Действующие лица:
Ведущий.
Ведущая.
Верка Сердючка.
Няня Вика.
Митрофан.
Учитель английского языка.
Учитель химии.
Учитель математики.
Учитель физики.
Бойль и Мариотт.
Джоуль и Ленц.
Петров и Сидоров.
Ученики и ученицы.

Переделки песен: «Дан приказ ему на запад»; «С чего начинается Родина?»; «Прощание с Москвой» («До свиданья, мой ласковый Миша»); «Ту-ту-ту» (кабаре-дуэт «Академия»); «Утренняя зарядка» (В. Высоцкий); «Давайте восклицать» (Б. Окуджава); «Крейсер "Аврора"»; «Широка, страна моя родная»; «Александра» (Никитины); «Ваше благородие, госпожа удача»; «А может быть, ворона» (из м/ф); «Солдат» (группа «Любэ»).

Звучат фанфары. Девятиклассники выстраиваются полукругом на сцене.

Ведущая. Дорогие гости.
Ведущий. Родители.
Ведущая. Учителя. Ведущий. Выпускники.
Ведущая. Сегодня у нас радостный и торжественный день.
Ведущий. Вручение первого в жизни документа об образовании.
Вместе. Свидетельства об окончании девяти классов.
Исполняется хором вступительная песня на мелодию «Дан приказ ему на запад»:
Наконец-то наш директор
Главный подписал приказ,
Что пришла пора из шко-о-лы
Выпускать девятый класс!
Кто-то хочет задержаться
Здесь еще на пару лет,
Ну, а кто-то посыла-а-ет
Школе пламенный привет.

Ведущая. Да, девятый класс - это перекресток. Кто-то смело шагнет за порог школы.
Ведущий. И продолжит образование в ПТУ, техникуме, лицее.
Ведущая. Ну, а кто-то вернется в школу, продолжит учебу в десятом классе.
Ведущий. Но это уже будет другая история.
Ведущая. И другой класс.
Ведущий. А сегодня мы сделаем короткую остановку на перекрестке,
Ведущая. Посмотрим друг другу в глаза,
Ведущий. Вспомним годы, проведенные в одном классе.

Исполняется хором на мелодию «Дан приказ ему на запад»:
Мы присядем на дорожку
И слезу тайком смахнем,
И друг другу на проща-а-нье
Крепко руки мы пожмем.

Ведущая. Девять лет назад тридцать мальчишек и девчонок чудом оказались в одно и то же время...
Ведущий. В одном и том же месте.
Ведущая. За партами 1-А класса школы (указать номер).

Выпускники складывают руки перед грудью, будто сидят за партами.

Ведущий. Все в жизни было когда-то первым.
Ведущая. Первый звонок.
Ведущий. И первый урок.
Ведущая. И все мы в первом классе тоже хотели бы только первыми.
Ведущий. Потом, правда, многие стали пятнадцатыми, двадцатыми.
Ведущая. Ну а первый учитель, он всегда останется первым!
Хором исполняется песня первому учителю на мелодию «С чего начинается Родина?»
С чего начинаются знания?
С картинки в твоем букваре,
С начального образования
И с первых звонков в сентябре.
Со школы они начинаются
На первой ступеньке крыльца,
И в школе они продолжаются,
А дальше не видно конца...
Ведущий. Итак, девять лет назад тридцать мальчиков и девочек сели в экспресс под названием...
Сзади поднимаются нарисованные вагончики, как бы образуя поезд.
Хор. «Школа (указать номер)»!
Ведущая. И отправились в увлекательное путешествие по стране знаний!
Ведущий. И замелькали станции.
Ведущая. Математика, химия, физика.
Ведущий. Биология, литература, история, география.
Ведущая. Темные, неизведанные территории.
Ведущий. Нам приходилось блуждать в тесных лабиринтах науки.
Ведущая. Галопом нестись по просторам знаний.
Ведущий. Взбираться на вершины открытий.
Ведущая. И падать в пропасти заблуждений.
Ведущий. Тонуть в море ошибок.
Ведущая. И выходить сухими из воды.
Ведущий. И каждую минуту на этом тернистом пути рядом с нами были наши учителя.
Ведущая. Они как штурманы указывали нам маршрут в стране знаний.
Ведущий. И как проводники будили нас, чтобы мы не проехали свою остановку.
Ведущая. Первая станция - «Русский язык»!
Ведущий. Кто-то из великих сказал: чтобы выучить один иностранный язык, достаточно двух лет.
Ведущая. Чтобы выучить другой иностранный язык, достаточно одного года.
Ведущий. А чтобы выучить родной язык, нужна целая жизнь!
Ведущая. Но мы справились с этой задачей всего за несколько уроков.
Ведущий. И теперь не только думаем, но и свободно говорим, читаем и пишем по-русски!
Ведущие расходятся и становятся по краям сцены.
Хором исполняется песня учителю русского языка на мелодию «Прощание с Москвой» («До свиданья, мой ласковый Миша»).
На уроке становится ти-и-ше,
Орфограммы охота учить.
Мы диктанты любые напи-и-шем
И с грамматикой будем дружить.

И практически без напряжения,
Если вдруг зададут нам домой,
Девяносто томов сочине-е-ний
Мы напишем, почти как Толстой.

Потому что вы нас
Терпеливо учили,
Как любить и беречь
Нашу русскую речь.

Выходит Верка Сердючка, напевает на мелодию песни «Наш паровоз, вперед лети».

Сердючка.
Наш паровоз, вперед лети,
В девятом остановка.
Сегодня деток научить
Нельзя нам без винтовки.

Выходят «паровозиком» Сердючка, Митрофан, няня Вика и выстраиваются на переднем краю сцены.
Митрофан складывает ладошки у щеки, будто спит.

Сердючка. Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире вновь наше блистательное СВ-шоу! Наш элитный СВ-вагон прицепили до экспресса средней школы (указать номер), и мы стремительно несемся по рельсам Знаний. Вместе с нашим единственным элитным пассажиром.
Няня Вика. Звездой классической русской литератур Митрофанушкой!
Все криками выражают свой восторг.
Сердючка. И с моей прекрасной няней... Ой, с его прекрасной няней Викой!!!
Выпускники криками выражают свой восторг.
Сердючка (кричит на ухо). Митрофа-а-н! Подъем! Твоя любимая станция - «Английский язык». Стоянка 45 минут!
Няня Вика. Ой, ну шо вы ребенка так грубо будите. Это же непедагогично!
Сердючка. Запомни: главный педагогический принцип не оставлять синяков на теле! И мы этого принципа не нарушаем! Пора просыпаться нашему воспитуемому! Приехали! Скоро конечная станция - девятый класс!
Няня Вика. От там и разбудим!
Сердючка. Так его ж не выпустят с поезда без билета, ой, без свидетельства об окончании девяти классов.
Няня Вика. Ну и шо?
Сердючка. Ну и останется он у нас с незаконченным низшим образованием! Опять по рельсам до девятого класса помчится, пока все станции, ой, предметы не пройдет!
Няня Вика. Ну так бы и сказали! Вы ж неправильно будите! Митрофанушка, деточка, подъем, твой любимый предмет!
Митрофан (потягиваясь). Пиво?
Сердючка. Ой, от это уже лишнее!
Митрофан. Все лишнее - детям!
Няня Вика. Нет, в смысле, школьный предмет!
Митрофан. А-а, пирожки?
Няня В и к а. Да нет же!
Митрофан. Переменка!
Няня Вика. Та нет, угадай, чье производство.
Сердючка. От у меня шляпка, туфли, кофточка... мэйд ин...
Митрофан. А понял! (Читает ярлыки на куртке, шортах, кепке, кроссовках.) Addidas, Reebok, Unaited States of Amerika, Ok, Yes, fifty-fifty.
С e p д ю ч к а. Ну и шпарит, ну и шпарит!!!
Няня Вика. От видите, я ж вам говорила, ребенок практически свободно владеет английским, и зачем дите беспокоили, в такую рань разбудили?
Сердючка. Раньше встанешь - больше спишешь!
Митрофан. А что не спишешь, то купишь!
Няня Вика. От видите, я ж вам говорила, у нас уровень развития ниже прожиточного минимума!
«Паровозиком» уходят.
Из строя выпускников выходит «учитель английского языка» (на груди табличка с фамилией учителя).
Исполняется песня учителю английского языка на мелодию «Ту-тy-my» (кабаре-дуэт «Академия»).
С английским языком
Нигде не пропадем,
И в каждом уголке мира
Мы можем широко,
Свободно и легко
Использовать язык Шекспира.


По английскому в журнале.
Хор.
Видно, двойки в году
Нам не миновать.
Учитель.
Надо «Гамлета» всем
Прочитать в оригинале.
Хор. И английский язык
Выучить на пять!
Девочки. Об Англии на пять
Умею я мечтать,
Мне Лондон стал таким близким!
Мальчики. Освоил я за год
Синхронный перевод
И думать начал по-английски.
Учитель. Ту-ту-ту, два, два, два
По английскому в журнале.
Хор. Видно, двойки в году
Нам не миновать.
Учитель. Надо «Гамлета» всем
Прочитать в оригинале,
Хор. И английский язык
Выучить на пять!
Учитель уходит. Выходят ведущие.
Ведущая. Знаете ли вы, чем отличается образованный человек от необразованного?
Ведущий. Образованный человек - это тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Ведущая. А необразованный не знает, где найти даже то, что он знает!
Ведущий. Но если он что-то знает, значит, он тоже образованный!
Ведущая. А знаете ли вы, какие бывают образованные ученики?
Ведущий. Ну, да, ученики бывают слабые, очень слабые.
Ведущая. И девятиклассники!
Ведущий. А девятиклассники бывают нерадивые, ленивые.
Ведущая. И очень ленивые!
Ведущий. А лучшее лекарство от лени - это любовь!
Ведущая. А любовь - это великая сила!
Ведущий. Особенно если это любовь к математике.
Ведущая. Доказываем математически!
(Ведущие уходят на край сцены.)

Выходят учитель математики, три ученика.
Учитель математики. Так, дети, запомните: как сказал великий Эйнштейн, гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия.
Ученик 1. А трудолюбие - это один процент труда и девяносто девять процентов любви к труду.
Ученик 2. Так что без любви в школе...
Хор. Никуда!
Учитель математики. Пишу на доске пример. (Показывает табличку: 2:2= ?) Кто скажет ответ?
Хор. Ничья!
Учитель математики. Иванов, почему опять уравнение за тебя решала бабушка?
Ученик 3. Да потому что родители были заняты: мама писала сочинение, а папа чертил чертеж!
Учитель математики. Петров, реши задачу. У тебя было две конфеты. Бабушка дала тебе еще четыре. Сколько конфет...
Ученик 1. У меня осталось? Десять! А я еще четыре конфеты у Наташки отнял!
Ученик 2 (тянет руку). Марь Иванна, у нас тут задача очень трудная.
Учитель математики. Ну, давайте
Ученик 3. Даша любит Сашу.
Ученик 1. Саша любит Олю.
Ученик 2. Оля любит Колю.
Ученик 3 (трагически). А Коля любит математику!
Хор. Что же делать?
Учитель математики. Как что делать? Всем полюбить математику!
Хором исполняется песня учителю математики на мелодию песни В. Высоцкого «Утренняя зарядка». Во время исполнения песни на передний край сцены выходит четыре ученика, делают приседания в шахматном порядке: через одного присаживаются и встают, поднимают и опускают руки.
Раз, два, три, четыре,
Нет предмета в целом мире
Для детей важней, чем математика.
Развивает в нас терпенье
И абстрактное мышленье –
Для ума зарядка и гимнастика!
Мы простые дроби сложим,
Все поделим, перемножим,
Вычтем все в уме без затрудне-ни-я,
Подсчитаем на досуге
Даже квадратуру круга,
Корни в биквадратном уравне-ни-и!

Ученики-гимнасты уходят. Выходят Сердючка, няня Вика, Митрофан.

Сердючка. Нет, Митрофан, мы с тобой так не договаривались! Только по одному уроку математики прошлись, а ты сразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Няня Вика. Ну и шо такое, давайте его женим! Семья - это ячейка школы!
Сердючка. Да, только в эту ячейку надо к каждому лоботрясу сажать по отличнице. А где мы столько отличниц наберем?
Митрофан. А нам много не надо, нам и трех достаточно!
Сердючка. Та кто ж его такого возьмет? Он же у нас инвалид народного образования!
Няня Вика. И то правда: на математике хромает.
Сердючка. На физике спотыкается.
Няня В и к а. На истории заикается.
Сердючка. На химии у него голова пухнет.
Няня Вика. На анатомии - глаза на лоб лезут.
Митрофан. Ага, и голова болит!
Сердючка. Если голова болит--значит, она у тебя есть!
Митрофан. А еще и нервы не в порядке - по три раза на уроке курить бегаю!
Сердючка. Ничего, от нервов есть хорошее лекарственно-педагогическое средство – ремень. К тому же у этого средства есть побочное действие - стимулирует умственную деятельность.
Няня Вика. Ну шо вы хотите: ребенок так долго учился - вот и отстал в умственном развитии. (Уходят)
Музыкальный проигрыш. Выходят ведущие.
Ведущая. Есть в школе один предмет, с которым все современные дети знакомы буквально с пеленок.
Ведущий. Сделал первый вдох, а в атмосфере...
Хор. Одна химия!
Ведущая. Глотнул водички, а там...
Хор. Одна химия!
Ведущий. Отрезал колбаски, а в ней...
Хор. Сплошная химия!
Ведущая. Ну да! Можно сказать, вся таблица Менделеева!
Ведущий. Со всеми радиоактивными элементами!
Ведущая. Надел штаны...
Хор. И там химия!
Ведущий. Открыл учебник, а там опять...
Хор. Хи-ми-я!!!
Ведущий. Так что на уроках химии учить нам уже нечего.
Ведущая. Занимаемся только повторением.
Ведущий. И практическими работами.
Выходят учитель химии, два ученика.
Учитель химии. Здравствуйте, дети, запишите в тетради: практическая работа № 1. Тема: «Получение соли». Оборудование.
Ученик 1. Сто рублей.

Ученик 1. И накупить соли!
Учитель автоматически кивает в такт головой.
Учитель химии. Практическая работа № 2. Тема: «Получение кислоты». Оборудование.
Ученик 1. Сто рублей.
Ученик 2. Ход работы: взять сто рублей, пойти в магазин.
Ученик 1. И накупить уксуса!
Учитель химии. Практическая работа № 3. Тема: «Получение золота». Оборудование.
Ученик 1. Сто рублей и черная маска.
Ученик 2. Ход работы: взять сто рублей.
Ученик 1. Пойти в магазин и на все...
Учитель встрепенулся и оживился.
Ученик 2. Накупить философских камней!
(Показывает булыжник.)
Ученик 1. С помощью этих камней и черной маски добыть золото.
Ученик 2.В глухом переулке под покровом темноты!
Учитель химии (решительно). Хорошо, пишите: практическая работа № 4. Тема: «Получение тройки по химии»! Оборудование: учебник, тетрадь, парта, таблица Менделеева. Ход работы: сесть за парту, взять учебник, тетрадь и выучить хоть что-нибудь!!!
Хором исполняется песня учителю химии на мелодию песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать».
Давайте изучать,
Давайте увлекаться,
Химических веществ
Не надо опасаться.
Давайте проводить
Смелей эксперименты –
Ведь надо нам учить
Таблицу элементов
Чтоб химию на пять
Усвоили все дети,
Иначе не понять,
Как выжить на Планете!
Участники сценки уходят. Выходят Сердючка, няня Вика, Митрофан.
Сердючка. Ну, как там у нашего пассажира сложились отношения с химией?
Няня Вика. Ужасно! У Митрофанушки было глубокое и твердое знание, что химия - это жизнь!
Сердючка. Ну а она?
Няня Вика. А она ему прямо в лоб: валентность этого, извините за выражение, аргентума!
Сердючка. А он?
Няня Вика. Ну а у него от такого наезда все знания перешли из твердого состояния в газообразное и испарились!
Сердючка. И ничегошеньки не осталось?
Няня Вика. Остался. Нехороший осадок. В виде двойки у дневнике.
Сердючка. Ой, так у него и дневник есть? Значит, ребенок для школы еще не потерян!
Няня Вика. Та, конечно, не потерян, только он у нас не химик, он у нас физик, вот!
Сердючка. Его все физическое интересует!
Митрофан. Ну да, физические явления, физические упражнения, карты... физические...
Няня Вика. Опять же этот, физический труд, ой, не, это тоже не для него!
Митрофан (гордо). Рожденный учиться, работать не может!
Участники сценки уходят.
Ведущая. Физика - это наука вездесущая!
Ведущий. Она изучает все: свет и тьму.
Ведущая. Звук и тишину.
Ведущий. Движение и покой.
Ведущая. Вес и невесомость.
Ведущий. Физика - это наука коллективная. Многие великие открытия делались не в одиночку, а в парах.
Ведущая. Поэтому и на уроках физики мы смело внедряем парные методики.
На сцену выходят учитель физики и три пары учеников, которые выстраиваются лицом к залу, как для игры в «ручеек».
Учитель физики. Знакомьтесь, дети, это знаменитые английские физики Бойль и Мариотт.
Первая пара учеников, держась за руки, делает шаг вперед.
Бойль и Мариотт (вместе). В школе мы сидели за одной партой и на всех уроках списывали друг у друга.
Мариотт. Однажды Бойль придумал первую половину нового физического закона.
Бойль. А вторую половину придумал Мариотт.
Мариотт. А потом мы просто списали друг у друга.
Вместе (радостно). И получился закон Бойля - Мариотта!
Из ручейка выходит следующая пара учеников. Бойль и Мариотт разбегаются в разные стороны.
Учитель физики. А это, ребята, знаменитые английские физики Джоуль и Ленц!
Джоуль и Ленц. А мы ничего друг у друга не списывали!
Джоуль. Мы просто думали-думали...
Ленц. И додумались до одного и того же закона!
Из ручейка выходит следующая пара учеников. Джоуль и Ленц разбегаются в разные стороны.
Учитель физики. А это ученики девятого класса Петров и Сидоров.
Петров. Мы все списываем у Ивановой.
Сидоров. Так что, когда она придумает новый закон...
Вместе. Мы его поделим на троих!
Хором исполняется песня учителю физики на мелодию
В. Шаинского «Крейсер "Аврора "»:
Физика детям была непонятна.
Формулы в книжке читали с тоской.
Черные дыры и белые пятна
Нам на уроках встречались порой.
Но постигали детишки законы –
В физике все мы теперь знатоки.
От Архимеда и до Ньютона –
Все мы прошли - от доски до доски.
И уяснили мы капитально
В наш электронный, космический век,
Что без науки фундаментальной
Не проживет на Земле человек.
Ученики и учитель-физик уходят. Выходят ведущие.

Ведущая. Наконец-то мы добрались до урока географии!
Ведущий. Когда мы усвоили этот предмет, мы смело взялись за карту и нанесли на нее новую землю.
Ведущая. Остров под названием «Средняя школа (указать номер)».
Ведущий. Со всех сторон этот остров омывается океаном Наук.
Ведущая. На этом острове есть свои реки и свои озера.
Ведущий. Есть вершина под названием «Пик Знаний».
Ведущая. Обитатели этого острова большую часть времени проводят за партами.
Ведущий. Питаясь в основном плодами наук.
Ведущая. Иногда, правда, они пускаются в трудное плавание.
Ведущий. Погружаясь в пучины знаний.
Ведущая. Из которых иногда удается выудить настоящие жемчужины открытий!
Хором исполняется песня учителю географии на мелодию И. Дунаевского «Широка страна моя родная».
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Географию родного края
Очень любит каждый человек!

Параллели и меридианы
Можем назубок пересчитать,
И по всем, по самым дальним странам
Можем мы по карте прошагать.

Скоро земли новые откроем,
На вершины новые взойдем,
Города красивые построим
И на карту мира нанесем!

Выходят Сердючка, няня Вика, Митрофан.
Няня Вика. Ой, мы так углубились в эту географию, что чуть не заблудились!
Сердючка. Так надо ж было зарубки оставлять! Или ориентироваться строго по курсу - на запад.
Митрофан. Та зачем мне ваши зарубки, если у меня компас есть! Вот! (Показывает большой картонный круг со стрелкой, на котором написано: «завтрак», «обед», «полдник», «ужин».)
Няня Вика. Так что мы ориентировались строго на обед!
Сердючка. Вот вы и обломались! Ориентировались на обед, а попали на урок. История!
Няня Вика. От и хорошо! Для Митрофанушки история по калориям приравнивается к двум обедам!
Митрофан достает из кармана деревянную ложку, няня подвязывает ему слюнявчик.
Переходят на правый край сцены. Хором исполняется песня учителю истории на мелодию песни С. Никитина «Александра».
Такая территория –
Всемирная история -
Готовы мы фактически
Пешком по ней шагать.

Далекую и близкую
Историю российскую
Мы день и ночь практически
Готовы изучать.

Половецкие набеги,
Шведы, скифы, печенеги –
Нам историю усвоить
Надо минимум на пять!

И весь год зубрят ребята
Имена, эпохи, даты.
Чтобы будущее строить,
Надо прошлое понять.

Сердючка, няня Вика и Митрофан выходят на середину сцены.
Сердючка. А где же наш пассажир?
Няня Вика. Полетел на крыльях на урок анатомии. Сегодня там очень актуальная тема - «Органы...»
Сердючка. А, опять «про это»!
Няня В и к а. Ну да, про то, про шо они постоянно думают - про жратву! Органы пищеварения!
Сердючка. А, а я думала про то, откуда дети берутся!
Няня Вика. Вы шо! Митрофан про от это совершенно еще не думает, представьте себе!
Сердючка. Только не говорите, что он верит, будто бы детей в капусте находят!
Няня Вика. От и представьте себе, что верит! Один только раз спросил, откуда дети берутся, я его на грядку капусты повела.
Сердючка. Ну и...
Няня Вика. Он у меня в поисках детей грядочку прополол, так сразу перестал про такие глупости думать и спрашивать!
Сердючка (скандирует).
Значит, все ребенок вскоре Прочитает на заборе!
Няня Вика. На заборе он только три английские буквы читает.
Сердючка (скандирует).
Значит, гадкие мальчишки
Нарисуют «это» в книжках!
Няня Вика. Нет уж! В книжках он рисует только автоматы и машинки! И вообще ребенка ЭТО еще не интересует!
Сердючка. А о чем же он с друзьями в подворотне разговаривает?
Няня Вика. Да в основном про растительность говорят: про капусту, про лимоны. Так и слышишь: «зелень», «капуста», «лимоны». В общем в головах у них одна ботаника!
Хором исполняется песня учителю биологии на музыку И. Шварца к песне «Ваше благородие, госпожа удача» (из к/ф «Белое солнце пустыни»).
Участники сценки перемещаются на правый край сцены, во время исполнения песни показывают плакаты с изображением пестика, тычинки, мушки дрозофилы, скелета.
Госпожа ботаника - трудная наука.
Только изучать ее - это просто мука!
Пестики, тычинки, корни, лепестки –
На уроке мухи дохнут от тоски.

Есть и зоология - зверская наука!
Детям изучать ее - непростая штука.
Мушку дрозофилу знаем назубок,
Штук по пять прихлопнем за один урок.
(Проигрыш - повторение последних двух строк.)
Ну, а анатомия - классная наука!
На уроках деточкам с нею не до скуки.
Вызвала у школьников стойкий интерес
Тема размножения мыслящих существ!
(Проигрыш - повторение последних двух строк.)
На середину сцены выходят ведущие.
Ведущий. Приближается к концу наше путешествие.
Ведущая. Наш VIP-экспресс подходит к станции «Физкультура».
Ведущий. Заниматься физкультурой могут только сильные и смелые, те, у кого хорошая память.
Сердючка. (на краю сцены). Не, а зачем тут память, я не поняла?
Няня Вика. А затем, чтобы не забывать спортивную форму!
Ведущая. Физкультура развивает у детей фантазию, речь.
Сердючка. А это еще зачем?
Митрофан. Ну, типа, чтоб объяснить, почему на предыдущем уроке не был!
Ведущий. Ну да, тут приходится целые сказки сочинять!
Ведущая. Но главное, физкультура - это здоровье!
Сердючка. А отсюда - мораль:
Хор. Закаляйся как сталь!

Хором исполняется песня учителю физкультуры на мелодию Г. Гладкова «А может быть, ворона» (из м/ф «Пластилиновая ворона»).
Сначала по порядку
Мы выйдем на зарядку.
А может, и не выйдем,
А может, и не мы.

Возьмем с собою мячик,
А может быть, ракетку,
А может быть, и клюшку,
А может, не возьмем.

Кто любит физкультуру,
Крепит мускулатуру,
Тот может совершенно
Забыть про докторов.

Такой не заболеет,
Не захнычет, не засто-онет
К труду и обороне
Будет он всегда готов!

Ведущий. Вот и подходит к концу наше путешествие.
Ведущая. Программа выполнена. Все предметы пройдены.
Няня Вика. Как в страшном сне, промелькнули за окном экзамены.
Сердючка. А теперь, господа пассажиры, наступает торжественная минута - выпускайте девятиклассников!!! (Выталкивает Митрофана.)
Митрофан. Я не согласен!!! Чего это вы меня выпихиваете из гнезда?
Няня Вика. Ну надо же когда-то учиться летать!
Ведущий. И кто-то уже готов к самостоятельному полету!
Ведущая. Кто-то уже готов расправить крылья и выбирать свой путь в жизни!
Митрофан. А может, у меня еще крылья не выросли! Может, я еще летать не умею?
Няня Вика. Ничего! Кто не вылетит, тот выйдет, а кто не выйдет, тот выползет! Но выпустят всех!
Митрофан. А если я не хочу? Я хочу учиться, учиться и учиться!!!
Сердючка. У кого ума палата, тот пойдет у класс десятый!
Ведущая. А конкретнее - получит образование среднее!
Сердючка. А прикольный и веселый распрощается со школой!
Няня Вика. И тоже получит образование нормальное.
Сердючка, няня Вика, Митрофан (вместе). Среднее специальное!
Сердючка, няня Вика и Митрофан убегают.
Ведущий. Девять лет, девять долгих лет наш экспресс под названием «Школа (указать номер)» летел по накатанным рельсам школьной программы.
Ведущая. Были подъемы и спуски, ускорения и торможения.
Ведущий. Были крутые повороты и беспросветные туннели.
Ведущая. И так иногда хотелось спрыгнуть на полном ходу!
Ведущий. Но! Мелькали школьные предметы, нарастал багаж знаний.
Ведущая. И вот она, первая большая остановка.
Ведущая. Узловая станция - девятый класс.
Ведущий. И первый документ об образовании.
Ведущая. И для кого-то последний день в школе.
Ведущий. Наш вагон уже отцепили от состава.
Ведущая. От всей души мы говорим «спасибо» нашим учителям, которые делили с нами все трудности и невзгоды на пути к знаниям.
Ведущий. И остается лишь несколько минут, чтобы пожать друг другу руки и сказать...
Все. Прощай, девятый класс!
Звучит мелодия заключительной песни «Солдат» (группы «Любэ»).
Все выпускники выходят на край сцены и поют.
Девять лет мы в пути,
Нелегко нам идти.
По урокам вперед
Класс девятый наш прет.

Девять лет мы в пути,
Ты, браток, не грусти,
Прозвенел уж звонок
На последний урок.

Свой напишут адресок
Пацаны девчонкам в па-а-ру строк,
И напишут пару слов
Все девчонки для своих пацанов!

И на заре навсегда
Уйдет из школы наш класс,
Но школьной дружбы звезда
Пускай не гаснет для вас!

Девятый трудный наш класс
Ты, школа, не забывай,
Уходим мы навсегда, прощай,
Прощай, прощай...

Для тысяч выпускников торжественная речь директора школы на линейке в честь последнего звонка считается традиционным элементом принятого этикета, не обещающей ничего нового и необычного. Причиной тому — сами ораторы: произнося из года в год одни и те же банальные слова, набившие оскомину, они становятся причиной очередных насмешек. А между тем, личность директора школы является авторитетной даже для самых хулиганистых и задиристых учеников. И гораздо разумнее, проговаривая торжественную речь директора, еще более укрепить свой авторитет и заговорить с выпускниками о вещах, действительно важных для каждого из них.

Тексты для торжественной речи директора школы на последнем звонке

Для выпускников последний звонок — грандиозное событие. Ведь позади осталась маленькая 10-летняя жизнь, наполненная важными событиями, ценными открытиями, веселыми моментами и мелкими горестями. Поэтому торжественная речь на последний звонок от директора школы, наполненная банальными фразочками: «Какими маленькими вы были — Какими взрослыми стали» будет совершенно неуместной. Подобные слезливые реплики актуальны в исполнении любимой бабушки или назойливой тетушки. Директору же подобает говорить о более существенных вещах: о терпении и послушании учеников, о колоссальном труде педагогов, о сложностях выбора будущей профессии, об ответственности подростков за собственную жизнь.

Дорогие ребята! Сегодня в вашей жизни очень торжественный день, поскольку перед вами открываются все дороги. С этого дня вы считаетесь взрослыми людьми, а это очень ответственно. Вам придется самостоятельно принимать решения, и только от вас самих будет зависеть ваша дальнейшая жизнь. Вы — молодое поколение, которое приходит на смену нам, и от того, как вы построите свою жизнь, будет зависеть и жизнь всего общества. С сегодняшнего дня на вас ложится ответственность за будущее. Мы хотим пожелать вам гладкой жизненной дороги, хороших друзей, удачи и самых легких испытаний! Будьте уверены в себе и своих знаниях. Еще раз удачи и будьте счастливы!

Выпускники, как птички, покидают школу, расправив крылья, и устремляются в свободный полет. Мы, родители и учителя, с восторгом и грустью наблюдаем за тем, как вы выпархиваете из дверей родной школы, а вместе с ней, отчасти, и из родительского дома. С сегодняшнего дня вы стали взрослыми. Теперь вы смело можете принимать самостоятельные решения и планировать свою жизнь, ведь она только ваша. И то, какой будет ваша жизнь, во многом зависит от решений, которые вы примите в самое ближайшее время. Постарайтесь все обдумывать четко и взвешенно, не идите на поводу у чужих желаний и фантазий, верьте в себя и свои цели, главное – их поставить и они обязательно будут достигнуты! Верьте в светлое будущее – оно ждет вас за порогом школы!

Вот и подошел тот светлый час, ради которого вы приложили немало усилий и труда. Теперь вы стоит на пороге новой жизни и еще больших свершений. Буквари, ранцы, банты, первые написанные собственной рукой буквы и первое самостоятельно прочитанное слово – все это осталось в прошлом. Сейчас вы уже вполне взрослые и сложившиеся личности, выбравшие свою стезю в жизни.
Сегодня вас сердечно поздравляют все: учителя, которые вели много лет к этому знаменательному дню; родители, которые поддерживали в любых начинаниях и стремлениях; школьники, которые смотрят на вас сейчас с большим уважением! Желаем добиться всего, что наметили, легко пройти выбранные пути и удачно сдать первый серьезный экзамен в жизни – ЕГЭ. Взаимопонимания вам, счастья и удачи! Мы верим: у вас в жизни все получится!

Официальная речь от администрации на последнем звонке

Последние месяцы учебы занимают важное место в жизни каждого молодого человека. Это ответственный этап прощания с детством, любимыми друзьями, добрыми учителями и родными стенами уютных классов. На финальной школьной ступени происходит краткое подведение итогов всего того, что было смыслом жизни на протяжении последних 10 лет. И прощальная речь администрации школы на торжественной линейке, конечно же, должна стать окончательным уроком нравственности, благодарности и доброты. Увы, не всегда даже самый ответственный управленец способен отыскать время для подготовки трогательных и душещипательных выступлений. Поэтому мы заранее подготовили лучшие тексты для официальной речи от администрации на последнем звонке.

Примеры красивой речи администрации школы для последнего звонка

Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с родной школой! День волнующий, радостный и грустный одновременно. Первый шаг к будущим достижениям и успехам вы уже сделали — и сейчас стоите на пороге серьезных ответственных решений о выборе дальнейшего профессионального и жизненного пути. Перед вами открыты большие перспективы. Школьные годы подарили вам много нового и интересного — радость, постижение разных наук, верность друзей, первую любовь и первые разочарования. Но вместе с вами учились и учителя, набирались опыта и мудрости ваши родители. И пусть в вашей памяти останутся только самые яркие и самые теплые воспоминания о школе, и пусть сегодняшний день будет стартом в новую взрослую и интересную, наполненную событиями жизнь.

Дорогие ребята! Сегодня звучит ваш последний звонок. В его мелодичных переливах останется всё: и радость первых побед, и упорная работа над собой, и бессонные ночи ваших родителей, и искренняя любовь ваших учителей. Пусть каждая его трель напоминает вам о светлых днях, проведенных вами в вечно юном храме наук, имя которому школа. Она тоже не забудет вас, ибо за эти годы она привыкла к вам, и сегодняшний ее день полон неизбывной грусти… Что ж, ничто в этом мире не постоянно. Вас ждут новые свершения и новые успехи, а вашу любимую школу – новые ученики. Мы желаем вам удачи и благословляем вас на славные дела. В добрый путь, выпускники!

Когда звенит Последний звонок – обычно вспоминается все лучшее, что было пережито за годы школьной учебы.
Впереди – как граница, отделяющая детство о взрослой жизни, — трудное, но от этого не менее волшебное лето:
Июнь – месяц экзаменационных испытаний и проверки не только знаний, но и выдержки, сообразительности, ответственности.
Июль – месяц принятия первых самостоятельных решений.
Август – месяц счастливых звездопадов.
Желаю вам, выпускники, не только успеть загадать свои заветные желания, но и поймать свою звезду, и удержать ее в руках!
Помните: наступает тот волнующий момент, когда в ваших руках – вся ваша жизнь. Пусть ее освещает добрый свет звезды вашей юности!

Напутственная речь классного руководителя на последнем звонке

За многовековую историю становления начального и среднего образования в школах сложилась устойчивая тенденция к навешиванию ярлыков на разные категории учеников. Не секрет, что ребят с высокой успеваемостью считают более достойными, в то время как троечники и хорошисты чувствуют себя пристыженными и осмеянными. Напутственная речь классного руководителя на последнем звонке должна расставить все настоящие и мнимые ценности выпускников на свои места. Ведь успешным и счастливым во взрослой жизни может быть как отличник, так и двоечник. Главное — научится ставить перед собой цели и успешно следовать им навстречу.

Текст трогательной речи классного руководителя для выступления на последнем звонке

Обращаясь с напутственной речью к выпускникам на последнем звонке, классный руководитель может упомянуть о том, что каждый из учеников — уникальная и неповторимая личность, достойная любви и уважения. Важно сказать о том, что родные люди любят не за цифры в табеле, спортивные достижения и примерное поведение, а просто так. Так уж устроено это чувство! А чтобы заручится пониманием, дружбой и одобрением окружающих, достаточно простых добрых и честных человеческих поступков.

Поздравляем вас с окончанием школы. Сегодня школьный звонок прозвенел для вас в последний раз. Вам не терпелось поскорее стать взрослыми и проститься со школьными партами, вы стремились быстрее убежать из школы.
А сегодня школа прощается с вами. Расставание для вас станет этапом нового в жизни, гранью перемен и ответственного выбора. Самого первого самостоятельного выбора в ваших юных судьбах.
И ваши школьные учителя, и ваши самые главные союзники в учебе – ваши родители хотят для вас самого лучшего, что только можно желать своим детям, счастья. Счастья такого, чтобы хватило на всех и еще осталось для окружающего вас мира. Пусть этот мир будет добр к вам, пусть на ваших дорогах встречаются только добрые, искренние люди. А, если вам будут нужны советы или помощь, то вы всегда знаете к кому обратиться. Успехов вам, дорогие выпускники!

Последний звонок бывает только раз в жизни. И как быстро он прозвенит, как быстро окунетесь вы в водоворот взрослой жизни, где ждет столько нового, интересного, но немало и хлопот, препятствий! Дорогие наши дети, наши вчерашние ученики! Мы старались, вкладывая в вас все то, что может дать школа и семья. Вы взрослели, мужали, развивались и, конечно, тоже старались, даже больше, чем мы, чтобы достойно подойти к рубежу последнего звонка. Мы очень довольны результатом, довольны вами, и хотим, чтобы и впредь дарили вы нам только радость, только гордость за вас, а вас уже одарила сполна сама жизнь и сама удача. Пусть сложится с обучением, с работой, с карьерой, с семьями. Пускай взрослая жизнь будет счастливой, молодость долгой, а старость отступает перед вашим задором и энтузиазмом!

Волнующе, звонко, тревожно зазвучал школьный звонок. Он для вас, дорогие наши, так незаметно повзрослевшие дети, станет сигналом, призывом смело идти навстречу новой, интересной, полной радости и успехов жизни! Совсем еще недавно, вот также, со слезами радости на глазах, мы стояли, волнуясь, отдавая вас в надежные руки первой учительницы. А уже сегодня вы волнуетесь вместе с нами, понимая, что детство осталось позади – и веселые перемены, задорные спортивные состязания, совместные экскурсии, поездки, останутся только в воспоминаниях и школьных альбомах. Но впереди вас ждут еще непокоренные вершины, новые открытия и мы верим, что ваша жизнь будет насыщенной и интересной! Пусть все сложится хорошо!

Ответная речь от выпускников на последний звонок в 9 классе

Последний звонок — волнительное событие для каждого школьника. Но самые острые, непривычные и двойственные ощущения он вызывает у выпускников. На смену предпраздничной суете, охапкам цветов, символическим колокольчикам, лентам и другим важным мелочам приходит легкая печаль и горечь прощания со всем, что было так дорого в последние годы. И в самый ответственный момент, когда наступает черед выпускников 9 и 11 классов выходить на сцену с ответной речью на последний звонок, ощущение неизбежного расставания с школьным «домом» усиливается в стократ. В такие эмоциональные минуты душещипательные фразы и слова благодарности порождают слезы на глазах не только выпускников, но и педагогов, родителей, классного руководителя.

Ответная речь выпускников 11 классов на последнем звонке

Ответная речь от выпускников на последний звонок в 9 и 11 классе всегда трогательна и душещипательна. В своем обращении ребята вспоминают о самых светлых моментах, благодарят родителей и учителей за их терпение и каждодневный труд, желают своим последователям оставаться самими собой и упрямо следовать за своими мечтами. Идеальный текст ответной речи выпускников непросто составить самостоятельно, поэтому можно воспользоваться стандартными заготовками и дополнить их личными эмоциями и переживаниями.

Поздравляем вас, наши милые учителя, терпевшие и любившие нас столько лет, с Последним Звонком. Мы искренне благодарны вам за вложенные в нас знания и труд. И хоть мы иногда расстраивали и порой обижали вас, хотим сказать, что мы ценим и помним каждое слово, произнесенное вами! Спасибо вам за вашу любовь, за поддержку и важные советы, которые мы запомним на всю жизнь! Нас впереди ждет новое, светлое будущее, но мы никогда не забудем вас, уважаемые наши учителя! Спасибо за то, что рассказали нам все, что знали сами, вкладывая в каждое слово особый смысл, мы очень ценим это! Именно вы направили каждого из нас в нужном направлении и благодаря вам мы теперь знаем, какой дорогой пойдем! С Последним Звонком вас, любимые наши учителя!

Уважаемые учителя и дорогие друзья — одноклассники. Сегодня нам, выпускникам, предстоит сделать один из самых важных шагов в нашей жизни, расставаясь со школой. Позади лучшие годы — беззаботное детство, юность, а впереди дальнейшая учеба, работа. Думаю, что лучшей благодарностью для учителей с нашей стороны будут плоды знаний и жизненной мудрости, выращенные нами из тех семян, которые они посеяли в наших сердцах. Одна латинская пословица гласит, что мы учимся не для школы, а для жизни. Эти слова глубоко запечатлелись в нашей памяти. И вот сегодня мы расстаемся со зданием, которому так многим обязаны, с преподавателями, которые с таки самоотвержением и отдавали посвящали все свои силы на наше образование и воспитание. Поэтому я от лица всех сегодняшних выпускников говорю: спасибо, школа, спасибо, дорогие преподаватели.

Сегодня мы с вами – выпускники, уже не дети, но и не взрослые. Завтра сделаем шаг в самостоятельную жизнь. Там будут и горести, и радости. Иногда будем встречать хороших и отзывчивых людей, а иногда – склочных и злых. Но нужно помнить, что родители и учителя нас воспитывали добрыми, порядочными и культурными парнями и девушками. Хотелось бы поблагодарить всех родных и, конечно же, тех, кто нас учил на протяжении всех этих лет. Спасибо вам, учителя, за помощь в трудные минуты, за хорошие советы и знания, которыми вы с нами поделились.

Трогательная речь на последний звонок от родителей 11 класс

Именно родителям в окончании длинного школьного пути приходится труднее всего: не просто осознать, что твое дитя уже выросло и совсем скоро устремится в свободный полет. О чем же говорить в такой ответственный и волнительный момент? На первый взгляд все вроде бы понятно. Достаточно упомянуть о важной роли школы в жизни ребят, об их стремительно приближающейся взрослой жизни и будущих трудностях и преградах, то и дело возникающих на каждом шагу. Но, как показывает практика, ничего кроме скуки подобные слова не вызывают. Поэтому над составлением действительно трогательной речи для последнего звонка от родителей 11-классников придется немного потрудиться… Или воспользоваться нашими текстами!

Примеры текстов для выступления родителей 11-классников на последнем звонке

Дорогие наши!

Теперь вы совсем взрослые и скоро выпорхните из гнезда. Отныне по своему жизненному пути вы пойдете самостоятельно. Жизнь сделает вас мудрыми и сильными, неудачи закалят, а успехи подтолкнут к новым достижениям. Но сегодня мы хотим вам дать совет всегда оставаться немного детьми!

Все дети - фантазеры и мечтатели. Не переставайте строить воздушные замки и грезить о том, что сегодня кажется несбыточным! Кто не мечтает о невозможном - тот не добьется и малого.

Все дети любознательны. Оставайтесь такими и впредь: стремитесь узнавать и схватывать как можно больше. Будьте жадными до знаний! Ведь знания - это сила, которая поможет вам стать успешными.

Все дети - непоседы. Родителям и педагогам порой приходится ох как нелегко! Но непоседливость развивает. Будьте непоседами - двигайтесь, путешествуйте, занимайтесь спортом, танцуйте, отдавайтесь хобби и увлечениям. Живите интересно!

Ребенок, сталкиваясь с трудностями и неприятностями, всегда обращается к старшим за помощью и утешением. Мы надеемся, что вы сохраните эту привычку. Вам, конечно, нужно учиться самостоятельности, но отказываться от участия старших не стоит! Родители всегда всё поймут и постараются помочь, в какой бы сложной ситуации вы ни оказались.

Родные наши! Ваши учителя, родители и бабушки с дедушками старались наполнить вас разумным, добрым и вечным. Оставайтесь немного детьми, не растеряйте всё то прекрасное и чистое, чем полны ваши юные сердца и души. Смотрите на жизнь с улыбкой - и она будет улыбаться вам в ответ!

Дорогие ребята! Кажется, что только вчера мы привели вас в первый класс, а уже сегодня для вас звенит последний звонок. Время пролетело быстро, однако путь был нелегким: его наполняли успехи и неудачи, радости и печали. Вы справились, и мы гордимся вами!

Но путь продолжается - впереди у вас новые высоты и свершения. Пусть вера, надежда и любовь будут вашими неизменными спутниками!

Вера в себя - залог успеха. Уверенность в светлом будущем - кредо оптимиста. Вера поможет вам добиваться своих целей и не отступать от задуманного, а оптимизм не позволит раскисать, если что-то не получилось.

Не отпускайте от себя надежду. Она окрыляет и придает сил. Идя рука об руку с надеждой, вы сможете преодолеть любые трудности.

Берегите любовь. Она есть в каждом из вас. Не давайте ее свету погаснуть. Сохраните любовь к учителям, к знаниям, к своей малой родине. Любите родных, близких, друзей, природу, музыку. Смотрите на жизнь с любовью, и она ответит вам взаимностью!

Верьте! Надейтесь! Любите! И у вас все получится!

Дорогие ребята! Сегодня для вас звенит последний звонок, как сигнал о начале нового жизненного этапа. Вместе с учителями мы провожаем вас во взрослую жизнь. Дорога не будет легкой, но мы уверены, что вы справитесь и обязательно станете успешными.

Но что значит быть успешным? Деньги и карьера - это далеко не всё!

Успешный человек занимается любимым делом. Мы желаем вам выбрать для себя такую профессию, которая будет приносить вам радость.

Успешен тот, у кого есть проверенные временем друзья. Ваш класс - это сплоченный, дружный коллектив. Цените и храните это!

Успешные люди всегда заботятся о своем здоровье. Ведите разумный образ жизни и берегите себя.

Те, кого сопровождает успех, не боятся принимать сложных решений. Будьте решительными - смелость города берет!

Успешный человек умеет сказать «Нет!», если его просят о том, что расходится с его принципами. Научитесь этому!

Люди, добившиеся успеха, благодарны тем, кто помогал им на пути к цели. Не забывайте своих педагогов. Сохраните в себе то хорошее, чему они вас научили.

И последнее: успешный человек - это тот, кто всегда и везде успевает. Поэтому будьте пунктуальными и не забывайте заводить будильник.

Успехов вам, наши взрослые дети!

Речь от родителей в адрес выпускников 9 класс на последний звонок

Родителям сложно произносить торжественную речь 9-классникам на последнем звонке: то волнение одолевает, то слезы застилают глаза, то большой ком подкатывает к горлу. Чтобы избежать конфузов и неловких пауз, лучше заранее составить речь от родителей в адрес выпускников 9 класс на последний звонок, внимательно прочесть текст несколько раз и попытаться запомнить основную часть. А остальное всегда можно подглядеть.

Примеры текстов речи родителей на последнем звонке для выпускников 9 классов

Как-то неожиданно быстро пришёл этот день. День, когда наши дети восходят на новую ступень своей жизни. Ступень, где не будет всеобъемлющего ока родителей и учителей; ступень, где большинство жизненных проблем и задач вам придётся решать самостоятельно. Но к этому шагу Вы шли недолгих 9 лет, познавая новое и неизведанное, знакомясь со всевозможными сторонами жизни, учась общаться со взрослыми и ровесниками. И все эти 9 лет неустанно рука об руку шли с вами ваши учителя. Они вместе с вами радовались вашим взлётам и победам, огорчались и переживали за вас в трудную минуту. Вы только представьте себе, сколько им понадобилось сил, здоровья, терпения и любви, чтобы из несмышлёных шестилеток взрастить таких прекрасных, гордо и уверенно смотрящих в будущее выпускников.
Дорогие учителя! Разрешите выразить Вам искренние слова признательности за Ваше внимание, заботу, за Ваш труд. Мы говорим сегодня от души: «Спасибо Вам за наших детей!»
А теперь обращаюсь к вам, наши любимые дети. Смело, с чистыми помыслами идите вперёд. Ставьте перед собой разумные цели и неукоснительно следуйте по намеченному пути. Учитесь радоваться и ценить каждый миг, каждый час, каждый день. Удачи вам на новой ступеньке жизни. Всегда помните: на свете есть люди, которые очень сильно любят вас и всегда волнуются - это мы, ваши родители. В добрый путь!

Вот и прозвучал последний звонок, сданы последние экзамены. И подошел выпускной вечер. Вы заканчиваете 9 класс. Кто-то из вас останется в школе, для них главный выпускной еще впереди. Ну, а для тех, кто захотел получить профессию в другом учреждении, этот вечер станет прощальным со школой, с друзьями — одноклассниками. И одноклассниками.

Сердечно поздравляю всех девятиклассников с окончанием школы. Это событие для каждого человека — одно из самых знаменательных. День выпуска навсегда останется в вашей памяти. Он волнителен для вас, ваших педагогов и родителей. Вы вступаете во взрослую жизнь. Позади детство, школьные годы, наполненные не только учебными заботами и проблемами, но и радостью познания мира, обретением друзей. Впереди — выбор дальнейшего пути, принятие важных и ответственных решений. Никогда не теряйте молодецкого задора, не позволяйте себе останавливаться перед трудностями и не при каких обстоятельствах не прекращайте учиться — пополняйте свой багаж новыми достижениями.

Помните: только основательные знания помогут вам достойно принимать вызовы нашего требовательного времени. Самостоятельная жизнь, в которую вы сегодня вступаете, будет по–своему учить вас, но закрыв двери школы, возьмите в жизненный путь мудрость ваших учителей, плечо одноклассников и тот оптимизм. Мне бы хотелось посоветовать выпускникам, покинув стены школы, не переставать совершенствоваться, не успокаиваться на достигнутом, Не обойтись в жизни и без удачи. Пусть вам повезет на умных достойных коллег и верных друзей!. Хочу пожелать, чтобы всегда, где бы и чем бы вы ни занимались, вы были уверены в себе и своих знаниях. Я желаю вам успеха, еще раз поздравляю с окончанием учебного года. Удачи, вам! Будьте счастливы!

Дорогие учителя! Вы строгие и ласковые, мудрые и чуткие, вели наших выпускников сквозь годы детства и отрочества, вкладывали в каждого из них знания, частицу своего сердца, дарили им свое человеческое тепло, свою любовь. Именно поэтому они все такие добрые, отзывчивые и открытые. Огромное вам спасибо за наших ребят. И низкий вам поклон.

Речь на последний звонок от директора, администрации, классного руководителя и родителей должна быть не только трогательной, но еще и необычной, небанальной, нетрадиционной. Только так пожелания и напутственные слова останутся в памяти и в сердцах выпускников 9 и 11 классов навсегда.

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс тановить, бе зз аконный, конт рр еволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Мо сс овет, гла вв рач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный ).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый ), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинирова нн ы и организова нн ы, девочка воспита нн а и умна; они очень рассея нн ы.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: слома н, слома н а, слома н о, слома н ы, юноша воспита н комсомолом; девочка изнеже н а воспитанием; мы ограниче н ы временем; ученики организова н ы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно ), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: ра сс ориться (ра с + сс ориться), оде сс кий (оде сс + с кий), пру сс кий (пру сс + с кий), пятито нн ый (пятито нн + н ый).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

Слова с удвоенными согласными в корне подчиняются простым правилам русского языка, которые изучают в средней школе. Для грамотного написания орфограммы, следует заранее научиться разбирать слово составляющие: корни, суффиксы.

Вконтакте

Двойные буквы на стыке между приставкой корнем

  1. Если приставка и корень начинаются на одну и ту же букву, то пишутся удвоенные согласные. Разобрав слова на морфемы, легко понять, как пишутся эти слова. Правило действует для таких слов, как: преддверие, воззвание, беззаконный, ввести, поддержать, восстановить, рассердить, раззадорить, бессовестный.
  2. Слова с приставками, которые оканчиваются на –с и однокоренные слову «ссора» также пишутся с удвоенными согласными .

Примеры: рассориться, поссориться.

Обратите внимание! Несмотря на то, что в однокоренных слову «ссора», вместе с приставкой образуется три буквы С, пишется только две. В русском языке не может быть тройной . Это же правило с отсутствием утроенной согласной действует и для остальных слов .

Cложные существительные с удвоенной согласной

Существительные с удвоенной согласной могут быть сложносочиненными , состоять из двух смысловых корней или основ. Удвоенная согласная пишется в том случае, если между корнями нет соединительной гласной, а начинаются они с одной буквы.

Пример таких слов: Моссовет (Московский совет), главврач (главный врач), Компартия (Коммунистическая партия)

Правописание удвоенных согласных в зарубежных словах

Заимствованные существительные, которые пишутся с удвоенными буквами — самый распространенный тип слов.

Проверить их невозможно, можно только запомнить, или пользоваться орфографическим словарем.

Вот несколько таких слов: , балласт, гиппопотам, массажист, миллиметр, оккупант, оттоманка, оффшор, палаццо, пассажир, пессимизм, пицца, плиссе, попурри, программист, профессор.

Слова с удвоенной РР — одна из самых обширных групп слов. Примеры: терраса, перрон, терроризм, аррозия, корректор, геморрой, цирроз, терракотовый, баррикада. Эти слова связаны с латинскими и греческими словами, представляют собой медицинские или узкопрофессиональные термины.

Определить основу слова тяжело в таких словах, как шоссе, аттракцион, коллекция. Корень в слове аллея тоже пишется с двумя –ЛЛ-. Все эти слова являются иноязычными по происхождению, их производные также имеют две одинаковых буквы в основе.

Важно! Производные от слов с парой удвоенных согласных в корне обычно тоже пишутся с двумя согласными.

  • Шоссе – шоссейный.
  • Коллекция – коллекционный.
  • Компромисс – компромиссный.

Исключением из этого правила являются образования, русифицировавшиеся с течением времени. Обычно двойное –НН- превращается в одиночное, если после него используется суффикс –К-.

  • Колонна – колонка.
  • Манна – манка.
  • Кристалл – кристальный.

Для проверки этих слов лучше воспользоваться словарем.

Более того, в некоторых случаях, даже при отсутствии суффикса –К- производные от иноязычных слов с удвоенной буквой в корне образуют формы с одной буквой . Примеры этих исключений:

Оперетта – опереточный, опереточник.

Колонна – колончатый, колонковый, колонка, колоночный. Другие производные пишутся с двумя –Н-. Для сравнения: колоннада, колонный.

Кристалл – кристальный, кристальчик. Это правило действует только в тех случаях, когда в словах возникает сочетание –ЛЬ-. Для сравнения: кристаллический, кристаллик.

Двойная согласная в словах с русским происхождением

Правописание слов с традиционно русскими корнями определяется исторически. Существуют правила, которые помогут проверить слова с удвоенной согласной.

Удвоенная –ЖЖ-:

  • В словах, образованных от «жечь». Примеры: жжение, сожжённый, жжёт.
  • В исконно русских словах удвоенные согласные есть в таки словах, как: вожжи, можжевеловый, жужжать.

Совет ! Как двойные согласные в исконно русских словах на слух могут восприниматься сочетания букв зж-зг-зд.

Пример таких слов: брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (дребезг).

Исключением из правила являются также слова жужелица, брыжи. Их написание связано с историческим развитием.

Удвоенные согласные в корне слова Россия и его производных.Правописание этих слов не проверяется правилом, запомните их . Некоторые из этих слов: Россия, российский, великоросс. Но когда корень меняется на рус, в корне остается одна согласная: русист, обрусеть.

Это правило используется, если только вторая –С- не появляется в суффиксе.

Примеры таких исключений: Белоруссия, русский.

Удвоенная согласная в именах собственных

Имена с удвоенной согласной часто встречаются , поэтому необходимо помнить об их написании.

Женские имена: Алла, Анна, Римма.