Упражнения и игры направлены на развитие навыков звукового анализа и навыков фонематического восприятия. Способствуют профилактике нарушений письменной речи у дошкольников. Могут использоваться учителями-логопедами на занятиях по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Будут полезны родителям для подготовки детей к школьному обучению.

Дифференциация звуков [У] — [А]

Схемы звуков: звук [У] — маленький красный кружок, звук [А] — большой красный кружок.

1. Топнуть ножкой, если взрослый произнесет звук [А], хлопнуть в ладошки на звук [У].

А И У Э У А О У А О Ы У И О Ы У И А…

2. Послушать и повторить ряд, соблюдая ударение:

Ауа — аУа — ауА

Уау — уАу — уаУ

3. Выложить схемы: [УА], [АУ].

4. Озвучить схемы, подобрать соответствующие буквы разрезной азбуки.

5. Назвать первый звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив картинки (аквариум, улитка, утка, арбуз).

6. Назвать последний звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив этой картинки (труба, какаду, мышка, лягушка, марабу, Чебурашка).

6. Это Антон и Уля. Определите, с каких звуков начинаются их имена и закрасьте соответствующие кружочки. Они рассматривают книжку с наклейками. Наклейки, в названии которых встречается звук [У], наклеивает Уля, а со звуком [А] — Антон. Определите, где чья наклейка (бусы, мишка, утюг, солдатик).

Сорокина Татьяна Викторовна,
учитель-логопед, МБДОУ МО город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №213″

Гласных звуков

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

1. ____________ 1. ____________
2. ____________ 2. ____________
3. ____________ 3. ____________

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й

Класс: 1

Обучающие: учить дифференцировать артикуляционные уклады звуков А и О.

Развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, анализа путем выделения и дифференциации звуков А и О изолированно, в слогах и словах; развивать зрительную, слуховую память, внимание через запоминание правописания словарных слов; развивать диалоговую форму речи.

Коррекционные: коррегировать и закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и прописных строчных букв А, О.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением облака, аиста;
  • Карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Индивидуальные карточки «Где спрятались буквы?» (жёлтые),
  • Индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Карточки со словарными словами,
  • Заготовка книжки со стихотворением «Котик и козлик» (зелёные),
  • Магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сядьте те дети, в чьем имени1 слог,... 2 слога,... 3 слога...

2. Объявление темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.

Белая вата плывет куда-то. (Облако )

На избе живет,
Лягушка счет ведет. (Аист )

Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.

– Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы А и О ).

– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы А и О.

3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков

– Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук О. Что вы видите? (Губы в виде овала)

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

(Свободно, без преград)

– Теперь произнесите звук А. Что вы видите? (Губы в виде большого круга).

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).

4. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно

– Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки А и О а вы угадывайте, что я говорю:

– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо

Дети произносят звуки хором.

– Разбейтесь на пары. Один будет произносить без голоса звуки А или О, а другой – отгадывать.

Дети выполняют упражнение 3 минуты.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах

– Звуки спрятались от вас в слоги. Хлопните, если услышите звук А:

па, ор, са, до.

– Хлопните, если услышите звук О:

до ап, по, ра

– А теперь ищите звук А в словах:

мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы.

– Теперь вам нужно поймать звук О.

обруч, стена, школа, краски, кино, громкий, сладкий.

Дети хлопают в ладоши.

6. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв

– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

7. Фонетическая ритмика

– Буквы предлагают немного потанцевать.

Посмотри на букву А –
Топни правая нога!
Посмотри на букву О –
Наши руки высоко!

Педагог показывает соответствующее движение.

– Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.

Педагог называет звуки А и О по очереди.
Дети показывают движения под музыку «Барыня».

8. Нахождение контура буквы в картинке

– Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На желтых карточках найдите буквы А и О и обведите их красным карандашом.

Дети работают индивидуально на местах.

Проверка: Какую букву вы нашли в картинке лампы? В изображении лица девушки? …

Дети отвечают.

9. Соотношение буквы и звука в словах

– Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву?

Покажите, какая буква встречается в слове? Поднимите нужную карточку с буквой А и О.

Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, генерал, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.

Дети демонстрируют индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О.

– Вы настоящие чемпионы!

– В этих словах встречалось по одной букве а или о . А в следующих словах может быть и две буквы а , и две о и даже три буквы. Здесь вам понадобятся способности настоящих шпионов. Вам нужно запомнить слово на карточке, запомнить в какой последовательности встречаются буквы А и О и записать эту последовательность.

Первое слово мы сделаем вместе.

Педагог представляет карточку со словом «собака», написанным прописными строчными буквами.

– Вспомните последовательность букв А и О в этом слове? (о, а, а)

– Запишем эти буквы в том порядке, в каком они идут в слове – аоо.

Проверим, сОбАкА. Правильно, ни одной буквы а и о не пропустили. А теперь вы самостоятельно.

Карточки со словами: альбом, девочка, погода, облако, ворона, работа, воробей.

Проверка: читают слово на карточке орфографически правильно, потом также читают слово, проверяя буквы, написанные в тетради.

Дети записывают буквы в тетрадь.

10. Физкультминутка

– Немножко отдохнем. Повторяйте за мной.

Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясет бородою.

Педагог показывает движения, дети повторяют.

11. Соотношение буквы и звука в предложении

– Это стихотворение записано на зеленых карточках. Я вам оставлю их на память.

Но в некоторых словах пропущены буквы. Пропущены буквы а, о.

– Вставьте вместо точек эти буквы, и у вас получится настоящая книжка со стихотворением.

Дети выполняют задание на местах.

12. Итог занятия

– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
– Какие задания урока вам понравились больше всего?
– В каких заданиях вы испытали затруднения?
– Как справились с этими трудностями?
– Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?
– Спасибо за урок. До свидания.

Литература:

  1. Кочеткова Н.А
. Я различаю буквы о – а, сходные по написанию: альбом ученика, – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
  • Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю!: Пальчиковые игры: Для детей 2-4 лет,– М.: «Издательство «Карапуз», 2003.
  • Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.

    2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

    3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] - [У], [А] - [О].

    4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].

    5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

    6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.

    Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).

    Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).

    Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

    Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

    Задание 3 . Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

    Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.

    Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

    Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».

    Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

    Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).

    Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ...

    Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

    Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):

    а, и, а, о, и, у.

    Аналогично игра проводится и с другими звуками.

    Задание 5 . Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

    Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

    Задание 6 . Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).

    Задание 7 . Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].

    Задание 8 . Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).

    Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].

    Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.

    На крышу поставили телевизионную... (антенну). Солдат стреляет из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки). Наступила золотая... (осень). В огороде выросли...(овощи). Маша вдевает нитку в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).

    Задание 11 . Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

    [А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги.

    Задание 12 . Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:

    кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).

    Задание 13 . Упражнение для развития координации речи с движениями.

    Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.

    Топор нашли, - Остановился.

    Дрова рубили - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

    — Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

    Задание 14 . Закрепление знания букв А, О, У, И. Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);

    повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;

    повторить игры с буквами А, О, У, И.

    Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;

    Выкладывание схем из красных кружков; составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

    Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

    Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

    Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. Например, при дифференциации з и ж ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, на правой жук. Вместе с воспитателем ребенок уточняет произношение этих звуков, при этом его внимание обращается на различия в положении органов артикуляции. Например: губы - при з - в улыбке, при ж - округляясь, слегка выдвигаются вперед; язык - при з - за нижними зубами, при ж - поднимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя - при з - холодная, узкая, при ж - теплая, широкая. Далее воспитатель поочередно показывает картинки-символы, а ребенок: 1) называет соответствующие им звуки, 2) не называя звук, говорит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок). Таким образом, ребенок различает звуки, опираясь на их артикуляционные признаки.

    Для дифференциации по акустическим признакам воспитатель называет поочередно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

    Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игровые упражнения. Так, педагог говорит ребенку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят (за..., зы..., зо..., зу...) и жужжат (жа..., жи..., жо..., жу...). Показывает на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребенок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом воспитатель произносит разные слоги (за, жи, жо, зу, зо и др.), а ребенок показывает соответствующие картинки-символы.

    Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеется звук з или ж.

    При дифференциации по акустическим признакам воспитатель берет картинку, называет ее, а ребенок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, педагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соответствующим символом.

    При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук (з или ж), затем кладет под соответствующую картинку-символ.

    Затем воспитатель называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например: кожа - коза, лужа - луза. Ребенок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, а где ж.

    После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука - з и ж. Например: железо, зажигалка, железнодорожник, зажимы, жезл и др. Ребенок называет их, определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

    Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и словарная работа.

    При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами воспитатель вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок повторяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (жа - за, жа - за, жа - за - идет жадная коза; зы - жи, зы - жн, зы - жи - на заводе. делают ножи; зу - жу, зу - жу, зу - жу - дает Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

    Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.)- Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам воспитателя. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

    Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

    Вопросы и задания

    1. Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизношения вы знаете?

    2. Назовите цель и содержание работы на подготовительном этапе.

    3.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики?

    Какие вы знаете упражнения для выработки направленной воздушной струи?

    Какие игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики вы можете предложить детям?

    Какие звуки называются опорными? Приведите примеры опорных звуков для звуков с, ш, л, р.

    Назовите цель и содержание работы на этапе постановки звука.

    Какие три основных способа постановки звуков вы знаете?

    Как используются картинки-символы никакие требования к ним предъявляются?

    Назовите цель и содержание работы на этапе автоматизации звука.

    Как проводится автоматизация звука в слогах?

    Как строится работа при автоматизации звука в словах?

    Какой материал и как используется для автоматизации звука во фразовой речи?

    Назовите цель и содержание работы на этапе дифференциации звуков.

    По каким основным признакам проводится дифференциация изолированных звуков, а также звуков в слогах и словах? Приведите примеры