Эффект незаконченного действия

Так называют закон памяти, согласно которому прерванные, незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. История его открытия такова: сидя в кафе, психологи Курт Левин и Блюма Зейгарник заметили, что обслуживавший их официант не записал заказ, но в точности его выполнил. Когда официанта спросили, что заказывали только что вышедшие посетители, он не смог ничего вспомнить.

Последующие эксперименты показали: прерванные интеллектуальные задачи запоминаются в два раза лучше законченных. Возможно, эффект незаконченного действия, который получил имя «эффект Зейгарник», объясняется сохранением мотивационного напряжения, которое и активизирует память. При завершении действия мотивация исчезает, и человек забывает все, что было связано с действием.

Эффект Зейгарник очень полезен на практике. Например, если при написании длинного текста вы будете останавливаться посередине главы, не заканчивая ее, в следующий раз вам будет легче взяться за работу. Вы быстрее вспомните, где вы остановились, что хотели написать, меньше времени уйдет на вхождение в текст.

Эффект незаконченного действия применим и в общении с другими людьми. Если вы прервете разговор в самый напряженный момент, не поставив точку в вопросе, воздействие на собеседника будет намного сильнее. Он будет мысленно возвращаться к поднятому вопросу, обдумывать его и скорее согласится с вашей точкой зрения.

Слова под диктовку. Метод историй. Второй уровень

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Эффект плацебо Все мы знаем, что вера может прямо и косвенно влиять на здоровье человека. Медицинские исследования показывают, что иногда плацебо столь же эффективно, как и настоящие лекарства. Но почему же обычный мел, покрытый сахаром, оказывает столь целительное

Из книги 10 шагов к финансовой свободе. Мой путь автора

Максимальный эффект Максимального эффекта вы достигнете в тот момент, когда будете использовать несколько рычагов, а не какой-то один. Есть и небольшой секрет. Если вы развиваетесь сразу в нескольких направлениях, осваиваете одновременно инвестирование, бизнес,

Из книги Продажа тренингов и семинаров. Секреты практиков, делающих миллионы автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Эффект тусовки Следующий шаг заключается в том, чтобы люди считали ваш тренинг чем-то вроде тусовки. Дайте понять, что придут те, кто уже в теме. От продвинутых можно получить много полезной информации, и это цепляет.Типичный пример – Инфоконференция (см. http:// infoconference.ru/). В

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Из книги Игра [Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье] автора Браун Стюарт

Из книги Антитайм-менеджмент автора Додонов Николай

Эффект диеты Техника ведения дел с помощью элементарных действий имеет столько плюсов, что удивительно, как малое изменение может произвести такой эффект. Главное, что она дает, – делает бессмысленной всю борьбу со «слонами» и «лягушками». Никакой живности!Проблемы

Из книги Как работает Google автора Шмидт Эрик

Стадный эффект Рабочая сила выдающихся сотрудников не только способствует получению превосходных результатом, но и привлекает еще больше выдающихся людей. Лучшие сотрудники подобны стаду: они склонны следовать друг за другом. Заполучите нескольких таких – и вы

Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан Джей

Из книги Миллионер за минуту. Прямой путь к богатству автора Хансен Марк Виктор

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Из книги Бизнес-тренер. Профессия №1 автора Сергеев Алексей Викторович

автора Букин Денис С.

Эффект края Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите: Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

Здравствуйте!

В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.

Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.

А теперь – история открытия этого феномена.

В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.

Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.

Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.

Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.

Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.

Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.

Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».

Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.

В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.

Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…

На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.

И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться

Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.

У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.

Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.

Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.

Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.

Завершение задач высвобождает вашу энергию!

Это что касается наших задач. В же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.

Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.

Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.

Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.

Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.

Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.

Сущность

Эффект Зейгарник - психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Закономерность выявлена Блюмой Вульфовной Зейгарник. Примечательно, что исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

Биография Б.В. Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии - 24 февраля 1988, Москва) - советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского.

Зейгарник - одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978).

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б.В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осужден на 10 лет без права переписки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыном эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала в нейрохирургическом госпитале на Урале. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

§ Полная библиография работ Б.В. Зейгарник

§ «Нарушения мышления у психически больных» 1959

§ «Патология мышления» 1962

§ «Введение в психопатологию» 1969

§ «Основы патопсихологии» 1973

§ «Патопсихология» 1976

§ «Психология личности: норма и патология» 1982

История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно - у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

В начале двадцатого века в Германии было основано направление в психологии, которое получило название «гештальтпсихология». Свою гештальтисты построили на том, что восприятие окружающего мира человеком основывается на чувственном и образном восприятии предметов и явлений как целостных структур, неделимых на отдельные составляющие. Например, если человек видит какой-то знакомый предмет с недостающими частями, то его сознание стремится этот предмет дополнить и «дорисовать» эти самые недостающие части.

Таким же образом, люди стремятся завершить, дополнить, довести до логического целого незавершенные действия, неиспытанные чувства, невысказанные до конца эмоции и мысли. Принцип завершения лег в основу психотерапевтических методик гештальт терапии, основанной Ф.Перлзом. Он полагал, что личность всегда стремится завершить незавершенный гештальт, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и гармонии. Когда те или иные жизненные события и ситуации, а также чувства и переживания с ними связанные, приходят к логическому завершению, у человека наступает состояние спокойствия и уверенности, ощущаемое не только на эмоциональном, но и на телесном уровне.

Что значит завершить гештальт? Это значит удовлетворить потребность, главную и самую значимую в данный момент жизни, осознаваемую и ощущаемую на физическом, эмоциональном и мыслительном уровнях. В гештальтпсихологии - возникновение и удовлетворение потребности - это цикл образования и завершения гештальта. Образно говоря, каждая потребность человека - это яркая фигура, выделяющаяся на общем фоне жизненного опыта. Когда потребность удовлетворяется, фигура уходит, растворяется в окружающем фоне, но возникает другая фигура, и чем выше и значимее потребность, тем контуры фигуры четче и ярче. Незавершенный гештальт - это прерванный цикл, потребностно или эмоционально недовведенная до логического завершения ситуация. Что же происходит и почему? Причины этому могут быть самые разные. Это могут быть внешние социальные факторы или внутриличностные запреты и ограничения, накладываемые воспитанием. Ну, так что ж, - скажет кто-то. Незавершенные действия не означают конец жизни, она же продолжается? Да, жизнь продолжается, но как, и какая? Каждая неудовлетворенная потребность, а особенно глубоко значимая, приводит к стрессу. Стресс, вызванный незавершенностью одной потребности, порождает незавершенность другой. Так, постепенно жизнь превращается в череду неудач, невыраженных чувств, эмоций, что влечет за собой скуку и бездействие.

Эмоционально незавершенный гештальт - это чувства разочарования, горя и гнева, печали и возмущения, которые возникали когда-то в прошлом в отношениях с родителями, возлюбленными, детьми, супругами и которые не были выражены и высказаны. Незаконченный гештальт может также быть от не предпринятых в прошлом действий, от возникшего и неосознанного и т.д.

Психотерапевты утверждают, что незавершенный гештальт заставляет личность постоянно возвращаться к нему, к тем невысказанным чувствам, прерванным переживаниям или действиям, пытаясь каким-то образом пережить их вновь, в иной форме. Очень часто родители, заставляя детей совершать какие-то действия и поступки, пытаются завершить свой собственный в прошлом незаконченный гештальт. Но еще чаще человек старается избегать завершения когда-то незавершенного, увеличивая тем самым свою зависимость от прошлого. Он включает механизмы избегания и подавления в себе возникающих неосознанных потребностей и желаний, когда-то нереализованных, а это, в свою очередь, приводит к неврозам и

Гештальт терапевты с помощью различных терапевтических техник и методик помогают человеку выявить и осознать из смутных ощущений и интуитивной неудовлетворенности когда-то незавершенные действия и эмоции, чтобы пережить их вновь, уже на ином уровне, и тем самым гармонизировать свою жизнь.