III Орден (Орден доминиканцев-мирян, доминиканские терциарии, Доминиканский Лаикат)

III Орден был утвержден папским эдиктом в 1285 году. Он представлял себой общину католиков, не принимающих обета безбрачия и живущих мирской жизнью, но тем не менее подчиняющихся основным пунктам доминиканского устава и помогающим в работе своим "старшим братьям" – монахам.

У истоков Третьего Ордена стояли два практически независимых друг от друга течения.

С 1225 года в хрониках начинают появляться упоминания о так называемых "кающихся св. Доминика". Трудно сейчас точно сказать, насколько тесно взаимодействовали эти группы с орденом братьев-проповедников. Однако, можно с уверенностью утверждать, что эти группы каким-то образом подчинялись местным доминиканским приорам. Гумберт из Романьи читал проповеди группе, которая называлась "Братья епитимьи". Судя по всему, это была группа, игравшая важную роль в движении мирян, но еще не являвшаяся Третьим Орденом в современном понимании этого слова. Она была тесно связана с Орденом. Ее члены отдавали деньги и имущество Ордену и жили в монашеском послушании. В связи с этим интерес представляет происшествие, имевшее место в 1260 году в Перудже. Отшельник по имени Ренье был обеспокоен ожесточенной борьбой между партиями гвельфов и гибеллинов, сопровождавшейся открытой враждой и кровопролитием. Ренье решил возглавить крестовый поход примирения. Он начал поход по городу в сопровождении огромных толп людей, певших гимны и молитвы. Гражданские и церковные власти, боясь волнений, разделили толпу на небольшие группы и направили одну группу к северным воротам города, вторую - к южным, а третью - к западным. Группы стали отождествлять с церквями, ближайшими к этим воротам. В этом городе с того времени они стали известны как "кающиеся св. Августина", "кающиеся св. Франциска" и "кающиеся св. Доминика".

Появление особой структуры Третьего Ордена было обязано двум факторам. Во-первых, к 1280 году многие из этих групп кающихся мирян уклонялись в ересь. От критики рядового священника они переходили к критике всех таинств: "Зачем платить деньги священнику, чтобы получать таинства?" Затем задавали вопрос: "А зачем вообще нужны таинства? Разве нельзя непосредственно общаться с Богом, без священника или таинств?"

Второй причиной было то, что Муньо де Замора, Генерал доминиканцев в то время, решил, что для "кающихся" надо придумать своего рода организацию. В 1285 году Муньо де Замора опубликовал "Правило для кающихся св. Доминика". Этот момент и стал началом Третьего Ордена.

Правило Муньо де Заморы состояло из 22 глав. Чтобы вступить в Орден кающихся св. Доминика (читаем мы в одной главе), нужно иметь свидетельство, удостоверяющее, что жизнь кандидата характеризуется высоким уровнем нравственности и глубокой верой. В соответствии с правилом, постуланты (предпослушники) должны были обрести усердие св. Доминика, чтобы защищать и распространять веру. Было указано, что цель Ордена - апостольское служение; все практики покаяния должны были вести к апостолату. Правило Заморы требовало, чтобы вступающий в Орден отдал все долги и примирился со всеми врагами.

Для приема постулантов необходимо было одобрение большинства членов капитула Третьего Ордена. Церемония вступления означала действительное каноническое присоединение к Ордену без права выхода из него с целью вступления в другой Орден или возврата к "светской жизни". Исключение могло составлять лишь вступление в другой монашеский орден с торжественными обетами.

Члены Третьего Ордена обязаны были участвовать в Божественной литургии как можно часто. По воскресеньям и праздничным дням с 1 ноября до Пасхи они были обязаны также участвовать и во всенощном бдении. Для них были установлены суровые правила поста и воздержания; мясо разрешалось есть только в воскресенье, вторник и четверг. Члены Третьего Ордена должны были презреть суетность житейского мира, избегать шумных сборищ, пиршеств и танцев.

Терциарии находились в послушании у своих руководителей и даже не могли уехать из города без их разрешения. Свои особые обязательства были у тех членов Ордена, кто в силу болезни не мог исполнять все обязательства, а также у некоторых терциариев, посвятивших себя молитве.

Исключение из общего правила возможно было только в самых серьезных случаях.

Вторая версия происхождения Третьего Ордена упоминает о "Воинстве Христа", "Militia Christi" - группе, основанной непосредственно св. Домиником.

Если "Кающиеся св. Доминика" были в основном из простолюдинов, то "Воины Христа" являлись дворянами, решившими поставить свои способности на службу Церкви и конкретно доминиканскому ордену, и силою своего оружия оборонять братьев-проповедников во время их одиноких и зачастую опасных путешествий.

Впоследствии эти две группы были объединены в одну, принявшую доминиканский устав и организованную по образцу доминиканских общин. Она и стала тем Третьим Орденом, который мы можем наблюдать сейчас.

Доминиканский Орден в России

Доминиканцы появились в России достаточно давно. В 1228 году в Киев приехали польские доминиканцы во главе с братом Яцеком (Гиацинтом). Помимо исполнения пастырских функций среди общин латинских католиков, они должны были содействовать "воссоединению православных князей и епископов с Римом", а также выполнять дипломатические миссии. Их деятельность была обращена не только к восточным христианам, но и к язычникам, жившим на окраинах Руси. Папа Григорий IX выпустил по поводу их деятельности специальную буллу, адресованную доминиканцам, "отправляющимся на Русь и к язычникам". В период своей миссии на Руси Яцек вместе с тремя собратьями основал доминиканский монастырь в Киеве. А в 1320 г. в Киеве была основана латинская епархия, первым епископом которой стал доминиканец Генрих. Центром доминиканской миссии на Юго-Западной Руси был доминиканский монастырь во Львове.

В Новгороде доминиканец Вениамин сыграл ведущую роль в подготовке Геннадиевской Библии. Ян Соколовский, провинциал Ордена в России в 1626 году, поддерживал дружеские отношения с православным митрополитом Петром Могилой, и поддерживал основанную последним Духовную академию в Киеве, а также пытался посредничать в проекте по восстановлению единства между не принявшей Брестскую унию частью Киевской митрополии и Римом.

К 1772 г. русская провинция доминиканцев насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. Миссии доминиканцев распространялись и на восточные земли Балтийского региона - Пруссию, Латвию и Эстонию, где действовали датские и немецкие доминиканцы. А в доминиканской хронике "Descriptio terrarum" упоминается также влиятельная миссия в Беларуси.

Крайне терпимо и доброжелательно относился к доминиканцам император Павел Первый. Он поручил им пастырскую деятельность на территории Выборгской губернии...

И Александр I, и последующие государи Российской Империи также покровительствовали доминиканцам. При Александре I был основан монастырь в Санкт-Петербурге и в ведение доминиканского ордена был передан приход св. Екатерины. Приход и монастырь существуют до сих пор, а здание храма является одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Невского проспекта.

Революция 1917 г. принесла доминиканскому ордену много бед. Западная Украина, всегда бывшая надежным прибежищем братьев-проповедников, перестала быть таковым, и доминиканский мартиролог пополнился многими именами. Был закрыт храм св. Екатерины, московская община фактически уничтожена. Но в Москве выжила, пусть и уйдя в подполье, организация терциариев во главе с супругами Абрикосовыми, память которых искренне почитают все московские братья-миряне.

На настоящий момент практически полностью восстановлена структура Ордена на Украине. Крупнейшие центры доминиканцев в этой стране – Киев и Фастов, где действуют большие монастыри и несколько доминиканских приходов.

В России дела обстоят несколько хуже. Дело в том, что русские доминиканцы лишены возможности осуществлять свою основную деятельность – проповедь и просвещение, так как в условиях конфликта между католическими и православными структурами они не могут ни организовывать учебных заведений (даже руководимый ими изначально Колледж теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве сейчас передан иезуитам), ни работать с молодежью. Тем не менее, достаточно активную жизнь ведет возобновленная петербургская община, как и в старые времена работающая при приходе св. Екатерины. В Москве из доминиканцев-монахов присутствует только о. Александр Хмельницкий, настоятель прихода Фатимской Божией Матери, "квартирующегося" в храме св. Людовика Французского на Малой Лубянке. Зато в столице существует та самая, руководимая некогда Абрикосовыми, группа терциариев. В ее рядах некогда состоял покойный Юлий Шрейдер, ныне ее членами являются известная переводчица Наталья Трауберг и многие другие представители христианской творческой интеллигенции.

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе, в 1216 году утвержден папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

На конец XX века в мире существуют 634 доминиканских монастыря, в которых находятся около 7000 монахов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912

Когда в 1221 году Доминик, в качестве генерала, председательствовал на 2-м общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении.

Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена.

В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Одновременно с францисканским орденом возник ещё один ниществующий орден – доминиканский. Он, однако, имел иное по сравнению с францисканским направление деятельности. Официальное название монахов этого ордена было «проповедники» (praedicatores); доминиканцами они назывались по имени своего основателя. Им был испанец Доминго (Доминик) Гусман (1170–1221), человек ученый. Он получил сан архидиакона в капитуле кафедрального города Осмы (Кастилия). Негодуя на то, что в южной Франции растёт число еретиков, основатель ордена доминиканцев, отправился туда возвращать катаров на путь истины и стал советником вождей свирепого крестового похода на альбигойцев . Доминику казались допустимыми все средства для истребления врагов церкви. Он держал себя с достоинством и нимало не походил на поэтичного романтика Франциска Ассизского , беседовавшего с деревьями.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Апостольская бедность еретиков катаров и вальденсов внушала части народа уважение к ним. Доминик Гусман счёл нужным учредить монашеский орден, который имел бы такое же достоинство, и поставил нищету обязанностью монашеского общества доминиканцев, которое стал формировать около себя. Назначением ордена доминиканцев было проповедовать учение римской церкви. Доминик прибыл на Четвертый Латеранский собор с просьбой, чтобы папа дал утверждение уставу его ордена. Иннокентий III одобрил намерения Доминика, но не захотел нарушить церковного постановления, воспрещавшего основание новых орденов, и решил, что конгрегация, которую желает учредить Доминик, должна принять устав августинского ордена . Вскоре после того Иннокентий умер. Новый папа Гонорий III (1216-1227) без затруднений согласился утвердить устав ордена проповедников, дал им право говорить проповеди во всех церквах и повсюду исповедовать всех желающих. Вскоре при ордене доминиканцев возник, как и при францисканском, женский отдел, а через некоторое время и отдел терциаров. Первыми доминиканскими монахинями стали женщины, обратившиеся из альбигойской ереси в католичество.

Предназначением доминиканского ордена была самоотверженная деятельность на пользу католической церкви. Подобно францисканцам, доминиканцы имели своим правителем орденского генерала, живущего в Риме. Монастыри их были так же разделены на провинции, начальники монастырей назывались приорами. При генерале ордена доминиканцев состоял орденский капитул, устанавливавший законы и наблюдавший за их исполнением. Особенные орденские сановники, называвшиеся дефиниторами, ревизовали монастыри. Получив в свое заведование инквизицию , доминиканцы действовали непреклонно. Они любили повторять о себе латинский каламбур, называвший их «псы Господни» (Domini canes).

Святой Доминик, руководящий аутодафе. Художник П. Берругете, ок. 1495

На собрании представителей ордена в Болонье Доминик Гусман провозгласил совершенную нищету первым законом ордена и проклял всякого, кто захочет ввести в орден владение движимым богатством или недвижимым имуществом. В это время орден доминиканцев имел уже восемьдесят монастырей. Доминик умер в Болонье 6 августа 1221 и был похоронен в этом городе. Через 12 лет друг его Уголино, бывший тогда папой и носивший в этом качестве имя Григория IX, причислил его к лику святых.

Организация

В 1998 г. орден насчитывал 6478 монахов (из них 4781 священник). Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. ).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благославлять, Проповедовать ( Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Позднее доминиканцы были оттеснены от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (этим, и созвучностью с Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Облачение - белая ряса, с белым капюшоном.

Известные доминиканцы

  • Св. - основатель ордена
  • (ок.1193-1280) - немецкий философ-схоласт, богослов
  • (1190-1264) - французский учёный, богослов и энциклопедист
  • Св. (1225/26-1274) - великий средневековый философ и теолог
  • мейстер Эккард (1260-1327) - немецкий мистик

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, - католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Организация

В 2004 году орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит генеральный магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare)

В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 году доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий генеральный магистр ордена, святой Раймунд де Пеньяфорт, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет генеральный магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Экхарт, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.

В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и велоном. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII - XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.