Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с , проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить . Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди , страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Проблемы с процессом письма, известные, как дисграфия у детей или взрослых, характеризуются специфичными ошибками. Данные проявления безошибочно свидетельствуют о нарушениях деятельности отделов мозга и связей между ними. Узкопрофильным специалистам-медикам этого вполне достаточно для постановки диагноза, а как определить дисграфию самостоятельно, будет рассказано в настоящей статье.

Любые сложности, вплоть до полной неспособности, в выработке навыков написания букв и слов при отсутствии проблем с интеллектуальным развитием относятся к проявлениям дисграфии. Иногда данное заболевание сопровождается трудностями в нормальном общении (), но может существовать и как самостоятельное явление.

В современных реалиях 50 школьников из 100, в той или иной степени, сталкиваются со специфичными реакциями на стандартное обучение чтению и письму. Иногда эти неприятности сопровождают пациентов и в старших классах.

Важно. Специалисты выделяют ряд критериев, которые могут стать причинами последующего развития дисграфии. Их наличие позволяет практически со 100 % уверенностью прогнозировать возникновение заболевания.

Толчком для возникновения дисграфии у младших школьников могут быть следующие моменты:

  • леворукость;
  • проблемы с правильным воспроизведением звуков;
  • для общения в кругу семьи используется более одного языка;
  • рассеянное внимание, трудности с памятью;
  • недостаточно сформированы зрительные представления о предметах и окружающем мире.

В силу специфики проявлений дисграфию обобщенно подразделяют на акустическую, оптическую, артикулярную, анализа и синтеза. Случаются и смешанные виды. Основной признак недуга – возникновение достаточно характерных, легко опознаваемых ошибок в письменном тексте. К ним относятся невообразимые перемещения отдельных слов, слогов, букв, а также их пропуски. Пациент не видит разницы между буквами, имеющими схожее звучание, путает символы, которые визуально выглядят одинаково. Бывает, что школьники неправильно, с явными нарушениями грамматики, строят речь и фразы, таким же образом перенося ошибки на бумагу.

Комбинированная, ариткулярно-акустическая форма основывается на искаженном восприятии речи на слух и дефектах дикции (в дальнейшем ребенок, по аналогии со своим произношением, повторяет данные ошибки при письме).

Важно. Для данной разновидности характерно именно сочетание проблем с правильной речью (воспроизведением фонем) и в работе слухового аппарата (анализе речи). Дополнительно может накладываться недоформированность «правильных» слуховых образов звуков.

На практике это выглядит следующим образом: звонкие и глухие, свистящие и шипящие практически не различаются (живот – зивот, рыба – лыба, мишка – миска, мусор – мусол). Данные проявления могут показаться типичными трудностями с произношением, которые легко устранимы после нескольких сеансов терапии у логопеда, на самом деле корень проблемы находится глубже, в искаженном восприятии символов, фонем.

Поэтому дефекты в написании слов остаются даже после того, как артикуляция полностью поставлена и лечение кажется законченным. Налицо сбой при «проговаривании» звуков и слов про себя – синтезе фонем из существующей «базы данных». А для понимания вопроса дисграфия и дислексия, что это такое, следует знать, как именно происходит процесс письма в отделах головного мозга.

В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как смена звуков в устной речи устранена. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию.

При проблемах исключительно с пациенты путают близкие по звучанию фонемы, особенно употребление мягких знаков. Наиболее характерные примеры: «буро» вместо «бюро», «тесма», а не «тесьма». Характерным признаком такой формы дисграфии является абсолютно нормальное произношение звуков.

При наличии у больного еще одной комбинированной разновидности (сбое в цепочке анализа-синтеза) возникают трудности при попытке разобрать предложение на отдельные словоформы, а также фонетическом анализе (тем более синтезе). На письме все слепливается в кучу, приставки отделяются от коренной части, а предлоги, наоборот, сливаются со словами. Характерный образец такого случая – ПАРЕКЕ П ЛЫВУТ КАРБЛИ (по реке плывут корабли). Или – УМАЕЙ БАШКИ ВДИРЕВНЕ ЕСТЬ САБАКА ШАРИК ИКОТ БАРСИК (у моей бабушки в деревне есть собака Шарик и кот Барсик).

Важно. При дисграфиях в значительной степени страдает структура слова, это обусловлено несформированностью (практически отсутствием) языкового анализа (включая разбор на фонемы).

Далее ребенок «проглатывает» гласные и согласные (ИДТ – ИДТИ, РЧКА – РЕЧКА, ДЕРИ – ДВЕРИ, ЗАОК – ЗАМОК), буквы произвольно меняются местами (ТЕПЛИ – ПЕТЛИ, БУКЛА – БУЛКА) или дописываются лишние (ЛЕСО – ЛЕС). Это же происходит и со слогами: перестановки, добавление или пропуск (ПАХОД – ПАРОХОД).

Аграмматический вид, прежде всего, выражается в неправильных, с точки зрения логики и языка, связях на уровне предложений. Пациенту непонятна разница между падежами, родами, он путает приставки, суффиксы, «придумывает» новые, никому неизвестные слова. Например: НА ДВОРА (На дворе) ХОДЯТА КУРЫ (ходят куры). Я УВИДЕЛИ (Я увидел) СЕМЬ СОБАКОВ (семь собак).

Основные симптомы дисграфии

Симтоматика устанавливается в ходе тестирования по следующим признакам:

  • проблемы с восприятием речи на слух;
  • любые трудности при письме;
  • специфичные ошибки в словах, коротких предложениях;
  • невозможность распознать разницу между похожими буквами, зеркально расположенными символами, слабая ориентация в цветах и пространственном расположении предметов (при попытке объяснить все это вслух).

Важно. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии.


Диагностика

Чаще всего обследование на предмет выявления возможного заболевания проводит комиссия в составе невролога (невропатолога), офтальмолога (окулиста), ЛОРа, а также логопеда. Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, практически никоим образом не зависящие от уровня грамотности. Речь идет об искаженном восприятии фонем и сбое на уровне их анализа в мозговых центрах.

При этом единичные ошибки не могут быть классифицированы, как критерии оценки заболевания. Изменение наклона букв, их разная высота, подмена заглавных символов строчными (и наоборот) относятся к характерным проявлениям отклонений, но окончательный диагноз можно будет поставить только после того, как ребенок в достаточной степени выучится писать. Это примерно возраст 8-9 лет.

Вообще пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, почерк у них трудно определить визуально. При смешанной форме (нарушение артикуляции и плохое слуховое восприятие) ситуация буквально выглядит так: что говорю (слышу), то и пишу, то есть огрехи устной речи автоматически переносятся в письменную.

Случаются и другие проявления: замены схожих на слух фонем (свистящих, шипящих, твердых, мягких, глухих и звонких) или путаница с падежами, окончаниями, приставками и суффиксами. Педагоги утверждают, что нарушенный языковый анализ с неправильным синтезом (неспособность правильно различить слоги в слове и слова в предложениях) – типичная проблема большинства школьников.

Кроме указанных, в диагностике дисграфии могут проявляться абсолютно несвязанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий либо же повышенная активность и возбудимость.

Невыявленное вовремя заболевание, в силу своей нейрологической природы, грозит развитием серьезных проблем со здоровьем: ребенок не сможет нормально читать, писать, адекватно воспринимать информацию, ему будет крайне сложно освоить школьную программу по родному языку, литературе и чтению.

Любая деятельность, связанная с письмом, восприятием символов и текстов, будет вгонять пациента в ступор. Далее, неспособность к нормальной реакции на порядок символов приведет к ошибкам в математике, где особенно важна точность расположения цифр, правильность вычисления.

Такому ребенку почти невозможно объяснить разницу в терминологии «больше на…» и «больше в…», довольно часто используемой в арифметических примерах. Это, в свою очередь, повлечет за собой отставание в усвоении предметов, информационный голод, неуспеваемость.

Усугубляют ситуацию нестабильная психика таких больных: мнительность, быстрая возбудимость, тревожность, высокая утомляемость, занижение своих способностей. По статистике, до 80 % будущих хулиганов и правонарушителей страдали дисграфией той или иной степени тяжести.


Виды лечения заболевания

Пациенты с проявлениями недуга однозначно должны пройти курс реабилитации, коррекции дисграфии, направленный на формирование правильного восприятия и выработку навыков письма. Механическое исправление допущенных ошибок ни к чему не приведет: проблема никуда не исчезнет, поскольку мозг будет все так же искаженно анализировать и синтезировать символы, слоги, части речи. Кроме распространенных логопедических методов существуют более современные, комплексные циклы для реабилитации больных дисграфией.

Выбираются с учетом специфики проявлений заболевания. В общем, логопедическая коррекция должна быть направлена на формирование правильного произношения, восприятия фонем, а также знаний о существовании отдельных звуков с разными характеристиками (гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, мягких, твердых, шипящих, свистящих).

Немаловажно пополнить словарный запас ребенка, научить его произношению, грамматике, падежам и правильному построению предложений. Устная речь должна сопровождаться практикой с письмом, рисованием, что способствует развитию мелкой моторики, закреплению навыков в мускулатуре и управляющих центрах. Возможно также применение медикаментов для восстановления мозгового кровообращения, его стимуляции. Иногда для лечения дисграфии назначаются лечебный массаж и физиопроцедуры.

Профилактические меры

Природа заболевания не позволяет выработать однозначные рецепты для предотвращения его последствий. Сложный характер деятельности мозговых центров, тонкая организация связей между ними делают их весьма чувствительными к последствиям травм головы, ушибам, сотрясениям.

Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей диагноз более благоприятный: в большинстве случаев маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.

Обязательно следует продолжать общение, не заменять его суррогатами – телевизором или чтением прессы. Для больного дисграфией очень важно чувствовать свою полноценность, социальную значимость в обществе.

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада. Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект. Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия. Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком. Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды


Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфии Описание
Артикуляторно-акустическая Не правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит

  • Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т)

  • Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж).

  • Ошибочно обозначает мягкость согласных: «лубит», «больит».

Расстройство языкового анализа и синтеза.
  • Пропускает буквы и слоги

  • Меняет местами буквы и (или) слоги

  • Не пишет окончания

  • Пишет лишние буквы в слове

  • Повторяет буквы и (или) слоги

  • Смешивает слоги из разных слов

  • Слитное написание предлогов («настуле»)

  • Раздельное написание приставок («на шла»).

Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).

  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам

  • Ошибается в окончаниях слов

  • Не согласует слова между собой

Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса

  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».

  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».

  • Добавляет лишние элементы в буквы

  • Не соединяет две буквы

  • Путает печатные и письменные буквы

  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики. Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз. После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития. Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную. Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных. Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей. Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения. Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Дисграфия относится к особенностям реализации нервно-психических функций, которые затрагивают весьма незначительную часть возможностей психики человека, однако могут повлечь за собой серьезные трудности в социализации и развитии ребенка.

Часто из-за недостаточной информированности педагогов и родителей дисграфия превращается в настоящий кошмар для школьников. О том, что такое дисграфия и как с ней бороться – читайте далее.

Письмо - отфильтрованное мышление.
Стивен Кинг. Как писать книги. Мемуары о ремесле

Что такое дисграфия?

Первое, что необходимо знать о дисграфии: это не психическое заболевание и не «отклонение». Если у ребенка диагностирована дисграфия, это не значит, что он глупее или хуже прочих детей. Однако полное игнорирование этой особенности, безусловно, может повлечь за собой трудности в развитии.

Дисграфия диагностируется в основном у учеников средней школы. У дошкольников достоверно установить диагноз не представляется возможным ввиду возраста, а у взрослых дисграфия может возникнуть только вследствие поражения определенных зон головного мозга вследствие перенесенной болезни или в комплексе другого психического заболевания.

Само понятие дисграфии подразумевает частичное нарушение процесса письма. Ребенок при этом нарушении способен писать отдельные элементы, но испытывает определенные трудности, такие как:

  • неспособность согласовать слова по падежам (только на письме);
  • неспособность писать слоги в словах слитно (или раздельно);
  • отсутствие окончаний в словах;
  • замена слогов в слове местами и т.д.
Так как дисграфия является своеобразием нервной системы, а не патологией, то и лечения от нее не существует. Однако вовремя выявленная дисграфия поддается успешной коррекции в такой степени, что после специальных занятий ребенок может владеть письменной речью в той же степени, что и любой другой сверстник. Разумеется, успех коррекции зависит от степени выраженности нарушения к началу лечения.

Гораздо серьезнее самой проблемы являются ее психологические последствия, связанные с осуждением и насмешками со стороны сверстников, педагогов и даже (к сожалению, это не редкость) родителей. Окружающие, не понимающие невозможности ребенка нормально осуществлять письмо, принимают дисграфию за лень, отсутствие старания или глупость. Вслед за этим, как правило, следует наказание, плохие оценки и репутация «глупого», «неспособного», «ленивого» ребенка.

Особенности дисграфии у школьников


В связи с тем, что письмо является неотъемлемой частью учебы и общего развития ребенка, дисграфия резко бьет по успешности обучения, практически «ставя крест» на дальнейшем образовании. Именно поэтому так важна своевременная коррекция частичной неспособности к письменной речи.

Помимо этого, не всегда и не все замечают проблему. Многие дети подвергаются жесткой критике и даже агрессии со стороны родителей и учителей за неспособность хорошо учиться. Это вызывает тяжелый комплекс вины, чувство собственной ущербности по сравнению со сверстниками. В результате ребенок еще больше закрывается, снижает ожидания к собственным успехам и перестает развиваться в интеллектуальном плане.

Существует прямая зависимость между недооцененными успехами школьников и ранним формированием зависимостей. Не найдя одобрения и успеха в школьной программе, ребенок может эскапировать в компьютерные игры, «сомнительные» компании, вплоть до увлечения алкоголем и наркотиками. Поддержка и адекватное отношение к школьникам с дисграфией позволяет уберечь их от психологической травмы и в будущем.

Виды дисграфии

Дисграфия редко проявляется в «чистом» виде. У детей и подростков часто наблюдается комплекс нарушений восприятия и продуцирования речи, возникший вследствие нарушений развития определенных зон коры или определенных воздействий в процессе развития.

В зависимости от вида проявления проблемы, выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая . Слова пишутся с ошибками, потому что ребенок одновременно не может правильно их выговаривать и воспринимать на слух. Ошибочное произношение кажется ему верным, отсюда и появляются ошибки на письме.
  • Акустическая . Ошибки возникают из-за того, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию буквы.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза .
  • Аграмматическая . Часто развивается в двуязычных , где родители говорят на разных языках. Ребенок при этом не усваивает нормы согласования слов в роде и падеже.
  • Оптическая . Ребенок не различает начертание букв, «зеркалит» их, добавляет лишние детали и т.д.
Кроме того, выделяют смешанные формы этих расстройств. Дисграфию следует различать с неспецифическими нарушениями письма, которые являются следствием умственной отсталости, педагогической запущенности или задержкой в психическом развитии.

Признаки

Установить наличие дисграфии можно не ранее, чем в 8,5-9 лет. Это тот возраст, когда у детей устанавливается почерк и уверенная способность к письму.

Установить наличие дисграфии может только специалист: нейропсихолог или логопед. Очевидными признаками расстройства служат типовые повторяющиеся ошибки, которые не связаны со знанием языка.

Как было сказано выше, при различных формах дисграфии типичны разные ошибки. Важно учитывать при этом и дополнительные факторы: общую развитость мелкой моторики ребенка, правильность речи, языковую среду и общий уровень интеллектуального развития.

Примеры

Различные виды дисграфии вызывают различные типовые ошибки.

Несколько примеров на каждый случай:

  • Акустическая и артикуляционно-акустическая : хлеб – «хлеп», игра – «икра», в школу – «фшколу». Разница между первой и второй формой состоит в том, что в случае артикуляционно-акустической дисграфии ребенок неправильно проговаривает слова, а не только прописывает.
  • Несформированность языкового анализа и синтеза : найти – «на йти», идти в школу – «и дтившколу», мишка – «миш».
  • Аграмматическая : кошка села – «кошка сесть», солнце встало – «солнце встала».
  • При оптической дисграфии изменяется начертание букв, добавляются лишние: шишка – «шишишка».

Причины

Причины дисграфии могут лежать в различных плоскостях. Прежде всего, это нарушения работы определенных областей коры головного мозга. Особенности их функционирования могут быть связаны как с наследственностью, так и с травмами, инфекциями, неблагоприятным течением беременности, отравлениями и т.д.

Другая причина – неблагоприятная обстановка для обучения. Разноязычные родители, смена страны проживания, элементарная запущенность в воспитании могут привести к тому, что ребенок неверно усваивает языковые особенности письма.

Реже встречается нехватка речевых контактов: ребенок предоставлен телевизору и компьютеру, с ним мало разговаривают, он практически не общается устно со сверстниками и не читает книг. Либо обратная ситуация: семья проживает вдали от цивилизации, мало общается между собой, ребенок с малых лет работает и не обучается ни правописанию, ни чтению.

Профилактика

Профилактикой дисграфии является гармоничное и своевременное развитие высших психических функций ребенка. Развитие должно происходить последовательно и без принуждения: например, некоторые специалисты говорят о влиянии применения «ходунков» на развитие дисграфии, т.к. «скачок» через нормальную стадию ползания препятствует естественному развитию моторных зон в коре больших полушарий.

Кроме того, с ребенком необходимо много говорить, стараясь грамотно выстаивать свою речь и стимулируя развернутый и грамотный устный ответ. Развитие мелкой моторики в раннем возрасте также положительно сказывается на развитии письма впоследствии.

Наконец, родителю следует быть чутким и внимательным к проблемам своего ребенка и не занимать обвинительную позицию по отношению к его трудностям и неудачам. Коррекцию дисграфии, если прослеживаются ее характерные признаки, лучше начинать в раннем возрасте с привлечением квалифицированного специалиста, дабы избежать трудностей в дальнейшем.

Лечение, коррекция


Так как немалую долю в развитии дисграфии играет состояние коры головного мозга (в частности, ее моторных зон), в лечении дисграфии может быть использована медикаментозная и физиотерапия. Лечение включает в себя препараты для улучшения питания клеток головного мозга, а также упражнения, направленные на усиление кровообращения и развитие общих моторных функций.

В качестве специфического метода воздействия разрабатывается индивидуальный комплекс процедур, включающий в себя восполнение недостающих «звеньев» в процессе развития речевых навыков. Ребенок читает вслух, пишет диктанты, тренируется в элементах чистописания и т.д.

Упражнения для коррекции дисграфии

Логопед составляет программу коррекции дисграфии с учетом наличного состояния психики ребенка. Вместе с правильностью письменной речи улучшаются все навыки, отвечающие за успешность освоения новой информации, в частности, школьной программы.

В основной комплекс упражнений входит:

  • психогимнастика (разучивание стишков, сопровождающихся активными движениями и жестикуляцией),
  • разучивание правил правописания,
  • выполнение упражнений на улучшение запоминания (увеличение объема активной памяти и освоение ресурсов памяти),
  • выполнение упражнений для развития мелкой и крупной моторики (подвижные игры, чистописание, рисование, манипуляции с мелкими предметами) и т.д.
Кроме того, активно используется методика распознавания букв и звуков (в том случае, если нарушения не вызваны дисфункцией определенной системы), выполнение заданий на поиск ошибок, общие упражнения на увеличение скорости письма и улучшения почерка.

Прогноз

Несмотря на кажущуюся сложность коррекции, прогноз для детей и подростков с дисграфией положительный. Если сложности в письме не связаны с прогрессирующим психическим расстройством, то их можно скорректировать таким образом, что человек практически не будет испытывать трудностей с письмом.

Жизнь человека с дисграфией в современном мире существенно облегчена наличием компьютеров и других электронных устройств с быстрой автоматической проверкой правописания.

Если вы или ваш ребенок сталкивались с проблемой дисграфии и ее преодоления, поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфйические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.

Предпосылки возникновения дисграфии у ребенка:

  • фонетико-фонематические нарушения;
  • ребенок левша;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • проблемы с памятью, вниманием;
  • несформированость зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

Проявления дисграфии:

Г лавным критерием дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".

  • пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
  • замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным;
  • характеристикам соответствующих звуков;
  • смешения букв, сходных по начертанию;
  • нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении;
  • неправильное построение речи.

Виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме, но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак - лак; стол - штол;жук - зук; ковёр - ковёл; кожа - коза; бублик - пуплик).
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

2. Акустическая диcгрaфия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

Приведем пример таких ошибок:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ - ДОЖДИ, ДЕКИ - ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ - СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ - ДЕВОЧКИ, ПОШЛ - ПОШЛИ, ТЧКА - ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВАЕТ);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ - КАПЕЛЬКИ, КУЛКА - КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ - ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД - ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии:

  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
  • нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
  • синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
  • грубые нарушения последовательности слов;
  • рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
  • замена форм ед.числа существительными мн.числа;
  • замена окончаний слов;
  • замена приставок, суффиксов (словообразование).
  • неправильное употребление предлогов, окончаний, некоторых приставок и суффиксов, нарушение согласования.

Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

  • искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом (п - т, ш - и, л - м), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (п - н, м - ш).

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии - зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Смешанные формы дисграфии

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)
  • асоциальное поведение - 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Проблемы ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ могут быть решены с п омощь ю Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию Фонетико-фонематических нарушений у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы выявлено более 50% детей с нарушениями процессов чтения и письма.

В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения процессов чтения и письма разной степени выраженности у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают высокого уровня развития процессов чтения и письма , необходимых для успешного обучения в школе.


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.