Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Поля поле полет, Коля колья колет.

По траве тропа протоптана.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Пошла Поля полоть в поле.

Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

У пенька опять пять опят.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугатон, буханкую". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушенок в капюшоне смешон.

Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Как хорошо пирожок - внутри творожок.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.

Уж и ужи уже в луже.

Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Наш Сеня накосил стог сена.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Овца, овца, дай хлебца.

Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоварил.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок -
Сеньку с ног,
Саньку в бок,
Соньку в лоб -
Все в сугроб.

У Сони сани с горки едут сами.

Прохор в сугробе барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

По семеро в сани уселись сами.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву "Ж" все твержу.
Знаю твердо букву эту.
Я жужжу зимой и летом.

У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

Гроза грозна, грозна гроза.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап"

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Грабли сделал крабу краб:
"Грабь граблями гравий, краб".

В пруду у Поликарпа - Три карася три карпа.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

От топота копыт пыль по полю летит.

Во поле кони затопали.

Кричал Архип, Архип охрит.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Вставай Архип, петух охрип.

Глядят галчата на грачат, галдят грачата на галчат.

За деревней с утра тарахтят трактора.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Ты нас мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.

На горе дубы, под горой грибы.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.

Тридцать три корабля
лавировали, лавировали,
да так и не вылавировали.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лпчонках черепашьи чоботы.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Всех скороговор
не перескороговоришь,
не перевыскороговришь.

Развитие речи - важный этап в жизни ребёнка. Проблемы с произношением отдельных звуков встречаются у многих детей. Скороговорки существенно облегчают процесс формирования правильной дикции у ребёнка

Скороговорка - это фраза, в которой звуки находятся в таком положении, что их сложно выговорить. Скороговорки способствуют скорому и правильному освоению речи. Детям понятен смысл скороговорок, поэтому их проговариванию они готовы уделять своё время. Ребёнка интересует то, что он понимает. Смешное звучание скороговорок построено так, чтобы запоминание приходило незаметно, без усилий. Но, в это же время, ребёнок взвешивает каждое слово и осмысливает сказанное. Нюансы в интонации и смысле чутко улавливаются ребёнком. Поэтому скороговорки способствуют не только развитию речи, но и умению слушать. Это способность будет необходима ребёнку не только в учебном процессе, но и в жизни.

Скороговорки - это доступное и эффективное средство для улучшения произношения. Ведь заниматься с ребёнком может каждый родитель. Для начала стоить посетить консультацию врача - логопеда. Это позволит получить полную картину существующей проблемы и обсудить методы её устранения. После -занятия с ребёнком можно организовывать в любое удобное время: в поездке, на отдыхе, на прогулке, в очереди к врачу.

Скороговорки притягивают детское внимание тем, что это весёлая игра. Количество существующих скороговорок не сосчитать. Смысл скороговорок важен. Поэтому у нас любимы русские поговорки.

Поэтому смешные скороговорки для детей пользуются особой популярностью. Скороговорка, которая запомнилась, повторяется ребёнком снова и снова. Это способствует чёткому произношению и правильной дикции. Проговаривается скороговорка только вслух. Сначала медленно, по слогам скороговорку произносит взрослый. После - предлагает попробовать ребёнку. Существует три шага для того, чтобы правильно усвоить любую скороговорку.

На первом этапе скороговорку учат и правильно проговаривают вслух.

Второй шаг - это проговаривание выученной скороговорки без участия голоса. В этом варианте необходимо работать губами, зубами и языком. На третьем шаге необходимо научиться читать скороговорку шёпотом.

На любое сложное сочетание звуков существуют поговорки.

Скороговорки на звук л для дошкольников можно предложить следующие:

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

Скороговорки популярны не только у детей. Взрослые часто используют скороговорки в профессиональной деятельности.

Чистоговорки и скороговорки для детей могут быть самые разные. Тренировка памяти с помощью недлинных скороговорок позволит ребёнку в дальнейшем без усилий учить стихи по школьной программе.

Скороговорки для детей 7 - 8 лет могут быть короткими и достаточно длинными.

Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.

Саша шапкой шишку сшиб.

Три чёрных котёнка

У Тёмки - кротёнка

Стащили три тонких

Картонки в потёмках.

Портной пыхтел, поров пальто,

Пришил петельки прочно,

Почистил пыльное пятно,

Пел песенку побочно.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

Ежик ежится у елки:

Укололся об иголки.

Елка ежится, дрожа:

Укололась об ежа.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Идёт Глеб с хлебом.

Глеб идёт с хлебом.

С хлебом идёт Глеб

Домой на обед.

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки

Безжалостные медузы

над Жозефиной сжальтесь,

пожалуйста!

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Скороговорки про птиц для дошкольников - очень разнообразны. Каждый ребёнок найдёт и выучить парочку любимых.

Курочка черна - пестра, уточка с носка плоска.

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.

Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:

Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова .

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой - мир плохой;
  2. я плохой - мир хороший;
  3. я хороший - мир плохой;
  4. я хороший - мир хороший.

Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности . Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

  • На одну букву.
  • Смешные стихи.
  • Народные.

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

На букву Б :

Белые бараны били в барабаны.

На букву К :

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р :

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память , а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.

Примера таких стихов приведены ниже.

Грачиха говорит грачу:

- Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Народные

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка . Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.

Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции , лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?