Личностный опросник, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

    избегание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта;

    соперничество (борьба) - стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте;

    приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов;

    сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны;

    компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

Напористость

(внимание к своим интересам)

Доминирование

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Кооперация

(внимание к интересам другого)

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Методики диагностики поведения личности в конфликтной ситуации

Бесконфликтное существование людей практически невозможно. Конфликты – одно из естественных состояний взаимоотношений в организации. Они имеют не только негативную, но и позитивную составляющую. Методики, направленные на диагностику поведения людей в конфликтных ситуациях, позволяют определить, в каких случаях их действия являются конструктивными, а в каких – деструктивными.

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. На основе этой модели К. Томас выделил способы регулирования конфликтов.

Таких способов, по его мнению, всего пять:

1. Конкуренция – соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше.
2. Приспособление – противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше.
3. Компромисс – готовность к взаимным уступкам; в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов.
4. Избегание – отсутствие стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей; при таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха.
5. Сотрудничество – кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта; в этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.

Для выявления типичных форм поведения людей в конфликтных ситуациях Томас предложил специальную методику – "Опросник диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению".

Опросник представляет собой набор из 30 пар утверждений о поведении человека в ситуации конфликта. Индивиду, проходящему обследование, необходимо выбрать одно из двух суждений. Ему дается следующая инструкция: "Внимательно прочтите каждую пару суждений. Выберите из каждой пары то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. Обведитекружком соответствующую букву".

Сетка К. Томаса – Р. Килманна (пять способов регулирования конфликтов)

Выполнение теста обычно не вызывает затруднений. Время выполнения – не более 15–20 минут. Существуют формы как для индивидуального, так и для группового опроса. Примеры утверждений приведены в таблице 2.

Обработка результатов и подсчет баллов проводятся с помощью специального ключа (см. таблицу 1). Каждый ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой шкале (общая сумма баллов – 30).

Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у обследуемого индивида тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения.

1. Человек преимущественно использует стиль конкуренции (больше всего набранных баллов по соответствующей шкале): он активен, целеустремлен, предпочитает разрешать конфликты собственными силами. Не стремится к сотрудничеству и диалогу с окружающими, не учитывает их интересы. На первом месте для него – собственные цели. Используя волевые качества, он принуждает других принимать необходимые для него решения.

2. Предпочитаемым является стиль избегания: индивид уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои интересы, позволяет ущемлять свои права. Не стремится к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликта. В большинстве случаев такой человек игнорирует проблему, перекладывает ответственность на других, откладывает решение, при возможности устраняется (вплоть до того, что выходит из комнаты, меняет тему разговора, берет "больничный" и т.д.).

3. Человек, набравший больше всего баллов по шкале приспособления, не пытается отстаивать собственные цели. Он не избегает конфликтной ситуации, но и не стремится разрешить ее конструктивно. Готов идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашается на предложения окружающих.

4. Индивид, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.

5. Личность, стремящаяся к сотрудничеству, не забывает о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта такой человек прибегает сам и стимулирует других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Оптимальным стилем поведения в конфликтной ситуации является применение всех пяти форм поведения в зависимости от конкретных условий и специфики разногласий.

При этом сумма баллов, полученная по каждой шкале, должна находиться в пределах 5–7.

Таблица 2. Примеры суждений из опросника диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Разработано несколько вариантов этой методики. Например, модификация, выполненная К.Б. Малышевым, предназначена для выявления преобладающих стратегий и определения профиля конфликтного поведения в группе (Малышев К.Б., 2000). Этот вариант методики предполагает анонимное обследование членов группы. Содержит 25 утверждений, которые каждый член группы должен оценить по 4-балльной шкале.

Существуют и другие методики диагностики поведения людей в ситуации конфликтов. Например, тест "Конфликтная личность" (Пугачев В.П., 2003) позволяет выявить степень конфликтности личности.

Тестсостоит из 11 вопросов. Индивиду, проходящему обследование, необходимо для каждого вопроса выбрать один ответ из трех возможных. Полученные ответы оцениваются в баллах в соответствии с ключом. В результате может быть получено от 10 до 44 баллов. Показатель, находящийся в пределах 10–14 баллов, свидетельствует о склонности личности к конфликтному поведению. Результат от 30 до 44 баллов указывает на стремление избегать конфликтных ситуаций.

Методика "Как вы действуете в условиях конфликта" (Пугачев В.П., 2003) направлена на диагностику поведенческой стратегии индивида в ситуации конфликта. Индивиду предлагается список из 35 пословиц, в которых, по замыслу создателей методики, отражаются те или иные стратегии, используемые людьми для разрешения конфликтов. Испытуемый должен прочитать каждую пословицу и оценить ее по 5-балльной шкале с точки зрения типичного для себя поведения в условиях конфликта (от 1 балла – "совсем нетипично" до 5 баллов – "весьма типично").

Всего в методике оцениваются пять стратегий: избегание ("черепаха"), конкуренция ("акула"), приспособление ("медвежонок"), компромисс ("лиса"), открытая и честная конфронтация и сотрудничество ("сова"). На каждую стратегию приходится по семь пословиц. Можно привести следующие примеры:

  • Пословицы "Худой мир лучше доброй ссоры", "Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит", "Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой", "Кто спорит – ни гроша не стоит" отражают стратегию избегания
  • Пословицы "Мягко стелет, да жестко спать", "Не подмажешь – не поедешь", "Убивай врагов своих добротой", "Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого" относятся к стратегии приспособления
  • Пословицы "Ум хорошо, а два лучше", "Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить", "Выноси заботы на свет и держи с другими совет" описывают стратегию открытой и честной конфронтации и сотрудничества

    К сожалению, данных о надежности и валидности этих опросников в литературе не приводится. Кроме того, следует учитывать, что все эти методики – личностные опросники, в которых индивид оценивает сам себя, и поэтому их результаты не должны рассматриваться как истина в последней инстанции.

    Наиболее часто встречающиеся вопросы со стороны HR-менеджера
    Вопрос: Разрабатываются ли в конфликтологии методики диагностики особенностей разрешения внутриличностных конфликтов?
    Ответ: Внутриличностные конфликты не являются предметом конфликтологии, они исследуются в других областях психологии: в психологии личности, теории психотерапии, где и разрабатываются соответствующие методы диагностики. Методики, о которых говорилось в этой статье, предназначены для определения способов поведения человека в ситуациях межличностных конфликтов.

    Вопрос: В каких ситуациях кадровой службе необходимо использовать методики оценки способностей к управлению конфликтами?
    Ответ: Цели применения этих методик могут быть самыми разными. Они могут оказаться полезными, во-первых, при подбореперсонала на руководящие должности (определение стратегии поведения руководителя в конфликтной ситуации, стиля управления конфликтами, возникающими на разных уровнях организации). Во-вторых, при отборе на позиции, связанные с умением ладить с людьми (коллегами или клиентами), эффективно разрешать конфликты (выявление склонности к конфликтам, особенностей поведения в конфликтной ситуации). В-третьих, при выяснении причин неблагоприятного психологического климата в организации (определение преобладающей стратегии конфликтного поведения в группе). В-четвертых, при формировании команды (например, для отбора личностей с конструктивными формами поведения в конфликтной ситуации).

    Рекомендуемая литература
    Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1997.
    Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 1998.
    Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.

  • Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

    Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственные интересы.

    Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

    Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

    Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

    Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

    Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

    Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

    В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

    Ответы заносятся в бланк.

    Инструкция:

    Тест состоит из ряда утверждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий испытуемому, его мнению о себе. В бланке для ответов ставится отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

    Бланк вопросника

    Ключ к опроснику:

    Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

    Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, 11А, 14А,19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.

    Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

    Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

    Приспособление:1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А

    Обработка результатов:

    В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

    В тестировании принимали участие учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ № 744 имени П.Н. Еремеева в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Возраст ребят 15-16 лет. Класс достаточно дружный, с хорошими умственными способностями, коммуникабельный и спокойный. Мне было очень интересно с ними работать. На момент самого тестирования они были довольно сосредоточены, поэтому внимательно слушали вопросы и отвечали на них.

    После обработки данных выяснилось, что в большей степени подростки регулируют конфликты при помощи соревнования. Этот стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.

    Из всего это следует, что в подростковом возрасте действительно повышенная конфликтность. Все это делает область взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми более сложными и напряженными. Учитывая все эти аспекты, проявление агрессии, а иногда и жестокости может быть неизбежным. Именно для того, чтобы избежать эти трудности или хотя бы попытаться их сгладить необходимо знать как это сделать правильно и не довести ситуацию до предела.

    Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

    В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

    Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

    В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

    1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
    2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
    3. компромисс
    4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
    5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

    К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

    Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

    • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
    • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

    3.

    • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
    • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
    • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
    • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
    • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
    • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
    • Б. Я стараюсь добиться своего.
    • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
    • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
    • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
    • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
    • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
    • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
    • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
    • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
    • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
    • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
    • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
    • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
    • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
    • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
    • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
    • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
    • Б. Я отстаиваю свои желания.
    • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
    • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
    • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
    • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
    • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    • А. Я предлагаю среднюю позицию.
    • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
    • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
    • А. Я предлагаю среднюю позицию.
    • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
    • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
    • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

    Обработка результатов.

    За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

    Ключ

    Соперничество

    Сотрудничество

    Компромисс

    Избегание

    Приспособление

    1

    2

    3

    4

    5

    А Б

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    Интерпретация результатов.

    Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

    • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
    • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
    • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
    • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
    • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

    Адаптация Н.В. Гришиной. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

    Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте
    Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии разработанная К. Томасом и Р. Киллменом получила широкое распространение в конфликтологии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
    При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
    1) содержания предмета конфликта;
    2) ценности межличностных отношений;
    3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

    Инструкция: Выберите из пары суждение, которое является наиболее типичным способом поведения для Вас. Время выполнения теста 15-20 минут.

    Опросник
    1. А.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся. Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
    2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интереса другого и моих собственных.
    3. А. обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
    5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
    Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
    6. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
    Б. Я стараюсь добиться своего.
    7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
    8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
    10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
    Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
    11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
    12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.

    13.А. Я предлагаю среднюю позицию.
    Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
    14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
    15.А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
    Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
    16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции.
    17.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б.. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
    18. А.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
    19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    Б. Я стараюсь найти найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
    21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    Б. Я всегда склоняюсь к прямому решению проблемы.
    22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
    Б. Я отстаиваю свои желанию.
    23. А. .Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
    Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
    25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
    Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
    Б. .Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    27. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.
    Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
    29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
    Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б. Я всегда занимаю в спорном вопросе такую позицию, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

    Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению определенной стратегии поведения в конфликтьных ситуациях. Тест можно использовать для исследования тенденций в группе.

    номер вопроса Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
    1 А Б
    2 Б А
    3 А Б
    4 А Б
    5 Б Б
    6 Б А
    7 Б А
    8 А Б
    9 Б А
    10 А Б
    11 А Б
    12 Б А
    13 Б А
    14 Б А
    15 Б А
    16 Б А
    17 А Б
    18 Б А
    19 А Б
    20 А Б
    21 Б А
    22 Б А
    23 А Б
    24 Б А
    25 А Б
    26 Б А
    27 А Б
    28 А Б
    29 А Б
    30 Б А