ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всœех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пропусках.

В логопедических исследованиях эти нарушения подразделяются на 2 разноуровневые категории (с учетом положений лингвистики). Замены и смешения: у ребенка сформированы всœе артикуляторные позиции, но он не умеет различать некоторые позиции, ᴛ.ᴇ. правильно осуществлять набор звуков, вследствие фонемы смешиваются, одно слово принимает разный облик, квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические (Р.Е.Левина), дефекты при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделœение углубляет представления о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделœение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяется три базовых формы функциональной дислалии: акустико – фонематическая, артикуляторно - фонематическая, артикуляторно – фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В корне данного нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. В этом случае система фонем у ребенка не полностью сформирована по своему составу. Ребенок не может опознать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на базе общности большинства признаков. По причине того, что ребенок не опознал тот или иной признак звук узнается неправильно. Все это приводит к неправильному восприятию слов (жук – ʼʼщукʼʼ, рак – лак). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь, как самому ребенку, так и окружающим.

При акустико – фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно – фонематическая дислалия

Это дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Два варианта нарушений:

· Артикуляторная база сформирована не полностью. При выборе звука вместо нужного (который у ребенка отсутствует) отбирается звук близкий по комплексу артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

· Артикуляторная база сформирована полностью, усвоены всœе артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится нестойким (иногда ребенок произносит слово правильно, иногда неправильно). Это приводит к смешению звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения выполняются на базе артикуляционной близости звуков. Но так же как и при акустико – фонематической дислалии замены отмечаются в отношении звуков и групп звуков, различающихся по одному из признаков: свистящие – шипящие С – Ш (миска – ʼʼмишкаʼʼ); взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными Т – К (точка – ʼʼ кочкаʼʼ, Д – Г(гул – ʼʼдулʼʼ); твердые – мягкие С – С’, Л – Л’(лук – ʼʼлюкʼʼ). Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами Ц и Ч (пловец – ʼʼ пловечʼʼ), сонорами Р и Л (ведро – ʼʼведлоʼʼ).

В данном случае у ребенка фонематическое восприятие чаще всœего сформировано полностью. Он различает всœе фонемы, узнает слова. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть и во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. К примеру, замены р – л в 5 лет составляют 42% всœех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, в 8 – 9 лет – 18%; замены л – р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5% , в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш – с, ж – з в 5 лет составляют 50% всœех нарушений шипящих, в последующие годы – 23 – 26% (по данным М.А.Александровской).Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе из развития отмечается в работах многих авторов (В.И.Бильтюкова, А.Н.Гвоздева, О.В.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.). Вместе с тем исследователи отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не всœе дети. Среди учащихся 1 – 2 классов общеобразовательной школы недостатки произношения фонематического порядка составляют 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются очень редко.

Дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок выполняет задание на имитацию сложных, которые требуют для своей реализации определœенных укладов речевых органов; иногда производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции.

Артикуляторно – фонетическая дислалия

К данной форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы языка, которая при данной форме дислалии у ребенка полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всœего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Окружающие соотносят данный вариант произнесения с определœенной фонемой.

Отмечается и другой тип искажения, при котором звук не узнается, в данном случае речь идет о пропуске, элизии звука. Случай пропусков при данной форме дислалии явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, к примеру, при алалии). При дислалии аналог звука сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняют в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

В данном случае нарушаются не всœе звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречается искажений губно – зубных (ф – ф’, в – в’).

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднее – язычных и среднеязычного.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок при слуховом контроле постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствует нормальному акустическому эффекту. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых произнесения звуков (Ф.Ф.Рау). Эти дефекты в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенный дефект речи. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с,с’,з,з’ц) , шипящие (ш,ж ,ч,щ , сонорные (л,л’ ,р,р’, j), заднеязычные (к,к’,г ,г’, х,х’), звонкие (в,з,ж,б,д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей может нарушаться только одна группа звуков, к примеру, только свистящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения принято называтьпростым (мономорфным). У другой группы детей одновременно нарушается несколько групп звуков, к примеру, шипящие, свистящие и сонорные. Такое нарушение принято называть сложным (полиморфным).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса – изм. В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определœенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, с’, з, з’, ц) – 22% , и шипящих (ш,ж,ч,щ) 24% звуков. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединœены в группу сигматизмов. Один из самых распространенных видов нарушений.
  2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро , обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р’. – 26%
  3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ) - недостатки произношения л и л’. – 10%
  4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм – звуков к, к’;

гаммацизм – звуков г, г’; 1%

хитизм - звуков х, х’;

йотацизм – звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б – п, в – ф, з –с, д – т, ж – ш, г – к и т..д.- 4,5%

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения звонких согласных звуков, заключающиеся, в основном в замене их парными твердыми, к примеру з’ – з, м’ – м, д’ – д, p’- p, к’- к и т. д.

Исключение составляют только звуки ш,ж,ц ,не имеющие мягких пар, и звуки ч,щ,й, которые произносятся всœегда мягко и не имеют твердых пар.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Но указанная закономерность в распределœении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, крайне важно й для произношения этих звуков, и сложностью их звучания

В любой из групп различают три формы нарушения звуков:

  • искажение звука . Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата͵ особенно языком, благодаря чему звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы родного языка , а звучит искаженно, что не влияет на смысл слова.

К примеру: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого неба или маленького язычка, а не кончика; межзубное произношение шипящих и свистящих; носовое произношение; боковое произношение;

Подобные дефекты называются еще моторными.

  • отсутствие звука в речи ребенка, ᴛ.ᴇ. неумение произносить его. К примеру, ʼʼукаʼʼ вместо рука.
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Схема № 2.

Причина замены звуков обычно состоит в недостаточной сформированности фонематического слуха (способность человека различать и воспринимать фонемы родного языка) или в его нарушениях, благодаря чему дети не слышат разницы между звуком и его заменителœем (к примеру, между р и л) . Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им фонологическими или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. К примеру, рак звучит как ʼʼлакʼʼ, рожки – как ʼʼложкиʼʼ.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. К примеру, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака – тобака, зайка – дайка, цыпленок – тыпленок), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата͵ мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, одного из его компонентов, фонематического слуха.

В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу. В данном случае необходима помощь специалиста͵ ᴛ.ᴇ. требуется постановка звука.

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в простых словах), но искажает или пропускает во всœех словах и во фразовой речи, ᴛ.ᴇ. правильный звук есть, но он не автоматизирован. Тогда крайне важно автоматизировать звук и постепенно вводить в речь.

Третий уровень . Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с-ш, з- ж, с’- щ, ц –ч, л – р, б – п, д – т, г – к. К примеру, вместо Бабушка сушила мокрое белье на веревке может произнести так: ʼʼ Бабушка сусыла мокрое белье на велœевкеʼʼ.В данном случае крайне важно проводить дифференциацию с другим звуком.

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии).В случае если звукопроизношение является самостоятельным дефектом нужно работать только над исправлением звуков. Во втором случае главной будет работа по исправлению основного дефекта͵ к которой на определœенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая исходя из основного нарушения свои особенности, это может определить только специалист.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ." 2017, 2018.

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Приёмы устранения моторной функциональной дислалии:

1. Развитие речевой моторики и кинестетических ощущений.

Целью этого этапа является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

2. Вызывание и постановка звуков.

Постановка звука достигается путём применения технических приёмов. В работах Ф.Ф. Рау выделяются 3 способа:

По подражанию (имитативный)

С механической помощью

Смешанный

Первый способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом по мимо акустических опор ребёнок использует зрительные, тактильные, и мышечные ощущения.

Второй способ (механический) основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и шпателями.

Третий способ (смешанный) основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нём играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

3.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) Автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) Автоматизация звуков в словах (в начале слова, середине, конце);

3) Автоматизация звука в предложениях;

4) Автоматизация звуков в чистоговорках и стихах;

5) Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) Автоматизация звуков в разговорной речи.

Если ребёнок смешивает поставленный звук с другими звуками, тогда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

II. Механическая дислалия.

Приёмы устранения механической дислалии:

1. Устранение (сглаживание) анатомических дефектов артикуляторного аппарата (ортодонтическое или хирургическое лечение).

2. Развитие речевой моторики.

3. Постановка звуков (иногда – воспитание компенсаторной артикуляции).

4. Автоматизация и дифференциация правильного звукопроизношения.

III. Сенсорная функциональная дислалия.

Приёмы устранения сенсорной функциональной дислалии:

1. Развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия условно можно разделить на 6 этапов:

1 этап- узнавание неречевых звуков.

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап- дифференциация слогов.

5 этап- дифференциация фонем.

6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Постановка звуков.

3. Воспитание прочной произносительной дифференциации звуков.

4. Профилактика (устранение) артикуляторно-акустической дисграфии.

    Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии.

Между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций детей суще­ствует определенная взаимосвязь. Это диктует необходи­мость включать в коррекционную работу по устранению дислексии не только традиционные логопедические при­емы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие пространственно-зрительных функций учащихся.

Можно выделить два основных направления коррекционной работы:

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью устной речи:

Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.

Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.

Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.

Мнестическая дислексия - нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью зрительных функций:

Оптическая дислексия-

    нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):

    нарушение зрительного анализа и синтеза;

    нарушение пространственных представлений ребенка;

    нарушение движение глаз при чтении.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи

На овладение детьми определенными опера­циями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи.

Цель работы - развитие и коррекция всех сторон уст­ной речи.

Основные задачи коррекции дислексии, обусловлен­ной ФФН:

Формирование точной дифференциации фонем рус­ского языка;

Формирование полноценных представлений о звуко­вом составе слова;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа и син­теза речевых единиц;

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Устранение дислексии, вызванной системным недо­развитием речи, у младших школьников, помимо коррек­ции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:

Количественное и качественное обогащение активно­го словаря ребенка;

Развитие навыков словоизменения;

Уточнение значений синтаксических конструкций;

Развитие навыков построения связного высказывания.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций

Цель - обучение ребенка способам обработки визуального матери­ала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому ме­тодика включает в себя два основных блока:

1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи:

Развитие произвольного зрительного внимания;

Развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

Развитие зрительной памяти.

2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи :

Развитие и коррекция точных прослеживающих дви­жений глаз;

Формирование зрительно-пространственных пред­ставлений;

Выработка зрительно-моторных координаций.

По­следовательность работы над зрительными функциями оп­ределяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.

Задания каждого блока подбираются по принципу воз­растающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вво­дится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предло­жения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготов­кой к восприятию букв и цифр.

    Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный период).

Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте.

Задачи добукварного периода :

1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения . Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо.

Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей:

Дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение).

Дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными

Дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма.

Дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма(миним. группа детей).

2-я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ).

До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения:

Звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка

Звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.

Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску).

«2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).

ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.

3-я задача добукварного периода

Формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:

1. умение определять первое слово в предложении

Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения.

2. Умение определять количество слов в предложении

3. Умение определять последовательность слов в предложении

4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.

5-я задача добукварного периода – Формирование оптико-пространственных представлений.

6-я задача добукварного периода Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.

1-я задача – формирование звукопроизношения

Формирование звукопроизношения.

В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения.

Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация в слогах.

4. Автоматизация в словах.

5. Автоматизация во фразе.

6. Автоматизация в связной речи.

7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации).

Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука.

Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения:

1 Этап- подготовительный.

2. постановка звука.

3. автоматизация.

4. дифференциация звуков.

Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения:

    Подготовительный

Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память).

Развитие фонематического слуха, восприятия;

Развитие речевого дыхания;

Развитие мелодико-интонационной стороны речи;

Развитие мелкой моторики;

Подготовка органов артикуляции и работа над звуком.

!!! Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля.

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:

Как часто в последнее время встречаются малыши с нарушением речевого аппарата.

С реди распространённых нарушений звукопроизношения при отсутствии патологий слуха, дислалия является наиболее частотным случаем. О нем мы и хотим поговорить в сегодняшней статье. Локализации и причины возникновения дефекта речи - основные критерии, по которым создана классификация дислалии.

В современной науке существует два типа дислалии:

  • функциональная;
  • механическая (органическая).

Функциональная дислалия

Первый вид дислалии зачастую развивается у детей в раннем возрасте и обусловливается неверным процессом усвоения произношения звуков. Иными словами, при этом виде дислалии отсутствуют нарушения в физиологии артикуляционного аппарата. Основной причиной, которая влияет на возникновение функциональной дислалии, является несвоевременное исправление искаженного произношения фонем у детей.

Довольно часто малыши имитируют неправильную речь, а взрослые не обращают внимания или не фиксируют этого факта вовремя, поэтому не происходит первичное исправление ошибки произношения и речевое расстройство развивается.

Также к факторам, которые влияют на возникновение функциональной дислалии принято относить общее недомогание организма при различных соматических заболеваний.

Задержка психического развития и присутствие малейших дисфункций мозговой деятельность также влияют на возникновение дислалии. Кроме этого, данное речевое нарушение связано с избирательной неполноценностью речедвигательного или слухового анализатора и их низким уровнем аналитико–синтетической деятельности. Неблагополучное речевое окружение и подражание ему ребёнка порождает возникновение дислалии с самых первых дней его жизни.

Виды функциональной дислалии

В рамках функциональной дислалии отдельно выделяют моторную и сенсорную дислалию. Такое разделение обосновывается на месте локализации нарушения в анализаторов: речедвигательного и речеслухового.

При моторной дислалии наблюдается недифферинциированные движения губ, впоследствии чего возникают фонетические дефекты.

При сенсорной дислалии дети имеют проблемы с акустическим различием звуков и такое нарушение носит фонематический характер.

Механическая дислалия

Механическая или органическая дислалия возникает вследствие аномалий речевого аппарата, которые имеют анатомический характер. В зависимости от их локализации развивается определённый вид косноязычия.

Неправильное размещение челюстей, а также патологии их развития, аномальная расстановка зубов, неправильный прикус, дефекты языка и нёба являются основными причинами, которые провоцируют неправильное произношение звуков. Механическая дислалия может возникнуть не только у детей, но и у особей любого возраста, которые по различным причинам обрели травмы или повреждения дыхательной, голосообразовательной или же артикуляционной части речевого аппарата.

При длительных исследованиях учёные констатировали факт, что при функциональной дислалии возникают нарушения одного или двух звуков, когда при механической - группа звуков.

Кроме того, выделяют комбинированные виды нарушений, которые относятся как к функциональной, так и к механической дислалии.

Дефект речи может иметь фонетическую или фонематическую основу

В связи с этим делением принято классифицировать дислалию на:

  • акустико–фонематическую;
  • артикуляторно–фонематическую;
  • артикуляторно–фонетическую.

Несформированность фонематического слуха является причиной первого вида дислалии. Ребёнок, страдающий от такого нарушения, имеют трудности с распознаванием и фонем. В форме акустико–фонематической дислалии слуховые аномалии отсутствуют, а всего лишь появляется избирательная слуховая неспособность дифференциации некоторых фонем.

При артикуляторно–фонематической выделяется основная причина возникновения: нарушение процесса фонематического отбора в потоке речи. В связи с несформированностью данной функции ребёнок может имитировать и заменять фонемы близкими по артикуляционным признакам звуками. Чаще всего таковыми являются аффрикаты и сонорные.

К формам артикуляторно–фонетической дислалии относятся те виды нарушений, факторами возникновения которых являются артикуляторные позиции, которые неправильно сформировались. Поэтому все звуки имеют искаженное произношение и реализуются в неправильных вариантах.

Конечно, такие дефекты речи распознаются в фонетической системе родного для ребёнка языка. Переднеязычные не взрывные согласные составляют наибольшую группу звуков, в произношении которых наблюдаются нарушения.

Система терминов

Существует система терминов, которая создана для маркировки функциональных изменений в произношении звуков. Все номинации имеют в своём корне греческую букву и суффикс –изм , а в случае замены звука на другой к слову добавляется приставка пара– : ламбдацизм, ротоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, ротацизм, сигматизм (соответственно, эти термины обозначают нарушения произношения звуков [л],[лꞌ],[р],[рꞌ],[к],[кꞌ],[г],[гꞌ],[х],[хꞌ],[й], а также свистящих и шипящих).

В любом случае, определить по какой причине у вашего малыша возник дефект речи и устранить его на ранней стадии может лишь специалист, поэтому не затягивайте и обращайтесь за помощью при первых признаках нарушений.

18.02.2014

Расскажите об этом друзьям →