Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не может себе отказать в удовольствиях, которые предлагает жизнь. Всем хочется хорошо одеваться, вкусно питаться, жить в хорошей квартире и ездить на хорошей машине.

Многие блюстители нравственности, повторяя избитую истину о том, что не в деньгах счастье, несколько лукавят.

Удивляет, что особенно рьяно отстаивают данную позицию те, кто или у кого:

  • Зарплата не ниже 70 000 руб./месяц, а на меньшее они не согласны.
  • Считает, что им нужно немереное количество денег для очень важных дел, целесообразность и полезность которых стоит под большим знаком вопроса.
  • Уверены, что другие люди могут обойтись мизером или достойны гораздо более скромных средств, чем они. Крайне идиотическая установка, одно время сильно процветавшая в обществе, а сейчас, к счастью, ослабившая хватку людских мозгов – мнение, что кто-то что-то обязан делать за бесплатно, при этом даже «спасибо» говорить необязательно.
  • Имеют кучу движимого и недвижимого имущества, жируют, кайфуют, отрываясь на деньги, заработанные сомнительными способами. Такие люди (если их можно назвать людьми) вбили себе в голову, что только они – пупы земли, достойные жить хорошо, а остальные люди из «низшего» общества. Вот людям из «низшего» общества они и говорят, что счастье не в материальных благах, хотя сами без этих благ своего счастья и своей жизни не представляют.
  • Глубоко верующие люди.

Речь в этой статье пойдет не о вышеперечисленных категориях граждан. Здесь приведены рассуждения о значении денег в современном обществе и для отдельно взятой личности в контексте жизненной необходимости. Рассказано, что есть деньги для среднестатистического человека, какие возможности они дают и как можно рационально распоряжаться ими. Итак.

Деньги. Что известно о них?

История денег начинается еще до нашей эры, в период расцвета великих цивилизаций. Раньше люди просто менялись нужными вещами по принципу «ты – мне, я – тебе», но потом появились денежные знаки, на определенное количество которых можно было стать обладателем желанной вещи.

Деньги – это система мер, предназначенная для установки материальной, моральной или интеллектуальной (научной) ценности чего-либо или кого-либо. Сейчас за деньги можно стать обладателем чего угодно: все продается и все покупается. Хорошо это или плохо, сказать однозначно нельзя. С одной стороны, вспоминая недавнее советское прошлое, видно: люди жили коммунистическими принципами и боролись за идею, считали, что социализм уничтожит зло на Земле, что всем всего должно быть поровну и т.д. Да, при советском устройстве экономики было позволительно и даже необходимо так думать и пропагандировать эти догмы в обществе.

Но времена изменились: на смену коммунизму пришел рыночный, а порой и бандитский капитализм (к сожалению). Тут уже без денег, как говорится, ни туда и ни сюда. Просто беда общества сейчас в том, что появилась огромная пропасть (и даже бездна) между богатыми и бедными. Есть средний класс, но его мало. Или безумно богатые, или нищие. Две крайности. Так быть не должно. Когда все люди смогут жить достойно, но без излишеств, а чиновники перестанут воровать – это философский и риторический вопрос.

Значение денег для современного человека

Некоторым людям очень трудно доказать, что деньги и нравственные качества совместимы . Все зависит от воспитания и от ценностей, которые были привиты человеку, а также от трудолюбия и упорства. Если человек заработал деньги своим многолетним кропотливым трудом и смог приобрести какие-то материальные блага, в этом ничего нет плохого. Наоборот – это прекрасно, что гражданин добивается всего сам и не ждет ни от кого помощи, в том числе и от государства. А вот людская зависть – это дурная и не приносящая пользы вещь.

Деньги дают человеку:

  1. Достаток: можно купить все необходимое и желаемое.
  2. Независимость: приобретать и делать, что хочется.
  3. Возможности: жить по средствам, позволяя себе чуть или много большее.
  4. Статус: определенные деньги позволяют приобретать и делать определенные вещи, входить в определенные круги.
  5. Уверенность: в жизни бывают всякие ситуации и сложности, но 95% из них можно решить с помощью денег.
  6. Свободу: выбора, желаний, стремлений.

Морально-нравственные ценности были и останутся ими, но лучше, когда есть, на что купить еду, квартиру, одежду, лекарства, чем быть голодным, без жилья, раздетым и без жизненно необходимого лечения. Достойному и умному человеку деньги могут дать возможность самореализации и самосовершенствования, возможности для развития и самоутверждения (в хорошем смысле). Можно заняться благотворительностью, спортом, приобрести инвентарь и расходные материалы для своего хобби. Например, по самым скромным подсчетам, начать кататься на лыжах для одного человека стоит 10 000 российских рублей: сюда входят сами лыжи, палки к ним, крепления, лыжные ботинки, т.е. самое необходимое снаряжение. Если у работника зарплата 20 000 руб., то маловероятно, что половину ее он отдаст магазину спорттоваров ради своего стремления быть лыжником. Вот и приходится бедняге только мечтать о лыжах, тяжко вздыхая по ночам и чувствуя себя неполноценным.

Понятно, что вопрос о зарплате размером в 20 тысяч скорее надо задавать политикам, нежели обычным людям, но только на таком грустном примере о лыжах понимается необходимость денег (и, желательно, не совсем маленьких) в жизни.

А сколько браков распадалось из-за отсутствия денег! Например, семье негде жить. Если нет возможности купить отдельную квартиру, и приходится жить с родителями, может возникать и провоцироваться множество конфликтных ситуаций: как между супругами, так и между родителями и супругами. Так что, любовь – это хорошо, но материальную основу перед созданием семьи обязательно надо иметь.

Рациональное расходование денег

Рациональность и достаток – понятия для каждого свои. Кому-то и 500 000 в месяц не хватает, а кто-то на 30 000 умудряется жить и откладывать на что-нибудь желаемое. Однако есть общие принципы рационального использования денежных благ:

  • Четко понимать, сколько денег нужно на предметы жизненной необходимости. К таким предметам относятся еда, квартплата, расходы на проезд, лекарства, плата за обучение (если есть);
  • Сколько средств можно потратить на любимое занятие;
  • Сколько возможно откладывать в месяц на желаемую вещь (когда надо копить и сразу приобрести что-то нет возможности).

Можно закончить статью той фразой, с которой она начиналась: «Не в деньгах счастье». Только с обязательным продолжением: «но с ними как-то легче осознавать, что счастье не в них». Деньги не принесут 100%-го счастья, но могут сделать человека чуточку счастливее.

Деньги — тема неприличная. Даже Мефистофель изъясняется обиняками: люди, мол, гибнут за "металл". А наш блистательный коллега и современник психоаналитик Отто Кернберг в одной из своих лекций заметил, что о деньгах люди заводят разговор с большой неохотой, легче — даже о сексе.

Как водится, на неприличную тему всем и всегда есть что сказать. На символическом уровне тема "металла" содержит в себе огромную энергию страстей, страхов и иллюзий. Ни о чем, пожалуй, люди не говорят с таким жаром, как о деньгах — вне зависимости от того, в каких они лично с ними отношениях. Послушайте улицу:

— Завелись настоящие деньги — захотелось настоящих вещей, это понятно. Но ты же не наглей, ты знай меру!
— А я ему сказала, что нечего на мне экономить, на мамочке своей пусть экономит!
— Почему я должен платить бездельникам неизвестно за что? Я их что, печатаю?
— А как он стал нормально приносить, все разговоры кончились. Теперь он им и красивый, и умный.

Улица, курилка, кухня говорят не о самих деньгах, а об их значении. И не столько о явном — "всеобщего эквивалента", — сколько о скрытом, личном. О бессилии и власти, ревности и зависти, манипуляциях и обидах...

Вечная тема денег — сущий оборотень: когда о них говорят, то на самом деле речь ведут не о них. А уж когда молчат... Каждый знает тьму примеров того, как отсутствие ясной договоренности о денежной стороне любых отношений подтачивало их, а то и вовсе взрывало.

Еще большей степени это будет относиться к сфере семейных отношений, где все участники системы не только "изведали друг друга на деньгах", но и успели, так сказать, применить выводы на практике. Жизнь любой семьи полна примеров того, как сами деньги и тема денег символизируют ее проблему — то есть в какой-то мере являются симптомами семьи.

Деньги как вызов

Деньги для нас — способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас — братьев и сестер, молодых и старых — узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги служат нам тайным оружием во множестве подспудных семейных конфликтов, рождающихся на почве секса, любви и власти. Мы можем дать деньги, чтобы тут же отобрать, пообещать их, чтобы не выполнить обещания, придержать, чтобы потом одарить ими сверх всяких ожиданий. Денежные проблемы — всего лишь верхушка айсберга, под которой скрыты иные, глубинные, невидимые глазу распри между членами семьи. С другой стороны, деньги и сами могут лежать в основе конфликтов, затрагивающих проблемы любви и справедливости.

Деньги в нашей жизни

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Что такое деньги?

Деньги — это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги — это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги — не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Однако деньги — это фундамент супружеской и семейной жизни. Из-за денег происходят ожесточенные ссоры между мужем и женой, родителями и детьми, братом и сестрой. Родители часто не знают, как разговаривать о деньгах с детьми, как и когда давать им деньги и когда не давать, а мужья не могут договориться с женами о том, как велика должна быть денежная помощь каждому из их детей. Многие из тех, кто прошел через развод, с горечью обнаруживают, что брак — это деньги. Именно такие узы разорвать труднее всего.

Деньги — это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно — одну вещь или один природный ресурс — ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги — единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги — это энергия, которая движет миром.

Деньги — это нечто грязное

Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами — возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, — единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Деньги и духовность

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности? И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами?

Духовность редко служит темой разговора среди тех, кто пытается регулировать нашу экономическую деятельность. В социальных науках эта тема также отсутствует — возможно, благодаря влиянию фрейдистских идей. Фрейд отверг религию, поскольку та призывала к подавлению человека, в результате чего некоторые из нас перестали ощущать, насколько важна в человеческой жизни духовность. Однако если мы хотим понять самих себя, необходимо прислушиваться не только к нашей животной природе, но и к нашим духовным побуждениям.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги — главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же — это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Человек — создание двойственное, материализм и духовность в нем сосуществуют. Борьба между этими двумя сторонами человеческой природы отражается в трудах всех великих духовных вождей, учивших, что основой духовности должна являться нормальная жизнь в материальном мире. В частности, буддисты, христиане и иудаисты разработали нормы, регулирующие экономическую деятельность таким образом, чтобы каждый стремился удовлетворять не только свои собственные нужды, но и нужды сообщества. Таковы идея "среднего пути" в буддизме, представление о любви к ближнему в христианстве и мицва в иудаизме. Всю историю человечества можно рассматривать как историю борьбы между силами эгоистического материализма и голосом справедливости и жалости.

Из этого следует, что деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим? Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

Искусственные потребности

Мысль о том, что по мере удовлетворения наших желаний они не ослабевают, на первый взгляд, кажется противоречащей здравому смыслу. Однако кто может утверждать, что огорчение от неудовлетворенного острого желания отправиться в отпуск на горнолыжный курорт окажется слабее мук голода? Вероятно, так уж устроен человек: как только удовлетворяются его главные жизненные потребности, тут же появляются новые.

По-видимому, мы не только стремимся удовлетворять наши желания, но еще и создаем новые объекты вожделений. В книге "Общество процветания" экономист Джон Кеннет Гэлбрейт указывает, что этот аспект нашего экономического устройства — один из главных факторов, отличающих его от всех других экономических систем, известных в истории. "Невозможно выступать в защиту производства как средства удовлетворения потребностей, если это производство создает новые потребности, — пишет он. — Производство всего лишь заполняет пустоту, которую само же и создает... Именно процесс удовлетворения потребностей рождает новые потребности... Тот, кто настаивает на важном значении производства для удовлетворения этих потребностей, — не кто иной как наблюдатель, восхваляющий белку за ее старания обогнать колесо, которое она сама же и раскручивает".

Далее Гэлбрейт говорит, что экономисты не сумели обратить должного внимания на то, какое значение имеет в наше время данный процесс создания потребностей. Все еще считается, что потребности возникают сами по себе, и экономисты по-прежнему, не испытывая никаких сомнений, изыскивают средства удовлетворения этих потребностей. Он утверждает, что из-за такой своей слепоты экономисты уподобляются "благотворителю, которого давным-давно убедили, что в городских больницах не хватает мест. Он по-прежнему выпрашивает у прохожих деньги на открытие новых мест в больницах, не желая замечать, что городской врач ловко сшибает пешеходов своим автомобилем, чтобы больничные койки не пустовали".

Создавая новые потребности, мы рождаем и новые конфликты. Демоны живут в нас самих; они олицетворяют вожделения, не поддающиеся контролю, жажду удовлетворения потребностей, а их удовлетворение, в свою очередь, порождает новую жажду.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех этих вожделений, выступают деньги — энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche , а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег — искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности — быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это — искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе — часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

Однако в отношениях между людьми не бывает ни черного, ни белого: где присутствует любовь, там всегда есть и ненависть, а власть часто неразрывно связана с зависимостью. Стоит только открыто и недвусмысленно высказать какое-то мнение, как тут же приходит на ум противоположная интерпретация, которая кажется столь же правдоподобной. Возможно, что, если мы хотим иметь и деньги, и любовь, следует проявлять особую терпимость к подобной двойственности.

Мы хотим предложить краткий обзор нескольких основополагающих правил, которые, по нашему мнению, всякий должен понять и принять, чтобы разумно использовать деньги в семье.

Правило первое: подлинной причиной денежных конфликтов часто оказываются вовсе не деньги. Если в вашей семье происходит конфликт из-за денег, попробуйте посмотреть на дело пристальней. Не пытаетесь ли вы управлять своей супругой (или супругом) или своими детьми? Не пытаются ли они управлять вами? Не допущена ли какая-нибудь несправедливость? Не пытается ли кто-нибудь купить за деньги любовь? Иногда люди ссорятся из-за денег, чтобы избежать ссор, возникающих из-за каких-то более болезненных проблем. Разрешить финансовый конфликт вы сможете только после того, как поймете, в чем его подлинная суть.

Правило второе: подлинной причиной конфликтов, возникающих в семье по различным поводам, часто оказываются деньги. Если в вашей семье происходит какой-то конфликт, возможно, на самом деле в основе его лежат деньги. Случается, что неудачный брак или проблемы с детьми, на первый взгляд, связаны с проблемами любви, зависимости или взаимного общения, хотя подлинная причина конфликта — деньги.

Правило третье: деньги могут стать и средством сдерживания, и средством вознаграждения. Без колебаний используйте их при всяком удобном случае для решения возникающих проблем. Возможность получить материальную выгоду или угроза денежных потерь — сильные стимулы, способные заставить человека измениться.

Правило четвертое: не существует идеального способа использования денег. Тайный смысл денег настолько многолик, что для разных людей они олицетворяют разные вещи, и их значение изменяется со временем. Полностью избежать недоразумений и конфликтов в семье из-за денег невозможно.

Правило пятое: деньги могут сделать вас несчастным. Когда люди путают деньги с любовью, это может дорого им обойтись. Не требуйте денег, когда вам нужна любовь, и не расплачивайтесь деньгами, когда нужно расплачиваться любовью.

Правило шестое: быть взрослым — это значит отдавать. Все мы рано или поздно превращаемся из того, кто получает, в того, кто отдает. Если подобного превращения с вами не произойдет, у вас возникнут сложности в супружеской жизни и с детьми. Положитесь на собственную силу и влияние и дайте проявиться вашей щедрости.

Правило седьмое: давать — это значит создавать потребности. Следите за тем, какие потребности вы создаете у своих детей.

Правило восьмое: давая, чтобы потом отобрать, вы порождаете обиду и злобу. Когда вы что-то даете своим детям, а потом, в наказание, отбираете то, что дали, у них возникает обида, которая может сохраниться на всю жизнь и сделает их неудачниками.

Правило девятое: гибкость улучшает отношения. Жесткая позиция в денежных делах — "ты должен" — портит отношения между людьми. Признайте, что у других могут быть свои представления относительно денег, и вам станет легче жить.

Правило десятое: попытки перевоспитать супруга (или супругу) обычно оказываются тщетными. Скупец всегда останется скупцом, транжира — транжирой, и часто случается так, что они оказываются супругами. Ваш супруг (или супруга) ведет себя определенным образом потому, что вы сами ведете себя определенным противоположным образом. Если вы хотите изменить другого, сначала изменитесь сами.

Правило одиннадцатое: недоверие отпугивает. Тот, кто, вступая во второй брак, приносит с собой подозрительность и недоверие, порожденные первым браком, создает в новой семье атмосферу отчужденности.

Правило двенадцатое: деньги сами по себе неспособны придать вам самоуважения. Важно, как вы используете деньги во взаимоотношениях с другими — именно это заставляет вас любить или презирать самих себя.

Правило тринадцатое: нет ничего плохого в том, что деньги приносят радость. Когда супруги счастливы друг с другом, им часто доставляет удовольствие вместе тратить деньги. То же самое относится и к расходам на детей, которые приносят вам радость. Но чтобы деньги оставляли радость, нужно проявлять инициативу. Учитесь наслаждаться тем, что у вас есть, не испытывая чрезмерной боязни этого лишиться.

Правило четырнадцатое: всегда внушают любовь те, кто любит других больше, чем деньги. Если вы хотите быть счастливым, старайтесь, чтобы другие всегда были для вас важнее, чем деньги.

Правило пятнадцатое: трудно устоять перед человеком, который умеет по-настоящему слушать. Ищите скрытые смыслы и подспудные конфликты. Если вы дадите членам своей семьи возможность высказаться начистоту и не будете выносить поспешных суждений, то сможете обнаружить и ликвидировать самые разнообразные трения и обиды, возникающие из-за денег.

Чтобы принимать мудрые решения, касающиеся роли денег в ваших взаимоотношениях с окружающими, вы должны иметь мужество ставить под сомнение свои тайные убеждения и расчеты, которые, возможно, на протяжении многих лет сужали ваш кругозор и ограничивали ваши возможности. Мы по опыту знаем, что, следуя этим правилам, вы получите большую свободу и возможность использовать деньги так, чтобы сделать ваши отношения с близкими источником удовлетворения и радости.

В современном мире нет большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги - выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти в космос, создать искусственный разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег.

Два величайших изобретения человека создали современную цивилизацию. Первое - это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец XX века - эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр - на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий.

Во что превращается жизнь людей в современном мире без денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. Три миллиона погибших - такова цена эксперимента по ликвидации денег.

Обществом можно управлять либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается механизм общественной и экономической жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас -- братьев и сестер, молодых и старых -- узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Деньги -- это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги -- это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги -- не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Деньги -- это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну вещь или один природный ресурс -- ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги -- единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги -- это энергия, которая движет миром.

Деньги -- это нечто грязное. Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами -- возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности. И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим. Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе -- часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

О чем сейчас говорится на всех заседаниях парламента и правительства, на совещаниях у президента, в десятках тысяч газетных статей, в многочисленных передачах по телевидению… об отсутствии денег.

Но если задуматься, то это не может не вызвать удивление. Десять лет назад бюджет страны характеризовался суммами в десятки миллиардов рублей, и при этом постоянно шли разговоры об отсутствии денег. Сейчас счет в бюджете идет на сотни триллионов. И вновь мы слышим о катастрофической нехватке денег. А если бюджет будет составлять миллионы триллионов. Интересно, тогда скажут, что денег достаточно. Еще недавно мы получали зарплаты в сто-двести рублей и были довольны. Сейчас даже пенсионер получает тысячи рублей и жалуется на нехватку денег. А если он будет получать сто миллионов, уверены ли мы, что он станет богаче.

Таким образом, дело отнюдь не в количестве денег, а в чем-то совсем ином. Дело, прежде всего, в системе функционирования денег. А количество денег само по себе - вопрос второстепенный.

Вот почему важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе.

К сожалению, эти знания зачастую скрываются от общества. Люди, управляющие обществом посредством денег, отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и готовится дезинформация, общественное внимание отвлекается на всякие второстепенные вопросы от по-настоящему важных моментов.

деньги кредитный безналичный чек

Когда-то перед человеком встала проблема. Как измерять ценности материального мира? Как оценить труд и стоимость вклада человека в общее благосостояние? Тогда человек изобрел деньги.

Как и большинство человеческих изобретений, деньги - это великое благо и зло одновременно. Сначала рассмотрим их положительные черты. С помощью денег человек может обеспечить себя жильем, едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Ему не нужно все делать самому. Так, программист выполняет свою работу, которая ему по душе, а одежду и еду покупает у портного и повара.

Когда человек имеет много денег, у него также много возможностей: путешествовать, учиться в лучших университетах, улучшить свою внешность с помощью пластической операции и т.д.

Именно потому, что деньги обеспечивают многочисленные потребности, многие решают, что для жизни нужны только деньги. И они посвящают свою жизнь материальным ценностям. Деньги постепенно затмевают их разум. Нужно заработать больше, работать без отдыха... А вот есть возможность «ободрать» ближнего! Надо воспользоваться случаем, ведь это так выгодно!

Человек ради денег иногда становится способным на преступление, способным рисковать здоровьем, счастьем, свободой ради денег. А семья, любовь, дружба, доброта, взаимопонимание с окружающими людьми - все это отодвигается на задний план. Или вообще отвергается. Спросишь: зачем? Ответит: да деньги позарез нужны! Вот хочу это купить, вот это и это. Ведь у всех оно есть! Или наоборот, этого еще ни у кого нет...

А теперь спросите того, кто потерял из-за денег здоровье или сидит в тюрьме, стоили ли деньги их потерь. Он скажет: нет, но тогда я об этом не подумал...

Люди забывают, что деньги являются благом, когда они служат человеку, а не наоборот. Деньги должны быть для человека, а не человек для денег! Существует не один лишь материальный мир. Есть также мир духовных ценностей. Мир доброты, веры, нравственных принципов, любви и уважения к другим. И я считаю, что эти два мира равноценны. Невозможно в обществе прожить без денег. Но сосредоточиться на одних лишь деньгах, жадно грести их любой ценой - это все равно, что отрубить себе одну руку или нарочно укоротить жизнь наполовину.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра денег и ценных бумаг

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЭССЕ

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему «Роль денег в моей жизни»

Выполнила студентка

Проверила преподаватель:

Сафина Л.М.

Казань - 2007

Роль денег в моей жизни

Казалось бы, каждый человек с детских лет знает, что такое деньги, зачем они нужны и какую роль играют в экономике и жизни. Между тем исчерпывающе ответить на вопрос «Что же такое деньги?» затрудняются не только люди, далекие от экономической науки, но и видные ученые-экономисты. Для кого-то деньги -просто бумажки, для кого-то то - на что нацелены все действия человека, а для кого то деньги являются смыслом жизни!

Раскрывая учебники по экономике и даже классические труды ученых с мировым именем, пытливый человек, изучающий экономику, заметит, что чем выше статус автора в экономической науке, тем менее он склонен давать точное, исчерпывающее определение этого несомненно краеугольного экономического понятия.

Более того, следует воздать должное мужеству корифеев экономической науки, отваживающихся на определения типа: «Деньги -- это то, что они есть на самом деле», «Деньги -- это то, что они выполняют», «Деньги -- это не то, что уже существует в природе, а то, чему мы придаем численную величину с помощью обусловленной процедуры», «Деньги есть временное вместилище покупательной силы». Оригинально высказался о деньгах Адам Смит, подчеркнувший, что мы используем деньги, освобождаясь от них, т.е. это универсальный вид веши, которую человек способен использовать, только отдав ее другим людям, тогда как другие виды вещей используются людьми посредством приобретения, присвоения.

Чаще всего сущность денег характеризуют посредством перечисления выполняемых ими функций.

С этих позиций в большинстве учебников по экономике и финансам деньги определяются как любой товар, представляющий средства обращения (оплаты других товаров и услуг), счетную единицу (измерение стоимости) и средства сохранения (накопления) богатства. Иногда деньгам приписывают не три, а целых пять функций: средства обращения (обмена), средства платежа, средства накопления, меры стоимости, меры отложенных платежей. В ряде случаев деньгам приписывают еще одну функцию, а точнее, роль -- мировых денег. Райзберг Б.А. -Курс экономики. Учебник.

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег).

Действительные деньги -- деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму, сначала штучные, затем весовые. Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась), лицевая сторона которой называлась аверс, оборотная -- реверс и обрез -- гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным. Видяпин В.И. -Бакалавр экономики. Том 3

Деньги выступают в качестве особого материального объекта в различных гражданских правоотношениях. Они являются главным объектом правоотношений в кредитных договорах (договорах займа), расчетах (наличных и безналичных). Деньги могут выступать и в качестве встречного предоставления в большинстве договоров.

Деньги являются заменимыми и делимыми вещами, их достоинство зависит от величины обозначенных на них денежных единиц. Как всеобщий эквивалент они могут заменить любую другую вещь и применяются для оценки некоторых нематериальных благ. Андреев В.К., -Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Возникновение денег. В экономической литературе рассматривается в основном две концепции происхождения денег: рационалистская и эволюционная. Первая концепция была выдвинута еще Аристотелем в работе "Никомахова этика". Она господствовала вплоть до конца XVIII в. и объясняла происхождение денег как результат соглашения между людьми. Подобным образом трактуют деньги и некоторые современные экономисты (Дж.К.Гэлбрейт, П.Самуэльсон и др.) Эволюционная концепция объясняет происхождение денег как продукт развития товарного производства и процесса обмена. Наиболее последовательным сторонником этой концепции являлся К. Маркс который указывал, что стоимость создается абстрактным трудом, но ее нельзя обнаружить в товаре даже при помощи микроскопа. Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путем приравнивания одного товара к другому в процессе обмена, т.е. как меновую стоимость.

Сущность денег. Деньги -- особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. В литературе встречается и определение денег как способа общественного выражения экономической ценности блага. Это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Ликвидный товар означает легкореализуемый товар. Деньги -- один из наиболее значительных коммпонентов в экономической жизни общества. Как подчеркивают К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю в "Экономикс", деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они при-ва! т „ют наиболее искусные способы их получения, наиболее искусные способы их приложения. Деньги -- единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освобождаться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пока вы не потратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги -- это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка.

Исторически случилось так, что постепенно функция всеобщего эквивалента стала выполняться металлами и отнюдь не сразу золотом В Спарте были железные деньги, в Риме -- медные. На протяжении многих столетий в роли всеобщего эквивалента выступало серебро и оно не сразу уступило свои позиции золоту. Длительное время эту роль в странах Западной Европы выполняли одновременно золото и серебро. С конца XIX в. в роли всеобщего эквивалента стало выступать только золото, причем с этого момента начинается и денежная форма стоимости.

Золото выполняет роль денег потому, что оно по сравнению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), относительной его редкостью в природе, износостойкостью, позволяющей использовать деньги в течение продолжительного времени, неподдельностью, заключающейся в сложности изготовления фальшивых денег. Базылев Н.И., Гурко С.П.- Экономическая теория

Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги -- историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имело место натуральный обмен.

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудия труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. -- в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) -- золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Нам более привычны бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в 812 г. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 г. В России бумажные деньги (ассигнации) впервые были введены при Екатерине II (1769 г.).

Оноре де Бальзак утверждал, что «деньги -- это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными». Более строго и сухо определяют их экономисты. А. Смит называл деньги «колесом обращения», К. Маркс -- «всеобщим эквивалентом». Булатов А.С. -Экономика

Металлическая теория денег. Одной из наиболее ранних теорий денег является металлическая теория денег. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.).

Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма. Меркантилизм - течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и настаивало на развитии торговли.

Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI в. и XVII в., когда большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда главную цель торговли и служило важнейшей предпосылкой к развитию промышленности, торговли, накоплению средств в стране.

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимая законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.

Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег: средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще считали чем-то противоестественным.

Из вышеизложенного видно, что металлисты не пытались понять законы денежного обращения, а лишь пытались понять их сущность.

Номиналистическая теория денег. Сущность номиналистической теории состоит в утверждении, что деньги своей собственной стоимости не имеют и являются чисто условной абстрактной единицей, простым ярлыком и счетным знаком, устанавливаемый государством. Сторонники этой теории считали, что деньги не имеют никакой внутренней связи с товарами и получают свою силу от государства. Взгляды, близкие к номиналистам высказывали еще древние философы: - Платон и Аристотель.

Деньги, - говорил Аристотель, - возникли не из природы, а путем закона. Они являются условно признанным средством для измерения ценности блага.

Дальнейшее развитие номиналистических воззрений на деньги было связано с широкой практикой фальсификации монет. Это имело место в средние века, когда юристы оправдывали фальсификацию монет, доказывая, что стоимость денег и сами деньги - всецело создание государственной власти.

Взгляды номиналистической теории в XVII в. развивали английские экономисты: Николас Барбон, Джордж Беркли. Развернутое обоснование номиналистической теории денег дает немецкий профессор Кнаппп, который рассматривал все явления экономической жизни, как правовые. Он отрицал наличие объективных экономических законов. Экономические законы, по его мнению, устанавливаются произвольно по воле людей. Все экономические категории, в том числе и деньги, Кнапп рассматривает как продукт права, продукт деятельности государства. Вот почему Кнапп называет свою теорию денег государственной теорией денег.

Основное заблуждение номиналистов - это отрицание связи между деньгами и товарами.

Деньги у номиналистов имеют только одну форму функцию - средство платежа. Деньги - это просто расчетные знаки. По мнению Кнаппа, деньги сходны с номером театральной вешалки. Разница состоит лишь в том, что при предъявлении номерка мы получаем пальто, а когда предъявляем деньги, мы получаем в обмен на них товар. Если дальше проводит аналогию с театральным номерком, то в нем, как и деньгах, заключено некоторое правовое значение - право получить некую вещь (пальто или какой-либо другой товар).

Становится понятно, что номиналистическая теория денег носит идеалистический характер. Она заменяет законы функционирования экономики некими правовыми установлениями и отрицает связь денег с общественно-производительными отношениями.

Количественная теория денег. На сегодняшней день является самой распространенной в плане применения ее на практике.

Количественная теория денег сводит сущность денег к одной единственной функции - функции средства обращения. Будучи средством обращения, деньги, по мнению сторонников количественной теории, не могут иметь внутренней стоимости. Их стоимость определяется их количеством.

Свое обоснование и развитие количественная теория получила в Англии в тот период, когда свобода торговли стала основным требованием промышленного капитала и вообще дальнейшего развития экономики страны.

Яркими представителями этой концепции денег являются: Монтескье, Юм, Рикардо. Основные положения этих экономистов сводились к следующему:

1. товарные цены определяются не внутренней стоимостью, присущей товарам, а отношением между общим количеством товара и общей массой золота и серебра, имеющегося во всем мире (Монтескье);

2. цены товаров и стоимость денег определяется не столько абсолютным количеством товара и денег, сколько их количеством, находящимся в обращении Это свое положение Юм обосновывал проходившим в тот период повышения цен на товары. Однако он устанавливал ложную причинную связь между возрастанием массы золота и ростом товарных цен. Между тем действительной причиной повышения цен было повышение производительности труда в золотодобывающей отрасли и открытие новых местораждений золота в Америке. (Юм);

3. количество денег первично, а стоимость золота зависит от его количества, что стоимость золота понижается вследствии возрастания количества золота (Рикардо);

Итак, сущность количественной теории заключается в утверждении, что стоимость денег, будь то золотые или бумажные деньги, зависит исключительно от количества денег.

Интересным представляется место взглядов Кейнса в этой теории. Кейнс и его приверженцы придерживаются, как количественной, так и номиналистической концепции денег. Кейнс считает, что прямое количественное отношение между деньгами и товарной массой - это только явление равновесия. Практически этот тезис ведет к утверждению, что коньюктурой можно вполне овладеть. Для этого предлагается рецепт: регулируйте условия кредита и не будет ни бумов, ни кризисов. Чтобы сохранять равновесие надо управлять не только денежным обращением, но и денежными доходами. Также в интересах равновесия необходимо строго ограничить заработную плату.

Какую роль играют деньги в нашей жизни? Что сдерживает большинство людей от того, чтобы прожить жизнь, о какой мечтали? Деньги. Деньги не случайно присутствуют в нашей жизни. Они позволяют иметь большую степень свободы выбора, а также -- это некий символ изобилия, по которому о нас судят.

Не следует, однако, переоценивать важность денег. Когда деньги действительно важны? Когда их не хватает. У тех, у кого имеются финансовые трудности, все мысли заняты деньгами. Этой проблемой следовало бы однажды основательно заняться, чтобы правильно обращаться с деньгами. Деньги должны стать слугами, а не хозяевами в нашей жизни.

Роль у денег интересная - обеспечивать наши текущие потребности. Деньги дарят комфорт. Они являются эквивалентом нашей полезности обществу

Психологи выделяют три типа людей:

1. те, которые хотят и зарабатывают деньги;

2. те, которые отрицают необходимость денег, так как не умеют их зарабатывать;

3. и, наконец, те, которые мирятся с отсутствием денег, считая, что это не самое главное в жизни.

Сложно опровергнуть тот факт, что деньги необходимы каждому из нас. Спорить с этим глупо. Нет денег - нет жизни. Деньги дают еду, одежду, жилище, тепло, свет, удовольствия, путешествия, развлечения, власть и уверенность в завтрашнем дне. Что можно по ценности поставить рядом? Практически, ничего.

Главное, что дают деньги, это свобода (свобода выбора, свобода передвижения). Если хочется, можно работать, там где нравится, а не там, где НАДО (из-за денег). А не хочется, можно вообще не работать. Деньги не играют никакой роли, когда они есть! И это у каждого... Деньги, в наше время, как воздух необходимы.

Наличие денег - признак успешности мужчины. Материальная обеспеченность, наличие жилья имеет очень большое значение при выборе спутника жизни, при создании семьи. Хотя мы, девушки, не любим это признавать, но деньги имеют значение в отношениях. Ведь если у мужчины нет денег, он не чувствует себя уверенно, начинает комплексовать, отсюда ревность и далее отношения переходят в выяснение отношений. Нехватка денег в семье, порождает непонимание, конфликт, нарушается гармония. И жить в шалаше тоже неприятно. И не каждая на это согласится. Я считаю, девушки ищут себе потенциальных мужей в основном по критерию обеспеченности, сможет ли он содержать семью после замужества, предоставит ли он желаемые условия для проживания?!

Бедный человек что бы добиться благополучия, нажить богатство будет разрушать, «грабить», разорять других. А человек у которого все есть, он ни в чем не нуждается, не знает потребности в деньгах будет созидать, стремиться к прекрасному, потому что не знает бед и не знает того что деньги могут быть злом. Деньги ценят те у кого их нет. Я считаю, что только тогда когда все люди будут жить в достатке, полностью удовлетворять свои потребности мир станет «добрым» и «красивым».

Сколько денег нужно для счастья?

Столько, чтобы не беспокоиться отсутствием денег и не задаваться вопросом устройства свободных денег - жить в денежном равновесии.

Приложение

С писок использованной литературы

1. Райзберг Б.А. -Курс экономики. Учебник. - М: ИНФА-М.,2003г.

2. Видяпин В.И. -Бакалавр экономики. Том 3. - М: Триада., 1999г.

3. Андреев В.К., -Правовое регулирование предпринимательской деятельности- М: Бухгалтерский учет.,1996г.

4. Базылев Н.И., Гурко С.П.- Экономическая теория.- Минск: Экоперспектива., 2004г.

5. Булатов А.С. -Экономика.- М: Юристъ., 2002г.

Подобные документы

    Понятие денег и необходимость их появления, содержание филогенетической концепции эволюции денег. Характеристика теорий денег: металлистической теории, номиналистической, количественной теории. Взаимосвязи между понятием стоимости и ее мерой измерения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Сущность денег, их роль, происхождение, значение. Основные функции денег, их формы и виды. Количественная, металлическая, номиналистическая и специфические теории денег. Ограниченность догмата количественной теории денег. Догматизм денежных властей.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2012

    Рассмотрение вопроса происхождения и эволюции денег. Раскрытие сущности металлистической, номиналистической, количественной, марксистской, неоклассической и кейнсеанской теорий. Изучение значимости денег в мире и в жизни каждого отдельного субъекта.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Виды денег: действительные деньги и знаки стоимости, заместители действительных денег. Возникновение и развитие бумажных и кредитных денег. Разновидность, цель и особенность кредитных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Возникновение и перспективы развития денег. Основные теории происхождения денег. Характеристики основных видов денег и их использование в хозяйственном обороте. Анализ использования денег в хозяйственном обороте России. Проблемы использование денег.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2009

    Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости. Последовательное описание эволюции денег в процессе исторического развития. Выявление содержания категории денег через ее функции и их взаимосвязи. Роль денег в экономике и жизни каждого человека.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Понятие, функции денег и история их появления. Появление и развитие количественной теории денег. Количественная теория денег в трактовке Фридмена. Сущность количественной теории денег. Две разновидности количественной теории денег, современный монетаризм.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2010

    Основатели и основные положения количественной теории денег. Особенности монетаристского варианта количественной теории. Вклад И. Фишера в модернизацию этой теории. Математическое обоснование количественной теории денег с помощью "уравнения обмена".

    презентация , добавлен 09.10.2016

    Рационалистическая и эволюционно-историческая концепции происхождения денег. Этапы развития денег. Металлическая, номиналистическая и количественная теории. Свойства денег как товара, их потребительская стоимость. Основные компоненты денежной системы.

    презентация , добавлен 14.12.2011

    Действительные деньги и знаки стоимости (заместители). Причины появления знаков стоимости при золотом обращении. Возникновение электронных денег. Ценность кредитных денег как отражение ценности товарной массы. Перспективы развития электронных денег.