ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Предметная школьная олимпиада

по естествознанию

для обучающихся 7 класса

в 2014-2015 учебном году

Мокринская Марина Михайловна

учитель естествознания, в.к.к.

Цель : Определение степени усвоения классом и каждым обучаемым материала по предмету естествознание. Активизация познавательной активности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению учебного предмета.

Количество вариантов теста – один

Количество заданий в варианте теста – 20

Инструкция для учителя

    Работа с тестом рассчитана на 30-40 минут.

    Тест содержит 20 вопросов. К каждому вопросу предлагается 3 - 4 варианта ответов.

    Работа с тестом проводится дифференцированно с учётом характеристики учащихся по Певзнер М. и Воронковой В.В. Учащиеся 1, 2 группы выполняют задания самостоятельно. Инструкция для учащихся 3, 4 группы зачитывается учителем.

    При оценивании тестовых заданий:за каждый правильный ответ засчитывается 1 балл.

    После окончания работы над тестом необходимо провести разбор ошибок и ознакомить учащихся с выставленными баллами.

Инструкция для учащегося

    Для работы нужно иметь ручку.

    Внимательно прочитай вопросы.

    Задания выполняется по порядку.

    На листе запиши имя и фамилию, в столбик запиши номера вопросов 1-20. Возле каждого номера записывай буквы, которым соответствует правильный вариант ответа

    Ошибку можно исправить: зачеркнуть неправильный ответ и записать другой.

Ключ к тесту

Вопрос

Предметная олимпиада по естествознанию

7 класс

1. Неживое тело природы – это:

А) лягушка

Б) гора

В) снегирь

Г) береза

2. Газообразное тело – это:

А) вода

Б) кислород

В) гранит

Г) нефть

3. Вода – это:

А) вещь в доме

Б) природное прозрачное жидкое вещество

В) непрозрачное вещество с запахом

Г) темная маслянистая горючая жидкость

4. В воде растворяется:

А) мел

Б) соль

В) глина

Г) песок

5. При нагревании вода:

А) расширяется

Б) делается мутной

В) затвердевает

Г) сжимается

6. Скопление воды в воздухе – это:

А) ветер

Б) облако

В) дым

Г) айсберг

7. Воздух – это:

А) жидкость

Б) чистый кислород

В) смесь газов

Г) углекислый газ

8. Свойства воздуха

А) прозрачный, бесцветный

Б) серый

В) душистый

Г) тяжелый

9. При нагревании воздух:

А) улетает

Б) сжимается

В) испаряется

Г) расширяется

10. Кислород:

А) гасит огонь

Б) поддерживает горение

В) не поддерживает горение

11. Движение воздуха над Землей – это:

А) гроза

Б) безветрие

В) ветер

Г) осадки

12. Горючее полезное ископаемое – это:

А) песок

Б) гранит

В) уголь

Г) железная руда

13. К металлам относится:

А) известняк

Б) чугун

В) калийная соль

Г) торф

14. К полезным ископаемым относится:

А) асфальтовая дорога

Б) каменный уголь

В) вода в реке

Г) воздух вокруг нас

15. Свойством магнита обладает:

А) железо

Б) алюминий

В) золото

Г) мрамор

16. Основные свойства природного газа:

А) обладает запахом, горит

Б) имеет окраску, взрывоопасен

В) без запаха, без цвета, горит, взрывоопасен

Г) плохо горит

17. Почва – это:

А) скалы и камни

Б) каменный уголь

В) верхний плодородный слой земли

Г) глина и песок

18. Органическая часть почвы – это:

А) воздух

Б) вода

В) перегной

Г) песок

19. К минеральным удобрениям относят:

А) навоз

Б) калийные и фосфорные соли

В) торф

Г) птичий помет

А) глинистая

Б) песчаная

В) чернозёмная

Г) лесная

1. Внеурочная деятельность по естествознанию в начальных классах представляет собой:

А) Выполнение домашних заданий, чтение дополнительной литературы, самостоятельные наблюдения и опыты, предусмотренные школьной программой;

Б) Участие детей в кружках – «Юный натуралист», «Цветовод любитель», предусмотренных программами дополнительного образования детей;

В) Выезды на экскурсии в природу, другие местности и территории, совершаемые независимо от основного процесса обучения;

Г) Индивидуальную деятельность учащихся по изучению объектов и явлений природы, выполняемая по поручению учителя;

2. При подготовке к уроку естествознания на тему «Планеты Солнечной системы» учитель поставил задачи: Развивать устную связную речь учащихся, умение сбора и обработку информации, краткосрочную и долговременную память; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. Какая форма деятельности на уроке наиболее полно решит данные задачи?

А) Выслушивание сообщений учащихся;

Б) Фронтальная беседа;

В) Рассказ учителя с элементами дискуссии;

Г) работа с текстом учебника в парах;

А) Нормативными документами (Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа);

В) Принципами отбора содержания начального курса естествознания;

Г) Состоянием развития естествознания на начальном этапе;

4. По мнению Г.Н.Аквилевой, З.А. Клепининой, форма обучения естествознанию, ведущим методом, которой является наблюдение, позволяющее формировать у ребенка наиболее полное представление об объектах и явлениях природы, выявлять связи между ними, это:

Б) урок – экскурсия;

В) внеклассная работа;

Г) внеурочная деятельность

5. Предметная область « Окружающий мир» в современной начальной школе объединяет в себе сведения из:

А) естествознания и обществознания;

Б) биологии, физики, химии, астрономии, географии;

В) краеведения и истории;

Г) фенология и экология региона

6. При подготовке к уроку «Полезные ископаемые и их охрана» (3 класс, программа «Зеленый дом») учитель запланировал работу в группах с целью исследования учащимися свойств образцов полезных ископаемых предложенной коллекции по инструкции. Какой тип урока разработал учитель:

А) Предметный;

Б) Комбинированный;

В) Обобщающий;

Г) Изучение нового материала;

7. Этап урока, на котором учитель фронтально задает вопросы классу по содержанию прошлого урока, не оценивая знания учащихся, называется:

А) повторение изученного материала;

Б) Проверка знаний учащихся;

В) Актуализация знаний учащихся;

Г) Закрепление полученных знаний;

8. В течение нескольких недель дети под руководством учителя выращивали на подоконнике растение фасоли с целью изучения физического развития цветкового растения. Деятельность учителя и учащихся классифицируется как:

А) Наблюдение;

Б) Эксперимент;

В) Демонстрирующий опыт;

Г) Практическая работа;

9. Какова приоритетная цель современного начального образования:

А) развивать личность ребенка;

Б) готовить учащихся к профессиональной деятельности;

Г) формировать интерес к компьютеру

10. Наглядные методы выявляют на уроке по следующему признаку:

А) Источником знания является средство наглядности (картина, таблица, модель, натуральный объект);

Б) во время рассказа учителя на доску вывешиваются наглядные пособия;

В) рассматривание учащимися иллюстраций в учебнике;

Г) Максимальное количество наглядности при объяснении нового материала

1 1

А) к моменту поступления в школу, дети не имеют природоведческих представлений и понятий;

Б) каждое понятие состоит из трех компонентов: термин его определение и наглядный образ;

В) Систематическое применение наглядности на уроках способствует повышению познавательной активности учащихся и расширению у них системы природоведческих понятий;

Г) изучение новых понятий на уроках естествознания способствует развитию словарного запаса младших школьников;

12 . Выберите неверное утверждение:

А) невозможно формирование природоведческих понятий при помощи наглядных методов;

Б) средства наглядности имеют ведущее значение при формировании природоведческих понятий;

В) При формировании новых понятий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, использовать возможности восприятия учащихся;

Г) последовательность развития природоведческих понятий на уроке: выделение обобщающего слова, существенных признаков объекта, неоднократное их повторение, закрепляющие упражнения;

13. Соотнесите тему урока с формами и методами организации познавательной деятельности детей (курс «Окружающий мир» А.А.Плешаков «Школа России).

Тема урока

Формы и методы познавательной деятельности детей

1. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые края

а) Экскурсия. Практическое занятие на местности. Работа с контурными картами в классе

2. Лес – природное сообщество

б) Практические работы в классе. Экскурсия в краеведческий музей.

3. Формы поверхности нашего края

в) Практическая работа с гербариями растений. Изучение краеведческой литературы

14. Закончите предложение

Форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях называется …

15. Современный учебник состоит из двух структурных блоков, включающих следующие компоненты. Каждый структурный компонент учебника несет определенную дидактическую функцию. Дайте определение структурному компоненту:

1. основной текст –

2. Дополнительный текст –

3. Пояснительный -

16. Дайте определение практическим методам обучения

Практические методы обучения – это …

17. Соотнесите формы организации изучения естествознания в начальной школе:

А) форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.

2. Экскурсия

Б) форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.

3. Внеурочная работа

В) форма организации учебной работы, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

4. Внеклассная работа

Г) форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.

5. Домашняя работа

Д) форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса

18. Найдите соответствие:

1. Текущий контроль

А) проводится по окончании четверти, полугодия или года.

2. Тематический контроль

Б) осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений

3. Итоговый контроль

В) заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки

19. Вставьте пропущенное слово

_____________________ требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. __________________ делится на фронтальный, индивидуальный

20. ___________________________________ проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью ____________________________ является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности.

1-Б; 2-В; 3-А

Экскурсия

1. основной текст – раскрывает содержание изучаемых понятий. К нему всегда дается заголовок, отражающий содержание текста.

2. Дополнительный текст – содержит дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения.

3. Пояснительный - включает примечания, пояснения, словари терминов и т.п.

методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы

1 – В; 2 – Г; 3 – Д; 4 – Б; 5 - А

1- Б; 2 – В; 3 - А

Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный – с подбором вопросов и заданий для конкретного ученика.

Самостоятельная письменная работа проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности.

Домашняя работа есть форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.

Домашнее задание только тогда носит развивающий ха­рактер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его к самостоятельной работе.

Выделяют несколько групп домашних заданий.

а) задания по формированию общих понятий. Например,
после изучения темы «Тела, вещества, частицы»в учебнике
природоведения А.А. Плешакова дается задание: «Обрати
внимание, какие твердые, жидкие и газообразные тела и
вещества окружают тебя дома»;

б) задания, связанные с отработкой умений и навыков.
Например, изучив свойства воды, дети дома выполняют за-
дание: «С помощью опытов установи, какое из перечислен-
ных веществ растворяется в воде, а какие - нет. Речной песок,
питьевая сода, крахмал».

2. По дидактической цели:

а) закрепление полученных знаний. Например, после изу­чения темы «Разнообразие растений» учащиеся должны подготовить устный ответ на вопрос: «Для чего на Земле нужны растения?»;

б) систематизация знаний. Например, изучив тему «Кто
чем питается», дети дома выполняют задание: «Распредели
животных по группам в зависимости от способа их;питання:<
ворона, тушканчик, стрекоза, лягушка»;

в) подготовка к восприятию нового. Например, перед изу-
чением темы «Как растения размножаются» ученики долж-
ны дома подумать над вопросом: «Какие условия необходимы
для прорастания семян?» Для этого им нужно вспомнить,
как они выращивали растения из семян на уроках трудового
обучения.

3. По характеру деятельности:

а) репродуктивные. В этих заданиях требуется воспроиз-
вести виды деятельности, которые дети выполняли на уроке.
Например, чтение й пересказ статьи учебника;

б) творческие. Они требуют использование знаний и уме-
ний, полученных на уроке, в новых условиях. Например,
в учебнике «Природоведение» для третьего класса А. А. Пле-
шакова после знакомства с охраняемыми растениями пред-
лагается задание: «Оформи для своих младших товарищей
книжку-малышку "Берегите растения". На первой странице
напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли
говорить». /

4. По способу выполнения:

а) устные - это чтение текстов учебника и дополнительной
литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по
плану и т.п.;

б) письменные задания и графические работы, которые
чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в «Дневни-
ках наблюдений»;

в) практические задания. Это могут быть задания, тре-
бующие постановки простейших опытов или наблюдений
за предметами и явлениями природы. Например, после
знакомства с видами и органами растений по учебнику
А.А. Плешакова выполняется следующее домашнее задание:
«Выясни, какие растения встречаются возле твоего дома.
Найди растения одного вида, разных видов. Рассмотри ор-
ганы растений. Сравни их у растений одного вида, разных
видов».

Давая ученикам домашнее задание, учитель должен руко­водствоваться следующими требованиями:

1. Целевая установка перед заданием. Учащиеся должны понимать, с какой целью им требуется выполнить то или иное задание.

2. Специально отведенное на уроке время на инструктаж. Учитель обязан подробно объяснить, как следует выполнить каждое задание и добиться, чтобы каждый ученик это понял.

3. Фиксация домашних заданий учащимися. Учитель должен записать домашнее задание на доске и проследить, чтобы дети переписали его в дневник.

Домашние задания должны носить индивидуальный ха­рактер. Подбирая задания, следует учитывать уровень под­готовки младших школьников и их интерес к предмету. Отстающим учащимся даются задания, требующие повто­рения основных вопросов курса. Ученикам, проявляющим особый интерес к естествознанию, .следует подобрать твор­ческие задания, расширяющие их кругозор. Например, подготовить и представить обзор литературы по определен­ной теме.

Методически грамотно организованная домашняя работа помогает учителю эффективно провести урок естество­знания.