Термин деструктивность означает некое разрушительное , агрессивное поведение человека, которое может быть направлено как на некие внешние объекты, так и на себя самого. Состоит данное слово из приставки «де», означающей «отрицание, разрушение», и слова «структура». То есть, дословно этот термин можно перевести как «разрушение структуры».

В некоторых ситуациях понятие «деструктивность» применимо и к действиям не только человека , но и неких организаций. Так, в основе большинства тоталитарных сект лежит деструктивный культ, разрушающий психику человека. В медицине имеются понятия «деструктивные процессы», а в информатике – «деструктивный вирус».

Деструктивное поведение человека

Деструктивное поведение – термин, используемый в психологии и психоаналитике, во многом являющийся синонимом девиантному поведению. Подразумевает психоэмоциональные отклонения в поведении человека, характеризующиеся внешней агрессией, проявляющейся в потребности к разрушению.

Во многих ситуациях деструктивное поведение можно охарактеризовать как защитную реакцию человека. Подобное поведение характерно для человека со слабой волей и психикой, на которого регулярно оказывается внешнее агрессивное давление. В результате жертва психологической или физической агрессии в итоге начинает идентифицировать своё поведение с поведением агрессора. Проявлениями деструктивного поведения могут быть:

  1. Психологическ ие разрушительные воздействия, направленные на окружающих его людей , в том числе близких родственников. Человек сознательно разрывает установившиеся до этого коммуникативные связи, отвечает открытой агрессией на попытки установить с ним контакт. Подобное поведение часто встречается у подростков, не способных ещё регулировать своё психоэмоциональное состояние, и адекватно отвечать на новые вызовы, которые бросает ему окружающая жизнь. Кроме того, подобное поведение может проявляться у людей с мизантропным, замкнутым типом личности.
  2. Физические действия, направленные на окружающих людей и предметы. Такие личности склонны к хулиганским действиям , всплескам физической агрессии, беспричинному вандализму. Подобные поступки многими психологами считаются последствиями внешнего давления на человека. Причём в качестве агрессивного давления на свою личность он воспринимает не только действия неких лиц, но и вообще любые неблагоприятные жизненные обстоятельства, в возникновении которых порой виновен он сам – неприятности на работе, проблемы в личной жизни и т.д. Здесь, в отличие от банальных преступных действий, побуждающими причинами выступают не попытки завладеть некими материальными благам и, а «месть» окружающему миру.
  3. Деструктивные действия, направленные вовнутрь человека . Подобные действия могут выражаться как в психологическом самоуничижении, так и в физическом членовредительстве, вплоть до суицидальных наклонностей. Причинами такого поведения являются ощущение собственной неполноценности, невозможности противостоять воздействию внешних агрессивных факторов. Иногда демонстративное деструктивное поведение, особенно у детей и подростков, является своеобразным «призывом о помощи», попыткой дать понять окружающим взрослым, что ребёнок столкнулся с некими проблемами, неразрешимыми для него.

Деструктивному поведению человека уделяли внимание знаменитые психологи и психоаналитики – Юнг, Адлер и т.д. В смысле личностных качеств, к деструктивным традиционно относятся все те негативные качества, что мешают человеку установить нормальный контакт с остальными обитателями социума: грубость, лживость, жадность, эгоизм.

Деструктивный культ

В качестве синонимов к деструктивному культу часто используют понятия деструктивная секта, и секта-убийца. Часто деструктивный культ применяется в качестве основы во многих сектах тоталитарного характера. В зарубежной юриспруденции к деструктивным относят крайние формы тоталитарных сект, своими действиями вынуждающие своих адептов совершать убийства и самоубийства, принуждающие к членовредительству.

На Западе подобное определение появилось достаточно давно – ещё в конце 19 века. В России же того времени данный термин не употреблялся ни официально, ни в публицистике, несмотря на наличие явно деструктивных сект.

Ещё с 18 века были известны такие деструктивные культы, спорадически распространённые среди крестьянства, как скопцы, хлысты и т.д. В российском обществе понятие «деструктивная секта» появилось в 1990-х годах, когда на просторы постсоветского пространства хлынули многочисленные «пророки» и «святые», создававшие различные религиозные объединения.

Основными признаками деструктивного культа является осуществление мощного психологического давления на личность человека, полное подчинение его воли. В качестве элементов воздействия на психоэмоциональное состояние адепта могут использоваться самые различные способы и факторы – групповые эмоциональные богослужения; наркотики; секс; ограничение контактов с внешним миром. В Российской Федерации деятельность деструктивных сект преследуется законом.

Прочие понятия деструктивности

В информатике имеется понятие деструктивный вирус. Под ним подразумевается компьютерный вирус, способный внедряться в чужие компьютеры, уничтожая данные, разрушая программное обеспечение и операционную систему. В медицине термин биологическая деструкция означает разрушение клеток и тканей организма в результате некоторых патогенных процессов, например, некроза, или после смерти.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

(этим. см. след. сл.). Разоряющий, опустошающий.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

[фр. destructif destructio] - разрушительный, гибельный; неплодотворный, неэффективный.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Деструктивный

ая, ое, вен, вна (фр. destructif, нем. destruktiv лат. dēstrūcfīvus разрушительный).
Ведущий к разрушению чего-н.; неплодотворный; противоп. конструктивный . Деструктивные силы общества . Деструктивное решение .
Деструктивность - свойство деструктивного.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕСТРУКТИВНЫЙ" в других словарях:

    ДЕСТРУКТИВНЫЙ - ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. destructio разрушение). Деструктивный сопровождающийся лишением структуры, термин, часто употребляющийся в патологии для обозначения различных (дегенеративных, некробиотических, воспалительных, неопластических)… …

    См. разрушительный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. деструктивный прил., кол во синонимов: 4 … Словарь синонимов

    деструктивный - ая, ое. destructif adj., нем. destruktiv <лат. destuctivus. Разрушительный, ведущий к разрушению чего н.; неплодотворный; противоп. конструктивный. Деструктивные силы общества. Крысин 1998. Невзирая на леденящие ветры и деструктивные призывы.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДЕСТРУКТИВНЫЙ - ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (нёбной) поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти тянутся по краю твердого нёба к мягкому нёбу и затем вниз по боковой стенке глотки к глубоким шейным лимф, железам (lymphoglandulae cer vicales profundae… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. destnictivus) разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего либо … Большой медицинский словарь

    Прил. 1. соотн. с сущ. деструкция, связанный с ним 2. Ведущий к деструкции; неплодотворный, разрушительный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Деструктивный, деструктивная, деструктивное, деструктивные, деструктивного, деструктивной, деструктивного, деструктивных, деструктивному, деструктивной, деструктивному, деструктивным, деструктивный, деструктивную, деструктивное, деструктивные,… … Формы слов

    деструктивный - деструкт ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

    деструктивный - кр.ф. деструкти/вен, деструкти/вна, вно, вны; деструкти/внее … Орфографический словарь русского языка

    деструктивный - [дэ], ая, ое; вен, вна, вно Ведущий к разрушению чего л.; неплодотворный. Деструктивные силы общества. Деструктивная позиция. Деструктивные переговоры. Синонимы: беспредме/тный, бессодержа/тельный, па/губный, пусто/й, разруши/тельный … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Магия бессмертия Главный барьер , Сервест Б.. В своей книге Сервест Бурислав, автор многочисленных книг по эзотерике, затрагивает вечную тему бессмертия, её магической силы. В книге ведётся размышление о том, что такое знание, о его роли…
  • Маноратха , Ушаков Владимир Сергеевич. Близкое будущее. Ученые бьют тревогу: общество стремительно деградирует, и требуется немедленно остановить деструктивный процесс. Неясно, следствие ли это игр политиков или поиски пути к…

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

  • отсутствие мотивации;
  • неадекватность;
  • дезадаптивность;
  • аутичность;
  • отсутствие результативности.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные норм ы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Дата Учёный Классификация Суть
1938 г. Р. К. Мертон Подчинение Принятие общественных целей и средств их достижения
Инновация Принятие общественных целей, но не средств их достижения
Ритуалзм Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
Ретретизм Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
Мятеж Попытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г. В. В. Ковалёв Девиации социально-психологического характера — нарушение дисциплины;
— нарушение социальных норм;
— нарушение правовых норм;
— демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера — патологические;
— непатологические.
Личностно-динамические девиации — реакция;
— развитие;
— состояние.
1987 г. Ф. Патаки Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) — аффективный тип поведения;
— конфликты в семье;
— агрессивные действия;
— стремление к асоциальному поведению в детстве;
— непереносимость учебного процесса;
— низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) — преступление,
— алкогольная зависимость,
— наркотическая зависимость,
— суицид.
1990 г. Ц.П.Короленко Нестандартные действия Мотивированное деструктивное поведение , выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение — поведение, направленное на нарушение социальных установок;
— уход от реальности с помощью психотропных веществ;
— нарушение прав и законов;
— саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г. В. Н. Иванов Докриминогенное поведение Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведение Уголовно-наказуемые преступления
2001 г. Ю.А. Клейберг Негативное поведение Саморазрушение
Позитивное поведение Творчество
Нейтральное поведение Попрошайничество
2004 г. Е.В.Змановская Антисоциальное поведение Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведение Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведение Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г. Н. В. Майсак Девиации по характеру поведения — конструктивное поведение (творчество);
— аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду);
— внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом — одобряемое (адаптация к группе);
— демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения);
— неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная . Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская . Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение , не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация . Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция . Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения . Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка . Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу . Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления . Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии . Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход . Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Такие понятия как стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Причины и следствия

Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы:

  • Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки);
  • Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения:

  • Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов.
  • Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил.
  • Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.