Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать». обнаруживается сломленность старого мира?

Современники поэта Александра Александровича Блока и более поздние исследователи его творчества, вновь и вновь обращаясь к поэме “Двенадцать”, задавались неизменным риторическим вопросом: “Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет?” Подобное недоумение вполне объяснимо, ибо во время революции и после нее творческая интеллигенция повсеместно воспринималась как художественный проводник идей “буржуев и кулаков”. Да и сама революция по замыслу ее теоретиков и практиков в своей “программе минимум” должна была привести к установлению диктатуры пролетариата, что подразумевало вполне однозначное отношение ко всем остальным слоям населения. Так почему же поэт-символист Александр Блок воспел в своей поэме эту революцию? На самом деле ответ на этот вопрос Блок заложил в самой поэме “Двенадцать”. Музыку революции, которую слышит поэт, он пытается передать читателю посредством стихов. Блок говорил: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию”. Революция, по мнению Блока, прекрасна! Несмотря на охватившие страну ужас и хаос, все это суть очищение, через которое просто необходимо пройти России. И если смотреть на поэму сквозь призму подобного восприятия событий, то уже не покажется странным, что Блок столь воодушевленно описал в “Двенадцати” сломленность старого мира. Символ торжества мира нового дается читателю сразу, без какой-либо предварительной подготовки: От здания к зданию Протянут канат.

На канате - плакат: “Вся власть Учредительному собранию!”.

Это торжество есть свершившийся факт. Он уже не ставится под сомнение ироничной интонацией или каким-либо нелепым эпитетом. И уже ему, этому факту, твердо стоящему на ногах пролетарской свободы - не той, которая “заканчивается там, где начинается свобода другого”, а вседозволитель-ной и анархичной, - противопоставлены бьющиеся в предсмертных конвульсиях силуэты старого мира: Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб.

Ох, Матушка-Заступница! - Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? -Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! Погибла Россия! -

Должно быть, писатель - Вития...

Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась И - бац - растянулась!..

Человеческие образы, символизирующие ломающийся на глазах старый мир, нелепы и комичны. Они, подобно куклам из “Театра абсурда”, которых бесцеремонно дергают за нитки, заставляя совершать различные телодвижения и произносить глупости искаженными голосами, наполняют собой пустоту мыльного пузыря, а их отраженные на радужной выпуклой поверхности лики вызывают лишь горькую усмешку: А вон и долгополый - Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед И крестом сияло Брюхо на народ?..

Александр Блок, как истинный гений символизма, одним незатейливым словосочетанием продемонстрировал разверзшуюся между противостоящими друг другу мирами бездонную пропасть. Именно “товарищ поп” есть символ антагонистичности старого и нового, их полной несовместимости и жесточайшей уродливости в случайных сочетаниях, не вызывающей при этом ни капли жалости.

Совокупность социально-нравственных ценностей в душах и умах красногвардейцев, устами которых Блок озвучивает настроения нового мира, соответствует представлениям о соотношении цели и средств для ее достижения. Если уж рушить старый мир, то жестоко, кощунственно и до основания: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!..

Убийство “толстомордой Катьки”, у которой “керенки есть в чулке” и которая невесть чем занята в кабаке с Ванюшей, воспринимается отнюдь не как преступление, а напротив, как деяние, направленное на укрепление нового мира. Некоторое нравственное колебание Петруши, усомнившегося в праведности содеянного, вскоре, благодаря увещеваниям остальных одиннадцати, переходит в фазу абсолютной уверенности в верности того пути, который они себе избрали. Назад дороги нет: Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляетнынче голытьба!..

Финал же поэмы ставит окончательную и жирную точку в конфликте старого и нового. Появление Иисуса Христа под кровавым знаменем революции, возглавляющего стройный марш двенадцати апостолов-революционеров, стало последним гвоздем в крышке гроба старого мира, окончательную и безоговорочную сломленность которого символически изобразил в своей поэме Александр Блок.

Конечно же, объективную оценку любым социально-политическим событиям может поставить только История. Слишком много воды должно утечь, прежде чем станет окончательно ясно, какая из двух противоборствующих сторон была наиболее близка к истине, какое из двух зол было для страны наименьшим. Вот уже почти столетие минуло с тех пор, как свершилась революция, однако единого мнения по этому поводу никогда не было и нет по сей день. Тем более нельзя найти ответ на вопрос: “Кто прав?” в поэме “Двенадцать”. Блок не ставил перед собой задачу заклеймить позором “буржуев” и воздвигнуть литературный памятник пролетариям всех стран, соединившимся в едином и страстном порыве. Он обозначил труднейшую для него и его современников, да и для всех, кто жил до него и будет жить после, проблему выбора: либо сгнить вместе с разлагающимися останками старого буржуазного общества, либо искрой сгореть в безжалостном пожаре революции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

… В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии. Во время и после окончания «Двенадцати» с несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира)

А.А. Блок из «Записок о «Двенадцати».

Поэма «Двенадцать» вышла в свет в 1918 году, по словам Блока, она была написана за два дня. Произведение стало новым во всех смыслах: ведь до этого Блока знали, как писателя, который пишет красивыми, лучезарными, легкими, нежными словами.

В поэме же он не скупиться на брань, нецензурную лексику. Люди, ранее почитавшие Блока, стали его противниками, а те, кто его не взлюбили вначале, вдруг прониклись к нему необыкновенной теплыми чувствами.

«Двенадцать» - можно назвать лучшим произведением Блока. Произведением, на которое его вдохновила Октябрьская революция, окрылившая его как художника. Обычно беспощадно строгий к себе Блок, сказал после окончания поэмы: «Сегодня я - гений».

В поэме отразился взгляд Блока на революцию: для него она - разрушительная стихия, «дионисиевское начало», пришедшее на смену обветшалой культуре. Революция в понимании Блока - возмездие старому миру.

Поэма «Двенадцать» почти полностью состоит из символов. Причем значение одних нам ясно, а над значением других приходится изрядно поломать голову. Объяснить это просто: многие символы в поэме «Двенадцать» имеют двойной смысл. Например, строки:

Черный вечер,
Белый снег.

Несут в себе не только конфликт цветовой, но и олицетворяет конфликт между старым и новым миром. И именно этот конфликт можно назвать основным в поэме.

Борьба двух «миров»: старого, отжившего, и нового, пришедшего с победой революции, — показана с помощью взаимодействия, переплетения в поэме многочисленных образов. С их помощью мы видим, что старый мир, обреченный на гибель, до сих пор жив и борется.

Благодаря тому, что Блок искусно владел словом, мы сами, может, того и не желая, становимся непосредственными участниками всех событий. И в этот момент черный вечер слышим вой ветра, свист вьюги, чувствуем приближение чего-то грандиозного, что перевернет с ног на голову весь этот заранее сложившийся мир то, что изменит дальнейший ход истории. Мы понимаем, что это что-то - это революция. В этот черный вечер разрушится старый мир…

В вое, свисте вьюги, ветра, метели поэт слышит «музыку революции», в которой он видит возможность возрождения России. Главным героем нового мира в первой главе является - ветер. Возможно, именно он унесет с собой предрассудки, нравы мира и очистит свет для нового улучшенного мира.

Черный вечер.
Белый снег.

По-моему, это сопоставление заранее подготавливает нас, говорит, что победит новый мир. «Белый снег», как символ нового, чистого мира, наиболее четко выделяется на фоне черного неба, символа злого, враждебного мира. Если бы в природе царил день, то снег растворился, стал бы менее выразительным на его фоне. А вечером, снег почти без труда, только чуть воюя с ветром, ложится и покрывает всю землю. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и вьюги Блок услышал музыку революции и главное, что он в ней отметил - многоголосье. В поэме все подвластно стихии - борьба, любовь, нравы людей.

  • буржуя, который стоит, как пес голодный;
  • старушку, которая является отголоском страшного и голодного мира;
  • писателя Вития, не верившего в будущее России;
  • долгополого попа;
  • барыню в каракуле, которая поскользнулась и упала.

Что говорить частью старого мира являются почти все участники поэмы. К их числу нельзя отнести только двенадцать красноармейцев, которые становятся центром второй главы повествования.

Блок смеется над представителями старого мира.

У него буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Может, он боится перемен и ищет защиты, прячась с носом в воротник. Блок использует для высмеивания этих людей не просто юмор, а черную сатиру.

Помнишь, как, бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Перед взором сразу предстает образ толстого попа, отъевшегося за чужие деньги и приношения. Но раньше у него было все, а теперь нет ничего…

Даже пес голодный, безродный, шелудивый и тот является отголоском старого мира. В конце мы видим, что полумертвый пес жмется к гвардейцам. Этот фрагмент говорит о том, что старый мир еще жив, он где-то рядом, он пытается приспособиться и спрятаться, но жить ему осталось недолго. Ведь абсолютно все, включая ритм стиха, меняется с появлением двенадцати красноармейцев.

Исчезают все представители злого мира, кроме пса, и это напоминает красноармейцам, что мерзкая, старая сторона жизни никуда не ушла: она идет по пятам за ними, дышит холодным дыханием в затылок:

И старый мир, как пес плешивый
Стоит за ним поджавши хвост…
… Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес плешивый,
Провались - поколочу!

Вечная проблема, конфликт - борьба старого и нового мира. Этот мотив присутствует во многих произведениях, а в поэме «Двенадцать» конфликт выливается в революцию. Здесь мы видим четкую грань между победителями и побежденными. Старый мир, хотя пока и цепляется за жизнь, обречен на погибель. Конфликт света и тьмы, нового и старого вечен, как сама история.

Поэму А.А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствуясь своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное.

Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего:

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

– Ох, Матушка-Заступница!

– Ох, большевики загонят в гроб!

То, что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.

А вон и долгополый –

Сторонкой за – сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

– Ужь мы плакали, плакали…

Поскользнулась

И – бац – растянулась!

Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:

Тяни, подымай!

Наряду с сатирой на «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь – более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.

Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»). «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гётевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!»), и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой – звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»:

Их винтовочки стальные

На незримого врага…

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога…

В очи бьется

Красный флаг.

И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянки», ожидание опасности не покидает героев:

Раздается

Мерный шаг.

Вот – проснется

Лютый враг…

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет…

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.

Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не вне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» – символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция – это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов – орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».

    Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее - с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой...

    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». В январе 1918...

    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...

    Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые...

    "Окаянные дни" - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных...

  1. Новое!

    А.А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать»....

Каким изображён "Старый мир" в поэме 12? и получил лучший ответ

Ответ от Натурщица Малевича[гуру]
Со старым миром поэт знакомит нас в первой главе поэмы, являющейся своеобразным прологом. Блок выводит на сцену старушку, ругающую большевиков. По её мнению, они потратили огромное количество ткани, из которой вышло бы много портянок для раздетых и разутых, на никчемный плакат: «Вся власть учредительному собранию!» . Да и зачем ей этот плакат с лозунгом, ведь она его всё равно не поймёт.
Далее, вслед за старушкой, появляется «буржуй на перекрёстке» , от мороза упрятавший в воротник нос. Затем мы слышим, что кто-то «говорит вполголоса»:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Далее появляется «товарищ поп» , отчего-то «невесёлый» . Затем «барыня в каракуле» , разговаривающая с другой, проститутки, обсуждающие на своём собрании, сколько с кого брать… И, наконец, бродяга, просящий хлеба. По сути дела, на этом описание старого мира заканчивается, но только внешне, так как за простым перечислением героев, во-первых, скрывается глубокий идейный смысл, во-вторых, отголоски этого же старого мира будут слышны на протяжении всей поэмы.
Итак, поэт не даёт нам обширного, пространного описания старого мира и его представителей в силу ограниченности объёма повествования, обусловленной стихотворным жанром. Но, в то же время, предельная сжатость образов позволяет ему подчеркнуть основную мысль – старый мир уже не существует как единое целое, его время прошло, на «обломках цивилизации» размещаются лишь отдельные её представители, да и те не самые яркие. Эту мысль поэт выделяет авторскими репликами: «А это кто?» , «А вот и долгожданный…» , «Вон барыня в каракуле» .
Блок вносит в повествование о представителях старого мира черты иронии, используя сниженную просторечную лексику: «брюхо» , «бац – растянулась» , «курица» . Поэт смеётся над прогнившим до основания обществом, потому что уверен, что за ним нет будущего. Символом старого мира в прологе выступает чёрный цвет, которому противопоставлен цвет белый – символ нового мира.
Уже во второй главе поэмы встречается упоминание о Катьке и Ваньке – ещё двух представителях старого мира. Причём девушка не была таковой изначально. Катька была возлюбленной красноармейца Петрухи, но, поддавшись искушениям буржуазного общества, стала падшей женщиной. Об этом мы узнаём из пятой главы, когда Петруха, ревнуя и злясь, рассказывает о её блудодеяниях с офицерами, юнкерами, а потом и с обычными солдатами.
Представителем отмирающего буржуазного общества, бесом-искусителем для Катьки является солдат Ванька. Но это опять-таки не лучший представитель старого мира. Его физиономия (даже не лицо) «дурацкая» , он «плечист» и «речист» , а это указывает на его развитость. Петруха это понимает, и поэтому обида его на Катьку из-за того, что она этого не разглядела, приводит к трагической развязке любовной линии повествования.
Итак, можно сделать вывод, что старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Если в первой главе старое общество представляли человеческие образы, то теперь образ буржуя и вовсе сменяется образом безродного, побитого пса, который, как мы увидим в двенадцатой главе – эпилоге, плетётся позади двенадцати красноармейцев – представителей нового мира. Такая развязка, по мысли Блока, была неминуема, потому что впереди апостолов нового мира появился «в белом венчике из роз» Иисус Христос – символ гармонии, чистоты, обновления. Это образ той светлой жизни, к которой, пусть ещё только подсознательно, стремятся люди.

Ответ от 3 ответа [гуру]