно на собственных переживаниях, мыслях и интересах. Да, такие люди – центры Вселенной – живут среди нас.

Эгоцентризм и эгоизм.

Понятие «эгоцентризм» это очень созвучно с еще одной – эгоизмом, но значения этих терминов все-таки отличаются. Если эгоизм рассматривает исключительно моральный аспект личности, то эгоцентризм в основном связан с познавательной сферой.

Так, эгоист может пренебрегать чувствами других людей не потому, что он о них даже не догадывается. Он прекрасно понимает, что есть несколько точек зрения по одному вопросу, что есть разные люди с разными интересами, однако, свои интересы и свое удовольствие он ставит выше остальных. А потому и ведет себя так, словно окружающие для него – мусор.

Эгоцентрик же ведет себя подобным образом, потому что он искренне не осознает, что вообще существует точка зрения, отличная от его собственной. Он действительно не понимает, что у окружающих людей могут быть другие интересы, эмоции и мысли. У эгоцентрика переживания, мысли и чувства сконцентрированы вокруг одной персоны – его собственной.

Понятие эгоцентризма в психологии.

Изначально это понятие ввели для описания черты личности ребенка. Считалось, что эгоцентризм у детей – это вполне нормальное явление, отражающее определенный уровень развития познавательной сферы малыша. Проводились эксперименты с детьми 8-10 лет, результаты которых подтверждали наличие у них эгоцентризма.

Например, ребенку показывали определенную местность, представляющую некий ландшафт в миниатюре: гору, деревья, домики и т.д. Он оглядывал этот ландшафт со всех сторон, а затем садился на стул и описывал то, что он видит. Затем с противоположной стороны сажали куклу, а малыша спрашивали, что она видит. Ребенок снова описывал то, что видит он сам. Был сделан вывод, что дети не могут себя поставить на место другого.

Другой научный опыт состоял в том, что малыша спрашивали о количестве братьев или сестер. А затем задавали вопрос, сколько братьев и сестер у его, например, брата. Малыш всегда называл на одного родственника меньше, чем в предыдущем ответе, т.е. себя он не считал. Не мог он воспринимать себя как «приложение» к чему-то, только как центральную фигуру.

Затем эти эксперименты подвергались критике, но факт есть факт. Даже если сейчас провести на детях подобные эксперименты, большинство ответило и поступило бы также. Ведь эгоцентризм детей – это определенная ступень развития. Действительно же, новоиспеченные родители подчиняют свою жизнь новорожденному малышу, меняют свои интересы и вообще ритм жизни ради него. Только благодаря эгоцентризму дети познают себя, свои возможности, желания и потребности, приучаются следить за собой и выполнять действия, которым традиционно учатся в детстве. По мере взросления приходит осознание, что есть разные мнения по одному вопросу, что даже мама с папой иногда не согласны между собой, что у каждого человека своя позиция и т.д. Но есть исключения: не все ребята вовремя осознают эту мысль.

Взрослые эгоцентрики.

Из-за разных факторов воспитания и особенностей личности эгоцентризм может проявляться и у взрослых. У кого-то проявления эгоцентризма могут возникать очень редко, у других – чаще, а третьи вообще так и не меняются с детства, а потому видят окружающий мир только со своей позиции.

У всех иногда возникает похожая ситуация: мысль о чем-то или желание чего-то настолько захватывают человека, что, кажется, ни о чем другом сейчас думать он вообще не способен. Этому подчиняется все: эмоции, мышление, поведение. Все – ради удовлетворения определенной своей потребности! Так выглядит проявление эгоцентризма у обычных людей. А эгоцентрики так захвачены чем-то, связанным с собственными желаниями, постоянно.

Часто описывают эгоцентриков как неких философов, которых не понимают окружающие. Действительно, обычно подобные черты проявляются у тех, кто раздумывает над смыслом жизни, своем месте на планете, своем предназначении и другими философскими вопросами. Но сводятся ответы на все эти вопросы к этакому «Я-восприятию» действительности. Человек все понимает только через призму собственной личности: «Все, что происходит в мире, происходит специально для меня». Да-да, и самолеты летают, и лоси соль едят, и африканские племена вокруг костра прыгают – все это для него. С такими людьми взаимодействовать трудно. К тому же они-то к этому взаимодействию с окружающими особо не стремятся.

Нужно понимать, что эгоцентризм у взрослых – это уже не совсем хорошо, хотя, конечно, это не заболевание и не патология. Но бороться с такими проявлениями личности достаточно тяжело.

Можно ли изменить эгоцентрика?

У детей эгоцентризм обычно исчезает в подростковом возрасте. Если значимые взрослые (родители, педагоги) ведут себя правильно, то ребенок довольно быстро понимает, что он не центральная фигура в мире, что есть много различных точек зрения, что у всех разные интересы, цели и жизненные позиции.

Есть взрослые, которые могут прививать и навязывать своим детям «правильные» мысли, о чем потом окружающим приходится жалеть. Такие дети могут либо позже осознать все эти вещи, либо не осознать их вообще.

А с эгоцентризмом у взрослых нужно долго и, что главное, глубоко работать:

  • Во-первых, поменять кого-то без его желания и воли не получится. Если взрослый человек сам не понимает, что поведение его несколько затрудняет ему общение и взаимодействие с окружающим миром, помочь ему не удастся. Даже опытные психологи не способны доказать человеку, что он эгоцентрик. Если же человек понимает, зачем ему нужно менять свое поведение и образ мышления, он может либо самостоятельно работать над собой, либо отправиться к специалисту.
  • Во-вторых, важно осознать, что эгоцентризм присущ детям. А детям, которым 20, 40 или 50 лет, он несколько не свойственен. Окружающим важно не потакать эгоцентрику и не принимать его стиль жизни, тогда он, возможно, поймет, что уже вышел из детского возраста.
  • Если близкий человек – эгоцентрик, можно попытаться поставить его на место другого человека. Проще это делать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что я чувствовал?». Это может повергнуть его в ступор («Неужели другие думают как-то по-другому?»), но вполне вероятно, что первые мысли о том, что вокруг не все такие, как он сам, поселятся в его голове.

Если с проявлениями эгоцентризма не работать, никак не корректировать свое поведение, то жизнь может преподать урок сама, причем урок довольно жестокий. Ведь жизнь обычно средств «лечения» не выбирает.

Так что же такое эгоцентризм? Эгоцентризм - это, прежде всего, позиция личности, характеризуется нежеланием или неспособностью человека рассматривать другую точку зрения, выслушивать другое мнение, отличное от своего собственного.

Эгоцентрист не хочет понимать и сознавать, что люди все разные, что все на разные вещи смотрят по-своему, не как он, что у людей существуют свои и взгляды и потребности.

Эгоцентристу кажется, что он центр вселенной, до него очень тяжело, а скорей даже невозможно донести что-то другое. Круг общения такого эгоцентрика складывается из людей, абсолютно схожими с ним по взгляду на вещи. С остальными людьми он пребывает в постоянных спорах, конфликтах .

Сам эгоцентризм свойствен любому человеку, под воздействием разных обстоятельств он может проявляться сильнее, так сказать обостряться. В психологии много приведено примеров поведения эгоцентричной личности.

3 вида эгоцентризма

Очень ярко эгоцентризм проявляется в детском возрасте, возможно перерастание к 12-14 годам , а после может проявляться и в старости.

Что такое детский эгоцентризм? Эгоцентричность - это восприятие окружающей обстановки. Эгоцентрист крайне уверен, что его мысли авторитетны, он считает себя всезнающим, а остальных считает глупыми, поэтому с их мнениями не считается и не воспринимает. Если эгоцентризм развивается у ребенка, то не нужно считать это каким-либо отклонением, а вот если в юношеском возрасте эгоцентризм не перестает проявляться, значит необходимо принимать меры. Это происходит вследствие того, что маленький ребенок не способен понять то, что мнения у всех бывают разными, а вот взрослые вполне могут это осознавать .

Причины эгоцентризма

Эгоцентризм взрослых

Если у взрослого человека проявилась эгоцентричность , то это становиться большой проблемой в общении с окружающими, налаживанию с ними контактов, взаимопонимания, а также, может быть, психологическое заболевание. Чаще всего эгоцентрики – это одинокие люди. Кроме того, если это семейная пара и один из родителей является эгоцентриков, он и впоследствии, в воспитании ребенка, будет стараться подавлять его интересы, его привязанности, навязывая свою точку зрения, тем самым подавляя индивидуальность своего ребенка. У ребенка сначала формируется пассивный взгляд на жизнь, он становится зависимым сначала от родителей, затем от других людей в обществе.

Отличие эгоцентризма от эгоизма

Эгоист также представляет, прежде всего, собой моральную ориентацию, но в отличие от эгоцентрика, он делает это корыстно . Эгоист осознает что делает, но ради своих интересов готов на многое. В то время как эгоцентричный человек поступает неосознанно, он просто не воспринимает многое происходящее вокруг как должное, так как он полностью вовлечен в мир собственных интересов.

Одной из главных задач в воспитании является преодоления такой человеческой позиции, как эгоцентризм. Необходимо сформировать у ребенка способность рассматривать ситуацию с разных позиций, относиться терпимее к непривычным для него мнениям, рекомендациям, рассуждениям.

Обычно детский эгоцентризм полностью проходит в более взрослом периоде. Родителям и педагогам необходимо постоянно объяснять ребенку, что такое поведение не свойственно людям, и что у каждого бывают свои интересы, свои взгляды и мнение. Так постепенно ребенок станет понимать, что ощущают другие люди, и со временем эгоцентризм пройдет .

Чаще всего эгоцентричные люди раздают всем советы и рекомендации, в которых многие и не нуждаются. Поэтому люди от эгоцентристов стараются отворачиваться, меньше общаться. Это конечно неправильно, но таких людей можно понять. Чтобы этого не случилось, прежде всего, эгоцентрики должны сами понять, что их поведение не преемственно и должны захотеть измениться. Для этого нужно ставить себя на место другого человека, давать рекомендации кому-то, только если их об этом попросят, а также, прежде чем приходить и звонить кому-нибудь, нужно подумать, а подходящее ли сейчас время для визитов и звонков. А свои убеждения высказывать не навязчиво и стараться не возражать.

Таким образом, каждый индивид уникален , и прожить свою жизнь с подражанием какого-то неинтересно, но стоит поберечь собственную уникальность, но уважать мнения других людей тоже необходимо. Теперь на вопрос: "Что такое эгоцентризм?"- каждый сможет ответить.