Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

Песочная терапия – это вид психологической помощи, где главным инструментом выступает психологическая песочница стандартного размера 50х70х8 см чаще с речным песком.

Есть два основных направления в песочной терапии: юнгианская песочница и песочница сказкотерапевта. Общим в этих двух направлениях является одинаковый размер и цвет (голубой внутри) песочницы и многообразие маленьких игрушек.

Юнгианская песочница

Как понятно из названия в основе лежит теоретический фундамент Карла Густава Юнга. Однако разработал этот метод не сам Юнг, а его ученица Дора Калф. В оригинале этот метод называется "Sandplay therapy" – достаточно глубокий и длительный метод работы. Клиент может работать как в сухом, так и в мокром песке.

Обычно у психолога есть 2 песочницы на выбор: сухая и мокрая или, точнее будет сказать, влажная. Маленькие игрушки отражают все сферы жизни человека – не только реальной, но и фантазийной. Обычно клиент интуитивно выбирает игрушки и располагает их на песке. Внешне это выглядит просто игрой и человек незнающий может не понять, что на самом деле происходит.

В действительности песочная терапия похожа на дайвинг – когда мы смотрим на поверхность воды, мы не видим ничего особенного, но стоит надеть маску, гидрокостюм, запастись кислородом и начать погружение, как через какое-то время нам открывается удивительный мир. Так и в песочной терапии мы не спешим и погружаемся на глубину постепенно и аккуратно, и точно так же как в дайвинге нам открывается удивительный мир клиента или наш собственный, если клиентом являемся мы сами.

Песочный терапевт при этом может быть инструктором, который следит за безопасностью, обращает внимание клиента на особенно красивых и необычных рыб, кораллы и водоросли, а когда приходит время, показывает, что пора всплывать на поверхность.

Так человек знакомится со своим внутренним миром, своим бессознательным. Он может найти там как клад, так и затопленный корабль. Метафорам и символам здесь отводится большое значение, так как каждая фигурка, поставленная в песочницу, имеет свой символизм, смысл и историю. И если клиент готов, то психолог всегда может эту историю рассказать. Игрушки не оказываются случайно в песочнице и все истории так же имеют отношение к процессу клиента.

Песочница сказкотерапевта

В песочнице сказкотерапевта клиентами чаще (но, не всегда!) оказываются дети. Есть такая классическая техника для работы в песке, которую любят детские психологи – "построение мира". Эту технику предложила Маргарет Ловенфельд в середине ХХ века и многие специалисты уже тогда заинтересовались ей.

Сегодня же эта техника очень распространена и любима психологами. "Построение мира" используют как в групповой работе, так и в индивидуальной.

Инструкция очень проста: ребенку предлагается построить свой мир в песочнице, используя имеющиеся игрушки. Эта техника очень диагностична для психолога и позволяет проводить коррекционную работу. Кроме того, ее можно повторять и видоизменять под конкретную задачу.

В том числе работу с песком применяют и в педагогических целях, изучая с детьми дошкольного возраста темы окружающего мира, или знакомят с буквами и цифрами, которые можно рисовать на песке.

В последние 10 лет в России стала популярна песочная арт-терапия или рисование песком. Первоначально световые песочницы с песком предлагались больше для развлечения детей, где они могли поиграть или посмотреть театр на песке. Сегодня же все чаще такие песочницы появляются в кабинетах у психологов и в детских садах. Световые песочницы могут использоваться для развития мелкой моторики, воображения, мышления, изучения заданных тем.

Также арт-терапевты могут работать с такой песочницей, как с объектом, где ребенок или взрослый может выразить себя через рисование на песке. И здесь включается все многообразие классической арт-терапии.

Программа обучения песочной терапии Sandplay предназначена для специалистов-психологов, педагогов, социальных работников, интересующихся возможностями работы с песком и желающие найти свой метод работы или расширить имеющиеся.

Целью курса является освоение базовых теоретических знаний в области юнгианской песочной терапии Sandplay, ознакомление с организацией и процессом работы песочной терапии, приобретение личного опыта работы с песочницей.
Песочная терапия представляет собой необычную, но эффективную технику для работы с детьми и взрослыми.

Песочная терапия – это средство снятия внутреннего напряжения, возможность познать свой внутренний мир, и отрегулировать способы общения с миром путем выражения их через символы. Работа с песком позволяет выразить то, что трудно объяснить словами.

В песочной терапии благотворное действие на психику отказывает как процесс создания песочной картины в свободном и защищенном пространстве, так и сама картина, как результат этого процесса.

На первый взгляд техника песочной терапии кажется легкой и несерьезной – Sandplay ведь это «игра с песком». Однако в ее основе лежит серьёзная и глубинная работа клиента, основанная на способности психики к самоисцелению, восстановлении своей целостности и основной потребности человека в личностном развитии и росте.

Песочная терапия дает возможность увидеть глазами внутреннее содержание психики и позволяет прикоснуться к глубинному, подлинному Я, собрать свой уникальный образ, картину мира, что, несомненно, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

История создания и развития песочной терапии. Особенности юнгианской песочной терапии и других модификаций метода. Особенности работы с детьми и взрослыми.
Организация рабочего пространства: кабинет, материалы и оборудование для песочной терапии.
Теоретическая основа метода. Сознание и бессознательное, архетипы, символы, развитие личности в юнгианской парадигме.
Особенности психотерапевтического процесса. Знакомство клиента с кабинетом, правила использования песочницы, инструкция клиенту. Роль психолога, перенос и контрперенос, особенности сеттинга, ведение протоколов.
Схема анализа песочных картин. Топография песочных картин, архетипы в песочнице.
Стадии, которые проходит клиент в песочной терапии. Теория развития сознания Э. Ноймана.
Противоположности (полярности) в юнгианской психологической теории в жизни и в песочной терапии, трансцендентная функция психики.
Работа с Тенью в песочной терапии, проекции Тени, ресурсы интеграции Тени.
Символический язык песочницы, мифов, сказок и сновидений.
Личный опыт: индивидуальная и групповая работа. Построение песочных картин, практикум интерпретации песочных картин.
Даты занятий:24-25 сентября 1 блок (базовый) - идет запись! [email protected]
22-23 октября 2 блок (работа с Тенью)
19-20 ноября 3 блок (работа с символами)

Общая продолжительность программы 48 часов, продолжительность каждого блока: 2 дня с 10.00 до 18.00 (16 часов, из них практические занятия 4 часа). По окончании выдается сертификат о прохождении обучения.
Стоимость: 8.000 рублей за 2 дня, стоимость 3 блоков 21.000 рублей.

Присоединиться к программе можно с любого блока, но желательно вначале прохождение базового курса.

1. О методе в целом.

Песочная терапия (Sandplay) один из самых интересных методов аналитической психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнга. Именно на эту методологическую основу указывает в своем Регламенте работы Международное общество Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии).

Это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир, а терапевт позволяет справиться с возникающими чувствами, понять смысл, связать с реальными проблемами и сложностями в жизни.

Это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», возвращает человека к его травматическим переживаниям, прокладывает мост между внутренней и внешней реальностью, что способствует движению к целостности и развитию личности.

2. Немного истории.

В 20-е годы прошлого столетия английский врач Маргерет Ловенфельд использует в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные фигурки. И, совместно со своими маленькими пациентами, она создает «технику мира», которая становится предметом ее увлекательного исследования.

В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).

Таким образом, «песочная терапия» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Сначала этот метод применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Но вскоре он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить. Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.

Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

3. Что необходимо для работы

В песочной терапии используются два деревянных лотка — с сухим и мокрым песком, выкрашенные в голубой цвет, как модель воды и неба. Вода и коллекция миниатюрных фигурок. Они должны быть как природные (ракушки, шишки, желуди, камни, веточки), так и сделанные руками человека из разных материалов (железа, стекла, глины, пластмассы…), которые будут отображать всю сферу жизни человека и окружающую среду (люди, дома, машины, животные, деревья, цветы, инструменты, предметы обихода, мифологические образы и многое другое). Важно присутствие как красивых светлых и добрых образов, так и страшных темных и ужасных. Чем больше фигурок, тем больше возможностей у клиента себя выразить.

Обычно, терапевт не дает никаких инструкций. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.

Прикасаясь к сухому песку, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.

Песочная терапия обеспечивает безопасное пространство для проработки бессознательного материала в игровой форме. Она уменьшает сопротивление клиента в способе выражения собственных аффектов и помогает их связать с образами, за счет символизации.

4. Где применяется:

Родной дом песочной терапии — юнгианский анализ. Но, со временем, интерес к методу растет и продвигает его по новым путям развития.

Благодаря простоте манипуляций и огромным возможностям метод находит применение в самых разных областях и не только психотерапии. Педагоги и социальные работники используют песочную терапию для развития творческих способностей и навыков. Невероятно красиво смотрится песочная живопись. Песочные шоу и создание скульптур из песка стали отдельным видом искусства.

Песочная терапия используется в консультировании, краткосрочных методах психотерапии, как вид арт-терапии, в работе с семьями. Парами. Клиентами практически всех возрастов.

И конечно метод успешно развивается в родном пространстве аналитической психологии.

Песочные картины можно сопоставить с серией сновидений, о которых, к сожалению, мы часто забываем. Картины, как сны наяву, которые можно анализировать, сфотографировать, а потом наблюдать как за изменением содержания самих картин, так и за динамикой изменений в психике их создателя.

В песочных картинах детей, часто можно наблюдать спроецированное бессознательное их родителей, которым заполнен ребенок, что не дает ему спокойно развиваться. С помощью образов и последующего их выражения на песке он освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, чтобы наполнить его своими помогающими и поддерживающими фигурами (внутренними объектами). В песке, без страха, уничтожается старый мир и создается новый мир. С персонажами песочной картины можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции и смотреть, как будут к этому относиться окружающие персонажи, то, что не решаются сделать в обычной жизни. Здесь можно проиграть много ролей, и выбрать для себя подходящую твоему внутреннему состоянию и твоему подлинному «Я».

Постепенно боль потери, разрушения и травмы становиться меньше, так как в психику встраивается внутренний образ героя, создателя, творца своего мира, своей жизни. Этому способствует уникальная идея Песочной терапии.

5. О песочных терапевтах:

Для песочного терапевта очень важно развивать в себе способность быть в хорошем контакте с детской частью, понимать и разговаривать на забытом языке образов. Уметь ориентироваться в символическом поле помогает знание мифологии фольклора, литературы по аналитической психологии. Этот с виду простой метод требует постоянного профессионального и личностного развития. Помимо соблюдения Этического закона помнить про особую бережную позицию по отношению к клиенту и его работе. Личный опыт работы в песочнице, осознание собственного процесса индивидуации дает возможность создавать для своих клиентов свободное, защищенное пространство. Дора Калфф пишет, что именно при таких условиях возможно активизация архетипа Самости, который и ведет по пути индивидуации.

6. Обучение.

Развитие в этом направлении предполагает постоянный процесс развития.

Обучение в школе аналитической психологии дает базу для понимания процесса песочной терапии:

— структуры и динамики психики;
— механизма психокорекционного воздействия;
— теории комплексов и архетипов.

Далее, конечно, обучающие программы непосредственно по Песочной терапии, где мы можем через знакомство с подходом разных специалистов почувствовать и двигаться к собственному способу использования песочницы, ведь мы имеем дело с творческим методом, где копирование убивает идею. Важно знакомиться с другими арт-методами, методами аналитической психологии работы с образами, такими как активное воображение, амплификация. Для развития символического мышления очень важно изучать культурологию, мифологию, фольклор.

Личная терапия и супервизии позволяют на собственном опыте прожить и осознать историю в пространстве песочнице, понять трудом своей души.

В завершение, хотелось бы сказать, что использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

Наша почта:
jungian.sandplaytherapy
@gmail.com

Наша страница на Фейсбуке: