Вопросы реформирования системы образования рассмотрены 15 августа на рабочей встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с заместителем премьер-министра Василием Жарко иминистром образования Игорем Карпенко. В качестве одного из предложений, озвученных на встрече, прозвучала инициатива по возврату к пятибалльной системе оценки знаний. Данный вопрос предложено вынести на общественное обсуждение. О том, стоит ли отказываться от десятибалльной системы, мы спросили у экспертов, депутатов, спортсменов, артистов и самих учеников.

Директор лицея БГУ Макар Шнип:

Если говорить о том, какая система оценки знаний лучше - пятибалльная или десятибалльная, то в каждой есть плюсы и минусы. Десятибалльная уже устоялась, дети к ней привыкли. Такую модель применяют во многих странах. Существует множество систем оценки качества образовательного процесса. Мне больше импонирует десятибалльная система, поскольку она позволяет более точно ранжировать знания по учебным предметам.

Проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Борис Никульшин:

Я за возвращение к пятибалльной системе оценки знаний. Все-таки она более конкретная. Десятибалльная система более размытая, о чем сегодня и сказал вице-премьер Василий Жарко. Преподавателю иногда очень тяжело решить, что поставить ученику - семь или восемь, например. Возможно, мы зря в свое время последовали западной моде, не все у них хорошо.

Певица, ведущая, многодетная мама Лариса Грибалева:

Я училась в советское время и мне, конечно, проще и привычнее пятибалльная система. И если говорить об учителях, то для них возврат к ней - заполнение многих бумаг, им снова нужно перестраиваться. Они и так очень много занимаются, для них это в определенной степени дополнительные хлопоты. На мой взгляд, на общую успеваемость система оценки знаний все равно не влияет. Действительно, в школе могут кому-то поставить десятку, а кому-то за такой же ответ девятку. Но в целом важно уделять внимание знаниям, а не оценкам. Что касается моего старшего ребенка, а ему 14 лет, то для него не имела значения система оценок знаний, не было предметов для каких-то вопросов. Гораздо серьезнее то, что в школе не профильно-ориентированное обучение. В старших классах нужно ориентировать детей, куда им пойти учиться после школы, с какой профессией хотят связать свою жизнь. Дети должны тратить много времени зачастую на предметы, которые им не потребуются в таком объеме. А ведь кому-то нужна гораздо больше математика, а другому - литература.

Трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь:

Раньше у нас была пятибалльная система, и я считаю ее лучшей. Сразу понятно, когда поставили неуд, а когда отлично. Потом появилась десятибалльная система. И у преподавателей зачастую вопросы: что поставить - семь, восемь, девять. Что там считать? Пятибалльная система наиболее объективная, простая и действенная.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Николай Улахович:

Когда я учился в школе, была пятибалльная система оценки знаний, поэтому мне сравнивать особо не с чем. Естественно, я за пятибалльную. Эта система обкатанная, более конкретная, и она ближе лично мне. Когда ребенок приходит домой и приносит семерку, для меня эта оценка знаний непонятная - слабая пятерка или крепкая четверка, если переводить на старую систему. Трудно понять. По-старому, если школьник учится на тройки, то он троечник, а значит, учится посредственно. В десятибалльной системе не поймешь - сразу три оценки тянут на ту же тройку. Да и самому ребенку бывает сложно объяснить, как он учится - удовлетворительно, хорошо, почти отлично или отлично. Получаются отметки "где-то между". Есть такая растянутость. При пятибаллке четко определено, кто учится и как. Всего лишь несколько категорий - очень плохо, плохо, посредственно, хорошо и отлично. Вообще эта тема должна широко обсуждаться в нашей стране, родителям нужно принять в этом непосредственное участие. Думаю, у бабушек-дедушек на этот вопрос тоже есть своя точка зрения.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Оксана Нехайчик:

Вопрос, конечно, неоднозначный. Я заканчивала советскую школу, когда была пятибалльная система, и меня она устраивала. Современные дети, которые не знают старой системы и не первый год учатся по десятибаллке, понимают и принимают эту систему, адаптировались к ней. В то же время, когда происходил переход от пятибалльной системы к десятибалльной, это было болезненно, скорее, для родителей и педагогов, потому что это то поколение, которое привыкло работать только с пятибаллкой. Ученикам, наверное, в этом плане было несколько проще.

На сегодня и дети, и педагоги полностью адаптировались к десятибалльной системе, которая, на мой субъективный взгляд, все-таки дает больше вариаций для оценки знаний. Эта система вполне приемлема для работы. Хотя, конечно, на эту тему можно дискутировать, послушать общественное мнение. Как мне кажется, ответ будет неоднозначный. Может быть, стоит подключить к этому вопросу не только родителей, педагогов и специалистов, вовлеченных в систему образования, но также психологов и ученых, которые в состоянии в полной мере оценить остроту возможного перехода. Плюрализм мнений должен быть обеспечен.

Серебряный призер чемпионата мира по физике, выпускник лицея №1 имени А.С.Пушкина Бреста Никита Игнатюк:

Пятибалльная шкала, по моему мнению, лучше, хотя в ней тоже есть свои плюсы и минусы. Я не учился в то время, когда была пятибалльная система оценки знаний. По мнению моих родителей, тогда было меньше субъективизма. Я еду учиться в Московский физико-технический институт (МФТИ). Там используется десятибалльная система оценки знаний, причем ее ввели в МФТИ самостоятельно и целенаправленно, хотя во всей России действует пятибалльная система. Решение о том, оставлять в Беларуси десятибалльную систему или вернуться к пятибалльной, нужно принимать взвешенно, после масштабного обсуждения.

Полина Тумаш, выпускница СШ №5 Сморгони, обладатель бронзовой медали XXVIII Международной олимпиады по биологии IBO-2017, проходившей в конце июля в Северной Ирландии:

Считаю, что десятибалльная система позволяет более адекватно оценить знания ученика, так как у учителя появляется больше критериев для этого. Согласитесь, в пятибалльной системе мы имеем лишь три оценки - это тройка, четверка и пятерка. В принятой ныне системе вариантов гораздо больше. Субъективизм в оценке знаний школьника возможен в любом случае. Для того чтобы его исключить, надо выработать четкие нормы. Например, 9 - это отличные знания, но не идеальные, а 10 - идеал, а порой и уровень подготовки, превышающий требования школьной программы.

Егор Фатыхов, выпускник СШ №165 г. Минска:

Я сторонник десятибалльной системы оценки знаний. Считаю, она более объективная. К тому же переход на пятибалльную систему потребует времени, чтобы привыкнуть к новым подходам. Мне кажется, лучше сконцентрировать внимание на совершенствовании образовательных программ. В школе и так проводится много реформ.

Заслуженный учитель Беларуси, директор гимназии №1 Витебска Валентина Широкова:

Менять действующую десятибалльную систему нет необходимости. Основная проблема, которая с ней связана и требует решения, касается необходимости разработки более четких критериев оценки знаний учащихся. По одним предметам они есть, по другим - более размыты. В отдельных случаях, чтобы поставить 10 баллов, необходимо выполнить дополнительное творческое задание. Но почему я должна давать его, если ребенок полностью владеет требуемыми учебной программой знаниями и может применить их на практике? Говорить о субъективизме также не следует: 4 или 5, 9 или 10? Какая бы система ни была, разницы нет, потому что оценку определяют утвержденные критерии. Если они четкие - все в порядке. Если нет - возникают вопросы. Поэтому самое главное - иметь четкую нормативную базу. Как вы помните, введение десятибалльной системы обучения было обусловлено четкой позицией педагогов, в нее поверили и поддержали. Кроме того, 10 лет - не такой большой срок, чтобы реально оценить, какая система оценок лучше.

Наталья Цилинская, директор РЦОП по велосипедному спорту, председатель Белорусской федерации велосипедного спорта:

Сложно не специалисту судить: правильно или неправильно вводить те или иные новшества в образовании. Но из своего опыта ученицы в прошлом и сейчас косвенной ученицы (у Натальи Цилинской четверо детей. - Прим. БЕЛТА) - с пятибалльной системой было все более понятно. Сейчас стало сложнее понимать, что такое 8, 9 и 10 и за что такие оценки ставят. У всех своя трактовка даже этих трех высших оценок. И что из них 5 по-старому для меня до сих пор неясно. Ребенку, например, к десятибалльной системе адаптироваться проще, поскольку он не знает, как учиться по пятибалльной. Для него нет особой разницы, какая действует система. А родителям сложнее: я до сих пор не совсем поняла критерии оценки знаний по десятибалльной шкале. Но все-таки учиться не нам, а нашим детям, поэтому стоит в первую очередь прислушаться к их мнению.

Михаил Макоед, учитель физики брестского лицея №1 им. А.С. Пушкина:

Действующая десятибалльная система оценки знаний не нуждается в корректировке. На мой взгляд, не принципиально, по какой шкале оценок заниматься: пяти- или десятибалльной. Обе системы позволяют объективно оценить знания учащихся. В каких-то корректировках нет нужды. Наши дети хорошо смотрятся на международном уровне, побеждают на различных соревнованиях.

Десятка в дневнике. Школу перейдут на более дробную оценку знаний

Подруга пожаловалась: "В дневнике у сына четыре и пять, а учителя ругают его за лень и плохие знания. Стала разбираться — оказалось, у них в школе эксперимент, теперь вместо пятерки ребенку десятку ставят!" Да уж, родителям, привыкшим к пятибалльной системе оценки знаний, не позавидуешь: мало того, что ЕГЭ оценивается по 100-балльной шкале, так еще осенью прошлого года министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил об эксперименте по более дробной оценке успеваемости в российских школах. Правда, окончательный переход на нее ожидается не раньше, чем через четыре-шесть лет.

— Конечно, она (более дифференцированная шкала) нужна. Хотя бы потому, что ребят надо приучать к тому, что на выходе у них будет на ЕГЭ 100-бальная шкала. Их нужно подготовить к более дифференцированной оценке своих знаний, — сказал министр. — Но никаких революций в этом вопросе быть не может. И ребята должны признать новую шкалу оценок, и родители, и учителя должны для себя точно оценить, что за что ставится.

Поэтому министр ждет предложений от экспертов. Пока что они считают наиболее оптимальной 10-балльную шкалу.

Вообще-то дискуссия о достоинствах и недостатках привычной для нас 5-балльной шкалы успеваемости ведется уже лет десять, если не больше. Но дебаты шли ни шатко ни валко, пока в канун Дня учителя в прошлом году президент РФ Д.А.Медведев не поддержал идею введения более дробной системы оценки знаний в школе. Произошло это во время финала конкурса "Учитель года". Тогда педагог из Ногинска пожаловался, что системы оценок в аттестате и свидетельстве ЕГЭ очень разнятся. В общем, президент решил, что "нужно подумать о более дробной оценке знаний в школе", и чиновники взяли под козырек.

Почему пятерки мало?

Так чем же не угодили нашим учителям привычные "тройки", "четверки" и "пятерки"? Ведь пятибалльная шкала существует в России уже почти 170 лет, и вроде бы всех всегда это устраивало. Правда, до 1917 года учителя оценивали знания школяров еще и словесно: "1" соответствовало определению "слабые успехи", "2" — "посредственные", "3" — "достаточные", "4" — "хорошие", "5" — "отличные". В 1918 году баллы отменили, оценки заменили характеристиками, в которых учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественная активность ученика в школе и за ее стенами. Но в 1939 году словесные оценки вернулись, правда, теперь учителя ставили "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично". В 1944 году к ним добавили привычные пятерки и тройки.

Увы, сейчас выяснилось, что существующая пятибалльная система фактически превратилась в трехбалльную . В самом деле — какой учитель поставит нерадивому ученику в четверти "1"? "Двойку", правда, встретить можно, но отнюдь не как итоговую (годовую), а как промежуточную оценку. Да и, честно говоря, внятно объяснить, чем единица отличается от двойки, по-моему, еще никто не смог.

В результате учитель говорит: "чуть-чуть не дотянул до четверки" и ставит "твердую тройку". Ту же самую тройку, только "слабую" он поставит и другому ученику. В дневниках же будут красоваться одинаковые оценки — поди разбери, кто прилежнее, у кого знаний больше. И опять-таки за отличные знания пятерку получит и одаренный школьник — победитель олимпиады, и тот, кто просто выучил урок. При десятибалльной шкале победитель городской олимпиады получит 10, а усердный зубрила — 8. Вот учителя и говорят, что нынешняя система не стимулирует ученика и не позволяет учителю точно и объективно оценивать знания школяров.

"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра — пять, послезавтра — шесть. Для сильных детей такая отметка является более объективной, а слабых мотивирует к дальнейшему совершенствованию. Так, ученик получил "семерку" и понимает, что до "восьмерки" ему всего ничего. А так бы ему поставили "четверку". А до "пятерки" еще тянуться и тянуться", — считают педагоги.

— То, что диапазон оценок станет шире, — лучше для школы . Не поставишь ведь ученику пять с минусом или четыре с двумя плюсами в журнал или аттестат. Пятерки тоже разные. У одного — натянутые, у другого — честные. Пять с минусом превращается в пятерку, четыре с минусом — в четверку. Но разница-то между этими оценками, согласитесь, есть, — говорит педагог Людмила Тимчишина из Московской области.

Кроме того, 10-балльную систему проще соотнести со шкалой ЕГЭ. Получил 80 баллов — все равно что в школе 8. Значит, результат отличный. Получил 50 — это 5 баллов, то есть тройка. И никому не придет в голову доказывать, что, набрав 50 баллов, он успешно сдал ЕГЭ. Правда, существует опасность, что в новой системе оценки знаний десятки практически никто получать не будет. Ведь эту оценку можно получить только за выдающиеся знаний, выходящие за рамки школьной программы.

Первопроходцы

В России есть опыт оценивания по 10, 12 и даже 100-бальной шкале. Но в аттестате у всех учеников экспериментальных школ стоят привычные "пятерки" и "четверки". Например, в школе Шалвы Амонашвили с 1966 года идет эксперимент по безоценочному обучению. По такой же схеме работают несколько школ Магнитогорска — там учителя ограничиваются "зачетами" и "незачетами". В московской школе 1804 действует 12-балльная система оценки ("восьмерка" — уже неплохая оценка). В отдельных школах Алтайского края используется 100-балльная система (меньше 50 баллов — "неудовлетворительно", 50-70 баллов — "удовлетворительно", 70-90 баллов — "хорошо", 90-100 баллов — "отлично").

Скажем, в гимназии в московском районе Марьино такой эксперимент длится уже одиннадцатый год . 10 баллов по русскому языку здесь ставят тому, кто не только демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, "читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно". Десятку по физике получает ученик, если его познания шире рамок школьной программы. Но из-за этого никто особо не огорчается. В аттестат все равно пойдет пятерка, и не важно, сколько у тебя баллов — 8, 9 или 10.

10-балльная шкала оценки знаний с 2004 года используется и в Пролетарской средней школе Серпуховского района. Начиналось все с 5"б". В 2004 году такая система оценок была введена в нем по всем предметам. Родители начинание с энтузиазмом поддержали. Уже к концу первого года обучения в пятом классе отмечалось повышение мотивации учения, снижение тревожности и, как следствие, рост успеваемости и качества знаний. С 2005 года к эксперименту по внедрению десятибалльной шкалы подключилась начальная школа. Сейчас по десятибалльной системе занимается 14 классов школы, что составляет 74% учащихся. Учителя школы говорят, что десятибалльная система даёт возможность ученику в течение четверти спрогнозировать свою четвертную оценку и при желании повысить ее.

Но при этом критерии оценки расписаны довольно подробно . Это практически исключает ошибки учителей. Правда, по итогам учебных четвертей и года оценка переводится в пятибалльную.

В московской школе 1071 уже шестой учебный год подряд в дневниках учеников красуется "десятичная система". Неизменной осталась только "единица". "Двойка" в этой системе означает три с минусом, три — обычную "тройку", а четыре — три с плюсом. А вместо "пятерки с минусом" детям ставят восемь. Вместо обычной "пятерки" девять. Если ученик очень постарался десять. В школе уверены: дети достойны вариативного подхода к оценке знаний.

Кстати, за четверть дети тоже получают "девятки" и "десятки". Традиционная шкала фигурирует только при выдаче аттестата. Если ученик переходит в другую школу, в ведомость вклеивается листок с традиционными отметками.

Кто против?

Из-за того, что в конце концов "девятки" и "десятки" приходится переводить в традиционную шкалу оценок, в некоторых школах эксперимент не прижился. К таковым относится московская школа 1968. Пять лет назад здесь тоже пробовали ввести 10-балльную шкалу оценок. Но в дневники детям ставили "десятки" и "девятки", а в конце четверти и года приходилось переводить эти оценки в пятибалльный "формат", что весьма озадачивало учителей. Скажем, у ребенка выходила "восьмерка" пять с минусом, а по традиционной шкале ему приходилось ставить "четверку". В итоге пришлось вернуться к традиционной системе.

В Интернете тоже полно вопросов от недоумевающих родителей. Понять что к чему, им не так-то просто. Не зря моя подруга очень долго не могла разобраться в претензиях учителей к ее сыну.

Точку зрения родителей разделяет и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

Мамы и папы не будут понимать, какую оценку получил их ребенок. Ведь они привыкли к традиционной шкале. Дети не смогут отстоять свою оценку. Ведь нет традиционных критериев, за что ставится "семерка", а за что "восьмерка". Кроме того, нужно будет переучивать 3,5 млн. учителей. И если в Москве и Санкт-Петербурге педагоги более продвинутые, то в глубинке учителя в лучшем случае будут умножать оценки на два. Возникнет эффект отсутствия нечетных чисел.
Не понимает он и того, как 10-балльная шкала поможет ученикам адаптироваться к ЕГЭ:

Если такой перевод связан с госэкзаменом, почему тогда не перевести на 100-балльную систему? Нашу систему образования нельзя подвергать структурным изменениям. Это только будет отвлекать всех от проблемы качества образования.

Сторонники 5-балльной системы главными ее преимуществами считают "мягкость" и привычный вид оценок. А чтобы учителя могли точнее оценить знания, предлагают вместо "четыре с плюсом" ставить "4,5" или "4,8". Вариантом 5-балльной шкалы можно считать и 10-балльную, которая "округляет" плюсы и минусы до целого балла.

А как уних?

Впрочем, у новшества не так мало сторонников. Раз уж президент заикнулся о 10 баллах, можно быть уверенным: эксперимент не только начнется, но и продолжится, и станет обязательным. Вспомните историю ЕГЭ — и сразу все поймете.

Имея в своем распоряжении вместо прежних пяти — десять баллов, школьный учитель теперь сможет фиксировать полуоценки, которые он и так на практике всегда выставлял. Но до эксперимента "пять с минусом", "четыре с плюсом" или спасительная "троечка" с огромным минусом легко тянули на субъективный и необъективный подход к ребенку, за который настойчивые и юридически подкованные родители могли попортить учителю немало крови и нервов. Располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе "отличников" различать тех, кто выполняет минимум с оценкой "8", от тех, кто поталантливей — с оценкой "9". Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить "10". У "хорошистов" теперь будет две оценки — "6" и "7", у "троечников" "5" и "4". Все, что ниже — неуд.

Энтузиазма сторонникам нововведения добавляет и то обстоятельство, что пятибалльную систему использует все меньше стран, в том числе и на постсоветском пространстве. Скажем, на Украине решением Верховной рады введена 12-балльная система оценки знаний — отличником считается школьник, который учится на "10", "11" и "12". А в Беларуси школы на десятибалльную систему перешли аж с 1 сентября 2002 года. 10-балльная система используется и в Молдавии, и в Латвии. Во Франции отличники получают по 14-16 баллов из 20 возможных, в США -91-99 баллов из максимальных 100. В Анголе школьник может получить от 0 до 20 баллов, а в Мозамбике — от 1 до 20. Но что в Мозамбике, что в Анголе хорошие оценки начинаются с "девятки".

Мы привыкли, что в наших школах отметки из покон веков выставлялись по 5-бальной системе. Хороша она или плоха - трудно сказать. Однако в последнее время во многих российских учебных заведениях стали практиковаться и другие системы координат, и у каждой есть свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим, с какими системами оценок может столкнуться ваш ребенок, и какие положительные и отрицательные стороны у них есть.

6 534652

Фотогалерея: Системы школьных оценок: плюсы и минусы

Солнышки, звездочки, зайчики
Плюсы . Не оказывают отрицательного, вредящего учебе психологического давления, как настоящие (в баллах) оценки. Дети постепенно привыкают к тому, что отныне все, что они делают, учитывается и оценивается.

Минусы . Очень быстро начинают восприниматься, как аналоги обычных цифровых оценок. Но так как в большей степени носят поощрительный характер, то не позволяют реально оценить уровень знаний и прогресс ученика.

5-балльная система
Плюсы . Традиционна, привычна, понятна как родителям, так и ученикам, к тому же хорошие отметки повышают самооценку учащегося.

Минусы . Не очень точно оценивает результат (отсюда тройки с плюсом и четверки с минусом). Не позволяет отметить прогресс, чем снижает мотивацию к учебе (если сделал 30 ошибок, а потом улучшил результат в 2 раза, все равно отметка - "2"). Плохие оценки могут поставить клеймо и нанести психологическую травму на всю жизнь. Зачастую оценка определяется не только знанием, но и поведением, прилежанием, значит оценивается не ученик, а человек, личность.

10-, 12-балльная система
Плюсы . Балее тонкая градация позволяет четче определить уровень знаний. Психологически комфортнее: "шестерка" звучит обнадеживающе, чем "тройка".

Минусы . Не решает основных психологических и образовательных проблем традиционной системы. Дети не учатся лучше, а родители путаются в непонятных баллах.

100-балльная система
Плюсы . Нет конфликта с ЕГЭ, также оцениваемого по 100-балльной шкале. Позволяет понять, сколько не хватает до идеала и наглядно увидеть прогресс, если учиться лучше.

Минусы . Может породить ощущение несправедливости при оценке творческих заданий. Как и другие оценочные системы, нацелена не то, чтобы все ученики выполняли задания только хорошо и отлично, что, понятное дело, в принципе нереально.

Система с присуждением мест (рейтингов)
Плюсы . Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика.

Минусы . Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.

Критериальная система (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям)
Плюсы . Иностранный язык, допустим, может оцениваться по семи критериям, математика - по четырем. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").

Минусы . При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник". Потому что чем более она дифференцирована, тем сложнее получить верхние и нижние оценки по всем критериям. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, - сильный стимул в учебе.

Зачет/не зачет (удовлетворительно/неудовлетворительно)
Плюсы . Не создает лишнего соперничества между учащимися, нацеливает ребят на получение результата.

Минусы . Очень тонкая грань между положительной и отрицательной оценкой. Нет мотивации к самосовершенствованию (выучить, сделать лучше, качественнее). Такой подход может перенестись и на другие сферы жизни, что ведет к снижению ее качества.

Отметки вовсе не выставляются
Плюсы . Создает психологический комфорт. Позволяет осознать: гнаться надо не за оценками, а за знаниями, и сконцентрироваться на учебе. Не испытывая оценочного невроза, некоторые дети начинают учиться заметно лучше. Не надо списывать, хитрить из страха получить плохую отметку, врать родителям и прятать дневник, если получил неудовлетворительную отметку.

Минусы . Для многих учеников меньше становится стимулов хорошо учиться. И им, и родителям сложно бывает объективно оценить, как усвоен материал.

А как выставляются оценки за границей?
Отметки были и есть в школах всего мира, причем с древнейших времен они не сильно изменились. Например, детям в Древнем Египте давали одну палочку за посредственный ответ и две - за хороший. Потом палочки стали просто чертить на ученическом пергаменте. Примерно так происходит и сейчас. Какая же система оценок сегодня в других странах? Может быть, нам есть чему у них поучиться?

Германия . 6-балльная шкала. В немецкой системе 1 балл - лучшая оценка, а 6 - худшая.

Франция . 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов франзуским школярам не ставят. У французов есть даже соответствующая поговорка: отметку в 20 баллов способен заслужить лишь сам Господь, а 19 - положено учителю. Так что французским хорошистам приходится удовлетворяться только 11-15 баллами.

Италия . 30-балльная система. Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран. У самых лучших учеников в тетрадках - сплошные "тридцатки".

Великобритания . Словесная система. В некоторых английских школах вместо цифровой отметки в тетради или дневнике ученика можно увидеть запись типа "на уроке отвечал в основном без ошибок", "домашнее задание выполнено средне", "контрольная работа написана в целом неплохо".

США . Буквенная система (A-F). Американские школьники получают "индекс качества" от А до F. Отметка "А" выставляется в том случае, если ученик правильно выполнил более 90% задания, отчасти она соответствует привычным для нас "5" баллам.

Япония . 100-балльная шкала. Удивительно, но в Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решенный пример, а всему классу сразу - одна коллективная оценка.

В разных странах существуют разные системы оценивания, и 5-ти, и 6-ти, и 7-ми, и 10-ти, и 12-ти бальные и иные. Более того, в разных регионах, в разных школах могут быть разные системы оценивания. В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. И к 70-ым годам прошлого века означала (Г.И. Щукина):

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Однако, постепенно, единица стала некоторой эмоциональной отметкой, которая в последующем, как правило, исправляется учителем после пересдачи.

На самом деле, сейчас де-юре, нет единой системы оценивания. Согласно сегодняшнему законодательству, 28 статье Закона «Об образовании в РФ» система оценивается устанавливается школой самостоятельно. И действительно, в некоторых российских школах, работающих по программам международного бакалавриата, действует 7-балльная система оценивания. Некоторые школы проводят контрольные работы по 100-бальной системе оценивания, близкой к ЕГЭ. Но после завершения школы для того, чтобы выставить отметки в аттестат, каждая школа должна пересчитать их в пятибалльную систему. Двойки и единицы в аттестат не ставятся, так как свидетельствуют о неосвоении материала, а значить и не получении общего образования, аттестат в этом случае выдать нельзя.

Вместе с тем, в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат, по одному предмету или по нескольким. В условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз это становится не таким уж и критичным. По мнению других экспертов допускать этого нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

«Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности»

М. Эбнер-Эшенбах


Важным этапом в самообразовании стали для меня - новая, полюбившаяся традиция Ассоциации. Урок Татьяны Адольфовны Ваховской побудил другими глазами посмотреть на проблему оценивания достижений учащихся.

Оценка достижений ученика является стратегическим звеном образования, от правильной постановки которой во многом зависит не только образовательная успешность школьника, но и жизненный успех человека. Нормативным выражением оценки предметных результатов на протяжении веков является школьная отметка.

Каждый новый министр образования Российской Федерации поднимает вопрос об изменении существующей пятибалльной системы . Но всё остаётся по-прежнему. Может быть это не случайно?

Сравнивая критерии оценивания в разные исторические эпохи Кубани, России, мира, предположу, что пятибалльная система оценивания может изначально признаваться достаточной, поскольку долгие годы использовалась многими поколениями учителей.

С течением времени учителя стали использовать четырехбалльную, и даже трехбалльную систему оценивания. Таким образом, негласно «2» выводилась из обихода: итоговые, экзаменационные, годовые отметки. Она расценивалась как подбалл предельно низкий, поскольку отметка «1» не использовалась, т.к. была сильно эмоционально-окрашенной. «1» - можно сказать, эмоционально-окрашенная «двойка». Таким образом, «1» имеет не оценивающую функцию, а воспитательную, порицательную. Другими словами, за «единицей» не стоит ничего! Чаще «1» - это показатель, что у учителя сдали нервы от нетерпимости сложившейся ситуации.

По признанию большинства учителей ближнего зарубежья имеются сложности в оценивании результатов детей при многобалльной системе, и они мысленно приравнивают имеющийся результат к 5-бальной системе, после чего в уме переводят в 10-, 20-, 50-, или 100-бальную систему (мировая практика), т.е. уходя от 5-балльной системы оценивания, педагоги мысленно ставили 5 баллов, а потом умножали на соответствующий коэффициент.

Это также, на мой взгляд, доказывает, что необходимости в большом количестве баллов нет. Даже появляются сложности: многое количество баллов очень склоняет учителя вольно, нескрупулезно взвешивать в баллах тот итог, который ему необходимо оценить.
Вот почему в итоге, по моему мнению, долгие годы уход от пятибалльной системы то замолкает, то поднимается вновь, но не уходит с повестки дня. НО система оценивания остается прежней.

Реально пятибалльная система заменена на четырехбалльную систему, а скорее трехбалльную. Но если следовать изначальным объяснениям, что за что выставлять ученикам, если следовать им в полном объеме, то мы получим более удачную и справедливую систему.
Даже используя "зачет/незачет", особенно в старших классах, учитель точно способен определить, что это у старшеклассника - знания или незнания, тем более, при наличии 5-бальной шкалы это можно делать очень точно.

Предлагаю определить критерии отметок пятибалльной системы следующим образом:


"1" – ученик не обнаруживает знания для дальнейшего осуществления образовательного процесса;

"2" - выставляется в том случае, если у ученика выявляются разрозненные знания, но невозможно дальнейшее прохождение программы (имеются серьезные пробелы, знания крайне недостаточны);

"3" - имеются отдельные знания, которые при усилиях с обеих сторон, учителя и ученика, могли бы привести к успешному прохождению программы.
Здесь хотелось бы отметить сложность выставления отметки «три» - которая имеет разную окраску: «посредственно» или «удовлетворительно». Это обстоятельство делает «тройку» многострадальной:
«3» - родная сестра «2»,
«3» - родная сестра «4».
Ни одна другая отметка не требует такого взвешенного и продуманного учителем выставления. Можно сказать, что «3» – это тревожный рубеж между неуспевающей «2» и добротной «4».

"4" – правильный ответ содержит незначительные неточности или ошибки, которые не могут в конечном итоге сказаться на результате (приведу пример: не грубая арифметическая ошибка в задаче при правильном ходе решения)

"5" – так же понятна, как и идеал, к которому мы стремимся.

Предложенная разбалловка, когда «1» является не эмоцией учителя, а измерением обученности ученика, основывается на изучении истории школьной оценки. На мой взгляд, отношение к школьной отметке - содержательная и эмоциональная - в наши дни разошлась с первоначальной позицией. И это плохо, т.к. резко сузило возможности оценки, резко огрубило весь образовательный процесс. Эти изменения дают возможность говорить о несправедливости школьной отметки.

На мой взгляд, выработка ответственного, подчеркнуто-внимательного отношения к «3» приведет к снижению необъективности этой самой массовой оценки и уменьшит разрушительную роль этого многострадального балла.

Любая система оценивания имеет свет и тень. Не существует абсолютной хорошей системы оценивания. Увеличение баллов в системе оценивания, на мой взгляд, приведет к новым неприятностям и ошибкам.

Любая система оценки требует четкого прописывания критериев, определения, с какого балла следует неуспех. А главное, чтобы учителя следовали этим критериям. Многобалльная система смягчает, но не снимает проблемы. И здесь важно победить традиционные взгляды учеников, родителей, учителей на пятибалльную систему оценивания.