Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом, поглощают диоксид углерода, выделяемый животными и человеком в процессе дыхания, а также промышленными предприятиями в процессе работы. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья забирают воду из почвы, фильтруют ее, очищая от примесей, и выделяют в атмосферу, повышая влажность климата. Леса влияют на круговорот воды. Деревья поднимают подземные воды, обогащая почвы и удерживая их от опустынивания и эрозии – недаром при обезлесении моментально мелеют реки.

Согласно докладам Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, обезлесение продолжается во всем мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га.

Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле.

Немалая проблема и в том, что указанные данные организация получает непосредственно от правительств стран, и правительства предпочитают не указывать в своих докладах потери, связанные, например, с незаконными лесозаготовками.


Разрушение озонового слоя

Примерно в двадцати километрах над планетой простирается озоновый слой - ультрафиолетовый щит Земли.

Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр. Проникающее через них губительные ультрафиолетовые лучи опасны для всего живого на Земле. Особенно отрицательно они воздействуют на здоровье человека, его имунную и генную систему, вызывая рак кожи и катаракту. Ультрафиолетовые лучи опасны для планктона - основы цепи питания, высшой растительности, животных.

Сегодня под воздействием Монреальского протокола почти на все технологии, в которых используются вещества, разрушающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается.

Как Вам известно, в природе все взаимосвязанно. Разрушение озонового слоя и, как следстие, отклонение какого-либо на первый взгляд незначительного параметра среды может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям для всего живого.


Сокращение биоразнообразия

По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет планета потеряет, по разным оценкам, от четверти до половины своего биологического разнообразия. Обеднение видового состава флоры и фауны существенно снижает устойчивость экосистем и биосферы в целом, что так же представляет серьезную опасность для человечества. Процесс сокращения биоразнообразия характерезуется лавинообразным ускорением. Чем менее биоразнообразие планеты, тем хуже условия выживания в ней.

В Красную книгу России по состоянию на 2000 год занесены 415 видов животных. Этот перечень животных за последние годы увеличился в полтора раза и не перестает расти.

Человечество как вид с огромной численностью и ареалом обитания не оставляет пригодного местообитания для других видов. Необходимо интенисное расширение площади особо охраняемых природных территорий для сохранения видов находящихся под угрозой исчезновения, а так же жесткое регулирование истребления промыслово-ценных видов.


Загрязнение воды

Загрязнение водной среды происходило на протяжение всей истории человечества: люди испокон веков использовали любую реку как сточную канаву. Наибольшая опасность для гидросферы возникла в XX вв с появлением крупных многомиллионных городов и развитием промышленности. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники нечистот. Несмотря на сотнемиллиардные вложения в очистные сооружения, которые в состоянии предотвратить превращение реки или озера в зловонную жижу, но не в состоянии вернуть воде былую естественную чистоту: нарастающие объемы промышленных стоков и твердых отходов, растворяющихся в воде, оказываются сильнее самых мощных очистных агрегатов.

Опасность загрязнения воды в том, что человек в значительной мере состоит из воды и, чтобы оставаться человеком, он должен потреблять именно воду, которую в большинстве городов планеты трудно назвать пригодной для питья. Около половины населения развивающихся стран не имеет доступа к источникам чистой воды, вынуждена пить зараженную болезнетворными микробами и поэтому обречена на преждевременную гибель от эпидемических заболеваний.


Перенаселение

Человечество сегодня воспринимает свою огромную численность как норму, полагая что люди при всём своём количестве и всей своей жизнедеятельности не наносят вреда экосистеме планеты, а также что люди и дальше могут повышать свою численность, и что это якобы никак не отражается на экологии, животном и растительном мире, а также жизни самого человечества. Но на самом деле уже сегодня, уже сейчас человечество перешло все границы и черты, какие могла потерпеть бы планета. Земля не может выдержать такое огромное количество людей. По подсчётам учёных, 500 тысяч - это предельно допустимое количество людей для нашей Планеты. Сегодня же эта предельная цифра превышена в 12 раз, и по прогнозам учёных к 2100 году может увеличиться чуть ли ни вдвое. При этом современное человеческое население Земли по большей своей части даже не задумывается о том, какой глобальный вред несёт дальнейший рост численности людей.

А ведь рост численности людей - это и рост использования природных ресурсов, рост площадей под сельскохозяйственные и промышленные нужды, рост количества вредных выбросов, рост количества бытовых отходов и площадей под их складирование, рост интенсивности экспансии человека в природу и рост интенсивности уничтожения природного биоразнообразия.

Человечество сегодня просто обязано сдержать свои темпы роста, переосмыслить свою роль в экологической системе Планеты, и взяться за построение человеческой цивилизации на основе безвредного и осмысленного существования, а не на основе животных инстинктов размножения и поглощения.


Нефтяное загрязнене

Нефть - природная маслянистая горючая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь алканов, некоторых циклоалканов и аренов, а также кислородных, сернистых и азотистых соединений. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды. По масштабам и степени токсичности нефтяное загрязнение представляет собой общепланетарную опасность. Нефть и нефтепродукты вызывают отравление, гибель организмов и деградацию почв. Естественное самоочищение природных объектов от нефтяного загрязнения - длительный процесс особенно в условиях низких температур. Предприятия топливно-энергетического комплекса крупнейший в промышленности источник загрязнителей окружающей среды. На их долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов.


Деградация земель

Почва - хранительница плодородия и жизни на Земле. Чтобы образовался ее слой толщиной в 1 см необходимо 100 лет. Но он может быть потерян всего за один сезон бездумной эксплуатации земли человеком. По оценкам геологов, до того, как человек начал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, реки ежегодно сносили в океан 9 млрд. т почвы. При содействии человека эта цифра увеличилась до 25 млрд. тонн в год. Все большую опасность приобретает явление почвенной эрозии, т.к. плодородных почв становится на планете все меньше и жизненно важно сохранить хотя бы то, что имеется на данный момент, не допустить исчезновения этого единственного слоя земной литосферы, на котором могут расти растения.

В естественных условиях существует несколько причин для эрозии почв (выветривание и вымывание верхнего плодородного слоя), которые еще более усугубляются человеком. Миллионы гектаров почвы теряются

В природу ежегодно поступает более 50 млрд. т. отходов энергетических, промышленных, сельскохозяйственных производств и коммунально-бытового сектора, в том числе от промышленных предприятий - более 150 млн. т. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.

Все эти отходы являются источником загрязнения окружающей среды вместо того чтобы быть источником для производства вторичной продукции.

Со дня первого Дня Земли прошло уже более четырёх десятилетий, но в мире до сих пор существует огромное количество экологических проблем, требующих решения. А знаете ли вы, что каждый из нас может внести свой посильный вклад? Какой - мы расскажем.

Изменение климата

97% климатологов считают, что изменение климата происходит постоянно - и выбросы парниковых газов являются основной причиной этого процесса.

До сих пор политическая воля не была достаточно сильна для того, чтобы начать массовый переход от ископаемых видов и топлива к устойчивым источникам получения энергии.

Возможно, более экстремальные погодные явления - засуха, лесные пожары, наводнения - будут для политиков более убедительными. Однако каждый из нас может помочь в деле сокращения выбросов углерода.

Например, сделать дом более энергоэффективным, чаще выбирать велосипед вместо авто, вообще больше ходить пешком и пользоваться общественным транспортом.

Загрязнение

Загрязнение воздуха и изменение климата тесно связаны между собой, так как имеют одни и те же причины. Парниковые газы вызывают повышение температуры на планете, а также ухудшают качество воздуха, что отчётливо видно в крупных городах.

А это уже прямая угроза людям. Самые яркие примеры - смог в Пекине и Шанхае. Недавно, кстати, американские учёные обнаружили взаимосвязь между загрязнением воздуха в Китае и усилением бурь над Тихим океаном.

Загрязнение почвы является ещё одной серьёзной проблемой, Так, например, в том же Китае почти 20% пахотных земель загрязнены токсичными тяжёлыми металлами. Плохая экология почв угрожает продовольственной безопасности и создаёт риск для здоровья людей.

Основной фактор загрязнения почв - использование пестицидов и других вредных химических веществ. И тут тоже стоит начать с себя - по возможности выращивайте овощи, зелень на своём дачном участке или покупайте фермерские или экопродукты.

Вырубка леса

Деревья поглощают СО2. Они позволяют нам дышать, а значит, жить. Но леса исчезают с катастрофической скоростью. Подсчитано, что 15% от общего объёма выбросов парниковых газов произошло в результате обезлесения Земли.

Вырубка деревьев угрожает и животным, и людям. Исчезновение тропических лесов вызывает особое беспокойство у экологов, потому что около 80% видов деревьев в мире произрастают именно в этих областях.

Около 17% тропических лесов Амазонки, вырубленные за последние 50 лет, нужны были, чтобы освободить место для разведения скота. Это двойной удар для климата, поскольку скот производит метан - одну из основных причин изменения климата.

Что в такой ситуации можете сделать вы? Поддержать организацию Rainforest Alliance или другие аналогичные проекты. Они добиваются прекращения использования бумаги. Вы можете отказаться от бумажных полотенец, например. Вместо них использовать полотенца из моющиеся ткани.

К тому же всегда смотите на этикетки, чтобы убедиться, что используете только продукцию из FSC-сертифицированной древесины. Вы также можете бойкотировать продукты, созданные компаниями по производству пальмового масла, которые способствуют обезлесению в Индонезии и Малайзии.

Дефицит воды

Население планеты увеличивается с каждым днём, а изменение климата вызывает больше засух, нехватка воды становится всё более важной проблемой. Только 3% мировых запасов воды являются пресными, а 1,1 млрд. человек сегодня не имеют доступа к безопасной питьевой воде.

Участившиеся случаи засухи в России, США и других развитых странах говорят о том, что нехватка воды - это проблема не только стран третьего мира. Так что рационально используйте воду: выключайте кран во время чистки зубов, принимайте душ не дольше 4 минут, установите дома кислородные смесители и пр.

Утрата биоразнообразия

Человек сегодня активно вторгается в места обитания диких животных, что вызывает быструю потерю биоразнообразия на планете. Это угрожает продовольственной безопасности, здоровью населения и мировой стабильности в целом.

Изменение климата тоже является одной из основных причин утраты биоразнообразия - некоторые виды животных и растений вообще не способны адаптироваться к меняющимся температурам.

Согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), биоразнообразие сократилось на 27% за последние 35 лет. Каждый раз, делая покупки в магазине, обращайте внимание на экомаркировки - изготовление продуктов с такими знаками не наносит вреда природе. Кроме того, не забывайте мусоре - сдавайте вторсырьё на переработку.

Эрозия почв

Промышленные методы сельского хозяйства приводят к эрозии почв и деградации земельных ресурсов. Результат - менее продуктивная пашня, загрязнение воды, увеличение количества наводнений и опустынивание почв.

По данным Всемирного фонда дикой природы, половина верхнего слоя почвы Земли была потеряна за последние 150 лет. Каждый из нас может поддержать устойчивое развитие сельского хозяйства - для этого покупайте экопродукты, избегайте товаров с ГМО и химическими добавками.

Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 6

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

Существительные в именительном падеже

Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я
Бухгалтеры Адреса
Возрасты Векселя
Выговоры Вороха
Диспетчеры Директора
Договоры Доктора
Инженеры Катера
Инструкторы Кителя
Компрессоры Кузова
Конструкторы Купола
Контейнеры Н едра
Лекари Окорока
Месяцы Округа
Плееры Повара
Полисы Погреба
Порты Профессора
Почерки Пояса
Пудели Сорта
ректоры Стога
Слесари Сторожа
Слоги Тополя
Снайперы Хутора
Столяры Штемпеля
Табели Якоря
Токари
Торты
Тренеры
Флигели
Фронты
Шофёры

Запоминаем пары:

Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Курица – куры

Полено – поленья

Судно – суда

Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

Фрукты и овощи:

Одежда и обувь:

Бахил Гольфов
Ботинок Джинсов
Бутс Лампасов
Валенок Носков
Гетр
Кроссовок
Мокасин
Панталон
Погон
Сапог
Тапок
Туфель
Чулок
Шаровар
Шорт
Эполет

Национальности:

Армян Монголов
Башкир Таджиков
Болгар Хорватов
Бурят Якутов
Грузин
Лезгин
Осетин
Румын
Татар
Турок
Туркмен
Цыган

Группы людей по роду деятельности:

Единицы измерения:

Учим, учим, учим:

Окончание ОВ, ЕВ

Нет окончания ОВ, ЕВ

Бронхов Гнездовий
Георгинов Запястий
Заморозков Копий
Консервов Кушаний
Нервов Ожерелий
Рельсов Оладий
Верховьев Печений
Кореньев Побережий
Комментариев Поверий
Лохмотьев Подземелий
Низовьев Ружей
Платьев Сидений
Подмастерьев Солений
Устьев Ущелий
Хлопьев Угодий
Увечий

Окончание ЕЙ

Нулевое окончание

Будней Басен
Гантелей Брызг
Кеглей Вафель
Ладоней Дел
ПростынЕй (простЫнь) Кочерёг
Распрей Кухонь
СкатертЕй Макарон
Чукчей Манжет
Яслей Нянь
ПЕтель
Сабель
Серёг
Сплетен
Сумерек
Цапель
Шпрот

Род имен существительных

Мужской, средний род Женский род
Рояля, роялем Антресолью
Рельса, рельсом Бандеролью
Тюля, тюлем Виолончелью
Шампуня, шампунем Мозолью
Повидла, повидлом Кроссовку, кроссовкой
Плацкарту, плацкартой
Тапку, тапкой
ТУфлю, тУфлей

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

Склоняем числительные

40, 90, 100

Р. П. Д. п. Т. п. П. п.

Сорок, девяносто, сто Сорока, девяноста, ста

50, 60, 70, 80

Р. П. «нет»

Д. п. «дать»

Т. п. «горжусь»

П. п. «думаю о»

пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти
шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти
семидесяти семидесяти семьюдесятью семидесяти
восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью и восьмьюдесятью восьмидесяти

Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

двухсот двумстам двумястами О двухстах
трехсот тремстам тремястами О трехстах
четырехсот четыремстам четырьмястами О четырехстах
Пятисот Пятистам Пятьюстами Пятистах
Шестисот Шестистам Шестьюстами Шестистах
Семисот Семистам Семьюстами Семистах
Восьмисот Восьмистам Восемьюстами Восьмистах
Девятисот Девятистам Девятьюстами Девятистах

Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом .

Полтора, полторы, полтораста

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец .

Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам .

Местоимения

1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их .

2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

Глаголы

  1. 1. Повелительное наклонение
лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите
  1. 2. Спряжение глаголов
ездить езжу ездит ездят
лазить лажу лазит лазят
махать машу машет машут
жечь жгу Жжёт, жжёшь жгут
испечь испеку испечёт испекут
стеречь стерегу стережёт стерегут

3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились .

4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь )

5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться

6. Выздороветь – выздоровею

обессилеть – обессилею

7. Сохнуть –сох

промокнуть – промок

замерзнуть – замерз

окрепнуть – окреп

Деепричастие

У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ).

У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)

В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:

Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.

  • их пальто
  • красноречивые лекторы
  • ветер колышет флаги
  • у обоих подруг

Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.

Ошибки в формах числительных

1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:

При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.

При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).

Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .

Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)

2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.

3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).

Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.

Формы существительных

1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных

Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.

Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)

лектор — лЕкторы — лЕкторов

инженер — инженЕры — инженЕров

шофЁр — шофЁры — шофЁров

бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров

инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**

инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**

слесарь — слЕсари — слЕсарей**

токарь — тОкари — тОкарей**

конюх — кОнюхи — кОнюхов

договор — договОры — договОров**

возраст — вОзрасты — вОзрастов

крем — крЕмы — крЕмов

суп — супЫ — супОв

госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)

** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.

Слова с окончанием - а , - я

директор — директорА — директорОв

профессор — профессорА — профессорОв

доктор — докторА — докторОв

веер — веерА — веерОв

тетерев — тетеревА — тетеревОв

окорок — окорокА — окорокОв

якорь — якорЯ — якорЕй

катер — катерА — катерОв

Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:

договор, шофёр, веер

лектор, профессор, инспектор

бухгалтер, инженер, возраст

директор, инструктор, доктор

2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа

Родительный падеж множественного числа существительных

Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,

ей: морей, скамей, мышей, дочерей,

нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.

Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.

Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

Слова с нулевым окончанием

обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков

военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)

национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)

слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)

слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)

другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)

Слова с окончанием ов (или ев )

носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок

фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров

консервы (консервов)

центнеров

казахов, хорватов

комментариев

Слова с окончанием ей

ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).

У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:

Мачта, мечта, мама, клешня

Чулок, носок, слон, куртка

Вор, апельсин, хорват, помидор

Ремесло, оладья, пила, партизан

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:

Ведьма, консервы, армянин, осетин

Ноздря, ясли, щупальце, будни

Стол, погон, макароны, гусары

Цыган, воскресенье, глаз, солдат

3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:

в шкафу и на шкафу, но о шкафе

в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте

в боку, но о боке

в лесу, но о лесе

на мосту, но о мосте.

Формы глаголов

1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе

Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:

жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)

течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут

печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут

молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют

хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)

колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)

полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)

лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)

изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.

махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)

В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:

Я лажу по скалам.

Ветер колышет траву.

Повелительное наклонение

Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:

лечь — ляг, лягте

махать — маши

полоскать — полощи

положить — положи (а слова ложи не существует)

класть — клади (а слова поклади не существует)

выйти — выйди

выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)

Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.

Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:

ляг на траву

помахай на прощание

едь быстрее

регулярно полощите рот

Несуществующие глаголы

Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.

Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).

Другие трудные случаи

У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.

Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.

У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.

2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).

Формы прилагательных и наречий

1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:

с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше

с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.

Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.

Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:

с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший

с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно

с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.

Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.

2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.

Формы местоимений

1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.

Употребление местоимений

Местоимения их, его и её

Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .

Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.

их кот, их обезьяна, их удивление, их дети

их кота, их коту, с их котом, об их коте

Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.

То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.

Склонение местоимения она

Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.

Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.

У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».

В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)

А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:

А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)

Ихнее мнение здесь никому не интересно.

Её мнение тоже никого не волнует.

Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.

У неё отличная фигура.

У ней нет ни стыда ни совести.

К ней пришли гости.

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .