Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

"Фелица"

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные,

"На взятие Измаила"

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

"Водопад"

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Философские оды

Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Русская литература XVIII века

Гавриил Романович Державин

Биография

Державин, Гавриил Романович - знаменитый поэт. Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но старались дать детям по возможности лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, «от церковников» научился читать и писать; семи лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион некоего «сосланного в каторжную работу» немца Розе; последний был «круглый невежда». За четыре года, проведенные у Розе, Державин все же научился довольно порядочно немецкому языку, отличаясь вообще «чрезвычайной к наукам склонностью». Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Ей пришлось «с малыми своими сыновьями ходить по судьям, стоять у них в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой». Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту «врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот», и идея «правды» сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с открытием в Казани гимназии, Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Образовательные средства и здесь были не велики; учеников, главным образом, заставляли выучивать наизусть и произносить публично сочиненные учителями речи, разыгрывать трагедии Сумарокова, танцевать и фехтовать. Собственно научным предметам, «по недостатку хороших учителей», в гимназии «едва ли» - по словам Державина - учили его «с лучшими правилами, чем прежде». За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению. Державин был в числе первых учеников, особенно успевая в «предметах, касающихся воображения». Недостаток систематического образования отчасти пополнялся чтением. Державин пробыл в гимназии около 3 лет: в начале 1762 г., года за два перед тем записанный в гвардию, он был вытребован в Петербург на службу. В марте 1762 г. Державин был уже в Петербурге, в солдатских казармах. Последовавшие затем двенадцать лет (1762 - 1773) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Тяжелая черная работа поглощает почти все его время; его окружают невежественные товарищи; это быстро и самым гибельным образом действует на увлекающегося юношу. Он пристрастился к картам, играя сначала «по маленькой», а потом и «в большую». Живя в отпуске в Москве, Державин проиграл в карты деньги, присланные матерью на покупку имения, и это едва его не погубило: он «ездил, так сказать с отчаянья, день и ночь по трактирам искать игры; познакомился с игроками или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждой разбойниками; у них научился заговорам, как новичков заводить в игру, подборам карт, подделкам и всяким игрецким мошенничествам». «Впрочем, - прибавляет Державин, - совесть, или лучше сказать, молитвы матери, никогда его (в „Записках“ Державин говорит о себе в третьем лице) до того не допускали, чтоб предался он в наглое воровство или в коварное предательство кого-либо из своих приятелей, как другие делывали»; «когда не было денег, никогда в долг не играл, не занимал оных и не старался какими-либо переворотами отыгрываться или обманами, лжами и пустыми о заплате уверениями достать деньги»; «всегда содержал свое слово свято, соблюдал при всяком случае верность, справедливость и приязнь». На помощь к лучшим нравственным инстинктам природы скоро стала приходить и врожденная склонность Державина к стихотворству. «Когда случалось, что не на что было не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водой и марал стихи». «Марать стихи» Державин начал еще в гимназии; чтение книг стало пробуждать в нем охоту к стихотворству. Поступив в военную службу, он переложил на рифмы ходившие между солдатами «площадные прибаски на счет каждого гвардейского полка». Он «старается научиться стихотворству из книги о поэзии Тредьяковского, из прочих авторов, как Ломоносова и Сумарокова». Его привлекает также Козловский, прапорщик того же полка, человек не без литературного дарования: Державину особенно нравилась «легкость его слога». Несмотря на то что среди казарменной обстановки Державин «должен был, хотя и не хотел, выкинуть из головы науки», он продолжает «по ночам, когда все улягутся», читать случайно добытые книги, немецкие и русские, знакомится с сочинениями Клейста, Гагедорна, Геллерта, Галлера, Клопштока, начинает переводить в стихах «Телемаха», «Мессиаду» и других. «Возгнушавшись сам собою», находит, наконец, выход для своих сил: его спасает Пугачевщина. В 1773 г. главным начальником войск, посланных против Пугачева, был назначен Бибиков. Державин (незадолго перед тем произведенный в офицеры, после десяти лет солдатской службы) решается лично явиться к Бибикову, перед его отъездом в Казань, с просьбой взять его с собой как казанского уроженца. Бибиков исполняет эту просьбу, и своим усердием и талантами Державин скоро приобретает его расположение и доверие. Почти немедленно по приезде в Казань, Державин пишет Речь, которой казанское дворянство отвечало императрице на ее рескрипт. Он едет с секретными поручениями в Симбирск, Самару и Саратов. Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него, однако, большими неприятностями, даже преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток «политичности». Суд над Державиным был прекращен, но все заслуги его пропали даром. Ему не тотчас удалось и вернуться в столицу; около пяти месяцев он проводит на Волге «праздно». К этому времени относятся так называемые «Читалагайские оды» Державина. По возвращении в Петербург, обойденный наградами, Державин принужден был сам о них хлопотать, тем более что во время Пугачевщины он много потерпел и материально: в его оренбургском имении недели с две стояли 40000 подвод, везших провиант в войско, причем съеден был весь хлеб, весь скот, и солдаты «разорили крестьян до основания». Державину пришлось подать одну за другой две просьбы Потемкину, не раз «толкаться у князя в передней», подать просьбу самой императрице, новую докладную записку Потемкину, и только после этого, в феврале 1777 г., Державину, наконец, была объявлена награда: «по неспособности» к военной службе, он с чином коллежского советника «выпускался в штатскую» (несмотря на прямое заявление, что он «не хочет быть статским чиновником»), и ему жаловалось 300 душ в Белоруссии. Державин хотя и написал по этому поводу «Излияния благодарного сердца императрице Екатерине Второй» - восторженный дифирамб в прозе, - но тем не менее считал себя обиженным. Гораздо счастливее был Державин в это время в картах: осенью 1775 г., «имея в кармане всего 50 рублей», он выиграл до 40000 рублей. Скоро Державин получает довольно видную должность в сенате и в начале 1778 г. женится, с первого взгляда влюбившись, на 16-летней девушке, Екатерине Яковлевне Бастидон (дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона, женившегося, по приезде в Россию, на русской). Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, любила тихую, домашнюю жизнь, была довольно начитана, любила искусства, особенно отличаясь в вырезывании силуэтов. В своих стихах Державин называет ее «Пленирою». Еще в 1773 г., в журнале Рубана «Старина и Новизна», явилось, без подписи, первое произведение Державина - перевод с немецкого: «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну» (из «Превращений» Овидия); в том же году была напечатана, также без подписи, «Ода на всерадостное бракосочетание великого князя Павла Петровича», сочиненная (как сказано в заглавии) «потомком Атиллы, жителем реки Ра». Около 1776 г. Державиным изданы были «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае», 1774. Гора Читалагай находится близ одной из немецких колоний, верстах в 100 от Саратова, на левом берегу Волги; в Пугачевщину поэт одно время стоял здесь с своим отрядом и, случайно встретив у жителей немецкий перевод славившихся тогда французских од Фридриха II, в часы досуга перевел четыре из них русской прозой. Тогда же Державиным было написано несколько стихотворений: «На смерть Бибикова», «На великость», «На знатность» и другие. Все это и было собрано в названной книжке. Первые произведения Державина не удовлетворяли самого поэта. В большей их части заметно слишком сильное влияние Ломоносова; чаще всего это были прямые подражания, и весьма неудачные. При крайней высокопарности и бедности содержания, самый язык их страдал устарелыми, неправильными формами. В «Читалагайских одах» сказываются проблески таланта, но и они, по сознанию самого поэта, писаны еще «весьма не чистым и неясным слогом». По выражению Дмитриева, автор их «карабкался на Парнас». Решительный перелом в поэтической деятельности Державина происходит в 1778 - 1779 гг. Он сам так характеризует прежний, более ранний период своей поэзии и переход к позднейшему, самостоятельному творчеству: «Правила поэзии почерпал я из сочинений Тредьяковского, а в выражении и слоге старался подражать Ломоносову; но так как не имел его таланта, то это и не удавалось мне. Я хотел парить, но не мог постоянно выдерживать изящным подбором слов, свойственных одному Ломоносову, великолепия и пышности речи. Поэтому, с 1779 г. избрал я совершенно особый путь, руководствуясь наставлениями Баттэ и советами друзей моих, Н. А. Львова, В. В. Капниста и Хемницера, причем наиболее подражал Горацию». В этих словах поэт довольно верно характеризует отличие свое от Ломоносова. По теории Баттэ поэзия, при «подражании природе», должна прежде всего «нравиться» и «поучать». Этот взгляд был усвоен Державиным. Еще более он был обязан своим друзьям. Почти все они были моложе Державина, но стояли гораздо выше его по образованию. Капнист отличался знанием теории искусства и версификации; на автографах державинских стихотворений нередко встречаются поправки, сделанные его рукой. Н. А. Львов слыл русским Шапеллем, воспитывался на французских и итальянских классиках, любил легкую шуточную поэзию и сам писал в этом роде; выше всего он ставил простоту и естественность, умел ценить народный язык и народную поэзию, отличался остроумием и оригинальностью литературных взглядов, смело восставая иногда против общепринятых суждений и мнений; признавая, например, Ломоносова «богатырем русской словесности». Львов указывал на «увечья», нанесенные им русскому языку. К тому же направлению примыкал и Хемницер. Сравнивая более ранние стихотворения Державина с теми, которые написаны им, начиная с 1779 г., нельзя не видеть громадности шага, сделанного поэтом. Первой одой, написанной в новом направлении, было «Успокоенное неверие» (1779). Почти одновременно с ней была напечатана ода «На смерть князя Мещерского» (1779), впервые давшая поэту громкую известность и поражавшая читателей небывалой звучностью стиха, силой и сжатостью поэтического выражения. В том же году напечатана была ода «На рождение в севере порфирородного отрока». Своей игривой легкостью она резко выделялась из массы обычных торжественных од того времени; в содержании ее отразились лучшие стремления времени. В 1780 г. в печати является ода «Властителям и судиям», написанная в подражание псалму и замечательная по смелости и силе; она чуть было не навлекла на поэта немилость императрицы. В том же году печатаются оды: «На отсутствие ее величества в Белоруссию» и «К первому соседу». Содержание поэзии Державина становится все глубже и разнообразнее; самая форма стиха быстро совершенствуется. Вместо бесплодного стремления к «великолепию и пышности речи российского Пиндара», перед нами образы и картины, взятые прямо из жизни, нередко из простого быта; рядом с «парением» идут сатира и шутка; поэт употребляет народные обороты и выражения. «Фелица», написанная в 1782-м и напечатанная в 1783 г., по общему убеждению современников, открывала «новый путь» к Парнасу. Она вызвала такой же восторг в читателях, как за сорок с лишком лет до того ода «На взятие Хотина» Ломоносова. «Бумажный гром» высокопарных од, по сознанию современников, стал уже всем «докучать». В «Фелице» ложноклассический тон русской лирической поэзии XVIII в. впервые начинает уступать место более живой, реальной поэзии. К этому присоединялась столь необычная «издевка злая» с прозрачными намеками на живые лица и современные обстоятельства. Привлекательны были и ярко нарисованный поэтом идеал монархини, сочувствие ее гуманным идеям и преобразованиям, всюду чувствуемое в оде стремление поэта, еще ранее им высказанное, видеть «на троне человека». И по отношению к легкости стиха в оде также видели как бы начало нового периода; «Фелица» послужила поводом к основанию даже особого журнала («Собеседника любителей российского слова»). - Служба Державина в сенате была непродолжительна. У него очень скоро начались неудовольствия с генерал-прокурором Вяземским. Некоторую роль играла здесь, кажется, самая женитьба поэта (Вяземскому хотелось выдать за Державина одну свою родственницу); но были и другие причины, чисто служебные. В сенате нужно было составлять роспись доходов и расходов на новый (1784) год. Вяземскому хотелось, «чтобы нового росписания и табели не сочинять», а довольствоваться росписанием и табелью прошлого года. Между тем только что оконченная ревизия показала, что доходы государства значительно возросли сравнительно с предыдущим годом. Державин указывал на незаконность желания генерал-прокурора; ему возражали: «Ничего, князь так приказал». Державин, опираясь на букву закона, настоял, однако, на составлении новой росписи, «в которой вынуждены были показать более противу прошлого года доходов 8000000». Это был первый случай открытой борьбы Державина «за правду», приведший поэта впервые к горькому убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». Он должен был выйти в отставку (в феврале 1784 г.), но несколько месяцев спустя был назначен олонецким губернатором. По этому поводу Вяземский заметил, что «разве по его носу полезут черви, если Державин усидит долго»; и это сбылось. Не успел Державин приехать в Петрозаводск, как у него начались неприятности с наместником края, Тутолминым, и менее чем через год, Державин был переведен в Тамбов. Здесь он также «не усидел долго». Страницы «Записок» Державина, посвященные периоду его губернаторства в Тамбове, говорят о чрезвычайной служебной энергии и горячем желании поэта принести посильную пользу, а также о его старании распространять образование среди тамбовского общества, в этом «диком, темном лесу», по выражению Державина. Он подробно говорит в «Записках» о танцевальных вечерах, которые его жена устраивала для тамбовской молодежи у себя на дому, о классах грамматики, арифметики и геометрии, которые чередовались в губернаторском доме с танцами; говорит о мерах к поднятию в обществе музыкального вкуса, о развитии в городе итальянского пения, о заведении им первой в городе типографии, первого народного училища, устройстве городского театра и т. д. Громадная масса бумаг, хранящихся до сих пор в саратовском архиве и писанных рукой поэта, указывает наглядно, с каким усердием относился Державин к своей службе. Энергия его очень скоро привела и здесь к столкновению с наместником. Возник целый ряд дел, перенесенных в сенат. Сенат, направляемый Вяземским, стал на сторону наместника и успел так все представить императрице, что она повелела удалить Державина из Тамбова и рассмотреть взведенные на него обвинения. Началась длинная проволочка, дело отлагалось «день на день»; явившийся в Москву Державин шесть месяцев «шатался по Москве праздно». Состоявшееся, наконец, решение сената было крайне уклончивое и направлялось к тому, что так как он, Державин, уже удален от должности, то «и быть тому делу так». Державин отправился в Петербург, надеясь «доказать императрице и государству, что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностях». Ничего определённого, однако, он не добился. На поданную им просьбу императрица приказала объявить сенату словесное повеление, чтобы считать дело «решенным», а «найден ли Державин винным или нет, того не сказано». Вместе с тем поэту от имени императрицы передавалось, что она не может обвинить автора «Фелицы», и приказывалось явиться ко двору. Державин был в недоумении. «Удостоясь со благоволением лобызать руку монархини и обедав с нею за одним столом, он размышлял сам в себе, что он такое: виноват или не виноват? в службе или не в службе?». После новой просьбы и новой аудиенции, причем ему опять ничего не удалось «доказать», 2 августа 1789 г. состоялся именной указ, которым повелевалось выдавать Державину жалованье «впредь до определения к месту». Ждать места ему пришлось более 2 лет. Соскучившись таким положением, поэт решился «прибегнуть к своему таланту»: написал оду «Изображение Фелицы» и передал ее тогдашнему любимцу, Зубову. Ода понравилась, и поэт «стал вхож» к Зубову. Около того же времени Державин написал еще две оды: «На шведский мир» и «На взятие Измаила»; последняя особенно имела успех. К поэту стали «ласкаться». Потемкин (читаем в «Записках»), «так сказать, волочился за Державиным, желая от него похвальных себе стихов»; за поэтом ухаживал и Зубов, от имени императрицы передавая поэту, что если хочет, он может писать «для князя», но «отнюдь бы от него ничего не принимал и не просил», что «он и без него все иметь будет». «В таковых мудреных обстоятельствах» Державин «не знал, что делать и на которую сторону искренно предаться, ибо от обоих был ласкаем». В декабре 1791 г. Державин был назначен статс-секретарем императрицы. Это было знаком необычайной милости; но служба и здесь для Державина была неудачной. Он не сумел угодить императрице и очень скоро «остудился» в ее мыслях. Причина «остуды» лежала во взаимных недоразумениях. Державин, получив близость к императрице, больше всего хотел бороться с столь возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил императрице целые кипы бумаг, требовал ее внимания к таким запутанным делам, как дело Якобия (привезенное из Сибири «в трех кибитках, нагруженных сверху до низу»), или еще более щекотливое дело банкира Сутерланда, где замешано было много придворных, и от которого все уклонялись, зная, что и сама Екатерина не желала его строгого расследования. Между тем от поэта вовсе не того ждали. В «Записках» Державин замечает, что императрица не раз заводила с докладчиком речь о стихах «и неоднократно, так сказать, прашивала его, чтоб он писал в роде оды Фелице». Поэт откровенно сознается, что он не раз принимался за это, «запираясь по неделе дома», но «ничего написать не мог»; «видя дворские хитрости и беспрестанные себе толчки», поэт «не собрался с духом и не мог таких императрице тонких писать похвал, каковы в оде Фелице и тому подобных сочинениях, которые им писаны не в бытность еще при дворе: ибо издалека те предметы, которые ему казались божественными и приводили дух его в воспламенение, явились ему, при приближении ко двору, весьма человеческими». Поэт так «охладел духом», что «почти ничего не мог написать горячим чистым сердцем в похвалу императрице», которая «управляла государством и самым правосудием более по политике, чем по святой правде». Много вредили ему также его излишняя горячность и отсутствие придворного такта. Менее чем через три месяца по назначении Державина, императрица жаловалась Храповицкому, что ее новый статс-секретарь «лезет к ней со всяким вздором». К этому могли присоединяться и козни врагов, которых у Державина было много; он, вероятно, не без основания высказывает в «Записках» предположение, что «неприятные дела» ему поручались и «с умыслу», «чтобы наскучил императрице и остудился в ее мыслях». Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет: в сентябре 1793 г. он был назначен сенатором. Назначение это было почетным удалением от службы при императрице. Державин скоро рассорился со всеми сенаторами. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам, чтобы просмотреть целые кипы бумаг и написать по ним заключения. Правдолюбие Державина и теперь, по обыкновению, выражалось «в слишком резких, а иногда и грубых формах». В начале 1794 г. Державин, сохраняя звание сенатора, был назначен президентом коммерц-коллегии; должность эта, некогда очень важная, теперь была значительно урезана и предназначалась к уничтожению, но Державин знать не хотел новых порядков и потому на первых же порах и здесь нажил себе много врагов и неприятностей. Незадолго до своей смерти императрица назначила Державина в комиссию по расследованию обнаруженных в заемном банке хищений; назначение это было новым доказательством доверия императрицы к правдивости и бескорыстию Державина. В 1793 г. Державин лишился своей жены; прекрасное стихотворение «Ласточка» (1794) изображает его тогдашнее душевное состояние. Через полгода он, однако, вновь женился (на Дьяковой, родственнице Львова и Капниста), не по любви, а «чтобы, как он говорит, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Воспоминания о первой жене, внушившей ему лучшие стихотворения, никогда не покидали поэта, - 1782 - 1796 гг. были периодом наиболее блестящего развития поэтической деятельности Державина. За «Фелицей» следовали: «Благодарность Фелице» (1783), с поэтическими картинами природы; «Видение Мурзы» (1783), напечатанное лишь в 1791 г., где поэт оправдывается от упреков в лести (замечателен первоначальный эскиз оды, показывающий, что поэт не безотчетно воспевал императрицу и деятелей ее царствования); ода «Решемыслу» (1783), где рисуется идеал истинного вельможи, с намеками на Потемкина; ода «На присоединение Крыма» (1784), написанная белыми стихами: для того времени это было такой смелостью, что поэт считал необходимым в особом предисловии оправдываться. В том же 1784 г. была окончена знаменитая ода «Бог» (начатая еще в 1780 г.), в ряду духовных од Державина высшее проявление его таланта; она была переведена на языки немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, польский, чешский, латинский и японский; немецких переводов было несколько, французских - до 15. Она была отчасти отражением господствовавших в то время идей деизма; под их влиянием во всех западноевропейских литературах явилось множество стихотворений, написанных в прославление Верховного Существа; даже Вольтер написал оду «Le vrai Dieu». Общее сходство, по предмету и отдельным мыслям, с многочисленными иностранными произведениями того же рода не раз подавало повод к толкам о заимствованиях и подражаниях нашего поэта; но Я. К. Гроту удалось доказать полную оригинальность произведения. - За время губернаторства (1785 - 1788) Державин почти не писал стихов. Можно отметить лишь два стихотворения: «Уповающему на свою силу» (1785), подражание 146 псалму, с явными намеками на Тутолмина, и «Осень во время осады Очакова» (1788). Весть о взятии Очакова Потемкиным вызывает оду «Победителю», написанную в начале 1789 г. К этому же времени относится ода «На счастие», любопытная своим шуточно-сатирическим содержанием и полная намеков, теперь не всегда понятных, на различные политические лица и обстоятельства того времени; в оправдание веселой ее иронии, поэт прибавил в заглавии оды: «Писана на маслянице, когда и сам автор был под хмельком». В оде «На взятие Измаила» (1790) впервые начинает сказываться влияние Оссиановой поэзии. К этому же времени относится написанное частью в стихах, частью прозой, «Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила». Под непосредственным впечатлением известия о неожиданной смерти Потемкина (в ноябре 1791 г.) поэт набросал первый эскиз оды «Водопад» (оконченной лишь в 1794 г.), - блестящего апофеоза всего, что было в духе и делах Потемкина действительно достойного жить в потомстве. Ода делает тем более чести поэту, что в то время многие без стыда топтали в грязь память умершего. Дальнейшие, более важные произведения Державина: ода «На умеренность» (1792), полная намеков на положение поэта в должности статс-секретаря; ода «Вельможа» (1794), переделанная из оды «На знатность», напечатанной некогда в числе Читалагайских од (посвященная преимущественно изображению Румянцева, она рисует идеал истинного величия); «Мой истукан» (1794), где поэт высказывает свое единственное стремление «быть человеком»; «На взятие Варшавы» (1794); «Приглашение к обеду» (1795); «Афинейскому витязю» (1796; изображение А.Г. Орлова); «На кончину благотворителя» (1795, по поводу смерти Бецкого); «На покорение Дербента» (1791). Французская революция и казнь Людовика XVI нашли отклик в стихотворениях Державина: «На панихиду Людовика XVI» (1793) и «Колесница». Небольшие стихотворения: «Гостю» (1795) и «Другу» (1795) - наиболее ранние пьесы Державина в антологическом духе, с этого времени все более усиливающемся в поэзии Державина. Наиболее блестящий период поэтической деятельности поэта заканчивается известным его «Памятником» (1796), подражанием Горацию, где, однако, наш поэт верно характеризует значение своей собственной поэтической деятельности. После воцарения императора Павла Державин сначала было подвергся гонению («за непристойный ответ, государю учиненный»), но потом одой на восшествие его на престол императора («На новый 1797 г.») успел вернуть его милость. Державин получает почетные поручения, делается кавалером мальтийского ордена (по поводу чего пишется особая ода), снова получает место президента коммерц-коллегии. Большая часть од, написанных Державиным в царствование Павла, имеет предметом своим подвиги Суворова и носит на себе сильное влияние Оссиановой поэзии. В то же время Державин увлекается греческой поэзией, особенно Анакреонтом. Сам поэт не знал греческого языка и чаще всего обращался к львовскому переводу песен Анакреонта (1794). Из оригинальных произведений в этом направлении особенно популярны были: «К Музе» (1797), «Цепи» (1798), «Стрелок» (1799), «Мельник» (1799), «Русские девушки» (1799), «Птицелов» (1800). В 1804 г. был издан Державиным целый сборник «Анакреонтических песен». Стихотворения эти отличались легким стихом, простым, иногда народным языком, но их шутливое содержание нередко переходит в циническое. Любопытны также пьесы этого времени, «соображенные с русскими обычаями и нравами», например, «Похвала сельской жизни» (1798). При Александре I Державин одно время был министром юстиции (1802 - 03). Общее направление эпохи было, однако, уже не по нем. Державин, не стесняясь, выражал свое несочувствие преобразовательным стремлениям императора и открыто порицал его молодых советников. В 1803 г. Державин получает полную отставку и особым стихотворением приветствует свою «свободу» («Свобода», 1803). Последние годы жизни (1803 - 16) Державин проводил преимущественно в деревне Званке, Новгородской губернии. Свои сельские занятия он описывает в стихотворении «Званская жизнь» (1807). С 1804 г. он начинает увлекаться драмой и пишет два большие драматические сочинения, с музыкой, хорами и речитативами - «Добрыня» (1804) и «Пожарский»; детскую комедию «Кутерьма от Кондратьевых» (1806); трагедии «Ирод и Мариамна» (1807), «Евпраксия» (1808), «Темный» (1808), «Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи» (не окончена); оперы «Дурочка умнее умных», «Грозный, или Покорение Казани», «Рудокопы», «Батмендии» (не окончена). Все эти произведения были лишь заблуждением поэтического таланта; Мерзляков остроумно называет их «развалинами Державина». В них нет ни действия, ни характеров; на каждом шагу несообразности, не говоря уже об общей ложноклассической их постройке; самый язык тяжел и неуклюж. В 1809 - 1810 гг., живя в деревне, Державин составляет «Объяснения к своим стихотворениям», важный и любопытный материал как для истории литературы того времени, так и для характеристики самого поэта. «Объяснения» как нельзя лучше дополняют «Записки» Державина, излагающие почти исключительно его служебные отношения. «Записки» остались в черновой редакции, со всеми, неизбежными в таких случаях, ошибками и крайностями. Это не было принято во внимание нашей критикой при появлении «Записок» в печати, в 1859 г. Составление «Записок» относится к 1811 - 1813 гг. Живя по зимам в Петербурге, Державин основал в 1811 г., вместе с Шишковым, литературное общество: «Беседа любителей российского слова», на борьбу с которым вскоре выступил молодой «Арзамас». Сочувствуя Шишкову, Державин, впрочем, не был врагом Карамзина и вообще не остался вполне чуждым новому направлению литературы. Державин скончался 8 июля 1816 г. в деревне Званке. Тело его погребено в Хутынском монастыре (в семи верстах от Новгорода), местоположение которого нравилось поэту. Детей у Державина не было ни от первого, ни от второго брака. В лице Державина русская лирическая поэзия XVIII в. получила значительное развитие. Риторика впервые начинала уступать место поэзии. Русский поэт впервые выражается проще, впервые пытается стать ближе к жизни и действительности. Особенно важной новизной был «забавный русский слог». Никто еще из наших поэтов не говорил таким языком, каким часто выражался автор «Фелицы». Державин любит употреблять простые, чисто народные слова и выражения, обращаться к лицам и сюжетам народной поэзии, «соображаться» с народным бытом, нравами и обычаями. Вместе с тем содержание поэзии значительно расширяется; поэт становится на почву современности, торжественная ода превращается в отзвук дня. Ни один русский поэт не стоял до тех пор так близко к своему времени, как Державин; начиная с «Фелицы», его оды - «поэтическая летопись», в которой длинной вереницей проходят исторические деятели эпохи, все важнейшие события времени. На поэзии Державина отразился господствовавший у нас во все продолжение XVIII в. взгляд на литературу и поэзию вообще - «нерешительность, неопределенность идеи поэзии», по выражению Белинского. Державин то гордится званием поэта, то смотрит на поэзию как на «летом вкусный лимонад». И Державину, и его современникам литературная деятельность еще не всегда представлялась делом серьезным, важным. Ценились, главным образом, «дела», а не «слова». Вот почему у поэта, который «был горяч и в правде черт», мы находим целый ряд произведений, в которых, по сознанию самого автора, было много «мглистого фимиаму», и вот почему Державин, так сильно хлопотавший всю жизнь о «правде», не считал для себя предосудительным иногда «прибегать к помощи своего таланта». О жизни и сочинениях Державина см.: Н. Полевой «Очерки русской литературы» (I, Санкт-Петербург, 1839); Белинский «Сочинения»; Савельев-Ростиславич « Жизнь Г. Р. Державина» - в собрании сочинений Державина (издание Глазунова, Санкт-Петербург, 1843); Галахов «История русской словесности» (I, Санкт-Петербург, 1863; 18-е изд., Москва, 1910); Пыпин «Общественное движение в царствование Александра I»; его же «История русской литературы», том IV; С. Венгеров «Русская поэзия» (Санкт-Петербург, 1897; приведены, между прочим, выдержки из наиболее важных статей о Державине); В. Покровский «Державин, сборник статей»; литературу о Державине см. в «Источниках словаря русских писателей» С. Венгерова, том II, а также в IX томе академического издания. Монументальным трудом о жизни и сочинениях Державина является «Жизнеописание» его, написанное академиком Я. К. Гротом и составляющее VIII том академического издания сочинений Державина. Наиболее раннее собрание сочинений Державина (только 1-я часть) вышло под редакцией Карамзина, в Москве, в 1798 г. К 1808 г. относится второе издание собрания сочинений, в 4 частях; в 1816 г. к ним присоединена была 5-я часть. В 1831 г. вышло первое издание Смирдина; в тексте были исправлены все неверности, замеченные поэтом в издании 1808 г. В 1843 г. вышло несколько дополненное издание Глазунова. Некоторые новые дополнения «Собрание сочинений» Державина получило в издании Щукина, вышедшем в 1845 г., с биографией, написанной Н. Полевым. В 1847 г., в смирдинской коллекции «Полного собрания сочинений русских авторов» вышли и сочинения Державина; в 1851 г. издание повторено. В двух последних изданиях в конце многих стихотворений впервые были помещены «Объяснени

Державин Гавриил Романович (1743-1816) - русский поэт. Родился 3 (14) июля 1743 года в Казани. Семья была из мелкопоместных дворян. Начальное образование Г. Державин получил в церкви, а в 7 лет – в пансионе немца Розе. После смерти отца дети обучались в казанской гимназии на протяжении трех лет, где Державин и начал писать первые стихи.

В 1759 году он записался в гвардию, и через 2 года его вызвали на службу в Петербург. В солдатских казармах он пробыл 12 лет (1762-1773). За время службы пристрастился к азартным играм и проигрывал очень большие суммы денег. Через 10 лет во время служебной поездки на родину Г. Державин пишет Речь к императрице от казанского дворянства. Во время Пугачевщины ему доверяют секретные задания в Самаре, Саратове и Симбирске. Из-за избыточной эмоциональности и отсутствия политического такта Г.Державин попадает под следствие и теряет свой авторитет. Ему разрешают вернуться в Петербург только через 5 месяцев, которые он провел на Волге за написанием «Читалагайских од». В 1773 году в журнале «Старина и Новизна» публикуется без подписи первое произведение Державина «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну» - перевод с немецкого языка «Превращения» Овидия. После многочисленных просьб Потемкину и императрице в 1777 году объявили награду Державину и разрешили уйти со службы в звании коллежского советника.

Через некоторое время он начинает работать в сенате, а в начале 1778 года женится на 16-летней Екатерине Бастидон. В 1784 году уходит в отставку и назначается губернатором, а после переводится в Тамбов.

В декабре 1791 года Державина назначают на должность статс-секретаря императрицы. Но Екатерину не интересовала скрупулезная работа над делами, она ожидала от него только написания похвальных речей. Поэтому Державин проработал статс-секретарем только 2 года, а затем был назначен сенатором. В 1794 году он дополнительно возглавил коммерц-коллегию. В 1793 году умерла жена Державина, а через полгода он женился вновь.

Когда стал править император Павел, писатель вначале был изгнан за непристойные высказывания, а затем возвращен во дворец на написание оды. Он становиться кавалером мальтийского ордена и вновь возглавляет коммерц-коллегию.

Во время царствования Александра I Державин в период 1802-1803 гг. работает министром юстиции. После отставки он уезжает в деревню Званке в Новгородскую губернию, где последние годы жизни посвящает написанию своих произведений.

Переводчик.

Державин родился в 1743 году. Будущий поэт провел дет-ство в провинциальной глуши под Казанью. Когда в Казани в 1758 году впервые открылась гимназия, его в тот же год от-правили туда учиться. Там про-явились его способности к ри-сованию, пластическим искусствам, оставившим глубо-кий след в его творчестве.

В 1760 году директор Ка-занской гимназии показал в Петербурге карту Казанской

губернии, нарисованную Державиным. Оценив способнос-ти подростка, Державина зачислили младшим чином в Инженерный корпус с тем, чтобы он явился к месту службы по окончании гимназии.

Однако в 1762 году Державина, не закончившего гим-назию, вдруг затребовали в Петербург, в Преображенский полк, и тут оказалось, что недоросль Гаврила Державин, потомок татарского рода Багрима, ныне незнатный и не-богатый дворянский сын, по нерадению ли родителей или недоразумению не был с малолетства зачислен в воинскую службу и должен теперь служить в солдатах. Так с 1762 года начинается почти десятилетний период солдатской службы поэта.

Вместе с Преображенским полком он участвовал в дворцовом перевороте 28 июля 1762 года. Позже Державин был послан из полка с некоторыми другими склонными к наукам молодыми людьми в Комиссию по составлению нового уложения и шесть месяцев провел в ней секрета-рем — «сочинителем». В это время переломилась вся его солдатская жизнь. Он оказался в самом центре борьбы идей, мировоззрений, классовых сил своего времени.

В январе 1772 года двадцативосьмилетний Державин получил первый офицерский чин, а в 1773 году, когда разгорелась крестьянская война, вышли в свет его первые литературные опыты: перевод прозой из Овидия и ода на брак великого князя Павла Петровича.

В конце 1773 года Державин отправился воевать про-тив Пугачева.

В 1776 году отдельной книгой издаются оды Держави-на. В них видны особенности поэтической натуры автора: его искрометность, взволнованность, поэтический темпе-рамент, прорывающийся сквозь витийственность, еще не подчиняющийся поэту пестрый язык. Книжка проходит незамеченной. Державину уже тридцать три года, но поэзия для него еще увлечение, а не дело всей жизни, и служебные награды он предпочитает лаврам певца.

Участие в борьбе против Пугачева принесло Держави-ну некоторую известность при дворе. Вернувшись в Петер-бург, он ищет благодарности за свою службу во время крестьянской войны. В 1777 году он наконец получает триста душ крепостных в Белоруссии, но в это же время его увольняют из армии вопреки его желанию.

С 1779 года, по словам Державина, для него начинается новый путь в литературе: к этому времени окончательно складывается его мировоззрение. Из крестьянской войны

он вышел убежденным сторонником идеи просвещенного самодержавия. Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями про-свещенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.

Для Державина была важна возможность хотя бы в обобщенных и отвлеченных формах классицизма воспеть действительность, какой он ее видел, понимал и чувство-вал. Для него в военных и хозяйственных успехах страны и народа заключался величайший источник вдохновения. В Екатерине II он видит просвещенного монарха — «Фелицу», и только постепенно, со временем, в его глазах поблекнет прообраз его идеала.

Но поэтический гений Державина шел дальше его взглядов слуги монархии, и в этом сказалась его могучая, глубоко самобытная, полная сил и вместе с тем противо-речивая натура. Его поэзия вобрала в себя и мысль о внесословной ценности человека, о его достоинстве и величии — одну из замечательных идей общеевропейского просвещения. Критическое направление в поэзии Держа-вина перекликалось с критикой из лагеря русских просве-тителей.

До 1783 года Державина мало кто знал как поэта, хотя было напечатано много превосходных стихотворений, со-вершенно необычных для литературы тех лет. Он шел по новому пути, новый голос звучал в литературе, но его еще не услышали, не поняли и не оценили. И вдруг вышла в свет ода «Фелица » — гимн просвещенному монарху, обра-щенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сати-рически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу. И с этого момента начинается головокружительная карьера Державина. После Олонецкой губернии его переводят в Тамбов, где он служил с 1786 по 1788 годы. За время своего губернаторства Державину за короткое время удалось многое изменить в этой глуши.

Забросив стихи, он проявлял неутомимую волю к деятельности в том духе, в каком он представлял себе роль администратора просвещенной монархии. Но именно эта деятельность губернатора показывает, что идеалы добра, чести и справедливости встречают неприязнь и раздраже-ние чиновников. Вспыльчивый характер Державина только увеличивает трудности. Его обвиняют в превышении влас-ти, в оскорблениях, в дерзости. В 1789 году он приезжает в Москву, где должно рассматриваться его дело. В периоды служебных неприятностей Державин обычно вспоминает о стихах: его стихи — у Екатерины лучшие заступники. Он пишет оду «Изображение Фелицы» и отправляется с ней в Петербург. Но позже Екатерина II рассталась не без раз-дражения со своим правдолюбивым кабинет-секретарем.

Разочарование в возможности придать верховной власти в России форму просвещенного абсолютизма ни-когда не было прямо высказано Державиным. Однако оно существовало и отразилось в его творчестве. Это было одновременно и разочарование в либеральных идеях и в собственных усилиях на служебном поприще.

К концу века изменилось мироощущение Державина. Огромная административная деятельность не принесла удовлетворения: трудно было что-либо изменить в деспо-тически управляемой России. Характерна эпиграмма «На гроб неудачника», которую поэт относил и к себе:

Мазилка, скоморох, вождь, писарь и толмач, Торгаш и опекун, докладчик и рифмач, Считал, судил, мирил, а больше защищался, Был и охотником, за многими вдруг гнался, Но ни одного он зайца не поймал, Увы! в сей гроб упал.

В октябре 1803 года Державин ушел в отставку. В своем имении Званка на реке Волхове он пишет знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская». Там он занимался поэзией. В 1811—1812 годах Державин написал свои извест-ные автобиографические «Записки» (1743—1812), появив-шиеся в печати лишь в 1859 году.

«Записки», подвергшиеся критике в 60-х и 80-х годах XIX века, «Записки», о которых можно сказать, что они «великолепный донос потомству на самого себя», явились одним из характернейших мемуарных документов эпохи.

В последние годы жизни Державин увлекался театром. Он написал ряд стихотворных трагедий, опер и комедий, переводил трагедии Расина стихами. Среди драматургических произведений Державина следует упомянуть театраль-ное представление с музыкой в пяти действиях «Добрыня» (1804), «Пожарский, или освобождение Москвы. Героичес-кое представление в четырех действиях с хорами и речита-тивами» (1806), оперу в трех действиях «Рудокопы».

Державин умер 8 июля 1816 года в Званке. Его небы-валый жизненный путь от солдата до министра, его жиз-ненный опыт нашли отражение в поэзии. Провинциаль-ный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в Рос-сии; в его поэтическом творчестве, в его лирическом мире, глубоко индивидуальном, несмотря на рамки классицизма, светлом, солнечном, полном энергии и молодости, среди других тем звучали темы и мысли бурного века Просвеще-ния, звучал его критический дух. Державин не только воспевал екатерининский век, но с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии.

Творчеством Гавриила Державина восхищался сам . Кроме литературы, в биографии Гавриила Романовича присутствовала государственная служба, преданность императрице и неофициальный гимн империи.

Детство и юность

Поэт и государственный деятель родился в Казанской губернии в 1743 году. День рождения пришелся на 14 июля по новому стилю. Род Державиных берет начало от татарского мурзы Багрима. По семейному преданию, предок перешел в служение к князю из рядов Золотой Орды в XV веке.

Сменив вероисповедание, бывший подданный Орды получил при крещении имя Илья. От одного из сыновей Ильи - Державы – и произошла ветвь родства Гавриила Романовича.

Семья Державиных была небогата. Отец, дворянин в почетном звании секунд-майора, рано ушел из жизни, и тяготы воспитания сына легли на плечи матери Феклы Андреевны. Женщине сложно было дать Гавриилу достойное образование. Поначалу мальчик обучался счету, грамоте и письму дома. Первыми учителями оказались церковники.

В возрасте семи лет мальчик поступает в пансион в Оренбурге, не отличавшийся славой качественного обучения. Тем не менее, после полученных уроков Державин сносно начинает говорить на немецком языке. Немногим позже семья перебралась в Казань, а юноша отправился на обучение в гимназию.


Гимназисту полюбилось изобразительное искусство и инженерное дело, в котором он весьма преуспел. Здесь же подросток познакомился с творчеством поэтов , Василия Тредиаковского. Юноша сам впервые берет в руки перо и пробует силы в поэзии. Первый блин оказался комом, слог выходил не совсем удачным, а спросить совета оказалось не у кого.

В 1762 году пришло требование о явке Державина в Преображенский полк, и молодой человек заступает на воинскую службу. Сам Гавриил Романович считал годы в армии худшими за всю свою жизнь. Не успев начаться, армейские будни переросли в государственный переворот, в котором вместе с остальными гвардейцами участвовал Державин. В результате на престоле оказалась .


Для юного дворянина армейский быт не стал легче. Поначалу приходилось делить казарму с солдатами, времени на занятия поэзией или наукой катастрофически не хватало. Гавриил Романович не имел высокопоставленных покровителей, поэтому продвигался по службе медленно. Будущему поэту пришлось письменно просить о повышении , перечисляя заслуги перед императрицей. Прошение было удовлетворено, и дворянин получил чин капрала, перебрался в офицерскую казарму. Но в это время Державин увлекся кутежами и игрой в карты.

В 1770 году дворянин решил отойти от разгульной жизни, а в 1772 привлечен на подавление пугачевского бунта.

Литература

Первым произведением, вышедшим в печать в 1773 году и принадлежащим перу Державина, стала ода на бракосочетание великого князя . Поначалу поэт подражал стилю Ломоносова. К сожалению, Гавриилу Романовичу не удавалось повторить «воздушную» манеру творчества Михаила Васильевича.

Вскоре, последовав совету более опытных в литературном творчестве друзей, Державин избрал образцом оды . По мнению творца, основная задача литератора - прославление благородных поступков и порицание дурных дел.


Первоначально произведения поэта печатались без подписи в "Санкт-Петербургском вестнике". Свет увидели "Ключ", "Властителям и судиям". Однако возвышенные и напыщенные стихотворения сделали Державина известным среди литераторов, но не среди общества.

Имя Гавриила Романовича прогремело после написания им оды «Фелица», воспевающей Екатерину. За восторженные стихи поэт получил от императрицы шкатулку, усыпанную бриллиантами, в которой лежали 500 червонцев.


После этого в "Собеседнике" печатались стихотворения "Водопад", "Видение Мурзы", "Бог". Последняя ода стала венцом творчества Гавриила Романовича, а сам поэт вошел в число классиков и кумиров. Всего литератором созданы сотни произведений, которые составляют десяток книг-сборников. Интересным фактом является простота Державина в быту.

В 1815 году уже признанный литератор посетил Царскосельский лицей. К удивлению студентов, первый вопрос, который задал автор возвышенных стихотворений, был о расположении уборной. К слову, самый известный и талантливый выпускник лицея Александр Сергеевич Пушкин считал Державина идеалом поэзии. Произведение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" написано им по образцу "Памятника" Державина.


Достоверным фактом является любовь Державина к эротической прозе. Литератор писал произведения, придавая им особую мягкость, стараясь исключить из текста слова со звуками "р". При этом Гавриил Романович предпочитал, чтобы его творения зачитывались в обществе дам.

Конечно, в основном Державин занимался серьезным творчеством. Так, к числу литературных достижений относится неофициальный гимн Российской Империи "Гром победы, раздавайся!", написанный после взятия крепости Измаил русскими войсками во время турецкой войны. Музыку на стихи написал Осип Козловский.

Политика

Помимо литературы, Гавриил Романович занимался государственной службой. После долгожданной отставки в 1777 году Державин пожалован в коллежские советники и получил 300 душ крестьян в Белоруссии. В 1780 году дворянин попадает в Сенат, однако прямолинейность Державина и своевольность в решениях обеспечивали государственного деятеля недоброжелателями.


В 1783 году, будучи членом Императорской Российской академии, поэт участвовал в составлении первого толкового словаря.

В 1784 году дворянин назначен правителем Олонецкого наместничества, а с 1786 по 1788 годы служит главой Тамбовского наместничества. Губерния числилась среди отсталых. За короткий срок новому наместнику удалось поднять престиж вверенной территории. Построены первая в губернии типография, училище, больница, приют и театр.


С 1791 года Державин возвращается в столицу, ко двору Екатерины. Венцом политической карьеры дворянина стала должность министра юстиции Российской Империи, которую он занимал в 1802-1803 годах.

С этого поста Гавриил Романович отправлен в отставку и получил возможность полностью посвятить себя литературному творчеству. Поселившись в имении Званка Новгородской губернии, поэт проводит дни за написанием стихов.

Личная жизнь

Первой супругой поэта в 1778 году стала 16-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. Еще молодая женщина, в возрасте 34 лет Екатерина скоропостижно скончалась и похоронена на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.


Державин уже спустя полгода женился повторно. На этот раз избранницей стала Дарья Алексеевна Дьякова, с которой прожил до конца жизни. Обе жены поэта воспеты в произведениях.


Родных детей у дворянина не было, но на попечении в семье воспитывались племянницы Дьяковой и осиротевшие отпрыски друга Державина, Петра Лазарева. Один из сыновей - Михаил Лазарев, позже открыл Антарктиду, будучи талантливым адмиралом.

Смерть

В 1816 году, уже в почтенном возрасте, прославленный русский поэт скончался в собственном имении в Новгородской губернии.


Могила Гавриила Романовича совместно с женой, ушедшей из жизни в 1842 году, расположена в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода.

Цитаты

Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего.
Веселье то лишь непорочно,
Раскаянья за коим нет.
Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.
Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звезда́ми;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Библиография

  • 1798 - "Державин Г. Сочинения"
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота в 9 томах
  • 1933 - "Державин Г. Р. Стихотворения"
  • 1957 - "Стихотворения Г. Р. Державина"
  • 1980 - "Стихотворения. Проза. (Г. Р. Державин)"
  • 1984 - "Избранная проза. (Г. Р. Державин)"

Гавриил Романович Державин родился в деревне Кармачи Казанской губернии 3 июля 1743 года в семье небогатого армейского офицера. В 1750 году мальчика отдали в немецкий пансион в Оренбурге, где он выучил немецкий язык.

После смерти отца в 1754 году семья перебирается в Казань, и Гаврила с братом поступают в Казанскую гимназию. По ее успешному окончанию будущий поэт записывается в солдаты. Его гвардейский Преображенский полк участвует в перевороте, приведшем на трон императрицу Екатерину II. На службе Гаврила Романович пристрастился к игре, начал писать стихи. Науку он тоже не забрасывал, много читал, принялся переводить "Мессиаду" и "Телемаха" в стихах.

Неуживчивость и вспыльчивость в сочетании с неудачным поручительством за чужой картежный долг стоят Державину военной карьеры. В том же 1773 году публикуется без подписи его первое произведение - отрывок из "Метаморфоз" Овидия.

Полученную после отставки должность в Сенате Гаврила Романович тоже теряет из-за непримиримого правдолюбия. В 1778 году он женится на 16-летней III Екатерине Яковлевне Бастидон, дочке камердинера Петра III.

1779 год ознаменовался отходом в творчестве от Ломоносовских традиций - Державин создает свой стиль, который будет признан эталоном философской лирики. В 1782 году растроганная "Одой к Фелице" Екатерина II дарит поэту золотую табакерку с брильянтами и пятью сотнями червонцами внутри.

1784 год - Державина назначают Олонецким губернатором. Он сразу же конфликтует с Тутолминым, наместником края. Перевод на губернаторскую должность в Тамбов приводит к аналогичной истории и скорому увольнению.

В 1791 - 1793 годах он служит у Екатерины II кабинет-секретарем, надоедая ей отстаиванием справедливости. В итоге она удаляет Державина со службы с орденом Владимира II степени и чином тайного советника.

В 1793 году умирает муза поэта, его жена. В 1795 году он женится на Дарье Алексеевне Дьяковой без особенной любви.

В царствование Павла I (1796 - 1801) Гавриил Романович становится кавалером Мальтийского ордена, получает должности государственного казначея и правителя канцелярии Сената. Изначальную немилость монарха из-за очередной резкости ему удалось изменить написанием великолепной оды к восшествию Павла на престол.

Уже при Александре I, в 1802 - 1803 годах, Державин служит министром юстиции.

Уйдя в отставку в 1803 году, поэт полностью отдается творчеству. Обращается к драме, готовит к публикации собрание сочинений. На экзамене 1815 года в Царскосельском лицее он примечает юного Пушкина (Гавриилу Романовичу посвящены строки "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил").

Умер поэт и правдолюб 8 июля 1816 года. Мудрые и поэтичные высказывания Державина, афоризмы и цитаты из его произведений и поныне актуальны и точны!