Цыганок И.Ю.,учитель-логопед
Солодовник А.В.,учитель–логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 156” г.Краснодара.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

"Я скоро пойду в школу…" - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: "Пора или нет идти в школу?" Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?

Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.

Именно поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций, которые в своём содержании отражает советы разных специалистов по вопросу готовности детей к школе.

Можно ли определить готовность к школе?

Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше... Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе "трудно". Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).

И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки"вводными навыками".

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в подготовительный класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на "продленке", а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь делу.

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каким образом происходит вступительное собеседование в школе?

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

Приемная комиссия проверяет также способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке подлежат также фонематический слух ребенка и логичность его рассуждений. При выполнении детьми практических действий смотрят также на их сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Наряду с общим развитием, выявляют и уровень начальных знаний детей по основным школьным дисциплинам: проверяют знание детьми цифр и букв, умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы.

Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты. Сложно назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании, поскольку они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса. Ведь существуют специальные школы с углубленным изучением предметов, школы, где некоторые школьные дисциплины начинаются не с пятого, седьмого и т. д. классов, а уже с первого года обучения идет знакомство ребят с таким сложным предметом, как иностранный язык, или более углубленно изучается математика. Существуют также и специальные гимназические классы, условия поступления в которые более строгие, нежели в обычные, общеобразовательные.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:

* элементарные математические представления .

Он должен знать:

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

Знаки +, -, =, >, <;

Название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

Называть числа в прямом и обратном порядке;

Соотносить цифру и число предметов;

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Пользоваться знаками арифметических действий;

Измерять длину предметов с помощью условной меры;

Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

* речь дети должны уметь:

Строить сложные предложения разных видов;

Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

Находить слова с определенным звуком;

Определять место звука в слове;

Составлять предложения из 3-4 слов;

Членить простые предложения на слова;

Членить слова на слоги (части);

Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

* представления об окружающем мире:

Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

Иметь представление о сезонных явлениях природы;

Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Можно ли определить психологическую готовность ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Как правильно выбрать школу для ребенка?

Отдавая ребенка в школу родители должны понять, что они хотят получить от учебного заведения, в которое отдают свое чадо. Одни хотят, чтобы ребенок был эрудирован, владел большим количеством знаний. Другие, чтобы их наследник имел высокий уровень компетенции: умел учиться, работать с информацией, вел научно-исследовательскую работу. Третьи, имея ребенка со слабым здоровьем, хотят обучать его в школе, где на ряду с образовательными реализуются и оздоровительные программы.

Кроме того нужно учитывать еще и следующее. Говорят, что надо выбирать не школу, а учителя. Это не совсем так, хотя в начальной школе учитель для ребенка – царь и бог. Но общая атмосфера в школе более важна.

Внутри школы нужно посмотреть, в каком состоянии туалеты и столовая. Если на стендах висят объявления, написанные полгода назад, в этих стенах явно не все в порядке.

Можно встретиться с директором и посмотреть на общую культуру и уровень доброжелательности этого человека. Можно попробовать походить по коридорам школ вашего района (на мой взгляд, лучше ребенку в начальной школе учиться недалеко от дома) и послушать – кричат там учителя на детей или нет.

Еще важно, чтобы у ребенка была возможность проявить себя и получить одобрение, если не в учебе, то в творениях, либо спорте и т.д. Окружающие должны об этом знать. Тогда у ребенка не возникнет комплекса неполноценности. А некоторые родители, купив большую шоколадку и подарив ее уборщице, узнают от нее характеристику всех учителей.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: “Смотри не балуйся!”, “Веди себя хорошо!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!” и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.

Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут “перемены” - желательно подвижной.

Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается, необходима.

В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если сделаешь, то...” Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.

Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Как правильно организовать рабочее место первоклассника?

1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола.

Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий.

2.Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим,указательным и средним,а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

3.Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице,где идет работа, приходил ось на середину груди, расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см

4.Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

5. Хорошая освещенность рабочего места . – лампа должна находится с левой стороны от ребёнка (для правшей).

6. Письменный стол – в первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом "прямой угол". Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй - в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.

Как проводить фонематический анализ слова?

Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Правильная подготовка к обучению языку реализуется на уровне звукового анализа слова.

Звуковой анализ – это:

Определение порядка звуков в слове

Выделение отдельных звуков

Различение звуков по их качественным характеристикам.

Предлагаем вам справочный материал по звуко-буквенному анализу слова.

ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

2.При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

3.Сколько в слове гласных, столько и слогов в слове.

4.Обозначаются красным цветом.

5.Смягчают согласную: Я,Е,Ю,И.

ПРИЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1.Произносятся с шумом.

2.При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде языка, зубов, губ.

3.Согласный звук может быть твердым или мягким.

4.Твердый согласный обозначается СИНИМ цветом, мягкий- ЗЕЛЕНЫМ.

5.Всегда твердые: Ш Ж Ц

6.Всегда мягкие: Ч Й Щ.

СОГЛАСНАЯ БУКВА БУДЕТ ВСЕГДА

Твердая (синяя) Мягкая (зеленая)

Если после согласной стоит -если после согласной стоит

А О У Ы Э Я Е И Ю

Если согл. стоит в конце слова -если после согл. стоит Ь

Всегда твердые: Ш Ж Ц -всегда мягкие: Ч Й Щ

СХЕМА ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

На слух произнести слово (СИЛА)

Какой первый звук в слове?

Каким цветом обозначается?

Обозначь его зеленой точкой на листе бумаги.

Какой второй звук, обозначь его красной точкой.

Какой третий, обозначь синим цветом.

Какой четвертый, обозначь красным цветом.

Сколько в слове согласных? Назови их.

Сколько в слове гласных? Назови.

Сколько всего звуков в слове?

Чтение: вред или польза…

Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).

Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: “А - Бэ - Вэ - Гэ - Дэ…” . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фразу.

Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение - сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых” букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.

Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?

1. Развитие мелких мышц руки:

Работа с конструкторами разного типа;

Работа с ножницами, пластилином;

Рисование в альбомах (карандашами, красками).

2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование готовности к школьному обучению

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

Исследованию подлежат следующие стороны речевого развития:

  1. правильное звукопроизношение,
  2. звуковой анализ слов,
  3. состояние фонематического слуха,
  4. активный и пассивный словарный запас,
  5. сформированность грамматического строя речи,
  6. владение связной речью.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Для обследования звукопроизношения ребёнку предлагается набор предметных картинок с изображением предметов, имеющих свистящие, шипящие, сонорные звуки в различных позициях: в начале слова, в середине, в конце.

Например:

С - Сук, коСа, автобуС;

СЬ – Сетка, оСёл, гуСь;

З - Зонт, коЗа;

ЗЬ- Земляника, обеЗьяна;

Ц - Цапля, кольЦо, огуреЦ;

Ш - Шуба, шиШка, дуШ.

Исследование фонематического слуха

Для проверки правильного произношения парных звонких и глухих согласных звуков предлагается следующий набор картинок:

П – Б ПОЧКА – БОЧКА

К - Г КОРКА – ГОРКА

С -З САЙКА - ЗАЙКА

Т-Д ТОЧКА – ДОЧКА

Ф -В ФАНЯ – ВАНЯ

Ш -Ж САША - САЖА

Звуковой анализ слов.

Для письменного воспроизведения любого слова ребёнок должен не только различать все составляющие звуки слова, но и владеть их последовательным написанием, а значит владеть звуковым анализом слов.

1. Выделение звука на уровне слова.

Ребёнку предлагается определить, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове роза?».

2. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце. Например: «Определить место звука Ш в слове шум, мышка, душ».

3. Выделение звука из начала и конца слова. Сначала предлагается выделить ударный гласный звук, для чего ребёнок должен ответить на такие вопросы: «Какой первый звук в слове астра?». А в словах: улица, утка, азбука, улей, осень, озеро.

Какой последний звук в словах: окно, метла, весна, кенгуру, луна, зима.

Затем даётся задание на выделение согласного звука из начала и конца слова, например: «Какой последний звук в слове лук?» А в словах: мак, шар, слон, шкаф. «А какие первые звуки в этих же самых словах?» Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.

Словарный запас

Для исследования словарного запаса применяются специальные приёмы, позволяющие выявить состояние активного и пассивного словаря.

Название предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

Обобщающие слова для группы однородных предметов;

Подбор признаков к определённому предмету;

Подбор возможных действий к предмету;

Подбор предметов к заданному действию;

Подбор синонимов (слов, близких по значению);

Подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

Исследование грамматического строя речи.

Сформированность грамматического строя речи важна потому, что даже достаточно словарный запас не решает полноценности связной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения, связанные высказывания, поскольку только при этом условии можно достаточно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Для исследования грамматического строя речи используются следующие задания:

Образование множественного числа имён существительных (стол - столы);

Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (большой ключ, а маленький - ключик);

Согласование прилагательных существительными (трава какая? - зелёная);

Согласование существительных с числительными (три шара, а пять -шаров);

Употребление предлогов (где лежит книга? – книга лежит на столе);

Образование глаголов при помощи приставок (в дом входят, а из дома - выходят);

Образование относительных и притяжательных прилагательных (хвост у зайца – заячий, сумка из кожи - кожаная).

Владение связной речью.

Умение построить рассказ, последовательно изложить мысль, установить связи между событиями – всё это очень важно для ответов на уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Для исследования связной речи используются следующие виды заданий:

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

Пересказ просмотренного мультфильма;

Рассказ о событиях прошедшего дня;

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

Составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) и пр.


Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.

Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

Полноценность владения речевыми звуками. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Сформированность грамматических систем.К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

Владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

- речевая коммуникация. К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется его речевой готовностью. Насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или

отсутствие, а так же приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребенок не владеет названными

умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Диагностика звукопроизношения.

До начала обучения грамоте ребенок обязательно должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Недопустимы в речи полные звуковые замены (типа сыпленок вместо цыпленок или калтина вместо картина), такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове – в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Все надписи к картинкам при обследовании нужно закрывать, чтобы ребенок их не видел

Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены, то их необходимо обязательно устранить до начала обучения ребенка грамоте. (Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.)

Далее необходимо выяснить, все ли речевые звуки различаются на слух. Эта необходимость связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове. Можно предложить ребенку следующие задания.

Задание № 1 .

Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове РОЗА?» далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах:

КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.

Ребенок должен уловить лишь само наличие звука в слове, без определения места этого звука.

Задание № 2.

Выделение первого звука из слова. Ребенок должен ответить на вопрос о том, какой первый звук в слове АСТРА. Затем он называет первый звук в таких словах:

УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ИВА, АИСТ, УЛИЦА, КРАН, КРЫША, ТРАВА.

Задание № 3.

Выделение последнего звука из слова. Ребенок должен назвать последние звуки в следующих словах:

СУП, ТОРТ, КРОТ, МАК, ПАЛЕЦ,

ОБРУЧ, ДОМ, СТОЛ, СЛОН, ОКНО,
ВЕСНА, КЕНГУРУ.

Задание № 4.

Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала надо убедиться, что ребенок понимает значение самих этих слов, для чего надо попросить его показать начало, середину и конец строки, веревки, линейки и т. п. затем предложить ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш.

ШТОРМ, ШИЛО, ТИШЬ, ШАЛАШ,
ШИШКА, МАШИНА, ШАЛУН, МЫШЬ,

КРЫШКА, РОМАШКА, ШУТКА, ШАР,
ПОДУШКА, КОШКА, ЛЯГУШКА, ЁРШ,
ШАКАЛ, ШАРФ, БРОШКА, КРЫША, ШУБА.

Если ребенок справился с этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например: назвать первый, второй,

третий и т. д. звуки в словах СТОЛ, СУМКА, КАРТИНА; определить, какой звук слышится после (перед) О в слове ВОЗДУХ и т. п.

Диагностика словарного запаса ребенка.

Далее следует диагностировать достаточен ли словарный запас ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2 000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.)

Для выяснения имеющихся в словаре ребенка имен существительных можно предложить выполнить ему следующие задания.

Задание № 1.

Попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам.

Каких ты знаешь животных (домашних и диких) ?

Каких ты знаешь рыб, птиц, насекомых?

Какие ты знаешь деревья, цветы?

Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

Какую ты знаешь мебель?

Какую ты знаешь посуду?

Какую ты знаешь одежду, обувь?

Результаты выполнения уже одного этого задания позволят составить общее представление о богатстве или бедности словарного запаса ребенка: одни дети назовут, например, множество разных животных, включая и экзотических, а другие ограничатся только кошкой и собакой. В таком случае нужно немедленно приступить к обогащению словарного запаса ребенка.

Задание № 2 .

Предложите ребенку сначала перечислить все изображенные на картинках предметы, а потом назвать их одним словом.

Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты

Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель

Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда.

Задание № 3 .

Вы перечисляете отдельные предметы каждой логической группы. А ребенок называет их одним словом.

Предлагаются следующие группы предметов:

а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;

б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, бегемот, носорог;

в) курица, петух, утка, гусь, индюк;

г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус;

д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;

е) щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;

ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, лиственница, тополь, черемуха, каштан, липа, ива;

з) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, редька, тыква, кабачок;

и) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград;

к) вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;

л) тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, фужер, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, масленка, сковорода, кастрюля;

м) стол, стул, кресло. Табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант. Буфет, тумбочка;

н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, жилет, майка, трусы, сарафан, халат;

о) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;

п) кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик;

р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель;

с) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.

Для проверки наличия в словаре ребенка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:

а) Кто как передвигается?

Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … .

Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., ворона…., кукушка….., голубь…., соловей…., утка…, гусь…., курица…., лягушка…, комар…., жук….. .

в) Кто что ест?

Собака кость грызет, кошка молоко …., курица зерно….., корова траву…. .

г) Кто чем занимается?

Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., портниха…., прачка…., уборщица…., фотограф…., продавец…., покупатель…. .

д) Что может делать это животное?

Собака лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка…..; волк…..; медведь…..; заяц…..; змея….; лягушка…. .

Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных предложите ему следующие задания, рассчитанные на название признаков предметов.

Задание № 1.

а) Какого вкуса эти продукты?

Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. .

б) Какого цвета эти продукты?

Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. .

Задание № 2.

Какая основная черта характера у всех этих животных?

Волк злой, лиса…., собака….. .

Задание № 3.

Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов (величина, цвет, вес, форма, вкус, запах, температура, материал, принадлежность)

Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…

Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино…

Куртка –

Собака –

Задание № 4.

Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Например: Что бывает ДЛИННЫМ? (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)

Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)?

Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?

Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ…)?

Что бывает ХОЛОДНЫМ (ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ)?

Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ)?

Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ)?

Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?
что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?

Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ)?

Задание № 5.

Назвать противоположные признаки предметов.

Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - ….., веселый - …., смелый - …., быстрый - …., горячий - …., густой - …., больной - …. .

Задачи № 6 .

Назвать похожие признаки предметов.

Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый.

Теплый –

Медленный –

Высокий –

Веселый –

Задание № 7.

Попросите ребенка объяснить, что значат выражения:

Золотые руки

Железное сердце

Светлая голова

Тонкий ум

Летящая походка

Теплая встреча

Шелковые волосы

Короткая память

Горькая правда

Сладкая ложь

Для выяснения имеющегося запаса наречий надо побеседовать с ребенком о повадках различных животных, о временах года и суток, об особенностях погоды, о расположении предметов в пространстве и т. п., задавая при этом вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? Например: «Как бежит мальчик? Где лежит книга? Когда прилетают птицы? Куда они улетают осенью? Откуда выпал птенец?

Диагностика сформированности грамматических систем.

Так же при диагностике речевой готовности дошкольника необходимо выяснить, усвоены ли грамматические нормы языка. Это важно потому, что даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Для проверки сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения предложите ему выполнить следующие задания.

Задание № 1.

Образование множественного числа имен существительных.

Назови один предмет и несколько.

Задание № 2.

Образуй множественное число от следующих слов.

Слон, журавль, глаз, окно, стул, дерево, день, лоб, ухо, медвежонок, бельчонок.

Задание № 3.

Согласование прилагательных с существительными.

1) – Добавь к данному слову слова ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ.

Куст какой? –

Трава какая? –

Дерево какое? –

Деревья какие? –

2) – К данным словам добавь слова СПЕЛЫЙ и СОЧНЫЙ.

Виноград какой? –

Груша какая? –

Яблоко какое? –

Фрукты какие? –

3) – Расскажи о предмете какой он.

Снег какой? –

Река какая? –

Море какое? –

Леса какие? –

Задание № 4.

Согласование существительных с числительными.

1) – Закончи мои высказывания.

Один шар, а пять …..

Одна ложка, а семь….

Один медведь, а пять….

Одна пуговица, а десять….

Одна капля, а десять….

Одно ухо, а шесть….

Один лоб, а пять…

Одна шея, а пять….

Одно зеркало, а семь…..

Одна люстра, а десять….

2) – Закончи мои высказывания.

Одна рысь, а две….

Одна ворона, а четыре….

Один верблюд, а четыре…..

Один дятел, а два….

Один гусь, а три….

Один воробей, а четыре….

Один теленок, а два….

Задание № 5.

Употребление предлогов.

Расскажи, где находятся предметы.

Закончи следующие предложения.

Яблоки растут ……(на яблоне)

Яблоко упало…..

Упавшие яблоки лежат ……

Птица пролетела высоко …..

Мальчик подошел ……

Девочка отошла …..

Ответь на вопросы.

Откуда мы возьмем ручку, если она В ПЕНАЛЕ?

Откуда мы возьмем ручку, если она НА СТОЛЕ?

Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ?

Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ?

Откуда мы возьмем тапки, если они ПОД СТУЛОМ?

Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ?

Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ?

Для проверки сформированности у ребенка системы словообразования предложите ему выполнить следующие задания.

Задание № 1.

Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

Образуй от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик).

Большой ключ, а маленький ….

Большой графин, а маленький…

Большая сковорода, а маленькая…

Большая кровать, а маленькая ….

Большая банка, а маленькая….

Большой жук, а маленький …

Большой лес, а маленький ….

Большой ручей, а маленький….

Большое зеркало, а маленькое….

Большая кукла, а маленькая….

Большое перо, а маленькое….

Большие часы, а маленькие….

Большие туфли, а маленькие ….

Большое лицо, а маленькое ….

Большое кресло, а маленькое ….

Большая вишня, а маленькая ….

Большая кастрюля, а маленькая…

Большие сапоги, а маленькие…

Большая змея, а маленькая…

Большое яйцо, а маленькое…

Задание № 2.

Образование глаголов при помощи приставок.

Закончи начатые мной предложения:

Весной птицы прилетают, а осень…

На дерево залезают, а с дерева…

По дороге ходят, а через дорогу…

В дом входят, а из дома…

К дому подходят, а от дома …

Воду в стакан наливают, а из стакана …

Через канаву перепрыгивают, а через реку…

Воду в банку доливают, а песок…

Воду нечаянно разлили, а крупу…

Глазами все рассмотрели, а ушами все…

Задание № 3.

Образование имен прилагательных.

Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.

Дом из камня -…..

Дом из кирпича –

Шляпа из соломы –

Платье из шёлка –

Шарф из шерсти –

Монета из меди –

Ложка из олова –

Кольцо из золота –

Платок из пуха –

Сумка из кожи –

Ваза из хрусталя –

Миска из глины –

Кораблик из бумаги –

Коробка из картона –

Шуба из меха –

Медвежонок из плюша –

Диагностика умения владеть связной речью.

Речевая готовность к школе предполагает и умение ребенком владеть связной речью. Для проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке «Зимние забавы».

Дети хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и связный рассказ, нередко дополненный событиями из собственной жизни.

При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка речи.

К сожалению, не у всех детей названные речевые умения бывают сформированы к началу школьного обучения. Однако, нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставания в речевом развитии детей и обязательно преодолеть его до начала учебного года. Данный дидактический материал помогает выявить недостатки в речевом развитии дошкольников и помочь родителям подготовить ребенка к школе.

Создавая проект, я поняла, что для успешного овладения навыками чтения и письма, а соответственно и успешного обучения в целом большое значение имеет речевая готовность ребенка в дошкольном возрасте.

Если поступивший в школу ребенок не владеет названными в проекте умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Речевые нарушения необходимо выявить до того, как ребенок пойдет в школу, иначе обучение его будет осложнено многочисленными трудностями, основа которых лежит в речевой неготовности дошкольника

Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне пригодятся знания об уровне речевой готовности дошкольника, причинах неготовности, чтобы профессионально помочь ему преодолеть возникающие трудности при овладении грамотой.

Речевая готовность ребенка к школе

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).

Критерии речевого развития ребенка семи лет

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови» . При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово» . Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков , ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке» . Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

Чтобы сформировать грамматический строй речи , всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.


Только с помощью речи ребенок в школе может усвоить всю систему знаний. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, задать вопросы.

Благодаря речи развиваются важные психические процессы абстрактно-логическое мышление, произвольная память и внимание. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна диагностика речевой готовности к школе.

Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Еще до начала обучения в школе у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • полноценность владения речевыми звуками. Отчётливое произношение ребенком звуков в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими;
  • достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (использование синонимов, антонимов, слов действий и слов-признаков);
  • сформированность грамматических систем. К достижению школьного возраста ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. А также правильно образовывать слова и предложения;
  • владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При этом он должен правильно сформулировать основную мысль, последовательно строить пересказ, правильно строить предложения, особенно сложные.

Речь является главным средством коммуникации.

Диагностика речевой готовности к школе в Центре детского коррекционного развития и нейропсихологии это исследование:

  • состояния словарного запаса;
  • сформированности грамматического строя речи;
  • правильности произношения звуков;
  • умения различать звуки речи на слух;
  • владения связной речью.

Оценка речевой готовности к школе проводится логопедом-дефектологом. Проходить диагностика может в индивидуальной или групповой форме (малые группы).

Материал для диагностики предоставляется в формате игровой деятельности, для того, чтобы исключить искажение результатов в случае утомления ребенка.

Что мы рекомендуем родителям, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:

  • создание правильного речевого окружения ребенка и благоприятных условий для развития речи. При общении с ребенком, взрослая речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей;
  • проводить целенаправленную систематическую работу по речевому развитию детей и своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
  • важно не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.