Правила… Не все их любят, правда? Тогда зачем они нужны? Ограничивать нас и нести запреты, а при случае наживаться на наших штрафах? Или в их соблюдении есть хоть какой-то позитив и польза для нас? Давайте разбираться.

Правила игры. Играете ли вы в футбол, мафию, шарады, шахматы или любую другую игру, вы всегда обязаны соблюдать правила. С удовольствием ли вы это делаете? В игре, наверное, да, потому тот самый интерес, ради которого вы играете, обеспечивается как раз соблюдением правил.

Вы помните эпизод из фильма «Старик Хоттабыч»? «Неужели этим молодым людям интересно бегать и толкаться, чтобы поиграть этим невзрачным мячиком? Я полагаю, им будет приятно каждому вдоволь наиграться собственным мячом!» - сказал волшебник, и на футбольное поле упало сразу множество мячей. Стала ли игра от этого лучше? Нет, она потеряла свой смысл и оставила в замешательстве и игроков, и болельщиков.

Без правил игра не имеет смысла! Конечно, можно подслушивать, обманывать соперника и нарушать правила, когда никто не видит, но в итоге вы навредите самому себе. Вы уже не получите интереса от игры и удовольствия от нечестной победы. Ведь чем сложнее стоит задача, тем приятней её решать. Конечно, можно открыть конец сборника головоломок и посмотреть ответ, но ведь это было бы не то же самое, что решить самому, не правда ли?

Техника безопасности. Посетители, которых проводят на экскурсию на какой-нибудь завод, скорее всего, быстро подписав бумажку с правилами техники безопасности, её не читают, однако работники, которые своими глазами видели и застрявшие в автоматах волосы, и обожжённые руки, пренебрегать правилами не спешат. Ведь большинство из правил техники безопасности - это не прихоти начальства, а печальный опыт предшественников, а умный человек, как известно, учится на чужих ошибках. Тут уж не до красоты или удобства, важно выйти с работы здоровым. А ещё важнее вернуться здоровым с экстремального отдыха. Ведь вряд ли кто-то из нас соберётся в первый же выход в горы обойтись без страховки. Потому что эти правила - наша безопасность и наша жизнь, а это для нас важно.

Правила дорожного движения. Знаю-знаю, тут мнения будут не такими однозначными. Многим водителям действуют на нервы неудобно стоящие знаки, из-за которых приходится терять своё время и тратить лишний бензин. Пешеходам также неудобно ждать зелёного сигнала светофора, когда на дороге нет машин.

Но всё же. Вы бы предпочли, чтобы правил дорожного движения не существовало? Я думаю, нет. Потому что, как ни крути, они существуют для нашей безопасности. Ступая на пешеходный переход, вы знаете, что водители должны остановиться, и перейти тут - не опасно для вашей жизни. А вот перебегать дорогу в неположенном месте, напротив, опасно. Вы знаете это сами и будете учить этому своих детей.

Кроме того, соблюдение этих правил важнее двух предыдущих случаев. Потому что от их соблюдения зависит не только ваше настроение и здоровье, но и жизнь (в буквальном смысле этого слова) окружающих людей. Даже если вы простой пешеход, то от вашего решения лавировать между потоком машин вместо того, чтобы дойти до перехода, зависят и другие люди, их жизнь, здоровье, благополучие. А уж если вы водитель, то и говорить не стоит, сколько бед другим можно причинить, игнорируя правила дорожного движения.

Инструкция по эксплуатации. Ни один магазин не возьмёт обратно часы, которые вы, пренебрегая правилами их эксплуатации, искупали в тёплой ванне. Никто не возьмётся чинить по гарантии кофемолку, в которой вы решили перемолоть камни. Поэтому создатель этих приборов в инструкции по эксплуатации вас уведомляет: с его творением (пусть творение и массового производства) нужно обращаться так и так, и никак иначе.

Захотите нарушить эти правила - получите испорченную вещь, не пригодную для дальнейшего использования. Да, многим кажется, что они знают лучше и что производители перестраховываются. Однако если в вашем конкретном случае ничего не случилось, это не значит, что то же будет и с остальными экспериментаторами. Потому что те, кто отвечают за функционирование наших вещей, лучше знают, при каких условиях они могут перестать функционировать. Можно ли нарушить эти правила и не поплатиться? Иногда можно, но это совсем не значит, что и в следующий раз вам также повезёт.

Правила жизни. Десять Заповедей, записанных в Библии. Что можно сказать о них?

Устарели? Не популярны? Никто так больше не живёт? Меня будут считать дураком?

Но Десять Заповедей - это и правила игры, и правила дорожного движения, и техника безопасности, и инструкция по эксплуатации. Всё в одном.

Бог - наш Создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Он дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигнуть стену из запретов и ограничений, а для того, чтобы наша жизнь была лучше.

От того, будем ли мы соблюдать эти правила, будет зависеть наша жизнь и здоровье, а также жизнь окружающих нас людей. От этого будет зависеть, не «сломаются» ли наш организм и наша психика раньше времени. От этого будет зависеть, будем ли мы получать настоящее удовольствие от жизни.

Если аргументы работают с другими правилами, созданными людьми, то почему так упорно игнорируются Десять Заповедей, которые учредил Бог, наш Создатель? Почему так много аргументов против них тогда, когда вся наша жизнь показывает, что мир только и нуждается в том, чтобы вернуться к этим правилам. Подумайте о любом чудовищном происшествии, которое повергло вас в шок. Даже не зная, что это, можно заранее сказать, что произошло оно из-за того, что люди не соблюдают заповеди, данные Богом.

Игнорирование Божьих правил, как и игнорирование любых других, вначале действительно упрощает жизнь. Но делает ли её лучше? Интереснее? Насыщенней? Счастливей? Безопаснее для себя и окружающих? Надо признать, что нет, не правда ли?

Когда вы вдруг решите нарушить правила, задумайтесь о том, хотели бы вы, чтобы это же правило нарушали другие. Да, у многих найдётся, что ответить: «Я уже столько лет так живу, и ничего мне не делается». Но если мы устроены по-другому, если нарушение Десяти Заповедей для нас противоестественно, то рано или поздно мы за это заплатим. Да и вообще, разве бы вы не хотели жить в мире, где все соблюдают эти правила жизни?

Так что для вас правила - это ограничения и запреты или безопасность, интерес, жизнь в соответствии с предназначением?

Решать вам!

Виктор Марьин

Психологическое занятие для младших подростков

Психолог в школе - это особый человек: ему порой доверяют больше, чем близким людям, он умеет выслушать, понять и что-то посоветовать. Он может рассказать много интересного и важного: того, о чем просит душа ребенка. На уроках отношения деловые, регламентированные, а на этих занятиях можно сблизиться, постараться понять друг друга. Доверительные беседы или спонтанные игры способны настроить всех на одну волну, которая усилится от неожиданно появившегося единства. Открывать в себе бескрайность поначалу очень страшно, а позже - страшно интересно.

Цель занятия: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, мел, рабочие тетрадки учащихся для записи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? (Звучат ответы учащихся.)

В целом вы все определили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока еще неизвестного другим. Но научное исследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который и ищет с помощью исследования ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

Сначала мы откроем тетрадки, в которых запишем дату и с новой строки - «Эксперимент». А вот вопрос, на который мы будем искать ответ (запишем с новой строки):

Зачем человеку в жизни нужны разные правила?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента? (Дети наперебой высказывают самые разные версии.)

Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, исследуя проблему (а у нас с вами и обозначилась проблема: нет единого мнения), ученые и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

Так и запишем в тетрадках с новой строки: «Цель - найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети радостно узнают этот рисунок.)

Нарисуйте в своих тетрадках поле для игры в «крестики-нолики», и начнем наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! (Часть ребят не соглашается с этим утверждением.) Посмотрим, посмотрим.... Итак, я начинаю первая.

Проходя по классу, ведущий в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, учитель, нарушая правила игры, зачеркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест. Но необходимо дойти до самого последнего игрока, продолжая нарушать правила. Самых «крикливых» можно успокоить, шепча на ушко, что надо подождать окончания эксперимента.

Ой! Как вы кричите! Почему?

Дети кричат наперебой:

– Вы нарушили правило!

– Так не играют!

– Так нельзя!

– Почему вы так делаете?

– Это нечестно!

Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие ученые попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

(Дети постепенно успокаиваются.)

Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам объявила себя победителем? Какие чувства появились у вас?»

(Учитель спрашивает каждого, записывая ответ на доске.)

Итак, возмущение, чувство, что тебя обманули, обида, задумчивость, недовольство, шок, раздражение, гнев, злость...

Давайте запишем эти слова, которые рассказывают о вашем состоянии, в тетрадках.

Скажите, это чувства светлые, приятные или темные, некрасивые?

(Практически хором звучит, что это темные, некрасивые чувства.)

Вот как! Вы единогласно решили, что это темные, некрасивые чувства! Единогласно, ребята! Все чувствовали одно и то же, все говорят одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вдруг вы почувствовали боль обиды?

Правильно, вы начали кричать! Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

(На этот раз удивительно, но дети уже не кричат, они стараются говорить спокойнее. Видно, как они медленно анализируют сами себя, свои чувства в контексте слов и действий.)

Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали . Все согласны? Тогда запишем вывод в тетрадках: «Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека».

Ребята! Сможем мы сейчас ответить на наш вопрос: «Зачем человеку в жизни нужны правила?»

(Звучат ответы детей.)

Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

А будут ли к нам другие люди хорошо относиться, если мы будем нарушать правила?

Так зачем людям нужны правила?

А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне. «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный тон голоса учителя?»

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто «плохого» поведения ученика, а нарушения правила поведения на уроке. Предлагается назвать известные учащимся правила поведения на уроке.)

Ребята! Вам понравилось проводить эксперимент? Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Если мы с вами хотим жить в мире, если мы с вами хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать свое хорошее настроение, мы должны помнить наш вывод: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И все только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

Нарушение правил приводит весь мир человеческих отношений в состояние, которое вы сами называли. И вы сами сказали, что это темные, некрасивые чувства, они разрушают отношения людей.

Прощаясь с вами сегодня, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

П редложенный вашему вниманию урок был проведен в пятых классах. По этой же методической разработке прошло занятие и в шестых классах. Результат был ошеломляющим. Дети впервые (это отражалось на их лицах во время обсуждения) задумались о том, что учитель - тоже человек и он имеет право на чувства. Дело в том, что во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке.

Дети, младшие подростки, да порой и вполне «взрослые» старшие подростки достаточно часто наделяют учителей неприятными эпитетами, наклеивают ярлыки, формируют отношение к ним, которое позже переносится и на предмет, который учитель преподает. Но после этого урока учащиеся вдруг открыли для себя причину раздражения учителей.

Проговаривая это, стоит обратить внимание, что источником нарушения порой становится не один ученик, а несколько человек, и не один раз за урок. Предложить учащимся подумать, можно ли сложить те «темные» чувства, которые они сами назвали, и поместить их в сердце одного человека - учителя.Дети охотно соглашаются с тем, что именно так часто и происходит. После этого задать вопрос «на засыпку»: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о своих сиюминутных желаниях и капризах?»

После этого откровенного разговора дети готовы обсудить правила, которые надо соблюдать на уроке, чтобы не обидеть учителя, чтобы не настроить его против себя. Неспешность реакций детей на эти вопросы указывает на то, что они начали думать...

Действительно, учителям, особенно молодым, непросто поддерживать дисциплину. Под натиском детской энергии некоторые отказываются от миссии воспитателя и сосредоточивают свои усилия на преподавательских функциях, искусственно загоняя себя в рамки методических указаний и рекомендаций. А именно это и послужит в дальнейшем источником эмоционального выгорания: нет обратной связи, нет творчества, нет сил работать. У некоторых учителей срабатывает защита, которая разрушает многие позитивные начинания, отраженные в программах. И сколько учителей ни учи правильно реагировать на нарушения с учетом причин этого самого нарушения, они все равно реактивны по сути своей, ибо сами ученики учат их быть реактивными...

Современные требования к ведению дневников запрещают писать в них замечания о поведении ученика, учителям разрешается только приглашать родителей на консультацию. Перегруженные работой родители откладывают визит на неопределенное время, а ребенок в это самое время вырабатывает навык плохого поведения. Да и правомерно ли перекладывать воспитание ребенка с плеч профессионалов только на плечи мам, бабушек и пап? Их методы порой ужасают. Да и некоторые учителя полагают недопустимым отвлекаться на дисциплину, поскольку и так не хватает времени, чтобы «прогнать» программу. Вот и получается, что психолог может помочь учителю, и помощь его будет эффективной. Надо только быть включенным в систему реальных и масштабных проблем современной школы.

(судя по последовавшему обсуждению, это я что-то не слишком разумное написал, погорячился)

Для чего нужны Правила?

На мой взгляд, для защиты слабого от сильного.

Правила определяют, как правильно.
Обращаются к Правилам, когда возникают сомнения – что в данном конкретном случае есть «правильно», а что – «неправильно». Посмотрели Правила – убедились, разобрались.
А если бы Правил не было?
Тогда прав окажется тот, кто сильнее (во всех смыслах этого слова).

Значит, именно слабый заинтересован в том, чтобы Правила были, чтобы они были понятными, «прозрачными», чтобы они неукоснительно исполнялись. Чтобы они защищали его от произвола.

Я не вижу этой заинтересованности.
Слабые не хотят защищаться. Они хотят, чтобы их не обижали, не притесняли, не эксплуатировали, но что-либо делать для этого не хотят. Надеются на авось. А после – когда авося не случится – начинают возмущаться. А то и выть…
Страшно выть. По животному.

Соглашаются работать за копейки, работают честно, а после скулят, что никто не озаботился их старостью.

Соглашаются на «чёрные» зарплаты, а после удивляются отсутствию даже минимальной соц.защиты и размеру пенсии.

Приватизируют квартиры на кого-то из родственников, а после оказываются униженными в собственном доме, а то и выброшенными на улицу.

Берут кредиты, не вчитываясь в условия Договора, а после хают сволочей-банкиров, которые «обдирают народ, как липку».

И прочее, и прочее, и прочее…
Мне возразят – но если по другому было нельзя?! Если не было другой работы, не было другой квартиры, не было другой возможности быстро достать денег?
Да. Я всё понимаю. Я сам живу в тех же самых условиях, и тоже вынужден частенько полагаться на авось, на расположение планет, на добросердечность сильного – не получается по другому.
Ведь я далеко не сильный…
Спаси нас Бог!

Но я совершенно не понимаю, почему в тех случаях, когда нет никакой, ну совершенно никакой необходимости, слабые всё равно не цепляются за Правила, не используют имеющиеся возможности защиты.
Не привыкли?
Боятся сглазить?
Боятся, что тогда все авоси от них отвернутся?
Считают, что все Правила против них писаны?

Я не знаю.
Вижу одно – повсеместное нежелание знать Правила, повсеместное нежелание их соблюдать, повсеместный вой «обиженных и угнетённых», а на самом деле – просто не удосужившихся ознакомиться с очередными «условиями игры».

Неужели русское счастье по прежнему только в Добром Царе?

P.S.
Любопытная мысль родилась в ходе обсуждения: для рабов-то Правил не писали!
Читаем Википедию:
"По выражению Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права - res, то есть вещь)."
"Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца."
"Раб не является субъектом права как личность, как человек. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином - законное право последнего, а кем-то другим - рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности."
"Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом - рабов)."

Для вас пишут Правила? Значит, вы - не рабы.

В современных компаниях руководители уделяют большое внимание корпоративной культуре, но сотрудники в большинстве случаев к таким стараниям относятся как к чудачеству, воспринимая их скорее как показатель избыточного здоровья и неуемности руководителя: «Если начальство не чудит, то оно хворает».

Подобное отношение во многом оправданно. Руководители, например, часто не знают точно, в каком состоянии находится выполнение проектов или сколько лишних изделий застряло на складе. Поэтому внимание, уделяемое правилам корпоративного поведения, может казаться работникам неуместным или несвоевременным.

Но проблема, которая заставляет руководителей обращаться к теме корпоративных правил, весьма серьезна. Чтобы оценить значение правил, достаточно заметить: любая система управления базируется на инструкциях, которые описывают взаимные действия сотрудников, при этом понятия «действие» и «поведение» нетождественны. Казалось бы, для нормальной работы вполне достаточно инструкций, логически регламентирующих действия. Однако формы поведения в отличие от производственных действий логике особо не подчиняются. Эмоциональность, присущая каждому, может сильно влиять на поведение.

При плохо настроенной системе управления плохо всем - и руководителям, и подчиненным. Как правило, в таких ситуациях сотрудники располагают серьезными поводами для выражения недовольства. Инструкции, т. е. правила работы, определяют, чем руководитель может быть недоволен, например низким качеством результата, срывом сроков или неточным знанием ситуации. А правила корпоративного поведения регламентируют способы выражения этого неудовольствия.

Желание испортить настроение сотрудникам по причинам, не связанным с работой, можно назвать эмоциональной деспотичностью. И вот тут-то становится понятно значение правил корпоративного поведения! Они призваны ограничить допустимые формы поведения и тем самым гуманизировать атмосферу в коллективе. Правила направлены на ограничение эмоциональной несдержанности одних и сохранение чувства личного достоинства другими, что в итоге позволяет всем участникам рабочих отношений сохранять взаимное уважение.

Справедливости ради следует сказать, что гуманизация рабочих отношений является задачей чрезвычайно сложной - прежде всего потому, что изменение климата в коллективе происходит медленно. Но если первые лица компании заинтересованы в здоровой атмосфере, задача решается.

Гуманизация рабочих отношений сталкивается не только с проявлением эмоциональной несдержанности начальства, но и с неправильным пониманием подчиненными корректного и эмоционально сдержанного отношения к себе. Когда-то давно мой руководитель высказался в том роде, что подавляющее большинство людей не склонно адекватно воспринимать хорошее к себе отношение. Он имел в виду, что доброжелательность и корректность руководителя могут восприниматься подчиненными как нетребовательность, как повод для недобросовестности. Если начальник не кричит и не ругается, то и его распоряжения можно игнорировать, а его самого всерьез не воспринимать.

Создание и применение правил корпоративного поведения достигают результатов почти противоположной направленности. С одной стороны, возникает рабочая среда, в которой дружественные отношения между сотрудниками считаются естественными, а с другой - одновременно создаются условия, при которых предъявление взаимных требований воспринимается как норма добросовестных профессиональных отношений. «Ничего личного - только бизнес».

Руководитель заинтересован в эффективном использовании потенциала каждого сотрудника. Для того чтобы работники трудились с полной отдачей, они должны этого хотеть. А значит, с обиженными сотрудниками продуктивно работать невозможно. В деловых отношениях бывает всякое - ровно для этого «всякого» и должны быть созданы правила корпоративного поведения.

Феликс Шмидель, руководитель и партнер консалтинговой компании «Орго-систем»