ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года. Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка. Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Причины

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Симптомы

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно. Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы. Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Диагностика дизартрии включает в себя

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение, логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка. На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Быстрый переход по странице

Человек – это единственное из живых существ на нашей планете, которое обладает «второй сигнальной системой». Так называется информация, которая «закодирована» в звуках, и организована с помощью речи. Конечно, сигналы подают и другие обитатели нашей планеты. Целая система «опознавательных знаков» существует, например, у высших приматов и дельфинов. Но только у человека существует звуковая интерпретация алфавита, с помощью которой можно передать и получить гораздо больше информации, чем существует в наше время.

Для этого и существуют речевые органы – связки, аппарат вокализации, а также мягкое небо, губы и язык. Головной мозг с развитой корой научился настолько тонко регулировать процесс произношения отдельных звуков, слогов и слов, что этот процесс и по сей день остается одним из самых сложно организованных моторных актов, который постоянно контролируется слуховыми воспринимающими центрами.

С раннего детства человек учится общаться с окружающими. Но иногда этот процесс нарушается. У взрослых также встречаются ситуации, при которых возникают длительные или кратковременные речевые нарушения. Это состояние называется дизартрией. Как определяет его медицинская наука?

Что это такое?

Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных протезов также может «шамкать», и во рту у него будет «каша». Но, как только он вставит зубы, то речь сразу нормализуется. В случае дизартрии поражаются различные уровни, «заведующие» речью – от корковых зон, где и находятся тела моторных нейронов, и до проблем с иннервацией мышц, которые и «выдают» речь.

Нарушаться может произношение звуков, возникать неправильное дыхание (поскольку без дыхания никаких звуков вообще произнести невозможно), могут появляться расстройства голоса, темпа, ритма речи и многие другие признаки. Например, назолалия – гнусавость и произнесение слов в «нос». Всем известная речь позднего Брежнева, которую так успешно пародируют – это не что иное, как дизартрия, только старческая, связанная с нарушениями стволового и коркового кровообращения.

Дизартрия – нарушение речи, при котором она все-таки существует, пусть и в дефектном виде. В том случае, если речь полностью отсутствует – то говорят об анартрии. Анартрия – это тяжелое приобретенное состояние, которое часто возникает после инсультов и тяжелых травм. А вот в том случае, если малыш, например, в неполноценной семье, будучи больным ребенком, так и не научился говорить – то говорят о таком диагнозе, как алалия. Это специальный, «логопедический» диагноз.

Я специально немного отклонился от темы, чтоб показать — существует много разновидностей речевых нарушений. По каким причинам может возникать дизартрия у детей и взрослых?

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

У взрослых, как правило, случается внезапное заболевание, которое не может остаться незамеченным. Именно оно и приводит к дизартрии. Это тяжелые инсульты, клещевой энцефалит, ушибы головного мозга, после которых пациент долгое время находится без сознания.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи). Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам. Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость голосовой мускулатуры не позволяет общаться.

Мы уже коснулись кратко различных форм болезни. Обобщим информацию. Существует как центральная, так и периферическая форма дизартрии. К центральным относится:

  • Стволовая форма (инсульты, ДЦП). Поражается ствол мозга.

Для этой формы характерно отсутствие рефлексов (например, рвотного). Мимические мышцы не работают, тонус мышц ротовой полости и языка снижен. По сути, это – периферический паралич. Есть нарушения глотания и жевания, поперхивание, возникает афония. Все согласные звуки не различаются, а гласные получаются в виде мычания.

  • Псевдобульбарная дизартрия.

При ней поражаются проводящие моторные пути от коры до ядер черепно-мозговых нервов, которые «заведуют» речью. Это лицевой нерв (мимическая мускулатура), тройничный (жевательные мышцы, чувствительность кожи и слизистых полости рта), языкоглоточный, блуждающий и подъязычный (движения языка, неба, голосовых связок). Речь также смазанная, с грубым нарушением свистящих и шипящих звуков, и имеет носовой оттенок («брежневская речь»). Язык «не слушается» во рту. Очень трудно переключить одну артикуляционную позу на другую, есть склонность к стереотипии;

  • Экстрапирамидный вариант (при тиках, треморе, болезни Паркинсона, хорее).

Связан с изменением тонуса мышц, появляются бессознательные речевые автоматизмы, мимические нарушения. Иногда возникают непроизвольные выкрики, сознательный контроль над функцией речи ослаблен. Ритмика речи страдает, часто возникают заикания, дрожание голоса;

  • При поражениях мозжечка (нарушается координация в работе мышц).

Мозжечковая дизартрия часто проявляется толчкообразной, «скандированной» речью. Это не что иное, как интенционный тремор, только не пальцев рук, а речевых мускулов. Такие эпизоды речевых «толчков» перемежается невнятной и замедленной речью, часто есть признаки органической мозжечковой симптоматики.

  • При нарушениях коры, когда нарушаются поля нейронов, отвечающих за двигательные речевые реакции (например, при субдуральном кровоизлиянии).

Эта форма напоминает моторную афазию при инсульте, но, в отличие от афазии, человек может читать, писать, и понимать письменную речь. Нарушается артикуляция, трудно использовать характерные позы языка и губ, при этом все нервы и мышцы, координация движений, сила и тонус вокального аппарата, языка и губ полностью сохранны.

Степени тяжести заболевания

Как и любой другой диагноз, дизартрию классифицируют по степени расстройства. Это удобная классификация для ее использования в лечебной практике:

  • Скрытая форма, которую может выявить только специалист при обследовании и тестировании. Коммуникативные навыки и общение не страдают;
  • Вторая степень – вербальное общение сохранено, но трудности и дефекты заметны окружающим;
  • Третья степень. Для полноценного общения нужен с пациентом специальный навык, поэтому только близкие понимают больного, а посторонние люди – частично и не всегда;
  • При четвертой степени можно ставить диагноз анартрии. Даже много лет совместно проживающие близкие люди не понимают речи больного.

Дизартрия у детей

Речевое развитие ребенка всегда протекает ассоциировано с повышением функциональной активности других зон коры головного мозга. В ней «созревают» поля, которые в будущем отвечают за чувствительность, и все виды произвольных и автоматических движений. Поэтому у малышей, которые страдают дизартрией, также нарушается мелкая моторика, поскольку речь – это не что иное, как та же самая «мелкая моторика» вокальных органов, языка и губ.

При этом говорить научиться значительно проще, чем писать: ведь аппарат образования речи находится близко к головному мозгу, нервные пути короткие, и импульсы доходят до мышц языка в несколько раз быстрее, чем до пальцев. К тому же, мышцы языка имеют симметричную, двустороннюю иннервацию от полушарий головного мозга. У детей – дизартриков возникают проблемы со шнурками и с пуговицами, которым они предпочитают «молнию». Часто такие дети испытывают затруднения в рисунках – у них с трудом получается технологический процесс рисования, а также вырезания из бумаги.

Подобные затруднения у таких детей можно найти и при координированной работе сложных мышечных групп: при выполнении танцевальных фигур, соблюдении точного ритма. Так, возникают трудности при пользовании скакалкой, поддержании равновесия на одной ноге.

О стертой дизартрии у ребенка

Стертая форма дизартрии, на первый взгляд, вовсе и не кажется таковой: ведь малыш говорит, что еще надо? Но, если побеседовать с ребенком логопеду, то можно заметить следующие признаки:

  • Назолалия (речь в нос), нарушение интонации;
  • Обеднение артикуляции, отсутствие речевого выражения и экспрессии;
  • Недостаточные движения губами;
  • Наличие плохой дикции, речь становится смазанной, у ребенка «каша во рту»;
  • Дети с такой формой нарушения речи сознательно обедняют свои фразы, используя простые и односложные слова;
  • У ребенка понижена способность к подражанию и речевой фантазии: он затрудняется при просьбе повторить голоса животных, вой ветра, скрип двери, или эти попытки выходят неудачными;
  • Поскольку у таких детей мало развиты мышцы ротовой полости и языка, так как они мало упражняются речью, у них есть проблемы с жеванием тех продуктов, которые этого требуют: яблоко, морковь, мясо или хлебные корки. Они стараются или избавиться от этого продукта, либо просто складывают пищу за щекой.

Диагностика стертой формы дизартрии может быть проведена с учетом вышеизложенных симптомов даже не логопедом, а внимательными родителями, которые замечают, что ребенок испытывает трудности при речевом контакте, и старается либо уйти от него, либо общаться крайне просто – «да» и «нет». Это не нужно принимать за «краткость – сестру таланта», а следует больше заниматься с ребенком, а в случае неудачи – своевременно обратиться к специалисту – логопеду.

Современные способы лечения

Лечение дизартрии у детей начинается не с визита к логопеду и постоянным занятиям с ним, а с родительской заботы и внимания. Нужно помнить родителям, что развитие правильной речи получает мощный импульс, если развиваются остальные мышечные группы. Так, нужно уделять внимание следующему:

  • Детей нужно приучать летом к катанию на велосипеде, в том числе – двухколесному, игра в прятки, скаканье на скакалке и «кузнечике», совместные игры в бадминтон, настольный теннис. Это замечательно стимулирует мозжечок. Зимой актуально катание на коньках и на лыжах;
  • Занимайтесь с детьми рисованием, лепкой, складыванием мозаики, или конструктора «лего»;
  • При этом не забывайте общаться с ребенком, называйте правильно разные предметы, рассказывайте сказка и разные истории. Фантазируйте. Важна активность ребенка: пусть он дорисует окончание истории, и перескажет рисунок словами;
  • Если ребенок достиг школьного возраста, обращайте внимание на его письменную речь – попробуйте посостязаться с ним на самую красиво нарисованную букву. Пусть он одной рукой нарисует круг, а другой – квадрат;
  • Больше читайте вслух на пару с ребенком, выбирая интересные истории;
  • Давайте ему здоровую еду, которую нужно хорошо пережевывать, не балуйте его «кашками» из жалости. Это приводит к более долгому сроку существованию речевого дефекта.

В том случае, если логопед счел нужным заниматься с вашим ребенком – это нужно проводить регулярно. В арсенале логопеда есть специальные способы гимнастики, различные игры. Высокоэффективен логопедический массаж при дизартрии, который проводится регулярно.

О лекарствах

Чтобы скорректировать незначительные нарушения речевого развития у ребенка, не нужны никакие лекарственные препараты, тем более что ни один из препаратов не может вылечить нарушения речи. Лекарственные препараты могут улучшать метаболизм клеток мозговой ткани, кровообращение, нормализовать в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения.

Но эти препараты назначают врачи: детский невролог совместно с логопедом. Не стоит браться за самолечение: ведь можно маленькому пациенту дать вместо успокаивающего препарата активизирующий, и наоборот. Поэтому должен за дело браться врач.

О лечении дизартрии у взрослых

Нарушениями речи у взрослых, которые возникли вследствие болезни, например, инсульта, занимается уже специалист – логопед для взрослых. Эта специальность называется афазиология. Работать с пациентами после инсульта, восстанавливать речь, письмо и восприятие, как устной, так и письменной речи – это работа афазиолога.

Поскольку при инсультах, кровоизлияниях, травмах часто развивается органическое поражение центральной нервной системы, и даже гибель нейронов и проводящих путей, то необходимо создать связи с другими нервными клетками, которые остались целы, но «не занимались» речью. Для этого нужно терпение, спокойствие и целенаправленное желание.

Восстановление речи, как и вообще, восстановление после инсультов нужно начинать как можно раньше: не имеет никакого смысла браться за это дело через год: начинать занятия с афазиологом нужно при нормализации сознания, несмотря на стойкие нарушения понимания и моторики речи. Только тогда результаты занятий будут удовлетворительными, и принесут вам пользу и радость общения.

Нередко детским невропатологам и логопедам приходится отвечать на вопрос встревоженных родителей: «Дизартрия, что это такое?». Насколько эта речевая патология серьезна, и, какие последствия может нести для здоровья и социализации ребенка?

3 критерия классификации речевой патологии

Симптомы, виды и причины появления дизартрии очень разнообразны. Нарушение затрагивает всю произносительную сторону речи. При ранней диагностике и своевременной коррекции можно многое сделать для улучшения произношения.

В зависимости от того, какие специалисты проводят диагностику, классификация дизартрии осуществляется по различным критериям.

Первый критерий опирается на локализацию патологии в ЦНС, и степень поражения головного мозга:

  1. Псевдобульбарная дизартрия – поражена лицевая мускулатура, нарушена моторика;
  2. Бульбарная дизартрия – поражены ветви и ядра лицевого нерва;
  3. Корковая дизартрия – поражены двигательные зоны в корковых структурах головного мозга;
  4. Мозжечковая дизартрия – поражен мозжечок;
  5. Стертая форма дизартрии – характерны парезы различных мышечных групп;
  6. Холодовая дизартрия – последствия врожденной миопатии, проявляющейся при понижении температуры воздуха;
  7. Паркинсоническая дизартрия – следствие болезни Паркинсона.

По второму критерию дизартрия речи классифицируется по проявленным ведущим синдромам. Формы нарушения:

Характерным признаком заболевания является нечеткость произношения и слабость артикуляционных мышц
  1. Спастико-ригидный синдром – ригидность речи;
  2. Спастико-паретический синдром – паралич и парез нейронов головного мозга;
  3. Спастико-гиперкинетический синдром – нарушение координации мышц лица;
  4. Спастико-атактический синдром – осложненная форма мозжечковой и псевдобульбарной дизартрии;
  5. Атико-гиперкинетический синдром – проявляется нарушением координации движений.

В соответствии с третьим критерием выделяют 4 степени дизартрии по степени понятности речи больного:

  1. Самая легкая степень – ставится после специализированного обследования.
  2. Речь понятна, дефекты заметны окружающим.
  3. Речь понятна лишь близким людям.
  4. Анартрия – речь не понятна окружающим или отсутствует совсем.

Основные виды дизартрии

Существует клиническая характеристика наиболее часто встречающихся форм этого речевого расстройства. Они получили свое название в соответствии с локализацией дефекта нервной системы.

Бульбарная

  • нечеткое произношение звуков из-за вялого паралича мышц губ и щеки;
  • голос незвучен, расстроен;
  • наблюдается слюнотечение;
  • гнусавость;
  • расстройство глотания.

Мозжечковая


Со стороны кажется, что говорящему трудно шевелить губами и языком
  • речь скандированная, замедленная, напоминает речь пьяного;
  • объем движений языка снижен, проявляется его тремор, гипотонус;
  • нарушения жевания;
  • нарушения движения, осанки.

Корковая

  • нарушено произвольное создание артикуляционных поз;
  • отмечаются расстройства голоса и дыхания;
  • отсутствует использование языковых средств.

Подкорковая

  • появляются насильственные гиперкинезы при попытках речи,
  • заметны нарушения голоса, просодики речи.

Стертая

  • одно из проявлений псевдобульбарной дизартрии, характеризуется малоподвижностью губ, языка, слюнотечением,
  • нарушениями и недоразвитием мелкой и крупной моторики,
  • нарушением ориентировки в пространстве, просодики речи, дикции и дыхания.

Шеметова Анастасия Александровна, психотерапевт, г. Москва, Детская клиника СМ-доктор

Чаще всего у дошкольников встречается такая форма синдрома, как стертая дизартрия. Она может не проявляться двигательными расстройствами.

Ее причины – легкая асфиксия в родах, родовая травма, ПЭП, нарушения внутриутробного развития.

Стертая дизартрия нередко сочетается с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).

К 4-5 годам большинство симптомов исчезает, остаются нарушения произношения и просодики. Развитие мелкой моторики рук необходимо при стертой дизартрии, так как зоны иннервации пальцев рук и артикуляционного аппарата близки.

Как возникает речевая патология

Основная причина нарушения иннервации лицевых мышц и нарушения работы отделов головного мозга, отвечающих за речевую деятельность – органическое поражение центральной нервной системы.

Оно возникает во внутриутробном периоде, во время родов, и во время становления речи – в период раннего дошкольного детства .

Причины появления дизартрии в перинатальном периоде:

  • Гемолитическая болезнь (несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору);
  • Ранний и поздний токсикозы беременности;
  • Нерациональное ведение родов, родовая травма;
  • Гипоксия плода, асфиксия во время родов, приведшая к кислородному голоданию и поражению головного мозга;
  • Соматические заболевания матери, повлиявшие на течение беременности в острой и хронической форме, врожденные пороки развития нервной системы (аплазия ядер черепно-мозговых нервов).
Речь больных детей трудно понять, звукопроизношение характеризуется искажением звуков

Дизартрия у детей и у взрослых может возникнуть в течение жизни . Причины дизартрии, проявившие себя в раннем детстве и у взрослых:

  • Перенесенные инфекционные заболевания ЦНС ( , энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Интоксикации в тяжелой форме;
  • Нарушения мозгового кровообращения, последствия инсульта;
  • Опухоли головного мозга, последствия нейрохирургического вмешательства;
  • Олигофрения;
  • Рассеянный склероз, болезнь Паркинсона.

В невропатологии не прослеживается прямая связь между тяжестью течения дизартрии и выраженностью симптомов основного заболевания.

Основные проявления речевого нарушения

Внимательные родители могут по совокупности признаков предположительно определить, можно ли отнести к проявлениям дизартрии нарушения речи и поведения их ребенка.

Решающее слово в постановке диагноза, конечно же, остается за неврологом, который сможет дифференцировать речевое нарушение от сходных симптомов.

Итак, дизартрия, что это такое? Это нарушенная иннервация дыхательной мускулатуры, мышц гортани, языка, губ, голосовых складок, приводящая к обширному комплексу симптомов.

Вид речевого дефекта Дизартрия, симптомы
Нарушения артикуляционной моторики
  1. Гипотония и спастичность артикуляционных мышц;
  2. Гипертонус мускулатуры лица, шеи, языка, губ;
  3. Ограничение артикуляционных позиций, плотное смыкание губ;
  4. При гипотонии язык неподвижный, губы не смыкаются;
  5. Дрожание языка при попытках принять артикуляционную позу;
  6. Отклонение языка в сторону (девиация);
  7. Волнообразные краткосрочные движения мышц языка (гиперметрия);
  8. Нарушения глотания пищи (дисфагия);
  9. Отмечается слюнотечение;
  10. Носовой оттенок голоса из-за пареза мягкого неба;
  11. При мышечной дистонии отмечается внезапный переход с гипотонуса на гипертонус мышц, и наоборот.
Нарушения звукопроизношения
  1. Произношение звуков искажено, нарушена даже артикуляция гласных;
  2. Речь смазана («каша во рту»);
  3. Звуки заменяются, пропускаются;
  4. Темп речи замедлен, она невнятна и невыразительна;
  5. Межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих;
  6. Дефекты озвончения;
  7. Смягчение твердых согласных звуков.
Нарушения речевого дыхания
  1. Дыхание прерывистое, учащенное;
  2. Речевой выдох укорочен.
Нарушения голоса
  1. Слабость голоса, тихая речь;
  2. Глухой тембр, назализация (гнусавость).
Нарушения просодики
  1. Монотонность речи;
  2. Отсутствие голосовых модуляций, бедность интонации.
Нарушения лексики, грамматики, чтения и письма
  1. Бедность пассивного и активного словаря;
  2. Несформированность грамматического строя речи;
  3. Дисграфия;
  4. Дислексия.

У детей с дизартрией отмечаются следующие особенности поведения:

  1. Они плохо едят, не любят жевать твердую пищу (яблоки, морковь, мясо, корочки хлеба), могут держать пищу за щекой;
  2. Ребенка трудно научить полоскать рот, так как мышцы языка и щек недостаточно хорошо развиты, воду он проливает или проглатывает ;
  3. Дети с дизартрией не любят зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы, у них не развита мелкая моторика;
  4. Продуктивные виды деятельности представляют большую трудность – дизартрики не могут регулировать силу нажима на ножницы и карандаш, не умеют пользоваться ножницами, держать кисточку для рисования.
  5. Крупные движения развиты недостаточно – дети долго не могут научиться прыгать или стоять на одной ноге, удерживая равновесие, не могут изменять характер движений в соответствии с характером музыки.

Диагностика дизартрии

Дифференциальная диагностика нарушения речи выполняется логопедом и неврологом. Комплексное обследование детей с дизартрией проводится с 4 лет , так как детский мозг пластичен и его компенсаторные способности исправляют нарушения психических функций. Диагностируемые позиции:

  • Уровень развития высших психических функций;
  • Уровень овладения мелкой и крупной моторикой;
  • Состояние зрительного и слухового анализатора;
  • Состояние артикуляционного аппарата;
  • Особенности поведения ребенка.

При изучении состояния органов артикуляции анализируют темп переключения артикуляционных поз, объем движений языка, время автоматизации звуков, состояние мимической моторики.

При необходимости проводят функциональные пробы:

  1. Просят ребенка следить глазами за двигающимся предметом, при этом язык должен быть высунутым, лежащим на нижней губе в распластанном состоянии. Отклонение языка – проявление дизартрии.
  2. Положить руку на шею ребенка, который в это время качает языком вправо-влево или вверх-вниз. Напряжений шейных мышц или запрокидывание головы – положительный симптом дизартрии.
  3. Просят ребенка сморщить нос, надуть щеки, поднять брови, прищурить глаза. Пациенты с дизартрией затрудняются выполнить эти простейшие мимические движения .

Не стоит делать выводы на основании результатов функциональных проб, проведенных самостоятельно родителями у своего ребенка.

Диагностика проводится специалистами в комплексе после анализа аппаратных исследований, тестирования, диагностики психических функций, наблюдения за поведением.

Лечение дизартрии

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие понятной речи у ребенка

Не существует специфических лекарственных препаратов для лечения дизартрии .

Невролог назначает препараты для лечения симптомов речевого нарушения.

Возможные лекарства:

  • Спазмолитики (Кавинтон, Глиатилин, Циннеразин, Пантогам);
  • Метаболиты (Актовегин, Церебролизин, Цереброкурин);
  • Нооторопы (Пирацетам, Пантокальцин, Ноотропил, Пикамилон);
  • Седативные средства (Тенотен, Ново-Пассит, Персен) ;
  • Витаминные комплексы.

Одновременно назначаются курсы массажа: расслабляющий, укрепляющий, логопедический массаж языка.

Работа логопеда проводится в тандеме с врачом-неврологом. Специалист по коррекции речевых нарушений проводит регуляцию дыхания, артикуляционную гимнастику для укрепления мышц языка, щек, губ .

Логопед работает над просодикой – темпом и силой голоса, ритмикой речи и ее интонацией.

После подготовительного этапа учитель-логопед работает над постановкой и автоматизацией звуков. Проводить ее труднее, чем у детей с дислалией, так как у дизартриков отсутствуют или нарушены артикуляционные движения и двигательно-кинестетическая связь. Итог работы – плавная чистая речь.

Фридман Татьяна Васильевна, невролог, г. Москва, детский медицинский центр Неврологии и педиатрии

По результатам этих обследований невролог может рекомендовать медикаментозную терапию, физиотерапию, ЛФК, рефлексотерапию.

Обязательно требуется сопровождение медицинского воздействия работой психолога-дефектолога и логопеда.

Медицинские и психолого-педагогические методы лечения

«Преодоление стертой дизартрии», «Логопедический массаж при дизартрии», «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» – вот несколько ее работ, посвященных проблеме.

Лечение речевой патологии специалистами смежных областей медицины, дефектологии и психологии подразумевает применение широкого спектра коррекционного воздействия.

Медицинские процедуры:

  • Лечебная физкультура;
  • Лекарственная терапия для купирования спазмов мышц;
  • Массаж точечный и сегментарно-рефлекторный;
  • Акупрессура;
  • Иглоукалывание;
  • Гирудотерапия;
  • Лечебные ванны;
  • Рефлексотерапия.

Пример одного из многочисленных комплексов упражнений из артикуляционной гимнастики.

Хорошие результаты дают нетрадиционные формы коррекционно-педагогических занятий : пескотерапия, изотерапия, дельфинотерапия.

Методы коррекции дизартрии логопедом-дефектологом:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Логопедический массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения для развития голоса;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Упражнения для выразительности речи, развития коммуникации.

У детей школьного возраста проводится профилактика дисграфии и дислексии.

Для полной реабилитации в социуме ребенка с речевым нарушением, родители должны использовать все предоставляющиеся им возможности. Тщательно соблюдать рекомендации невропатолога, педантично работать над коррекцией речи под руководством логопеда, развивать моторику и сенсорные функции вместе с дефектологом.

Садикова Ольга Викторовна, логопед, г. Усть-Илимск, Клиника Доктора Дукина:

Обратите внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в отрабатываемой группе звуков: губные звуки – мышцы щек и шеи, голос – мышцы шеи и гортани, язычные звуки – мышцы языка, при назальном произношении – мышцы мягкого неба и глотки.

При любом парезе работают над дыхательной мускулатурой. Возможно придется затратить на такую гимнастику 1-2 года, но результат того стоит.

Как предупредить появление речевой патологии

Профилактика дизартрии должна начинаться с подготовки будущей матери к беременности. Своевременное лечение соматических патологий, бережное отношение к своему здоровью позволят провести беременность без осложнений.

Дополнительно следует целенаправленно готовиться к родам , осуществляя психологическую подготовку, избегая инфекций.

В раннем детстве и во взрослом возрасте рекомендуется не допускать инфицирование нервной системы и травмы головного мозга, вести здоровый образ жизни, получать своевременную помощь при токсических поражениях, лечить возникающие соматические заболевания, проводить профилактику инсульта.

Возможна ли полная реабилитация при дизартрии?

Ребенок должен знать, что его любят, вне зависимости от его побед и поражений

Стертая дизартрия у детей – это речевое нарушение, при котором возможно полное восстановление речевой функции.

Хорошие результаты дает систематическая логопедическая работа в сочетании с медикаментозной терапией.

Немалую роль играют усилия пациента и поддержка близких ему людей .

Коррекцию нужно начинать как можно раньше, только тогда можно рассчитывать на положительные результаты. Дети смогут обучаться в обычной общеобразовательной школе, продолжая лечение по мере необходимости.

Тяжелые формы дизартрии до конца исправить не удастся , проводится улучшение речевых функций.

Дети с такими формами речевого нарушения обучаются в специализированных детских садах и школах. Они сопровождаются психоневрологом, получают помощь логопеда, специалиста по лечебной физкультуре и массажу.

Выводы

Дизартрия – нарушение согласованной работы мышц, отвечающих за артикуляцию звуков, причиной которого является нарушение их иннервации и поражение рече-двигательного анализатора. Последствие дефекта – расстройство произносительной функции речи различной степени тяжести.

При дизартрии поражена речевая моторика и дыхание, голос, звукопроизношение и просодика речи. В тяжелых случаях диагностируется полное отсутствие речи (анартрия). Для подтверждения диагноза требуется провести комплексное обследование у невропатолога и логопеда. Коррекция этого речевого дефекта включает в себя как терапевтическое воздействие, так и логопедические занятия.

Разделы: Логопедия

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из- за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС, в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии.

Большие трудности для выделения и распознавания представляет корковая дизартрия. Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, т.к. прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудно сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматическом строе речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи.

Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная )- возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза (насильственные непроизвольные движения) в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком (дистания - частая смена мышечного тонуса). Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе с близкими), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляционный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, "прорываются" гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодики (темп, ритм, интонация). Речь ребенка монотонная, смазанная, немодулированная, однообразная, голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в бормотание. У таких детей чаще всего страдает слух на высокие тона (нейросенсорная тугоухость), что осложняет речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Отмечается пониженный тонус в области мышц языка и губ. Язык тонкий распластанный, малоподвижный, отмечены трудности удержания артикуляционных укладов и слабости их ощущений (не может долго удерживать нужную артикуляционную позу). Движения языка не точные, наблюдается тремор языка (дрожание), а мягкое небо провисает и паритично. Нарушена координация движений, напоминает походку "пьяного" человека, страдает ориентация в пространстве. У таких детей подчерк размашистый.

В чистом виде данная форма дизартрии встречается редко.

Следующая форма дизартрии называется бульбарная , которая проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушается расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) (одностороннее поражение). Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У детей с таким дефектом нарушено глотание твердой и жидкой пищи, затруднен акт жевания. Недостаточная подвижность голосовых связок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают назальный оттенок. Также наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц (атония). Паретичное состояние мышц языка является причиной искажения звукопроизношения. Речь невнятная, нечеткая, замедленная. В речи отсутствуют звонкие звуки, они оглушаются в результате пареза голосовых связок.

Кроме того, нарушается произношение губных звуков по типу приближение их к единому глухому щелевому губно-губному звуку, смычные согласные приближаются к щелевому, переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку. Лицо ребенка амимично.

Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (двустороннее поражение). По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т.е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются затруднения в звуковом анализе. Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса. Особенно ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта. Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова за счет перестановки букв, пропуск букв, сокращение слоговой структуры из-за недописывания слогов. В письме детей-дизартриков распространены такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управление) и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.

Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.

Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.

Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное.

Классификация очень сложная и объемная. Детям в речевых садах чаще всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой. Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте - логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.

3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии - а н а р т р и я - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Также для детей - дизартриков характерны следующие отличительные особенности: они не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. После многократных тренировок дети начинают самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Такие детки не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Данные особенности речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Литература.

  1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 400 с.
  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия.- М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1999.- 680 с.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.