Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды. Подумать только, сколько мы еще не знаем о космосе? Сколько пройдет лет, веков, тысячелетий, пока нам не откроется эта длинная, но безусловно прекрасная дорога в космос?

Когда Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мировой истории совершил полет в космическое пространство, мир содрогнулся. Это невероятно значимое для человечества событие можно было считать первой попыткой человека проложить себе дорогу в космос.

Но сейчас мир изменился. Международная Космическая Станция с отважными астронавтами на борту делает 16 вращений вокруг Земли каждые сутки. Космические агентства разных стран все чаще запускают околоземные спутники, а компания SpaceX под командованием Илона Маска планирует доставить первого человека на Марс уже к 2026 году! Мы семимильными шагами идем к усовершенствованию наших знаний о космосе и разработке более совершенных технологий, но это все еще мизерная часть того, что нам предстоит узнать и изобрести. Мы не можем летать к ближайшим звездам, мы даже с трудом можем выйти за пределы родной Солнечной системы. Эта дорога в космос для нас пока что закрыта.

Но есть проблема, что еще больше затмевает нашу относительную неграмотность в космическом деле, и имя ей – цена. Ведь для полета на околоземную орбиту ракеты, что принесет припасы на Международную Космическую Станцию, потребуются десятки миллионов долларов, что препятствует дальнейшему развитию космонавтики в целом. Об этой проблеме также не стоит забывать. Нам надо искать более дешевые и практичные способы пусков космических ракет и челноков. Ведь как бы мы не желали узнать больше о космосе, мы все равно сталкиваемся с извечной проблемой всего человечества – нехваткой денег.

Но хочется верить, что благодаря действительно умным и изобретательным людям нашей планеты, мы все-таки сможем узнать о том, что же скрывает холодный и враждебный космос. Мы сможем преодолеть все проблемы, будь то уровень развития технологий, цена или человеческое невежество. Сейчас же нам безусловно не хватает того уровня развития космонавтики и космических исследований.

Но я верю, что гениальные умы нашего мира когда-нибудь позволят нам открыть так желанную всеми нами дорогу в космос.

Несколько интересных сочинений

  • Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение

    Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова

СОЧИНЕНИЕ

ДОРОГА В КОСМОС- МЕЧТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Есть некий час в ночи всемирного молчанья.

И оный час явлений и чудес.

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

(«Видение»)

Земля! Какое великое и ёмкое слово! Моя милая планета! Любимая!

Здесь я родилась, здесь живу, учусь, здесь занимаюсь любимым делом.

Здесь мама и папа, бабушки и дедушки, родные и близкие. Здесь мне тепло и уютно. Я счастлива!

Днём из окна моей комнаты я любуюсь красотами нашей планеты. Солнце, цветы, трава, стрекозы, бабочки… А небо! Оно чистое, лазурное, таинственное. Особенно я люблю его ясными прозрачными вечерами. Здесь можно увидеть огромное количество звёзд. Стоит включить воображение – и на небе не просто россыпь звёзд, а какие-то объекты, погружённые в сияющую туманность.

Говорят, мечта- это здорово! Я очень часто мечтала о полёте в космическое пространство, к звёздам, где, я думала, могу не только увидеть красоту Вселенной, но и поближе разглядеть планеты, пройтись по Млечному пути, познакомиться со знаками Зодиака. Мне хотелось оторваться от земли, преодолеть земное притяжение, стать лёгким пёрышком и лететь, лететь…навстречу неизвестности, ощутить необъятность и величие мира. Мира Вселенной!

И мечта моя сбылась. Однажды, засыпая, я представила себе звёздное небо со множеством галактик и …не заметила, как мягкое пушистое облачко подхватило меня, и полетели мы в бескрайние просторы загадочного неба. Направлялись мы по Млечному пути прямо к самым вершинам Вселенной. Я попробовала ступить на эту белую дорожку. Идти было приятно. По обе стороны можно было видеть разные созвездия и планеты. Кометы, метеориты, казалось, куда- то спешили, не обращая на меня внимания. Я просто не успевала следить за всем этим. Но я была в восторге! И нам надо было спешить- хотелось многое увидеть, поэтому облачко снова подхватило меня, и мы помчались.

Впереди вижу целый строй планет. Все они имеют чёткое направление по своим орбитам. Они то приближаются к Солнцу, то отдаляются от него. Здесь и Юпитер, и Уран, и красавица Венера…Нептун, Марс, Луна, Земля. Честно могу сказать, что наша Земля – самая красивая из всех планет. Дальше-ещё интереснее. - - - Стой!- закричала я. -Облачко, остановись! Я вспомнила! Я читала! Вот здесь 12 апреля 1961 года оставил свой вечный след в звёздных просторах наш первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Мне он представляется человеком добрым, мужественным, целеустремлённым. А чуть дальше посмотри - след от ракеты нашей самой смелой женщины -Валентины Терешковой. А вон там, я предполагаю, наш космонавт Алексей Леонов выходили в открытый космос. Он,я слышала, оказался в трудной ситуации, но не потерял самообладания, не растерялся. С достоинством он преодолел трудности и вернулся на Землю. Гордость охватила меня за наших героев.

Мчимся вперед над Млечным путём. Слева все знаки Зодиака: вот Телец, а вот Весы, а там, чуть дальше, вижу Льва. – Остановись, пожалуйста, облачко,- прошу я. -Это же мой знак-Лев. Какой красавец! А с Земли кажется другим.

Справа- Большая Медведица! И никакой ни ковш! Как будто настоящая медведица. Ей,наверное,скучно одной. –Эй, красавица, привет! где ж твой Медведь?

Тут облачко наклонилось в сторону, чтобы развернуться и я увидела много интересных созвездий, о которых нам рассказывала Нина Павловна в школе: Орион, Сириус…, а вот и красавец Лебедь! Глаз не оторвать от такой картины!

Меня переполняли различные чувства. Я и восхищалась, я и удивлялась, я и радовалась.Хотелось увидеть многое. –Вперёд!- скомандовала я. Но похоже, облачко куда-то торопилось и повернуло обратно. Движение замедлилось, и оно снова опустило меня на Землю. . Мы попрощались… И я проснулась. Я была счастлива!

Я прочитала, что дорога человечества в космос началась с Рязанской земли. Именно рязанцы - Фёдоров, Циалковский, братья Уткины- стояли у истоков освоения космоса, были воплотителями многих важнейших космических проектов.Как же это замечательно, что наша страна богата умными, талантливыми людьми, патриотами своей родины. Спасибо им. Я преклоняюсь перед ними. Я считаю, что в космос слетает ещё не одно поколение наших потомков, и поэтому

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперёд от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы.


Дорога в Космос – мечта человечества

Космос, что нам о нем известно? Космос является одной из самых малоизученных наукой областей. В переводе с греческого «космос» - строение, мир, мироздание, материальный мир, синоним «Вселенной» (хотя в самой Древней Греции понятие «космос» имело также значение «порядок, чистота, гармония»).

12 апреля 1961 года началась новая веха в жизни планеты Земля - стало понятно, что человек может выходить за пределы своего места обитания, что его горизонты расширяются до невообразимых масштабов. Человек всесилен - ликовала вся земная цивилизация! С древних времён человечеству была интересна связь человека и вселенной. Существует множество философских и религиозных течений, где душа связана с космосом – началом нашей жизни. Учёные всего мира изучают происхождение и особенности звёзд, планет, галактик. В двадцатом веке появилось огромное число научной фантастики, повествующей о неизведанных мирах нашей Вселенной. Сегодня перед нашими современниками стоит вопрос: как появился наш мир? Одни ли мы во Вселенной? Эти вопросы напрямую связаны с человеком. Например, в современной жизни используются данные, которые мы получаем из космоса: скопления туманностей, дождевых облаков, затмения. Это помогает определить погоду и спланировать много важных событий.

Слово «космос» с греческого переводится как «порядок». Древние греки очень любили порядок во всём, и называли это гармонией. Многие древнегреческие философы были против войн и других факторов, которые мешают спокойной и размеренной жизни. Потому что именно гармония в душе человека определяет его окружение. В зависимости от внутреннего состояния мы строим отношения с теми или иными людьми и поступаем в разных ситуациях по-разному.

Вопрос взаимоотношений человека и космоса – не только философский, но и экологический. Космос – вся окружающая нас природа. Природа может быть живой, мёртвой или ещё не зародившейся. Так, например, во Вселенной существует множество планет с особой формой жизни, иногда кардинально отличной от жизни на планете Земля. Кроме того, в космосе есть планеты, похожие на нашу.

Относительно миллиардов звёзд, планет и множества галактик, наша Земля – относительно мала и незначительна. Однако стоит помнить: какой бы маленькой ни казалась наша планета – она является общим домом для всех людей. Забота о ней – в первую очередь залог счастливого будущего. Заботясь о своей планете, мы переносим заботу и на весь космос. Пусть это достижение невелико. Но стоит только представить: ежегодно атмосфера Земли выбрасывает в космос миллиарды тонн горючих веществ, которые способны закрыть даже свет Солнца! Такие случаи уже были в истории, например, во время больших войн или извержения вулканов. Именно поэтому всегда нужно помнить о взаимосвязи человека и природы. Необходимо заботиться о своём внутреннем состоянии и об окружении, и тогда можно улучшить мир и Вселенную в целом.

Величественна картина звездного неба! Мириады звёзд, сверкая и переливаясь, манят к себе любознательные умы и взгляды. Человек всегда пытался и пытается понять, какое место он занимает во Вселенной, как устроен этот мир, всегда ли он существовал? В безлунные вечера вдали от ярко освещенных домов и улиц, любуясь звёздным небом, можно увидеть белую полосу, протянувшуюся через все небо. Это Млечный Путь. Млечный Путь опоясывает небесную сферу по большому кругу. Жителям северного полушария Земли, в осенние вечера удается увидеть ту часть Млечного Пути, которая проходит через Кассиопею, Цефей, лебедь, Орел и Стрельца, а под утро появляются другие созвездия. В южном полушарии Земли Млечный Путь простирается от Стрельца к созвездиям Скорпион, Циркуль, Центавр, Южный Крест, Киль, Стрела. Само время понимаешь по-другому: прошлое с названиями и мифами, настоящее с его точными измерениями и эволюцией звезд, а где-то впереди - привлекательное и загадочное будущее, которое, я верю, даст новые разгадки и новое понимание. Нет ничего прекраснее и зрелищнее звездного неба! КОСМОС - ВЕЧНАЯ МЕЧТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Annotation

Дорога человечества в Космос была нелегкой и полной непредвиденных трудностей. В данном очерке, мы рассмотрим некоторые из них.

Васильев Петр Иосифович

Васильев Петр Иосифович

«Дорога в Космос – мечта человечества»

«Первая жертва космоса» – под таким заголовком 19 мая 1930 года берлинские газет ы сообщили о гибели конструктора Макса Валье, смертельно раненного на испытаниях нового ракетного двигателя. С тех пор счет ракетных катастроф идет на многие сотни – от неудачных запусков "Ф ау" и первой межконтинентальной ракеты Р-7 до аварии американского спутника «Авангард»; от гибели главкома РВСН маршала Неделина и еще 125 человек при взрыве Р-16 до пожара на «Аполлоне-1», в котором заживо сгорели три астронавта; от отказов техники, стоивших жизни Владимиру Комарову и экипажу «Союза-11», до катастроф шаттлов «Челленджер» и «Колумбия»...

Из книги А. Железнякова «Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в Космос»

«Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются»

Гарри Андерсон

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости»

Ли Олвин Дюбридж

«Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»

Константин Эдуардович Циолковский

«Ища другие цивилизации, на всякий случай, сохраните свою»

Феликс Кривин

«Мое скромное опасение: боюсь, как бы у человека, завоёвывавшего новые звезды, не ушла земля из-под ног»

Глядя на таинственное и загадочное ночное небо, особенно в Средиземноморье, где наблюдениям не мешают облачность, любой мало-мальски любознательный человек чувствует желание покинуть грешную землю и подняться к звездам. Увы, сами мы сделать этого не можем в силу особенностей физиологии, ибо, как писал Максим Горький: «Рожденный ползать летать не может» , однако уже в Древнем Мире наиболее прозорливые люди начали понимать, что можно использовать специальные приспособления, чтобы отправиться в полет, к неизведанным пространствам Космоса.

Если верить древнегреческой мифологии, то первым такое приспособление попытался создать легендарный кузнец Дедал, чтобы вместе с сыном Икаром бежать с острова Крит, где они находились в "почетном" содержании, фактически – в аресте. На идею его навели наблюдения за птицами, и, собственно говоря, искусственные крылья и стали первым инструментом для полета.

Вот как это описано в мифе:

" Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета, н е спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной выс оты в море и погиб в его волнах " .

Таким образом, первая попытка покинуть земную поверхность и воспарить в небо оказалась частично успешной. Однако это лишь миф. Но чем же интересна легенда о Дедале и Икаре? Во-первых, помимо всего прочего, этот миф отражает извечное стремление людей овладеть способом передвижения не только по земле, но и в других стихиях. Это аксиома, к которой все привыкли. А, между тем, она очень важна для понимания психологии человека, как биологического существа, стремящегося преодолеть силы природы. Не будь этого, вряд ли возникло бы наше стремление к звездам.

Сейчас об Икаре, как о первой "жертве ракетной техники" почти не говорят. Мы стали больше знать, научились отличать зерна от плевел. Но продолжаем верить в то, во что хотим верить.

Поэтому и стала столь популярной легенда о китайском ученом Ван Гу, погибшем в Средние века при попытке подняться в небо на ракете. Большинство исследователей считает рассказ о Ван Гу мифом, хотя хроники той поры описывают его, как реально существовавшего человека.

Лет пятьсот назад жил-был в Китае некто Ван Гу. Судя по всему, это был весьма образованный и талантливый человек. Занимался он изготовлением пороха и созданием пороховых ракет. И вот однажды пришла ему в голову мысль улететь к звездам. Обвязал Ван Гу кресло бамбуком, закрепил в его основании 47 пороховых ракет, сел в него и приказал 47 своим слугам одновременно поджечь фитили ракет. Слуги не могли ослушаться своего господина и поднесли факелы к странной конструкции. После этого раздался страшный грохот, а когда клубы дыма рассеялись, на месте старта не было ничего – ни кресла, ни Ван Гу, ни слуг.

Конечно, улететь в космос ученый не мог и погиб при взрыве пороха. Подобный опыт вполне мог иметь место. А, даже если бы этого не было в действительности, о подвиге Ван Гу нам вечно будет напоминать кратер на обратной стороне Луны, носящий его имя.

Икар и Ван Гу – самые известные, но далеко не единственные жертвы стремления человека вырваться из силков Закона всемирного тяготения. Вот строки из письма неизвестного китайского алхимика, датированного 160 годом:

"Сегодня в своей комнате для составления смесей погиб Шин Ру, один из умнейших людей нашего времени. Ужасные компоненты, вызвавшие пожар, включали серу, селитру и древесный уголь. Я был потрясен этим случаем. Это был не обычный пожар, раздуваемый ветром, а внезапный взрыв, уничтоживший все. Вскоре после этого события ко мне прибыл посыльный, сообщивший, что подобный взрыв убил группу ученых в близлежащей деревне и уничтожил дом, в котором они жили . Какое зло мы выпустили в этот мир!"

"Основой основ" того положения дел, с каким мы имеем отношения сейчас, стал... фантастический роман французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» , написанный в 1865 году. В романе описывалось орудие длиной 274 м и весом 68 тыс. т. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин в количестве 164 тыс. т. Сначала предполагалось при помощи этого орудия послать к Луне снаряд без пассажиров, но потом внутри необыкновенного ядра была устроена каюта, в которой решились отправиться в космическое путешествие трое смельчаков. Разумеется, в романе старт к Луне прошел удачно, а межпланетные путешественники не только выжили, но и отправились в полный приключений полет к соседнему небесному телу.

Как ни странно, все основные теоретики космонавтики – Константин Циолковский, Герман Оберт, а также и практики – Сергей Королев, Вернер фон Браун – пришли к идее космических полетов именно благодаря этому роману! Все они прочитали его, провели расчёты, и пришли к выводу, что идея Жюля Верна с пушкой нереализуема. Однако способ прорваться в космос есть, и, после долгих расчетов и размышлений, все остановились на том, что это – ракета.

Ученые мужи пока не могут ответить на вопрос, когда же появилось на Земле то, что ныне называется ракетой. Я излагаю здесь свою версию ракетной истории человечества, не претендуя на истину в последней инстанции. Уверен, что найдется немало людей, которые многие приведенные здесь факты истолкуют иначе, чем я. В американском справочнике "Handbook of Astronautical Engin eering" («Руководство по разработке космических систем») утверждается, что первые рисунки устройств, напоминающих внешним видом ракеты, были обнаружены в вавилонских рукописях, датируемых 3200 годом до нашей эры. Но в самих манускриптах нет ни описания ракет или устройств, с ними сходных ни даже иносказательного намека на то, что они существовали.

Гораздо больше информации содержится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» где они называются «оружием Брахмы» или «пламенем Индры». Там их сравнивают с «огромной железной стрелой, напоминающей гигантского посланца смерти».

Вот как в эпосе описано применение "оружия Брахмы" в битве, проходившей в 3138 году до нашей эры:

"Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен Густой туман внезапно покрыл войско

Все стороны горизонта погрузились во мрак

Поднялись несущие зло вихри

Тучи с ревом устремились в высоту неба...

Казалось, даже солнце закружилось.

Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в лихорадке" .

Если добавить немного воображения, то нетрудно увидеть в этом отрывке картину взрыва ядерной бомбы, доставленной на поле боя баллистической ракетой. Не берусь утверждать точно, но, возможно, что что-то подобное и было.

Увы, отсутствуют подробности многих других событий древности, где можно предполагать применение ракет. Как правило, историки того времени пытались образно, а часто и витиевато, описать происходившее, больше внимания обращая на свои эмоции и ощущения, чем на технические детали. Поэтому и приходится выбирать лишь те факты, которые содержат хотя бы намек на интересующую нас тему. Иначе говоря, все, что не свидетельствует об обратном, будем считать фактами ракетной истории.

В пришедших из Индии манускриптах содержится упоминание о первом появлении "огненных звезд", сиречь "бенгальского огня", во время одного из религиозных праздников в 80 году. Если допустить, что в "бенгальских огнях" использовалась селитра, то это хорошо вписывается в ракетную историю.

Уже во втором столетии китайцы применяли "огненные стрелы". Реактивный снаряд изготавливался в виде бумажной трубки, заполненной порохом с зажигательным составом в головной части, и привязывался к стреле. Стрела выпускалась с зажженной ракетой из обычного воинского лука, а ее оперение обеспечивало устойчивость в полете. Дальность полета огненных стрел составляла около 300 метров, что почти на 100 метров превышало дистанцию полета обычной стрелы. Упоминания об активном использовании "огненных стрел" в эпоху Троецарствия можно встретить в романе Ло Гуань-чжуна "Троецарствие".

В первое тысячелетие от Рождества Христова упоминания о фейерверках, порохе и "огненных стрелах", приходили к нам, по большей части, из Азии. В хрониках китайской династии Тан упоминается, что в 645 году при осаде Ляодуна использовался "огонь", от действия которого в городе погибло около 10 тысяч человек.

В VIII веке появилась книга, которую многие историки называют первым учебным пособием по подготовке ракетчиков, – написанная неким Марком Греком «Огненная книга, или Книга об огне, служащем для сжигания врагов» . В ней подробно описывалось, как пользоваться «огненными стрелами», то есть ракетами. Вот цитата из этого труда: «Возьми одну часть серы, две части липового или ивового угля, шесть частей селитры, все мелко истолченное в мраморной ступке. Затем из этого приготовляют по желанию ракету или гром. Ракета должна быть длинной, и порох в ней должен быть набит плотно. Гром, наоборот, должен быть коротким и толстым и наполнен лишь наполовину. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой». Судя по всему, книга Марка Грека стала «бестселлером» той эпохи и породила такое явление, как «греческий огонь». Хотя предложенный ею состав вряд ли отличался от того, что уже несколько столетий использовали в Индии, Китае и на арабском Востоке.

Когда камские булгары захватили город Устюг, великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович отправил своего брата Святослава с сильным ополчением обуздать захватчиков. В 1219 году русские атаковали город камских булгар Ошель, «...а наперед шли пешцы с огнем и с топорами, а за ними стрельцы... ко граду приступиша, отовсюду зажгоша его и бысть буря и дым велик на сих потяну...».

Хроники Средневековья дают нам довольно много информации о ракетной технике. И здесь речь идет именно о ней, а не об устройствах, отдаленно напоминающих ракеты.

В 1379 году итальянец Маратори при описании пороховых зажигательных стрел впервые употребил понятие "ракета" ("rochetta"). В 1400 году ракеты пришли в Европу, и первоначально использовались только для фейерверков на итальянских праздниках. Но так продолжалось совсем недолго. Вскоре начинают появляться первые сочинения, посвященные военному применению ракет. Первое массовое применение ракет в Западной Европе осуществили войска Жанны д"Арк в 1429 году при защите Орлеана.

Вскоре конструкторы Средневековья начали всерьез задумываться над проблемой применения принципов реактивного движения для иных целей. В 1591 году бельгийский инженер Ян Бив описал и сделал набросок многоступенчатой ракеты, предназначенной для преодоления земного притяжения (!).

В конце XVII века ракетное оружие появляется на Руси. Причем это уже не те "огненные стрелы", которые использовали когда-то ратники Святослава, а принципиально новое оружие. В 1680 году в Москве открылась первая фабрика по производству армейских осветительных ракет. Большое внимание ракетам уделял император Петр I. В дневнике путешественника Патрика Гордона за 1690 год можно прочесть, что царь лично руководил изготовлением фейерверочных ракет и устраивал грандиозные фейерверки. Тогда же в России было организовано массовое производство пороха высокого качества. В Петровскую эпоху большое значение придавалось и боевым ракетам. Слава о русских фейерверкерах шла по всему миру. Было создано большое количество фейерверочных ракет и пороховых составов. В отдельных случаях применялись составные (ступенчатые) ракеты.

В те же годы, когда в России налаживалось массовое производство ракет, великий английский физик Исаак Ньютон сформулировал универсальные законы движения, которые не касались непосредственно ракетной техники, но оказали на нее самое непосредственное влияние. Особенно третий закон – «Для каждого действия имеется равная и противоположная реакция» , являющийся фундаментальным принципом работы реактивного двигателя. А в своих знаменитых «Математических принципах естественной философии» , изданных в 1687 году, Ньютон впервые определил скорость и высоту подъема, необходимые для вывода ракеты на геостационарную орбиту. Есть в этой работе и другие интересные мысли об искусственных спутниках Земли. Но во времена Ньютона их черед еще не наступил.

В 1792 году ракетное оружие было применено индийскими солдатами в сражении при Сарингапатоме, и, несмотря на то, что индийские ракеты были изготовлены по весьма примитивным технологиям, их количество и необычность воздействия деморализовали британских солдат. Англичане быстро усвоили преподанный урок. В 1799 году индийцы вновь пытались применить свое "секретное оружие", английская армия уже располагала технологически более совершенным арсеналом боевых ракет, и четвертая англо-майсурская война закончилась для Майсура поражением.

После этого ракеты возвратились в Европу. Произошло это благодаря полковнику английской армии Уильяму Конгреву, который прибыл в Индию после окончания там боевых действий, но много слышал о применении индийцами ракет. Вернувшись на родину, Конгрев прихватил с собой несколько образцов. Он организовал производство боевых пороховых ракет в Вульвичском арсенале и в 1804 году приступил к экспериментам с ними. На несколько десятилетий к ракетам, и не только в Англии, приклеилось название "конгревовы ракеты", или "ракеты Конгрева". Начало боевого применения ракет Конгрева относится к 1806 году, когда более 2000 ракет были использованы при обстреле Болоньи.

Не обошло новое веяние и Россию. Основная заслуга в этом принадлежит русским офицерам Александру Засядко и Константину Константинову. Благодаря трудам этих деятелей русской военной техники отечественные ракеты по своим летным и эксплуатационным характеристикам в ряде случаев превосходили зарубежные образцы.

Конец XIX века можно охарактеризовать не только как период отказа от боевого применения ракет, но и как период формирования нового мышления, когда человек пристально взглянул на ракеты как на средство достижения других миров. И здесь чрезвычайно велико значение работ Константина Эдуардовича Циолковского. Им было предложено большое количество оригинальных схем конструкций ракет. Существенно новым шагом стали разработанные схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий с реактивными двигателями на жидком топливе. Это было по-настоящему революционное решение, так как до Циолковского исследовались и предлагались для решения различных задач ракеты с пороховыми двигателями.

Из других идей Циолковского следует выделить еще одну, предложенную им для управления полетом ракеты в верхних разреженных слоях атмосферы. Для достижения этой цели он рекомендовал два способа: применение графитовых рулей, помещаемых в струе газов вблизи среза сопла реактивного двигателя, или поворачивание сопла двигателя. Эти предложения нашли широкое применение и развитие в современной ракетной технике.

В 1903 году Циолковский опубликовал работу, до сих пор считающуюся классической в космонавтике, – «Исследование мировых пространств реактивными приборами» , где сделал подробный расчет ракет, предназначенных для преодоления земного притяжения.

16 марта 1926 года американец Роберт Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе. И пусть поднялась та ракета на высоту всего 13 метров и летела всего 2,5 секунды, именно с нее началась современная летопись ракетной техники и космонавтики...

Успех Годдарда заинтересовал молодого немецкого инженера Макса Валье. Он начал проводить опыты с жидкостными двигателями, пытаясь найти правильную концентрацию горючего и окислителя, что позволило бы создать такую смесь, которая могла бы дать достаточно тяги для преодоления земного тяготения. Однако несколько экспериментов закончились взрывами смеси. 17 мая 1930 года Валье провел очередной опыт. И снова взрыв. Небольшой кусочек железа рассек инженеру аорту... Эта смерть считается самой первой (из задокументированных), связанных с Космосом.

Годом ранее, в мае 1929 года, немецкий режиссер Фриц Ланг начал съемки фильма "Женщина на Луне", который принесёт ему всемирную известность. В качестве консультанта Ланг пригласил начинающего инженера-ракетостроителя Германа Оберта. Тот внимательно прочитал работы К.Э. Циолковского и решил, прикрываясь съемками фильма, начать практические работы по созданию ракет, могущих преодолеть земное притяжение и выйти в Космос.

Проблемным местом стал двигатель. К. Циолковский в своих работах опирался на предложенную А. Федоровым в брошюре "Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух , как опорную среду " (1896) схему, которая, однако, никем не была реализована на практике, и оставалась только теоретическим наброском, а провал опытов Валье показал, что создать работоспособный ракетный двигатель пока не удается.

Оберт решил экспериментировать с бензином и жидким кислородом, направляя тоненькую струйку бензина в сосуд с жидким кислородом. Считалось, что это приведет к взрыву. Тем не менее, смесь взорвалась лишь один раз, но так, что ученого отбросило ударной волной на другой конец лаборатории, перебив барабанную перепонку и повредив левый глаз.

Тем не менее, Оберт создал работоспособный образец ракетного двигателя, названного Kegelduse . Однако до окончания съемок работы завершить он не успел, и, будучи обвиненным в перерасходе средств, временно покинул Германию.

"Общество межпланетных сообщений", возглавляемое Обертом, выкупило у киностудии почти готовую ракету, двигатель и образец пусковой установки. Весь 1930 год проводились испытания ракеты Mirak . Но ракета смогла взлететь только на 30 метров.

После прихода к власти А. Гитлера "Общество" попытались подчинить нуждам Вермахта, однако показательный запуск ракеты на Куммерсдорфском полигоне закончился провалом. После чего оно было закрыто, но полковник Карл Беккер и капитан Вальтер Дорнбергер, заинтересовавшиеся новым оружием, решили втайне поддержать немецких ракетчиков. Однако, осознавая, что Оберт не смог создать боевую ракету, они стали искать нового человека, который мог бы возглавить исследования. Их выбор остановился на молодом перспективном ракетостроителе Вернере фон Брауне...

Тем временем, в СССР узнали о работах Оберта. Его книга " Ракета и межпланетное пространство " вызвала большой резонанс и интерес к космической тематике. Помимо переиздания работ К. Циолковского, начались и поиски способов практической реализации полета в Космос. Их инициатором стал инженер Фридрих Цандер. 29 декабря 1921 года на первой Губернской конференции изобретателей в Москве он представил проект космического корабля для полета на Марс.

Доклад был принят благосклонно, и тогда Цандер попросил у руководства Госавиазавода N 4, на котором в то время трудился, годичный отпуск для развития проекта. На общем собрании работников просьбу энтузиаста поддержали – идея полета на Марс так завораживала, что было решено отчислять Цандеру процент с зарплаты для того, чтобы он мог спокойно довести свой космический аэроплан до реальной модели.

Будучи по натуре практиком, Цандер сразу занялся поисками технических решений, которые могли бы ускорить постройку такого аэроплана. В 1924 году он приступил к разработке методик расчета жидкостных ракетных двигателей. Натолкнувшись на те же проблемы, что и Герман Оберт и Макс Валье, Цандер решил пойти эмпирическим путем. Первый ракетный двигатель СССР – ОР-1 – был сделан... из обычной паяльной лампы.

В 1931 году состоялись два исторических события – Ф. Цандер смог добиться работоспособности двигателя ОР-1 на достаточный для теоретического полета срок и тогда же он познакомился с молодым авиаконструктором Сергеем Павловичем Королевым. Тот работал над увеличением скорости планера "БИЧ-8", и, прочитав в журнале "Самолет" за май 1931 года подборку материалов о двигателе ОР-1, сразу обратил внимание на новые веяния в двигателестроении. На аэродроме ОСОАВИАХИМ-а Королев встретился с Цандером. Это произошло 5 октября 1931 года. Через два дня, Королев присутствовал на испытании двигателя ОР-1, и тогда Ф. Цандер предложил ему вступить в "Группу по изучению реактивного движения" – ГИРД.

В марте 1932 года на ГИРД обратила внимание РККА. ГРУ получило сведения, что в Германии за работами Германа Оберта по созданию ракет внимательно наблюдают немецкие военные, которые увидели в них новый вид оружия большой разрушительной силы. Само собой, остаться в стороне, когда вероятный противник создает новое оружие, Красная Армия не могла. Поэтому заместитель Народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Союза М. Тухачевский созвал совещание, на котором с докладом выступил С. Королев. После этого совещания ГИРД получила господдержку и финансирование.

Однако именно тогда и пришла беда... 28 марта 1933 года Фридрих Цандер скончался от сыпного тифа. 26 июля испытания планера "БИЧ-11" закончились катастрофой, при которой чуть не погиб С. Королев. При испытании ракетного двигателя ОР-2 произошел взрыв, причем жители окрестных домов, посчитав это терактом, вызвали милицию, и ГИРД-овцам пришлось объяснять, что произошло.

Но работа продолжалась, и не без успехов. Первая советская ракета – «ГИРД-09» – поднялась в небо 17 августа 1933 года и поднялась на высоту 400 метров. Ещё три ракеты, после модернизации двигателя, поднялись уже на 1,5 километра. Воодушевленные успехами ракетчиков, военные добились создания на базе ГИРД-а Реактивного научно-исследовательского института, который возглавил кадровый офицер И.Т. Клейменов, а его заместителем стал С.П. Королев.

Дорога в Космос – мечта человечества.

"Невозможное сегодня станет возможным завтра".

Константин Эдуардович Циолковский

С незапамятных времен люди мечтали покорить космос, обуздать небо. Об освоении космического пространства уже давно грезили мыслители и писатели-фантасты разных эпох. В Древней Греции начинается наука, там же и берет начало представление человеком о неизведанном вокруг нас – великом и бездонном Космосе.

В своих усилиях объяснить и понять Вселенную и природу древние греки придумывали истории, которые сохранились до наших дней и которые все дети читают с превеликим удовольствием. Они считали, что на звездах обитают забавные мифические существа. Это позволяло давать прекрасные названия созвездиям и сочинять увлекательные мифы об их происхождении. По мнению древних греков, Космос – это все, что нас окружает, мир, существующий вечно. Его не создали ни люди, ни боги.

В детстве все хотят быть космонавтами, летать на кораблях и находить приключения, открывать новые планеты.

И я не исключение. В садике мы часто играли в космических пришельцев, иногда нам даже удавалось отыскать пришельца - кошку Мурку. И тогда мы могли часами допрашивать ее о жизни в другом измерение. А дома мама поздним вечером выводила меня на балкон, и мы разглядывали звезды, искали разные созвездия и загадывали желания на подающую звезду. Но больше всего мне нравится то, что звезды сближают. Бывает, выйдешь ночью на улицу, смотришь на звезды, а в тоже время твоя подруга, которая находится за тысячи километров от тебя, тоже на нее смотрит, и вы представляете, что вы вместе. Мне кажется, это самая лучшая особенность Космоса!

Остается ли он мечтой? Скорее всего, это наше будущее.

Человек познает мир. И чем больше он узнает о мире, тем больше остается неизведанного и любопытного. "Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное.

", - писал Семен Людвигович Франк. Несколько десятков лет назад наши бабушки и дедушки не знали, что сегодня их внуки будут играть в компьютерные игры и общаться друг с другом по видеосвязи. Но человечество движется в будущее с постоянным ускорением. Развитие науки - изменение взглядов о Космосе. Каждый знает имена Николая Коперник, Галилео Галилея и Аристарха Самосского. Они достигли замечательных успехов в познании окружающего мира, по-новому взглянули на Вселенную, звезды и Землю. Следом взлетели в небо первые самолеты. И вот достигли космоса спутники. Но настоящей сенсацией для всего мира стал полет Гагарина - советского величайшего космонавта. Мне кажется, что в скором будущем люди отправятся не в кругосветное путешествие по земному шару, а будут кружиться на орбитах Марса или других планет нашей солнечной системы.

Мечта – это представленная реальность.

Будущее за астрономией!