ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ
1. Правописание корней с чередующимися гласными
Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склоненную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажигая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в придорожную канаву.
Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших процентах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со все возрастающей силой.
И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки загорелись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он подскочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.
2. Правописание О-Е после шипящих и Ц
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не береженного бог не бережет», - чертыхнулся черт чертовской пословицей.
3. Правописание Ь после шипящих
Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров», - убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», - сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидович. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.
4. Правописание приставок пре- и при-
Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, господин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути - дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по предплечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президента, но тут из кармана предательски высунулся предохранитель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.
Варианты. Такой конкурс может стать постоянным. Тогда к игре допускаются тексты по любой выбранной участником орфограмме, а итоги можно подводить раз в четверть. Лучшие тексты можно хорошо оформить (например, набрать на компьютере), и они станут прекрасным подарком учителю: ведь по ним можно проводить контрольные работы в других классах.
Цели. Игра предлагает выполнить задание, обратное привычному: правильно написать предложенные в упражнении слова. Стремясь наполнить свой текст «орфографически коварными» словами, ребята учатся видеть орфограммы, предугадывать возможные ошибки.
Если дополнить задание требованием указать орфограмму во всех словах, в которых она встречается, и сделать орфографический разбор (или просто привести проверочное слово), такая работа может стать зачетной по теме.
Кроме того, игра развивает речевую изобретательность, воображение, активизирует словарный запас.
С$> Ниже приведены варианты «насыщенных» текстов. Первые два составлены для своих учеников
«учителем С. Волковым, остальные сочинены восьмиклассниками школы «Кладезь».
КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ
Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склоненную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажигая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в придорожную канаву.
Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших процентах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со все возрастающей силой.
И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки загорелись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он подскочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.
МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал, да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных
дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров»,- убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!» - сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидович.- Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену туч внезапно прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ И ПРИСТАВОК НЕ И НИ
В никакой стране жил-был некто. Он никогда никому не называл своего имени. Может быть, у него и не было имени, а может быть, его и звали Некто.
г
Да и некому было звать его по имени - не было у него ни жены, ни детей, ни родственников. Он всегда сидел дома и никогда не выходил на улицу, никто из соседей его не встречал и ничего о нем не знал.
Домик Некто был небольшой^ Гостей у него не бывало, и сам он ни к кому не ходил.
Жизнь свою он никогда не менял: рано вставал, ложился тоже не поздно, день проводил в полном одиночестве.
Однажды холодным зимним вечером он лег спать, а утром не стал просыпаться - незачем было. Вот так и закончилась печальная жизнь человека по имени Некто.
(Р. Ланда)
Жил на свете Никто. И жил он, конечно, в Никакой стране. Жил он один, у него не было ни родных, ни друзей, да ему никто и не нужен был. Он нисколечко не жалел, что живет во всей Никакой стране один, потому что никто и ничто не могло помешать ему делать то, что он хочет. У него был дом и несколько деревьев под окном. Ни телевизора, ни радио у него не было, зато был кот по кличке Некот.
Никто всегда спал до обеда, и кот тоже спал на подушке. Потом они просыпались, пили воду и ели кашу. Потом сидели немножко во дворе. Потом снова ложились спать. И так всегда, не пропуская ни одного дня.
Но раз в неделю Никто устраивал себе выходной - он сбрасывал Некота с подушки и спал целый день, без обеда.
Такая веселая жизнь была у Никто и его кота.
(О. Тихомирова)
Однажды некто искал некую необычную вещь. Он искал ее и в неком государстве, и в никакой стране. Не в один город заходил он в этой неизвестной стране, не с
одним незнакомым человеком разговаривал, но никак не мог найти эту некую вещь. Ни в магазинах, ни в лавках ее не было.
Однажды, приехав в глухую, никому не известную деревеньку, он пошел прогуляться в непроходимом лесу, где не ступала нога человека. И там он нашел эту необычную, так необходимую ему некую вещь, но никогда никому ее потом не показывал.
(Д. Валиков)
«АНТИДИКТАНТ»
ВЖ" Играть стоит не раньше V -VI класса с детьми, ■ у которых уже прочно устоялся навык письма. Количество играющих любое. Ведущему нужно заранее подготовить текст.
Ход игры. Играющие делятся на небольшие команды по 3-4 человека, количество команд может быть любым. Ведущий объявляет задание: записать текст, который он будет диктовать, сделав в нем все возможные орфографические ошибки и не сделав ни одной невозможной. Стоит напомнить ребятам разницу между ошибкой и опиской: в случае описки будет искажено прочтение слова: дурожка (дорожка) или дорожа, при орфографической ошибке прочтение слова не изменяется (если читать его не по слогам): дарожка, дорошка. Полезно напомнить также, что ошибки могут быть не только «прямыми», подсказанными произношением: сабака (собака), пропка (пробка), но и «обратными», сделанными вопреки произношению, из перестраховки: копуста (капуста), тробка (тропка).
Итак, в тексте не должно быть ни одной описки, но должны быть все возможные ошибки. Некоторые ошиб-
ки будут выглядеть очень маловероятными, например, написание козътъ (кость), но если они в принципе возможны, их следует сделать.
Нужно заранее решить, допускаются ли графические ошибки, например: йолка вместо елка. Разграничивать графические и орфографические ошибки лучше со старшими ребятами, так как это довольно сложное условие.
Объяснив задание, ведущий читает текст. Затем командам предоставляется время (около пяти минут) для записи текста по правилам игры. Когда время истекает, варианты команд проверяют вслух. Во время проверки вносить исправления уже нельзя. За каждую правильно допущенную ошибку команда начисляет себе балл, за каждую лишнюю - балл отнимает. Если возможно несколько ошибочных написаний, например: пи-так и петак {пятак), и команда указала их, балл начисляется за каждый вариант. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.
Цели. Основное назначение игры - развитие орфографической зоркости. Тесты показывают, что подавляющее большинство орфографических ошибок связано не с плохим знанием правил, а со слабой «орфографической бдительностью». Ребята плохо видят в словах места, в которых можно сделать ошибку, иначе говоря - плохо видят слабые позиции (а с чего бы им хорошо видеть, если нынешним школьным курсом само понятие фонетической позиции не предусмотрено). Эту проблему еще более усугубляют привычные упражнения с пропущенными буквами. Эффективные при первичном закреплении нового материала, они таят в себе опасность при слишком частом использовании: ребята привыкают «знать, где упадут», их орфографическая бдительность не развивается. Именно поэтому так необходимы обратные задания: подчеркнуть в тексте орфографически сложные места, объяснить написание, а как «шоковая терапия» - «Ан-
тидиктант». Эта форма работы приводит детей в восторг - поначалу им кажется, что нет ничего легче, чем сделать как можно больше ошибок. После первого же тура игры становится ясно, что такая работа требует еще большего внимания и сосредоточенности, чем грамотное письмо.
Можно провести в классе показательный эксперимент: пусть «антидиктант» из нескольких предложений напишет каждый ученик самостоятельно. Потом подсчитайте баллы. Почти наверняка самый лучший результат «за ошибки» будет у тех ребят, которые пишут очень грамотно (если только они будут достаточно внимательны). Результат эксперимента стоит обсудить с ребятами, чтобы они убедились: грамотность письма зависит не только от знания правил, но и от орфографической бдительности.
Важна и работа в маленьких командах: в процессе обсуждения ребята незаметно для самих себя восполняют множество скрытых пробелов в знаниях. «Антидиктант» оказывается очень эффективным способом повторения орфографии.
С3> Текст известного стихотворения А. Барто записан по правилам «Антидиктанта», графических ошибок в нем нет.
Я люблю сваю лашатку, Пречишу ей шорздку глатка, Грибижком преглажу хвозьтик И вирхом паеду ф гозьти.
«СЛОВА ПО СХЕМЕ»
/Шт 5 Игру лучше приурочить к теме «Состав слова», позже к ней можно при необходимости вернуться.
Играют команды. Ведущий заранее подготавливает схемы, слов.
Ход игры. Играющие делятся на команды (не более 7-8 человек в каждой). Ведущий объявляет задание: за отведенное время привести как можно больше слов, состав которых соответствует заданной схеме. Схема изображается на доске, команды начинают работать.
Когда время истекает, команды сдают свои списки ведущему. Он последовательно читает слова из них, и все вместе обсуждают, соответствуют ли они заданной схеме. За каждое правильное слово команде начисляется балл, за каждое неверное - отнимается.
Например, была задана схема аръ. В этом слу-
чае будут начислены очки за слова {гтпейбръ и буквйрЪ, но отняты за слова фонарь, государь. Побеждает та команда, у которой в общей сумме окажется больше очков.
Цели. Игра компенсирует один из основных недостатков школьного курса морфемики - механистичность, формальность подхода к морфемному составу слова. Обычно в учебниках для разбора по составу предлагаются слова с совершенно прозрачной структурой, да и как может быть иначе, если никакого разговора о критериях членимости слова программой не предусмотрено. В результате ребята вычленяют в словах морфемы на основе внешнего сходства частей слов. В том, к чему это может привести, они как раз и убеждаются благодаря данной игре. Вот почему особенно важно не комкать обсуждение предлагаемых слов, дать высказаться, привести аргументы всем желающим, попытаться в ходе обсуждения сформулировать критерии членимости слова.
Игру обязательно нужно провести хотя бы два-три раза, потому что при первом знакомстве ребята еще не вполне понимают ее замысел и получают огромное ко-
личество штрафных очков. Уже при следующем обращении к игре результат оказывается намного лучше.
С^ Вот как был сформулирован критерий вычленения морфемы в слове после обсуждения со старшеклассниками.
Можно выделить в данном слове морфему, если существуют такие другие слова, в которых эта морфема присутствует в ином окружении (имеются в виду соседние морфемы), но в том же значении. Например:
аптекарь - мы предполагаем, что можно вычленить корень йятекГ- и суффикс -брЪ. Находим слова аптека, б^теЧный - корень существует в окружении других морфем, причем в том же значении. Проверяем суффикс: лекарЬ, пекарь - суффикс встречается в другом окружении, сочетается с другими корнями, при этом сохраняя свое значение.
Попытаемся расчленить аналогично слово фонарь, предположим наличие корня фон- и суффикса -аръ. Но найти слова, в которых такой же корень с тем же значением сочетался бы с другими морфемами, невозможно. Значит, слово нечленимо.
«ПРИЧАСТИЯ»
ВЗГ Игра приурочена к теме «Причастие». При необ ходимости можно периодически возвращаться ь ней. Количество играющих 10-12 человек, клаы можно разбить на группы. В каждой группе необ ходим ведущий - учитель или сильный ученик, кс торый сможет быстро оценивать правилъност ответов. Игра проходит по кругу, то есть каж дый должен знать, после кого он вступает в игрг
Ход.игры. Первый игрок называет инфинитив глагола и задает грамматическую форму причастия, например: сделать - прошедшее время, страдательное. Следующий участник должен быстро и правильно назвать причастие: сделанный. Вид глагола менять, конечно, нельзя. Если такого причастия нет, нужно отйетить «нет». Затем второй игрок задает вопрос третьему и так далее. Время на обдумывание ограничено, можно, например, считать до пяти. Тот, кто не сумел правильно ответить, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.
Самая сложная роль у ведущего: он должен быстро оценивать правильность ответов и разрешать возникающие споры.
Цели. Назначение игры - помочь ребятам освоить одну из самых сложных тем морфологии (грамматические формы причастий) и избавиться от очень распространенных речевых ошибок, связанных с формообразованием причастий. Простое на первый взгляд задание выполнить четко и быстро довольно сложно, но после некоторой тренировки ребята осваиваются с формами причастий.
Можно провести игру несколько раз во время изучения причастий, а затем возвращаться к ней примерно раз в четверть для закрепления.
«ЧЕПУХА»
&§* Игра любима детьми младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников она слишком проста. Понадобятся ручки и листки бумаги, лучше длинные и узкие. Игра проходит по кругу, * каждый должен знать, от кого он получает листок и кому передает. Если играющих много, мож-
но образовать несколько кругов. Обязательно нужен ведущий.
Ход игры. Ведущий последовательно задает вопросы: Кто? Когда? Что делал? и т. п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, затем заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке.
Ведущий предлагает 5-8 вопросов, из ответов на которые должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листки и читают получившуюся чепуху вслух, под общий хохот.
Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате.
Цели. Игра эта довольно популярна у ребят, но именно на уроках русского языка они начинают играть в нее более осмысленно.
Можно обсудить с детьми, почему над одними полосками все долго смеются, а другие получились неудачны-
ми. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное условие - правильные синтаксические связи при смысловом абсурде: употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т. д. Поэтому самый удачный момент для игры в «Чепуху» - начало разговЪра о синтаксисе. Игра позволяет освежить в памяти полученные ранее знания, обостряет синтаксическую интуицию.
«ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМЕ»
ЯЗР Играть можно с того момента, когда ребята познакомятся с синтаксическими схемами предло-Играют команды. Ведущий заранее готовит к игре схемы предложений. Понадобятся листки бумаги и ручки.
Ход игры. Играющие делятся на несколько команд (не меньше трех), обязательно с равным числом игроков, можно просто по рядам. Ведущий рисует на доске схему предложения (простого или сложного - в соответствии с изучаемой или повторяемой темой). Каждый играющий должен как можно быстрее написать на своем листке предложение, соответствующее этой схеме. Та команда, которая быстрее всех сдаст свои листки, получает поощрительный балл, та, которая сдала листки последней - штрафной балл (если в командах больше 8-10 человек, количество поощрительных и штрафных баллов можно увеличить, иначе игра затянется).
После этого ведущий последовательно читает предложения вслух и все вместе решают, насколько они соответствуют схеме. За каждое правильное предложение команде начисляется балл, за каждое неверное - отнимается.
Например, была задана схема: | 1 , и | | . В этом
случае за предложение: Все весело закивали, и настроение повысилось - балл будет начислен, а за вариант: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет - балл нужно отнять. Одинаковые или очень похожие предложения не засчитываются. Побеждает та команда, которая в сумме наберет наибольшее количество баллов.
После того как ребята освоятся с игрой, целесообразно перед чтением предложений вслух дать возможность командам проверить свои варианты и вычеркнуть однотипные.
Цели. Игра представляет собой задание, обратное привычному: составлению схем предложений. Это позволяет более осознанно воспринимать понятие синтаксической структуры. Развиваются речевая изобретательность, способность быстро и четко работать.
«ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»
ВЗОГ Играть можно после первого же знакомства со знаками препинания, но особенно полезно при повторении пунктуации со старшеклассниками. Задача ведущего - подбирать задания, соответствующие уровню подготовки ребят. Количество играющих любое.
Ход игры. Игра аналогична предыдущей, только предложения составляются не по синтаксической схеме, а по заданной ведущим последовательности знаков препинания.
Например, по последовательности знаков «, - , .» можно составить предложение: Честно говоря, идти туда мне не хотелось - страшно было, да и стыдно.
ном упражнении обычно бывают представлены однотипные случаи.
Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребятам все многообразие синтаксических значений, выражаемых пунктуацией. Они обнаруживают, что запятые могут быть парными и одиночными и что функционально это совершенно разные знаки; удивляются многообразию значений, выражаемых с помощью тире, различным способам комбинирования знаков препинания.
Несколько раз поиграв в эту игру, особенно по усложненному варианту, ребята будут гораздо лучше знать и помнить правила пунктуации.
В остальном ход игры такой же, как и в «Предложениях по схеме».
Варианты. Можно усложнить игру, если отбрасывать предложения, имеющие одинаковую синтаксическую структуру, то есть поставить командам задачу привести как можно больше синтаксически разных предложений с одной и той же последовательностью знаков препинания. В этом случае необходимо дать командам время на обсуждение (не менее 5 минут), чтобы они могли сверить предложения и сделать их разнообразнее. Этот вариант игры эффективнее, но существенно сложнее.
Цели. Игра предлагает ребятам совершенно новую задачу, обратную привычной - расстановке знаков препинания в готовом тексте. Она развивает «пунктуационную бдительность». Как и упражнения с пропущенными буквами, привычные задания на расстановку знаков препинания притупляют внимание, тем более что в од-
30 \
КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ
Игры этого типа наиболее популярны, и, скорее всего, в этом разделе вы не найдете ни одной незнакомой игры. Комбинаторных игр множество: это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, ребусы, шарады, головоломки. Они многократно описываются в самой разной учебной и методической литературе, периодических изданиях. Есть даже люди, профессией которых стало сочинение заданий такого типа для газет и журналов.
В центре внимания в комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Процесс игры напоминает игру в конструктор: из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разнообразные модели. Иногда ставится противоположная задача: по готовой модели (слову) определить, из каких деталей ее можно построить.
Сложные комбинаторные игры (особенно «Палиндромы» или «Шарады») часто требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой изобретательности. Всегда очень хорошо проходит многоборье по комбинаторным играм, сочетающее конкурсы шарад, палиндромов, каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир по игре «Почему не говорят...». Один раз в четверть или в год можно устроить настоящий праздник комбинаторных игр.
Другой вариант большой игры - парад головоломок, который может длиться от недели до четверти. На стене вывешиваются листы ватмана, и каждый желающий может написать на них придуманную головоломку, шараду, вопрос. Заранее выбирается жюри. Тот, кто отгадал ту или иную головоломку, записывает решение на листке и, подписав его, отдает в жюри. Парад завершается тем, что жюри, присудив баллы всем авторам хороших заданий и всем, кто сдал правильные решения, объявляет победителей, набравших наибольшее число баллов. Можно определять победителей по номинациям: ребусы, шарады, «Почему не говорят...» и т. д.
Наиболее интересны игры, построенные на разотож-дествлении внешнего облика слова и его значения (такие, как «Почему не говорят...» и «Энтимологический словарь»). Играющий смотрит на слово как бы глазами иностранца, он сознательно игнорирует включенность слова в ткань живого языка и может трактовать и членить его самым невероятным образом. Но, конечно, эти «экзерсисы» вызывают смех благодаря эффекту «двойного видения» - ведь мы ни на миг не забываем подлинного места слова в системе языка.
Поскольку комбинаторные игры достаточно широко распространены, в этот раздел включены лишь игры, во-первых, наиболее интересные, во-вторых - не вынуждающие учителя заранее готовить к ним задания. Во все предлагаемые игры ребята могут играть самостоятельно. При необходимости большое количество игр этого типа можно найти в литературе.
«СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»
ВШ* Играть можно уже с детьми младшего школьного возраста, для старшеклассников игра скучновата. Понадобятся ручки и бумага. При большом числе
на русском языке от С.Волкова. (Копипаст - а как иначе с диктантами поступать?)
Еще один диктант на засыпку, теперь на Ь после шипящих (95-й год). Вдруг кому-то будет нужно.
Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров», -- убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ.
И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж» -- сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!»
Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Кузьмич. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Кузьмич. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!»
Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» -- спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» -- провыл Кузьмич зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» -- подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену туч внезапно прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.
Еще один диктант на засыпку из 1994 года -- на сложные слова (с двумя корнями), дефисы и слитно-раздельное написание.
Глубокоуважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на пресс-конференции, посвященной девяностолетию со дня экономико-политической стачки рабочих банно-прачечных комбинатов города Иваново-Вознесенска. Именно она послужила толчком к распространению социал-демократического движения по все стране. После присоединения к борьбе путеналадчиков вагоноремонтных маст ерских и рабочих вагонно-паровозных депо города Орехово-Зуево, кашеваров походно-полевых кухонь Северо-восточного морского пароходства, лесорубов Ямало-Ненецкого автономного округа, кролиководов Каракалпакии и акушеров-гинекологов Замоскворецких лечебно-профилактических водогрязелечебниц вышеозначенная стачка переросла в общероссийскую. Более того, брожение и волнение охватили полмира. Стосорокалетний аксакал с белоснежных предгорий Тянь-Шаня и коленопреклоненный лейб-гвардеец индокитайского императора, прима-балерина балетно-оперного театра во Франкфурте-на-Майне и вице-президент нью-йоркской акционерно-страховой компании, авиадиспетчер из Алма-Аты и экс-чемпион мира по шахматно-шашечному пятиборью - все почувствовали на себе влияние стачки. Поздравим же друг друга с достопамятной датой и пожелаем себе высокопродуктивной работы в этом прекрасно оснащенном конференц-зале!Продолжаю. Еще один диктант на засыпку, из разошедшихся по свету. 1994 года выпуска. Н/НН. (Жена считает, что этот именинник -- вылитый я по характеру и формам проявления)
Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. “Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась в квашню с замешенным тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увешанную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.
ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ
1. Правописание корней с чередующимися гласными
Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склоненную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажигая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в придорожную канаву.
Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших процентах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со все возрастающей силой.
И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки загорелись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он подскочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.
2. Правописание О-Е после шипящих и Ц
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не береженного бог не бережет», - чертыхнулся черт чертовской пословицей.
3. Правописание Ь после шипящих
Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров», - убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», - сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидович. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.
4. Правописание приставок пре- и при-
Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, господин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути - дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по предплечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президента, но тут из кармана предательски высунулся предохранитель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.