Александр III Александрович Романов
Годы жизни: 26 февраля 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург - 20 октября 1894, Ливадийский дворец, Крым.

Сын Марии Александровны, признанной дочери великого герцога Людвига II Гессенского и императора .

Император Всероссийский (1 (13) марта 1881 - 20 октября (1 ноября) 1894), царь Польский и великий князь Финляндский с 1 марта 1881 г.

Из династии Романовых.

Удостоен особого эпитета в дореволюционной историографии - Миротворец.

Биография Александра Третьего

Он был в императорской семье 2-м сыном. Родился 26 февраля (10 марта) 1845 г. в Царском Селе Наследовать престол готовился его старший брат .

Наставником который оказал сильное влияние на его мировоззрение, был К.П.Победоносцев.

В качестве цесаревича стал членом Государственного совета, командиром гвардейских частей и атаманом всех казачьих войск.

Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он был командиром Отдельного Рущукского отряда в Болгарии. Создавал Добровольный флот России (с 1878 г.), ставший ядром торгового флота страны и резервом российского военного флота.

После смерти старшего брата Николая в 1865 г. стал наследником трона.

В 1866 г. он женился на невесте скончавшегося брата, дочери датского короля Кристиана IX принцессе Софии Фредерике Дагмаре, принявшей в православии имя Марии Федоровны.

Император Александр 3

Вступив на престол после убийства Александра II 1 (13) марта 1881 г. (взрывом бомбы террористов отцу оторвало ноги, и последние часы его жизни сын провел рядом), отменил проект конституционной реформы, подписанный его отцом непосредственно перед смертью. Он заявил, что Россия будет проводить мирную политику, займется внутренними проблемами - укреплением самодержавия.

Его манифест 29 апреля (11 мая) 1881 года отразил программу внутренней и внешней политики. Главными приоритетами были: поддержание порядка и власти, укрепление церковного благочестия и обеспечение национальных интересов России.

Реформы Александра 3

Царь создал государственный Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку земли, а также выпустил ряд законов, облегчавших положение рабочих.

Александр 3 проводил жесткую политику русификации, которая сталкивалась с противодействием части финнов и поляков.
После отставки Бисмарка с поста канцлера Германии в 1893 году Александр III Александрович заключил союз с Францией (франко-русский союз).

Во внешней политике, за годы правления Александра 3 Россия прочно заняла лидирующее положение в Европе. Обладающий огромной физической силой, царь символизировал для других государств мощь и непобедимость России. Однажды австрийский посол во время обеда начал угрожать ему, обещая придвинуть к границам парочку армейских корпусов. Царь молча слушал, затем взял со стола вилку, завязал ее узлом и бросил на тарелку посла. «Вот, что мы сделаем с вашей парочкой корпусов», - ответил царь.

Внутренняя политика Александра 3

Придворный этикет и церемониал стали гораздо проще. Он значительно сократил штат министерства двора, было уменьшено количество слуг и введен строгий надзор за расходованием денег. Вместе с тем огромные деньги расходовались на приобретение им предметов искусства, так как император был страстным коллекционером. Гатчинский замок при нем превратился в склад бесценных сокровищ, сделавшихся позже подлинным национальным достоянием России.

Не в пример всем своим предшественникам-правителям на русском престоле он держался строгой семейной морали и был примерным семьянином - любящим мужем и хорошим отцом. Был одним из самых набожных русских государей, твёрдо держался православных канонов, охотно жертвовал на монастыри, на постройку новых храмов и восстановление древних.
Страстно увлекался охотой и рыбалкой, катанию на лодке. Любимым местом охоты императора была Беловежская пуща. Он участвовал в археологических раскопках, любил играть на трубе в духовом оркестре.

В семье были очень теплые отношения. Каждый год отмечалась дата бракосочетания. Часто устраивались вечера для детей: цирковые и кукольные спектакли. Все были внимательны друг к другу и дарили подарки.

Император был очень трудолюбивым. И все же, несмотря на здоровый образ жизни, умер молодым, не дожив до 50 лет, совершенно неожиданно. В октябре 1888 г. царский поезд потерпел крушение около Харькова. Было много жертв, но царская семья осталась цела. Александр невероятными усилиями удерживал обвалившуюся крышу вагона на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.

Но вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Врачи пришли к выводу, что страшное сотрясение при падении послужило началу болезни почек. По настоянию берлинских врачей был отправлен в Крым, в Ливадию, но болезнь прогрессировала.

20 октября 1894 император умер. Погребён он был в Петербурге, в Петропавловском соборе.
Кончина Императора Александра III вызвала отзвук во всем мире, во Франции были спущены флаги, в Англии во всех церквях прошли поминальные службы. Многие зарубежные деятели назвали его миротворцем.

Маркиз Солсбери говорил: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами».

Был женат на дочери датского короля Кристиана IX Дагмаре Датской (Марии Фёдоровне). У них были дети:

  • Николай II (18 мая 1868 г. - 17 июля 1918 г.),
  • Александр (20 мая 1869 г. - 21 апреля 1870 г.),
  • Георгий Александрович (27 апреля 1871 г. - 28 июня 1899 г.),
  • Ксения Александровна (6 апреля 1875 г. - 20 апреля 1960 г., Лондон), по мужу тоже Романова,
  • Михаил Александрович (5 декабря 1878 г. - 13 июня 1918 г.),
  • Ольга Александровна (13 июня 1882 г. - 24 ноября 1960 г.).


Он имел воинское звание — генерал-от-инфантерии, генерал-от-кавалерии (Российская императорская армия). Император отличался огромным ростом.

В 1883 году выпущен так называемый «коронационный рубль» в честь коронации Александра III.

«Миротворец» - так охарактеризовали правление Александра 3. Внутренняя и была проведена этим государем блестяще. Его не готовили в престолонаследники, однако по стечению трагических обстоятельств Александру пришлось им стать. Любящий родину, радеющий за свой народ, его самобытность, он сумел поднять государство, истощенное войной с турками, финансово и морально. Это один из немногих государей, сумевших обеспечить своему народу жизнь без войн, ведь за его правление Российская империя не имела конфликтов ни с одним из государств. В статье расскажем, каким императором был Александр 3. Внутренняя и внешняя политика кратко также опишется и проанализируется.

Александр III: восшествие на престол

Как же пришел на российский престол Александр? Он не был рожден престолонаследником. Унаследовать корону должен был его старший брат, Николай. Однако последний умирает в Соответственно, молодого Александра срочно начинают готовить для того, чтобы он смог с достоинством перенять дело отца - императора Александра II.

Вообще, Александра III готовили к блестящей военной карьере, но планам не суждено было сбыться. После смерти брата, цесаревича Николая, Александра срочно обучают иностранным языкам, географии и прочим наукам, необходимым будущему императору.

Вместе с короной от Николая Александр также получает и невесту, принцессу Дании в крещении получившую имя Мария. Молодые люди были настолько потрясены смертью цесаревича, с которым были в дружеских отношениях, что первенца назвали Николаем.

Что получил к началу правления Александр III? Разоренную и истощенную русско-турецкой войной страну, разгул антиправительственных настроений во всех общественных группах. Напомним, что отец императора Александр II погиб от рук террористов.

Земская и судебная реформы

1 марта 1881 года вступил на престол Александр 3. Внутренняя и внешняя политика кратко может характеризоваться следующим образом: твердость и решительность. Разберем основные аспекты.

Первое, за что взялся новый государь, - пресечение всякого рода вольнодумства. Он считал, что именно оно повинно в большинстве бед России. Не стоит забывать, что отец его также стал жертвой террора, зародившегося от излишней образованности. Александр II был радетелем просвещения, в противовес Александр III принимает ряд конррешений.

В 1884 году издается указ, касающийся деятельности университетов (именно их император считал очагом вольнодумия). Документ упразднял всякого рода собрания в рамках учебных заведений, запрещал студенческие суды; доступ к высшему образованию был закрыт для низших сословий.

Что касается власти на местах, то она была укреплена следующими мерами: земствами стали жестко руководить губернаторы, права чиновников резко урезались. Чиновники были только из высших слоев, крестьянство не допускалось во власть и не участвовало в выборах.

Произошли изменения и в судебной системе. Они тесно связаны с реформами в земствах. Суды теперь непосредственно подчинялись государству, гласность в заседаниях достаточно жестко ограничивалась, ценз вводился и на присяжных заседателей.

Положение крестьян

Александра III коснулась и крестьянства. Их положение после знаменитой реформы 1861 года было незавидным: отсутствие денег для выкупа земли, долги, неумение вести свое дело - все это заставляло разорившихся людей уезжать в города. Александр III принимает ряд решений, стабилизирующих ситуацию. Так, крестьянам прощаются долги, понижается налоговая ставка на выкуп земли. Также создается специальный Крестьянский банк, где люди могли бы брать ссуды на ведение хозяйства (проценты были невысоки).

Таким образом, сельское хозяйство в стране начинает развиваться, появляются центры, специализирующиеся на определенной направленности: технические культуры (Прибалтика), зерновые (Украина), животноводство (Рязань, Нижний Новгород и др.)

Военная реформа

Внутренняя политика и внешняя политика Александра 3 были направлены на усиление самодержавия внутри страны. Многим этому способствовала военная реформа.

Не стоит забывать, что изначально Александра готовили к карьере военного, он хорошо знал это дело и разбирался в нем. Хоть за его правление Россия не вела войн, армия очень хорошо усилилась. Были созданы всевозможные оборонительные сооружения, горные дивизии, большое значение уделялось как конным, так и пехоте.

С целью обучения на базе военных гимназий открываются кадетские корпуса. Ведется подготовка не только молодых солдат, также обучается и командный состав. Продвижение по службе идет только по старшинству.

Особую роль отводят военной инфраструктуре. Так возникают специальные железнодорожные бригады, призванные по необходимости доставлять служащих на места дислокации.

Еще одно новшество - вооружение армии. Трехлинейная винтовка становится основным оружием, изменяется форма (она теперь более удобна для солдат).

Национальные реформы

Внутренняя политика и внешняя политика Александра 3 укрепилась и за счет жесткой национальной позиции. Мысль о том, что Российская империя предназначена только для русских, прозвучала как раз из уст Александра III. Многие базируются именно на этой идее.

Император делает серьезные шаги для укрепления православной веры. Особенно в этом вопросе были слабы приграничные районы страны. Начинается активное строительство православных церквей. На государственном уровне начинают притеснять граждан неправославной веры и нерусских национальностей. Больше всего «досталось» полякам и евреям. Работы по обрусению ведутся на Украине и в Прибалтике.

Финансовая система и промышленность

Внутренняя политика и внешняя политика Александра 3 исходила из реалий того, какой император получил страну. Она была в большом экономическом упадке. Соответственно, одной из главных задач, которые необходимо было решить, было вывести страну из экономического кризиса. С этой целью к реформам в финансовой и промышленной сфере привлекаются лучшие деятели эпохи.

Так, Бунге предложил отменить подушный налог, вместо него предложено платить акцизные на алкоголь, табак, сахар или нефть. Кроме того, повышается налоговая ставка с имущества, например, с земельных угодий, городской недвижимости. С целью снизить дефицит бюджета повышаются таможенные пошлины.

Что касается промышленности, то она растет большими темпами. Особо процветает металлургия, текстильное и машиностроительное производство. Ведутся разработки новейших способов нефтедобычи. Таким образом, по этому показателю Россия выходит на первое место.

Кратко покажем, какие реформы проводил Александр 3. Внешняя и внутренняя политика (таблица):

Внутренняя политика

Что касается внешней политики, то не зря этого императора называют «миротворцем» - он всячески оберегал свою страну от военных конфликтов. Также привлекал и другие страны к подобным действиям.

В его правления Российская империя сблизилась с Великобританией и Францией, а вот на Балканах свои позиции ослабила.

Конфронтация с Германией в плане таможенных отношений обострила экономические отношения.

Таким образом, внутренняя политика и внешняя политика Александра 3 способствовали экономическому, национальному и промышленному подъему страны.

Внутренняя политика Александра III, правившего в 1881-1894 гг., являлась реакционной в противовес предыдущему императору - Александру II. Правительство Александра III стремилось подавить революционное движение в России и обезопасить основы государственного строя. Для этого оно проводило соответствующую законодательную политику внутри страны. Но, кроме того, российское руководство поддерживало лояльные властям слои населения - в первую очередь дворянство. В этом направлении тоже проводились различные мероприятия и принимались законы. Также Александр III и его окружение проводило реакционную религиозную политику, поддерживая во всем православие. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.П. Игнатьев - министр внутренних дел России в 1881-1882 гг. ()

Рис. 3. Д.А. Толстой - министр внутренних дел и шеф жандармов России в 1882-1889 гг. ()

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Еще отчетливее внутренняя политика Александра III отразилась в вышедшем в 1887 г. законе «О кухаркиных детях». Его автором стал новый министр народного просвещения И.Д. Делянов (рис. 4). Суть закона заключалась в том, чтобы сделать как можно более сложным процесс поступления детей низшего сословия в средние образовательные учреждения - гимназии. Кроме того, в гимназиях изменился учебный курс - упор делался теперь на церковное образование и древние языки. Также увеличился уровень церковно-приходских школ, хотя уровень образования там был весьма низким.

Рис. 4. И.Д. Делянов - министр народного просвещения России в 1882-1897 гг. ()

Общая идея законов об образовании заключалась в том, чтобы ограничить число образованных людей в России, которые потенциально могли стать революционерами, опасными для власти.

Борьба с революционным движением отразилась и в других сферах жизни Российской империи того периода. Так, в 1882 г. было создано Совещание четырех министров, возглавляемое обер-прокурором Святого Синода К.П. Победоносцевым (рис. 5). Данный государственный орган имел право по своему усмотрению закрывать любые печатные издания, которым он активно пользовался. Было закрыто много печатных российских органов, таких как «Голос» А.А. Краевского (рис. 6), «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 7) и др.

Рис. 5. К.П. Победоносцев - главный идеолог контрреформ Александра III, глава Совещания четырех министров ()

Рис. 7. Русский литературный журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина ()

Еще одним мероприятием при Александре III , направленным на усиление цензуры, была чистка библиотек в 1884 г. Из них были изъяты более ста наименований книг, которые были сочтены опасными.

Однако стоит заметить, что основная тяжесть борьбы с революционным движением легла на плечи полицейских управлений. Уже в 1881 г. было опубликовано «Положение о мерах по сохранению порядка и государственного спокойствия». Согласно этому документу различные государственные структуры получали большие права в целях борьбы с революционным движением и опасными для царского режима людьми. Например, генерал-губернаторы могли объявлять целые районы страны находящимися на чрезвычайном положении. Исключительными правами наделялись местные власти - закрытие учебных заведений, приостановка выпуска газет, высылка нежелательных лиц без решения суда и т. д. Дела по революционерам передавались из ведения гражданских судов в военные. В 1880-х гг. набирает обороты такой государственный орган, как Охранное отделение, ведавшее политическим сыском и занимавшееся борьбой с революционерами. В Шлиссельбургской тюрьме было специальное отделение для политических заключенных (рис. 8).

Рис. 8. Шлиссельбургская крепость ()

Все вышеперечисленные факты дают основание предполагать, что при Александре III Россия приобретала черты полицейского государства.

В то же время император считал необходимым поддерживать те группы населения, которые зарекомендовали себя как лояльные властям. В первую очередь это относится к дворянству, сильно пострадавшему во времена Александра II . Для поддержки дворянского сословия Александром III был предпринят целый ряд законодательных мер.

Так, в 1885 г. был открыт Государственный Дворянский Земельный Банк, выдававший дворянам специальные кредиты на поддержание и ведение помещичьих хозяйств (рис. 9). Стоит также отметить и закон «О земских участковых начальниках» 1889 г. Стать земским начальником мог только дворянин, который получал большие полномочия на местах. В том числе земские начальники контролировали крестьянские общины. Они могли принимать решение о наказании крестьян (даже телесных) без решения суда.

Рис. 9. Государственный Дворянский Земельный Банк в г. Воронеже ()

В том же духе были выдержаны положения о городовых губернских уездных земских учреждениях. Их целью было способствовать росту влияния дворянства в органах местного самоуправления. Повышался имущественный ценз для представителей городского сословия. Для дворян же он, напротив, снижался. Тем самым увеличивалось преимущество дворян в различных органах самоуправления.

Также был предпринят ряд других мер. Например, гласные от крестьянского сословия теперь предварительно обязательно утверждались губернатором. Члены управ и городские головы становились государственными чиновниками. Все эти меры делали органы местного самоуправления подконтрольными государству.

Реакционной следует признать и политику Александра III в религиозных вопросах. Во многом благодаря К.П. Победоносцеву значительно крепли позиции православной церкви в ущерб другим. Так, во время правления Александра III начались преследования буддистов - бурятов и калмыков; католиков - поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др. В то же время, если представитель другой религиозной общины переходил в православие, все подобные ограничения с него снимались. Однако государство внимательно следило за новообращенными и в случае их отступления от принципов православия жестоко карало.

В целом следует отметить, что подобная политика велась с целью русифицирования окраин Российской империи. Считалось, что таким образом государство сохранит свое единство.

В общем, время правления Александра III - это время, когда российское правительство решительно отказалось от реформ, начатых Александром II. Это было сделано с единственной целью - сохранить самодержавие.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 2001.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Троицкий Н. Контрреформы 1889-1892 гг. Подготовка, Содержание контрреформ, Последствия // Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 1997.
  5. Чернуха В.Г. Александр III // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. - СПб., 2001.
  1. Akeksander 3.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы борьбы правительства Александра III с революцией. Какие законы были приняты в этом направлении и к чему они привели?
  2. Как государство при Александре III поддерживало лояльные властям слои населения? Какие мероприятия для этого проводились и какие законы были приняты в этом направлении?
  3. На что была направлена религиозная политика при Александре III?

Вопрос к VI пункту. Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.

Устав 1863 года значительно расширял автономию университетов. В частности, ректора избирало собрание университета, деканов – собрания факультетов, а попечителю учебного округа отводилась довольно скромная роль с небольшими полномочиями.

Вопрос к параграфу №1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?

Новый император был убеждённым и искренним сторонником самодержавия, потому не принимал никаких либеральных реформ политической системы. Главным вдохновителем его внутренней политики был такой же убеждённый монархист Константин Петрович Победоносцев. Однако именно потому, что теория официальной народности была искренним убеждением Александра III, он не следовал ей слепо во всех сферах жизни страны (искренняя убеждённость обычно трезвая, а не слепая). В экономике претворялись в жизнь многие либеральные идеи. Император их одобрял, потому что политическую сферу они не затрагивали, а только укрепляли Россию финансово.

Вопрос к параграфу №2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?

Под контрреформами понимаются меры, которые не отменяли прежние реформы, а сводили на нет или значительно корректировали их результаты.

Вопрос к параграфу №3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?

Возможности лишь по своему усмотрению:

Издавать особые постановления;

Наказывать штрафом или арестом до 3 месяцев;

Выдворять за пределы губернии подозрительных лиц;

Запрещать народные собрания;

Приостанавливать деятельность земств;

Закрывать торговые и промышленные заведения.

Вопрос к параграфу №4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?

Земские начальники были потомственными дворянами. Их назначал министр внутренних дел. По этим причинам они в большинстве своём представляли интересы бюрократического аппарата, а также дворянства. Таким образом, частично восстанавливался контроль дворян над крестьянами.

Вопрос к параграфу №5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём говорилось в «циркуляре о кухаркиных детях»?

Основные законодательные акты:

1884 год – новый университетский устав;

1886 год – закрытие Высших женских курсов;

1887 год – циркуляр о кухаркиных детях, который предписывал не принимать в гимназии детей, чьи родители были низкого звания (служили кучерами, лакеями, прачками, мелкими лавочниками и т. п.) – часто именно такие студенты, образованные, но без возможности карьерного роста в отсутствии протекции родителей или их друзей, пополняли ряды революционеров.

Вопрос к параграфу №6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?

Попечительская политика проявлялась в отмене временнообязанного положения, снижении выкупных платежей, отмене подушной подати, создании Крестьянского банка и переселении крестьян на малозаселённые земли. То есть Александр III старался быть тем самым добрым к народу царём, на которого крестьяне всегда надеялись.

Вопрос к параграфу №7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?

Система рабочего законодательства стала складываться в 1880-е – 1890-е года (начиная с указа 1882 года, который ограничивал детский труд). Система представляла собой ряд указов, за выполнением которых следили государственные чиновники. Она контролировала некоторые аспекты взаимоотношений рабочих и их нанимателей, защищая интересы первых. Однако ни о каком участии в этом контроле самих рабочих речи не шло.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В чём вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?

Главных отличия два. Во-первых, Александр II метался между консерваторами и либералами. Он начал правление с реформ, потом отступил от этого курса, в конце жизни, возможно снова хотел их возобновить, хотя сложно сказать наверняка, насколько он прислушивался к Лорис-Меликову. Правление Александра III в этом смысле было гораздо более целостным (правда, и длилось оно почти вдвое меньше) – полностью консервативным, наполненным контрреформами и гораздо более эффективными, чем при его отце мерами по охране порядка (нельзя забывать, что народовольцы именно при Александре III были разгромлены, а новая террористическая организация появилась уже только при Николае II).

Ну, и второе отличие более очевидно. При Александр II были проведены масштабные реформы, которые способствовали политической модернизации, при Александр III – соответствующие контрреформы, которые серьёзно скорректировали результаты предыдущих преобразований.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?

Они отличались ступенью образования (первые давали среднее, вторые – начальное образование), соответственно, набором предметов и уровнем их преподавания. Кроме того, гимназия была менее доступна из-за платы за обучение и циркуляра о кухаркиных детях.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Каково значение рабочего законодательства?

Рабочее законодательство впервые в России ограничило произвол владельцев предприятий. Также оно было частью попечительской политики. Эта политика в целом должна была усилить доверие народа к монарху и таким образом укрепить самодержавие.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX в. Подготовьте презентацию для одноклассников.

Изображение: Боровское уездное училище во второй половине XIX века.

Текст: В Российской империи всё было регламентировано по разрядам. Гимназии полагались губернским городам. Боровск был не губернским, а уездным городом, потому здесь располагалось уездное училище. Всё же, не приходское, полагавшееся селу.

Изображение: здание бывшего Боровского уездного училища

Текст: Как и в других уездный училищах в Боровске дети два года изучали закон Божий, грамматику, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, физику, «естественную историю» (то есть естествознание). Уроки проходили похоже на нашу школу с объяснением нового материала и опросом домашнего задания. Но обычной практикой были телесные наказания.

Текст: Именно в этот период Боровское училище выделяется одним своим преподавателем – Константином Эдуардовичем Циолковским – великим теоретиком ракетостроения и освоения космического пространства. Именно здесь он работал и написал большую часть своих научных трудов.

Изображение: Константин Эдуардович Циолковский

Текст: Константин Эдуардович преподавал арифметику и геометрию. По воспоминаниям он очень интересно вёл уроки, часто демонстрировал различные опыты, хотя геометрия и уж тем более арифметика меньше их подразумевают, чем та же физика. Несколько раз ученики даже запускали самодельные воздушные шары, где воздух нагревался лучинами в небольших гондолах.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.

Дмитрий Андреевич Толстой, родившийся в 1823 году, принадлежал к графскому роду потомков знаменитого дипломата и сподвижника Петра I, но относился к небогатой его ветви. К тому же, он рано потерял отца. Закончил Императорский Царскосельский лицей, но состояние и положение в обществе получил только благодаря женитьбе в 1853 году на Софье, дочери Дмитрия Гавриловича Бибикова (в этом же году ставшего министром внутренних дел) и влиятельной при дворе статс-дамы Софьи Сергеевны урождённой Кушниковой.

По воспоминаниям современников Дмитрий Андреевич недолюбливал тестя, а тёщу просто ненавидел и не хотел про неё ничего слышать. Но это воспоминания относятся к более позднему времени. А вначале вероятно именно связи родителей жены позволили ему продвинуться по карьерной лестнице. Иначе как объяснить, что в возрасте 38 лет он уже стал сенатором – довольно рано для Российской империи.

Наверняка в период своего возвышения Толстой был консерватором, иначе в «мрачное семилетие» он не удостоился бы руки дочери видного государственного деятеля. Однако после смены власти резко переменил взгляды. Дмитрий Гаврилович Бибиков со смертью Николая I ушёл со всех постов, его зять не просто продолжал служить, а пришёлся, как говориться, ко двору. В 1865 году его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 - ещё и министром народного просвещения.

На этих постах Толстой показал себя как убеждённый реформатор. При нём действовал новый университетский устав, был открыт целый ряд высших учебных заведений, включая высшие женские курсы и даже Варшавский университет (несмотря на недавнее польское восстание). Однако когда государственная политика приобрела несколько консервативный характер, министр снова приспособился. К примеру, он провёл в 1871 году реформу гимназий, при которой реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, выпускники которых по-прежнему не имели доступа в университеты. В таком же умеренно-консервативном ключе в 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах. Сложно сказать, с какими соображениями императора была связана отставка Толстого, но своих постов он лишился в 1880 году.

Однако при новом императоре граф опять стал министром, теперь уже внутренних дел. Теперь он претворял в жизнь полностью консервативную политику контрреформ Александра III. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены на возвышение дворянства, регламентацию крестьянского быта и преобразование местного управления и самоуправления ради роста влияния назначаемых сверху чиновников. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати была существенно ограничена временными правилами 1882 года.

Министром граф служил до самой смерти в 1889 году.

Дмитрий Андреевич Толстой был эффективным реализатором идей императоров, но, похоже, не имел собственных убеждений и склонялся то к либерализму, то к консерватизму в зависимости от того, каковы были настроения наверху. Для него всегда высшей ценностью оставалась карьера. По воспоминаниям он даже отказался от любимой им девушки ради брака с дочерью Бибикова. Именно такие люди добивались успеха в бюрократической машине Российской империи – не имеющие своего мнения и потому тем полнее исполнявшие распоряжение начальства.