Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.

На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.

Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.

Социальные факторы

Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:

1. Структурная теория деформации

Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.

2. Теория ярлыков, стигмы

Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.

Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.

Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.

3. Дифференцированная ассоциация

Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.

Индивидуальные факторы, развитие

В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.

Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.

Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.

1. Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою либо внутрь, либо вовне.

2. Когнитивная теория развития

Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.

Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.

А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.

Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.

3. Теория обучения

Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.

Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.

Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.

Структура и формы

Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.

Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:

  • Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
  • Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
  • Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.

При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:

  • Дисциплинарные.
  • Преступные или нарушающие законодательство.
  • Действия, обусловленные психическими заболеваниями.

Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.

Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:

  • Агрессия вовне или внутрь.
  • Наркотическая зависимость.
  • Пищевые расстройства.
  • Девиантное сексуальное поведение.
  • Сверхценные увлечения.
  • Коммуникативные девиации.
  • Безнравственность, аморальность.
  • Неэстетичное поведение.

Борьба, уход или игнорирование

По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:

  • Противодействие.
  • Болезненное противостояние.
  • Уход.
  • Игнорирование.

На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.

1. Делинквентный

Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.

Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к . Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).

2. Аддиктивный

Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.

Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.

3. Патохарактерологический

Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.

4. Психопатологический

У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.

5. Основанный на гиперспособностях

Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.

Признаки и лечение

Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:

  • Отклонение от моральных/культурных норм.
  • Осуждение обществом.
  • Вред себе или другим.
  • Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
  • Развитие социальной дезадаптации.

Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.

Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – , – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.

Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.

Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.

Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье , а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Классификация Н. В. Барановского

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость - это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе .

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе

Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.

Девиантное поведение – что это такое?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.


Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.


Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.


Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность. Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность) поведения. Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная (правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

  1. Социальное неравенство . Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества . Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда , которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростков возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.