[Л] - [Л`] - 1

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ

[Л] - [Л`] - 2

Упражнение № 2.

лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля

Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги

игла – земля метла – петля кулачок – светлячок

гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля

кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят

ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка

ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

[Л] - [Л`] - 3

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт

болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт

уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт

клок – клён плот – плётка слон – силён

солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик

лапки – липки латунь – летун ласты – листы

лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 4

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква

блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв

клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка

кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть

Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо

лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин

слыть – слить клык – клик орлы – Орли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 5

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком

пыл – пыль гол – голь кол – коль

кил – киль тол – толь мол – моль

мел – мель ролл – роль угол – уголь

стол – столь ел – ель дал – даль

цел – цель стал – сталь был – быль

ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 6

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать

мелком – мельком волны – вольный галка – галька

колка – Колька полка – полька булка – Булька

волна – вольна лак – ляг лог – лёг

лук – люк лыс – лис уголок – уголёк

цел – цель был – быль гол - голь

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 7

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания

лисья голова галка на гальке

ландыши в лесу поляна за лугом

полотно из льна длина волос

плеск волны кольцо из золота

лепесток лотоса соль в солонке

масло в маслёнке половинка лимона

жёлтая листва колючие иголки

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 8

Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

налитой колос зелёное одеяло

железный лом голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 9

Упражнение № 9.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 10

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 11

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 12

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 13

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт –

Белого найдёт.

(Заяц и лиса)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 14

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась

(Самолёт)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 15

Упражнение № 15. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 16

Упражнение № 16.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я трудом его поймала.

Быть хозяйкой не легко

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 17

Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.

Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.

Удивительная штука:

Слезы капают у внука.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 18

Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки

Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки

Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.

Не сержусь - сказала Мила,

Я выплакиваю мыло.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 19

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Злаки.

Все злаки на поле,

Все злаки на воле,

Довольны все злаки,

Что дали им волю.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 20

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Люблю землянику,

Люблю голубику,

Люблю и малину,

Люблю и клубнику.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 21

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.

Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 22

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У осла – ослёнок,

У козла – козлёнок,

У лисы – лисёнок,

У кого телёнок?

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 23

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Ехал на олене,

Ехал на осле,

Ехал на лошадке,

Но не на козле.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 24

Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 25

Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы. Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий. Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 26

Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 27

Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 28

Упражнение № 28.

Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе. Л иха беда -начало. Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет. У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей. Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 29

Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

Не все то золото, что блестит. Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит. Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён. Кончил дело - гуляй смело.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 30

Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

Отольются волку овечьи слёзки. В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова. Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула. Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 31

Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л.Толстому

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».

Ла - ля

игла- земля метла- петля гладя- глядя глазки- коляски флаги- фляги пола- поля лавка- лямка лапа- шляпа

юла- Юля кулачок- светлячок вобла- воля

кукла- туфля флаг- фляжка плачем- пляшем

Ло- лё

лоб- лёд лов- Лёва лом- лён ложка- лёжа

пилот- полёт болото- полёты колосья- колёса кашалот- самолёт

зло- взлёт клок- клён плот- плётка слон- силён

Лу- лю

клумба- клюква блузка- блюдце случай- ключ

лук- люк лужа- Люда лучший- колючий

клуб- клюв клубок- любой скорлупка- шлюпка

Лы-ли

лыко-лихо лысый-лисий улыбка-улитка полынь-павлин

ослы-росли чехлы-несли щеглы-текли башлык-велик

клык-клин плыть-лить хлыст-лист слышать-слишком

цел-цель стал-сталь стул-стулья угол-уголь

мал-мальчик пел-пельмени кол-кольцо жил-жильё

был-быль ел-ель дал-даль пыл-пыль

2. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках

кошелек калоши флажок фляжка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик засе­лять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.


Загадки

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)

Летний день

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

(В. Данько)

Мой Лизочек

(Отрывок)

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!

(К. Аксаков)

Сова

Летала сова - весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша вымылалосуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:

Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.

(По Е. Пермяку)

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из ла­пок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лёжки - помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась - та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание . Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка .

1) Язык широко распластать я просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха. Примечание . Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­ком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна. Примечание . Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение. Примечание . При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается, и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Затем большим и указательныМ пальцами любой руки плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полуто­ра-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание . 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­духа.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз­начает, что произвольно работает сам язык (рабо­тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш-ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука р явля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствие чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

1. Упражнение . Раскатистое произнесение звукосо­четания тр. После закрепления произнесения корот­кого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр-вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделённый от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.

ОБРАЗЕЦ произнесения прямых слогов: тр-а, тр-о, тр-ы.

тра - тро тро-тры

тра-тру тру-тры

тры-тра тру-тро

тро-тру тры-тро

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов: ы-тр-, и-тр-,

а-тр-,. о-тпр-, у-тр-, я-тр-, ё-тр-, ю-тр-, е-тр-.

атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр итр-етр-ятр

ётр-етр-ятр ытр-атр-отр атр-утр-ытр ютр-ётр-ятр

етр-итр-ютр итр-ютр-етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога тра слы­шится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание . Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р (рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.

1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр-aп, те-тр-адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ: тр__а-ва, хи-тр__ость.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, театры, осмотры, открывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр___а, стр__уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ: те-атр- .

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др__ан-ка,

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРА3ЕЦ: эска-др -а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

образец: На тр-аве др-ова. Мы уезжаем завтр-а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Петр увидел

Трофим поит лошадь из (ведро)

В (тетрадь) осталась одна страница.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро ясное. Иван Петрович ищет ведра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки - по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

ОБРАЗЕЦ: и-р -, о-р -, у-р -, ы-р.

ар-ор-ур-ыр ер-ир-юр-ер-яр ыр-ир-яр-ар ер-ор-ор-яр

ыр-ур-ор-ар ар-яр-ор-ёр ер-ор-юр-ур ёр-ер-ир-юр

Примечание . Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетаниями тр и др.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо- р - , а - р - ка, фо - р - точ-ка

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма,
шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­
онер, офицер.

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

образец: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

8. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках


картина боксер термос

образец: Пёс Ба-р-бос и кошка My-р-ка. Его- р- у по-р-тного.

Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене кар­тина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Гер­мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фё­дор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

10. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

На терке трут

Захар держит (топор)

Чисти для борща

Брат идет к (карта).

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вот мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надева­ет куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С Маршак)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

12. Упражнение . Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слышаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р-. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение звука р в обратных слогах.

Образец: р-а, р-о, р-у, р-ы.

ра-ро-ру-ры ры-ру-ро-ра

ро-ры-ру-ра ру-ра-ро-ры

ра-ру-ро-ры ро-ра-ры-ру

ру-ры-ра-ро ры-ру-ра-ро

1. С ударением на слоге.

образец: го-р-ох, дво-р-ы, мака-р-о--ны.

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га­раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, ра­дость, раковина

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сы­рой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, корот­кий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, то­поры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р__а-кета, Ве-р__а

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шоферы
мундиры-базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.

3. Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: вр - ач, кр - ошки.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ

ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛИ-ЛЫ-ЛИ

АЛЬ-АЛЬ-АЛ АЛ-АЛ-АЛЬ АЛ-АЛЬ-АЛ АЛЬ-АЛ-АЛЬ

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ

УЛЬ-УЛЬ-УЛ УЛ-УЛ-УЛЬ УЛ-УЛЬ-УЛ УЛЬ-УЛ-УЛЬ

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ

ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ

ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ

ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛА АЛА-АЛА-АЛЯ АЛА-АЛЯ-АЛА АЛЯ-АЛА-АЛЯ

ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО ОЛО-ОЛО-ОЛЁ ОЛО-ОЛЁ-ОЛО ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ

УЛУ-УЛУ-УЛЮ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ УЛУ-УЛЮ-УЛУ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ

ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Слова

Лама – лямка – лапа – ляпис – лавка.

Лак – ляг – флаг – фляга – пламя – клякса.

Лог – лег – слог – силок – кулек.

Слон – клен – склон – поклон – силен.

Пилот – полет – налет – полоть.

Белый – белить – полынь – полить – улыбка – улитка.

Колун – салют – клумба – плуг – пл

Ел – ель Цел - цель

Пыл – пыль Стал - сталь

Был – быль Лыс - лис

Мел – мель Дал - даль

Мол – моль Лот - лед

Лак – ляг Лук - люк

Лог – лёг Ложка - лёжка

Налог – налег Флаги - фляги

Угол – уголь Галка - галька

Уголок – уголек Полка - полька

Тол – толь Волна - вольна

Гол – голь Намыл – намыль

Предложения

Попадешь в цель – останешься цел.

Литейщик стал плавить сталь.

Я там был и слушал быль.

Я голову мыл, а ты свою - мыль.

Он пальцы мне жал, а мне его жаль.

Милые белые лилии

В белых своих лепестках,

Плавают белые лилии

В мелких и плавных волнах.

Лодка скользнула над лилией,

Лилий коснулось весло,

Плавают белые лилии –

Лодку волной унесло.

У дома – ель, На грядке – лук, На ветке – галка,

А мальчик – ел. У дома – люк. На речке – галька,

На речке мель, У здания – угол, На стенке – полка,

А в школе – мел. А в печке – уголь. А танец – полька.

Стихи и скороговорки

В полёте Поля – пилот.

Коля купил Лике кило кильки.

Над лугом летели белые лебеди.

Нил мыл пол и ныл.

У теплой плиты Толя плетет лапти.

Толя под тополем

Пил топленое молоко.

У Беллы алая лента,

А у Аллы – белая.

У Коли – колун,

У Лики – кулон.

У Лиды легкое платье

И теплое пальто.

У Олежки тележка не желтая, а тяжёлая!

МЕДВЕДЬ БОЛОНКА

Ты куда идешь, медведь? В белых локонах болонка

В город, елку поглядеть! Лает тонко, лает звонко.

Да на что тебе она? Я болонке приказала:

Новый год встречать пора! - Ты легла бы да лежала!

Где поставишь ты ее? Вот атласная подушка.

В лес возьму, в свое жилье. Ты не сторож, ты – игрушка.

Что ж не вырубил в лесу? Золотистой заколкой

Жалко. Лучше уж куплю. Заколю болонке челку.

Голубей Алёшка

Накормил с ладошки.

Голуби немножко

Поклевали крошки.

Голуби с дорожки

Весело вспорхнули,

Голубей Алешка

Кликал: «Гули – гули».

Апрель, апрель!

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Кто построил этот светлый,

Этот мраморный вокзал?

Кто под нами незаметно

Проходил и проползал?

Под садами, под домами

Шли рабочие в забой,

Воевали с плывунами,

С камнем, глиной и водой.

У липы липовый цветок,

У липы липовый листок,

Целебен липовый цветок,

И липок липовый листок.

Лепестки лелеют,

Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют,

Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют,

Все лето листок зеленый

Пусть они алеют.

Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

И я там был и слушал быль.

Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Ла – ла – ла - куча мала.

Ля – ля – ля - во дворце у короля.

Лу – лу – лу - танцую на балу.

Лю – лю – лю - я лимоны куплю.

Лы – лы – лы - деревянные столы.

Ли – ли – ли - мы гулять пошли.

Ул – ул – ул - дайте стул.

Уль – уль – уль - несу я куль.

Ел – ел – ел - он был смел.

Ель – ель – ель - кушайте кисель.

Ал – ал – ал - я упал.

Аль – аль – аль - потерял сандаль.

Ол – ол – ол - как я зол.

Оль – оль – оль - пришёл Поль.

Ыл – ыл – ыл - где я был!

Ыль – ыль – ыль - какая пыль!

Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:

Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!

Пл яшут капл и в л ужице,

Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!

Пл от по л уже кружится.

Л ягушонок вл ез на пл от

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!

Зал ивают с гол овой!

Что мне вол ны! Самый пол ный! -

Не сдаётся рул евой.

Я на вол нах попл ыву!

По канал у - и в Москву!

Тол ько л ивень всё сил ьнее.

Тол ько капл и всё крупнее.

Хвастунишку не жал ея,

Бьют сил ьнее и бол ьнее!…

Л ягушонок в л ужу - пл юх!

И на земл ю, под л опух.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Пришл а ко мне подружка,

И мы играл и с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг, пригл янул ась ей:

Л ягушка заводная,

Весёл ая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Л юбимая был а!

Но, всё же, я подружке

Л ягушку отдал а.

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в сл ово часто просится.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Перескажи близко к тексту:

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:

    Что ты там, лисонька, делаешь?

    Отдыхаю, голубчик, - отвечает ему лиса. - Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.

А козлу давно пить хотелось.

    Хороша ли вода?

    Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.

Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:

    Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.


Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.