ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди
Рубрика (тематическая категория) Технологии

(в адаптации д.а. леонтьева, е.и. рассказовой)

Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 годуд.а. леонтьевым и е.и. рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счёт стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Как отмечают д.а. леонтьев, е.и. рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителœей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителœей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами всœе возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Выраженность всœех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура обследования

Участнику исследования предлагается ответить на 45 утверждений, выбрав один из предложенных вариантов ответов:

· Скорее нет, чем да

· Скорее да, чем нет

Инструкция: ʼʼЗдравствуйте! Ответьте, пожалуйста͵ на несколько вопросов, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнениеʼʼ

Текст опросника

Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
1. Я часто не уверен в собственных решениях.
2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
4. Я постоянно занят, и мне это нравится.
5. Часто я предпочитаю ʼʼплыть по течениюʼʼ.
6. Я меняю свои планы исходя из обстоятельств.
7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
9. Я всœегда контролирую ситуацию настолько, насколько это крайне важно.
10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
11. Порой всœе, что я делаю, кажется мне бесполезным.
12. Я стараюсь быть в курсе всœего происходящего вокруг меня.
13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
16. Иногда меня пугают мысли о будущем.
17. Я всœегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
19. Мне кажется, в случае если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.
23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
24. Мне всœегда есть чем заняться.
25. Я всœегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруᴦ.
26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.
27. В случае если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
28. Мне трудно сближаться с другими людьми.
29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
30. В случае если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
33. Мои мечты редко сбываются.
34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
35. Порой мне кажется, что всœе мои усилия тщетны.
36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
37. Мне не хватает упорства закончить начатое.
38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
39. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
40. Окружающие меня недооценивают.
41. Как правило, я работаю с удовольствием.
42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
44. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов

Для подсчета результатов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 (ʼʼнетʼʼ – 0 баллов, ʼʼскорее нет, чем даʼʼ – 1 балл, ʼʼскорее да, чем нетʼʼ – 2 балла, ʼʼдаʼʼ – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 (ʼʼнетʼʼ – 3 балла, ʼʼдаʼʼ – 0 баллов). Далее суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Таблица 14 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Интерпретация результатов

Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателœей.

Вовлеченность (commitment) определяется как ʼʼубежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личностиʼʼ. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя ʼʼвнеʼʼ жизни. ʼʼВ случае если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченностьʼʼ.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что всœе то, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта͵ – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта͵ готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В корне принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Методика ʼʼЦенностных ориентацийʼʼ М. Рокича

Диагностическая цель : изучение ценностных ориентаций личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и ʼʼфилософии жизниʼʼ.

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это делœение соответствует традиционному делœению на ценности-цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. По этой причине особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Контингент : Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди" 2017, 2018.

Допущено Министерством просвещения СССР

в качестве учебного пособия для студентов

педагогических институтов

по специальности № 2111 «Дефектология»

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Общие вопросы логопедической ритмики

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

1. Основные понятия логопедической ритмики

Для понимания сущности логопедической ритмики необходимо раскрыть содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика, логопедическая ритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития различных наук о человеке.

Рассмотрим лишь основные понятия, которые необходимы для изучения данного курса.

Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы.

Движение является одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм-среда». Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой - активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптации и трудовой деятельности. В силу этого движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

Двигательное умение - это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой техничностью. Вырабо-

тка двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной двигательной задачи, для контроля движения и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальной систем, с преобладающим значением последней.

Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии.

Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. При этом с исключением одного из анализаторов порог чувствительности остальных понижается. Например, педагоги, воспитатели, работающие с детьми с умеренной умственной отсталостью, уделяют много внимания тому, чтобы научить детей целенаправленному, произвольному движению, целенаправленным артикуляционным движениям и т. п. Педагоги, работающие с глухими и слабослышащими, уделяют внимание тому, чтобы научить своих воспитанников пользоваться зрением при чтении с лица или обучить правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Педагоги, работающие со слепыми и слабовидящими, вырабатывают у своих воспитанников умение и способность приспособления движения к разной поверхности, по которой они передвигаются, и к размещению предметов, мебели и т. д. в помещении, в котором они находятся; к удержанию осанки, не отличающейся от осанки зрячего, а также в овладении чтением по Брайлю, которое требует самой высокой тактильной способности, пространственной ориентации, двигательных тонких ощущений.

Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отношению к различным случаям: ритм стихотворения, прозы, сердца, дыхания, ритм времени года, дня и ночи, ритм работы и т.д. Ритм

выступает и как некая универсальная космическая категория. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма»,- говорил Э. Жак-Далькроз 1 . Невозможно найти определение ритма, которое бы подходило ко всем явлениям. Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени, но можно говорить и о «пространственном ритме» в отношении балета, живописи, скульптуры, архитектуры.

Основной признак ритма принято видеть в более или менее строгой периодичности повторения, однако там, где понятие ритма играет наибольшую роль, этот признак может отсутствовать; например, ритм спектакля, прозы, иногда и ритм музыки не характеризуется периодичностью повторения.

Ритм как всеобъемлющее понятие характеризуется, по-видимому, только одним весьма неконкретным признаком: это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Советский психолог Б. М. Теплов считает, что ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени, которая предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы могут быть одинаковыми (по 2, 3 члена и т. д.) или неодинаковыми. Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно и ритма вообще, является наличие акцентов, т. е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Отсюда можно дать следующее определение: ритм есть закономерное расчленение временной последовательности раздра жений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или ином отношении раздражений, т. е. акцентов.

Ритм можно определить с позиций психологии и педагогики. В психологическом аспекте под ритмом всегда имеется в виду метроритм, или ритмика. Например, слушая метроном, человек расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, акцентируя отдельные звуки, т. е. выделяя их как более громкие. Возникает своеобразное «переживание ритма», или субъективное ритмизирование. Предел медленности субъективного ритмизирования, по Болтону -38 ударов в минуту, по Стетсону - 40-20 ударов в минуту; предел быстроты субъективного ритмизирования, по Болтону, 520 ударов в минуту; по Стетсону - 240-280 ударов в минуту. Наиболее благоприятная скорость для субъективного ритмизирования составляет от 100 до 200 ударов в минуту. Субъективное ритмизирование не наступает, если скорость меньше 30 и больше 500 ударов в минуту 2 . Эти цифры имеют

педагогический интерес, так как показывают, при какой скорости движения последнее легче воспринимается ритмически.

В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikos - относящийся к ритму, равномерный) - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Движения при этом могут быть действительными и воображаемыми. Действительные движения выражаются как зачаточные и полные. Зачаточные движения возникают вследствие иннервации голосовых связок и вспомогательных частей голосового аппарата, а также мышц пальцев, губ и других мускулов. Полные движения выражаются внешне: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой.

Как зачаточные, так и полные движения бывают бессознательными: человек, не замечая, отбивает такт ногой или рукой.

Воображаемые движения не проявляются внешне, слушающий представляет их мысленно.

Ж.-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть, воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкалъно-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и

вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание. Его содержание составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности.

Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. д. развиваются познавательные способности детей. Музыкально-ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей и взрос лых переживать выраженное в музыке. Эмоциональная отзывчи вость различна. В младшем дошкольном возрасте она выражается в непроизвольных движениях: у детей меняется мимика, непроиз вольно двигаются руки, ноги, туловище; в старшем возрасте эмо циональная отзывчивость проявляется посредством произвольных движений в процессе игры. Содержанием музыкально-ритмического воспитания являются песня, игра, трудовой ритмизированный процесс, праздник.

Наиболее часто на музыкально-ритмических занятиях и вне их используется подвижная игра. К. Д. Ушинский считал русские народные игры могущественным средством воспитания. В 60-х годах XIX в. Н. И. Пирогов, позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптеров и др. подчеркивали, что подвижная игра как деятельность отвечает возрастным возможностям и потребностям ребенка и является средством его всестороннего развития.

Чувство ритма свойственно почти каждому человеку, поскольку исходным является ритм трудовых движений, ритм содержательный, вызываемый логикой трудового процесса. Из трудового ритма постепенно развился впоследствии ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д. Чувство ритма возникало и развивалось в процессе содержательной деятельности. Поэтому нельзя развивать чувство ритма вообще. Его нужно развивать исходя из характера деятельности.

Возникает вопрос, можно ли говорить о чувстве ритма вообще как о некоторой психической реальности?

Но для этого надо знать, что развитие ряда конкретных ритмических способностей - это своего рода обобщение их, а не предпосылки для развития. Родоначальник ритмики швейцарский педагог Жак-Далькроз ошибался, считая, что сначала надо воспитать ритм как самостоятельную сущность, а потом на этой основе - музыкальный, поэтический ритм, ритм движений и т. д.

Движение как результат воздействия механической энергии

на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.

Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора. Современные болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия » 1 как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Они относят кинезитерапию к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. В результате различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях.

Составным звеном лечебной ритмики является логопедическая ритмика.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е. В. Чаянова, Е. В. Ко норова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Crista Kohler) и К. Швабе (Chr. Schwabe) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика

1 Руководство по кичезитерапии /Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Бан-кова. София, 1978, с. 9.

воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

  • Спорт
  • Деловые переговоры
  • Кризисные ситуации
  • Личные отношения
  • Техника мысленной репетиции

Мысленная репетиция это переживание ситуации заранее. В своем воображении вы делаете шаг в будущее с имеющимися у вас новыми ресурсами и переживаете заранее будущую ситуацию в таком виде, в каком вы хотели бы ее видеть. Эти упражнения применимы и чрезвычайно полезны в самых разных сферах жизни.

Спорт

Мысленная репетиция всевозможных игровых ситуаций используется для адаптации психики спортсмена к условиям предстоящего соревнования. Пример эффективности этого метода - подготовка к играм теннисиста Бориса Беккера. Он часами прокручивал в воображении картины своих предстоящих встреч, предварительно посмотрев кассеты с играми соперника. Таким образом, Беккер отрабатывал свои ответные ходы на возможные действия соперника.

Мысленная тренировка использует механизм связи мысли и движения. Спортсмен представляет какое-то действие (прыжок, бросок, удар по мячу и т. д.), что вызывает - микродвижения мышц, ответственных за выполнение этого действия. Доказано: чем ярче и полнее спортсмен представляет движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальности.

Особенно полезно применение мысленной тенировки при изучении новых упражнений. Такой тренинг помогает спортсмену поддерживать форму даже во время перерыва в тренировках, если, например, была травма.

Деловые переговоры

Мысленная репетиция должна быть скорее внутренним разъяснением, чем заучиванием наизусть. Это упражнение - подготовка головы к определенной деловой беседе. Хорошо зарекомендовали себя следующие приемы запоминания основных идей и задач беседы: детально ознакомиться с распорядком беседы; постараться запомнить ее элементы и их очередность; «разжевать» и «переварить» каждую часть основной линии беседы, которую Вы составили из ключевых понятий. Не расстраивайтесь, если поначалу у вас не все будет получаться.

Постарайтесь как можно ярче нарисовать в воображении эту картину. Представьте, как вы спокойно и уверенно беседуете с будущей аудиторией, четко излагаете все ключевые положения своей убедительной речи , уверенно и эффективно реагируете на критику , преодолеваете возражения и отвечаете на вопросы. Попытайтесь как можно живее представить себе эти сцены, формируя не только визуальные, но и звуковые образы.

Кризисные ситуации

Некоторое время назад были взяты интервью у множества людей, которые попали в серьезные авиакатастрофы, но выжили, зачастую не пострадав. Их спрашивали о том, как они сумели выбраться оттуда, где творился такой большой хаос, в то время как многие из других пассажиров не смогли. Это интересный вопрос, потому что возможность спастись в авиакрушении - совсем не то, в чем вы получаете большой шанс попрактиковаться.

Самый распространенный ответ, который давали оставшиеся в живых люди, на этот вопрос был тот, что они запускали своего рода мысленную репетицию, много-много раз у себя в голове. Они визуализировали последовательность расстегивания ремней безопасности, подъема со своего места, бега к самому ближайшему выходу, спрыгивания со слайда и т.д. Они повторяли это представление много-много раз, ощущая себя выполняющими то, что они видели на собственной картинке, пока им не казалось, что они раньше уже много раз выполняли эти действия. Тогда, после аварии, когда вокруг был полный хаос, процесс принятия решений не занимал у них много времени, им не нужно было тратить какое-либо время на сознательное понимание того, что делать. Программа была уже на месте. Один человек даже упоминал, что после крушения обнаружил себя уже на выходе и внезапно осознал, что слышал человека, который сидел рядом с ним, как тот кричал, что не мог расстегнуть ремни безопасности.

Личные отношения

Как считает Максвелл Мальц, автор книги «Психокибернетика», у каждого человека есть подсознательное мышление, которое отвечает за интерпретацию чувственных и визуальных образов. Однако оно так странно устроено, что не может отличить фантазию от реальности. Иными словами, если вы в деталях вообразите, что целуете Мисс Вселенную, ваше подсознание «поверит», что вы действительно это сделали. Потом, когда вы будете целоваться в реальности, ваш предшествующий мысленный опыт даст вам огромный заряд уверенности в себе (повысит уровень самооценки ). Раз уж вы целовались с самой Мисс Вселенной, то и с вашей девушкой у вас все будет о’кей.

Техника мысленной репетиции

Мысленная репетиция может быть использована для каждодневного обучения и для создания нового поведения. Вы могли бы проходить через следующую последовательность шагов каждый вечер перед сном.

Просматривая день снова, выберите что-то такое, что вы делали очень хорошо, и что-то такое, по поводу чего вы не столь счастливы. Просмотрите снова обе сцены, послушайте звуки, переживите их снова, будучи ассоциированными. Выйдите из них и спросите себя: «Что бы я мог сделать по-другому?» Где точка выбора в этих переживаниях? Каким образом даже хорошие переживания могут стать еще лучше? Вы вполне можете найти для себя несколько новых способов поведения, вполне уместных для той ситуации, которую вы считаете неприятной.

Теперь проиграйте мысленно эти ситуации полностью, изменив в них свое поведение. Как это выглядит? Как это звучит? Проверьте ваши ощущения. Этот небольшой ритуал будет выстраивать новые выборы. В неприятной ситуации вы можете найти сигнал-предвестник негативных ощущений и использовать его в будущих ситуациях в качестве сообщения о том, что наступил момент использовать новый, уже отрепетированный вами способ поведения.

Вы можете использовать эту технику для генерирования совершенно нового поведения или для изменения и улучшения того, что вы уже делаете.

«Оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач , боязни предстоящей деятельности. » В. П. Некрасов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Впервые термин «идеомоторное движение» был предложен Карпентером в 1874 году. Позднее на основании этого понятия Вильям Джеймс разработал теорию о способности к волевому движению. Термин «идеомоторное движение » происходит от греческого "idea ” - идея, образ - и латинского "motor ” - приводящий в движение.

Опираясь на литературные источники, идеомоторное движение можно охарактеризовать, как непроизвольное сокращения мышц, обусловленное наличием какой-то превалирующей мысли, то есть идеомоторное движение может быть следствием либо осознанных мыслей, либо он может быть, обусловлено мыслями, которые индивидуум в тот конкретный момент еще не осознает и которые имеют связь с подсознанием. Таким образом, идеомоторный акт - это появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Но мыслительное представление двигательного навыка - это, прежде всего, осознанное воспроизведение каждого двигательного компонента и формирование на этой основе цельного образа. Но при этом, чтобы этот образ был действительно идеомоторным, а не просто зрительным представлением, необходимо реальное предварительное воспроизведение движения, кроме того, при неоднократном повторении определенного движения эффект идеомоторного акта увеличивается (Белкин А.А., 1983; Богин М.М., 1985; Ермаков П.Н., 1988).

Надо отметить, что идеомоторный акт не зависит от внушения и простого воображения действия, человек должен почувствовать реальное, например, сокращение мышц руки при возникновении зрительного образа.

С огласование психических и физиологических процессов происходит потому, что в структуре управляемого идеомоторного движения синхронно участвуют процессы двух качественно различных уровней: сознания и организма. Это - межуровневый альфа-синхронизатор (Алиев Х., 1981 ).

Алиев Х. утверждает, что и деомоторное движение открывает особое гармонизирующее состояние - "режим саморегуляции", при котором реализуются уже и другие различные желаемые психологические установки, решаются различные проблемы.

Автоматическая реализация желаемого движения наглядно свидетельствует о найденном "контакте" между "сознанием" и "организмом", является индикатором контроля, свидетельствующим о найденном состоянии психической релаксации. Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек учится управлять своим состоянием.

С точки зрения нейрофизиологии тренирующий эффект представления является следствием закрепления определенных связей в функциональной динамической системе при многократном мысленном выполнении конкретных действий точно так же, как это происходит при многократном практическом повторении. Таким образом, повторение упражнений обеспечивает возможность обобщения и переноса образованного навыка различения в другие условия. Следовательно, тренирующий эффект представлений связан с подкреплением двигательной доминанты в нервных центрах и с дополнительным воздействием обратной афферентации, возникающей при реальном исполнении движения. Чем сложнее идеомоторное движение, тем большее значение приобретает прошлый опыт по его освоению. Сами по себе идеомоторное движение по сложности превосходит многие обычные движения (Ананьев Б.Г., 1955; William James , 1962; Annett M . A ., 1976).

Условно-рефлекторная природа идеомоторных движений подтверждается результатами электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований (Кандыба В.М., 1996). Согласно теории Кандыба В.М. идеомоторный акт можно представить как замыкающийся в кольцо цепь изоритмических реакций. Центральное возбуждение моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывает микросокращения мышц, возникающее же при этом возбуждение проприорецепторов становится источником периферических импульсов в кору головного мозга. Таким образом, можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта :

    Предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестезических клеток;

    Возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;

    Возбуждение в моторных клетках, возникновение на основе временных связей их с кинестезическими клетками;

    Передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.

Надо отметить, что специалисты по психокоррекции, психоанализу, психотерапии, НЛП, как и специалисты по спорту, менеджменту, боевым искусствам, обучению языкам, творческим видам деятельности, качественно повышают результаты, применяя свойства феномена идеомоторного движения к индивидуальным особенностям человека. Поэтому, м ожно утверждать, что идеомоторное движение способствует обучению и адаптации человека, стрессоустойчивости, ускоряет реабилитацию и достижение других различных целей за счет закрепления условных рефлексов, выработки новых навыков. Что также помогает в сложных ситуациях сохранять ясность ума и действовать уверенно.

Итак, для осуществления идеомоторного акта необходимы подражание моторным и аффективным реакциям человека, сравнение, аналогия, сопереживание (Ананьев Б.Г., 1955; William James , 1962; Annett M .A ., 1976; Белкин А.А., 1983; Богин М.М., 1985; Ермаков П.Н., 1988; Кандыба Д.В., 1994, Кандыба В.М., 1996).

Кроме того, в литературе можно найти описание множества различных техник медитативного тренинга, некоторые из которых направлены на расслабление или сокращения мышц посредством выполнения каких - то определенных движений или их представление. Образ, способный вызвать некое сокращение или расслабление мышц представляет собой уже другой феномен, называемый «идеомоторное движение», таким образом, получается, что медитативный тренинг непосредственно связан с таким феноменом как идеомоторное движение. Но это уже отдельная тема...

Н. Дефуа.

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

  1. Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.
  2. William James Psychology Briefer Course. Collier books. - N.Y., 1962.

    Алиев Х. Современная технология саморегуляции по системе ключ Хасая Алиева. - 1981.

    Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М., 1983.

    Богин М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: «Физкультура и спорт», 1985.

    Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    Кандыба В.М. Сверх возможности человека. - С.-П., 1996.

    Кандыба Д.В. Техника гипноза. - С.-П., 1994.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на