Анализ и синтез .

1) Анализ (греч. - разложение) - расчленение предмета или явления на его составные, простые части.

2) Синтез (греч.- соединение, составление) - соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве.

Метафизика противопоставляет анализ и синтез как взаимно исключающие друг друга методы. Материалистическая диалектика, напротив, учит о единстве анализа и синтеза. Энгельс писал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза». В. И. Ленин также подчёркивает единство анализа и синтеза в познании. Одним из элементов диалектики, указывает В. И. Ленин, является «соединение анализа и синтеза,- разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе»

Анализ и синтез являются мощными средствами человеческого познания. Без них невозможны даже элементарные и простейшие формы психической деятельности-ощущения, восприятия. Объективный мир, объективные вещи и явления предстают перед человеком во всей своей сложности и конкретности. Конкретное есть единство многообразного. Нельзя познать это конкретное, не расчленяя его на составные части и элементы, не анализируя их. Химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможность выделить составные части этих процессов - химические элементы, атомы, молекулы. Точно так же экономист ничего не мог бы знать о капитализме и законах его экономического развития, если бы путём анализа он не выделил его элементы - товар, цена, стоимость, прибавочная стоимость и т. д.- и не познал их сущности.

Анализ сам по себе, однако, не может дать полного познания предметов. Он требует дополнения в виде синтеза, который, опираясь на результат анализа, познаёт предметы и явления как целое. Маркс, давший в « » (см.) гениальный образец диалектического познания, не ограничивается одним анализом. Проанализировав отдельные стороны, элементы капиталистического способа производства, Маркс затем даёт величественный синтез, показывающий капиталистический способ производства в целом, в диалектической взаимосвязи всех его сторон и законов Яркие образцы диалектического применения анализа и синтеза к познанию сложных вопросов общественной жизни и борьбы дают труды Ленина и Сталина.

Так, например, Ленин в произведении «Империализм, как высшая стадия капитализма», развивая идеи «Капитала» в применении к новому историческому периоду капитализма и глубоко раскрывая сущность империализма, пользуется при этом как анализом, так и синтезом. Сначала В. И. Ленин исследует путём анализа различные стороны, признаки империализма, как новой, высшей стадии капитализма. Выделив и осветив эти признаки, В. И. Ленин далее суммирует их путём синтеза и даёт общее определение сущности империализма. И. В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос», определяя сущность нации, вначале путём анализа выделяет присущие ей характерные черты, признаки: общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Затем II. В. Сталин путём синтеза даёт глубокое определение понятия «нация», которое заключает в себе в обобщённом виде все основные её признаки.

Таким образом, в процессе познания необходимо применять как анализ, так и синтез, которые как подчинённые моменты включаются в метод материалистической диалектики.

Только разложив объект исследования , рассматривая его как особую систему, на элементы, выделив присущие каждому элементу качества, свойства, отношения и изучив их, можно познать предмет , выявить и определить закономерности его раз­вития. В процессе анализа исследователь идет от конкретного (кон­кретно-чувственного) к абстрактному, от сложного и единого к простому и многообразному.

Исследуя, к примеру, процесс пер­спективного планирования производительности труда, расчленя­ют этот процесс на этапы прошлого, настоящего, будущего с выявлением, как, в каком направлении, в каком объеме и содер­жании осуществлялся и осуществляется этот процесс; мысленно выделяют факторы непосредственно и опосредовано воздействующие на уровень производительности труда (технические, органи­зационные, социальные, региональные и т.д.). Только так можно подойти к познанию истины. Но анализ - только начало процесса познания.

Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчленен­ные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (сис­тему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскры­вающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы.

Противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности и содер­жания обеих сторон этого противоречия. Реально они есть един­ство, обычно они переплетаются между собой (так же как причина и следствие).

Системный анализ и синтез - важнейший метод реализации системного подхода в исследовании.

Как метод исследования, системный анализ и синтез включает следующие элементы: цель исследования, альтернативы достиже­ния цели, ресурсы исследования, моделирование исследования, критерии.

Исходным пунктом системного анализа и синтеза является цель. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Для типологизации целей в виде т.н. дерева целей используют такие характеристики как их значимость (главная цель и подцели), развертываемость (вертикальная и горизонтальная), со-подчиненность (цели низшего уровня - средство для достижения целей высшего уровня).

Многовариантность достижения целей обозначается в системном анализе и синтезе как многообразие альтернатив.

Опираясь на эти правила, строят умозаключение - от ложнос­ти (неоптимальности) всех альтернатив, кроме одной, к истиннос­ти (оптимальности) этой альтернативы. Выбор альтер­натив предполагает как обязательное, непременное условие ис­пользование основных законов мышления традиционной и диа­лектической логики.

Историческо-логический метод познания имеет свою основу в

том, что каждый процесс, предмет, явление обладает своей исто­рией и логикой (объективной логикой). История предмета - конкретное его развитие во всем многообразии, последовательная смена различных состояний. В истории предмета представлено все многообразие сторон, теорий, отношений.

Объективная логика - это принципы, существенные закономерности развития, она исклю­чает частности, повороты, зигзаги развития, попятное движение. Изучение объекта может быть либо историческим, либо логичес­ким. Тот и другой подходы в конечном счете только в единстве выражают сущность и содержание предмета, процесс развития.

Индуктивный метод научного мышления или метод наведения. Он позволяют предсказывать и прогнозировать возможные изме­нения в этих процессах при тех или иных условиях; выявлять количественные границы меры, он позволяет осуществлять поиск и предсказывать количественные и другие зависимости.

Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов . Статистика как общественная наука изучает закономерности количественных отношений в непрерывной их связи с качественным содержанием.

Различают методы статистического наблюде­ния (отчетность, переписи, выборочные обследования, семейные бюджеты и т.п.) и методы обработки и анализа данных (группи­ровка, балансы, исчисление средних величин, исчисление индек­сов, графики и др.). Группировки охватывают вопросы классифи­кации, номенклатур, построения групповых и комбинационных таблиц).

Для обработки данных (в части измерения ошиб­ки выборки, анализа связи между факторами, оценки надежности результата) используются методы математической статистики и теории вероятностей (корреляционные исчисления, дисперсион­ный анализ и т.д.).

Дедуктивный метод - метод выведения по законам и правилам логики всех предложений, следствий, законов, гипотез, теорий.

Из некоторого конечного числа исходных истинных посылок получается множество логически необходимых следствий, что создает связанность, последовательность, строгость знания. Де­дуктивный метод используется различными науками.

Главные дедуктивные операции:

а) Вывод из данных теоретических положений различных

следствий (вычисления в математике).

б) Подыскание исходных теоретических положений, из

которых могут быть логически выведены данные следствия (доказательство истинности какого-либо положения,
гипотезы, теории).

Дедуктивный метод - единственный для построения теорий в логико-математических науках.

Математические методы познания есть одно из приложений дедуктивного метода.Современное развитие науки связано с всевозрастаю­щей ролью математических методов.

Среди математических методов выделяют:

а) метод формализации и б) аксиоматический метод.

Разные по конкретному содержа­нию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умозаключений. Заменив символы понятиями, получаем новые по содержанию умозаключения.

Аксиоматический метод. Его суть состоит в том, что все поло­жения какой-либо теории выводятся дедуктивным путем из поло­жений, которые называются постулатами или аксиомами

(позволяет упорядочить рас­суждения, выяснить логические связи между понятиями и сужде­ниями, сделать изложение более стройным). В нематематических науках этот метод применяется ограниченно.

Традукция или Аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность за­конов, структуры, функционирования и развития ряда явлений и процессов. Как метод познания аналогия включает:

а) накопление знаний об отдельных сторонах изучаемого объекта;

б) системати­зацию этих знаний на основе наблюдения, эксперимента, изме­рения, описания;

в) уподобление изучаемой системы на основе сравнения свойств ее со свойствами других более полно изученных систем (аналогов);

г) установление необходимой и существенной связи между признаками уподобляемой системы и аналогов.

Аналогия как метод исследования является основой для моде­лирования.

Моделирование - это метод исследования объективно сущест­вующих предметов, процессов, явлений, основанный на исполь­зовании моделей.

Модель - система, с той или иной степенью сходства воспро-изводящая оригинал - исследуемую систему и поэтому позволяю­щая получать информацию об отражаемой системе (оригинале).

Два основных класса моделей:

а) материальные - средство и объект модельного

эксперимента;

б) мысленные - мысленные, идеальные конструкции, над
которыми осуществляются мысленные эксперименты.

Мысленная модель объекта познания строится на основе преж­де всего абстракции упрощения и абстракции идеализации.

Абстракция упрощения есть отвлечение от реальной сложности, многообразия внутренних и внешних связей и отношений и сохранение лишь основных, существенных связей.

Абстракция идеализации идет дальше. Она состоит в том, что свойства упрощенной абстракции доводятся до предела. В виде мысленной модели продукт идеализации вводится в науку. Моделирование - обязательное и непременное условие воз­можности разработки прогнозов, программ, планов.

Предвидение - метод теоретического мышления, опирающий­ся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущ­ность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем. Предвидение - не образ будущего, а проектирование, вообра­жение его.

Всякое предвидение харак­теризуется тремя моментами: новизной того, что предсказывается; обоснованностью законом ; подтверждаемостью в будущем .

Прогноз, программа, план имеют единую основу - это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.

Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего (прогноз всегда локаль­но ограничен во времени; прогноз осуществим («если сохраняются тенденции», «если не будет экстремальных ситуаций» и т.п.).

Проект программы в отличие от прогноза: а) всегда проект управленческого решения; б) это единый комплекс решения ло­кальной проблемы, который имеет целевую направленность и

опирается на систему сбалансированных, увязанных мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям; в) программы всегда вклю­чают в себя в явной или неявной форме прогнозы, поскольку они связаны с развитием ведущего звена экономики, социальных отношений, научно-технического прогресса.

Проект плана - всегда проект управленческого решения. Это целенаправленная система мероприятий, опирающаяся на проек­ты программ, связанных с решением узловых вопросов данного периода, и систему прогнозов.

Объяснение - как метод исследования есть реализация логи­ческого компонента историко-логического метода.

Это заключительная стадия исследования в форме научной статьи, научного доклада, диссертации, монографии. В объяснении синтезируются законы науки, гипотезы, теоре­тические идеи, теории.

Грамотное управление - основной двигатель развития производства. Если на протяжении многих столетий производство развивалось крайне медленно, то в настоящий момент оно представляет собой динамичную систему, в которой стремление к постоянному совершенствованию является одной из необходимых предпосылок его существования. Основным механизмом, с помощью которого достигается этот динамизм, является система управления, исследованием которой занимаются не только ученые-экономисты, но и собственно менеджмент компании.

Методология исследования систем управления

К основным методам, с помощью которых происходит изучение функционирования системы управления, стоит отнести анализ и синтез. Их основное назначение состоит в том, чтобы на основе статистических данных выявить основные проблемы предприятия, включая недостатки в структуре управления, и найти пути для их преодоления.

Основные функции

Анализ и синтез в экономике любого предприятия выполняют функцию обработки первичных данных, полученных с помощью сбора базовых количественных и качественных показателей. Эти методы просто незаменимы при выработке основных путей совершенствования системы управления производством, а также при выявлении общего состояния организационной, экономической и технической систем того или иного предприятия.

Неразрывная связь понятий

Анализ и синтез относятся к тем методам, которые находятся в очень тесной методологической связи друг с другом, и поэтому должны применяться исключительно совместно. Кроме того, рассматривая проблему исследования системы управления производством, следует учитывать тот факт, что оба эти метода являются фундаментом системного подхода, который рассматривает любое явление как сложный комплекс разнообразных взаимоотношений.

Краткая характеристика синтеза и анализа

С точки зрения основ методологии, анализ представляет собой особый инструмент исследования, с помощью которого выявляется, насколько соответствует система управления компанией тем окружающим социально-экономическим условиям, в которых осуществляется ее деятельность. Синтез же необходим для того, чтобы дать характеристику основным структурным компонентам предприятия, выявить основные пути и механизмы их взаимодействия.

Анализ и синтез как методы оценки настоящего и будущего компании

Таким образом, анализ и синтез - это важнейшие составляющие при рассмотрении метода управления организации с точки зрения ее признания в качестве сложной системы. При этом оценивается не только внутреннее состояние данной организации в конкретный момент, но и то, насколько она конкурентоспособна в тех или иных социально-экономических условиях.

Цикличность как важный аспект исследования производства

Анализ и синтез систем управления производством - циклически повторяющиеся процедуры, постоянно сменяющие друг друга. В каждой из них можно выделить по два структурных компонента: в анализе - дробление на части единого целого для последующего улучшения деятельности каждого из компонентов, а в синтезе - приведение этих компонентов к общему знаменателю, что ведет к их объединению в единое целое. Такой подход представляет собой наиболее оптимальный вариант постоянного совершенствования предприятия. При этом анализ и синтез выступают здесь той научно-методологической основой, которая способствует нахождению наиболее выгодных путей решения возникающих проблем.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analy sis - разложение и synthesis - соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта анализ выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм анализа служит классификация предметов и явлений. Анализ развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Однако анализ приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. Синтез, напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию анализа и синтеза противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление анализа и синтеза, их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление анализа и синтеза связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17-18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С точки зрения теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18-19.

Для того чтобы понять, в чём заключаются эти методы, заметим, что частное положение, вывод, следствие находится в таком же отношении к общему положению, принципу, основанию, в каком действие находится к причине. Как из известной причины получается известное действие, так из известного принципа, основания получается известный вывод, следствие. Мы так же ищем для известного положения принцип или основание, как для известного действия ищем его причину. С другой стороны, как для известной причины мы ищем её действие, так для известных принципов мы можем искать их следствия.
Отсюда, в зависимости от того, что мы ищем, получаются два различных процесса.
Если мы от причины идём к действию, от основания к выводу, То такой путь называется прогрессивным или синтетическим. Прогрессивным он называется потому, что он соответствует реальному ходу природы, действительному ходу вещей, так как в природе причина раньше, чем действие. Обратный путь, именно от действия к причине, от выводов к принципам, называется регрессивным, аналитическим.
Схема отношения между анализом и синтезом:

Часто словам «анализ» и «синтез» придают другое значение, именно под анализом понимают метод разложения целого на его составные части, а под синтезом.-обратный метод сложения целого и в его частей, или элементов. В этом смысле чаще всего говорят об анализе и синтезе химическом. Но для того чтобы истинный смысл понятий «анализ» и «синтез», как они употребляются в научном исследовании и изложении, был ясен, нужно считать основным значением слова «анализ» то, которое мы только что указали, именно сведение частных положений к основным принципам, а под синтезом следует понимать выведение следствий из основных принципов.
Аналитический метод исследования мы употребляем тогда, когда мы ищем причины данных действий. Судья, моралист и др., которые ищут причины известных действий, употребляют метод аналитический; законодатель, политик, педагог, которые стараются предусмотреть действия известных причин, должны идти путём синтетическим.
Для объяснения применения анализа возьмём следующий пример. Чтобы решить задачу вписывания правильного шестиугольника в данный круг, мы рассуждаем так. Предположим, что задача решена, и пусть АВ будет одной из сторон вписанного шестиугольника. Если мы проведём радиусы к конечным точкам сторон, то треугольник, образовавшийся таким образом, будет равноугольный (так как каждый угол равен двум третям прямого угла); следовательно, сторона вписанного правильного шестиугольника равна радиусу. Отсюда следует, что, для того чтобы вписать правильный шестиугольник в данный круг, нужно радиус нанести шесть раз на окружность. Здесь применение аналитического метода очевидно. Мы, сделав предположение, что задача решена, т. е. допустив данное частное положение, нашли то условие, тот общий принцип, при котором это частное положение возможно, т. е. из которого это положение можно вывести. Другими словами, мы данное частное положение сводим к общему принципу.
Примером применения синтеза может служить теорема: «во всяком треугольнике сумма его углов равняется двум прямым углам». Для доказательства этой теоремы мы должны принять следующих два общих положения: «внутренние накрест лежащие углы равны» и «всякая пара смежных углов равна двум прямым». Из этих общих положений мы выводим искомое положение.
Отношение анализа и синтеза к индукции и дедукции. Но, спрашивается, в каком отношении находятся методы аналитический и синтетический к методам индуктивному и дедуктивному? Отношение между ними таково, что анализ соответствует индукции, а синтез соответствует дедукции. Что анализ соответствует индукции, легко пояснить следующим образом.
Индукция имеет целью открытие законов, общих принципов. В процессе индукции мы идём от частных положений к общим принципам. Поэтому в процессе индукции мы совершаем регрессивный путь. Из этого следует, что индукция соответствует анализу.
Наоборот, дедукция выводит из общих принципов частные положения, те или иные следствия. Из этого становится ясным родство дедуктивного метода с синтетическим. Синтетический метод состоит в том, что мы предполагаем известные принципы открытыми и доказанными; из этих общих принципов мы выводим следствия.

Вопросы для повторения
Что такое доказательство и чем оно отличается от силлогизма? Какие три части отличаем мы в доказательстве? Что такое основные принципы? Какое доказательство называется прямым? Какое доказательство называется косвенным? Изложите ход косвенного доказательства. Что называется методом? Что называется системой?. В каких двух случаях употребляется метод в научном мышлении? Какой метод называется аналитическим и какой синтетическим? Почему синтетический метод называется прогрессивным, а аналитический регрессивным? Покажите применение методов аналитического н синтетического в математике. Какое существует отношение между методами аналитическим и синтетическим и методами индуктивным и дедуктивным?