Среди аквариумистов встречаются любители экзотики и всего необычного. Их не трогают обычные порхающие рыбешки с яркими плавниками и вуалевидными хвостами. Им подавай что-то необычное и даже шокирующее. Для таких — рыба каламоихт (erpetoichthys calabaricus).

Яркость эмоций обеспечена.

Что это за создание?

Во время первого знакомства может показаться, что это создание не имеет с рыбами никакого сходства. Это настоящая змея, с длинным, покрытым грубой чешуей телом, треугольной маленькой головкой и типичной зеленовато-серой-желтойрасцветкой. Несмотря на это, биологические характеристики подтверждают, что это рыба. Её особенность – наличие жабр и легких одновременно. Некая естественная амфибия, способная жить полноценно под водой и определенное время на её поверхности. Не страшны водоемы с грязной, бедной кислородом водой. Именнов таких случаях, выставляя голову над поверхностью воды, она дышит кислородом из воздуха и её это вполне устраивает.

Несмотря на свой довольно угрожающий внешний вид, характер у erpetoichthys calabaricus пугливый и нерешительный. При малейшей опасности он предпочитает отсидеться в зарослях и подождать более подходящего момента для своего выхода. К тому же природой ему предначертан ночной образ жизни, хотя жизнь в аквариуме наложила определенный отпечаток: во время дневных кормлений он не в состоянии удержаться в стороне.

У ихтиологов есть основания полагать, что это один из наиболее древних вариантов ископаемых рыб, про которых сложены сказки и легенды. Рудиментарное строение дыхательной и желудочно-кишечной систем – явное тому подтверждение. Тем более интересна и самобытна такая особь, знакомая многим, но неизвестная до конца никому.

Какие условия для жизни предпочитает?

Потомок фауны западной Африки, калабарский каламоихт требует обращать внимание на свое содержание в аквариуме. Вода должны быть нейтральная либо слабо кислая. Средний показатель pH – в пределах 7,0. Её температура – не ниже 24 о. Нагревание на два – три градуса не имеет большого значения.

В природе часто отмечается его обитание в стоячих водоемах с солоноватой водой. Однако концентрации соли не должны превышать 1.005, иначе поведение рыбы меняется в худшую сторону: он нервничает, меняет окраску, прячется в каменных нагромождениях. Наличие искусственных укреплений и зарослей в аквариуме приветствует. Излюбленное место его пребывания – не открытые участки воды, а, скорее, загадочные лабиринты. Не исключен интерес и к происходящему вокруг аквариума. Иногда можно заметить два блестящих глаза, наблюдающих из аквариума за происходящим в комнате.

Особое внимание – заселению соседями. Одновременно с erpetoichthys calabaricus нельзя селить мелких миролюбивых рыб. Они рискуют быть съеденными в первую же ночь. Не подойдут гуппи, барбусы, мальки меченосцев и моллинезий, мелкие виды сомиков и другие. Подходящими соседями станут цихлиды (далеко не мелкие варианты), крупные гурами, благородные вуалехвосты.

Такой необычной рыбе-змее нужно очень много воды – не менее 200 л на одну особь. Но и в таких условиях она не вырастет до натуральных природных размеров: аквариумные варианты обычно не превышают 60 см.

Какие особенности стоит отметить?

  1. У каламоихта слабое зрение. Рассчитывать на него рыбе не приходится. Зато природа наградила его хорошо развитым обонянием. Даже пищу он распознает по запаху, что ведет к его опозданиям на трапезу. Хорошо, когда в аквариуме живут рыбки, предпочитающие прием пищи в верхних и средних слоях воды. Тогда осевшие на дно частички будут им найдены и съедены. Плюсом является развитые осязательные функции. Для их исполнения имеются специальные короткие, но чувствительные усы.
  2. Как змея хищник предпочитает живой корм. С удовольствием съест мясной или рыбный фарш, порубленные креветки или кальмары. Можно покормить червями или мотылем. Не упустит малейшей возможности проглотить мелкую рыбешку или мальков. Не отказываются и от специализированных сухих кормов, особенно предназначенных для многоперовых, к которым и относится по классификации. Следует отметить, что его большом рту имеются зубы, поэтому не стоит брать особь в руки. Кроме того, на теле есть от 8 до 15 шипов, расположенных ближе к хвосту на спинной половине. Это защитные органы и стоит их остерегаться.
  3. Не стоит беспокоиться, если питомец выползет на яркий свет и расположиться под яркой электрической лампой. Он любит погреться под теплыми лучами, пусть даже электрических приборов.

Стоит ли ждать потомства?

Каламоихт: содержание не влияет на желание размножаться. К сожалению. Для стимулирования детородной функции необходимы инъекции гормонов, осуществление которых требует умения и опыта. Если стимуляция удалась и размножение актуально, ни мужская и женская особь не являются заботливыми родителями и не ухаживают за икринками, а в последующем мальками. Процесс размножения заканчивается отложением икринок и их оплодотворением. Впрочем, случаев выведения потомства в аквариумах практически не описано.

Сегодня в зоомагазинах практически всегда широкий выбор подводных обитателей. Однако каламоихта предложат купить вряд ли. Во-первых, специфический внешний вид, во-вторых – особенности содержания. Но тому, кто поймет и оценит характерность и самобытность такой особи, будет с ней несложно и интересно. А главное, никогда не скучно и позитивно!

Post Views: 1 679

Задание № 1. Впишите недостающие слова

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется Крит

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: Афины, Кносс, Фест, Пилос, Микены, Тиринф, Троя

Задание № 2. Впишите недостающие слова

Цари Крита стали властвовать на Эгейском море

В царском дворце на Крите солнечный свет и воздух поступали через отверстия в крыше. Такое отверстие называют световой колодец

Стены дворцов были украшены картинами, написанными по сырой штукатурке. Такая картина называется фреска

Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате вулканического взрыва, вызвавшего сильнейшее землетрясение и цунами

Задание № 3. Впишите недостающие буквы в имена героев греческих мифов

Минос — царь Крита

Ариадна — дочь критского царя

Тесей — сын царя Афин

Минотавр — чудовище, жившее в лабиринте

Дедал — знаменитый афинский мастер, живший на Крите

Икар — сын мастера, утонувший в море

Задание № 4. Заполните контурную карту «Древнейшая Греция»

1. Надпишите название полуострова в Европе, на котором более трех с половиной тысяч лет назад жили греческие племена:

2. Закрасьте кружочки, обозначающие древнейшие греческие города, и напишите их названия:

1. Микены 2. Тиринф 3. Пилос 4. Афины

3. Надпишите название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя

4. Надпишите название острова, цари которого во 2-м тысячелетии до н.э. создали сильнейший военный флот и стали властвовать в Эгейском море

5. Надпишите название острова к северу от Крита, на котором около 1500 года до н.э. произошло разрушительное землетрясение и извержение вулкана

Фера, или Санторин

6. Надпишите название полуострова в Азии, западное побережье которого около трех тысяч лет назад было заселено греками

7. Закрасьте кружочек, обозначающий богатый город, разрушенный греками около 1200 года до н.э. Надпишите его название

8. Обозначьте стрелками пути вторжения с севера в Грецию воинственных племен (конец 2-го тысячелетия до н.э.)

9. Проведите на карте кратчайший морской путь, который после гибели Трои предстояло преодолеть Одиссею, возвращавшемуся домой

10. Надпишите название самой высокой горы Греции

Задание № 5. Впишите недостающие слова

Вход в Микенскую крепость вел через Львиные ворота

Около 1200 года до н.э. Объединенное войско греков разрушило и сожгло город Троя на побережье полуострова Малая Азия

В Греции было забыто письмо, произошел упадок культуры после того, как с севера вторглись племена дорийцев. Этот период в истории Греции назван «темными веками»

Задание № 6. Вспомните древнегреческий миф

Вот его начало: «Смелый юноша прибыл на остров Крит...» Опишите изображенную на рисунке нашего времени сцену. В каком здании она происходит? С кем сражается юноша? Как его имя? Какие чувства испытывают наблюдающие за поединком люди? Как они здесь оказались?

На рисунке мы видим юношу Тесея, сына афинского царя Эгея, убивающего Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Это происходит в Кносском лабиринте, где обитал Минотавр. За боем наблюдают юноши и девушки, ведь от исхода боя зависит их жизнь — афиняне должны были каждые восемь лет присылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, где их бросали на съедение минотавру в лабиринт

Задание № 7. Вспомните древнегреческий миф

Вот начало мифа: «Жестокий царь не отпускал с острова искусного мастера и его сына...» Как звали царя? На каком острове он правил?

Царя звали Минос и правил он островом Крит

Опишите рисунок нашего времени: чем заняты отец и сын? Как их звали? Какова была дальнейшая судьба обоих?

На рисунке изображены мастер Дедал и его сын Икар. По мифу Минос угрожал расправой Дедалу, и мастер задумал бежать, но совершить побег с острова было невозможно. Тогда Дедал изготовил из воска и перьев крылья для себя и сына. Они улетели с Крита, но Икар слишком близко приблизился к солнцу, воск растаял, Икар упал в море и утонул. Дедал же благополучно пересек море

Задание № 8. Впишите недостающие слова в тексты, посвященные табличкам, найденным при раскопках царских дворцов на Крите и в древнейших греческих городах.

Древнейшие письмена на глиняных табличках, найденные в Кносском дворце, пока не разгаданы. А надписи на глиняных табличках, найденные в городах микенской культуры , прочитаны. Эти надписи содержат: сведения о сдаче земли в аренду, о количестве голов скота, о выдаче продовольствия работникам, встречаются списки ремесленников, воинов, описи конфискованного имущества

Задание № 9. Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Елена — красавица, из-за которой началась Троянская война

Парис — троянский царевич, один из главных виновников войны с греками

Афродита — богиня, которой было присуждено золотое яблоко

Агамемнон — владыка Микен, главный предводитель греков в Троянской войне

Ахиллес — храбрейший из греков при осаде Трои

Фетида — морская богиня, мать Ахиллеса

Приам — престарелый царь Трои

Гектор — царевич, военный вождь троянцев

Андромаха — жена военного вождя троянцев

Патрокл — греческий воин, надевший чужие доспехи и в них погибший

Гефест — бог-кузнец, помогавший грекам в Троянской войне

Одиссей — главный герой одной из поэм Гомера

Алкиной — царь феаков, отважных мореходов

Навсикая — дочь царя феаков

Демодок — слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя

Полифем — одноглазый великан-людоед

Сирены — злые чародейки, полуптицы-полуженщины

Сцилла — морское чудовище-змея с шестью головами

Харибда — морское чудовище с громадной пастью

Пенелопа — царица, двадцать лет ждавшая мужа на острове Итака

Телемак — сын Одиссея

Задание № 10. Вспомните древнегреческий миф

Вот начало мифа: «Юную деву похитил бог, внушающий ужас всему живому...» Что изображено на рисунке нашего времени? Почему дева страшится ехать в ту страну, где властвует похитивший ее бог? Как зовут их обоих? Каково окончание мифа?

Изображен миф о похищении Персефоны, дочери богини земледелия и плодория Деметры. Персефону похитил Аид - бог-властитель подземного царства мертвых. Зевс помог Деметре найти ее дочь и Аид согласился отпускать Персефону на землю к матери, в этот период наступали весна и лето. Когда же Персефона возвращалась к Аиду, Деметра грустила и наступали осень и зима

Задание № 11. Напишите имена известных вам богов Греции

Зевс — бог грома и молний

Посейдон — бог моря

Аид — бог-властитель подземного царства мертвых

Гера — старшая из богинь, супруга главного бога

Афродита — богиня красоты и любви

Афина — богиня-воительница

Дионис — бог — покровитель виноградарей и виноделия

Деметра — богиня плодородия и земледелия

Гефест — бог кузнечного дела

Гермес — бог — вестник богов

Сатиры и Нимфы — низшие божества, населявшие леса, реки и горы

Задание № 12. Ответьте на вопрос

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.
Для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

В «Одиссее» циклоп Полифем опъянел от выпитого вина, которое ему предложил Одиссей, и заснул. Греки воспользовались этим и заостренным колом выбили ему единственный глаз

Задание № 13. Ответьте на вопросы

Вспомните древнегреческие мифы. Кто из героев этих мифов мог сказать о себе такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны? О чем идет речь?

1. Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!

Слова сказаны Тесеем о своем отце Эгее. По уговору при возвращении с Крита на корабле должны были поднять белый парус, если Тесей останется жив, но буря унесла парус и греки подняли черный. Эгей, ждавший возвращения и увидевший в море черный парус, подумал, что сын погиб и бросился в море, которое назвали Эгейским.

2. Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат, сколько ложных ходов и тупиков!

Дедал о своем творении — Кносском лабиринте. По легенде него невозможно было найти выхода.

3. До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

Слова Геракла после того, как он держал на плечах небо, пока титан Атлант ходил за тремя золотыми яблоками.

4. Я люблю свою мать и люблю мужа. Но сердце мое разрывается оттого, что я не могу жить одновременно с ними обоими!

Слова Персефоны. Часть года она жила с матерью на Земле, а часть года с мужем в подземном царстве.

5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог людям побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?

Слова Прометея. Сжалившись над людьми, он украл у богов огонь и подарил его людям. За это Зевс приказал приковать Прометея к скале и каждый день прилетал орел и клевал ему печень

Задание № 14. Решите кроссворд «Рогатое чудовище»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя чудовища, жившего, согласно мифу, в лабиринте

По вертикали: 1. Легендарный владыка Критского царства (Минос). 2. Знатные юноши Итаки — незваные гости в доме Одиссея (женихи). 3. Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему (никто). 4. Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко). 5. Сын Одиссея и Пенелопы (Телемак). 6. Богиня, которую Парис объявил победительницей в споре (Афродита). 7. Вещество, благодаря которому спутники одиссея не услышали пение сирен (воск). 8. Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер)

Задание № 15. Найдите ошибки в текстах

1. Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы «Илиада» и «Одиссея»

До сих пор нет достоверных данных о месте рождения и жизни Гомера. По преданию Гомер был слепым

2. Поэма Гомера «Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены из Спарты в Трою, а заканчивается описанием захвата и гибели Трои

«Илиада» описывает последний год Троянской войны и начинается с описания ссоры между Ахиллом и Агамемноном

3. Хитроумный Одиссей мечтал услышать сладкозвучное пение сирен. Но ему это не удалось: спутники Одиссея в страхе за его жизнь привязали царя Итаки к мачте и заклеили ему уши воском

По преданию, сирены заманивали своим пением мореходов и пожирали их. Тогда Одиссей приказал своей команде залепить уши воском, а его самого привязать к мачте корабле. Так все остались живы, а Одиссей услышал пение сирен

4. Бог морей Посейдон любил Одиссея как родного сына, всегда и во всем помогал ему

Посейдон преследовал Одиссея после того, как узнал, что тот ослепил его сына — циклопа Полифема

Традиционно считается, что самые ранние письменные тексты были составлены египтянами почти 5 тысяч лет назад. К этому же времени относятся древнейшие записи шумеров, обитавших в Двуречье. Обе системы письма были выработаны независимо одна от другой и почти одновременно. Однако некоторые находки археологов ставят под сомнение эту устоявшуюся систему взглядов на прошлое.

Что нам известно о Трансильвании? Только то, что это зловещий дикий край вампиров и оборотней, цыган и затерянных в долинах деревень… Однако есть и другая версия, согласно которой Трансильвания - это местность, в которой некогда господствовала древнейшая в мире цивилизация и где зародилась самая первая в мире письменность.


Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма Турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена были много старше. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.
О том, что в 20 километрах от Тэртэрии находится холм Турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте велись не одно десятилетие. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.
Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые считали их простыми клеймами владельцев посуды. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они-то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.
Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?


Первоначально учёные предположили, что таблички Тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7,5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.
Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?
В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.
Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.
Так могла ли письменность Тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и Шумер? Или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?
Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также совпадают с шумерскими. Если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.


Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.
В итоге специалисты смогли прочитать следующее: «Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».
Тогда снова напрашивается сравнение с шумерскйми письменами. В одном из них содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртэрии? Тогда, судя по всему, тэртэрийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, а жители Балкан. Шумеры же были лишь хорошими учениками, воспринявшими пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развившими ее в клинопись.
Знаки, иногда полностью идентичные найденным на табличках в Трансильвании, ученые обнаружили в легендарной Трое (начало III тысячелетия до нашей эры). Примерно в то же время они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски балканской письменности содержит в себе пиктографическая письменность Древнего Крита.
К тому же известно: создатели балканской культуры в V тысячелетии до нашей эры прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая письменность, одинаково близкая и к шумерской, и к тэртэрийской.
Возможно, легенда о Вавилонском столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ведь, сравнивая символы шумерской письменности с аналогичными знаками из других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Создается впечатление, что письменные системы IV тысячелетия до нашей эры не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы, возникшей в одном месте.


Есть версия, что скорее всего, находки румынских археологов принадлежат к доиндоевропейской культуре Винча, которая была распространена на территории современной Юго-Восточной Европы в эпоху неолита, так как символы на табличках очень похожи на пиктограммы, изображённые на найденных в 1875-м году близ сербского города Винча остатках древней керамики.
Дунайское протописьмо - термин, введённый немецкими лингвистами для совокупности символов, найденных на различных объектах культуры Винча.
Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли.

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка обнаружилась в Трансильвании , в маленьком румынском поселке Тэртерии .

Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Быть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ничего подобного. Всеобщее возбуждение вызвали три крохотные глиняные таблички .

Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегося открытия, румынский археолог Н. Власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тысячелетия до н. э.

Но археологов ждал еще один сюрприз. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?

Шумеры в Трансильвании?

В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштейн высказал предположение, что письменность возникла в Тэртерии под влиянием Шумера. Ему возразил М. С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Спора нет, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие между появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует?

Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий.

Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т. С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Узы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. Однако эксперт-шумеролог лаборатории Института археологии АН СССР А. Кифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам:

1. Тэртерийские таблички — осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения.

2. Текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со «списком» из шумерского города Джемдет-Иасра, а также печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш.

5. Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму. Эта табличка была переведена так: «В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый».

Так что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет. Но ясно: лишь изучение всего комплекса памятников культуры Турдаш-Винчи (а именно к ней относится и Тэртерия) может приблизить нас к разгадке тайны трех глиняных табличек.

Дела давно минувших дней

Берега реки, по которой бурлачили корабли,
травой заросли...
Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача...
в городе жилье превратилось в руины.

Из шумерской поэмы «Проклятье над Аккадом»

Километрах в двадцати от Тэртерии находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскопали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов.

Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии.

Тяжела, но необычайно увлекательна профессия археолога, чем-то напоминающая работу криминалиста. Но если криминалист восстанавливает эпизоды своей современности, то археологу приходится зачастую по едва приметным признакам реконструировать события многовековой давности.

И там, где глаз неспециалиста видит лишь однородные пласты земли, знаток обязательно различит остатки древнего жилища, очага, обломки керамики и орудия труда. Каждый слой хранит в себе неповторимые следы жизни поколений людей. Такие слои археологи называют культурными.

Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне — статуэтки древних идолов, браслет из морских раковин и... три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека. По-видимому, здесь древние земледельцы приносили жертвы своим богам.

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показа-ли: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.

Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение.

Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках посуды из Турдаш-Винчи . Сравнили их с тэртерийскнми: сходство было очевидным. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI — начале V тысячелетия до н. э, пиктографической письменности балканской культуры Винчи.

Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н. э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы. Как жили первые земледельцы? Сначала они обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Постепенно внешний вид поселения менялся.

К концу V тысячелетия до н. э. появляются первые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной.

Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Шли столетия, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди.

А как выглядели древние обитатели Трансильвании?

Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик.

Вот перед нами вылепленная из глины голова мужчины. Спокойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок. Кого изобразил древний скульптор? Вождя, жреца или просто соплеменника — сказать трудно. Да это и не столь важно. Важно другое: перед нами не застывшее изваяние, выполнявшееся по определенным и строгим канонам, а лицо человека — древнего жителя Трансильвании. Он будто смотрит на нас из глубины семи тысячелетий!

А вот сильно стилизованное изображение женщины. Тело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор.

Такой же орнамент встречается и на других статуэтках культуры Турдаш-Винчи. Судя по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Была ли это татуировка, которой, возможно, украшали себя модницы того времени, или во всем этом таился какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень любят раскрывать свои тайны.

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!

Впрочем, откуда такая уверенность в датах? И как вообще удалось определить возраст тэртерийских табличек, если при раскопках Тэртерии не обнаружено остатков керамической посуды, по которой обычно датируются находки?

Физика помогает истории

Грифель светло-огненный в руке... держит.

На табличке звезду благого неба рисует...

Из шумерской поэмы «О построении храма»

На помощь историкам пришли физики. Профессор Чикагского университета Вилард Либби разработал метод датировки по радиоактивному углероду С-14, за что его впоследствии наградили Нобелевской премией.

Радиоактивный углерод С-14, образующийся в атмосфере Земли в результате воздействия космического излучения, окисляется и усваивается растениями и животными. Однако его содержание в мертвых тканях постепенно убывает, при этом в определенный срок распадается определенное количество С-14. Период полураспада С-14 равен 5360 годам. Поэтому по количеству С-14 в органических останках можно определить время, прошедшее с момента гибели растения или животного. Метод В. Либби дает довольно высокую точность датировки ±50—100 лет.

Артефакт культуры Турдаш - Винча с нанесенными символами

Так что же все-таки произошло в древнем святилище почти 7 тысячелетий тому назад? Прав ли эксперт-шумеролог, убежденный, что археологи обнаружили следы ритуального людоедства?

Возможно, и прав. Можно ли представить, чтобы в обществе, обладающем столь значительным культурным достижением, как письменность, существовало людоедство, хотя бы и в ритуальной форме? Можно. Исследование ряда древнеамериканских цивилизаций это подтверждает.

Кстати, в шумерской надписи, опубликованной С. Лэнгдоном, рассказывается о ритуальном убийстве верховного жреца и избрании затем нового правителя. Возможно, нечто аналогичное происходило и в Тэртерии. Тело убитого жреца сожгли на священном костре. Рядом с покойным положили изображения богов — покровителей тэртерийской общины и магические таблички.

Однако доказательств того, что поджаренный жрец был съеден, нет. Да, непросто приподнять завесу шести тысячелетий. Молчат свидетели древнего обряда: статуэтки идолов и обгоревшие кости древнего тэртерийца. Но, быть может, заговорит третий свидетель — древние письмена?

Слово на глиняных табличках

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. Власса?

Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, — голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак — какое-то строение, шестой — птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: «козленок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть»» «птица».

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, еще одна поразительная случайность? Скорее всего нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным. Науке подобные совпадения известны. Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова Пасхи.

Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня. Похоже» в наших руках находится своеобразный ключ к дешифровке письменности Тэртерии: не зная, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать.

Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке. Конечно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей Тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов.

Приступим же к чтению круглой тэртерийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.

На круглой табличке написано следующее:

4. НУН КА. ША. УГУЛА. ПИ. ИДИМ КАРА 1.

«Четырьмя правительницами для лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».

Что за смысл заключен в надписи?

Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из Джемдет-Насра. В нем содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии? Но есть и другое совпадение. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале убийства и сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие «по-шумерски» в V тысячелетии до н. э., когда самого Шумера еще и в помине не было? Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV—ХII тысячелетии до н. э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как же могли они передать свою письменность народам Юго-Восточной Европы? Вопрос немаловажный. А ответа на него пока нет.

Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (начало III тысячелетия до н. э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии.

Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Нельзя не согласиться и с предположением советского археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н. э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи.

К тому же известно: создатели балканской культуры Винчи в V тысячелетии до н. э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистак, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н. э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры (как и вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

Б. ПЕРЛОВ, историк

ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА

Среди вопросов, возникших в процессе изучения тэртерийской находки, особенно важными мне представляются два:

1. Как возникла тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкала?

2. На каком языке говорили тэртерийцы?

Б. Перлов, безусловно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетия до н. э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. Именно на ней была записана древнейшая энциклопедия человечества «Харра-хубулу», целиком отразившая мировоззрение людей X—IV тысячелетия до н. э.

Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н. э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. Процесс же полифонизации (то есть разнозвучия одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого.

Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, наконец, полностью уничтожала само гнездо. Распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье.

Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. И протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Но протоэламский имеет еще и привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике.

В эпоху Фуси (2852—2752 гг. до н. э.) кочевники-арии вторглись в Китай с северо-запада и принесли с собой туда вполне сложившуюся письменность.

Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги.

В чем же причина сходства системы письма у столь разных народов? Дело в том, что все они имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н. э.

На протяжении двух тысячелетий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами Гурана и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под влиянием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро, см. карту). Впоследствии из него возникли письменности древних египтян, крито-микенцев, шумеров да и тэртерийцев.

Таким образом, легенда о «вавилонском» столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ибо, сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию.

Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распавшейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX—VIII тысячелетий до н. э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20—10 тыс. лет до н. э.), нельзя не обратить внимания на их далеко не случайное совпадение.

Да, письменные системы IV тысячелетия до н. э. не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы религиозной символики, возникшей в одном месте, как вопреки мнению расистов в одном месте возник и вообще гомо сапиенс.

По на каком же языке говорили древние тэртерийцы? Бросим взгляд на этническую карту Западной Европы VII—VI тысячелетий до н. э. В это время в результате неолитической революции произошел демографический взрыв. За несколько столетий численность населения увеличилась в 17 раз (с 5 миллионов человек до 85). Произошел переход от собирательства к пойменному земледелию.

Избыток населения на Балканах, прародине семито-хамитских народов, привел их к широкому переселению в менее заселенные области, где неолитическая революция еще не произошла. Наступление велось на север по Дунаю и на юг через Малую Азию, Передний Восток, Северную Африку и Испанию. Воспользовавшись громадным численным превосходством, прасемиты с востока и прахамиты с запада оттерли праиндоевропейцев далеко на север (в районы, недавно освободившиеся от ледника).

Яркие картины этой борьбы народов сохранились, кстати, в кельтской мифологии. Праславянские имена кельтских богов свидетельствуют о том, что не покорившиеся врагам праславяне остались светлым знаменем в глазах пракельтов Франции, став их богами. Кельтские «праславяне» — дананцы из рода Гориа (то есть «горяне») подчинили себе прагреков Гарца и после этого вступили в длительную борьбу с прасемитами дунайских культур. Это нашло свое отражение и в индийских (Ману-Сварожич) и в греческих мифах.

Война была очень жестокой и долгой. Союзниками праиндоевропейцев выступили далекие от них шумероиды иранского Загроса, совершившие неолитическую революцию еще раньше и рванувшиеся в Малую Азию с востока. Семито-хамитские клещи были разорваны.

Хамиты бросили основные силы на египетский театр военных действий, семиты же — на греческий и малоазиатский, где они в конце концов отразили нашествие шумероидов, предков древних египтян. Однако это была пиррова победа. Семито-хамитское наступление выдохлось.

А в VI тысячелетии до н. э. свершили неолитическую революцию и праиндоевропейцы. Перейдя к отгонному скотоводству, они приобрели власть над безграничными просторами Великой степи. Прахамиты были ассимилированы кельтами по всей Европе, а прасемиты бежали на нижний Дунай.

Между индоевропейцами Дании и Померании и прасемитами Фракии к началу V тысячелетия до н. э. образовалась огромная буферная зона (Верхний Дунай, Прикарпатье, Украина) с совершенно особым населением. Позднее его ядро (Баденская культура) послужило истоком этноса Лесбоса, Триполья и Трои.

Поэтому-то и имеются веские основания связывать жителей этого региона (в том числе и тэртерийцев и трипольцев) с праэтрусками, в чем убеждают и антропологические данные. Праэтруски-то окончательно изгнали прасемитов с остальной территории Балкан в конце V тысячелетия до н. э. в Малую Азию и на Передний Восток. Тем самым они расчистили путь для скотоводов-индо-европейцев, победоносно наступавших с севера.

А. КИФИШИН, шумеролог

Крит (5). Письменность минойцев - колыбель будущего греческого языка April 15th, 2009

При раскопках на Крите обнаружено три вида письменности, которыми пользовались минойцы:

1. Иероглифическое письмо. Самое древнее, с которого начинается история письменности в Эгеиде и Европе. Датируется приблизительно XIX-XVIII вв. до н.э.

Это письмо значками-иероглифами, встречается на перстнях-печатях и оттисках печатей, редко – на глиняных табличках. Эти надписи не дешифрованы.

2. Линейное письмо А, возникшее в результате упрощения иероглифического. Появляется, возможно, в XVIII в. и употребляется до середины XV в. до н.э.

Письмо названо линейным, потому что строки в нем разделены прямыми линиями. Надписи им встречаются на глиняных табличках, прочерчены на камне и на металле, на каменных жертвенниках. До сих пор еще полностью не дешифровано.
Это - письменность эпохи расцвета минойской цивилизации.

3. Более позднее линейное письмо Б, возникшее на основе линейного А. Дешифровано английскими учёными М. Вентрисом и Дж. Чедвиком.

Установлено, что все таблички написаны слоговым письмом на архаичном ахейском диалекте греческого языка. Датируется временем 1450-1375 гг. до н.э. Таблички с надписями подобного вида позже были найдены в микенских центрах материковой части Греции и в Фивах.

«Письменность Б – во многом просто видоизменённая и приспособленная к нуждам греческого языка более древняя минойская письменность А. Получается вполне логично: народ, издревле населявший Крит, изобрёл свою письменную систему. Два или три века спустя её приспособили для своих нужд пришельцы из материковой Греции». (А.Варшавский)

Таблички Б - это надписи учётно-хозяйственного, канцелярского характера со стандартными формулировками. К сожалению, они не содержали никакой информации о научных достижениях могучей цивилизации, её литературе и искусстве, её истории. Да и таких, хозяйственных, табличек сохранилось не так много – они были сделаны из необожженной глины, глина со временем раскисала под воздействием воды. Сохранились только те надписи, которые находились в охваченных пожаром зданиях – в пожаре таблички были обожжены и приобрели прочность.

Как показал анализ структуры линейного письма А и Б, судя по начертанию букв, письмо это было приспособлено скорее для надписи чернилами на неком более тонком и недолговечном материале (коже или пергаменте), нежели для начертания на глиняных табличках или камне. О том, что критяне использовали чернила, говорят надписи чернилами, сохранившиеся на хозяйственных предметах, сосудах, кубках, кольцах и др. Отсюда можно сделать предположение, что вся самая значимая информация (научная, историческая, литературная), если таковая была, была записана на материале, который просто не смог сохраниться в условиях постигшей Крит катастрофы (во время мощного извержения на Санторине) – когда одновременно на остров обрушились цунами, пожары, разрушительные подземные толчки, вулканический пепел.

Отдельно в этом ряду стоит найденный в 1908 г. при раскопках в старом дворце Феста диск, с двух сторон заполненный надписями.

Диск изготовлен из обожжённой глины, датируется временем около 1660 г. до н.э. (это время линейного письма А). Надпись на диске расположена по спирали: спираль скручивается к центру диска.

Эта надпись – первый «печатный» текст в мире – она составлена с помощью печатей (отдельных для каждого знака). Этот случай применения передвижных «литер» не имеет аналогов в эгейской культурной области.

Обнаружен Фестский диск был в помещении, которое, вероятно, являлось храмовым хранилищем. Он находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек в остальном не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. Надпись на диске не дешифрована, хотя гипотез относительно написанного на нём в научных кругах много.

Мнения учёных разделились. Одни полагают: то обстоятельство, что на Крите не найдено ни одной печати-знака, а также ни одного другого полностью аналогичного предмета, наводит на мысль, что диск был завезён на остров. Но откуда? Идентичных дисков пока нигде не найдено. Другие уверены: диск был изготовлен на Крите.

В этой книге - одна из интересных версий возможного содержания диска (скорее математического, чtм лингвистического) и его возможной функции.