Как в городе-герое чтут память освободителей

В прошлом году торжественно отмечалось 70-летие блокады города-героя Ленинграда. Немалую роль в том, что город все же выстоял, сыграли водолазы 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота. Им в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном Ленинграде поврежденные бомбежками подводные силовые кабели. Они строили причалы на «Дороге жизни», поднимали ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Среди них была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Соколова.

Нина Соколова позирует в водолазном костюме скульпторам.

В статье «Первая и единственная» (МК, 11.05.12) мы рассказали об истории возникновения этого отряда и о подвиге водолазов. Еще 13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Ее руководителем был назначен чекист Лев Захаров-Мейер. Строить новые корабли дорого, решили в правительстве, - проще и дешевле поднимать затонувшие суда, свои и чужие (особенно военные), ремонтировать их и вводить в строй. И государственную казну можно пополнить: это работоспособные механизмы, и вооружение, и дорогостоящие цветные металлы. Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа, преобразованная потом в техникум. Заведовало всем этим обширным хозяйством Главное управление ЭПРОНа. Постепенно расширялся круг задач: спасение отечественных и иностранных судов, терпящих бедствие в своих и чужих водах, строительство портов, прокладка подводных трубопроводов. Появились собственные спасательные суда, понтоны, подводная техника. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Штатные экспедиции-подразделения появились на всех морских театрах. И даже такой экзотической вещи, как подводная археология, нашлось место в планах деятельности ЭПРОНа.

Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ. В 1927 году инженер ЭПРОНа А.З. Каплановский спроектировал камеру для наблюдения во время погружения на большие глубины. Ее незначительно измененные модификации применяются по сей день. Под флагом Экспедиции в 1932 году сконцентрировалось водолазное и судоподъемное дело на всех морях и реках Союза. Отдельные партии Экспедиции работали в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. Южная база - в Севастополе, Керчи, Новороссийске, Туапсе, Батуми, Баку. Среди водолазов 27-го отряда ЭПРОНа была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова.


С мужем и сыном Евгением

Нина росла старшим ребенком в многодетной семье. И мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась работать у чужих. Она всегда помнила наказ отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать. И на плохое никогда не отвечать плохим». Нина всегда руководствовалась этим правилом. После окончания школы в Череповце уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году, получив диплом, была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все посмотреть сама. Руководство, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это был единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.

Значимость работы 27-го отряда ЭПРОНа в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Ладожское озеро - крупнейшее в Европе. Штормы возникают внезапно, и волны могут достигать высоты 6 метров. Плавание всегда было связано с большим риском. Ладожское озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Неслучайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта, начиная с плана «Барбаросса». В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На «Дороге жизни» Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации.

Нина Соколова. 1943 год

Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Войсками был занят пятачок земли, насквозь простреливаемый пулеметным и оружейным огнем. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не удавалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов авиабомб и снарядов. Задачу по буксировке техники под водой не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду, несмотря на постоянный огонь и бомбежки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть уходила под лед на дно реки через многочисленные полыньи.

В сентябре - октябре 1941 года из затонувших барж было поднято свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой смелые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Вместе со всеми Нина Соколова совершала погружения и готовила основания для причальных свай. Под ее руководством водолазы сооружали площадки для спуска на воду в бухте Гольсмана и у маяка Кареджи. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Гитлеровцы пристреляли участок и разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали их. И в их числе была военный инженер Нина Соколова.

Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Радиосвязь тогда использовалась мало, хороших радиостанций почти не было. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Но для этого требовалось 45 км бронированного кабеля. Водолазы и связисты работали и днем и ночью. 30 октября связь была установлена. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро от мыса Кареджи до Осиновца для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале и снова - в свой отряд.

«Волховская ГЭС - Ленинград», линия электропередачи (ЛЭП), была сооружена по решению Военного совета Ленинградского фронта от 7 августа 1942 года для снабжения электроэнергией блокированного Ленинграда. Кабель для подводной части изготовили на заводе «Севкабель», где его называли «кабелем жизни». 23 сентября 1942 года Волховская ГЭС по ЛЭП была подключена к системе Ленэнерго, энергетическая блокада Ленинграда прорвана. 7 ноября 1942 года электроэнергию получили около 3 тыс. жилых домов Ленинграда. Пережившие блокаду ленинградцы помнят, как в их домах зажегся электрический свет. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. На Ладоге она дважды получила ранение - в ногу и в плечо, были и контузии. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда. Кронштадта, Таллинна, разминировали мосты. Ее личный счет часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни. После освобождения Ленинграда от блокады Нина Васильевна получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-Морских Сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала курс гидравлики и гидродинамики, передавая знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Ее имя занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-ом году жизни, легендарной женщины не стало...

После публикации этой статьи в «МК» мы узнали, что к столетию со дня рождения Нины Соколовой правительство Санкт-Петербурга по необъяснимым причинам отказывается установить памятную доску на доме, где жила героическая женщина. Главный редактор Павел Гусев 8 августа обратился с письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко: «… С изумлением мы узнали, что даже к столетию героини мэрия города отказывается установить памятную доску на доме, где она жила. (письмо вице-губернатора В.Н.Кичеджи от 6 июня этого года за № 76-48543). Зная Ваше особое отношение к воспитанию патриотизма в подрастающем поколении, просим Вас принять личное участие в увековечении памяти первой и единственной женщины-водолаза Нины Соколовой.»

Письмо было рассмотрено лишь два месяца спустя. Ответ Комитета по культуре уникален. Он гласил: «…Уважая память и заслуги Нины Васильевны, вынуждены обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 с татьи 4 Закона рассматриваются только предложения, поступившие от государственных, общественных организаций и других юридических лиц… Вопрос об установлении мемориальной доски Н.В.Соколовой может быть рассмотрен на Совете по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга после получения Комитетом документов, указанных в пункте 2 статьи 4.» 10 декабря 2012 года общественностью Санкт-Петербурга отмечалось 100-летие со дня рождения легендарной женщины – Нины Соколовой. Правительство города уклонилось от участия в торжествах. Памятная доска на доме так и не появилась. Можно ли после этого говорить о патриаотизме питерских чиновников? Или о том, что в городе, перенесшем блокаду, потерявшем сотни тысяч жителей, свято чтут память воинов-освободителей?

Теперь ходатайство уже от Совета депутатов муниципального образования Чкаловское Петроградского района предоставлено в Комитет по культуре Правительства, без которого увековечивание невозможно. В сентябре этого года ходатайство будет рассмотрено. Активно занимаются этим вопросом два депутата Петроградского района Александр Слизкий и Николай Савицкий, а также врач Галина Алейникова. Среди них почему-то нет скандально известного депутата Милонова. Уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, гордость за наследие, оставленное потомкам - необходимые условия для воспитания подлинного патриотизма.

Сергей БЫЧКОВ

Досье «МК»: Василий Кичеджи - вице-губернатор Санкт-Петербурга с 2011 года. Родился в рабочем поселке Песочный на окраине Челябинска. Родители по национальности гагаузы, жили в Бессарабии. После войны все молодое население было депортировано за Урал. Отец работал на заводе, мать - санитарка в больнице. В семье было трое детей. Школу окончил в Челябинске, оттуда же ушел в армию. В 1980 году окончил Московский заочный институт советской торговли по специальности «управление народным хозяйством». С 2004 года- доктор экономических наук, тема - «Межрегиональная интеграция как необходимое условие реализации стратегии эффективного развития российской экономики».

В 1976-1982 годах - директор хозрасчетного предприятия вагонов-ресторанов. В 1982-1986 годах - генеральный директор комбината питания Челябинского тракторного завода. В 2007-2009 годах - генеральный директор ООО «Тамбов-цемент». В 2009-2010 годах - руководитель Департамента транспорта и связи Москвы. С сентября 2011 года - вице-губернатор Санкт-Петербурга. Отвечает за решение вопросов научной политики Санкт-Петербурга, высшего, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации. Предприниматель-миллионер, владелец радиостанций «Говорит Москва», «Главное радио». Крупный акционер телеканала «Столица». В 2012 году с задекларированным семейным доходом 262 млн рублей занял 33-е место в рейтинге доходов российских чиновников, составленном журналом Forbes.

ПОДВОДНАЯ ВОЙНА НИНЫ СОКОЛОВОЙ April 18th, 2016

Проектом " " я больше не занимаюсь. Но продолжаю собирать и получаю от некоторых моих читателей материал на эту тему, ссылки по ней. Вот один из них.

Спрятать это в свои "закрома" не позволила совесть и уникальность этой истории. Ловлю себя на мысли, что тема о женщинах на войне еще будет иметь свое продолжение в этом ЖЖ, и не раз.

"Дети Нины Соколовой бережно хранят в гардеробе парадный китель своей мамы. Первая женщина - водолаз в Союзе. Сотни часов, проведенные на глубине. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОНа - это особая подводная служба работала на Ладожском озере. В годы Великой Отечественной войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело.

Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.

Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны.

Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, — обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Однажды Нине Соколовой пришла в голову идея провести по дну Ладоги бензопровод. Это бы избавило красную армию от лишних рисков при переправке грузов. О своей задумке молодая женщина рассказала при первом же удобном случае. Во время командировки в Москву оказалась в одном самолете с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым.

Галина Алейникова, друг семьи: «Она ему сказала: «Это же так просто - под Ладогой по дну провести бензопровод». И стала на коленках рисовать».

Идею моментально одобрили в столице. Ей позвонил Алексей Косыгин - он руководил эвакуацией ленинградцев и занимался снабжением блокадного города. Затем Нину Соколову срочно снова вызвали в Москву. Седьмого апреля комитет обороны распорядился начать строительство Ладожского бензопровода.

Евгений Зубков, сын Нины Соколовой:

«Она никогда не давала оценку своей работе. Она не говорила, что спасла город, это была часть ее службы, и, как выяснилось впоследствии, она принимала участи в множестве таких проектов».

Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Главным инженером проекта был назначен Д. Шинберг. Трубы для сооружения нашли в Колпино, на Ижорском заводе. Грузить их пришлось ночью, причем под обстрелом. Днем это было бы вообще невозможно. На заводе были отобраны стальные трубы внутренним диаметром 101 мм, изыскано необходимое для трубопровода оборудование (насосы, электродвигатели и др.), выделена рабочая сила, которые по ж.д. были привезены к западному берегу Ладоги. Специалистами Водоканала проведено обследование трассы трубопровода.


Схема проложенного трубопровода для горючего по дну Ладожского озера

Укладка трубопровода началась с аварии. 26 мая Ладога была неспокойной, однако участники работ быстро собрали и сварили 1 000-метровую плеть. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление плети оборвалось, и она исчезла в волнах. Эта неудача тяжело сказалась на настроении людей. Однако надо было продолжать работу. Из случившегося были сделаны выводы. В дальнейшем эксцессов не возникало. Подгонка и сварка плетей, имеющих среднюю длину 1,4 километра, продолжались с 31 мая по 14 июня. Пятнадцать таких состыкованных плетей подводники уложили на дно Ладоги - так была построена озерная часть объекта. Водолазы обследовали трубопровод и закрепили его на грунте. Трубопровод был испытан прокачкой сначала воды под большим давлением, а потом - керосина. Утром 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода, оценив работу участников стройки на отлично. Он был проложен недалеко от п. Коса за пристанями Кобоны от песчаной косы восточного побережья по дну Ладожского озера до площадки в районе станции Борисова Грива на западном берегу озера с выводом на головной склад горючего № 1186. Длина уложенного трубопровода составила 29,85 км, из них на подводную часть приходилось 21 км и 450 м. Производительность его достигала до 350 т горючего в сутки.

При его эксплуатации производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: автомобильного бензина, лигроина, керосина и дизельного топлива «Артерия жизни» действовала 20 месяцев, в течение которых Ленинград получил более 40 тысяч тонн горючего. Интересно, что этот объект не нашел даже упоминания в мемуарах педантичных немцев, в том числе непосредственных участников тех событий. Не рассказано о нем и в дневнике верховного главнокомандования вермахта. Причина одна - они так и не узнали об этой уникальной стройке, проводившейся у них под носом в невероятно тяжелых условиях… Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале — и снова в свой отряд. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание — «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно- морском училище. После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух детей — Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…

После войны ее даже выдвинули на звание Героя Союза, но «женский» лимит орденов закончился. А в личной водолазной книжке инженера стоит цифра «644». Именно столько часов она проработала под водой.

В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.

P.S. Впервые эту историю я услышала несколько месяцев назад от мамы, которая смотрела док.фильм/передачу, в которой принимала участие сама Нина Васильевна. Когда на Сплетнике начался марафон постов о героях ВОВ, я вспомнила об этой истории. Так фамилию этой уникальной женщины ни мама, ни я не помнили, то в поисковике я забивала просто "прокладка трубопровода в военное время по дну Ладожского озера". К моему большому удивлению, в большинстве источников было написано следующее "к сожалению сейчас невозможно точно установить кому принадлежала эта идея", либо что "эта идея принадлежала инженерам ЭПРОНа". Причем там был упомянут "чертеж на коленке" - но, о авторе чертежа - ни слова! Пересмотрев несколько источников, я наконец нашла упоминание о первой женщине-водолазе, которая принимала участие в прокладке трубопровода. И только набрав ее фамилию, я нашла полную историю подвига Нины Васильевны Соколовой".

Посмотреть полностью:

Первая и единственная женщина-водолаз.

Нина Васильевна Соколова-первая и единственная в мире женщина водолаз.

Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Тяжелым водолазом была и военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова
Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду
В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж водолазы подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.
В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения.17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало...
В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение воздвигнуть ей памятник.

1.

2.

3.

4.

5.


Н.В. Соколова
Нина Васильевна Соколова -инженер-полковник Военно-Морских Сил.
В годы войны руководила всеми водолазными работами на Ладоге и Балтике.
После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам.

Подводная война Нины Соколовой


Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном Ленинграде поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Среди них была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Соколова.

13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ.

Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Тяжелым водолазом была и военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.
Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.

Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале - и снова в свой отряд.

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…


В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.

Водолазное дело - весьма ответственная и тяжелая работа, требующая мужества и мужской силы. Не каждый может стать водолазом. Но в рядах водолазов были и женщины, особенно во время войны с фашистской Германией. Об одной из них наш рассказ.

Юная Нина Соколова после окончания школы уехала в Ленинград, где поступила в институт водного транспорта на факультет гидротехники. В 1936 году после обучения получила направление в ЭПРОН.

Вскоре ее отправили в Сочи, где строили порт. Здесь, впервые, она столкнулась напрямую с работой водолазов. Для того чтобы проверить монтажные работы, ей нужно было опуститься под воду. Для этого ей пришлось освоить водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Иванович Крылов, подписал свидетельство, разрешающее Соколовой подводные спуски до десятиметровой глубины.

В 1934 году преподавала в Высшем военно-морском училище.

В 1939 году Нина Васильевна руководила строительством причала в Полярном. Во время подводных работ она сама спускалась в ледяную воду.
В 1941 году в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации Соколова трудилась на «Дороге жизни», выполняя ответственные задания по подводным сооружениям. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, в которую входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать их на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.

По приказу командования Соколова принимала участие в сооружении телефонной линии Москва-Ленинград. В тяжелых погодных условиях водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили по дну Ладожского озера телефонный кабель, с честью выполнив правительственное задание.

В 1942 году Соколова предложила проложить бензопровод по дну озера. Работу выполнили за сорок три дня. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Молодой инженер была награждена орденом Красной Звезды.

Во время выполнения работ, Нина Васильевна была ранена, но после госпиталя снова вернулась в строй.
В середине августа 1943 года Соколова была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

После войны Соколова принимала участие в ремонте и строительстве многих гидротехнических сооружений в Ленинграде, Кронштадте, Таллине.

Полковник морской инженерной службы Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями.

В 1958 году Нина Васильевна ушла в отставку. Вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей. Умерла Соколова 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни.

Капитан 1 ранга в отставке Александр ЖБАНОВ, начальник аварийно-спасательной службы Черноморского флота в 1973-1986 годах, научный руководитель общественной организации «ЭПРОН-Клуб».