Это человек, который может увидеть в ученике личность. Стать для каждого из нас другом и помочь в сложной ситуации. Он проявляет к ученику такие же чувства, как к собственному ребенку.

Для меня это человек добрый и отзывчивый, не только требовательный, но и доступно объясняющий свой предмет.

Настоящий учитель любит детей и находит радость в общении с ними. Он должен быть терпеливым, понимающим, мудрым, творческим.

Для меня настоящий учитель похож на маму, которая сможет поддержать и подсказать верное решение. Это понимающий детей человек, способный заботиться и проявлять внимание к каждому ученику. Но такие учителя только в начальных классах.

Учитель не только источник знаний и советов, но и товарищ и верный друг. Умеет изложить свои знания доступным языком любому ученику. Ведь именно учителя делают нас образованными людьми.

Современный учитель идет в ногу со временем и своими учениками. Он умеет показать мир по-новому и постоянно удивляет. Всегда дает возможность ученику высказать свое мнение. Призвание учителя - не только дать достойное образование - сумму знаний, но и воспитать в детях самостоятельность, человечность, развить творческий подход к учебе и обогатить духовно.

Настоящий учитель - тот, кто объясняет так, что потом запоминаешь на всю жизнь. Тот, который не спешит ставить двойки и делать отрицательные выводы. Тот, кто относится с уважением к ученикам и сам заслуживает их уважения. Главное назначение учителя - доходчиво объяснить материал: перевести с «непонятного» языка на «понятный». Жаль, что это удается не всем. А ведь настоящий преподаватель может сделать нелюбимый предмет любимым...

Учитель - это не профессия, а призвание. Мало просто преподавать - нужно любить свою работу. Недавно я услышала выражение Мейерхольда: «Нельзя научить, можно только научиться». Сначала такая точка зрения показалась мне абсурдной. Зачем же тогда нужны учителя? Подумав, я поняла ее истинный смысл. Многие из нас меняли свое отношение к какому-либо предмету только потому, что не нравился учитель. Значит, учитель не просто учит. Он помогает учиться, передавая свою любовь и понимание предмета.

Учитель - это вечный ученик, который продолжает совершенствоваться всю свою жизнь. Ученик, всегда готовый признать, что был не прав. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - сказал Конфуций. В моей жизни было немало настоящих учителей. Хочу сказать им большое спасибо за то, что они вложили в меня частичку себя!

К детям и своему предмету удерживает наших учителей в школе надолго. Профессия педагога - одна из самых стрессовых, человек постоянно находится в эмоциональном напряжении. Способность переносить такие нагрузки - одно из требований профпригодности учителя, что сближает это дело с Каким должен быть учитель, чтобы стать не обычным, а хорошим педагогом, к которому ученики приходят еще долго после окончания школы?

Дарить надежду

Самое главное качество, без которого немыслим хороший учитель - это вера в своих учеников. Не столь часто, но все же иногда мы видим, как сильная вера в лучшее в ребенке делает из отпетого троечника крепкого хорошиста, а то и отличника. Блестящий учитель - это не победитель конкурсов, а победитель лени учеников, их отчаяния. Это тот, кто умеет дарить надежду даже в нелегких ситуациях. Каким должен быть учитель? Самое главное качество - видеть в ребенке интеллектуальный и нравственный потенциал.

Коллектив как большая личность

Работа учителем требует особой чуткости, осторожности, чувствительности к настроению детей, возможность понимать ребят как коллектив в целом, потому что большая группа детей, собранных вместе, это словно одна личность. Опытные учителя знают, что у каждого класса свое лицо. То, что сработает в одном коллективе, не пройдет в другом. Поэтому учитель, который умеет угадывать лучшую стратегию и тактику поведения с разными коллективами, будет хорошим специалистом.

Профессионал в отношениях

Каким должен быть учитель, чтобы заслужить звание отличного педагога? Профессионалом в деле построения человеческих отношений. Если у учителя не сложились отношения с учеником, это признак недостаточной сформированности данного умения. Очень сложно выбрать и поддерживать правильную дистанцию, чтобы с одной стороны не было холодности, а с другой, чтобы ученик не принял панибратскую модель поведения. Партнерские отношения возможны лишь со старшеклассниками, но в то же время ученик должен помнить, что он - младший партнер, а учитель - старший.

Последовательность как залог уважения

Каким должен быть учитель, чтобы ученики уважали его? Думающим, делающим и говорящим одно и то же. Педагог может быть авторитарным, резким, своенравным, но если его слова не расходятся с делом и мыслью, ученики все равно будут уважать такого педагога. Найдутся многие, кто будет испытывать симпатию и к такому учителю. Очень важно быть справедливым, чтобы ученики были уверены, что преподаватель ставит оценки не в соответствии с симпатиями и антипатиями. В этом деле очень помогает прозрачность оценок, выставляемых учителем. Когда школьник знает требования и видит, как они реализуются, он чувствует себя намного спокойнее. Это дает ему ощущение, что от его усилий напрямую зависит успеваемость. Повышается мотивация и уверенность в себе.

Чтобы быть хорошим учителем, необходимо соответствовать многим требованиям. Не все получается сразу, но со временем каждый человек, пришедший в профессию, может научиться стать учителем с большой буквы.

Когда мы учились в школе и любили жаловаться на злых училок, которые «задолбали» уже своими двойками, ответ на вопрос: «Каким должен быть учитель ?» , казался нам очевидным. Мы даже, помнится, как-то писали сочинение на тему «Идеальный учитель». Конечно, он должен быть добрым! Чтобы двойки не ставил и не орал, чтобы к доске поменьше вызывал, и чтобы еще интересно было на уроке. Милый, хороший, всегда улыбается, никогда не ругается и домашнее задание не задает. Пожалуй, вот и весь портрет идеального педагога в глазах детей.

Но все мы выросли и многие из нас столкнулись с педагогикой: кто-то стал школьным учителем, кто-то репетитором, а кто-то и преподавателем в университете. Но, наверное, у каждого из тех, кто все-таки выбрал для себя стезю преподавания возникал вопрос: «Так каким же должен быть хороший учитель? А каким не должен быть учитель? Какой метод преподавания выбрать?»

И многие, думаю, по молодости наступали на одни и те же грабли.

Демократический метод преподавания считается сейчас наиболее популярным. И, конечно, многие молодые преподаватели хотят соответствовать образу того самого доброго учителя из своего детства. С хорошими оценками, без криков… и кажется, что это идеальная модель поведения, пока… пока не сталкиваешься с вопросом дисциплины.

Что же происходит с молодыми «добрыми» учителями в школе? Попав в детскую стаю, они оказываются «съеденными» теми самыми детьми. Не верите? Загляните к такому учителю в класс, где дети стоят на ушах, кричат, занимаются своими делами, а несчастный преподаватель в попытках по-доброму их остановить хватается за голову, готовый уже разрыдаться. И, наоборот. Казалось бы, у злой и мерзкой истеричной училки все дети сидят по стойке смирно: ни один не пикнет, рты закрыты и царит гробовая тишина.

Почему так выходит? Что мы делаем не так? Какими качествами должен обладать учитель?

Прежде всего, стоит разобраться, кто вообще идет в учителя. Среди учителей часто встречаются кожно-зрительные учительницы и учителя с анальным вектором. Первые – создательницы культуры, поэтому идут в школу, чтобы «учить детей прекрасному» . Часто это преподаватели начальной школы, а также русского, литературы, иностранного языка, МХК. Такие учительницы чувствуют учеников на тонком уровне, очень внимательны, отзывчивы и зачастую интуитивно верно выбирают необходимый стиль преподавания. Однако, среди таких часто встречаются и обратные примеры: истеричные, зацикленные лишь на себе, страдающие любовью к нерациональному ограничению. «Иванов, сядь прямо! Лисицына, ты куда полезла? Васильев, рот закрой! Баранов, чего копаешься?» И страшно пошевелиться у такой учительницы на уроке: такой крик поднимет, что боже упаси. И школьники ее ненавидят и боятся, однако предмет учат.

Учителя с анальным вектором выполняют в школе свою природную функцию, ведь им от природы дана тяга к детям и желание передавать знания последующим поколениям. А в преподавании им отлично помогут еще и такие качества, как великолепная память, чувство справедливости и внимательность к деталям. Анально-зрительные педагоги – это зачастую как раз те самые «добрые учителя», а если у них еще нет кожного вектора, или кожные свойства не развиты, они не умеют ограничивать детей и держать дисциплину на уроке.

Наша зрительная ошибка состоит в том, что мы не до конца понимаем значение демократического метода преподавания. Мы часто по-зрительному полагаем, будто «демократия» — это полное попустительство и хаос. Мы же по-зрительному ошибаемся, будто одной добротой можно пронять учеников, забывая о том, что школа – это своеобразная модель первобытной саванны. По-анальному бросаемся в крайности: если не утопичная атмосфера доброты и всепрощения, то жесткая тирания.

Задумываясь о том, каким должен быть настоящий учитель, мы забываем о том, каким бывает настоящий ученик. Даже если он не в стае, а один, и вы приходите заниматься с ним не в школу, а домой.

Главные ошибки, которые совершают молодые учителя и репетиторы:

1. Мы, анально-зрительные учителя, оцениваем детей через себя и формируем какие-то свои ожидания. А ожидания у нас у всех одни и те же. Уж мы-то знаем, как должен вести себя ученик в школе! Дети должны быть послушными, детям должно быть интересно то, что кажется интересным нам. Дети будут себя хорошо вести, если быть с ними «добрым». А самая главная ошибка, которая встречается у молодых учителей и репетиторов… Почему-то мы часто полагаем, будто если стать другом ученику (или ученикам), он (или они) полюбит твой предмет, будет хорошо учиться и идеально себя вести.

Как бы не так! Учителя-то такого, может, дети и полюбят, но дисциплина от этого не улучшится… и знания в предмете тоже. Да еще и на шею сядут «доброму» педагогу-другу. По Интернету столько видео гуляет, где дети то голыми прибегают в класс к учительнице, то посылают ее матом, то еще что… Как следствие у анального учителя – обида. Учитель разочаровывается в детях вообще, начинает считать их чуть ли не монстрами. И ладно, если бы такой педагог ушел из школы: нет, он часто становится этаким местным деспотом и тираном, кричащим пугалом, которого ученики не столько боятся, сколько презирают. И это иллюстрация к тому, каким не должен быть учитель.

Я помню анально-зрительного учителя рисования, которому дали кличку Карандаш. Не смотря на то, что он ругался, дисциплину держать он просто не умел. Ученики же над ним просто-напросто издевались: плевали ему на стул, кидались в него бумажками, ходил даже слух о том, как какой-то подросток подкараулил Карандаша на улице и набросился на него с кулаками. Значит, и крики не помогают в обучении?

2. Мы теряем из виду тот факт, что все дети – разные. И что кто-то от природы послушен и любознателен (анально-зрительные дети), а кто-то не может спокойно усидеть на месте и пяти минут (кожные и уретральные ребята). А мы ставим в пример одних и ущемляем других, пытаясь всех равнять под одну гребенку.

3. Мы забываем и о том, что наступает момент, когда милые детки, которые еще вчера с интересом нас слушали и решали задачки, входят в пубертатный возраст , когда их сносит в нижние векторы, и теряют интерес к учебе совсем. Желание ранжироваться среди сверстников полностью затмевает желание учиться. Авторитет учителя теряется, если он не понимает потребностей подростков, а продолжает упорно гнуть свою линию.

Хороший учитель.. какой он? К Не тот, который пытается всем понравиться и строит из себя «добренького» преподавателя. Ведь многие из анально-зрительных учителей, обладающих с детства комплексом «хорошего мальчика» и комплексом «хорошей девочки», и будучи педагогом продолжают гнаться за всеобщей любовью (в частности любовью детей), со страхом в глазах пытаются всем угодить. А тот, кто осознает свои и чужие нехватки. Человек рефлексирующий, анализирующий себя и остальных.

Каким же должен быть идеальный учитель? Прежде всего – трезво оценивающим своих учеников. Не витающим в облаках и мечтах о том, что школьники внезапно станут такими, каким нам их хочется видеть. А видящим, кто перед ним, и понимающим, как вести себя с тем или иным ребенком.

На кого не следует ругаться, а кого не мешало бы приструнить? Кому стоит дать побольше времени на размышление, а кого подгонять? Кому дать возможность выговориться, а от кого не требовать многословности? На кого подействует наказание, кому оно принесет травму, а кого спровоцирует? На кого нужно пожаловаться родителям, а на кого не стоит? Ситуаций множество… тысячи! Попробуй их разбери в раз!

Вместо заключения

Сейчас смотрю на это все и задумываюсь о том, что без знаний

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться - найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но... они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй - диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора - директора школы, главное - угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора - «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом - раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» - одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем - вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание - главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами - выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус - настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, - вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф - идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то - веселым и взбалмошным, а кто-то - дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» - свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья - всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на в Хогвартс «Инглекс».

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.